Научная статья на тему 'Основные приоритетные направления экспорта нефти и газа в Азербайджанской Республике'

Основные приоритетные направления экспорта нефти и газа в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИЯ / НЕФТЯНОЙ СЕКТОР / КАПИТАЛ / ТЕХНОЛОГИЯ / ECONOMIC GROWTH / INTEGRATION / GLOBALIZATION / INVESTMENT / OIL AND GAS SECTOR / CAPITAL / TECHNOLOGY / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Вугар Намик Оглу

Данная статья посвящена вопросам рационального использования нефтяных и газовых ресурсов Азербайджана. В статье также рассматривается значения развития нефтяного сектора Азербайджана. В работе исследуются вопросы совершенствования экспортной политика Азербайджана и перспективы развития экспортного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority directions of oil and gas exports in the Republic of Azerbaijan

The article is devoted to issues of efficient use of oil and gas resources in Azerbaijan. The author considers the importance of development of oil and gas sector in Azerbaijan Republic. Besides, in the paper the questions of improving export policy of Azerbaijan and perspectives of development of export potential are examined.

Текст научной работы на тему «Основные приоритетные направления экспорта нефти и газа в Азербайджанской Республике»

Основные приоритетные направления экспорта нефти и газа в Азербайджанской Республике

УДК 339.565 ББК 65.422 А - 500

В.Н. Алиев Основу экспорта Азербайджана составляет продажа

зарубежным странам нефти и нефтяных продуктов. Одним словом, в экспорте страны основное стратегическое направление занимает нефтяной сектор. Достижения нефтяного сектора в последние годы, ежегодное увеличение экспорта нефти вывели Азербайджан в ряд основных стран-экспортеров нефти. В 2012 году планируется довести добычу нефти в стране до 60 млн тонн. Это показывает, что в ближайшие годы вес и роль нефтяного фактора в экспорте еще более возрастут.

Исследования показывают, что в настоящее время в повышении эффективности экспорта азербайджанской нефти приоритетны следующие задачи:

- снижение себестоимости экспортируемой нефти путем эффективного использования прогрессивной техники и технологий, зарубежных инвестиций, увеличение средств, поступающих от экспорта за счет позитивного использования изменения цен на мировом рынке и других факторов;

- использование средств, поступающих в большом объеме от экспорта нефти, для развития национальной экономики, как эффективную инвестицию, за счет данных средств развивать и другие сферы;

- организация эффективного менеджмента по сохранению средств, полученных от экспорта нефти, для будущих поколений, эффективное размещение их на мировом финансовом рынке;

- устранение отрицательных тенденций, которые могут быть образованы большими нефтяными доходами, сохранение непрерывной макроэкономической стабильности.

Заключенный с зарубежными нефтяными компаниями в сентябре 1994 года Контракт о долевом распределении добычи — “Контракт века” о совместной эксплуатации месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», располо-

женных в Азербайджанском секторе Каспийского моря, стал важным этапом в области привлечения зарубежных инвестиций для крупномасштабной эксплуатации нефтегазовых ресурсов Азербайджана. В настоящее время основой наблюдаемых в стране процессов развития нефтяного сектора, превращения Азербайджана в крупного экспортера является данный контракт. С подписанием “Контракта века” в истории независимого Азербайджанского государства началось осуществление национальной нефтяной стратегии и в результате реализации данной стратегии и подписания контрактов с международными нефтяными компаниями к эксплуатации нефтяных ресурсов были привлечены крупные зарубежные инвестиции. [1]

По общему мнению многочисленных исследователей: заключение в 1994 году “Контракта века” стало толчком для включения Азербайджана в мировую экономическую систему, ускорения интеграционных процессов в мировую экономику, укрепления позиций в международном мире, развития эффективного и взаимовыгодного сотрудничества со странами, чьи компании участвуют в нефтяных контрактах.

По мнению Президента И. Алиева, который отмечает, что в настоящее время энергетическая безопасность является наиболее актуальной проблемой в мире, особенно в развитых странах, нефтяная стратегия Азербайджана решит проблему энергетической безопасности страны на 100-150 лет вперед: «Наша сила заключается в том, что Азербайджан, решая свою проблему энергетической безопасности, одновременно способствует решению данной проблемы и в других странах: как в соседних странах, так и странах, географически не близких к нам». Он заявил, что в этом смысле Азербайджан уже играет важную роль в мире и в будущем эта роль будет возрастать: экспортные нефтегазовые трубопроводы Баку-Тбилиси-Джей-хан, Баку-Тбилиси-Эрзурум функционируют успешно и будут служить азербайджанскому народу в течение многих десятилетий.

Анализ статистических показателей последних лет показывает, что эксплуатация нефтегазовых ресурсов Азербайджана ежегодно расширяется, вследствие этого повышается удельный вес и стратегическое значение Азербайджана в мировом энергетическом снабжении.

В условиях успешной реализации национальной нефтяной стратегии совместная эксплуатация углеводородных ресурсов с зарубежными странами и их экспорт ежегодно увеличивается и благодаря этому валютные поступления государства растут высокими темпами. По темпам экономического развития Азербайджан занимает первое место в мире, является инициатором и участником больших региональных и международных проектов.[2]

Следует отметить, что объем активов Государственного Нефтяного Фонда, который при его создании составлял 271 млн долларов США, в настоящее время превысил 10 млрд долларов США и ежегодно данные средства будут возрастать, что должно быть оценено как успешное развитие национальной нефтяной стратегии.

В настоящее время правительство реализует различные программы и концепции, связанные с более эффективным использованием запасов в нефтяном секторе. Повышение эффективности нефтедобычи, более эффективная эксплуатация новых месторождений, применение инноваций в добывающей промышленности являются одними из основных задач.

Обнаружение в месторождении Шахдениз крупного запаса природного газа и начало его эксплуатации, начало функционирования газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, составляющего основу транспортной инфраструктуры экспорта газа, открыли широкие возможности для использования газового экспортного потенциала Азербайджана. С точки зрения реалий сегодняшнего дня, основной экспорт и будущая стратегия азербайджанского газа больше связаны с проектом «Шахдениз». Вместе с тем, на Каспийском шельфе Азербайджана и на территориях на суше есть достаточные запаса газа. Экспорт азербайджанского газа возможен в нескольких направлениях. Это может быть направление России, Ирана, Турции, через Турцию в страны Европы и другие альтернативные маршруты. Из имеющихся маршрутов необходимо отдать преимущество маршруту, который наиболее привлекателен экономически и с коммерческой точки зрения: экспорт азербайджанского газа может быть осуществлен только по выгодному с коммерческой точки зрения и экономически эффективному маршруту. [3,4]

Начало функционирования основных экспортных трубопроводов Баку-Тбили-си-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум открыло широкие возможности для транспортировки азербайджанской нефти и газа на международные рынки, для внедрения в стране диверсифицированной экспортной стратегии, транзитный потенциал страны повысился в несколько раз, что способствовало развитию импортно-экспортных связей между Грузией, Турцией и Центрально-Азиатским регионом. В целом, функционирование основных экспортных трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум и ежегодное увеличение транспортировки нефти и газа по данным трубопроводам оценивается как успех национальной нефтяной стратегии Азербайджана.

Единственной проблемой основного экспортного трубопровода Баку-Тби-лиси-Джейхан, одним из основных инвесторов которого является Азербайджан, становится вопрос его эффективной эксплуатации. В случае максимального использования мощности трубопровода, вложенный капитал может дать большую эффективность. В связи с этим, министр промышленности и энергетики Натик Алиев отметил: «Нашей основной целью является максимальное использование мощности нефтяного трубопровода ВТО. Поэтому мы привлечем всю нефть в регионе для экспорта на мировой рынок с помощью ВТО, что имеет экономическое значение прежде всего для Азербайджана и для Каспийского региона в целом».

Общая длина нефтяного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, сданного в эксплуатацию в 2006 году, составляет 1769 км, а пропускная способность - 1 млн баррелей в сутки, 50 млн тонн в год.[5]

Вышесказанное показывает, что для экспорта углеводорода Азербайджана открыты широкие возможности, сформирована необходимая инфраструктура для их вывоза на мировые рынки по более выгодным условиям. Однако для регулирования экспортного потенциала данной сферы и более эффективного его использования также необходимо довести производство-добычу нефти до требуемого уровня.

В последующие годы после «Контракта века» до сегодняшнего дня ГНКАР подписал с зарубежными нефтяными компаниями 27 соглашений, из которых 15 охватывают азербайджанский сектор Каспия, 12 соглашений - участки на суше. В данных соглашениях партнерами Государственной Нефтяной Компании являются 43 компании, представляющие 21 страну мира, в том числе такие развитые страны, как США, Канаду, Россию, Великобританию, Францию, Италию, Норвегию, Турцию, Иран, Японию, Китай, Корею. По мнению исследователей, в рамках соглашений, подписанных с зарубежными компаниями, на разведку, разработку и транспортировку углеводородных запасов страны в целом будет инвестировано более 60 миллиардов долларов США.

Следует отметить, что наличие возможности открытия новых нефте-конден-сатных месторождений в азербайджанском секторе акватории Каспия позволяет прогнозировать значительное повышение добычи нефти в ближайшем будущем, а в 2010-2015 годах до 66-67 млн тонн. Следует добавить, что, если проект «Контракт века» показал Азербайджан всему миру как нефтяную страну, открытие месторождения «Шахдениз» в июне 1999 года и успешное осуществление газового проекта «Шахдениз» дает возможность говорить о превращении Азербайджана в ближайшее время в одну из стран, экспортирующую газ в большом объеме: «В декабре 2006 года начато освоение восточной части месторождения «Шахдениз», в настоящее время здесь эксплуатируются 4 скважины со среднесуточным дебитом 19 млн куб.метров газа и 4,5 тыс. тонн конденсата и пробуривается 5-ая скважина. С момента начала разработки месторождения до сегодняшнего дня добыто 5,9 млрд кубических метров газа, 1,6 млн тонн конденсата». [6]

По расчетам специалистов, в 2015 году добыча газа по проекту «Шахдениз» может достичь 22 млрд кубометров, а в результате полномасштабной разработки

- 35 млрд кубометров. А в целом, учитывая возможности месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, «Шахдениз», месторождений ГНКАР по Азербайджану, а также других газоконденсатных месторождений, которые могут быть открыты в азербайджанском секторе Каспия, запланировано довести добычу газа в 2010 году до 33,0 млрд кубометров, а в 2015 году до 48,0 млрд кубометров.

Как было отмечено ранее, экспорт азербайджанского газа реализуется по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум. Общая длина данного трубопровода, обеспечивающего доставку природного газа в Турцию через территорию Грузии, составляет 971 км, диаметр - 1066 мм (42 дюйма), пропускная способность - до 20 млрд кубометров. Со дня сдачи в эксплуатацию до сегодняшнего дня в Грузию экспортировано 383 млн кубометров, а в Турцию начиная с июля 2007 года - 2,8 млрд кубометров газа.

Следует отметить, что повышение эффективности экспорта азербайджанской нефти, более правильное использование средств, поступающих от реализации нефти, развитие национальной экономики постоянно находится в центре внимания государства. До сегодняшнего дня в связи данной проблемой принят ряд государственных программ, законов, различных нормативно-правовых документов, Президентом подписаны указы и распоряжения.

Одним из важных шагов в данном направлении является создание Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики. Фонд создан Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 1999 года № 240, с целью эффективного управления средствами, полученными Азербайджанской Республикой от осуществления Соглашений о разведке, разработке и долевом распределении нефти и газа, заключенных между Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики и инвесторами, а также от осуществления других заключенных Соглашений по разведке и разработке запасов нефти и газа в Азербайджанской Республике, в том числе в азербайджанском секторе Каспийского моря. Основная задача фонда - обеспечить сбор и эффективное управление валютными и другими средствами, полученными от осуществления соглашений, заключенных в области разведки и разработки запасов нефти и газа во имя интересов сегодняшних граждан и будущих поколений Азербайджанской Республики.

Правительством Азербайджана разработана «Долгосрочная Стратегия по управлению нефтегазовыми доходами», утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики от 27 сентября 2004 года № 128. Необходимость в разработке стратегии обоснована следующим образом: благодаря реализации Национальной Нефтяной Стратегии, осуществляемой начиная с 1994 года, Азербайджанская Республика вступила в качественно новую эпоху в направлении развития нефтегазовых месторождений, в экономику страны привлечено огромное количество инвестиций, получены достижения в сфере транспортировки углеводородных запасов Каспийского моря на мировые рынки через Азербайджан, начиная с 1999 года в результате экспорта прибыльной нефти по «Контракту века» обеспечено непрерывное поступление иностранной валюты в страну.

В связи с широкомасштабной эксплуатацией углеводородов в Азербайджане, в условиях резкого повышения нефтегазовых доходов начиная с 2008 года, с одной стороны, и вероятность истощения существующих запасов нефти и газа в короткие сроки, сохранение макроэкономической стабильности, установленной в стране в условиях поступления иностранной валюты в большом объеме, наряду с сохранением части доходов для будущих поколений, использование их для повышения благосостояния настоящего поколения, стимулирование развития ненефтяного сектора и обеспечение сбалансированного развития экономики, с другой стороны, привели к необходимости принятия долгосрочной стратегии по управлению нефтегазовыми доходами. Указанная стратегия охватывает 2005-2025 годы и определяет основные принципы использования данных доходов в течение этого

времени и политику среднесрочных затрат.

В документе нашли отражение следующие аспекты относительно прогнозирования нефтегазовых доходов на долгосрочный период:

- объем нефтегазовых доходов Азербайджанской Республики на долгосрочный период устанавливается на основе возможных цен утвержденных запасов нефти и газа;

- объем запасов нефти и газа определяется на основе оценки ожидаемых запасов нефти и газа от месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, Шахдениз, от других месторождений, предусмотренных в соглашениях о долевом распределении добычи, а также от месторождений, находящихся в эксплуатации предприятий ГНКАР и созданных его учредительством;

- по мере открытия новых месторождений Азербайджана прогнозы в связи с объемами запасов нефти и газа уточняются;

- цена нефти и газа прогнозируется в пессимистическом варианте (по цене, ниже предусмотренного в базовом варианте) (базовый вариант - цена нефти и газа, прогнозируемая на соответствующий период).

Принципы долгосрочного использования большого объема средств, полученных от экспорта углеводородной продукции, в стратегии определены следующим образом:

- при прогнозировании затрат за счет нефтегазовых доходов на долгосрочный период за основу берется принцип неизменных реальных расходов и для предусмотренных затрат в течение периода, охватываемого данной стратегией, устанавливается годовой лимит;

- при достижении поступлений от нефтегазовых доходов максимального уровня не менее 25% их направляется на накопление;

- принятые правила расхода нефтегазовых доходов в течение периода, охватываемого долгосрочной стратегией по управлению нефте-газовыми доходами, остаются неизменными, и при том соблюдается лимит расходов на основе принципа неизменных реальных расходов;

- объем расходов в течение среднесрочного периода определяется с учетом лимитов, установленных для долгосрочного периода, на основе ненефтяного дефицита (разница между доходами и расходами общего бюджета страны, без учета нефтяного сектора). Резкое повышение-снижение разницы между расходами следующего и предыдущего года считается нежеланным, не допускается резкое повышение ненефтяного дефицита;

- расходы инвестиционного направления осуществляются в рамках Государственной Инвестиционной Программы, составляемой каждый год.

На основе реализаций данных принципов прогнозируется, что: удовлетворение высокой потребности Азербайджана в инвестициях, наряду с повышением рас-

ходов в первое время создаст условия для развития ненефтяного сектора и постепенного ослабления зависимости страны от нефтегазовых доходов, и развитие ненефтяного сектора в течение долгосрочного периода за счет нефтегазовых доходов обусловит снижение потребности страны в зарубежных займах.

В настоящее время обеспечение стабильности макроэкономики в стране на основе вышеуказанного документа, координирование приоритетных расходов за счет нефтегазовых доходов осуществляется на основе среднесрочной политики. Объем реальных расходов в течение среднесрочного периода может отклоняться от лимита, предусмотренного для долгосрочного периода. По мнению правительства, хотя это наряду с ускорением развития нефтяного сектора может привести к повышению инфляции в различных периодах, реальные годовые расходы должны учесть установленный лимит ненефтяного дефицита.

В качестве приоритетов использования нефтегазовых доходов Азербайджана в стратегии показано следующее:

- развитие ненефтяного сектора экономики, регионов и среднего предпринимательства;

- широкомасштабное развитие участков инфраструктуры;

- осуществление мер по снижению бедности и решение других социальных проблем;

- стимулирование повышения уровня интеллектуальной и технологической базы экономики;

- развитие «человеческого капитала» (подготовка высококвалифицированных кадров, в том числе в зарубежных странах, повышение профессиональности кадров);

- усиление обороноспособности страны.

Одним из документов, направленных на эффективное использование средств, поступивших от экспорта нефти, стал Указ Президента Азербайджанской Республики «О мерах по усилению антиинфляционных мер в Азербайджанской Республике».

Рост потребительских цен, оказывающий негативное влияние на закрепление успехов, достигнутых в стране в области экономики, и покупательскую способность населения. Превышение инфляцией ожидаемого уровня обусловили появление данного документа, а в качестве причин инфляции указано следующее: подорожание импортных товаров в результате влияния на производственные расходы повышения цены сырой нефти на мировых рынках, увеличение объема находящейся в обращении денежной массы и недостаточное развитие механизмов привлечения избыточной денежной массы к различным финансовым инструментам, несовершенство структуры направляемых в экономику инвестиций, недостаточность борьбы с монополизмом в производстве, торговле и импортно-экспортных операциях и др.

В результате развития экспорта углеводорода за счет возрастающих финансовых возможностей Азербайджана, в стране открылись широкие значительные инвестиционные возможности, в том числе финансирования региональных программ и инфраструктурных проектов, в том числе появилась благоприятная основа для осуществления целенаправленных мер для развития ненефтяного сектора. За счет нефтяных доходов, в том числе за счет средств Нефтяного Фонда осуществляется финансирование важных инфраструктурных проектов в стране и роль Государственного Нефтяного Фонда в стимулировании экономического развития страны, в финансировании государственных программ и проектов стратегического назначения, а также в обеспечении вложения инвестиций в регион из года в год возрастает. Мнения такого рода нашли свое отражение в документах ГНКАР

Сегодня за счет нефтяных доходов осуществляются важные мероприятия в направлении повышения кадрового потенциала страны. «Государственная Программа по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007-2015 годах», утвержденная Президентом Азербайджанской Республики, может быть показана в качестве значимого примера данных мер.

По мнению исследователей, происходящие в современном мире процессы глобализации и, естественно, участие Азербайджана в данных процессах, обусловливает предусмотрение определенных факторов в стратегии развития национальной экономики. Ускорение интеграции Азербайджана в мировую экономику, присоединение его ко многим международным соглашениям, взятие обязательств по либерализации внешней торговли и подготовка к членству во Всемирной Торговой Организации, продолжение повышения степени прозрачности национальной экономики повысили актуальность увеличения конкурентоспособности отраслей промышленности, секторов производства в стране, согласование их с международными стандартами с целью конкуренции их с зарубежными аналогами.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Официальный Интернет Сайт Президента Азербайджанской Республики: www. president.az

2. Мехтиев И.А. Инвестиционная структура Азербайджана и ее влияние на развитие экономика. - М., 2004, 220 с.

3. Мустафаева Н.М. Формирование макроэкономических пропорций в трансформируемой экономике. - Баку, 2005. 276 с.

4. Гаджиев Ш.Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. - Киев, 2002, с. 502.

5. ШакаралиевА.Ш. Экономическая политика государства: реальность и перспектива.

- Баку 2009. - с. 415

6. Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2003. - с. 528

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.