Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / STRATEGIC PLANNING / LOCAL GOVERNMENTS / REGIONAL DEVELOPMENT / LOCAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макаева Т.Т.

В данной работе рассмотрены принципы, проблемы стратегического планирования регионального развития на уровне местного самоуправления, а также один из вариантов, решения сложившихся вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES AND PROBLEMS OF STRATEGIC PLANNING OF REGIONAL DEVELOPMENT AT THE LEVEL OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

In this paper, we consider the principles and problems of strategic planning of regional development at the level of local self-government, as well as one of the options for resolving existing issues.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

УДК 338

Макаева Т. Т. студент

4 курс, факультет «Государственное и муниципальное управление» Институт экономики и управления, СКФУ научный руководитель: Новикова И.В., д.социол.н.

профессор кафедра «Государственное и муниципальное управление» Россия, г. Ставрополь

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В данной работе рассмотрены принципы, проблемы стратегического планирования регионального развития на уровне местного самоуправления, а также один из вариантов, решения сложившихся вопросов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, органы местного самоуправления, региональное развитие, местное сообщество.

Makaeva TT student

4th year, faculty of State and municipal management» Institute of Economics and management, NCFU supervisor: Novikova I. V., doctor of sociology

professor

department «State and municipal administration»

Russia, Stavropol

BASIC PRINCIPLES AND PROBLEMS OF STRATEGIC PLANNING OF REGIONAL DEVELOPMENT AT THE LEVEL OF LOCAL SELF-

GOVERNMENT

Annotation: In this paper, we consider the principles and problems of strategic planning of regional development at the level of local self-government, as well as one of the options for resolving existing issues.

Key words: strategic planning, local governments, regional development, local community.

Стратегическое управление муниципальным развитием - это систематическое, ориентированное на будущее планирование и дальнейшее определение долгосрочных целей, а также областей деятельности и

регионального развития. Данный процесс сосредоточил в себе все основные функции управления - планирование, организация, координация, а также контроль.

Стратегическое планирование выступает в роли одного из основных инструментов стратегического управления в области развития региона.

Стратегическое планирование, можно сказать, определяет философию развития, а также осуществляет формирование и обеспечивает взаимосвязь всех видов деятельности в области развития, тем самым играя важную роль в координации и активации регионального развития [1].

Основными принципами стратегического планирования регионального развития являются:

1) содействие видению, которое ориентировано на улучшение качества жизни населения, а также устойчивость экономического развития посредством эффективной политики управления и разработку мер по государственному регулированию;

2) повышение эффективности управления по вопросам развития инфраструктуры;

3) обеспеченье эффективного использования муниципального имущественного комплекса в целях развития территории;

4) охрана окружающей среды и экологии;

5) содействие местному экономическому развитию, а также сохранение хозяйственного комплекса;

6) поддержка развития муниципального образования в роли места притяжения для местного сообщества;

7) обеспечение баланса, разнообразия, а также доступа к широкому спектру государственных и муниципальных социальных услуг, образованию, здравоохранению, досугу и культурных возможностей и пр. [2].

Система стратегических документов, сформированная в системе государственного и муниципального управления и призванная сформировать исходный перечень мероприятий по стимулированию регионального развития, значительно увеличила количество стратегических планов на уровне местного самоуправления.

В роли основных недостатков стратегических документов на муниципальном уровне выступают:

- чрезмерная формальность в процессе подготовки стратегических документов, а также в разработке долгосрочных и среднесрочных планов развития;

- неоправданные амбиции, которые не соответствуют возможностям соответствующей территории;

- отсутствие конкретных целей и задач, а также сценариев развития и стратегических альтернатив [1].

Все эти недостатки можно найти во многих из существующих документов органов местного самоуправления, касающихся стратегического планирования. Анализируя стратегические документы на региональном и

местном уровнях в нашей стране, многие эксперты утверждают, что практически все стратегические документы носят сугубо формальный характер по той причине, что содержат много абстрактных утверждений, которые должным образом не учитывают все особенности той или иной территории.

Стоит отметить, что сегодня наблюдается отсутствие интереса со стороны местных органов власти к различным стратегическим инструментам. Что касается населения, то оно безразлично относится к решению местных проблем, в частности, связанных со стратегическим планированием развития территории [2].

Проблема усугубляется еще тем, что сегодня отсутствует сильная финансовая база у органов местного самоуправления. Негативное влияние оказывает также отсутствие высококвалифицированных специалистов., поскольку стратегическое планирование требует от местных органов власти наличия специально обученных и высококвалифицированных менеджеров.

Таким образом, стратегическое планирование регионального развития на уровне местного самоуправления имеет множество проблем, которые могут быть решены посредством использования различных аутсорсинговых технологий. Решение данных проблем таким способом позволит достичь положительные результаты лишь в том случае, если органы местного самоуправления, а также местное сообщество будут активно участвовать в разработке и реализации стратегических планов.

Использованные источники:

1. Лапыгин Ю. Н., Тулинова Д. В. Стратегия как документ стратегического планирования в муниципальном образовании // Ученые записки. 2018. № 1 (25). С. 53-60.

2. Лапыгин Ю. Н., Тулинова Д. В. Формирование прогноза развития муниципального образования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 26-31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.