Научная статья на тему 'Основные принципы добрососедского сосуществования православной церкви и исламской уммы на территории Средней Азии'

Основные принципы добрососедского сосуществования православной церкви и исламской уммы на территории Средней Азии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / христианство / ислам / Средняя Азия / Узбекистан / межконфесиональные отношения / религия / государство / Orthodoxy / Christianity / Islam / Central Asia / Uzbekistan / interfaith relations / religion / state

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стаценко Сергей Александрович

Данная работа представляет собой полевое исследование, посвященное выявлению общих принципов безконфликтного существования двух крупнейших религиозных конфессий в одном регионе: ислама и православного христианства. В качестве объекта исследования автором представлен Узбекистан, как самая густонасленная страна Среднеазиатского региона, где проживает наибольшее число мусульман и православных. На территории Узбекистана более 150 лет нарабатывался положительный опыт взаимососуществования ислама и православия, что в итоге привело к подъему этих отношений на высочайший уровень к настоящему времени. В исследовании автор проводит обзор предпосылок, позволивших прийти к положительным результатам в межрелигиозных отношениях. В этом отношении в большей мере рассматриваются исторические предпосылки. Но помимо особенностей истории региона, автор указывает на геополитический фактор, фактор религиозной традиции, фактор межчеловеческих отношений и фактор общих текущих проблем. Принципы сосуществования и взаимодействия конфессий автором сгруппированы и выделены в отдельные блоки, по каждому из которых приводится развернутый комментарий. В работе использованы источники местного регионального происхождения, позволяющие осветить предмет исследования с позиций присутствующего наблюдателя. Значительная часть фактов и наблюдений описана автором как непостредственным свидетелем и активным участником событий новейшей истории Узбекистана и истории Русской Православной Церкви в Средней Азии. Описывая межрелигиозные взаимоотношения в Узбекистане, автор выдвигает тезис о том, что опыт, наработанный в этой стране и Среднеазиатском регионе в целом может быть успешно транслирован и адаптирован в других странах с поликонфессиональным населением. Работа может быть полезна историкам, социологам и религиоведам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic principles of good neighborly coexistence of the Orthodox Church and the Islamic Ummah in the territory of Central Asia

This work is a field study dedicated to identifying the general principles of the conflict-free existence of the two largest religious denominations in the same region: Islam and Orthodox Christianity. As an object of study, the author presents Uzbekistan as the most populous country in the Central Asian region, where the largest number of Muslims and Orthodox live. On the territory of Uzbekistan for more than 150 years, a positive experience of the coexistence of Islam and Orthodoxy has been accumulated, which ultimately led to the rise of these relations to the highest level to date. In the study, the author reviews the prerequisites that made it possible to achieve positive results in interreligious relations. In this regard, historical background is considered to a greater extent. But in addition to the peculiarities of the history of the region, the author points to the geopolitical factor, the factor of religious tradition, the factor of interpersonal relations and the factor of common current problems. The principles of coexistence and interaction of confessions are grouped by the author and singled out into separate blocks, for each of which a detailed commentary is given. The work uses sources of local regional origin, allowing to illuminate the subject of research from the standpoint of the present observer. A significant part of the facts and observations is described by the author as a direct witness and active participant in the events of the modern history of Uzbekistan and the history of the Russian Orthodox Church in Central Asia. Describing interreligious relations in Uzbekistan, the author puts forward the thesis that the experience gained in this country and the Central Asian region as a whole can be successfully translated and adapted in other countries with a multi-confessional population. The work may be useful to historians, sociologists and religious scholars.

Текст научной работы на тему «Основные принципы добрососедского сосуществования православной церкви и исламской уммы на территории Средней Азии»

Стаценко Сергей Александрович

протоиерей, проректор по учебной части; председатель просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской Православной Церкви

E-mail: psstatz@gmail.com

Ташкентская духовная семинария

Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Авлиеота, 91

Основные принципы добрососедского сосуществования православной церкви и исламской уммы на территории Средней Азии

Данная работа представляет собой полевое исследование, посвященное выявлению общих принципов безконфликтного существования двух крупнейших религиозных конфессий в одном регионе: ислама и православного христианства. В качестве объекта исследования автором представлен Узбекистан, как самая густонасленная страна Среднеазиатского региона, где проживает наибольшее число мусульман и православных. На территории Узбекистана более 150 лет нарабатывался положительный опыт взаимососуществования ислама и православия, что в итоге привело к подъему этих отношений на высочайший уровень к настоящему времени. В исследовании автор проводит обзор предпосылок, позволивших прийти к положительным результатам в межрелигиозных отношениях. В этом отношении в большей мере рассматриваются исторические предпосылки. Но помимо особенностей истории региона, автор указывает на геополитический фактор, фактор религиозной традиции, фактор межчеловеческих отношений и фактор общих текущих проблем. Принципы сосуществования и взаимодействия конфессий автором сгруппированы и выделены в отдельные блоки, по каждому из которых приводится развернутый комментарий. В работе использованы источники местного регионального происхождения, позволяющие осветить предмет исследования с позиций присутствующего наблюдателя. Значительная часть фактов и наблюдений описана автором как непостредствен-ным свидетелем и активным участником событий новейшей истории Узбекистана и истории Русской Православной Церкви в Средней Азии. Описывая межрелигиозные взаимоотношения в Узбекистане, автор выдвигает тезис о том, что опыт, наработанный в этой стране и Среднеазиатском регионе в целом может быть успешно транслирован и адаптирован в других странах с поликонфессиональным населением. Работа может быть полезна историкам, социологам и религиоведам.

Ключевые слова: православие, христианство, ислам, Средняя Азия, Узбекистан, межконфесио-нальные отношения, религия, государство.

Для цитирования: Стаценко С.А. Основные принципы добрососедского сосуществования православной церкви и исламской уммы на территории Средней Азии // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 1. С. 5-21. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0010

Sergey A. Statsenko

Archpriest, Vice-Rector for Academic Affairs;

Tashkent Theological Seminary

Republic of Uzbekistan, Tashkent, Avlieot st., 91

Chairman of the educational department of the Tashkent and Uzbekistan diocese of the Russian Orthodox Church

E-mail: psstatz@gmail.com

Basic principles of good neighborly coexistence of the Orthodox Church and the Islamic Ummah in the territory of Central Asia

This work is a field study dedicated to identifying the general principles of the conflict-free existence of the two largest religious denominations in the same region: Islam and Orthodox Christianity. As an object of study, the author presents Uzbekistan as the most populous country in the Central Asian region, where the largest number of Muslims and Orthodox live. On the territory of Uzbekistan for more than 150 years, a positive experience of the coexistence of Islam and Orthodoxy has been accumulated, which ultimately led to the rise of these relations to the highest level to date. In the study, the author reviews the prerequisites that made it possible to achieve positive results in interreligious relations. In this regard, historical background is considered to a greater extent. But in addition to the peculiarities of the history of the region, the author points to the geopolitical factor, the factor of religious tradition, the factor of interpersonal relations and the factor of common current problems. The principles of coexistence and interaction of confessions are grouped by the author and singled out into separate blocks, for each of which a detailed commentary is given. The work uses sources of local regional origin, allowing to illuminate the subject of research from the standpoint of the present observer. A significant part of the facts and observations is described by the author as a direct witness and active participant in the events of the modern history of Uzbekistan and the history of the Russian Orthodox Church in Central Asia. Describing interreligious relations in Uzbekistan, the author puts forward the thesis that the experience gained in this country and the Central Asian region as a whole can be successfully translated and adapted in other countries with a multi-confessional population. The work may be useful to historians, sociologists and religious scholars.

Keywords: Orthodoxy, Christianity, Islam, Central Asia, Uzbekistan, interfaith relations, religion, state.

For citation: Statsenko S.A. Basic principles of good neighborly coexistence of the Orthodox Church and the Islamic Ummah in the territory of Central Asia. Theology: Theory and Practice, 2022, vol. 1, no. 1, pp. 5-21. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0010

Любая религиозная система, построенная на определенных источниках веры, не может стоять вне процессов интерпретации этих источников, что определяет идеологическое течение религиозного культа, строит отношение адептов к окружающей действительности и окружающим их людям.

Типичными иллюстрациями этого тезиса являются две мировые религии: христианство и ислам, которые практически с самого своего основания перестали быть однородными в плане толкования своих священных источников, а в дальнейшем — и в плане культовой жизни своих последователей. Сегодня мы видим христианство и ислам как религиозные конгломераты, объединяющие массы больших и малых конфессиональных, деноминационных и сектантских образований, имеющих разные традиции толкования священных текстов и разнообразные традиции внебиблейских и внекора-нических преданий.

Эти образования могут носить как позитивно-прогрессивный характер, так и несущий в себе заряд деструкции по отношению к «внешнему» миру. Деструктивность некоторых религиозных традиций как в христианстве, так и в исламе имеет главный общий характерный признак — враждебное отношение ко всему не укладывающемуся в собственные идейные и культурные установки, ко всем инакомыслящим людям.

Очевидно, что существование подобных объединений представляет значительную опасность как в локальном, так и в глобальном масштабе, если организация приобретает соответствующее влияние. И наоборот, позитивная конфессиональная традиция, открытая к межконфессиональному взаимодействию, позволяет привносить элемент стабильности, поддерживать культурный и научно-технологический рост в геополитическом ареале своего существования. Именно по этому ряду причин сегодня очень важно выявить и описать, опираясь на уже имеющийся опыт, общие принципы взаимного сосуществования в одном географическом регионе различных конфессиональных традиций, по определению имеющих позитивный созидательный характер.

В качестве объекта изучения автор выбрал Среднюю Азию1, регион, в котором две конфессии — православное христианство и суннитский ислам — являют собой практически образцовую форму взаимодействия между собой. Выбор автора также обусловлен тем, что он сам проживает в этом регионе, в Республике Узбекистан, самой густонаселенной стране с наибольшим относительным и абсолютным числом православных христиан среди мусульманского населения.

Работа построена в формате социологического обзора, не претендующего на все-охватность. По причине построения работы в формате полевого исследования, специфичного по своей тематике, автор не счел нужным использовать большой ссылочный аппарат. В качестве немногочисленных источников использованы работы, исследования, официальные выступления местных, узбекистанских, авторов, более глубоко «интегрированных» в тематику православно-мусульманских отношений.

1 Под регионом Средней Азии автор подразумевает территорию, очерченную политическими грани-

цами Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана.

Выводы автора построены на многолетней практике личного участия, в не последних ролях, в межконфессиональном диалоге во всех его аспектах, непрерывно ведущемся в молодой независимой республике. Из арсенала средств исследования автор использует метод личного наблюдения, обобщения событий и фактов, группирования сходных общественных явлений по общим признакам, что позволило выявить исследуемые принципы.

Не требующим обоснования является утверждение, что текущая действительность определяется совокупностью исторических процессов и факторов, имеющих отношение ко всем периодам существования той или иной общности. Современное состояние положительного взаимодействия православной церкви и исламской уммы в Средней Азии имеет ряд исторических предпосылок, что будет рассмотрено ниже.

Христианство и ислам в Средней Азии в Средневековье

Первые упоминания о проникновении христианства в Среднюю Азию увязывают это событие с евангельской проповедью апостола Фомы, которому выпал жребий идти с миссией в Индию. В ходе путешествия и на этой территории Фома [Пустовит Николай, 1996. С. 6] благовествовал людям учение Христово, поставил первых иерархов Церкви в Средней Азии. Позднее, в VI веке, здесь уже существовали мощные епархии и митрополии православного и других христианских конфессиональных направлений. Исторические хроники рассказывают нам о том, что после V века ведущие позиции в среде среднеазиатских христиан захватывает несторианское учение, обличенное III Вселенским собором как ересь. Но наряду с несторианами не прекращало существование и православное христианство, последователей которого называли мелькитами [Буряков, 2002. С. 24].

В конце VII — начале VIII века в Средней Азии появляется ислам. Следуя своей доктрине, согласно которой христиане и иудеи не подлежали обязательному обращению в эту религиозную веру, новая мусульманская власть не проводила целенаправленную миссию в христианской среде. По некоторым сведениям, христианство как религия целой этнической общины существовало в Средней Азии вплоть до начала XIV века [Пи-тиримов, 2007]. Так называемый золотой век существования Арабского халифата, куда входили и среднеазиатские территории, был характерен тем, что христиане были не только не притесняемы, но некоторые из них занимали очень высокие государственные должности [Владимир архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский, 2001]. Остатки христианских общин несторианского толка оставались до пришествия в Среднюю Азию Русской православной церкви в XIX веке.

Российский протекторат и межконфессиональные отношения

Следующий исторический этап существования христианства в Средней Азии был связан с установлением здесь протектората Российской империи. Для решения земельных проблем и закрепления государственного влияния было принято решение о переселении в Среднюю Азию крестьян из России, которые не имели собственной земли.

Пришествие Русской православной церкви на азиатскую территорию хронологически совпало с этим событием. Но сфера деятельности Церкви распространялась лишь на лишенных имущества и жилья переселенцев и их потомков, не вторгаясь в духовность исламского населения [Владимир (Иким), 1997. С. 6].

Естественно, что любая пришлая власть отрицательно воспринимается большинством населения по определению. По отношению к религиозной жизни коренных народов российская администрация сразу стала придерживаться принципа, обозначенного как «игнорирование ислама», когда мусульманская религиозность не контролировалась новыми властями, будучи предоставленная сама себе. Имперская власть дальновидно не ставила себе задачей жесткой ассимиляции населения присоединенных земель, но, напротив, поддерживала сохранность национальной культуры. Царским правительством строились мечети и выплачивалось жалованье мусульманскому духовенству. Обращение небольшого остатка местных язычников было предоставлено мусульманам. Можно приводить множество и других схожих фактов.

Подобная политика не могла не вызвать благодарности и лояльности местного населения. И с другой стороны, во время порой насильственного переселения безземельных крестьян в Азию на неустроенные места мусульмане оказали великодушное гостеприимство и сострадательность к обездоленным людям [там же].

Мусульманские купцы даже стали делать вклады в возведение православных храмов [Владимир, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский, 2002. С. 18]. Так, например, ныне существующий Свято-Георгиевский храм в г. Чирчике был построен в том числе и на пожертвования местного муллы. «В списке главных вкладчиков строительства Самаркандского Свято-Алексиевского собора указаны «купцы из мусульман Алим-бековы» [Владимир архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский].

На государственные средства царской России массовым тиражом был издан Коран. Традиционный для Средней Азии ремесленный промысел — резьба по ганчу (алебастру) был использован при строительстве православных храмов с участием узбекских мастеров — ганчкоров. Вместе мусульмане и христиане осуществляли благотворительную деятельность, создавали приюты для детей-сирот. Помимо средств православных братств большую помощь в этом оказал дар эмира Саида Алимхана, приславшего десять тысяч червонцев «на доброе дело». В приютах вместе воспитывались сироты разных национальностей: закон Божий детям мусульман преподавал мулла, а русским — православный священник [там же].

Резюмируя эту часть изложения, можно сделать вывод, что не последнюю роль в установлении современных добрососедских отношений между нашими конфессиями играла разумная внутренняя политика властей в различные периоды истории.

Ханафитский масхаб среднеазиатского ислама

Особо нужно сказать еще об одном факторе. На заре своего существования суннитский ислам стал развиваться в форме четырех основных правовых направлений — мас-хабов, или школ, которые по-разному подходили к формированию внешней и внутренней политики, а также бытовых норм жизни своих последователей. В ходе полемики

мусульманских богословов каждое направление было признано одинаково авторитетным, что позволяло делать правоверному мусульманину выбор между ними. Промыслом Божиим на земле Средней Азии прижился масхаб Абу Ханафи, или ханафитский, отличающийся широкой либеральностью и толерантностью в подходах к различным жизненным аспектам [там же]. Отсутствие радикализма послужило еще одной составляющей в благоприятном развитии событий и текущем состоянии межрелигиозного взаимодействия.

Христианство и ислам в Средней Азии в советский период

Особой вехой истории является советский период существования православного христианства и ислама на территории СССР. Атеистическая государственная идеология не собиралась делиться влиянием на умы и души народа ни с кем — ни с идеологическими противниками, ни с существующими религиозными институтами. В качестве самых главных помех власти воспринимали православную церковь и ислам. Была поставлена задача их полного уничтожения.

Но до этого авторитет религии нужно было попрать в глазах людей и вытравить из сердец верующих. Широкомасштабная агитация, призванная очернить идею почитания Бога, не могла дать нужных результатов, и тогда началось тотальное гонение и репрессии, сопровождавшиеся массовым уничтожением духовного и культурного наследия христианства и ислама, а также убийствами, изоляцией, ссылками носителей и проповедников религиозных взглядов. Верующие люди, независимо от принадлежности к конфессиям, сплотились в это время в единстве интересов и общей беды в виде господствующего атеизма.

В годы коммунистического террора Средняя Азия стала местом ссылки инакомыслящих, уцелевших в кровавой вакханалии. История говорит нам о том, что в больших местах скоплений ссыльного духовенства и монашества — своего рода концентрационных лагерях — люди существовали на грани выживания. Но, несмотря на это, истинные мусульмане из братских чувств, рискуя жизнью, помогали бедствующим людям, под страхом смерти доставляя в лагеря продукты и вещи. Известны случаи, когда мусульмане помогали бежать и укрывали у себя от властей священнослужителей и монахов, которым была уготована смертная казнь.

Богоборческий режим одинаково относился как к православным, так и мусульманским святыням: взрывали храмы и сжигали мечети. По воспоминаниям старожилов Ташкента, на местах, где когда-то стояли церкви, власти строили туалеты, точки общепита и развлекательные учреждения. И верующие мусульмане, особенно из старшего поколения, принципиально не заходили туда и говорили, чтобы так же поступали их близкие.

Во время Великой Отечественной войны гитлеровская армия территориально не вторглась в пределы Средней Азии. Но общая беда отозвалась в сердцах миллионов мусульман, заботливо принявших к себе беженцев из России, Украины, Белоруссии и Закавказья. Общая беда заставляла молодых узбеков, киргизов, таджиков, казахов, тур-

кменов добровольцами отправляться на фронт, где многие из них оставили свои жиз-

Таким образом, во время советской власти фактор идеологического и других форм давления на верующих дал мощный импульс к сплочению людей, принадлежащих к разным конфессиям. Произошла своего рода селекция, когда под давлением часть людей отошла от активного проявления религиозности, а другая часть еще сильнее укрепилась в вере.

Взаимодействие конфессиональной иерархии

Огромная роль в формировании межрелигиозных отношений, без сомнения, принадлежит непосредственным духовным руководителям. Благорасположение и руководство принципами уважения и любви к людям, независимо от их вероисповедания, как показала практика, буквально могут творить чудеса в построении добрых взаимоотношений. Религиозные руководители, с искренними чувствами протягивая друг другу руку дружбы и предостерегая рядовых последователей от прозелитизма сегодня, закладывают устойчивую основу совместной жизни на одной территории в будущем.

Взаимодействие между лидерами конфессий носит отнюдь не только характер личной дружбы, но наполняется конструктивным взаимовыгодным содержанием: «На состоявшейся в 1995 году в Ташкенте международной христианско-мусульманской конференции "Совместно жить под одним небом" главы мусульманского и православного духовенства Центральной Азии приняли совместное "Обращение к живущим в регионе верующим обеих религий». В этом документе сказано:

«Мы имеем общую заинтересованность в том, чтобы укреплялся дух Ислама среди мусульманских народов и дух Православия среди славянского населения стран Центральной Азии, поскольку эти вероисповедные убеждения являются священным наследием наших предков. Мусульмане и православные видят свою общую задачу в созидании процветающих, высоконравственных, духовно просвещенных обществ в своих родных государствах Центральной Азии...» [там же].

И без сомнения, ведущаяся непрестанно проповедь любви и уважения к ближнему со стороны религиозного руководства и духовенства есть еще один главный фактор в созидании дружественного настроя во взаимоотношениях носителей разных религиозных взглядов.

Народный уровень межконфессиональных взаимоотношений

Исследуя данную тему, нужно подчеркнуть, что особое место в ней занимают народные массы. Бытовой уровень общения подразумевает ежедневное взаимодействие носителей различных религиозных культур между собой. И если в обществе искусственно не нагнетается религиозная нетерпимость, то мы наблюдаем как в исторической ретроспективе, так и на данный момент блестящие плоды культурного и интеллектуального взаимообогащения духовности сосуществующих на одной территории народов. Великолепным историческим примером является золотой век Арабского халифата, где

дружественное сосуществование ислама и христианства дало большой всплеск в развитии науки и породило с обеих сторон плеяду великих ученых и богословов, навсегда вошедших в анналы истории.

Не менее впечатляющи плоды общения народных масс между собой и в настоящее время. Об этом можно судить в качестве непосредственных свидетелей. У каждого христианина есть друзья-мусульмане. Руководство многих учебных заведений считает нужным проводить живые экскурсии по православным храмам, где учащихся с радушием встречают и стараются дать максимум информации об истории, вероучении и культуре православия.

Очень заметно тяготение к общению православных и мусульманских народов между собой. Речь не идет о стремлении к некоему слиянию в безликую серую массу новой культуры или новой веры; напротив, в заимствовании только некоторых деталей культурного наследия друг друга рождается неповторимый колорит духовного расцвета каждой из наций, живущих вместе.

Иллюстрацией к данному утверждению является тот факт, что православные люди, которые долго проживали среди мусульман, а затем переехали в Россию из Средней Азии, намного меньше увлекаются алкоголем, отличаются предприимчивостью, имеют большую любовь к труду и с большим уважением относятся к старшему поколению.

Христианство и ислам в Средней Азии в настоящее время

Современное состояние во взаимоотношениях ислама и православия на территории Средней Азии находится, можно сказать, в стадии высокого подъема и конструктивного взаимодействия в решении различных проблем общества [Каримов, 2002].

К настоящему времени при значительном содействии государственного аппарата было вновь отстроено или отреставрировано, а также построено множество совершенно новых храмов в Узбекистане и в других государствах региона. Показательно, что в период строительства церковных объектов правительством Узбекистана Ташкентской и Среднеазиатской епархии были даны значительные льготы. И сейчас, как и раньше, мусульманские предприниматели делают взносы на строительство храмовых комплексов. Свидетельством этому является ведущееся сегодня строительство большого культурно-просветительского комплекса в центре Ташкента, осуществляемое также на благотворительные взносы мусульман.

Культурная жизнь Церкви не замыкается территориями храмов. Уже стало доброй традицией ежегодно проводить праздничные концерты в государственных культурных заведениях. Ежегодно Церковь устраивает рождественские елки, куда на благотворительных началах приглашаются тысячи детей со всего Узбекистана, независимо от их вероисповедания.

В 1996 году состоялось исторически беспрецедентное событие — приезд Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Среднюю Азию. Данный визит начался с Узбекистана, и следует заметить, что властями республики были созданы все условия к достойному приему гостя.

Аналогично в 2017 году Узбекистан посетил следующий предстоятель Русской православной церкви, патриарх Кирилл, прием которого осуществлялся администрацией президента Узбекистана.

Отдельно нужно выделить образовательную работу, которую проводит православная церковь и образовательные структуры Духовного управления мусульман Узбекистана, а также соответствующие государственные органы республики. Помимо сугубо теологических дисциплин, молодому поколению верующих передаются знания, связанные с историей и геополитикой, где главным тезисом проходит мысль о необходимости жить по принципам религиозной и национальной толерантности, о важности сохранения мира и укрепления стабильности, о положительных следствиях взаимодействия разных культур.

Церковь самостоятельно и с участием представителей мусульманского сообщества участвует в реализации различных социальных проектов. Нередко православная церковь в Средней Азии помогает в социальной работе государства и различных общественных организаций. В пример можно привести опыт сотрудничества в 1998 году со Всемирным советом церквей ^СС), когда через Русскую православную церковь была оказана помощь жителям Таджикистана, пострадавшим от опустошительных наводнений.

На бытовом уровне также не чувствуется никакой межконфессиональной розни. Частным порядком мусульмане ухаживают за пожилыми православными людьми, оставшимися в одиночестве. На уровне государства махаллинскими (квартальными) комитетами со всеми одинокими, больными и престарелыми людьми проводится социальная работа вплоть до материальной и патронажной помощи.

Общность проблем и общность решений

Нужно сказать и об одинаковых проблемах ислама и православия, которые, как это ни странно, еще больше сближают наши позиции и усиливают взаимопонимание.

В данное время обе религии в Средней Азии столкнулись с одинаково насущной для каждой проблемой — нарастающей бездуховностью среди значительной части своих номинальных приверженцев. Происходит размывание национальных культур, рожденных религиозной традицией. Стало заметным падение уровня нравственности и спада активности участия в конфессиональной жизни. Подобные тенденции развивается по всему миру, не останавливаясь только в Среднеазиатском регионе. В точном смысле это нельзя назвать секуляризацией, так как «невоцерковленные» люди все же придерживаются определенной веры и сознают необходимость посещения своих храмов, но не находят для этого достаточной мотивации.

Исходя из наличия этой проблемы для каждого здравомыслящего человека очевиден и вывод о том, что для всех религиозных организаций наступило время, когда приоритет с внешней миссии среди иноверцев должен быть перенесен на миссию внутреннюю. Людям вновь нужно благовествовать и все силы обратить на проповедь своего вероучения среди своих же братьев и сестер по вере.

Принципы взаимодействия и сосуществования

В течение большого исторического периода складывались межрелигиозные отношения в Узбекистане и в Средней Азии вообще. Нельзя сказать, что этот путь был лишен ошибок и тупиковых ветвей. По этой причине тем более дорого положение вещей, которое сложилось к настоящему времени.

Узбекистан располагает уникальнейшим опытом построения дружественных взаимоотношений между разными религиозными системами. И мы считаем, если говорить от первого лица, одной из главных своих задач сохранение, приумножение и распространение этого опыта в мире. На данном этапе опыт межрелигиозного взаимодействия в Средней Азии может быть рекомендован многим странам, даже с развитой экономической системой.

При этом важно выделить некоторые наиболее общие принципы построения межконфессиональных отношений, следование которым поможет достижению взаимного уважения, дружбы и конструктивного диалога на благо всех людей.

Уважение к местным традициям и обычаям

Религиозные традиции и обычаи представляют собой большую ценность для носителей религиозных взглядов, являясь внешним выражением веры человека. Попытка каким-то образом задеть эту деликатную сферу может привести к катастрофическим последствиям.

Исторической особенностью Средней Азии всегда была ярко выраженная поли-конфессиональность на любом хронологическом отрезке существования человеческих сообществ в этом регионе. Попытки насаждения единой религиозной или иной идеологии никогда в итоге не заканчивались стабильным и долгосрочным существованием политических образований. Конфессиональные объединения, существовавшие в этом регионе, вынуждены были искать формы мирного сосуществования друг с другом.

Разность религиозных традиций всегда порождает разность и в культурных особенностях. Попытка «коррекции» культуры того или иного сообщества приводит к восприятию этого действия как покушение на религиозные устои, что, как правило, вызывает напряженность и конфликты. И наоборот, взаимное уважительное отношение к традициям и обычаям приводит к закономерной стабильности в совместном проживании на одной территории.

Уважение к местным традициям и обычаям является важным аспектом конструктивного взаимодействия между православными и мусульманами в Средней Азии. Культуры и традиции могут различаться, и важно уважать местные обычаи и традиции, чтобы сохранить мир и гармонию в обществе. Уважение к местным традициям и обычаям также помогает укреплять культурные связи между различными религиозными сообществами.

Уважение к различиям

Православие и ислам — это две разные религии; обе религии породили особое своеобразие, отражающееся в культуре, быте и образе жизни. Уважение к различиям является ключевым принципом позитивного сосуществования, потому что оно позволяет людям с разными верованиями уважать и принимать друг друга. Этот принцип не должен ограничиваться только религиозными взглядами. Уважение должно простираться также к внешним и внутренним различиям во взглядах, бытовой жизни, внешней и внутренней политике и государственном строительстве.

В качестве примера, контрастно выделяющего иной подход, становится стремление «западных демократий» установить во всем мире не только единую форму государственного правления, но вместе с этим и единые духовно-культурные стандарты, которые далеко не всегда могут служить положительными образцами для жизни и духовного развития человека и общества. В Средней Азии этот контраст культурного антагонизма очень заметен.

В плане личного общения в обязательном порядке необходимо проявлять предельное уважение к представителям конфессий, невзирая ни на внешний вид, ни на экзотичность или необычность других внешних аспектов собеседников и соседей.

Взаимное невмешательство

Мировая практика и личный опыт показывают, что каждая конфессия должна в первую очередь придерживаться политики невмешательства во внутренние дела иноверной общности людей, живущих рядом. Попытка прямого вмешательства в религиозную и культурную жизнь соседних народов, как правило, вызывает мощный отпор без разбора мотивов. Регулярное вмешательство подобного рода только усиливает напряженность во взаимоотношениях.

Выдающийся просветитель и деятель на ниве образования в Средней Азии Н.П. Остроумов, будучи выпускником Казанской духовной семинарии, был прислан в этот регион в качестве православного миссионера. Но, изучив ситуацию и особенности местных народов, он отверг идею миссии, занявшись вопросами образования и востоковедческой наукой. При этом для нас харизматичной является его мысль о том, что желание что-то поправить в жизни соседей может быть осуществлено только через культуртрегерство. То есть сами христиане, не прозелитской работой, а своим образом жизни и добродетелью, должны показать выгоды иных взглядов и подходов к жизни. Средняя Азия, где не было предпринято масштабных попыток взаимного вмешательства в религиозную жизнь, стала территорией где произошло взаимное культуртрегерское влияние, где разные народы восприняли друг от друга в большей мере позитивные элементы культуры и духовности.

В процессе построения опыта взаимососуществования необходимо как следует изучить доктринальные основы идеологии своих соседей, выявляя при этом наиболее близкие к собственным моменты — и в вероучении, и в обрядовой практике, и в быту. Затем в своих контактах делать на них приоритетную ставку, обязательно подчеркивая их обоюдную общность.

Взаимопомощь

История сама демонстрирует нам на примерах тезис о том, что в случае различных бедствий и лишений люди любого вероисповедания долго и с благодарностью помнят об проявленной помощи и заботе и соответствующим образом строят свое отношение.

Та же история показывает нам массу примеров взаимопомощи православных и мусульман в Средней Азии. Важно другое — этот принцип продолжает реализовываться сегодня.

Государственные власти республик Средней Азии, где коренными жителями являются мусульмане, не отказываются от социальной поддержки своих граждан, исповедующих христианство. Более того, мы можем свидетельствовать, что православным гражданам порой уделяется больше внимания в социальном плане по причине одиночества и оставленности близкими. Мусульмане же крайне редко оставляют своих родных и близких в беде и в нужде, что требует меньше напряжения сил для государственных органов.

Православные социальные группы, которые стали активно действовать при храмовых приходах епархии, в свою очередь, не делают различий по вере и национальности в помощи и поддержке. Пусть невозможно охватить помощью всех нуждающихся в ней, но даже однократные акции помощи способны вызывать большой положительный резонанс в обществе, что только укрепляет братские отношения между народами.

Перспективным направлением развития межконфессиональных взаимоотношений становятся совместные социальные проекты с участием православных и мусульман, где люди разных вероисповеданий могут ближе узнать друг друга. Такие проекты могут быть направлены на помощь нуждающимся в обоих сообществах, что помогает укреплять доверие и понимание между ними. Благотворительность может быть способом общения людей различных вероисповеданий, чтобы показать свою солидарность и уважение к друг другу.

Сотрудничество в социальных и экономических проектах помогает улучшить качество жизни людей в регионе. Православные и мусульмане могут сотрудничать в области создания рабочих мест, помогать молодежи в получении образования, работать по направлению здравоохранения и снижения уровня бедности.

Уход от поиска врагов

Не секрет, что недальновидный метод внутриконфессионального сплочения через поиск внешних врагов-иноверцев радикально обостряет межрелигиозные взаимоотношения. Здесь также можно приводить многочисленные примеры и параллели, которые иллюстрируют этот тезис2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы уйти от подобного подхода, достаточно сделать идеологический перевод с внешнего противостояния на борьбу с внутренней бездуховностью среди близких и в самих себе. Понимание того, что проблемы в обществе возникают не от «чужих», а от

2 Достаточно упомянуть проблемы с экстремизмом в Афганистане и на Ближнем Востоке, где террор осуществляется по отношению к инаковерующим.

собственных ошибок, может быстро оздоровить общественное сознание, если там господствуют радикальные идеи. Данный принцип позволяет в кратчайшие сроки нормализовать отношения между соседствующими религиозными сообществами, даже если между ними была напряженность.

Иерархия, религиозное руководство должно доносить до своей паствы с храмовых кафедр утверждение о необходимости взаимного уважения и уважения религиозных чувств верующих из других конфессий, а также вести проповедь почитания долга перед близкими как долга перед Богом.

Просвещение

Настоящим бедствием для всего мира является одно из следствий секуляризации — духовная безграмотность людей. Просветительская деятельность, включающая в себя исторический и культурный обзор иных верований, которая должна проводиться каждой конфессией в обязательном порядке, должна показать верующим настоящее лицо своей религии и религии соседей, что, безусловно, помогает справиться с этой проблемой и проблемой безумного фанатизма.

Радикализм в суждениях начинает проявляется при недостаточном уровне образования и узости кругозора. Каждая конфессия в целях стабильности своего существования и стабильности взаимоотношений с иноверной средой должна вести соответствующую подготовку кадров духовенства, администраторов духовных институтов, богословов и религиозных педагогов, призванных обучать основам вероучения «рядовых» верующих.

Религиозные предубеждения и стереотипы могут препятствовать конструктивному взаимодействию между православными и мусульманами. Эти предубеждения могут произойти из-за неосведомленности о других религиях, неверных представлений или стереотипов, распространяемых средствами массовой информации или другими источниками. Православные и мусульмане могут преодолеть эти препятствия только путем внимательного изучения других религий и культур, общаясь друг с другом и принимая различия в соседях как данность.

Особый упор в просветительской работе должен делаться на утверждении в сознании принципов толерантности и взаимного уважения между представителями разных конфессий, а также на важности для развития духовного и культурного многообразия в стране.

Полезным в перспективе было бы налаживание механизма обмена знаниями. Различные учебные заведения могут проводить совместные программы и курсы для обмена опытом и знаниями. Диалог и обмен знаниями между православными и мусульманами являются важным аспектом позитивного сосуществования. В настоящее время этот опыт нарабатывается в виде встреч представителей одной конфессии со студентами образовательных учреждений другой конфессии. Обмен знаниями помогает расширить понимание друг друга, способствует формированию уважительного отношения, уменьшает влияние стереотипов и предубеждений и помогает сформировать общую платформу для развития мирного и процветающего общества.

Регулярное общение конфессионального руководства

Желая сближения, руководство конфессий должно взять за правило проведение регулярных встреч и не прекращать постоянного общения между собой. Совместное проявление активной гражданской позиции, совместные консультации и высказывания по различным проблемам общества существенно повышают уровень дружественности взаимоотношений.

В настоящее время механизм общения религиозного руководства осуществляется через Совет конфессий, учрежденный при Комитете по делам религий Узбекистана. Члены совета регулярно проводят встречи, совещания для выработки общей позиции по различным проблемам, диктуемым современностью.

Данное начинание может быть расширено, например, через более частые встречи, через учреждение какой-либо формы общих сборов не только руководителей, но и рядового духовенства конфессий. С точки зрения психологии подобное общение крайне важно для поддержания обычного, человеческого общения, когда твоим собеседником является не образ, созданный стереотипами и предубеждениями, а обычный живой человек.

Миротворчество

На политическом уровне религия должна проявлять себя не как приложение к институту власти, а показать себя со стороны служения обществу, существенной составляющей которого является миротворческая деятельность.

Здесь же нужно возвести в принцип недопустимость внедрения или влияния конфессиональных взглядов и интересов на государственную власть.

Важный аспект миротворчества — противодействие религиозному экстремизму. Православные и мусульмане должны вместе работать, чтобы исключить любую форму радикальных действий, мотивированных верой, и блокировать насилие. Это поможет создать мирное и безопасное общество, где каждый человек может чувствовать себя в безопасности.

Религиозные сообщества располагают главным средством воздействия на умы — словом. По этой причине миротворческая работа может приносить гигантские плоды, если будет звучать совместное слово руководства конфессий, призывающее к миру и согласию. Совместные заявления по различным проблемам, выступление с согласованной позицией, общие конференции, круглые столы, выступление в эфире — все это, как показывает практика, становится мощным средством стабилизации общества.

Взаимодействие в культурной сфере

Культура — это один из важнейших аспектов жизни людей, универсальный язык, на котором могут общаться все люди. Культура позволяет религиозным институтам беседовать и с обществом. Православные и мусульмане могут сотрудничать в различных областях культуры, таких как литература, кино, музыка и т. д. Это помогает создать понятный язык взаимодействия и позволяет людям лучше находить общие интересы.

Совместные мероприятия, такие как концерты, выставки, спортивные события и фестивали, могут способствовать укреплению дружеских отношений между православными и мусульманами в Средней Азии и в других странах. Опытом подобного взаимодействия были взаимные визиты студентов Ташкентского исламского института и Ташкентской православной духовной семинарии друг к другу, где совместно участвовали в различных культурных акциях.

Данный подход также сподвигает еще больше уважать и ценить культуру и традиции друг друга. Такие мероприятия могут быть организованы на различных уровнях — от местного до национального, что позволит большому количеству людей показать свою поддержку и участие.

Совместная информационная работа

В современном мире средства массовой информации оказывают гигантское, а порой и решающее влияние на политические процессы. При общей доступности главное направление информационных потоков — социальные сети играют важную роль в нашей жизни. Не стала исключением и религиозная жизнь конфессий.

Общение в социальных сетях может быть полезным для конструктивного взаимодействия между православными и мусульманами в Средней Азии. Использование социальных сетей снимает проблему разнесенности участников общения на далекие расстояния друг от друга.

Такие средства могут быть использованы для обмена информацией, обсуждения актуальных тем, организации мероприятий и т. д. Кроме того, социальные сети могут быть использованы для повышения осведомленности о культуре и традициях друг друга, что помогает снизить межрелигиозную напряженность и повысить понимание.

Широкое информационное освещение может сопровождать все мероприятия, которые проходят с участием представителей разных конфессий. Акции, конференции, круглые столы в Узбекистане, где участвуют представители религиозных общин, обязательно сопровождаются работой СМИ. Стало доброй традицией, когда участники мероприятий дают интервью для различных телеканалов, комментируют на камеру проводимые акции, выступают с взаимными поздравлениями по различным поводам, участвуют в телевизионных ток-шоу.

Напрашивается предложение, когда представители разных конфессий могут стать учредителями и участниками совместного, постоянно действующего информационного проекта в эфирных СМИ и социальных сетях. При правильной организации и должной подаче этот проект может стать мощнейшим фактором сближения и построения положительных межконфессиональных отношений на уровне целого государства.

Координация государством

В реализации же изложенных выше принципов важно изыскать возможности привлечения к участию на постоянной основе государства, заинтересованного в стабильности собственного существования и мире.

Опыт Узбекистана показывает огромную роль координирующих действий государственных органов, и в первую очередь Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана.

Одной из особенностей «конфессиональной психологии» является стремление к постепенной самоизоляции религиозных образований от внешнего мира. Объясняется это вполне объективными причинами, в том числе и проблемой размывания нравственности в среде своих последователей. Но эта замкнутость обязательно несет за собой серьезное последствие — создание негативных образов различных «внешних» акторов. Это могут быть отдельные личности, государство или конфессии. И уже в соответствии с созданными стереотипами начинается напряжение в отношениях, что может перейти в режим конфликтов.

В Узбекистане координирующая роль государственных органов сводится к тому, чтобы создавать максимальное число поводов и площадок для общения конфессионального руководства, представителей духовенства и студентов религиозных образовательных учреждений между собой. Благие последствия этих действий более чем очевидны, когда возникающие стереотипы через обычное общение и рабочее взаимодействие разрушаются в кратчайший срок. Повторимся — важно видеть перед собой обычного человека вживую. И это прямое взаимодействие, общение, поиск точек соприкосновения приводит к пониманию того, что все мы одинаковы.

Помимо координирующей роли в межконфессиональной коммуникации, на сегодняшний момент крайне востребована помощь и координация государством информационной работы, связанной с укреплением взаимных связей различных религиозных традиций.

Исходя из приведённых фактов и размышлений становится совершенно очевидным, что государство, для построения конструктивных межконфессиональных отношений должно взять на себя координирующую роль в данной работе. При этом важно, чтобы государство никогда не самоустранялось и не ослабляло своего присутствия в этой очень важной сфере жизни своих граждан.

Литература

Буряков Ю.Ф. Истина, пришедшая с караванных путей и оставшаяся во дворцах халифов // Восток Свыше. 2002. №. 3.

Владимир (Иким), архиепископ. Речь на торжественном акте празднования 125-летия Ташкентской и Среднеазиатской (Туркестанской) Епархии Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1997. № спец. номер. С. 50-63.

Владимир архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. ...А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество? — М., Вагриус, 2001.

Владимир, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Единение веры и знания. Вступительное слово на научно-практической конференции, посвященной 130-летию епархии Русской Православной Церкви в Средней Азии // Журнал Московской Патриархии. 2002 №. 3.

Каримов И. Участникам торжественного заседания, посвященного 130-летию Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви // Восток Свыше. 2002. № 3.

Питиримов Д. История христианства в Средней Азии. 2007. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.touruz.narod.ru/artides/artides_1.htm#04. (дата обращения: 01.03.2023).

Пустовит Николай, протоиерей. Юбилею Среднеазиатской епархии посвящается. Из итогового пресс-релиза, выданного участникам торжеств, посвященных празднованию 125-летия Ташкентской и Среднеазиатской епархии. — Гулистан, 1996.

References

Buryakov Yu.F. The truth that came from the caravan routes and remained in the palaces of the Caliphs. East Above, 2002, no. 3. (In Russian)

Karimov I. To the participants of the solemn meeting dedicated to the 130th anniversary of the Tashkent and Central Asian diocese of the Russian Orthodox Church. East Above, 2002, no. 3. (In Russian)

Pitirimov D. History of Christianity in Central Asia. 2007. URL: http://www.touruz.narod.ru/articles/ articles_1.htm#04. (date of access: 03/01/2023). (In Russian)

Pustovit Nikolay, Archpriest. Dedicated to the anniversary of the Central Asian Diocese. From the final press release issued to the participants of the celebrations dedicated to the celebration of the 125th anniversary of the Tashkent and Central Asian diocese. Gulistan, 1996. (In Russian)

Vladimir (Ikim), Archbishop. Speech at the solemn act of celebrating the 125th anniversary of the Tashkent and Central Asian (Turkestan) Diocese of the Russian Orthodox Church. Journal of the Moscow Patriarchate, 1997, special number, pp. 50-63. (In Russian)

Vladimir Archbishop of Tashkent and Central Asia. ... And look for friends in the East. Orthodoxy and Islam: confrontation or commonwealth? Moscow, Vagrius Publishing House, 2001. (In Russian)

Vladimir, Archbishop of Tashkent and Central Asia. Unity of faith and knowledge. Opening speech at the scientific and practical conference dedicated to the 130th anniversary of the diocese of the Russian Orthodox Church in Central Asia. Journal of the Moscow Patriarchate, 2002 no. 3. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.