развитию внутреннего рынка России. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое население.
Использованные источники:
1. Абакаров, А.М. Формирование и реализация региональной инновационной политики как направление обеспечения экономической безопасности региона [Электронный ресурс] / А.М.Абакаров // Экономика и социум. - 2015. - №3. - Режим доступа: http ://iupr.ru/domams_data/ files/zumal_16/Abakarov.pdf.
2. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст]: Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ.
4. Фрайс, В.Э. Состояние экономической безопасности регионов Уральского федерального округа в условиях дестабилизации экономических процессов [Электронный ресурс] / В.Э.Фрайс. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34362/1/urrr 2015 187.pdf.
УДК 159.9
Мирзамагомедова Н. А. студент 4 курса факультет «Психология» научные руководители: Шуруха Т. А.
старший преподаватель ШарбузоваХ. З., к.пед.н.
доцент
Дагестанский государственный университет
Россия, г. Кизляр РД ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ
Аннотация: в работе раскрываются такие понятия как «семейное консультирование» , «индивидуальное консультирование»; модели консультирования семьи; описываются принципы системного подхода консультирования семьи.
Ключевые слова: семья, консультирование, кризис, супружеские отношения.
Abstract: in this work such concepts as "family counseling", "individual counseling" are disclosed; model of family counseling, describes the principles of a systematic approach to family counseling.
Keywords: family, counseling, crisis, marital relations.
Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — личность». Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и
осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов.
С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования, имеет ряд особенностей:[1, с. 52]
^ Семейные консультанты видят корни проблем не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей.
^ От специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и степени контроля, чем при индивидуальном консультировании.
^ Лишь в очень редких случаях семейный консультант может позволить себе роскошь использования только одного теоретического подхода. Он должен быть гибким и прагматичным.
^ Центром внимания консультанта должны, быть организационные структуры и естественный процесс развития, являющиеся частью семейной системы. Это подразумевает внимательное отношение к семейным правилам, нормам и объединениям внутри семьи.
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: [2, с. 63] ^ психоаналитическая; ^ бихевиористическая; ^ системная.
В рамках системной модели выделяются: структурная модель, основанная на опыте модель и гешталът-моделъ работы с семьей.
Психоаналитически ориентированная деятельность, направленная на консультирование семьи, опирается на следующие принципы:
^ Нарушение супружеских отношений рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов. [3, с. 85]
^ Актуальные семейные конфликты анализируются с учетом повторения прошлых конфликтов, а также примеров поведения, полученных в предыдущих эмоционально окрашенных отношениях.
^ Большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение каждого из супругов. Источником перемен являются способности устанавливать связи между прошлым и настоящим и контролировать свое поведение.
Анализируя консультирование в целом как особый вид деятельности, в нем можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования (А. Айви, М.Айви, Л. Саймэк-Даунинг, Р. Кочюнас, Э. Эйдемиллер, В.Юстицкис) [4, с. 23]:
1. Установление контакта. На этом этапе создается атмосфера
душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентами.
2. Сбор информации. На этом этапе уточняются проблемы семьи, так как они видятся участниками процесса. Очень важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему может помочь умение точно и своевременно задавать открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы: «Что? » («Что случилось», «Что вас привело к психологу», «Что бы вы хотели обсудить со мной» и т. д.) — выявляют факты.
3. Определение целей консультирования, психологический контракт. На этом этапе целесообразно обсудить с клиентами следующие вопросы: как они представляют себе результат психологического консультирования; что будет для них являться результатом; как они поймут, что результат достигнут.
Во время консультирования часто возникает
необходимость заключения контракта между членами семьи[5, с. 45]. Если семья находится на грани или в процессе развода, целесообразно приостановить на время консультации юридические процедуры.
4. Выработка альтернативных решений. На этом этапе открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями творческого процесса.
5. Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультирования результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.
Особое место в процессе семейного консультирования занимает диагностика[6, с. 74]. По существу, каждая новая встреча психолога с семьей предполагает диагностику актуального состояния. В этом смысле можно говорить о том, что диагностический этап не имеет своего фиксированного положения в структуре процесса и используется всегда под конкретную задачу.
Использованные источники:
1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники. — М., 1997.;
2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб., 2001;
3. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. — М., 1998;
4. Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. — М., 2000.
5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.
6. Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.