Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Культурный центр / проектирование / многофункциональность / современные тенденции / общество

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова Е.О.

В статье описаны ключевые принципы в проектировании современных культурных центров. Подчеркивается целесообразность многофункциональной архитектуры, в планировочной структуре выделяются открытые общественные пространства, как обладающие наибольшим потенциалом социализации. Указывается важная роль культурных центров в жизни общества, рассматривается проблема морального устаревания существующих домов культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ»

неприхотливыми биологическими и экологическими свойствами.

В работе выделены 2 типа злаковых по длительности жизни: однолетники и многолетники; по сезонной активности роста: морозостойкие и теплолюбивые; по высоте: низкорослые, среднерослые, высокорослые.

Применение злаковых культур в элементах ландшафтных композиций:

1. Миксбордер: вейник, молиния, кортадерия, перистощетинник и другие;

2. Озеленение водоема: аир обыкновенный, тросник южный, рогоз, осока и др.;

3. Группа: мискантус, малиния, овсяница, ячмень гривастый, ковыль;

4. Солитер: кортадерия, перистощетинник, императа и др.;

5. Каменистый сад: сеслерия голубая, мискантус, ячмень гривастый, императа и др. «Благодаря разнообразию жизненных форм они используются как почвопокровные, фоновые

растения, элементы миксбордеров, рокариев и солитеров, а также в цветниках, на альпийских горках, на открытых местах и в тенистых садах.» [1] Предлагаемые растения дают возможность увеличить видовое разнообразие растений и улучшить городскую среду. Список использованной литературы:

1. Агроэкологический атлас России и сопредельных стран. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.agroatlas.ru

2. Дутова З.В. Использование видов местной флоры как основы для посадок в природном стиле на примере натуралистических посадок Перкальского дендрологического парка // Новости науки в АПК. 2019. № 1-2(12). С. 128-132. - DOI 10.25930/7wac-9b51

3. Рыбкина В. Н. Ландшафтное искусство и региональные особенности фитодизайна в Забайкальском крае : [учебное пособие] / В. Н. Рыбкина, Л. Г. Таршис. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2011. — 204, [4] с.: ил., табл. — Библиогр.: с. 196-199. — Алф.-предм. указ.: с. 200-205.

© Забара А.А., Шитикова В.Н., 2023

УДК 727.012

Щеглова Е.О.

студент 5 курса ИжГТУ, г. Ижевск, РФ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ

Аннотация

В статье описаны ключевые принципы в проектировании современных культурных центров. Подчеркивается целесообразность многофункциональной архитектуры, в планировочной структуре выделяются открытые общественные пространства, как обладающие наибольшим потенциалом социализации. Указывается важная роль культурных центров в жизни общества, рассматривается проблема морального устаревания существующих домов культуры.

Ключевые слова

Культурный центр, проектирование, многофункциональность, современные тенденции, общество.

Культуре всегда уделялось особое внимание - с ранних времен для удовлетворения социальных потребностей людей существовали театры, клубы по интересам, дома культуры. Однако за последние 25

лет количество культурных центров в России сократилось практически вдвое, обусловлено это развитием информационно-коммуникационных технологий, процессом урбанизации и проведением досуга в домашних условиях. Согласно статистике 9,6% россиян занимаются изобретательством в быту, данный показатель превышает показатели таких стран, как Великобритания, США и Япония. Такие данные приведены в тексте научной статьи «О создании инновационных многофункциональных культурных центров («Домов новой культуры»)» О.Г. Мрочко, С.В. Ишенбаева. [1] Можно сделать вывод о том, что в стране много творческих, нестандартно мыслящих людей, которым негде реализовать свой потенциал. Связано это с тем, что существующие культурные центры морально устаревают, интересы общества меняются, появляются новые технологии, что требует модернизации существующих площадок и строительство новых зданий, в которых будут решаться потребности, в том числе и с точки зрения архитектуры здания.

В настоящее время понятие «культурный центр» выходит за рамки представления домов культуры ХХ века. Современное общество нуждается в создании культурных центров нового типа, так как помимо стандартных видов искусства и культуры появляется все больше междисциплинарных направлений в области образования, науки и досуга. На основе этого формируются различные направления культурных центров, например, творческие центры, центры патриотического воспитания, информационно-деловые, научно-развлекательные и тому подобные.

Современным культурный центр делает применение новых технологий в строительстве, использование новых материалов, позволяющих воспроизвести сложные по форме здания, применение инновационных средств в его облике таких, как динамические или медиа-фасады. Также не стоит забывать о принципе устойчивого развития, в основе которого лежит энергоэффективность, экологичность и усовершенствование технологий при минимальных затратах материальных ресурсов. В качестве средств для достижения устойчивости могут выступать, зеленые кровли, альтернативные источники энергии, автономность здания, применение местных материалов для строительства, автоматизация процессов обслуживания.

В современных условиях при проектировании общественных зданий необходимо переосмысление градостроительного планирования. С увеличением плотности застройки и высокой нагрузке на транспортную сеть целесообразно развитие многофункциональной архитектуры. На эту тему существует не мало литературы, например, в книге А.В. Бокова «Многофункциональные комплексы и сооружения» [2] рассмотрены принципы объединения различных функций в едином объеме и перспективы развития таких сооружений. Функциональные процессы должны протекать независимо, но при этом иметь удобные взаимосвязи и возможность совместного функционирования; объемно-планировочное решение в целом должно отвечать действующим нормам общественных зданий, в тоже время каждое отдельно взятое помещение должно отвечать соответствующим его назначению нормам.

Различное наполнение культурных центров позволит привлечь больше посетителей, поддерживать современные тенденции благодаря обогащению, усложнению и взаимодействию функций. Наиболее распространенными функциональными зонами являются: общественно-деловые, офисные, библиотеки, лекционные залы, культурно-развлекательные и выставочные пространства, помещения торговли и общественного питания.

Многофункциональный культурный центр — это не только архитектурный объем или планировочная группа взаимосвязанных зданий, но и архитектурно-организованное пространство, объединяющее открытые и закрытые площади и объединяющие помещения для различных видов общественной деятельности: общения, отдыха, коммуникаций, в том числе и пешеходные маршруты. В условиях устойчивого развития именно такие общественные центры образуют архитектурно-пространственные группы общественно-деловых объектов, как развитых коммуникационных пространств. [3]

Степень открытости таких пространств, их интеграция в городскую среду, оказывают большое влияние на социальные процессы - чем больше внутреннее общественное пространство взаимодействует с внешней средой, тем активнее происходят данные процессы. В статье А.А. Иванова и Е.Н. Кузнецова на тему «Архитектурно-планировочные приемы проектирования общественных пространств в современных культурных центрах» [4] выделены основные типы общественных пространств: открытые - пространство расположено вокруг функционального ядра, по периметру здания; открыто-закрытые - пространство площади постепенно перетекает во внутреннее пространство и проходит через весь его объем; закрытые

- пространство внутреннего двора, эксплуатируемой кровли. При проектировании на выбор типа пространства большую роль оказывает градостроительная ситуация участка проектирования.

Важно продумать не меньше трех вариантов сценариев использования общественного пространства, например: коммуникационный - сбор гостей, проведение мастер-классов; информационно-просветительский - общественные слушания, конференции; социализирующий -проведение мероприятий и праздников; культурообразующий - организация выставок и концертов; рекреационный -зона отдыха.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что современное общество так же, как и раньше нуждается в культурных центрах.

Современный культурный центр отличается тем, что сочетает в себе множество функций, таких как музейно-выставочная, образовательная, клубная, спортивная, развлекательная. Разнообразие функций и уникальность концепции позволяет привлечь жителей разных возрастных групп.

При определении направлений развития культурных центров необходимо учитывать интересы будущих посетителей, а также уделить особое внимание их взаимодействию между собой. Культурный центр, учитывающий неизменные, а также новые запросы населения, способен стать центром притяжения района и послужить развитию города.

Таким образом, в данном исследовании были выделены основные принципы проектирования современных культурных центров:

• применение новых технологий;

• принцип устойчивого развития;

• функциональное разнообразие;

• наличие открытых общественных пространств.

Данные принципы можно активно применять при проектировании как культурных центров, так и других общественных зданий.

Список использованной литературы:

1. Мрочко О.Г. О создании инновационных многофункциональных культурных центров («домов новой культуры») / О.Г. Марченко, С.В. Ишенбаева // Экономические и социально-гуманитарные исследования. -2016. - №4(12). - С. 112-116.

2. Боков А.В. Многофункциональные комплексы и сооружения. - М.: Стройиздат, 1973. - 178 с.

3. Дудка О.М. Новейшие тенденции формирования архитектуры современных общественных центров в условиях устойчивого развития / О.М. Дудка // Коммунальное хозяйство городов. - 2020. - №159. - С. 7884.

4. Иванов А.А. Архитектурно-планировочные приемы проектирования общественных пространств в современных культурных центрах. / А.А. Иванов, Е.Н. Кузнецова // Системные технологии. - 2020. - № 37.

- С. 83-93.

© Щеглова Е.О., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.