Научная статья на тему 'Основные принципы профессиональной подготовки специалистов в условиях регионального представительства крупного ВУЗа'

Основные принципы профессиональной подготовки специалистов в условиях регионального представительства крупного ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ (REGIONAL DEALERSHIP / INTERDISCIPLINARY PRINCIPLE) / VOCATIONAL TRAINING / DISTANCE EDUCATION / PRINCIPLE OF SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Т. Б.

В статье рассматриваются принципы профессиональной подготовки специалистов в условиях регионального представительства крупного ВУЗа. Сравнительный анализ позволил выделить базовые принципы, отражающие специфику содержания и организации обучения будущих юристов в системе дистанционного образования (принцип профессиональной направленности; принцип междисциплинарности, принцип педагогического сопровождения; принцип регионализации образования; принцип социального партнерства и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PRINCIPLES OF THE VOCATIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN REGIONAL DEALERSHIP OF THE MAJOR IHE CONDITIONS

In this article the principles of vocational training are considered in regional dealership of the major IHE conditions. Comparative analyze allowed to single out the top principles, speculating the specify of content and organization of lower to be training in the distance educational system (vocational orientation, interdisciplinary principle, the principle of teaching accompaniment, the principle of regional education, the principle of social partnership and others).

Текст научной работы на тему «Основные принципы профессиональной подготовки специалистов в условиях регионального представительства крупного ВУЗа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА КРУПНОГО ВУЗА

Т.Б. ИВАНОВА

соискатель МГИУ

Аннотация. В статье рассматриваются принципы профессиональной подготовки специалистов в условиях регионального представительства крупного ВУЗа. Сравнительный анализ позволил выделить базовые принципы, отражающие специфику содержания и организации обучения будущих юристов в системе дистанционного образования (принцип профессиональной направленности; принцип междисциплинарнос-ти, принцип педагогического сопровождения; принцип регионализации образования; принцип социального партнерства и др.).

Ключевые слова: региональное представительство, профессиональная подготовка, дистанционное образование, принцип социального партнерства, принцип междисциплинарности (regional dealership, vocational training, distance education, principle of social partnership, interdisciplinary principle).

THE MAIN PRINCIPLES OF THE VOCATIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN REGIONAL DEALERSHIP OF THE MAJOR IHE

CONDITIONS

T.B. IVANOVA

Annotation. In this article the principles of vocational training are considered in regional dealership of the major IHE conditions. Comparative analyze allowed to single out the top principles, speculating the specify of content and organization of lower to be training in the distance educational system (vocational orientation, interdisciplinary principle, the principle of teaching accompaniment, the principle of regional education, the principle of social partnership and others).

Организационно-содержательная структура профессиональной подготовки специалистов в условиях регионального представительства крупного ВУЗа подчиняется определенным принципам. Сравнительный анализ исследований по педагогике высшей школы, обобщение организационно-педагог ического опыта работы преподавателей различных дисциплин при подготовке студентов по учебному плану «Юриспруденция» позволяют выделить базовые принципы, отражающие специфику содержания и организации обучения будущих юристов.

Принцип профессиональной направленности в обучении студентов системы дистанционного образования — ведущий принцип, так как он обеспечивает реализацию профессиограммы специалиста в процессе его подготовки к профессии. Структурные части профессиограммы обеспечиваются учебным планом, содержанием учебных программ и методами обучения студентов. Таким образом, профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса — это ориентация целей и задач, содержания, форм и методов обучения студентов на реализацию про-фессиограммы определенной категории работников в их учебно-профессиональной деятельности.

Проблемно-комплексный принцип в обучении особенно важен в связи с ограниченным сроком теоретического обучения студентов, что требует рационального использования времени при организации учебно-воспитательного процесса. Комплексность предполагает: а) единый подход преподавателей всех дисциплин к реализации профессиограммы специалистов с учетом их контингента (работающих или не работающих по специальности); б) интегративное решение образовательных, развивающих и воспитательных задач на всех видах учебных занятий. Про-блемность содержания занятий заключена в отборе для содержания занятий наиболее актуальных вопросов профессиональной деятельности будущих юристов с учетом периода современного развития правового общества. С помощью анализа практического знания студентов и их опроса по вопросам изучаемой темы осуществляется планирование консультаций и определение направленности ознакомительной практики.

Принцип унификации и дифференциации обучения слушателей предполагает наличие базисной программы изучения опорных понятий и формирования ведущих профессиональных умений по каждому

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

учебному курсу, а также функциональных программ, отражающих вариантность учебного материала, методов и форм обучения в зависимости от контингента слушателей (возраста, уровня подготовленности к обучению в высшей школе, практических умений в рамках будущей профессии, стажа работы). Дифференциация содержания обучения студентов дистанционного образования осуществляется на консультационных занятиях.

Принцип активной позиции личности студентов составляет обязательное условие эффективности процесса обучения при обучении в высшей школе системы дистанционного образования. Каждый студентов обладает определенной суммой знаний и практическим опытом, которые требуют применения и обобщения в процессе занятий. Развитие и совершенствование профессиональных знаний и практических умений возможно лишь в активной деятельности, моделирующей профессиональные ситуации.

Принцип междисциплинарности обеспечивает реализацию всех вышеназванных принципов в русле единых организационно-педагогических требований к содержанию и методам подготовки студентов, взаимодействие, сотрудничество преподавателей разных дисциплин при составлении, а также при внедрении базисных и функциональных учебных программ в группах, их координацию. Также важна интеграция профессиональных знаний и умений в комплексных формах организации обучения студентов (комплексные лекции, выездные занятия, экскурсии, семинары, зачеты, выпускные работы, учебные дискуссии, деловые игры и т.п.). Меж-дисциплинарность как самостоятельный принцип имеет существенное значение в интенсификации и рациональной организации обучения будущих юристов.

Принцип интенсификации обучения состоит в достижении более высоких показателей профессиональной подготовленности будущих специалистов с минимальными затратами педагогического и учебного труда. Термин «интенсификация» означает ускорение, увеличение напряженности, производительности, действенности. Интенсификация учебно-воспитательного процесса подготовки студентов в высшей школе — это обеспечение в сжатые сроки компетентностной подготовленности будущего специалиста к своей профессии на основе комплексной реализации инновационных форм и педагогических технологий обучения и максимального использования внутренних резервов обучения студентов. Интенсификация обучения обеспечивается лишь при наличии активной позиции личности в учебно-воспитательном процессе.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Возможность педагога адаптировать технологические и системотехнические подходы к реальному учебному процессу, выделять направления, связанные с разработкой конструкций информационных систем обучения, составляют профессиональные компетенции педагога. Поэтому можно говорить, что в системе дистанционного обучения качество подготовки будущих специалистов зависит от уровня информационной культуры преподавателя и укомплектованности учебного процесса информационными средствами (внешняя среда) обучения как принципа педагогического сопровождения в условиях высокого уровня внешней среды модели подготовки специалиста.

Принцип регионализации образования включает: введение национально-региональных компонентов содержания образования; переход образовательных учреждений от отраслевой к региональной ориентации; расширение культурообразующих функций образовательных учреждений в своих регионах; вхождение образовательных учреждений в региональное образовательное пространство; разработку долгосрочных региональных программ развития образования.

Принцип интеграции вариативных форм и содержания обучения основан на концепции интегрированной системы бучения Н.Г. Хохлова.

Принцип социального партнерства дает возможность развиваться образовательному учреждению, в том числе методической службе, как открытой самодостаточной системе, обеспечивая «живую связь» с экономическими, социальными институтами общества, прежде всего с работодателями.

На основании перечисленных принципов делаем вывод, что система «ВУЗ — региональное представительство» является открытой научно-образовательной системой, формирующей профессионально-ориентированную среду регионального представительства, при которой большая часть учебных занятий осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности) при обязательном сохранении качества подготовки будущего специалиста.

Литература

1. Деражне Ю.Л. Открытое обучение. ВНПЦ профориентации Минтруда России, 2002.

2. А.Б. Фурда. Планирование и управление дистанционным обучением на уровне учебного заведения, программы, курса. Центр дистанционного обучения. МБЕРИФ-Бизнес-центр, 2005.

3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. — М.: Наука, 1999. — 191 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ СОВЕРШЕНИЯ

П.А. ИСТОМИН, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Анализ действующего российского законодательства позволяет говорить о его несовершенстве. Поэтому автор отмечает те пока редкие публикации, где говорилось бы о всестороннем изучении личности преступника. И особенности налогового преступника. На основании изученных документов и публикаций был сделан вывод о том, что в условиях рыночных отношений нужна кропотливая и долговременная работа по недопущению налоговых преступлений.

Ключевые слова: прагматизм молодёжи, воспитание человека в духе уважения к законам, неравенство в распределении доходов как мощный дестабилизирующий фактор, провоцирующий преступность.

TAXATION FELONIES AND SOME PSYCHOLOGICAL PRESUPPOSITIONS

OF THEIR COMMITTING

PETER A. ISTOMIN, an applicant for doctor degree the department criminal Law Stavropol state University associate professor

Annotation. The analysis of the Russian legislation allows coming to the idea at its imperfection. The author notes the rare publications about thorough research of the criminal individuals. Special attention is paid to the peculiarities of taxation felony.

On the ground of examined documents and publication author comes to the conclusion that in condition of the market economy it is necessary to make hard and lasting a long time work to prevent taxation felony.

Key words: youth pragmatics, education based on respect to the law, inequality in income distribution as the main factor of disstabilization, provoking criminality

Сегодня в науке актуальна тенденция комплексного анализа явлений окружающей действительности, независимо от того, какая наука им занимается: философия, политология или юриспруденция. Взаимодействие достижений нескольких отраслей знания имеют своей конечной целью наиболее полное, всестороннее и углубленное изучение проблемы и в целом оправданно. Объединение усилий юриспруденции и психологии для выяснения сущности понятия «экономический преступник» или «налоговый преступник» логично. Если психология ставит перед собой смелую задачу объяснить и спрогнозировать те неосязаемые и внешне невидимые процессы, которые именуются «сознанием», то юриспруденция работает с результатами этой «внутренней кухни», которая определяет выбор модели поведения определенного субъекта в определенных, конкретно сложившихся обстоятельствах.

В российской криминологии в настоящее время формируется отдельное направление — криминоин-дустриология (криминология производства), изучающая экономическую преступность.

Анализ изученных нами архивных уголовных дел и дел, находящихся в производстве, подтверждает высокий социальный статус и профессионализм лиц, совершивших преступления в сфере экономики. Такие преступления, как правило, совершаются бизнесменами, собственниками или руководителями предприятий, управляющими компаний, менеджера-

ми, банкирами, брокерами, т.е. теми, кто на практике организует экономический процесс. При этом указанное явление характерно для любого региона России. Так, З.А. Коновалова в работе «Налоговая преступность и ее предупреждение в Республике Коми» пишет, что из всех нарушителей налогового законодательства чуть больше половины (52%) — женщины. Это объясняется тем, что практически во всех организациях ответственными за бухгалтерский учет являются главные бухгалтеры, а они, как правило, женщины, несмотря на то что руководящие посты занимают в основном мужчины. Наиболее криминогенный возраст по отношению к налоговым преступлениям — 40—49 лет, т.е. 43% от всех исследуемых. По законодательству привлекаются к налоговой, административной и уголовной ответственности руководители и главные бухгалтеры, т.е. люди, которые достигли определенного социального статуса, сумели сделать карьеру. Соответственно, ими чаще всего могут быть только те, кто уже состоялся в жизни или же является самодостаточной личностью [1].

В.П. Шейнов, описывая механизмы деятельности «фирм-призраков» отмечает, что средний возраст организатора преступления 36 лет, он имеет высшее образование, высокий уровень дохода, связи с чиновниками, умеет работать с людьми: «окончил институт, читает умные книги, отменно вежлив, умеет работать с документами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.