лекция
© А. Б. Пальчик ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕВРОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Кафедра психоневрологии ФПК и ПП, ГоУ вПо СПбГПмА минздравсоцразвития рФ
Резюме. Лекция посвящена относительно новой и развивающейся дисциплине -неврологии развития. Представлены предпосылки к ее возникновению в структуре нейронаук и педиатрии. Приведены 8 основных положений этого направления: принцип холизма; преемственность функций от анте- к постнатальному периоду; онтогенетическая адаптация; функциональный репертуар; принцип оптимальности; основная неврологическая трансформация; стандартизация; спонтанная активность. Эти принципы позволяют многостороннее определить особенности развития ребенка и более корректно отнести его к оптимальному/ субоптимальному или далее нормальному, девиантному, ненормальному.
Ключевые слова: неврология развития; неврология детского возраста; нейрозволюционная концепция; формирование и оценка нервной системы младенца.
2.
3.
УДК: 616.8(035)
Для развития нейронаук, в целом, свойственна аккуммуляция не только достижений общебиологических дисциплин, но и естественнонаучных и гуманитарных идей. По мнению Вадима Руднева (2000), в науке XX века произошло три основных открытия, отражающихся на современном мышлении.
1. Действительность шире любой описывающей ее системы (теорема о неполноте K. Godel (1931)).
Для описания объекта необходимо, чтобы он был описан в двух противоположных системах описания (принцип дополнительности Н. Бора (1961)).
Невозможность одновременного точно описания двух взаимозависимых объектов (принцип неопределенности В. Гейзенберга (1963)).
С позиций современного понимания природы взгляд на развитие клинической медицины и ее отдельных направлений (в частности, клинической неврологии и неврологии детского возраста), вызывает ряд вопросов. Анализ классических руководств по неврологии от начала XX века до начала XXI века свидетельствует (Бинг, Скоромец, Дуус) о том, что несмотря на появление новых знаний и достижений, находящих отражение в современных руководствах, в них сохраняется ряд универсальных принципов: структурный и функциональный детерминизм, дедукция и тщательная квантификация, жесткие локализационизм и топическое представительство, рефлекторная концепция функционирования. В соответствии с указанными выше общими принципами научного познания, подобный взгляд необходим, но недостаточен для более объемного описания процессов, в частности, в неврологии детского возраста.
И. М. Воронцов отмечал, что педиатрия как медицинская дисциплина радикально отлична от медицины взрослых, так как представляет сочетание медицины болезней и медицины развития. Если проанализировать современные издания, касающиеся неврологии детского возраста, то в названии большинства источников можно обнаружить термин «development» — развитие, эволюция (Developmental Medicine and Child Neurology, Brain and Development, Early Human Development, Developmental Brain Dysfunction и т. д.). Неврология развития как самостоятельная дисциплина зародилась в конце 1950-х — начале 1960-х годов в Отделе неврологии развития Университета Гронингена (Нидерланды) под руководством крупнейшего современного невролога H. F. R. Prechtl.
Основными положениями и представлениями нейроэволюцион-ной концепции H. F. R. Prechtl (1998) являются следующие.
♦ педиатр
том II № 3 2011
ISSN 2079-7850
1. Принцип холизма
2. Преемственность функций от анте- к постна-тальному периоду
3. Онтогенетическая адаптация
4. Функциональный репертуар (индивидуален, должен удовлетворять внешним и внутренним требованиям)
5. Принцип оптимальности
6. Основная неврологическая трансформация
7. Стандартизация
8. Спонтанная активность
1. Холизм (от греч. ОЛод — целый, весь) — принцип целостности, высшее философское понятие, объединяющее в себе субъективное и объективное. В течение многих десятилетий диагностические приемы оценки нервной системы (младенца, в частности), были направлены на мельчайшую детализацию знаков, симптомов, реакций, рефлексов. Классическое руководство «Неврология» М. Мументалера и Х. Маттле содержит упоминание более 300 синдромов; знание множества эпонимических синдромов и симптомов является гордостью практического невролога. Между тем, чрезмерная детализация осмотра приводит к потере целостности клинической картины, когда, в соответствии с известной русской пословицей, мы «из-за деревьев не видим леса». Отношение к развивающемуся ребенку как единому целому, основанное на принципах Gestalt-психологии, позволяет обнаружить незамеченные ранее закономерности, оказывающиеся крайне важными в вопросах диагностики и определения прогноза (см. ниже).
2. Преемственность неврологических функций от анте- к постнатальному периоду.
Изучение функционирования нервной системы плода, новорожденного и младенца показывает, что развивающемуся организму свойственна преемственность морфогенеза и неврологических (и не только неврологических) функций от анте- к
постнатальному периоду. В соответствии со схемой К. J. S. Anand и соавт. (1987) c 20 недель ге-стации начинается миелинизация ноцицептивных проводников, с 30 недель формирование и миелинизация внутренней капсулы, с 32 недель — corona radiata; миграция нейронов завершается к 22 неделям гестации, с этого же срока начинается ветвление дендритов в коре головного мозга и формирование синапсов нервных волокон, соединяющих таламус и кору головного мозга. С точки зрения функционального созревания мозга первый тип (паттерн) биоэлектрической активности мозга на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) — синхронизация — формируется с 22 недель гестации, а к 40-й неделе гестации присутствуют до 4 основных паттерна ЭЭГ. Соматосенсорные вызванные потенциалы регистрируются с 28 недель гестации.
В следующих таблицах представлены сроки формирования ряда основных функциональных показателей и угасания некоторых рефлексов новорожденных (табл. 1, 2).
Таким образом, очевидны преемственность как структурных, так и функциональных механизмов у развивающегося ребенка, и ее значимость для понимания нормального и девиантного состояния нервной системы младенца.
3. онтогенетическая адаптация.
Данная концепция представляет собой систему взглядов, рассматривающую раннее развитие плода, новорожденного и грудного ребенка сквозь призму принципа целесообразности. С этой, по сути, телеологической теорией сформированы представления в соответствии с которыми одни и те же навыки, реакции, рефлексы, поведенческие акты в разные периоды имеют разные функциональные цели и смысл (P. Casaer, 1984; P. Casaer и соавт., 1991).
С момента начала использования антенатального ультразвукового скрининга, было выяснено,
Таблица 1
Эволюция рефлексов новорожденных (J. J. Volpe, 2001)
Рефлекс Возникновение (недели гестации) Стабильное выявление (недели гестации) Исчезновение (недели жизни)
Сосание" 28 32-34 12
Поисковый 28 32-34 3-4
Верхний хватательный 28-32" 32 2
Шейно-тонический 35 4„, 7
Моро 28-32 37 6
Шаговый 35-36 37 3-4
Галанта 28 40 3-4
Бабинского 34-36 38 12
* - В отношении сроков возникновения сосания и глотания имеются противоречивые мнения. ** - По А. Пейперу (1962) этот рефлекс появляется у плода на 11-й неделе гестации. *** - Постнатальные недели.
Таблица ¿Формирование основных функций у плода (N. Herschkowitz, 1988; H. F. R. Prechtl, 1998)
Функции Срок формирования (недели гестации)
Нейрофибрилляция первичных эфферентных миобластов 4
Рефлекторный ответ на прикосновение 7
Startle (вздрагивание) 8
GMs (генерализованные движения) 8
Икота 9
Изолированное движение руки 9
Изолирование движение ноги 9
Ретрофлексия головы 9
Поворот головы 10
Нерегулярные дыхательные движения 11
Stretch (потягивание) 11
Открытие рта (нижней челюсти) 12
Антефлексия головы 12
Зевание 12-14
Сосание-глотание 13
Временной паттерн двигательной активности 14
Координированные движения 16
Медленные движения глаз 16
Цикличность двигательной активности 21
Быстрые движения глаз 23
Blink (мигательный) рефлекс на виброакустическую стимуляцию 24
Латерализация положения головы 28
Формирование фаз сна 34
Регулярные дыхательные движения 35
Habituation (адаптация) к повторным вибротактильным стимулам 38
что большинство движений, формирование которых ранее было отнесено к постнатальному периоду, на самом деле формируются внутриутробно В связи с этим возникает вопрос, каким образом рождение ребенка влияет уже на сформированные поведенческие акты и движения, как они соответствуют постнатальной адаптации младенца и обеспечивают качество новой жизни. Как было уже показано, двигательная активность плода является первичной по отношению к другим формам деятельности. Однако, если антенатально контроль позы и движений направлен на развитие нервно-мышечной системы, то постнатально контроль позы становится частью витальных функций (обеспечение дыхательного и пищевого поведения).
А. Дыхательное поведение
Особенности в частоте, глубине и характере дыхания зависят от поведенческого состояния новорожденного. Кроме того, на характер дыхания влияет поза плода и младенца (пронация, супинация, латеральная позиция). Антенатально, одиночные дыхательные движения направлены на формирование структуры верхних дыхательных путей и бронхопульмонального дерева. После рождения целью дыхания служит обеспечение адекватного газообмена, в связи с чем изменяется стратегия дыхательных движений: грудные и диа-
фрагмальные движения становятся постоянными, отмечается более активное использование грудной клетки, увеличение положительного давления на выдохе, чрезмерная экстензия головы. В тех случаях, когда организация дыхания неадекватна наблюдается отсутствие нормальной вариабельности дыхательного паттерна; очень частое и очень монотонное появление дыхательных пауз; ненормальная глубина вдохов; чередование гиперпноэ ~ 180 мин-1 и респираторных пауз > 30 с (синдром Joubert).
В. Пищевое поведение
Внутриутробно сосание и глотание формируются между 12-й и 16-й неделями гестации, чаще межу 13-й и 14-й. Антенатально эти движения направлены на заглатывание околоплодных вод и формирование желудочно-кишечного тракта и почек. Постнатально меняется стратегия пищевого поведения: поступление через желудочно-кишечный тракт питательных веществ направлено на рост и развитие тканей ребенка. Здоровый доношенный новорожденный может сосать, глотать и дышать одновременно, находясь в позе флексии и аддукции рук и экстензии ног. С уменьшением постменструального возраста новорожденный ребенок выпивает меньшее количество молока в единицу времени, делает чаще паузы при кормлении, имеет
более низкие оценки позы при кормлении. Катам-нестические исследования показывают, что неона-тальное пищевое поведение строго коррелирует с оценкой по шкале Вау1еу к концу первого года жизни (г = 0,34; р < 0.001). Продуктивные дыхание и сосание/глотание возможны лишь при наличии их синхронизации, которые формируются к 33-34-й неделям гестации.
C. Зрительные ответы младенца
Формирование зрительных реакций можно
объективизировать с помощью зрительных вызванных потенциалов, которые формируются с 24 недель гестации в виде длиннолатентного (около 300 мс) негативного ответа. Позитивная волна возникает после 26 недель постменструального возраста и стабильно регистрируется на 32-36-й неделе гестации. Зрительное (визуальное) поведение новорожденного выражается реакцией на свет в виде сужения зрачков, кратковременной фиксацией взгляда, кратковременным слежением за лицом исследователя или объектом (преимущественно красным). В период новорожденности стабильно регистрируются потенциалы сетчатки и зрительные вызванные потенциалы (стволовые и мезэн-цефалические), однако корковой активности при этом не наблюдается (Н. Е R.Pгechtl, 1984). Драматические изменения в организации зрительной функции происходят в 46-48 недель постменструального возраста. В этот период возникает, так называемая, «визуальная улыбка» (то есть улыбка при общении ребенка с родителями и обслуживающим персоналом), появляются зрительные потенциалы не только на светлое/черное, но и на ориентацию (на перемещение предмета). Подобные изменения обусловлены как созреванием мор-фофункциональных ансамблей в головном мозге (зона 17 зрительной коры), корково-подкорковой координацией, так и нейрохимическими особенностями 46-48 недель постменструального возраста. По данным Н. Chugani и соавт. (1987), у 29 здоровых младенцев менялся паттерн потребления глюкозы в головном мозге (если у новорожденного максимальное потребление глюкозы приходится на базальные ганглии, таламус и моторную кору; то после 48 недель постменструального возраста максимальное потребление глюкозы падает на зрительную кору).
D. Посадка и кистевой захват к концу 1-го года жизни
В возрасте 5-6 месяцев формируется возможность кистевого захвата в положении ребенка сидя. Недостаток выполнения этого приема свидетельствует о недостаточности между постураль-ным контролем, координацией захвата и зрением.
Данный этап особенно важен в понимании развития регуляции позы и движений у младенца. Существуют две кортикоспинальные системы регуляции движений: медиальная и латеральная. Медиальная система (более древняя) включает в себя моторная кору, нисходящие пути, синапсы с центрами ствола мозга, нисходящие пути, синапсы с ядрами спинного мозга, а- и у-мотонейроны и она регулирует крупную моторику и позу. Латеральная (более молодая) кортикоспинальная система образована моторной корой, нисходящими волокнами, синапсами с ядрами спинного мозга, а- и у-мотонейронами. Данная система минует связи со средним мозгом и стволом и регулирует тонкую моторику. Важным показателем тонкой моторики является формирование пинцетного захвата, который заключается в манипуляции с предметом (прикосновение, захват) с противопоставлением большого пальца руки.
В соответствии с концепцией P. Casaer имеются 3 фазы развития младенца и его нервной системы:
1. Переход от внутриутробного к внеутробному
поведению (дыхание, питание).
2. Постнатальный старт и визуальная улыбка.
3. Фаза постурального контроля и формирования
тонкой моторики.
Закономерно возникают и 3 основных возрастных промежутка оценки нервной системы:
1. Рождение.
2. 3 месяца.
3. Конец 1-го года жизни.
4. Функциональный репертуар — представляет собой совокупность рефлексов, реакций, сложно организованных функциональных актов, поведения, которые удовлетворяют внешним и внутренним требованиям. Функциональный репертуар индивидуален, и каждый человек имеет особенности функционирования различных субсистем нервной системы, а также особенности их взаимоотношений и взаимодействий. Для иллюстрации понятия функционального репертуара можно привести примеры индивидуальных вариантов походки, по которым мы распознаем знакомых и незнакомых людей издалека; индивидуальных поведенческих реакций, типичных для данной личности. При наличии определенных знаний и опыта при наблюдении за ребенком можно определить его приблизительный возраст без детального обследования в соответствии с предъявляемым им функциональным репертуаром. В значительной мере, понятие функционального репертуара основано на выше упомянутом принципе холизма.
5. Концепция оптимальности.
Данный принцип является основополагающим в концепции H. F. R. Prechtl (1980). Многолетние рутинные исследования (с использованием сбора акушерско-гинекологического анамнеза, классического неврологического осмотра новорожденного и ребенка, а также методов параметрической статистики) приблизительно 1500 новорожденных, не позволили выявить четких закономерностей между характером течения беременности и родов, неврологическим статусом новорожденного и последующим его психомоторным развитием. В ряде случаев обнаружено, что дети, родившиеся от тяжело протекавших беременности и/или родов имеют такое же неврологическое состояние или более благоприятное неврологическое состояние, чем новорожденные от беременности и родов, протекавших без осложнений. Часть проблемы состоит в неясности границ между нормальными течением беременности и родов, неврологическим статусом и психомоторным развитием младенца и отличными от нормы показателями. В связи с этим H. F. R. Prechtl предложил вместо доминирующего в медицине, вообще, и в неврологии, в частности, рассмотрения клинического явления как нормального/патологического или нормального/ненормального, дихотомию — оптимальное/субоптимальное. Для отнесения явления к оптимальному или субоптимальному разрабатываются шкалы (листы) оптимальности, субоптимальные показатели оцениваются с точки зрения куммулятивного риска, при этом суммарная оценка должна иметь числовое значение. Оптимальность представляет собой более узкое понятие, чем нормальность. Так, H. F. R. Prechtl приводит пример, что рождение от первой беременности является нормальным показателем, но субоптимальным, так как смертность при рождении от первой беременности выше, чем при второй или третьей. Принцип оптимальности позволяет использовать гибкие шкалы (листы) оптимальности в зависимости целей и задач, стоящих перед врачом и исследователем. Принцип оптимальности H. F. R. Prechtl имеет много общего с общеэволюционным принципом бинарности, который сформулирован Н. Луманом (2005). В соответствии с ним, механизм варьирования, лежащий в основе эволюции систем и подсистем, определяется посредством бинарного кодирования, а именно кодирования функционально-специфических операций с помощью таких различений, как то: истинное/неистинное; правовое/неправовое; согласованное/несогласованное; красивое/некрасивое и т. д.
6. основная неврологическая трансформация (major neurological transformation).
Как ранее было показано, многочисленные исследования, касающиеся развития структуры и функции нервной системы, эволюции нейрохимических процессов в раннем онтогенезе, сформировали представление о преемственности разнообразных процессов от пре- к постнатальной жизни (H. F. R. Prechtl, 1984). Большинство морфологических процессов (арборизация дендритов, синаптогенез, апоптоз), формирование поведенческих состояний (фаз сна, habituation), рефлексов (сосания, Моро), реакций возникают до 40 недель гестации (период доношенных родов) и проходят обратное развитие существенно после этого срока (H. Chugani, 2001; N. Herschkowitz и соавт., 1997; H. F. R. Prechtl, 2001). Сопоставление результатов морфологических, биохимических, нейрофизиологических исследований и клинических наблюдений привело почти одновременно и независимо ряд специалистов ко мнению, что в период 48-60 недель происходит существенная трансформация в структуре, нейрохимии и функции нервной системы младенца. Н. F. R. Prechtl (1984) назвал это явление major neurological transformation («основная неврологическая трансформация»). В данный период происходит смена регуляции моторики: в соответствии с представлениями А. Пейпера (1962), экстрапирамидной, стриапаллидарной моторики на пирамидную, кортикоспинальную моторику; с точки зрения анализа генерализованных движений: writhing (корча) меняются на fidgety (ерзанье) (H. F. R. Prechtl, 1997). Для этого временного промежутка характерны драматические изменения в зрительной системе: появление «визуальной улыбки» (при общении ребенка с родителями), зрительных вызванных потенциалов не только на светлое/ черное, но и на ориентацию (зона 17 зрительной коры) (P. Casaer и соавт., 1991), а также возникновение зрительного контроля в организации движений (H. F. R. Prechtl, 1984).
На период основной неврологической трансформации падает процесс уменьшение частоты «эндогенной» улыбки. «Эндогенная» улыбка, возникающая вне общения и «узнавания» младенцем близких, существует не зависимо от кормления и циркадных ритмов с рождения с частотой 10 мин-1 даже у слепых и анэнцефалов и исчезает от 2 до 3 месяцев вследствие корковой ингибиции стволовых нейронов. Одновременно в этот же период замечено уменьшение длительности и частоты «спонтанного плача», что обусловлено ингиби-рующим влиянием нисходящих фронтальных и цингулярных волокон на ретикулярную формацию, околоводопроводное серое вещество, nucleus solitarius и парабрахиальные ядра, обеспечиваю-
щих «спонтанный плач». В 48-60 недель постменструального возраста происходит улучшение памяти на прошедшие события, обусловленное созреванием гиппокампа в 2-3 месяца, и подтверждаемое с помощью Visual Paired Comparison Test (N. Herschkowitz и соавт., 1997).
7. Стандартизация
Принцип, касающийся непосредственно неврологического осмотра лица любого возраста, но наиболее актуальный для осмотра младенцев. Подразумевает проведение оценки обследуемого в стандартных условиях окружающей среды (освещение и температура), с учетом позы, функционального состояния и времени после кормления, регламентированной интенсивностью стимулов и манипуляций, а также интерпретации полученных данных со стороны обследующего (H. F. R. Prechtl, 1977). Особое значение в рамках данного принципа приобретает использование стандартных неврологических шкал (T. B. Brazelton 1973, 1984; H. F. R. Prechtl, 1977; C.Amiel-Tison и соавт., 1980, 1986; L. M. S. Dubowitz и соавт., 1999, А. Б. Пальчик, 1995).
8. Спонтанная двигательная активность.
Спонтанные движения формируются внутриутробно, что было уже продемонстрировано в таблице 2 и могут быть генерализованными и изолированными. При классическом визуальном наблюдении спонтанных движений у новорожденных отмечено периодическое сгибание и разгибание ног, их перекрест, отталкивание от опоры в положении на животе и спине. Движения в руках затрагивают, в основном локтевые и лучезапяст-ные суставы.
Подобные движения A. Пейпер (1962) называл «массивными», а W. Preyer (1885) — «импульсивными». Эти движения обычно двусторонние, но могут быть симметричными и асимметричными, асимметричность наиболее выражена при повороте головы в сторону и влиянии асимметричного шейно-тонического рефлекса.
Довольно типичным для движений новорожденных является наличие атетоидного компонента, заключающегося в пронации кисти, предплечья и разгибании в локтевом суставе; веерообразном, иногда независимом движении пальцев, высовывании языка. Наиболее заметны атетоидные движения в руках. Присутствие атетоидного компонента в моторике новорожденного свидетельствует о преобладании паллидарных влияний в организации движений новорожденного.
После второго месяца жизни отмечается постепенное изменение характера спонтанных движений: они становятся более плавными, бoльшей
амплитуды, появляются боковые движения тазом, значительные изменения в объеме движений головы. С этого же периода отмечается возникновение произвольных движений.
В течение многих десятилетий, в рамках рефлекторной доктрины, исследованию подлежала преимущественно вызванная активность. Между тем, спонтанная эндогенная, в частности, двигательная активность ребенка оказывалась вне поля зрения исследователей и ее оценка стала возможной в связи с доступностью видеозаписи.
С середины 1980 годов интернациональной группой исследователей под руководством H. F. R. Prechtl разрабатывается особый подход к изучению генерализованных («массивных») движений — метод видеозаписи генерализованных движений младенца. Этот метод основан на ряде общефизиологических и гносеологических принципов. Концепция оптимальности, принцип преемственности неврологических функций и, особенно, двигательной активности плода, новорожденного и младенца от пренатальной к постна-тальной жизни описаны ранее. Наконец, помимо упомянутого, в основе понимания генерализованных движений лежит концепция E. von Holst (1971) об эндогенном генераторе спонтанной двигательной активности — центральном паттерн-генераторе. Основным принципом предлагаемой методики является оценка спонтанной активности посредством Gestalt perception, то есть целостным образом (K. Koffka, 1922; F. Kohler, 1929). Динамика спонтанной активности (writhing ^ fidgety ^ манипулятивные и антигравитационные движения) рассматривается как смена целостных образов движений (что роднит данный принцип с принципом холизма).
Под нормальными генерализованными движениями (general movements — GMs) понимаются «крупные движения, вовлекающие все тело. Они могут длится от нескольких секунд до многих минут. Основной особенностью нормальных GMs являются их вариабельность с последовательным вовлечением конечностей, шеи и туловища. Они изменчивы по интенсивности, скорости и силе, постепенно начинаются и заканчиваются. В большинстве своем, разгибания и сгибания конечностей последовательны и комплексны, с наложением ротаций и мягкими изменениями в направлении движений. Эти компоненты придают GMs плавность и элегантность и создают впечатление комплексности и вариабельности» (H. F. R. Prechtl, 1990).
Особенностями GMs являются частая встречаемость, заметная длительность (минуты), во-
влекаемость мышц всего тела, что и позволяет им служить удобным объектом для исследования. В серии собственных исследований показано, что возникновение аномальных генерализованных движений в период основной неврологической трансформации предопределяет дальнейшее развитие не только двигательных нарушений (формирование детского церебрального паралича), но и когнитивных и поведенческих расстройств (аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности), что, возможно, обусловлено ранним поражением эндогенных паттерн-генераторов (А. Б. Пальчик и соавт., А В. Ра1сЫк е! а1., 20042010).
Неврология развития как относительно новая субдисциплина вносит ряд свежих идей в клиническую неврологию. Описанные выше принципы позволяют многостороннее определить особенности развития ребенка и более корректно отнести его к оптимальному/ субоптимальному или далее нормальному, девиант-ному, ненормальному. Исследования, проведенные в рамках концепции неврологии развития показывают более высокую диагностическую и прогностическую ценность, чем исследования, основанные на рутинных принципах. Клиническая неврология ставит своей целью поиск неврологического дефекта и пытается найти пути его ликвидации, неврология развития направлена на оценку возможностей нервно-психической сферы и пути их развития, в связи с чем неврология развития более позитивна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дуус П. Топический диагноз в неврологии. - М., Вазар-Ферро, 1996. - 381 с.
2. Луман Н. Эволюция. - М., Логос, 2000. - 254 с.
3. Мументалер М., Маттле Х. Неврология - М., МЕДпресс-информ, 2007 - 920 с.
4. Пальчик А. Б. Скрининг - схема оценки состояния нервной системы новорожденного. - СПб.: Смысл, 1995. - 88 с.
5. Пальчик А. Б. Видеозапись спонтанной двигательной активности младенца как новый метод диагностики // Педиатрия. - 2004. - N 5. - С. 93-97.
6. Пальчик А. Б., Лисина Э. В., Мамаева Т. В., Семенова И. А. Прогноз раннего психомоторного развития недоношенных детей различной степени риска // Социальная педиатрия. - 2005. -Вып. 3. - С. 126-131.
7. Пальчик А. Б., Евстафеева И. В. Прогноз раннего психомоторного развития детей, находящихся в специализированном доме ребенка // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. -2010. - N 4. - С. 23-27.
8. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка (пер. с англ.). - Л.: Медгиз, 1962. - 528 с.
9. Руднев В. Прочь от реальности - М.: Аграф, 2000 -429 с.
10. Скоромец А. А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. - Л.: Медицина, 1989. -320 с.
11. Amiel-Tison C., Grenier A. Evaluation neuroLogique du nouveau-ne et du nourisson. - Paris: Masson, 1980.
12. Amiel-Tison C., Grenier A. Neurological Assessment During the First Year of Life. - Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1986.
13. Anand K. J. S., Hickey P. R. Pain and its effects in the human neonate and fetus // N. England J. of Medicine. - 1987. - Vol. 317. - P. 1321-1329
14. Brazelton T. B. Neonatal Behavioral Assessment Scale. - London: Spastics International Medical Publications, 1973. - 125 p.
15. Brazelton T. B. Neonatal Behavioral Assessment Scale (2nd edition) Clinics in Developmental Medicine, N 88. - London, Spastics International Medical Publications. - 1984. - 125 p.
16. Casaer P. Postural behaviour in newborn infants // Clinics in Developmental Neurology N 72. - SIMP with Heinemann, London. - 1984.
17. Casaer P., Lagae L. Age Specific Approach to Neurological Assessment in the First Year of Life // Acta Paediatrica Japonica. - 1991. - Vol. 33, N 2. -P. 125-138.
18. Chugani Н. Functional Neuroimaging Studies of Human Brain Development // Time and Timing in Developmental Neurology. - Graz, 2001.
19. Chugani T., Phelps M. E., Mazziotta J. C. Positron emission tomography study of human brain functional development // Annals of Neurology. - 1987. -Vol. 22. - P. 487-497.
20. Dubowitz L. M. S., Dubowitz V., Mercuri E. The neurological assessment of the pre-term and full-term infant. Clinics in Developmental Medicine, N 148. -London, MacKeith Press, 1999. - 155 p.
21. Herschkowitz N., Kagan J., Zilles K. Neurological Bases of Behavioral Development in the First Year //Neu-ropediatrics. - 1997. - Vol. 28. - P. 296-306.
22. Koffka K. Perception: an introduction to the Gestalt-Theorie // Psychological Bullettin. - 1922. -Vol. 19. - P. 531-585.
23. Kohler W. Gestalt psychology. - N. Y., 1929.
24. Palchik A. B., Evstafeyeva I. V. Prediction of Early Neurodevelopment of Orphans // European J. of Paediat-ric Neurology. - 2010. - Vol. 14, N 6. - P. 549-550.
25. Palchik A. B., Mamayeva T. V. Prediction of early neurodevelopment of twins // The 6th Graz Symposium on Developmental Neurology, May 3 to 5. - 2007. - P. 32
26. Palchik A. B., Semyonova I. A. Lisina I. V. Improvement of functional repertoire in infants with different degrees of at-risk: what is related to? // The 5th Graz Symposium on Developmental Neurology, May 19 to 21. - 2005. - P. 19.
27. Prechtl H. F. R. The Neurological Examination of the Full Term Newborn Infant. Clinics in Development Medicine N63. - London-Philadelphia, SIMP: Heinemann, 1977.
28. Prechtl H. F. R. The optimality concept // Early Human Development. - 1980. - Vol.4/3. - P.201-205.
29. Prechtl H. F. R. Continuity and change in early neural development // Continuity of neural functions from prenatal to postnatal life (ed. Prechtl H.F.R.). Clinics in Developmental Medicine N 94 - Oxford, Philadelphia: J. P. Lippincott Co, 1984. - P. 2-15.
30. Prechtl Н. F. R. What is Time? Introduction // Time and Timing in Developmental Neurology. - Graz, 2001.
31. Prechtl H. F. R., Einspieler C. Early prediction of later neurological deficits // Longitudinal studies in children at-risk. Satellite Meeting of the 8th International Neurology Congress in Ljubljana. - Vienna, 1998 - P. 5-6.
32. Volpe J. .J. Neurology of the Newborn. - Philadelphia: Saunders - 2001.
33. Von Holst E. The behavioural physiology of animal and man: the collected papers of Erich von Holst. Vol. 1 - London: Methuen - 1973.
THE BASIC PRINCIPLES OF NEUROLOGY OF DEVELOPMENT
Palchik A. B.
♦ Resume. The lecture is devoted to the relatively new and developing discipline - neuroscience of development. Presented preconditions for its appearance in the structure of Neurosciences and Pediatrics. Are listed 8 main provisions of this trend: the principle of holism, the continuity of the functions from the ante- to postnatal period, ontogenetic adaptation, functional repertoire, the principle of optimality, the main neurological transformation, standardization, spontaneous activity. These principles allow to determine multilateral the features of child development and more correctly attributed it to the optimal/suboptimal or further normal, deviant, abnormal.
♦ Key words : neurology of development; childhood neurology, neuroevolutional concept; development and evaluation of the infant nervous system.
♦ Информация об авторах
Пальчик Александр Бейнусович - врач-невролог, д. м. н., профессор, зав. кафедрой психоневрологии ФПК и ПП. ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития. России, 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 2. E-mail: [email protected].
Palchik Alexander Beynusovich — neurologist, doctor of medical science, professor, head of psychoneurology department of Faculty of Continuous Education. GOU VPO SPbGPMA Medical. Litovskaya street 2, Saint-Petersburg, 194100. E-mail: [email protected].