Основные принципы, требования и порядок разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования на
примере города Сургута
Basic principles, requirements and order of working-out the Strategy of social and economic development on the example of the city of Surgut
Заведеев Егор Владимирович
Zavedeev Egor Vladimirovich
К.э.н., доцент
БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Аннотация
В статье представлена общая схема процесса разработки Стратегии 2030 социально-экономического развития города Сургута. Описаны механизмы применения передовых методов и подходов, а также алгоритмы максимального вовлечения в этот процесс экспертов, представителей градообразующих компаний, малых и средних предприятий. Обозначены инструменты учета мнения большинства групп населения. Представлены основные результаты стратегического планирования и смысловые блоки полученного проектного документа.
Abstract
The article presents the general scheme of the working-out process of the Strategy 2030 of social and economic development of the city of Surgut. The mechanisms of application of the advanced methods and approaches, algorithms of the maximum involvement of experts, representatives of the city-forming companies, small and medium enterprises in this process are described. The authors designate the instruments of opinions account of the majority of national groups. The main results of the strategic planning and semantic blocks of the worked-out project document are provided.
Ключевые слова
Стратегия, социально-экономическое развитие, муниципальный заказ, миссия, стратегические цели, местное самоуправление, бизнес структуры, стратегические сценарии, механизмы реализации Стратегии.
Keywords
Strategy, social and economic development, municipal order, mission, strategic objectives, local self-government, business structure, strategic scenarios, strategy implementation mechanisms.
Разработка Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2030 года проводилась Сургутским государственным университетом в рамках муниципального заказа администрации города, по итогам специально проведенного открытого конкурса. В соответствии с техническим заданием и пожеланиями кураторов данного процесса со стороны администрации города (заказчик) разрабатываемая стратегия должна учитывать конкретные социально-экономические условия города и региона и быть достаточно гибким, «живым» документом, легко адаптируемым под существенные изменения социально-экономической ситуации.
Кроме того, разрабатываемый документ должен соответствовать требованиям Федерального закона РФ от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", четко обозначать цели и задачи управления городом и определять направления его социально-экономического развития на долгосрочный период. Данный документ должен был разрабатываться с учетом стратегии развития России, а также приоритетных направлений развития на уровне автономного округа.
В соответствии с основными положениями указанного Федерального закона при разработке Стратегии города Сургута должны быть учтены следующие основополагающие принципы: единства и целостности; разграничения полномочий; преемственности и непрерывности; сбалансированности системы стратегического планирования;
результативности и эффективности; прозрачности (открытости); ответственности участников стратегического планирования; реалистичности; ресурсной обеспеченности; измеряемости целей; соответствия показателей целям; программно-целевой принцип.
Таким образом, с учетом вышесказанного были проработаны основные требования, принципы и условия процесса стратегического планирования в городе Сургуте. В качестве основных методологических принципов формирования стратегии города были выбраны следующие:
1. Стратегический план должен стать «рабочим инструментом» управления процессом долгосрочного развития города. Выявление ключевых идей относительно миссии и основной стратегической цели развития Сургута, а также системы приоритетных целей по направлениям его развития должно проводиться на основе глубокого учета общественного мнения, выявления основных рисков и возможностей развития, сильных и слабых сторон муниципального образования. Сформированные цели и приоритеты стратегического плана должны быть доведены до местного сообщества и однозначно согласованы с ним.
2. Стратегия должна стать документом общественного согласия. Для этого должна быть проведена тщательная диагностика основных потребностей и интересов органов местного самоуправления, бизнес структур, общественных объединений и неформальных групп города, построение на этой основе образа желаемого будущего.
3. При формировании стратегического плана Сургута должна быть максимально учтена индивидуальность города, сохранен его неповторимый образ.
4. Итоговый документ должен представлять собой систему целей и задач, критериев и показателей развития города с выходом на перечень конкретных программ и проектов. Причем формулировки целей и их взаимосвязь должны удовлетворять всем требованиям и принципам системной стратегической работы.
5. Альтернативные стратегические сценарии развития Сургута должны быть сформированы в ходе проведения SWOT-анализа его текущей экономической и социальной ситуации во внешней и внутренней среде.
6. Итоговый стратегический документ должен быть разработан для базового, наиболее приемлемого для города стратегического сценария с учетом возможности смены сценария на один из альтернативных.
С учетом указанных принципов была обозначена общая схема разработки Стратегии города Сургута предполагающая применение передовых подходов и инновационных разработок на основе максимального вовлечения экспертов, представителей градообразующих предприятий, разных групп населения, создания открытой и доступной системы. (рис. 1)
Нормативно-правовые акты
Сценарии развития РФ, УрФО, ХМАО-Югры
Анализ выполнения
Стратегии Сургута 2020
Основные требования и методические принципы процесса разработки Стратегии
Общественное мнение. Интервью с руководителями крупных предприятий
3 |=>
3
1 этап
1. Анализ социально- 2. Формирование
экономического Медиа-плана по
положения Сургута, освещению в СМИ
оценка современных хода разработки
проблем и «вызовов» Стратегии
его развития
Анализ динамики показателей СЭР
города за предыдущие годы
3
2 этап
V
5. Моделирование сценариев социально-экономического развития Сургута
3. Определение
генеральной стратегической цели и системы стратегических
целей по направлениям
6. Формирование механизмов реализации Стратегии
С
О
4.Реализация Медиа-плана
7. Подготовка окончательного варианта проекта
Рис. 1. Общая схема процесса стратегического планирования
План график выполнения основных этапов и стадий процесса разработки стратегического плана представлен в таблице 1. Для выполнения работ по стратегическому планированию были сформулированы рабочие группы. Члены рабочих групп набирались из наиболее подготовленных сотрудников университета, имеющих научные интересы в соответствующей сфере. Так же были привлечены две консалтинговые фирмы.
Таблица 1
План-график работ по разработке Стратегии развития города
Сургута до 2030 г.
№ п/п Содержание этапа работ Сроки проведения Ответственные исполнители и участники
1-й этап
1. Анализ социально-экономического положения Сургута, оценка современных проблем развития октябрь -ноябрь 2013 г. Рабочая группа Института экономики и управления
2. Формирование Медиа-плана по освещению хода разработки Стратегии в основных СМИ города и интернет-площадках сентябрь 2013 г. Рабочая группа Института экономики и управления, Отдел внешних связей
2-й этап
3. Определение главной стратегической цели и системы стратегических целей ключевых направлений развития города до 2017, 2022 и 2030 годов с определением конечных общественно значимых результатов развития декабрь 2013 - апрель 2014 Рабочая группа Института экономики и управления, специалисты консалтинговых фирм, рабочие группы СурГУ по направлениям развития, представители крупных предприятий города, сотрудники администрации, представители общественных организаций
4. Моделирование основных условий и сценариев развития Сургута январь -март 2014 Рабочая группа Института экономики и управления, сотрудники Департамента экономической политики администрации города
5. Формирование механизмов реализации Стратегии апрель - май 2014
6. Реализация Медиа-плана октябрь 2013 - июль 2014 Руководитель рабочей группы Института экономики и управления, приглашенные эксперты, СМИ и интернет
7. Подготовка окончательного проекта Стратегии СЭР города Сургута на период до 2030 года. июнь -август 2014 Рабочая группа Института экономики и управления, сотрудники Департамента экономической политики администрации города
Таким образом формирование проекта Стратегии проводилось в два
этапа.
Первый этап
На этом этапе основной задачей было выявление наиболее ключевых проблем и «вызовов» развития Сургута, оценка текущей социально-экономической ситуации. Для наиболее полного выявления представлений горожан о желаемом образе города, о проблемах и приоритетах его развития, были проведены целый ряд глубинных интервью с представителями руководства крупных предприятий города, с предпринимательским сообществом, с ключевыми должностными лицами городской администрации, избранными депутатами городской думы, с членами общественных объединений и ассоциаций. Также были реализованы фокус-группы с представителями различных профессиональных и возрастных групп жителей города Сургута. Участники интервью определялись преимущественно по согласованию с заказчиком, однако в процессе работы задействовались также и те респонденты, рекомендации по которым давали и сами интервьюируемые. Содержание интервью включало вопросы, ориентированные на получение информации о ключевых проблемах, волнующих горожан, видении жителями основных пробелов, возможностей и внешних угроз в развитии города.
Другим важным элементом данного этапа работы было Формирование Медиа-плана по освещению в СМИ хода разработки Стратегии. Данный план должен был обеспечить постоянное информирование жителей города об этапах разработки Стратегического плана, о наиболее важных мероприятиях, связанных с процессом планирования, о встречах жителей города с разработчиками Стратегии, об основных результатах данных мероприятий. Ключевой задачей формируемого Медиа-плана было налаживание четкой системы учета общественного мнения для информационного обеспечения процесса стратегического планирования.
Второй этап
Основными задачами этого этапа являлось: установление стратегических целей развития города, формирование сценарных условий и моделирование механизмов реализации Стратегического плана.
Результаты предыдущих стадий задали информационную основу для формулирования генеральной цели развития города на долгосрочную перспективу. На основе анализа данных полученных в результате проведенных интервью с ключевыми экспертами о возможном будущем Сургута, его сильных и слабых сторонах, направлениях и перспективах его развития, был сформирован желаемый образ будущего города. Результаты интервью были дополнены данными выявленными в ходе мозговых штурмов с активными представителями разных групп населения города, а также в ходе обсуждений в средствах массовой информации и в интернете. При этом широко привлекались городские лидеры, а также сотрудники Администрации Сургута, обладающие полномочиями и ответственностью за реализацию проектов и мероприятий по различным направлениям развития.
Для проведения указанных фокус-групп и глубинных интервью был сформирован план-график их проведения по каждому направлению, обозначены цели и задачи, примерные сценарии (например, для направления «Гражданское общество» - табл. 2), определены участники (табл. 3).
Таблица 2
План проведения стратегических сессий
№ п/п Наименование стратегической сессии Сроки проведения Исполнители, Участники
1. «Образ желаемого будущего г. Сургута -молодежный взгляд» 24.01.2014 г. Рабочая группа ИЭиУ, приглашенный консультант, Студенты СурГУ, СурГПУ, ТюмГУ
2. Стратегическая сессия по направлению «Развитие гражданского общества» 07-08.02.2014 г. 26-28.02.2014 г. Рабочая группа СурГУ по направлению «Гражданское общество», представители городских властей и авторы и исполнители программ, связанных с развитием данного направления, эксперты, учёные, члены общественных организаций, депутаты
№ п/п Наименование стратегической сессии Сроки проведения Исполнители, Участники
городской Думы
3. Стратегическая сессия по направлению «Развитие человеческого потенциала» 18-19.03.2014 г. Рабочая группа СурГУ по направлению «Развитие человеческого потенциала», представители Администрации города и разработчики программ, связанный с развитием направления, эксперты из представителей науки, общественный организаций, партий, Думы
4. Стратегическая сессия по направлению «Промышленный, научный, инновационный центр» 14-15.03.2014 г. 03-04.04.2014 г. Рабочая группа СурГУ по направлению «Предпринимательство», Рабочая группа ИЭиУ, приглашенный консультант, представители крупных организаций города, предприниматели
5. Стратегическая сессия по направлению «Жизнеобеспечение» 27-28.03.2014 г. Рабочая группа СурГУ по направлению «Жизнеобеспечение», Рабочая группа ИЭиУ, приглашенный консультант, представители крупных предприятий, организаций ЖКХ, строительнвк предприятий
Таблица 3
Рабочая группа по направлению «Гражданское общество»
Основные задачи группы Участники
Участие в стратегических сессиях, фокус-группах, рабочих встречах по направлению «Человеческий потенциал». Определение образа желаемого будущего по данному направлению развития, выработка стратегической цели направления, формирование задач и ключевых показателей развития. Выработка возможный мер и конкретных проектов по данному направлению Труфанова Ж.Н., зав.кафедрой истории России; Кирилюк Д.Н., доцент каф. истории России; Попова Л.А., зам.директора по научной работе ИГиП; Ушакова Н.В., зав. кафедрой политико-правовых дисциплин; Кулагина И.В., доцент кафедры философии; Шкаревский Д.Н., доцент каф. Теории и истории государства и права.
Формирование программ проведения стратегических сессий осуществлялось примерно по следующей схеме:
1. Совещание с представителями заказчика с целью выявления ожиданий заказчика и назначения данного направления стратегического планирования, подготовка необходимых для проведения сессии материалов.
2. Обсуждение с заказчиком принципов отбора участников сессии и определение их желательного состава.
3. Решение организационных и технических вопросов, определение формы отчета и представления результатов сессии.
Таким образом в ходе работы по формированию проекта Стратегии в Сургутском государственном университете было проведено по 3 серии сессий по каждому из направлений развития Сургута, в которых приняли участие более 200 человек: экспертов по отрасли, жителей города, ученых Университета. Ведущими на многих сессиях были специалисты из приглашенных консалтинговых компаний, имеющие значительный опыт проведения подобной работы.
В результате проведенных стратегических сессий были сформулированы: Генеральная стратегическая цель развития города Сургута, наиболее приоритетные направления его развития, цели и задачи по каждому направлению, принципиально определены основные механизмы и инструменты достижения обозначенных целей, выявлены ключевые положения возможных сценариев развития города.
В качестве главной стратегической цели развития города было выбрано: «Формирование промышленно-научного центра с инновационной диверсифицированной экономикой, широкими возможностями осуществления предпринимательской деятельности, высоким потенциалом экономического и гражданского развития для горожан».
Главными приоритетами были выбраны следующие 4 направления и 12 векторов социально-экономического развития города Сургута. [1]:
1. Направление - Предпринимательство (вектора: Промышленность, Бизнес, Инновации)
2. Направление - Человеческий потенциал (вектора: Образование, Здравоохранение, Культура, молодёжная политика и спорт)
3. Направление - Гражданское общество (вектора: Коммуникации, Безопасность, Самоуправление)
4. Направление - Жизнеобеспечение (вектора: ЖКХ, Градостроительство, Экология).
В рамках обозначенных направлений развития установлены следующие цели [1]:
1) формирование инновационной диверсифицированной экономики, обеспечивающей поддержание достигнутых уровней производства в нефтегазовом секторе и ускоренное развитие обрабатывающей промышленности, прикладной науки, а также малого и среднего предпринимательства;
2) расширение возможности развития человеческого потенциала на основе синергетического взаимодействия образования, культуры, здравоохранения, спорта и молодёжной политики (как за счёт роста численности населения, так и за счёт возрастания профессиональных, научных или творческих способностей каждого горожанина);
3) создание условий для активного участия жителей в управлении городом на основе сотрудничества между гражданами и властью;
4) обеспечение условий для развития Сургута как экологически безопасного зелёного города с комфортным и доступным жильём, качественной и разветвлённой транспортной сетью, с достаточным количеством парков и скверов.
Сформулированная таким образом Генеральная цель Стратегии развития города, цели отдельных направлений и векторов развития достаточно четко корреспондируются с основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, федеральных отраслевых стратегий, Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2030 года.
В результате вышеуказанной работы, а также на основе анализа большого количества литературных источников, с учетом кодекса лучших практик, стратегий, отчетов и рейтингов социально-экономического развития международного, российского и регионального уровней сформирован
окончательный стратегический документ, включающий следующие смысловые блоки.
1. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития города Сургута. Обоснование необходимости корректировки существующей стратегии развития города.
2. Основные сценарии развития города с учётом сценариев развития Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Определение приоритетов и стратегических целей развития города.
4. Основные меры по достижению стратегических целей развития Сургута
5. Ожидаемые результаты достижения целей и задач, интегральные индексы достижения стратегии социально-экономического развития города Сургута на период до 2030 года.
6. Механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития город Сургута
Вместе с проектом Стратегии социально-экономического развития города Сургута были разработаны проекты паспортов муниципальных программ по направлениям и векторам его развития, прогноз динамики показателей достижения установленных стратегических целей и задач, а также дорожная карта реализации проектов и мероприятий для достижения этих целей и задач.
Разработанный проект Стратегии концентрируется на ключевых, наиболее важных и приоритетных для города направлениях развития, выявленных в ходе стратегических сессий и аналитической работы наиболее актуальных городских проблем, конкурентных преимуществ города Сургута, оценке его сильных и слабых сторон, с учетом тенденций развития автономного округа, России и мирового сообщества в целом. Важным, на наш взгляд, является соблюдение в проектном документе принципа вертикальной и горизонтальной интеграции, а также наличие индексного
подхода, упрощающего восприятие и мониторинг показателей социально-экономического положения города.
Список использованных источников
1. Распоряжение от 22 марта 2012 года № 101-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года».
2. Решение Думы города Сургута от 28 мая 2015 года «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года».
3. Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».