А.Г. Ермишян
доктор военных наук, ОАО «СУПЕРТЕЛ»
А.М. Севериненко
ОАО «Концерн «Автоматика»
А.Н. Даниленко
УССИ ФСО России С-З ФО
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ АСУС
АННОТАЦИЯ. Статья открывает серию статей по теоретическим основам построения автоматизированных систем управления связью. В статье представлены основные принципы и задачи построения автоматизированных систем управления связью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автоматизированная система управления связью, принципы построения системы управления связью, общие и частные задачи построения системы управления связью.
Возрастание роли и значения управления, усложнение его характера и усиление зависимости успешного выполнения задач от качества управления наиболее характерно для организаций (предприятий, частей) связи. Для обеспечения устойчивого и оперативного управления создаваемыми группировками специального назначения в условиях современности требуется создавать все более сложные системы связи, включающие большое количество узлов, линий и других объектов связи. Достижение единых, целенаправленных и согласованных действий всех элементов системы и организаций связи при выполнении задач связи по обеспечению безопасности страны представляет собой трудоемкую задачу, решаемую системой управления связью (автоматизированной системой управления связью (АСУС)).
Постоянное и эффективное управление связью в современных условиях может быть достигнуто на основе глубокого и всестороннего анализа и прогнозирования складывающейся обстановки, принятия обоснованных решений, четкой организации работы подчиненных и применения автоматизированных средств управления связью. По этой причине необходимыми условиями качественного выполнения должностными лицами по связи поставленных задач в сложных условиях современной обстановки
является знание научных основ управления связью и должностных обязанностей, приобретение твердых практических навыков и умений в планировании связи и управлении ею при подготовке и в ходе выполнения задач по связи.
В теоретическом и практическом отношении построение перспективной автоматизированной системы управления связью включает главным образом следующую триаду:
1) основные принципы и задачи построения АСУС;
2) общие требования к АСУС и ее типовой состав;
3) главные проблемные направления построения АСУС.
Рассмотрим более подробно основные принципы и задачи построения АСУС.
Принципы
Для обеспечения строительства стационарной и полевой (стационарно-мобильной) АСУС необходимо соблюдать ряд основных принципов, которые вытекают из определения содержания и специфики данной системы. По-крупному такими принципами выступают:
— организационное и техническое единство различных (научных, организационных, технических, специализированных, социальных и т. д.) концепций по связи, обеспечивающее
принятие согласованных решений при управлении ресурсами связи;
— системность, способная обеспечить применение системного научного подхода к строительству АСУС;
— иерархическое единство назначения, цели, задач и функций подсистем АСУС и входящих в их состав элементов;
— применимость в АСУС новых информационных технологий и систем, компьютерных и телекоммуникационных сетей, передовых средств связи, информационно-вычислительных, аппаратно-программных и иных средств, методов, способов, приемов, алгоритмов, методик и моделей;
— типизация и унификация, обеспечивающие использование опыта создания и организации управления определенных аналогов АСУС;
— универсальность функционирования и технологии, позволяющая обеспечить информационные потребности должностных лиц аппарата управления и обслуживающего персонала органов, пунктов, объектов и отдельных средств управления систем управления связью различных видов государственного управления и уровней его иерархии в мирное и военное время;
— рациональное сочетание степеней централизованного управления связью, обеспечиваемое иерархичностью структуры и распределением функций управления и их элементов;
— информационная (в том числе лингвистическая), техническая, программная, организационная и иная совместимость элементов АСУС, способная обеспечить их сопряжение при управлении сетями, комплексами (аппаратными) и средствами связи, входящими в АСУС и поставляющими ресурсы (каналы, тракты) связи;
— информационная (в том числе лингвистическая), техническая, программная и организационная совместимость АСУС и ее элементов с элементами ЕСЭ РФ, с автоматизированными системами управления (АСУ) других взаимодействующих сетей (систем, подсистем, элементов) связи специального назначения;
— интегративность, позволяющая устранить излишнее дублирование, параллелизм, резервирование, функциональную избыточность в контурах управления связью (сетями связи);
— персонификация, обеспечивающая установление личной, персональной ответственности должностных лиц аппарата управления и об-
служивающего персонала АСУС за порученный участок работы, как средство, придающее четкость их работе и функционированию техники;
— взаимосвязь между отдельными элементами АСУС, ее управляющей и управляемой подсистемами, между определенной (конкретной, данной) и вышестоящей, и нижестоящими (подчиненными) системами, а также взаимодействующими (соседними) АСУС посредством технической подсистемы (подсистемы средств управления);
— соответствие АСУС всем предъявляемым требованиям со стороны АСУ создаваемой группировки, прежде всего, по обеспечению оперативности, устойчивости, непрерывности, скрытости, адекватности, адаптивности и качеству управления, в том числе собственно связью;
— обеспечение в отношении связи реализации потенциальных возможностей организаций (предприятий, частей), информационного противоборства, всех видов обеспечения и защиты в мирное и военное время, а также успеха подготовки и ведения оперативных (тактических) действий специального назначения;
— преодоление объективных противоречий, в соответствии с которыми необходимо понимание того, что АСУС в целом, каждая ее подсистема и каждый элемент в отдельности возникают не на пустом месте, а зарождаются в недрах и противоречиях функционирующих «вручную» систем связи (систем управления связью) министерств (ведомств, отдельных отраслей, концернов, организаций, частей, подразделений и др.);
— эволюционность, преемственность, относительно непрерывное развитие и поэтапный ввод АСУС в эксплуатацию, способные обеспечить техническое развитие элементов данной системы, автоматизацию движения информации, рациональное перераспределение отдельных функций управления и их составляющих, поэтапное наращивание, прежде всего, информационной, лингвистической, технической, математической программной, методической и организационной базы любой АСУС, совершенствование имеющихся и внедрение новых информационных технологий и систем, наличие информационных и расчетных (информационно-расчетных, расчетно-информационных) задач, их комплексность и информационную взаимосвязь.
Задачи
Задачи систем связи в целом соответствуют и задачам АСУС. Исходя из этого и содержания представленных выше принципов, выделим лишь задачи, сугубо присущие АСУС.
Предварительно отметим, что задачи АСУС любого вида автоматизированного управления и уровня его иерархии обусловливаются: принятой (построенной) системой управления и системой управления связью; стоящими перед соответствующей системой управления связью, целями и задачами, ее ролью и местом в вышестоящей системе управления связью; требованиями действующих уставных документов, определяющих применение создаваемой группировки в специальных действиях; уровнем оперативной (тактической), тактико-специальной и технической подготовки операторов связи; оперативно-техническими и тактико-техническими возможностями техники связи и средств автоматизации управления; организацией всестороннего обеспечения применения систем (организаций, частей, подразделений) связи в оперативных (тактических) действиях; возможностями АСУС технологически развитых зарубежных стран (эвентуальных противников).
Задачи АСУС вытекают из общих и частных задач организаций (предприятий, частей) связи, АСУ различного назначения.
Задачи АСУС включают обеспечение:
— приведения существующей АСУС в соответствие с требованиями оснащения современных систем связи перспективными комплексами (аппаратными, средствами) связи и автоматизации управления и связи, способными к качественному наращиванию возможностей по управлению группировками различного назначения и собственно связью;
— внедрения, повседневной эксплуатации и технического обслуживания, принятых на снабжение комплексов (аппаратных, средств) связи и автоматизации управления и связи;
— устойчивой работы элементов инфотеле-коммуникаций, информационно-вычислительных систем (подсистем) на пунктах управления и сетей передачи данных в АСУ всех группировок, создаваемых для ведения специальных действий;
— своевременного — в установленные сроки (в режиме реального времени) — и качественного обмена в автоматизированном контуре
управления всеми видами информации (сообщений) требуемого объема между органами, пунктами, объектами и средствами управления любого вида государственного (ведомственного) управления, уровня его иерархии в мирное и военное время;
— реализации концепции перевода системы связи на цифровые системы передачи и коммутации, технологии мирового уровня;
— автоматизированного выполнения функций управления. При этом особое внимание необходимо обратить на применение информационно-телекоммуникационных систем (сетей) и передовых средств связи, новых информационных технологий и систем; автоматизированную поддержку принятия решений; распределенное автоматизированное планирования связи; автоматизированное и автоматическое устойчивое функционирование системы (сетей) связи, ее подсистем и входящих в их состав элементов в любых видах государственного (ведомственного) управления и уровнях его иерархии в мирное и военное время;
— информационной, лингвистической, программной, технической, организационной и иной совместимости и сопряжения всех элементов АСУС, сетей технологического управления, передачи данных и служебной связи;
— автоматического управления распределением входящей и автоматизированного управления распределением исходящей информации;
— интеграции информации, совершенствования форм и способов ее обработки и представления в интересах повышения качества подготовки необходимых решений по связи;
— в отношении связи общей автоматизированной информационной поддержки применения организаций (частей, подразделений) и систем связи;
— надежного и быстро реагирующего на изменение потребностей в связи управления сетевыми ресурсами, услугами;
— в отношении связи сокращения продолжительности цикла управления группировками и собственно связью;
— защиты информации, циркулирующей в АСУС;
— формирования баз данных и баз знаний.
Особо отметим, что создание современной
(перспективной) АСУС должно способствовать преодолению имеющегося отставания от технологически развитых зарубежных стран (эвенту-
альных противников) в своевременности и качестве сбора, обработки и распределения (передачи, прохождения, приема) информации, чтобы лишить их в этом отношении информационного превосходства.
Таким образом, любая АСУС — сложная, способная успешно развиваться автоматизированная организационно-техническая система распределенного типа. Она призвана являться подсистемой АСУ всеми видами автоматизированного государственного управления. От своевременной, устойчивой и скрытой работы ее органов, пунктов, объектов и средств управления напрямую зависит своевременность и качество функционирования этих АСУ и собственно АСУС, обеспечение эффективного функционирования всех ее стационарных и мобильных подсистем и входящих в их состав элементов.
В настоящее время в ЕСЭ РФ создана система централизованного управления сетями электросвязи всех категорий на случаи возникновения кризисных ситуаций, чрезвычайных ситуаций, чрезвычайного положения и централизованного мониторинга сетей. При этом основными задачами системы централизованного управления ЕСЭ являются: централизованный сбор, хранение, преобразование и интегриро-
ванное представление информации о состоянии и функционировании сетей связи; контроль маршрутизации нагрузки между сетями операторов связи; предоставление информации для планирования и оперативного управления сетями связи в периоды кризисных ситуаций, чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения, а также в период сугубо военного времени. Следовательно, создаваемая АСУС призвана тесно взаимодействовать с системой централизованного управления ЕСЭ РФ, как на высшем уровне, так и в регионах.
Вместе с тем необходимо отметить, что задачи АСУС могут постепенно, но постоянно расширяться и усложняться. Основная причина —изменение условий, форм и способов подготовки и ведения специальных действий, создание новых автоматизированных и автоматических средств управления, в том числе связи, появление новых информационных технологий и систем, нарастание противоречий между повышающимися объемом, важностью и сложностью передаваемой информации, необходимой для серьезной оценки обстановки, принятия решений, применения выработанных (полученных) данных, и сокращением допустимого времени на ее сбор, обработку и передачу.