Научная статья на тему 'Основные принципы проектирования регионального ГИС-атласа'

Основные принципы проектирования регионального ГИС-атласа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛАС / КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛЕГЕНДА / КАРТОГРАММА / ATLAS / CARTOGRAPHICAL PROVIDING / LEGEND / CARTOGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нольфина Марина Анатольевна

Рассмотрены особенности региональных исследований. Определены основные задачи ГИС-атласа. Проанализированы главные факторы, определяющие его структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF REGIONAL GIS -ATLAS DESIGNING

Features of regional research are described. GIS objectives are stated. Main factors determining its structure are described.

Текст научной работы на тему «Основные принципы проектирования регионального ГИС-атласа»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГИС-АТЛАСА

Марина Анатольевна Нольфина

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Пла-хотного, 10, аспирант кафедры картографии и геоинформатики, тел. 8(383)361-06-35, e-mail: [email protected]

Рассмотрены особенности региональных исследований. Определены основные задачи ГИС-атласа. Проанализированы главные факторы, определяющие его структуру.

Ключевые слова: атлас, картографическое обеспечение, легенда, картограмма.

BASIC PRINCIPLES OF REGIONAL GIS -ATLAS DESIGNING

Marina A. Nolfina

Post-graduate student, Department of Cartography and Geoinformatics, Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhonogo St., phone: 8(383)-361-06-35, е-mail: [email protected]

Features of regional research are described. GIS objectives are stated. Main factors determining its structure are described.

Key words: atlas, cartographical providing, legend, cartogram.

Атлас состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга карт и разрабатывается по единой программе, представляет собой целостное произведение [1].

Социально-экономические исследования региона предполагают проведение анализа относительно размещения отдельных видов хозяйственной деятельности. На анализ влияют характер задач, природные и социально -экономические условия. Возникает необходимость в специальных методах познания пространства и в особых носителях соответствующей информации о территории. Приоритет принадлежит картографическому методу исследования. Эффективной формой отображения пространственной информации является образно-знаковая модель в виде карты, которая выполняет и роль инструмента познания, и роль справочного материала [2].

Актуальными направлениями картографического обеспечения научных исследований и практической деятельности в области региональной экономики представляются :

- обеспечение разработки и реализации комплексных региональных народнохозяйственных программ и проектов;

- обеспечение текущих потребностей исследователей и практических работников, осуществляющих свою деятельность в сфере управления региональным социально-экономическим развитием.

Картографическое обеспечение потребностей различных категорий пользователей предполагает разработку соответствующих материалов научно -

справочного характера, содержащих пространственную информацию о видах хозяйственной деятельности на картографируемой территории.

Информация должна быть конкретной, объективной и современной. Для характеристики отображаемых явлений и процессов рекомендуется использовать преимущественно те показатели и параметры, которые приняты в деятельности управленцев, исследователей и других потенциальных пользователей.

Особое место занимают различные по характеру и степени генерализации содержания картографические материалы, призванные отображать динамику развития [3].

В качестве картографических материалов, используемых в научных исследованиях и практической деятельности, часто применяются общеэкономические карты. Они необходимы как инструмент пространственного анализа, помогают исследовать и описывать пространственную дифференциацию хозяйства региона, характер и взаимоотношения локальных хозяйственных образований, выявлять особенности природопользования. Они востребованы, когда нужна детальная пространственная информация для выявления возможных точек роста, зон опережающего развития либо для установления ареалов и экономических центров.

Основными задачами регионального ГИС-атласа являются:

- свод знаний и информации о регионе и перспективах развития;

- предоставить специалистам сельского хозяйства материал для решения вопросов, связанных с планированием, размещением и специализацией сельскохозяйственного производства.

Проектируемый ГИС-атлас сельского хозяйства Новосибирской области носит научно-справочный характер. Он ориентирован на научное и информационное обеспечение практических решений и действий по развитию сельского хозяйства в регионе. Атлас опирается на подробные современные достоверные и точные знания и материалы.

Структура ГИС-атласа должна быть определена. Главные структурные вопросы для любого атласа заключаются в последовательности размещения разделов карт и карт в каждом разделе [4]. Содержание сельскохозяйственного ГИС-атласа Новосибирской области развертывается в 5 тематических разделах, которые обеспечивают полноту охвата картами и другими материалами ключевой проблематики региона.

В атласной картографии структура определяется следующими факторами:

- размерами и географическими особенностями картографируемого пространства;

- назначением - кругом основных пользователей и техническими условиями работы с атласами;

- содержанием - широтой и глубиной информации, заложенной в атласе, пределами освещения того или иного природного и социально-экономического явления или их совокупности.

При проектировании ГИС-атласа необходимо выбрать модель представления данных, которая должна отвечать следующим требованиям:

- наглядности представления информации;

- удобству поиска информации;

- возможности использования информации из других программных продуктов;

- возможности обновления атласа.

Следует уделить внимание вопросам проектирования легенд.

Легенда карты - научно-обоснованная система условных обозначений, определений и пояснений к ним, при помощи которой становится возможным снимать с карты информации в виде количественных и качественных характеристик.

Для социально-экономических карт используют все виды легенд: элементарные (для узкотематических карт), элементарные комбинированные (включают 2-3 элемента с их характеристиками), типологические (использования земель), типологические комбинированные (для оценочных карт), комплексные (общеэкономические карты) и синтетические (карты районирования). Различные типы легенд могут комбинироваться [5].

Содержательная структура легенды должна давать классификацию элементов содержания карты с соответствующими названиями тематических блоков. Необходимы последовательный переход от главного к второстепенному и очередность изложения. Традиционно на первом месте в легенде помещается блок условных знаков, отвечающих основному содержанию карты. Последовательное и логичное объединение всех разделов обеспечивает передачу структуры и динамики.

В легенду необходимо включение всех запланированных и использованных на карте обозначений, соответствие знаков и в легенде и на карте, краткость текстового объяснения условных обозначений.

Проектируемые легенды сельскохозяйственных карт должны удов -летворять следующим общим требованиям:

1. Полно отображать содержание карты.

2. Характеризовать картографируемые явления и оценивать их с точки зрения использования в сельском хозяйстве.

3. Отличаться логичностью построения — последовательностью расположения и группировки обозначений. Вначале приводятся группы обозначений общегеографических элементов, которые в совокупности составляют первую часть легенды, далее группы обозначений тематического содержания — вторую часть легенды. Первая часть является общей для всех карт, включаемых в серию или в атлас, и приводится в атласе один раз — перед первой картой. Карты, включаемые в серию, где возможно как совместное, так и раздельное их использование, легенду полностью повторяют на каждой тематической карте.

4. Быть согласованными и унифицированными, что даёт возможность сопоставлять различные по содержанию карты одного уровня и однотипные карты разных уровней [5].

Статистические данные являются основным материалом для составления некоторых сельскохозяйственных карт. Искаженное представление часто дает раздельное изображение относительных и абсолютных статистических данных на разных картах. Поэтому нужно стремиться дополнять картограммы, показы-

вающие относительные показатели, картодиаграммами, отображающими абсолютные данные. При этом, в зависимости от сравнительной важности картографируемых величин, на первый план выносят либо площадную многоцвет -ную картограмму, дополненную мелкими диаграммными значками, либо, наоборот, крупные диаграммные значки.

При цветовом оформлении карт следует придерживаться ранее разработанных принципов, т.е. фоновая окраска и окраска картодиаграмм должны сохранять гармоничные сочетания. Вопросы гармонии связаны с использованием оттенков цветового круга [6]. Причем фоновое оформление хотя и является в основном главным, должно восприниматься вторым планом слабонасыщенных цветов, чтобы цвет картодиаграмм достаточно четко отличался от фоновых окрасок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Билич, Ю.С. Проектирование и составление карт [Текст] / Ю.С. Билич, А.С. Вас-мут. - М., 1984.

2. Лисицкий Д.В. Геоинформатика. - Новосибирск: СГГА, 2012. - 115 с.

3. Сухов В.И., Юровский Я.И. Сельскохозяйственное картографирование. - М., 1970. -

301 с.

4. Сваткова Т.Г. Атласная картография [Текст] / Т.Г. Сваткова. - М., 2002.

5. Левицкий, И.Ю. Научные основы комплексного сельскохозяйственного картографирования [Текст] / И.Ю. Левицкий. - М., 1975.

6. Гаврилов Ю.В. Оформление карт. Теория цвета. - Новосибирск: СГГА, 1997. - 67 с.

© М.А. Нольфина, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.