Основные приоритетные направления экспорта нефти и газа в Азербайджанской Республике
УДК 339.565 ББК 65.422 А - 500
В.Н. Алиев Основу экспорта Азербайджана составляет продажа
зарубежным странам нефти и нефтяных продуктов. Одним словом, в экспорте страны основное стратегическое направление занимает нефтяной сектор. Достижения нефтяного сектора в последние годы, ежегодное увеличение экспорта нефти вывели Азербайджан в ряд основных стран-экспортеров нефти. В 2012 году планируется довести добычу нефти в стране до 60 млн тонн. Это показывает, что в ближайшие годы вес и роль нефтяного фактора в экспорте еще более возрастут.
Исследования показывают, что в настоящее время в повышении эффективности экспорта азербайджанской нефти приоритетны следующие задачи:
- снижение себестоимости экспортируемой нефти путем эффективного использования прогрессивной техники и технологий, зарубежных инвестиций, увеличение средств, поступающих от экспорта за счет позитивного использования изменения цен на мировом рынке и других факторов;
- использование средств, поступающих в большом объеме от экспорта нефти, для развития национальной экономики, как эффективную инвестицию, за счет данных средств развивать и другие сферы;
- организация эффективного менеджмента по сохранению средств, полученных от экспорта нефти, для будущих поколений, эффективное размещение их на мировом финансовом рынке;
- устранение отрицательных тенденций, которые могут быть образованы большими нефтяными доходами, сохранение непрерывной макроэкономической стабильности.
Заключенный с зарубежными нефтяными компаниями в сентябре 1994 года Контракт о долевом распределении добычи — “Контракт века” о совместной эксплуатации месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», располо-
женных в Азербайджанском секторе Каспийского моря, стал важным этапом в области привлечения зарубежных инвестиций для крупномасштабной эксплуатации нефтегазовых ресурсов Азербайджана. В настоящее время основой наблюдаемых в стране процессов развития нефтяного сектора, превращения Азербайджана в крупного экспортера является данный контракт. С подписанием “Контракта века” в истории независимого Азербайджанского государства началось осуществление национальной нефтяной стратегии и в результате реализации данной стратегии и подписания контрактов с международными нефтяными компаниями к эксплуатации нефтяных ресурсов были привлечены крупные зарубежные инвестиции. [1]
По общему мнению многочисленных исследователей: заключение в 1994 году “Контракта века” стало толчком для включения Азербайджана в мировую экономическую систему, ускорения интеграционных процессов в мировую экономику, укрепления позиций в международном мире, развития эффективного и взаимовыгодного сотрудничества со странами, чьи компании участвуют в нефтяных контрактах.
По мнению Президента И. Алиева, который отмечает, что в настоящее время энергетическая безопасность является наиболее актуальной проблемой в мире, особенно в развитых странах, нефтяная стратегия Азербайджана решит проблему энергетической безопасности страны на 100-150 лет вперед: «Наша сила заключается в том, что Азербайджан, решая свою проблему энергетической безопасности, одновременно способствует решению данной проблемы и в других странах: как в соседних странах, так и странах, географически не близких к нам». Он заявил, что в этом смысле Азербайджан уже играет важную роль в мире и в будущем эта роль будет возрастать: экспортные нефтегазовые трубопроводы Баку-Тбилиси-Джей-хан, Баку-Тбилиси-Эрзурум функционируют успешно и будут служить азербайджанскому народу в течение многих десятилетий.
Анализ статистических показателей последних лет показывает, что эксплуатация нефтегазовых ресурсов Азербайджана ежегодно расширяется, вследствие этого повышается удельный вес и стратегическое значение Азербайджана в мировом энергетическом снабжении.
В условиях успешной реализации национальной нефтяной стратегии совместная эксплуатация углеводородных ресурсов с зарубежными странами и их экспорт ежегодно увеличивается и благодаря этому валютные поступления государства растут высокими темпами. По темпам экономического развития Азербайджан занимает первое место в мире, является инициатором и участником больших региональных и международных проектов.[2]
Следует отметить, что объем активов Государственного Нефтяного Фонда, который при его создании составлял 271 млн долларов США, в настоящее время превысил 10 млрд долларов США и ежегодно данные средства будут возрастать, что должно быть оценено как успешное развитие национальной нефтяной стратегии.
В настоящее время правительство реализует различные программы и концепции, связанные с более эффективным использованием запасов в нефтяном секторе. Повышение эффективности нефтедобычи, более эффективная эксплуатация новых месторождений, применение инноваций в добывающей промышленности являются одними из основных задач.
Обнаружение в месторождении Шахдениз крупного запаса природного газа и начало его эксплуатации, начало функционирования газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, составляющего основу транспортной инфраструктуры экспорта газа, открыли широкие возможности для использования газового экспортного потенциала Азербайджана. С точки зрения реалий сегодняшнего дня, основной экспорт и будущая стратегия азербайджанского газа больше связаны с проектом «Шахдениз». Вместе с тем, на Каспийском шельфе Азербайджана и на территориях на суше есть достаточные запаса газа. Экспорт азербайджанского газа возможен в нескольких направлениях. Это может быть направление России, Ирана, Турции, через Турцию в страны Европы и другие альтернативные маршруты. Из имеющихся маршрутов необходимо отдать преимущество маршруту, который наиболее привлекателен экономически и с коммерческой точки зрения: экспорт азербайджанского газа может быть осуществлен только по выгодному с коммерческой точки зрения и экономически эффективному маршруту. [3,4]
Начало функционирования основных экспортных трубопроводов Баку-Тбили-си-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум открыло широкие возможности для транспортировки азербайджанской нефти и газа на международные рынки, для внедрения в стране диверсифицированной экспортной стратегии, транзитный потенциал страны повысился в несколько раз, что способствовало развитию импортно-экспортных связей между Грузией, Турцией и Центрально-Азиатским регионом. В целом, функционирование основных экспортных трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум и ежегодное увеличение транспортировки нефти и газа по данным трубопроводам оценивается как успех национальной нефтяной стратегии Азербайджана.
Единственной проблемой основного экспортного трубопровода Баку-Тби-лиси-Джейхан, одним из основных инвесторов которого является Азербайджан, становится вопрос его эффективной эксплуатации. В случае максимального использования мощности трубопровода, вложенный капитал может дать большую эффективность. В связи с этим, министр промышленности и энергетики Натик Алиев отметил: «Нашей основной целью является максимальное использование мощности нефтяного трубопровода ВТО. Поэтому мы привлечем всю нефть в регионе для экспорта на мировой рынок с помощью ВТО, что имеет экономическое значение прежде всего для Азербайджана и для Каспийского региона в целом».
Общая длина нефтяного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, сданного в эксплуатацию в 2006 году, составляет 1769 км, а пропускная способность - 1 млн баррелей в сутки, 50 млн тонн в год.[5]
Вышесказанное показывает, что для экспорта углеводорода Азербайджана открыты широкие возможности, сформирована необходимая инфраструктура для их вывоза на мировые рынки по более выгодным условиям. Однако для регулирования экспортного потенциала данной сферы и более эффективного его использования также необходимо довести производство-добычу нефти до требуемого уровня.
В последующие годы после «Контракта века» до сегодняшнего дня ГНКАР подписал с зарубежными нефтяными компаниями 27 соглашений, из которых 15 охватывают азербайджанский сектор Каспия, 12 соглашений - участки на суше. В данных соглашениях партнерами Государственной Нефтяной Компании являются 43 компании, представляющие 21 страну мира, в том числе такие развитые страны, как США, Канаду, Россию, Великобританию, Францию, Италию, Норвегию, Турцию, Иран, Японию, Китай, Корею. По мнению исследователей, в рамках соглашений, подписанных с зарубежными компаниями, на разведку, разработку и транспортировку углеводородных запасов страны в целом будет инвестировано более 60 миллиардов долларов США.
Следует отметить, что наличие возможности открытия новых нефте-конден-сатных месторождений в азербайджанском секторе акватории Каспия позволяет прогнозировать значительное повышение добычи нефти в ближайшем будущем, а в 2010-2015 годах до 66-67 млн тонн. Следует добавить, что, если проект «Контракт века» показал Азербайджан всему миру как нефтяную страну, открытие месторождения «Шахдениз» в июне 1999 года и успешное осуществление газового проекта «Шахдениз» дает возможность говорить о превращении Азербайджана в ближайшее время в одну из стран, экспортирующую газ в большом объеме: «В декабре 2006 года начато освоение восточной части месторождения «Шахдениз», в настоящее время здесь эксплуатируются 4 скважины со среднесуточным дебитом 19 млн куб.метров газа и 4,5 тыс. тонн конденсата и пробуривается 5-ая скважина. С момента начала разработки месторождения до сегодняшнего дня добыто 5,9 млрд кубических метров газа, 1,6 млн тонн конденсата». [6]
По расчетам специалистов, в 2015 году добыча газа по проекту «Шахдениз» может достичь 22 млрд кубометров, а в результате полномасштабной разработки
- 35 млрд кубометров. А в целом, учитывая возможности месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, «Шахдениз», месторождений ГНКАР по Азербайджану, а также других газоконденсатных месторождений, которые могут быть открыты в азербайджанском секторе Каспия, запланировано довести добычу газа в 2010 году до 33,0 млрд кубометров, а в 2015 году до 48,0 млрд кубометров.
Как было отмечено ранее, экспорт азербайджанского газа реализуется по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум. Общая длина данного трубопровода, обеспечивающего доставку природного газа в Турцию через территорию Грузии, составляет 971 км, диаметр - 1066 мм (42 дюйма), пропускная способность - до 20 млрд кубометров. Со дня сдачи в эксплуатацию до сегодняшнего дня в Грузию экспортировано 383 млн кубометров, а в Турцию начиная с июля 2007 года - 2,8 млрд кубометров газа.
Следует отметить, что повышение эффективности экспорта азербайджанской нефти, более правильное использование средств, поступающих от реализации нефти, развитие национальной экономики постоянно находится в центре внимания государства. До сегодняшнего дня в связи данной проблемой принят ряд государственных программ, законов, различных нормативно-правовых документов, Президентом подписаны указы и распоряжения.
Одним из важных шагов в данном направлении является создание Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики. Фонд создан Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 1999 года № 240, с целью эффективного управления средствами, полученными Азербайджанской Республикой от осуществления Соглашений о разведке, разработке и долевом распределении нефти и газа, заключенных между Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики и инвесторами, а также от осуществления других заключенных Соглашений по разведке и разработке запасов нефти и газа в Азербайджанской Республике, в том числе в азербайджанском секторе Каспийского моря. Основная задача фонда - обеспечить сбор и эффективное управление валютными и другими средствами, полученными от осуществления соглашений, заключенных в области разведки и разработки запасов нефти и газа во имя интересов сегодняшних граждан и будущих поколений Азербайджанской Республики.
Правительством Азербайджана разработана «Долгосрочная Стратегия по управлению нефтегазовыми доходами», утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики от 27 сентября 2004 года № 128. Необходимость в разработке стратегии обоснована следующим образом: благодаря реализации Национальной Нефтяной Стратегии, осуществляемой начиная с 1994 года, Азербайджанская Республика вступила в качественно новую эпоху в направлении развития нефтегазовых месторождений, в экономику страны привлечено огромное количество инвестиций, получены достижения в сфере транспортировки углеводородных запасов Каспийского моря на мировые рынки через Азербайджан, начиная с 1999 года в результате экспорта прибыльной нефти по «Контракту века» обеспечено непрерывное поступление иностранной валюты в страну.
В связи с широкомасштабной эксплуатацией углеводородов в Азербайджане, в условиях резкого повышения нефтегазовых доходов начиная с 2008 года, с одной стороны, и вероятность истощения существующих запасов нефти и газа в короткие сроки, сохранение макроэкономической стабильности, установленной в стране в условиях поступления иностранной валюты в большом объеме, наряду с сохранением части доходов для будущих поколений, использование их для повышения благосостояния настоящего поколения, стимулирование развития ненефтяного сектора и обеспечение сбалансированного развития экономики, с другой стороны, привели к необходимости принятия долгосрочной стратегии по управлению нефтегазовыми доходами. Указанная стратегия охватывает 2005-2025 годы и определяет основные принципы использования данных доходов в течение этого
времени и политику среднесрочных затрат.
В документе нашли отражение следующие аспекты относительно прогнозирования нефтегазовых доходов на долгосрочный период:
- объем нефтегазовых доходов Азербайджанской Республики на долгосрочный период устанавливается на основе возможных цен утвержденных запасов нефти и газа;
- объем запасов нефти и газа определяется на основе оценки ожидаемых запасов нефти и газа от месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, Шахдениз, от других месторождений, предусмотренных в соглашениях о долевом распределении добычи, а также от месторождений, находящихся в эксплуатации предприятий ГНКАР и созданных его учредительством;
- по мере открытия новых месторождений Азербайджана прогнозы в связи с объемами запасов нефти и газа уточняются;
- цена нефти и газа прогнозируется в пессимистическом варианте (по цене, ниже предусмотренного в базовом варианте) (базовый вариант - цена нефти и газа, прогнозируемая на соответствующий период).
Принципы долгосрочного использования большого объема средств, полученных от экспорта углеводородной продукции, в стратегии определены следующим образом:
- при прогнозировании затрат за счет нефтегазовых доходов на долгосрочный период за основу берется принцип неизменных реальных расходов и для предусмотренных затрат в течение периода, охватываемого данной стратегией, устанавливается годовой лимит;
- при достижении поступлений от нефтегазовых доходов максимального уровня не менее 25% их направляется на накопление;
- принятые правила расхода нефтегазовых доходов в течение периода, охватываемого долгосрочной стратегией по управлению нефте-газовыми доходами, остаются неизменными, и при том соблюдается лимит расходов на основе принципа неизменных реальных расходов;
- объем расходов в течение среднесрочного периода определяется с учетом лимитов, установленных для долгосрочного периода, на основе ненефтяного дефицита (разница между доходами и расходами общего бюджета страны, без учета нефтяного сектора). Резкое повышение-снижение разницы между расходами следующего и предыдущего года считается нежеланным, не допускается резкое повышение ненефтяного дефицита;
- расходы инвестиционного направления осуществляются в рамках Государственной Инвестиционной Программы, составляемой каждый год.
На основе реализаций данных принципов прогнозируется, что: удовлетворение высокой потребности Азербайджана в инвестициях, наряду с повышением рас-
ходов в первое время создаст условия для развития ненефтяного сектора и постепенного ослабления зависимости страны от нефтегазовых доходов, и развитие ненефтяного сектора в течение долгосрочного периода за счет нефтегазовых доходов обусловит снижение потребности страны в зарубежных займах.
В настоящее время обеспечение стабильности макроэкономики в стране на основе вышеуказанного документа, координирование приоритетных расходов за счет нефтегазовых доходов осуществляется на основе среднесрочной политики. Объем реальных расходов в течение среднесрочного периода может отклоняться от лимита, предусмотренного для долгосрочного периода. По мнению правительства, хотя это наряду с ускорением развития нефтяного сектора может привести к повышению инфляции в различных периодах, реальные годовые расходы должны учесть установленный лимит ненефтяного дефицита.
В качестве приоритетов использования нефтегазовых доходов Азербайджана в стратегии показано следующее:
- развитие ненефтяного сектора экономики, регионов и среднего предпринимательства;
- широкомасштабное развитие участков инфраструктуры;
- осуществление мер по снижению бедности и решение других социальных проблем;
- стимулирование повышения уровня интеллектуальной и технологической базы экономики;
- развитие «человеческого капитала» (подготовка высококвалифицированных кадров, в том числе в зарубежных странах, повышение профессиональности кадров);
- усиление обороноспособности страны.
Одним из документов, направленных на эффективное использование средств, поступивших от экспорта нефти, стал Указ Президента Азербайджанской Республики «О мерах по усилению антиинфляционных мер в Азербайджанской Республике».
Рост потребительских цен, оказывающий негативное влияние на закрепление успехов, достигнутых в стране в области экономики, и покупательскую способность населения. Превышение инфляцией ожидаемого уровня обусловили появление данного документа, а в качестве причин инфляции указано следующее: подорожание импортных товаров в результате влияния на производственные расходы повышения цены сырой нефти на мировых рынках, увеличение объема находящейся в обращении денежной массы и недостаточное развитие механизмов привлечения избыточной денежной массы к различным финансовым инструментам, несовершенство структуры направляемых в экономику инвестиций, недостаточность борьбы с монополизмом в производстве, торговле и импортно-экспортных операциях и др.
В результате развития экспорта углеводорода за счет возрастающих финансовых возможностей Азербайджана, в стране открылись широкие значительные инвестиционные возможности, в том числе финансирования региональных программ и инфраструктурных проектов, в том числе появилась благоприятная основа для осуществления целенаправленных мер для развития ненефтяного сектора. За счет нефтяных доходов, в том числе за счет средств Нефтяного Фонда осуществляется финансирование важных инфраструктурных проектов в стране и роль Государственного Нефтяного Фонда в стимулировании экономического развития страны, в финансировании государственных программ и проектов стратегического назначения, а также в обеспечении вложения инвестиций в регион из года в год возрастает. Мнения такого рода нашли свое отражение в документах ГНКАР
Сегодня за счет нефтяных доходов осуществляются важные мероприятия в направлении повышения кадрового потенциала страны. «Государственная Программа по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007-2015 годах», утвержденная Президентом Азербайджанской Республики, может быть показана в качестве значимого примера данных мер.
По мнению исследователей, происходящие в современном мире процессы глобализации и, естественно, участие Азербайджана в данных процессах, обусловливает предусмотрение определенных факторов в стратегии развития национальной экономики. Ускорение интеграции Азербайджана в мировую экономику, присоединение его ко многим международным соглашениям, взятие обязательств по либерализации внешней торговли и подготовка к членству во Всемирной Торговой Организации, продолжение повышения степени прозрачности национальной экономики повысили актуальность увеличения конкурентоспособности отраслей промышленности, секторов производства в стране, согласование их с международными стандартами с целью конкуренции их с зарубежными аналогами.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Официальный Интернет Сайт Президента Азербайджанской Республики: www. president.az
2. Мехтиев И.А. Инвестиционная структура Азербайджана и ее влияние на развитие экономика. - М., 2004, 220 с.
3. Мустафаева Н.М. Формирование макроэкономических пропорций в трансформируемой экономике. - Баку, 2005. 276 с.
4. Гаджиев Ш.Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. - Киев, 2002, с. 502.
5. ШакаралиевА.Ш. Экономическая политика государства: реальность и перспектива.
- Баку 2009. - с. 415
6. Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2003. - с. 528