ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗЬЮ ВЫСОКОДИНАМИЧНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Алёшин Олег Викторович,
к.в.н., доцент, главный учёный секретарь Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия», г. Санкт-Петербург, Россия, sysr9959@mail.ru
Сызранцев Алексей Геннадьевич,
начальник отдела Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр МИР ИТ», г. Сочи, Россия, ciabrat@mail.ru
Федулов Андрей Владимирович,
генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр МИР ИТ», г. Москва, Россия, fedulov@mail.ru
АННОТАЦИЯ
Представлены обоснованные технологические основы построения сложных организационно-технических систем применительно к автоматическим высокодинамичным системам управления связью (системам связи). Определены условия, при которых выполняется процесс управления связью в автоматических высокодинамичных система управления специального назначения. Определены виды, движение и составляющие (содержание) оперативно-тактической информации, и её использование. Процесс управления связью в интересах построения системы связи группировки специального назначения представлен по содержанию, организации и процедурам осуществления управления. Оперативно-тактическая информация обоснована как технологическая основа управления связью, отражающая совокупность сведений об обстановке, состоянии своей группировки, противоборствующей стороне (при наличии) и условий ведения специальных действий, состоянии подразделений (организаций) связи и системы связи создаваемой группировки специального назначения и изменениях, совершающихся в системе управления связью и внешней (окружающей её) среде. Обоснованы и представлены условия обеспечения эффективного функционирования системы связи группировки в современных специальных действиях. Описаны используемые формы представления оперативно-тактической информации. Предложен порядок расчёта объёма циркулирующей информации в системе управления связью. Определены требования к организации и осуществлению сбора, обработки, хранения и передачи оперативно-тактической информации. Процесс управления связью рассмотрен с точки зрения технологии управления и представлен в виде трёх циклов и связей между ними: информационный, логико-мыслительный и вычислительный и организационный цикл. Определены требования к принимаемым решениям по связи для обеспечения эффективного функционирования системы связи. Рассмотрены и обоснованы исходные данные, необходимые для принятия решения по связи. Рассмотрена классификация документов, циркулирующих в системе управления связью. Определены и обоснованы требования к документам по связи по форме представления, способу обработки и движению их между должностными лицами по связи различных пунктов управления связью.
Ключевые слова:
система управления связь; система связи; пункт управления связью; орган управления связью; процесс управления; цикл управления; оперативно-тактическая информация.
Базируясь на содержании [1-6] и основываясь на содержании термина «технология», изложенного, например в [7-11], и применительно к системам связи специального назначения, можно сделать следующие три важных базовых вывода.
1. Технология построения системы связи в современных специальных действиях (антитеррористических операциях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, техногенных и природных катастроф, развёртывание высокодинамичных систем связи в районах, не оборудованных в интересах связи, и др.) может быть представлена как технология управления связью (войсками и системами военной связи), направленная на построение этой системы.
2. Данная технология может быть охарактеризована главным образом как совокупность процессов управленческой работы должностных лиц (ДЛ) с информацией по связи, поступающей в органы (пункты) и объекты управления связью в мирное и военное время, и принятия на основе результатов обработки (анализа и обобщения) этой информации соответствующих решений по связи.
3. Процесс управления связью в группировке войск (сил) в современных военных действиях занимает центральное место, поскольку этот процесс объективно составляет суть построения, самого существования и развития (наращивания) системы связи.
Исходя из изложенного выше, процесс управления связью, направленный на построение системы связи в современных специальных действиях, может выполняться при следующих условиях:
- объекты управления (управляемая подсистема) способны изменять свое состояние под воздействием управляющего объекта (управляющей подсистемы) данной автоматической (автоматизированной системы управления связью (АСУС) и управляющих объектов внешней (окружающей) среды (в том числе АСУС более высокого уровня иерархии управления и других систем, с которыми данная система управления связью может взаимодействовать, но воздействовать на них не может);
- известны цель функционирования системы связи, которую предстоит построить, и её задача (их может быть несколько), определяемая системами более высокого уровня иерархии управления, а также функции управления связью, подлежащие осуществлению (выполнению) в данной системе;
- органом (оперативным составом пункта) управления связью получена информация о состоянии объектов управления связью, внешней (окружающей) среды, и имеются средства для обработки и передачи этой информации;
- существуют несколько возможных способов действия объектов и органов (пунктов) управления связью для достижения стоящей перед системой связи цели. Другими словами, в результате и в ходе выполнения должностными лицами функций управления связью имеется несколько возможных вариантов решений и задача состоит в том, чтобы выбрать из них оптимальный или хотя бы рациональный вариант;
- в результате принятого решения осуществляется подготовка и передача необходимой оперативно-тактической (ОТИ) информации в соответствующие органы, пункты, объекты управления связью и контроль над их выполнением.
Процесс управления связью в интересах построения системы связи группировки специального назначения проявляется в единстве трёх своих сторон - содержания, организации и процедур осуществления.
Содержательная сторона процесса управления связью может быть охарактеризована как целенаправленное воздействие на состояние управляющей, управляемой и технической подсистем и входящих в их состав элементов, образующих систему управления связью (АСУС). Процесс этот неоднороден. Он выражает единство функций управления связью, выполняемых должностными лицами по связи в определенных пространственных и временных границах применительно к данным подсистемам и конкретному уровню иерархии управления связью.
Организационная сторона процесса управления связью выражает пространственную и временную последовательность его протекания, определяемую циклом управления связью. Данный цикл включает определение целей, задач системы связи (АСУС), которую необходимо построить, и непосредственное осуществление функций управления связью.
Процедурная (технологическая) сторона процесса управления связью отражает связь определенных стадий этого процесса, которые получают свое выражение и закрепление в их разделении на подцели, подзадачи, подфункции, алгоритмы, определенные действия -процедуры, операции, элементарные работы. В этом аспекте процесс управления выступает как работа по связи должностных лиц управляющих, управляемых и технических подсистем АСУС, направленная в итоге на принятие и реализацию соответствующих решений,
осуществление всех элементов этого процесса по определенной технологии управления связью.
Таким образом, составляющими процесса управления связью являются определение целей, задач и осуществление функций этого управления, организация взаимодействия различных ячеек, ступеней, инстанций и звеньев в процессе управления, принятие и реализация соответствующих решений, технология управления, организация управленческого труда. При этом важная роль принадлежит потенциалу управления связью. Следовательно, задача рациональной организации процесса управления состоит в том, чтобы достигнуть поставленных целей при наиболее полном использовании потенциала управления связью. Процесс управления связью в конечном итоге заключается в выполнении работы по связи (функций управления связью) должностными лицами органов, пунктов и объектов управления связью АСУС, направленной на достижение поставленных целей и задач связи создаваемой группировки в современных специальных действиях.
Технологический процесс управления связью, направленный на построение системы связи (АСУС) группировки специального назначения, слагается, прежде всего, из работы с ОТИ в области связи. Эта работа включает прием ОТИ и её обработку, выдачу на соответствующие устройства отображения информации результатов этой обработки, оценку полученной информации и выводы по ней, документирование, учёт, хранение и обновление ОТИ, передачу её в виде определенных сообщений по назначению. Таким образом, оперативно-тактическая информация является функциональным свойством системы управления связью, ибо информация не может существовать сама по себе, вне этой системы, без управления, а управление, в свою очередь, не может осуществляться без поступления в орган (пункт, объект) управления соответствующей информации.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что управление и информация являются технологической основой управления связью и, в общем виде, отражают совокупность сведений об обстановке, состоянии своей группировки, противоборствующей стороне (при наличии) и условий ведения специальных действий (УВСД), состоянии подразделений (организаций) связи и системы связи создаваемой группировки специального назначения и изменениях, совершающихся в системе управления связью и внешней (окружающей её) среде. На основе управляющих воздействий, приёма и обработки необходимого и достаточного количества входящей в орган (пункт, объект) управления информации принимается то или иное решение по связи. Именно поэтому управление и информация, циркулирующая в системе управления связью и окружающей её среде, объективно выступает как основа технологического процесса данного (связного) вида функционального управления.
Информация в системе управления связью отражает в итоге совокупность данных о фактическом и возможном состоянии сил и средств связи, внешних условиях их функционирования и о логике получения и преобразования (обработки) информации, полученной органом (пунктом, объектом) управления связью, формирования и передачи по назначению информации управления, состояния и других сведений (данных).
Виды, движение и составляющие (содержание) оперативно-тактической информации в области связи заключаются в следующем.
Информация, поступающая от органа (пункта) управления связью к подчиненным объектам управления, может быть:
- информацией о незаконных вооруженных формированиях (НВФ) (может включать сообщения (справки) о положении, состоянии и характере его действий (общие сведения); сообщения (справки) с разведывательными данными о положении, состоянии и характере действий отдельных объектов НВФ; сообщения (справки) о дислокации НВФ (в части, касающейся каждого объекта управления связью); запросы о положении и характере действий объектов НВФ; справки с перечнем разведанных объектов НВФ и др.);
- информацией из решения руководителя группировки - о составе группировки; положении, состоянии и характере специальных действий группировки; задачи частей и организаций группировки и др. в части, касающейся каждого объекта управления связью;
- информацией об условиях ведения специальных действий (может включать метеоданные и запрос на них; сведения о радиационной, химической, биологической, радиоэлектронной, информационной и другой обстановке; данные об инженерном оборудовании и характере местности; сведения о районах пожаров, затоплений, разрушений; данные о топографической привязке соответствующих пунктов, постов, позиций, районов, рубежей, маршрутов и др. в части, касающейся каждого объекта управления связью);
- информацией управления подчиненными объектами управления (может включать распоряжения (приказы, указания) по связи, предписания, команды, сигналы управления и др. в части, касающейся каждого объекта управления связью);
- информацией состояния органа (пункта) управления (может включать сообщения (справки) о местоположении органа (пункта) управления связью в оперативном построении группировки; запросы о состоянии своих объектов управления и др.);
Информация, поступающая от объекта управления связью в органы, (пункты) управления связью, может быть:
- информацией о противнике (может включать сообщения (донесения) о положении, состоянии и характере действий противника, о положении его переднего края, запросы и справки о положении и характере действий отдельных объектов противника и др.);
- информацией о состоянии данного объекта управления (может включать сообщения (донесения) о местоположении в оперативном построении (боевом порядке) своих войск и характере действий объекта управления; сообщения (донесения), содержащие информацию о дозах облучения, полученных личным составом объекта управления; сообщения (донесения) о степени готовности и обеспеченности объекта управления; сообщения (справки) о состоянии объекта управления и др.);
- информацией об условия ведения специальных действий (может включать сообщения (донесения), содержащие: метеоданные; сведения о радиационной, химической, биологической, радиоэлектронной, информационной и иной обстановке; об инженерном оборудовании и характере местности; сведения о районах пожаров, затоплений, разрушений; данные о топографической привязке соответствующих пунктов, постов, позиций, районов, рубежей, маршрутов и др.)
Информация взаимодействия, циркулирующая между соседними органами (пунктами) управления и между объектами управления (по горизонтали).
При этом информация, поступающая от одного органа (пункта, объекта) управления другому, может быть:
- информацией о НВФ (может включать сообщения (справки) о положении и характере действий противника и о его дислокации; запросы и справки о положении и характере действий отдельных объектов противника, с перечнями разведанных объектов и номеров разведанных объектов противника и др.);
- информацией о данном органе (пункте, объекте) управления; (может включать сообщения, содержащие: сведения о положении и характере действий органа (пункта, объекта) управления; запросы о положении взаимодействующего органа (пункта, объекта) управления; справки о положении органа (пункта, объекта) управления; запросы и справки (между органами, пунктами управления) о положении и характере действий соответствующих подразделений (организаций) связи др.);
- информацией об условиях ведения специальных действий (может включать сообщения (справки), содержащие: метеоданные; данные о топографической привязке соответствующих пунктов, постов, позиций, рубежей, районов, маршрутов; информацию о местности, обстановке в зоне ведения специальных действий и др.).
Запросы формируются и передаются в случаях возникновения такой необходимости. Формирование и передача справок осуществляется по требованию (в соответствии с запросом).
Информация управления формируется и передается с целью решения объектами управления соответствующих задач. Она вырабатывается органами управления связью (ответственными должностными лицами на узлах связи).
Информация состояния используется для описания обстановки, в которой находятся органы (пункты) и объекты управления, организации контроля, принятия решений, подготовки необходимой информации и её передачи, оказания помощи. Данная информация формируется объектом, органом, пунктом управления и передается в вышестоящий орган (пункт) управления связью.
Информация из решения руководителя группировки используется в органах, пунктах, объектах управления связью в качестве информации о своей группировке и её составе при подготовке, а также в ходе ведения специальных действий. Она необходимым образом подготавливается соответствующим пунктом управления группировкой, передается в подчиненный пункт управления связью (своей инстанции) для последующего доведения последним этой информации (в части касающейся) нижестоящим органам, пунктам и объектам управления связью. В целом эта информация описывает обстановку, в которой находится создаваемая группировка.
Информация об условиях ведения специальных действий используется в органах, пунктах и объектах управления связью, как при подготовке, так и в ходе ведения действий и может передаваться и приниматься органами, пунктами и объектами управления связью в зависимости от конкретного её содержания.
Следует отметить, что сложность управления связью и принятие необходимых решений по связи неуклонно возрастают. Одновременно увеличивается нужный для этого объём информации. Поэтому эффективность функционирования системы связи группировки в современных специальных действиях зависит от следующего:
- формы представления, унификации и собственно объёма входящей и исходящей оперативной и тактической информации;
- уровня организации и осуществления сбора, обработки, хранения и передачи информации;
- своевременности и качества принимаемых решений;
- организации и осуществления качественного документирования;
- применяемой техники управления и связи;
- применения централизованной формы управления, методов и способов её реализации.
По форме представления ОТИ может подразделяться на текстовую, графическую
(картографическую, электронную), символьную, световую и звуковую.
Текстовой способ отображения информации может иметь различные формы: формализованный текст (документ), неформализованный текст, табличную и анкетную формы представления.
Графический способ применяется для отображения информации о положении и действиях НВФ и своей группировки, условиях ведения специальных действий.
Символьный способ используется при работе ДЛ по связи на автоматизированных рабочих местах (АРМ), оснащенных персональными профессиональными ЭВМ, а также при передаче и приеме коротких предписаний, команд и сигналов.
Световой и звуковой способы отображения информации используются для визуального и слухового восприятия сообщений, поступающих на рабочие места ДЛ по связи, или сообщений, формируемых этими лицами на своих рабочих местах (АРМ).
Унификация информации в области связи зависит от того, какие формы и средства применяются для фиксации информации. Именно на основе применения соответствующих форм и средств осуществляется кодирование ОТИ, и создаются унифицированные формы документов по связи, которые используются на различных уровнях иерархии и элементах системы управления связью.
Здесь необходимо отметить, что для обеспечения решения на АРМ расчётных и информационных задач управления связью, систематизации, хранения и обновления ОТИ на объектах (в подсистемах и их элементах) системы управления связью (АСУС) должна создаваться унифицированная база данных. В перспективе, с целью решения задач, содержащих элементы искусственного интеллекта, должна создаваться база знаний.
Оперативно-тактическая информация, циркулирующая в системе управления связью (АСУС), должна быть количественно оценена. При этом расчёт количества (интенсивности) информации (числа сообщений, поступающих в орган (пункт, объект) управления связью и исходящих от них в единицу времени) в подлежащей построению системе связи (АСУС) группировки специального назначения в современных специальных действиях должен соответствовать объективной реальности. Это позволит оценить информационную нагрузку этих органов (пунктов) и объектов управления в соответствующую единицу времени, например, в час (час наибольшей нагрузки) как при подготовке, так и в ходе современных оперативных действиях специального назначения.
Оперативно-тактическая информация может поступать от объектов управления в орган (пункт) управления и, наоборот, в виде определенных дискретных сообщений.
Интенсивность потока информации I отражает количество сообщений Q, входящих в орган (пункт) управления в единицу времени Т. При этом за единицу информации принимается одно сообщение, содержащее информацию об одном объекте НВФ, или донесение, приказ, распоряжение, предписание, запрос, справку, команду, сигнал, заявку. Суммарная интенсивность потока сообщений L, содержащих оперативно-тактическую информацию, составляет её объём. Этот объём слагается из суммарного потока информации:
— управления1У;
— об объектах НВФ I нвф ;
— о состоянии органов (пунктов, объектов) управления IС;
— об условиях ведения специальных действий 1увсд ;
— из решения руководителя группировки Iр.
Интенсивность потока сообщений может быть рассчитана по формуле
!,=1 у +1 п +1 с +1 УВСД +1 К .
Объём сообщений Q рассчитывается за соответствующее время Т и определяется по формуле
Qт
Поток информации, входящий в орган (пункт) управления, называется входящим, а покидающий его - исходящим (то же относится и к отдельным сообщениям).
Здесь важно отметить и то, что потоки ОТИ зависят главным образом от:
— целей и задач, стоящих перед создаваемой группировкой;
— возможностей и состояния объектов управления;
— возможностей и состояния органов (пунктов) управления;
— возможностей и состояния технических средств управления и связи;
— группировки НВФ, её укомплектованности (потерь), положения и характера действий;
— масштабов разрушений в следствии ЧС, техногенных или природных катастроф;
— степени детализации и обобщения информации в органах (пунктах, объектах) управления связью.
Организация и осуществление сбора, обработки, хранения и передачи ОТИ должны главным образом соответствовать:
— реально складывающимся условиям обстановки;
— возможностям сил и средств конкретного формирования (комплекта частей, организаций) связи, на основе которого строится данная система связи;
— специфике (предназначению), месту, роли и значению в иерархии управления связью группировки специального назначения и системы связи (АСУС);
— результативной защите от возможного воздействия противника различными средствами на систему связи и её элементы.
В целом оперативно-тактическую информацию и работу с ней целесообразно рассматривать в трёх основных технологических аспектах, а именно: техническом, семантическом и результативном.
Технический аспект ОТИ заключается в точности передачи информации от источника к получателю (пользователю) по техническим средствам связи.
Семантический аспект ОТИ состоит в использовании смысла сообщения, полученного ДЛ органа (пункта, объекта) управления связью.
Результативный аспект ОТИ (эффективность, действенность ОТИ) касается определения того, насколько содержание сообщения соответствовало поставленным целям, задачам, выполняемым функциям построения системы связи и оказалось ценным для получателя -органа (пункта, объекта) управления.
Сущность указанных выше технологических аспектов заключается в основных положениях, оценках и выводах, изложенных ниже.
Цель формирования и передачи ОТИ заключается: в воздействии на объект управления; в описании обстановки, в которой данный объект находится; в передаче соответствующей информации; в установлении задач и порядка функционирования органа (пункта, объекта) управления связью в изменившейся обстановке; в принятии решения, контроле и взаимодействии; в регламентации работ внутри органа (пункта, объекта) управления связью.
Ценность ОТИ отражает эффективность её использования. Так, например, при определении ценности полученных разведывательных данных о НВФ их значение зависит от характера обнаруженных объектов противника, потребности в полученных данных о них, достоверности и полноты характеристик этих объектов, своевременности и надежности передачи разведывательных данных, точности полученных координат объектов.
Достоверность ОТИ характеризует, в какой степени полученная информация отражает то, что объективно должна отражать. Например, соответствует ли сообщение об объекте противника его действительному характеру и местоположению.
Надежность ОТИ характеризует технические и «человеческие» возможности органов (пунктов, объектов) управления связью по передаче, приёму и обработке информации, своевременному принятию ДЛ в органе (пункте, объекте) управления связью правильного информационного решения.
Скорость работы технических средств управления по приему, обработке и передаче ОТИ определяется количеством сообщений, передаваемых, принимаемых и обрабатываемых в единицу времени (например, в сутки, час наибольшей нагрузки).
Скорость обработки ОТИ должностными лицами по связи определяется продолжительностью, необходимой для её понимания, осмысливания, анализа, синтеза, оценки, получения выводов, принятия решения и другой работы.
Периодичность (частота) передачи ОТИ связана, главным образом с необходимостью принятия ДЛ информационного решения, которое зависит, в части касающейся, главным образом от самой объёмной и важной информации. Здесь важно отметить следующее.
Если оперативная обстановка и/или обстановка по связи изменяется от нескольких минут до одного часа и обладают значительным влиянием на возможность ведения специальных действий, то сообщения об обстановке или значимых объектах необходимо передавать (обеспечивать прохождение информации) по мере их обнаружения, распознавания и определения характеристик немедленно, и решение по ним принимать оперативно, ибо при запаздывании эти сообщения потеряют свою ценность.
Сообщения об изменениях, определяемых несколькими часами, целесообразно передавать (обеспечивать прохождение информации) по мере накопления информации, после полной её обработки, с установленной периодичностью (например, в зависимости от инстанции управления, через каждые 1-4 ч). Это объясняется тем, что более частое поступление сообщений о таких объектах может перегружать технические средства связи, служить помехой и отвлекать внимание ДЛ пунктов управления от решения более важных в
данный момент времени задач. Поэтому ОТИ по срокам представления разделяется на срочную (передаваемую к заранее установленному сроку) и внесрочную (передаваемую вне установленных сроков).
Полученная информация после обработки должна систематизироваться и храниться в какой-либо памяти (журнале, книге учета, формализованном документе, на карте, планшете, схеме, АРМ, техническом устройстве документирования). При этом ОТИ может быть преобразована в более удобную по виду форму, позволяющую быстрее и лучше воспринять, осмыслить и понять суть полученной информации.
Хранящаяся ОТИ должна регулярно уточняться с целью выявления и исключения устаревшей информации путем передачи (приема) и обработки новой информации. Особенно это относится к данным о высокоманевренных и движущихся объектах НВФ, природных явлений, техногенных ситуаций и объектах, которые могут возникать и проявляться непродолжительное время (до одного часа).
Детализируя изложенное выше необходимо отметить следующее. Технология построения системы связи создаваемой группировки в современных специальных действиях включает совокупность сочетающихся, взаимодействующих между собой управленческих элементарных работ, операций, процедур, циклов.
Элементарные работы, операции, процедуры и циклы управления связью основаны на функциональном (по видам управленческих работ), профессиональном (по специальностям ДЛ), квалификационном (по уровню сложности работ) и операционно-технологическом (по видам операций и процедур) базисном уровне. При этом в технологии управления связью термины «операция» и «процедура» являются ключевыми.
Управленческая операция отражает законченное целесообразное действие (ряд элементарных работ, действий), направленных на выполнение определенной задачи, которая может носить управленческий, организационный, информационный, алгоритмический, ситуационный или другой характер.
В процессе управления связью объективно могут существовать три основных вида операций: последовательный, параллельный и параллельно-последовательный (комбинированный).
Наибольшая роль должна принадлежать операциям, связанным с обоснованием и выбором организационных, управленческих, информационных, алгоритмических, ситуационных и иных решений. Это четко связано с «тактикой управления» [12].
Управленческая процедура отражает порядок выполнения ряда последовательных, параллельных или комбинированных операций. Алгоритм этого процесса составляют правила последовательной (параллельной, комбинированной) организации и выполнения, связанных друг с другом операций, на которые этот процесс объективно может быть разделен, и которые должны быть осуществлены для достижения целей, стоящих перед системой связи (АСУС), подлежащей построению. При этом весь процесс управления связью подразделяется как бы сверху вниз: от конкретной функции - к соответствующей процедуре, далее к необходимой операции, затем - к элементарной работе.
Управленческий цикл объективно призван иметь непрерывный характер и протекать во времени и в пространстве с определенной скоростью.
По своим временным параметрам процесс управления связью в интересах построения системы связи создаваемой группировки в современных специальных действиях может измеряться (поэлементно) от одной минуты до нескольких суток.
Пространственные характеристики процесса управления связью могут простираться от комплекса (средства, аппаратной) связи до управления (отдела, отделения) связи или штаба (управления) соединения (части, организации) связи, органа управления подразделением связи, которые функционируют в группировке специального назначения, система связи (АСУС) которого подлежит построению. При этом скорость процесса управления может колебаться от одной до нескольких элементарных работ в минуту.
Таким образом, процесс управления связью может быть охарактеризован тремя видами измерений: продолжительностью времени, пространственными рамками и скоростью цикла.
По своей технологии процесс управления связью при построении системы связи группировки в современных специальных действиях подразделяется на три основных цикла, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры. К этим циклам относятся:
1) информационный цикл — сбор, обработка, хранение и передача оперативно-тактической информации;
2) логико-мыслительный и вычислительный цикл — расчеты, прогнозы, выработка и принятие соответствующих решений;
3) организационный цикл — организационное воздействие на объекты управления для реализации принятого решения.
На входе информационного цикла предусмотрено три канала информации: внешний, внутренний и от объекта управления. Кроме того, часть информации входит через организационный цикл.
На выходе информационного цикла (соответственно на входе логико-мыслительного и вычислительного цикла) находится обработанная ОТИ, необходимая ДЛ по связи для подготовки и принятия соответствующего решения.
На выходе логико-мыслительного и вычислительного цикла (соответственно на входе организационного цикла) находятся распоряжения (приказы, указания), подготовленные на основе принятых решений.
На выходе организационного цикла складывается сложная сеть организационных отношений, в которые сконцентрированы организационные функции управления связью, выполняемые аппаратом управления с применением соответствующих форм, методов (способов, приемов), алгоритмов, методик, моделей, информационных технологий и систем, а также структур управления. Причем технология данного процесса может иметь одинаковый циклический характер независимо от уровня иерархии управления связью.
Следует отметить, что на любом уровне иерархии управления связью могут (должны) выполняться все три указанных цикла процедур. Они должны сочетаться друг с другом (по уровням) через циклы организационный - информационный, поскольку соответствующим органом (пунктом) управления должна быть осуществлена постановка задач подчиненным объектам управления (нижестоящим органам (пунктам) управления связью, формированиям связи, отдельным объектам связи), которые, в свою очередь, получив и обработав ОТИ, будут принимать необходимые решения, организовывать их исполнение и осуществлять тот же процесс по отношению к следующему уровню иерархии управления связью. Различие в выполнении операций и процедур будет проявляться лишь в объёме их содержания.
Решениям, принимаемым ДЛ по связи при протекании процесса управления связью, объективно должны принадлежать значительная роль, существенное место и большое значение. Дело в том, что выработка и принятие управленческих, организационных, информационных, алгоритмических, ситуационных или иных решений (рис.) — узловая процедура в работе аппарата управления связью.
Решение в процессе управления связью отражает развернутый во времени логико-мыслительный, вычислительный, эмоционально-психологический, организационно-правовой акт, выполняемый руководителем — соответствующим ДЛ по связи.
Решение должно приниматься единолично или с привлечением других должностных лиц. Оно призвано выступать в качестве своеобразной формулы воздействия на объекты управления связью, определять все дальнейшие процедуры в организации выполнения принятых решений.
Эффективность, конечный результат управления связью во многом обусловлены качеством принимаемых решений. Именно высококачественные решения определяют стратегию и тактику управления связью, процесс их реализации на практике.
Лучшим (оптимальным или рациональным) можно считать решение, в процессе выполнения которого будет минимальное число корректировок (уточнений). Для этого необходимо соблюдать ряд требований, к числу которых можно отнести: сбалансированность обязанностей, прав и ответственности ДЛ по связи при принятии соответствующих решений; единство распорядительства; непротиворечивость, строгая согласованность, конкретность, полномочность, своевременность, гибкость и подвижность решений. Кроме того:
Рис. Базовые принципы научных подходов, основные методы описания организационно-технических систем и виды принимаемых решений
— решения должны в полной мере учитывать информацию состояния, местоположения и характера действий органа (пункта, объекта, системы) управления, результатов протекания процесса управления связью и информацию о внешней среде на момент принятия решения;
— решения, принимаемые в процессе управления связью, должны быть ресурсно обеспечены. Это решающее условие их реальности и выполнимости;
— выработанные решения должны способствовать качественному выполнению целей, задач и функций управления связью в текущий момент времени, а также в прогнозируемый период операции (боя).
Решение в процессе управления связью должно отражать две части: замысел соответствующего ДЛ аппарата управления — то, чего он хочет добиться своими действиями; средства достижения (этого) замысла.
В структуру решения, выработанного в процессе управления связью, должны быть включены:
— замысел соответствующего должностного лица по связи (цель действий и способ их выполнения на разных этапах);
— определение главного звена, главных сторон вопроса, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе выработки решения;
— определение необходимых ресурсов и технических средств для выполнения поставленной задачи;
— определение задач для подчиненных органов, пунктов, объектов управления связью и отдельных должностных лиц по связи;
— порядок и организация выполнения поставленных задач по связи, мероприятия по обеспечению реализации решения в процессе управления связью в ходе ведения оперативных действий.
Исходными данными для принятия решения по связи должны быть:
— цель (цели) и задача (задачи) вышестоящего уровня иерархии управления связью в планируемых действиях специального назначения;
— замысел вышестоящего органа (оперативного состава пункта) управления связью;
— собственная цель, задача и замысел;
— оценка целей и задач соседних (взаимодействующих) органов (пунктов, объектов) управления связью;
— оценка обстановки (состояние своей группировки, противоборствующей стороны (при наличии), состоянии подразделений (формирований, организаций) связи, имеющейся системы связи, УВСД, кадры, ресурсы, техника, материально-технические возможности, скоростные, временные и пространственные факторы). Полный анализ этой информации позволяет приступить к формулировке и отбору возможных вариантов решения и выбору оптимального из них.
Наилучший вариант решения, принятого на любом уровне системы управления связью (АСУС) по какому-либо вопросу, является оптимальным, а процесс поиска этого варианта называется оптимизацией.
Следует отметить, что сложность и взаимозависимость информационных, технических и других технологических аспектов управления связью привели к необходимости применения специальных методов, являющихся одним из условий преодоления субъективизма при подготовке и принятии решений. К ним относятся методы исследования операций и методы экспертных оценок.
Методы исследования операций используются для выработки оптимальных решений, а методы экспертных оценок применяются в случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена известными математическими методами.
Движение документов должно отвечать следующим требованиям:
— прохождение по уровням иерархии управления связью должно быть оперативным;
— не должно быть уровней иерархии управления, не обусловленных необходимостью;
— порядок прохождения и процесс обработки основных категорий документов должны быть, как правило, однообразными.
Основными способами унификации и формализации документов, применяемых в управлении связью, являются:
Для обеспечения функционирования органов (пунктов, объектов) управления применяется техника управления.
Техника управления — устройства, приспособления, средства, предназначенные для механизации и автоматизации управленческого труда [13-15]. Они призваны обеспечивать сбор и обработку, отображение и учет, хранение и обновление, подготовку и прохождение (передачу, прием, распространение, доведение) информации.
Следует отметить, что на современном этапе развития науки и техники все средства, прежде всего, аппаратно-программные и коммуникационные должны функционировать на основе применения новых методов, способов, приемов, алгоритмов, методик, моделей, информационных технологий и систем [8].
В условиях одновременного применения информационных и организационных, технических и программных средств система управления (или её определенная часть) становится автоматизированной, которая может быть стационарной или мобильной (подвижной, полевой), или стационарно-мобильной.
Вполне понятно, что только на базе перспективной АСУС может быть достигнуто необходимое единство комплекса технических средств и обеспечено создание эффективной технической подсистемы системы управления связью.
Проведенным анализом установлено, что управление связью должно осуществляться путем применения централизованной формы управления, соответствующих методов и способов ее реализации [8].
Методы управления различаются своим назначением, содержанием, формами применения и другими признаками.
В процессе управленческой работы могут одновременно использоваться различные методы, которые имеют специфические особенности. Исходя из функций управления связью, специфики отношений должностных лиц по связи (руководителей, начальников и подчиненных) в процессе управления, можно выделить два основных направления формирования методов управления связью. Первое направление включает методы выполнения функций управления связью, а второе - методы воздействия на должностных лиц в процессе управления. Последнее представляет социально-психологический аспект управления связью.
В соответствии с иерархической структурой построения системы управления связью основными методами управления связью могут быть:
- комбинированный (последовательно-параллельный на одном уровне иерархии управления);
- параллельный (одновременно на всех уровнях иерархии управления);
- последовательный (по уровням иерархии управления);
- смешанный (последовательно-параллельный на всех или необходимых уровнях иерархии управления), отражающий сочетание определенных методов.
Методы управления связью не могут быть и не будут одинаковыми по своей полноте, а иногда и по содержанию на протяжении всего времени подготовки и ведения специальных действий и на всех уровнях иерархии управления. Они будут определяться конкретно в зависимости от целей, решаемых задач, наличия времени, характера складывающейся обстановки, УВСД, уровня иерархии управления и состояния системы управления связью.
Способами управления связью в основном могут быть: личное общение; управление по техническим средствам связи; направление в подчиненные органы, пункты и объекты управления связью соответствующих ДЛ; высылка адресатам необходимых документов. При этом основными способами такой важной функции управления, как сбор ОТИ, могут быть: прием оперативно-тактической информации от соответствующих органов, пунктов и объектов управления связью; изучение соответствующих документов; заслушивание.
Таковы в основном технологические основы построения автоматических систем управления связью высокодинамичных систем управления специального назначения при ведении специальных действий различного характера и назначения на современном этапе развития этого построения.
Литература
1. Сызранцев Г.В., Алёшин О.В., Кретов А.А. Концептуальные основы построения системы связи ВМФ в интересах обеспечения управления силами специальных операций // Известия РАРАН. (94). 2016. Т. 4. С. 35-43.
2. Сызранцев Г.В., Алёшин О.В. Методологические основы построения системы связи группировки войск (сил) ВМФ // НПО СМ. 2018. Т. 1. С. 278-284.
3. Алёшин О.В. Организационные основы построения системы связи ВМФ в интересах обеспечения управления силами специальных операций // Вопросы оборонной техники. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму. 2018. Т. 9-12 (123-124) С. 54-62.
4. Сызранцев Г.В. Теоретические и научно-методические основы обеспечения построения сложных организационно-технических систем военной связи в локальных войнах и вооруженных конфликтах: монография / под ред. А. Г. Ермишяна. СПб.: ВАС, 2007. 180 с.
5. Шмелёв А.А. Научно-методическое обеспечение построения высокодинамичных систем связи специального назначения: монография / под ред. Г. В. Сызранцева. М.: НИИССУ, 2012. 218 с.
6. Львов Е.В. Теоретические и научно-методические основы обеспечения построения сложных организационно-технических систем военной связи сил специальных операций. монография / под ред. Г. В. Сызранцева. М.: 16ЦНИИИ, 2009. 208 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 20-е изд. М.: Рус. язык, 1988. 750 с.
8. Ермишян А.Г. Теоретические основы построения систем военной связи в объединениях и соединениях: Ч. 1. Методологические основы построение организационно-технических систем военной связи. СПб.: ВАС, 2005. 740 с.
9. Красносельский Н.И., Воронцов Ю.А., Аппак М.А. Автоматизированные системы управления в связи. М.: Радио и связь, 1988. 272 с.
10. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. 1632 с.
11. Арапова Н.С. и др. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкование, этимология. 2-е изд. М.: Цитадель, 1999. 336 с.
12. Екатеринославский Ю.Ю. Организация процессов управления производством. М.: Экономика, 1982. 184 с.
13. Управление социалистическим производством: словарь. М.: Экономика, 1983. 336 с.
14. Денисов А.А., Колесников Д.Н. Теория больших систем управления. Л.: Энергоиздат, 1982. 288 с.
15. Шорин В.Г. и др. Системный анализ и структуры управления. М.: Знание, 1975. 304 с.
TECHNOLOGICAL BASES OF THE CONSTRUCTION OF AUTOMATIC CONTROL SYSTEMS OF COMMUNICATION OF HIGH-DIMENSIONAL CONTROL SYSTEMS OF SPECIAL PURPOSE
Oleg Viktorovich Alyoshin,
St-Peterburg, Russia, sysr9959@mail.ru
Alex Gennadievich Syzrantsev,
Sochi, Russia, ciabrat@mail.ru
Andrei Vladimirovich Fedulov,
Moscow, Russia, fedulov@mail.ru
ABSTRACT
Substantiated technological bases for constructing complex organizational and technical systems as applied to automatic highly dynamic communication control systems (communication systems) are presented. The conditions under which the process of managing communications in automatic high-dynamic control system for special purposes. The types, movement and components (content) of operational-tactical information, and its use are determined. The process of managing communications in the interests of building a communications system for a special-purpose grouping is presented in terms of the content, organization, and procedures for exercising control. Operational and tactical information is justified as a technological basis for managing communications, reflecting a set of information about the situation, the state of its grouping, the opposing side (if any) and conditions for conducting special actions, the state of the communication units (organizations) and the communication system of the special purpose group being created and changes in the communication control system and the external (surrounding) environment. The conditions for ensuring the effective functioning of the communication system of the grouping in modern special actions are substantiated and presented. Describes the forms used to represent operational tactical information. A procedure for calculating the amount of circulating information in the communication control system is proposed. The requirements for the organization and implementation of the collection, processing, storage and transmission of operational and tactical information. The process of communication management is considered from the point of view of management technology and is presented in the form of three cycles and links between them: the information, logical-cogitative, and computational and organizational cycles. The requirements for the decisions to make communications to ensure the effective functioning of the communication system. Considered and justified baseline data necessary for making decisions on communication. The classification of documents circulating in the communication control system is considered. Determined and justified the requirements for documents on communication in the form of submission, method of processing and their movement between officials in the communication of various points of communication management.
Keywords:
communication management system; communication system; communication control center; communication control body; control process; control cycle; operational and tactical information.
References
1. Syzrantsev G.V., Aleshin O.V., Kretov A.A. Conceptual framework for building a naval communications system in the interests of ensuring the control of special operations forces. Izvestia RARAN. Vol. 4 (94). 2016. Pp. 35-43. (In Russian)
2. Syzrantsev G.V., Aleshin O.V. Methodological basis for building a communications system for a group of troops (forces) of the Navy. Proceedings of the 21st All-Russian NPK RARAN "Actual problems of protection and safety." NPO SM. Vol. 1. 2018. Pp. 278-284. (In Russian)
3. Aleshin O.V. The organizational basis for building a naval communications system in the interests of ensuring the control of special operations forces. Questions of defense technology. series 16. technical means of countering terrorism. Informtekhnika Saint-Petersburg. 2018. Vol. 9-12 (123-124) Pp. 54-62. (In Russian)
4. Syzrantsev G.V. Teoreticheskie i nauchno-metodicheskie osnovy obespecheniya postroeniya slozhnyh organizacionno-tehnicheskih sistem voennoj svyazi v lokal'nyh vojnah i vooruzhennyh konfliktah: monografiya [Theoretical, scientific and methodological foundations for ensuring the construction of complex organizational
and technical systems of military communications in local wars and armed conflicts: monograph]. Ermishyana A.G. (Ed.). Saint-Petersburg: YOU, 2007. 180 p. (In Russian)
5. Shmelev A.A. Nauchno-metodicheskoe obespechenie postroeniya vysokodinamichnyh sistem svyazi special'nogo naznacheniya: monografiya [Scientific and methodological support for the construction of high-dynamic communication systems for special purposes: monograph]. Syzrantsev G.V. (Ed.). Moscow: NIISSU, 2012. 218 p. (In Russian)
6. Lvov E.V. Teoreticheskie i nauchno-metodicheskie osnovy obespecheniya postroeniya slozhnyh organizacionno-tehnicheskih sistem voennoj svyazi sil special'nyh operacij. monografiya [Theoretical, scientific and methodological foundations to ensure the construction of complex organizational and technical systems of military communications of special operations forces. monograph]. Syzrantsev G.V. (Ed.). Moscow: 16 TSNII, 2009. 208 p. (In Russian)
7. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazy'ka [Dictionary of the Russian language]. 20th ed. Moscow: Rus. language, 1988. 750 p. (In Russian)
8. Ermishyan A.G. Theoretical foundations of building military communication systems in associations and connections: Pt. 1. Methodological foundations of the construction of organizational and technical systems of military communications. Saint-Petersburg: YOU, 2005. 740 p. (In Russian)
9. Krasnoselsky N.I., Vorontsov Yu.A., Appak M.A. Avtomatizirovanny'e sistemy' upravleniya v svyazi [Automated control systems in communications]. Moscow: Radio and Communication, 1988. 272 p. (In Russian)
10. Soviet encyclopedic dictionary. 4th ed. Moscow: Owls. Encyclopedia, 1990. 1632 p. (In Russian)
11. Arapova N.S. and others Slovar' inostranny'x slov: aktual'naya leksika, tolkovanie, e'timologiya [Dictionary of foreign words: actual vocabulary, interpretation, etymology]. 2nd ed. Moscow: Citadel, 1999. 336 p. (InRussian)
12. Yekaterinoslavskiy Yu.Yu. Organizaciya processov upravleniya proizvodstvom [Organization of production management processes]. Moscow: Economy, 1982. 184 p. (In Russian)
13. Management of socialist production: dictionary. Moscow: Economy, 1983. 336 p. (In Russian)
14. Denisov A. A., Kolesnikov D. N. Teoriya bol'shix sistem upravleniya [Theory of large control systems]. Leningrad: Energoizdat, 1982. 288 p. (In Russian)
15. Shorin V. G and others Sistemny'j analiz i struktury' upravleniya [System analysis and management structures]. Moscow: Knowledge, 1975. 304 p. (In Russian)
Information about authors:
Alyoshin Oleg Viktorovich, PhD, Associate Professor, Chief Scientific Secretary of the Military Training and Scientific Center of the Navy "Naval Academy";
Syzrantsev Alex Gennadievich, Head of the switching center and management of the Federal State Budgetary Institution Center MIR IT;
Fedulov Andrei Vladimirovich, General Director of the Federal State Budgetary Institution Center MIR IT.