Научная статья на тему 'Основные принципы и механизмы обеспечения безопасности в сфере туризма'

Основные принципы и механизмы обеспечения безопасности в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1080
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Камышанова Е. А.

В статье освящаются основные принципы концепции безопасности в сфере туризма в Российской Федерации, сформулированные с учетом «приемлемости риска». Также в работе названы и охарактеризованы основные экономические механизмы в области безопасности туризма, обозначены критерии их выбора и определен приоритетный тип управления усилением безопасности тур.индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы и механизмы обеспечения безопасности в сфере туризма»

КАМЫШАНОВА Е.А.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Камышанова Е.А., Филиал Российского государственного социального университета г. Анапа (АФ РГСУ), старший преподаватель, e-mail: Southstar2001@mail.ru

В статье освящаются основные принципы концепции безопасности в сфере туризма в Российской Федерации, сформулированные с учетом «приемлемости риска». Также в работе названы и охарактеризованы основные экономические механизмы в области безопасности туризма, обозначены критерии их выбора и определен приоритетный тип управления усилением безопасности тур.индустрии.

Ключевые слова: безопасность; туризм; экономический механизм

Коды классификатора JEL: L 83

Обеспечение безопасности туризма — это приоритетный элемент организации туристской деятельности и основа его устойчивого развития. Основным мотивирующим фактором отказа туристов от поездки в курортные регионы страны, наряду с удорожанием туров и отдельных платных услуг, оказываемых туристам, является недостаточное обеспечение безопасности в сфере туризма.

В связи с этим, при формулировке на самом высоком уровне экспертами ЮНВТО основных задач, сто-¡5 ящих перед странами мира, среди прочих, особо была выделена задача обеспечения мер безопасности и U своевременного информирования туристов [4].

J На национальном уровне проблеме достижения безопасного состояния тур.индустрии в России также уделяется большое значение. Нормативно-правовая база в области безопасности, применение которой является залогом безопасного функционирования объектов тур.отрасли, в нашей стране постоянно совершенствуется.

В России за последние 10 лет принято более чем 70 законов, 200 указов главы государства, 500 Пос-^ тановлений Правительства и других актов по поддержанию безопасного состояния в различных сферах Ь экономики, но комплексная безопасность на микро- и макроуровне в стране пока не обеспечена. 00 Действующая сегодня в России система обеспечения безопасности туризма уже не может эффективно ^ минимизировать ущерб от воздействия опасностей на тур.индустрию и требует кардинальной ее реформа-Ш ции таким образом, чтобы возможность возникновения угроз была сведена к минимуму либо они были эф-О фективно использованы на благо общества. Необходимо осуществление превентивных мер, так как только о они действительно способны обеспечить безопасное состояние отрасли.

ю С учетом освещенной в работах различных авторов концепции «приемлемого риска» (ALARA - as low q as risk acceptable), принятой в настоящее время в большинстве стран мирового сообщества и позволяющей g- использовать принцип «предвидеть и предупредить» [3, с.13], основные принципы концепции безопаснос-g ти в сфере туризма могут быть сформулированы следующим образом:

- принцип безусловного приоритета безопасности и сохранения здоровья над любыми другими эле-о ментами условий и качества жизни туристов и работников тур. индустрии;

° - принцип оптимизации защиты по критерию среднестатистической ожидаемой продолжительности ^ предстоящей жизни в обществе путем сбалансированных затрат на продление жизни за счет сниже-

^ ния уровня риска и выгоды, получаемой от хозяйственной деятельности в области туризма;

о. - принцип приемлемых опасности и риска, в соответствии с которым устанавливаются нижний до-^ пустимый и верхний желаемый уровни безопасности в туризме, и в этом интервале - приемлемый

jj уровень безопасности и риска с учетом социально-экономических факторов;

¡2 - принцип минимальной опасности, в соответствии с которым уровень риска в туризме устанавливается ся настолько низким, насколько это реально достижимо;

9 - принцип последовательного приближения к абсолютной безопасности туризма, но не ее достиже-m ния;

° - принцип оправданности практической деятельности по управлению безопасностью в сфере туризма,

0 согласованной со стратегической целью управления, формулируемой как стремление к обеспечению материальных и духовных благ;

1 - принцип учета всего спектра существующих опасностей в туризме и доступности всей информации о о принимаемых решениях по управлению ими широким слоям населения;

m - принцип учета требований о непревышении предельно-допустимых экологических нагрузок, оказываемых туризмом на экосистемы, выражающийся в обеспечении безопасности человека путем реали-о зации решений, которые бы не подвергали природную сферу разрушению.

^ Обеспечение вышеназванных принципов концепции безопасности невозможно без применения спе-§ циальным образом подобранных механизмов. Выделенные в рамках исследований [1, с. 18-22] общие ° экономические механизмы управления безопасностью сложных систем целесообразно распространить на Q сферу туризма. В этом случае к основным экономическим механизмам обеспечения безопасности в туриз-0) ме можно отнести следующие:

П

П

а

Z

ш

- механизмы экономической ответственности;

- механизмы перераспределения риска;

- механизмы стимулирования повышения уровня безопасности;

- механизмы формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов;

- механизмы резервирования средств на случай ЧС.

Механизмы экономической ответственности включают систему стандартов (норм, нормативов, квот), отклонение от которых ведет к определенным экономическим санкциям (от штрафов до остановки производства, запрещения строительства и др.), то есть подразумевает плату за риск и ограничения на уровень риска. Соответствующие стандарты касаются, в первую очередь, применяемых технологий производства и строительства, организационно-технических мер по обеспечению безопасности производства, ограничений на предельно допустимые концентрации, выбросы или сбросы предприятий тур.индустрии. К этой же группе механизмов относятся механизмы возмещения ущерба, в которых экономическая ответственность прямо связана с величиной ущерба от возникновения чрезвычайной ситуации и механизмы экспертизы (проектов, предприятий), в которых оценка уровня безопасности (риска) производится экспертной комиссией, и экономическая ответственность определяется в зависимости от результатов экспертизы.

Механизмы перераспределения риска - это, в основном, механизмы частичного и полного, независимого и кэптивного, коммерческого и некоммерческого (взаимного) страхования.

В современных условиях представляется целесообразным создание фонда взаимного страхования предприятий тур.индустрии как наименее затратного по сравнению с прочими формами организации страхования.

Механизмы стимулирования повышения уровня безопасности (снижения ожидаемого ущерба) вклю-

П

чают механизмы льготного налогообложения, а также льготного кредитования мероприятий по повышению уровня безопасности (снижения риска) на предприятиях тур.индустрии. Ь Механизмы формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов должны опираться щ на систему комплексной оценки уровня безопасности в регионе и предусматривать безвозмездное полное или частичное финансирование мероприятий по снижению риска, либо их кредитование по сниженным ^ ставкам с компенсацией недополученного кредитными учреждениями дохода за счет средств фондов. И Механизмы распределения фондов включают в себя взаимосвязанные: механизмы стимулирования Ш снижения риска и механизмы компенсации затрат на снижение риска. Использование механизма стимули- ]> рования снижения риска означает, что предприятие получает из фонда (уплачивает в фонд) средства в зависимости от планируемого в рассматриваемом периоде уровня безопасности, при этом величина получа- щ емых (уплачиваемых) предприятием средств может быть прямо пропорциональна планируемому уровню □ безопасности предприятия. Величина норматива уровня опасности определяется из условия достижения О требуемого уровня региональной безопасности, либо из условия ограниченности величины фонда. Таким . образом, при недостижении нормативного уровня обеспечения безопасности предприятие уплачивает де- ^ ньги в фонд (осуществляет плату за риск), а при его надлежащем обеспечении получает определенные £ суммы из фонда. ё

При использовании механизма компенсации затрат на снижение риска. предприятия представляют в фонд информацию о затратах, требуемых для обеспечения безопасности или повышения уровня безо- $ пасности до некоторой заданной величины с оценкой требуемых для этого средств, возможно в формате х конкурса, победители которого получают требуемые средства. ^ Механизмы резервирования средств на случай чрезвычайных ситуаций включают механизмы обра- ¡5 зования резервов трудовых ресурсов (пожарные, спасатели и др.), материальных ресурсов (запасы продовольствия, сырья, медикаментов, транспорт и др.), мощностей для быстрой организации производства $ продукции, необходимой для ликвидации или уменьшения потерь от чрезвычайных ситуаций на предпри- о ятиях тур.индустрии. Данные механизмы резервирования направлены, в основном, не на повышение уров- о ня безопасности или снижение риска, а на создание условий для скорейшей ликвидации чрезвычайной ^ ситуации и уменьшения потерь от нее. ^ Практикуемый в настоящее время экономический подход к вложению средств в защиту, согласно кото- ¡5 рому ее стоимость не должна превышать стоимости возможных потерь, требует применения экономичес- о ких механизмов для обеспечения безопасности в туризме с учетом различных общих предложенных иссле- о дователями критериев [2, с.40], которые вполне оправданно можно распространить и на сферу туризма. К о

основным таким критериям относятся: о

1. Критерий максимума среднегодового предотвращенного ущерба (предложенный доктором техни- оь ческих наук, профессором Г. Е. Шепитько). Затраты на создание или модернизацию системы охра- Ц ны признаются обоснованными, если ожидаемый уровень максимума годового предотвращенного Е ущерба превышает затраты на создание либо модернизацию системы. ф

2. Критерий экономии от ущерба (предложенный доктором технических наук, профессором Э.И. Абал-мазовым). Критерий позволяет ввести относительный стоимостной показатель затрат на модерни- § зацию системы охраны. ф

3. Критерий минимальных суммарных затрат на оснащение и эксплуатацию системы охраны (разра- ^ ботанный в академии ГПС МЧС России под руководством доктора технических наук, профессора о Н.Г. Топольского). В основу критерия положено допущение возможности представления охраняемо- § го объекта множеством участков или конструктивных элементов, описываемых через множество па- ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.