Научная статья на тему 'Основные причины, обусловившие развитие принципов формирования и функционирования банковской системы России в период с 1860 по 1917 г'

Основные причины, обусловившие развитие принципов формирования и функционирования банковской системы России в период с 1860 по 1917 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьев А.А.

Результаты исследования, представленные в данной статье позволили выявить и охарактеризовать основные причины, обусловившие развитие принципов формирования и функционирования банковской системы России в период с 1860 по 1917 гг. Это необходимо для объективной оценки существующего положения и дальнейших перспектив развития банковской системы России. Исследования проведены на основе изучения нормативных актов обозначенного периода и научных трудов российских экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные причины, обусловившие развитие принципов формирования и функционирования банковской системы России в период с 1860 по 1917 г»

Страницы истории

основные причины,

ОБУСЛОВИВШИЕ РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ

ФОРМИРОВАНИЯ и функционирования

БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ПЕРИОД С 1860 ПО 1917 Г.

а.а. артемьев,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и менеджмента Тверской институт экологии и права

В статье «Основные принципы создания и начала функционирования национальной банковской системы вРоссии с середины XVIII в. до 1860 г.», опубликованной в журнале «Финансы и кредит» № 7(295), отмечалось, что банковская система России начала создаваться в XVIII в. и в своем развитии прошла ряд этапов.

Осуществляя анализ основных причин, обусловивших развитие принципов формирования и функционирования банковской системы России в период с 1860 по 1917 г. для объективной оценки настоящего и будущего российской банковской системы, необходимо подчеркнуть основные задачи исследования:

• определить причины, вызвавшие необходимость дальнейшего развития и совершенствования деятельности национальной банковской системы;

• выявить и исследовать основные принципы деятельности банковской системы России в обозначенный период, как основу ее формирования и функционирования. Необходимо отметить, что вместе с развивающимся финансовым кризисом в середине XIX в. в России встали проблемы определения сфер частного кредитования, изменения организационных форм банковской деятельности. Указанные обстоятельства подтолкнули правительство к решительным реформам.

Намеченные реформы предусматривали развитие и совершенствование принципов построения и функционирования национальной банковской

системы. В этих целях 15 марта 1859 г. был издан Указ Александра II, который создал условия либерализации банковского дела и создания частных кредитных учреждений. Данная финансовая реформа и отказ от существующей системы казначейских банков рассматривались современниками как «раскрепощение капитала». Весной 1859 г. создается специальная комиссия для обсуждения мер по усовершенствованию банковской и денежной системы в Российской империи. Ее возглавлял Ю. А. Гагемейстер — директор Кредитной канцелярии. В состав комиссии входили: известный экономист А. И. Бутовский — директор департамента мануфактур и внешней торговли Министерства финансов, Н. Х. Бунге — в то время ректор Киевского университета, М. Х. Рейтерн — министр финансов и др. В соответствии с подготовленной запиской «Соображения к лучшему устройству банковской и денежной системы» было принято решение об образовании при Министерстве финансов Государственного банка.

Первый Устав Государственного банка был утвержден 31 мая 1860 г. По Уставу, Государственный банк создавался «для оживления торговых оборотов» и «упорядочения денежной кредитной системы» [1] и в этих целях наделялся правами на:

• осуществление вкладных операций;

• проведение денежной эмиссии;

• учет векселей и получение векселей инкассо;

• покупку и продажу золота и серебра;

• выдачу ссуд (кроме ипотечных);

• продажу и покупку государственных процентных бумаг за свой счет и за счет доверителя [2, с. 32].

Но в то же время необходимо отметить, что образование центрального банка в России с вышеуказанными полномочиями подтвердило некоторую общую закономерность развития мирового банковского хозяйства: он вырос из коммерческого банка, ранее выполнявшего набор коммерческих операций. Правда, в России такой банк был не частным, а государственным.

А.Г. Братко [3, с. 114] отмечает, что при всей схожести операций Государственного банка Российской империи с моделями центральных банков европейских стран его деятельность имела заметные особенности. С момента своего возникновения он сочетал как эмиссионную, так и коммерческую деятельность. Государство в лице Министерства финансов сохраняло за собой верховенство в процессе управления денежным обращением. Начальный период деятельности Государственного банка характеризуется большой централизацией его управления. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемом периоде не получил должного развития принцип разграничения полномочий между государственными органами управления и Государственным банком.

Как указывают В. В. Иванов, Б. И. Соколов, А. С. Селищев и др. российские экономисты [4, 5], ближайшей общегосударственной задачей Госбанка в кредитно-финансовой системе явилось проведение выкупной операции, связанной с отменой крепостного права, а в долгосрочном плане ликвидация долгов упраздненных кредитных государственных учреждений. Осуществление ликвидационной операции в первые 25 лет деятельности Государственного банка потребовало траты значительной части привлеченных средств. К середине 1880-х гг. Государственный банк закончил выплату долгов упраздненных кредитных учреждений, а к началу XX в. была полностью ликвидирована задолженность ему со стороны казначейства.

Стремясь привлечь максимальное количество средств, чтобы получить возможность расплачиваться с долгами казны, Государственный банк вынужден был на первых порах своей деятельности устанавливать высокий процент по вкладам, который в 1860-х гг. доходил до 5 % годовых. Следовательно, в своей деятельности банк руководствовался принципом заинтересованности клиентов. Еще более высокий процент банк взимал с лиц, получающих ссуды. В 1860 — 1870 гг. ссудный процент доходил до 10 % годовых. В этом случае начинает просматриваться принцип хозяйственного расчета.

На основании вышеизложенного можно сде-

лать вывод о том, что с учетом целей, функций, а также принципов построения деятельности и места Госбанка в кредитно-финансовой системе нет никаких оснований утверждать, что в 1860 г. одномоментно был создан центральный банк страны.

Экономическое и финансовое развитие в 1880-е гг. настоятельно требовало создания центрального эмиссионного банка. В обозначенный период Государственный банк осуществлял выпуск кредитных билетов за счет казначейства и для его нужд. Операция эта велась отдельно от коммерческих операций Государственного банка, а его баланс в соответствии с этим делился на две части: счет разменного фонда и кредитных билетов и счет коммерческих операций. Следовательно, Государственным банком начали применяться в своей деятельности принципы разделения учета операций и разграничения учета операций, связанных с выполнением государственных полномочий и ведением коммерческой деятельности. Основным «обеспечением» кредитных билетов служил беспроцентный долг казначейства. Чтобы кредитные билеты превратились из бумажных денег в банкноты, под них следовало подвести банковское обеспечение — товарный вексель и золото.

Но, как показывают проведенные исследования российских экономистов, таких как С. А. Андрюши-на, М. В. Бернацкого, А. Б. Биммана [6, 7, 8] и других, постепенно Государственный банк освобождался от не свойственных ему операций. Его затраты по ликвидации казенных банков со временем стали уменьшаться и до 1885 г. были полностью прекращены. В том же 1885 г. ликвидационная операция отошла от Государственного банка к казначейству. В 1890-х гг. Государственный банк передал казначейству и выкупную операцию. В данном случае можно говорить о реализации принципов эволюционности и адекватности существующей экономической среде.

До денежной реформы Витте (1895 — 1897 гг.) Государственный банк не был в полном смысле данного понятия эмиссионным учреждением: на него возлагался лишь обмен ветхих кредитных билетов на новые. Но вопреки этому правилу государственное казначейство в ряде случаев, когда бумажно-денежная эмиссия становилась необходимостью, специальными указами Государственному банку предписывало выпускать кредитные билеты на определенную сумму. Так, до 1875 г. Государственный банк выпустил новых кредитных билетов на 218,5 млн руб. Особенно крупная эмиссия кредитных билетов была произведена в годы Русско-турецкой войны (1877 — 1878 гг.) [5, с. 369]. Перечисленные выпуски кредитных билетов не являлись источником для развития активных бан-

ковских операций. Государственный банк был лишь исполнительным органом Министерства финансов по выпуску неразменных бумажных денег, идущих на покрытие бюджетного дефицита. Это свидетельствует о недостаточном развитии принципа функциональности Государственного банка.

Накануне денежной реформы 1895 — 1897 гг. правительство вынуждено было встать на путь реформы и Государственного банка. Упорядочение денежного обращения и возобновление размена были связаны с ростом капиталистического хозяйства страны. При этих условиях неизбежно должен был изменить характер своей деятельности и ее центральный банк.

Перечисленные обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового устава Государственного банка.

Новый устав Государственного банка был введен в действие с начала 1895 г. В уставе подчеркивалось, что основная задача банка — это «облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству» [1].

Как следует из анализа нового Устава, зависимость Государственного банка от Министерства финансов не ослабла. Управляющий банком и весь руководящий состав по-прежнему назначались министром финансов. Вся деятельность банка регулировалась министерскими распоряжениями. Государственный банк отчитывался о своей деятельности перед Государственным советом. Вместе с тем проведение денежной реформы стало важной вехой в деятельности Госбанка, которому созданная устойчивая система золотого обращения позволила развивать активные операции по кредитованию торговли и промышленности. Огромными ресурсами, используемыми для проведения активных операций, были эмиссия кредитных билетов и средства казны. Проводимая эмиссия носила неэластичный характер. Был определен предельный размер подлежащих эмиссии и не покрытых золотом кредитных билетов (300 млн руб.), а сверх указанного объема выпуск банкнот должен был покрываться золотом.

Превращение Государственного банка в центральное эмиссионное учреждение — «банк банков» страны — было закономерным явлением.

Как отмечает С. А. Андрюшин [6, с. 77], во всех странах с развитием капитализма происходило размежевание деятельности между коммерческими и эмиссионными банками. В руках у первых сосредоточивается непосредственное кредитование промышленности и торговли, в то время как

выпуск банкнот, а также предоставление кредитов коммерческим банкам становятся функциями эмиссионных банков.

Деятельность Государственного банка в дореволюционной России, как следует из анализа трудов Л. М. Варшавского, В. В. Морозана [9, 10], и после принятия нового Устава была своеобразной. В отличие от классических центральных эмиссионных банков западноевропейских стран Государственный банк Российской империи сосредоточил в своих руках:

• эмиссионное дело и возглавил всю кредитную систему;

• сохранял за собой функции крупнейшего коммерческого банка России;

• был лишен даже ограниченной самостоятельности;

• ресурсы Государственного банка России использовались для покрытия бюджетных дефицитов, а также долгосрочных вложений в промышленность, ипотечное кредитование, неограниченной поддержки капиталистических групп и отдельных предприятий и банков;

• основные его ресурсы — средства казны (75 %);

• являлся основным проводником правительственной экономической политики и т. д.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что на данной стадии развития национальной банковской системы не в полной мере был реализован принцип разграничения полномочий между банками, относящимися к разным уровням. Государственный банк не являлся представителем чистой формы эмиссионного учреждения.

Государственный банк в большой степени зависел от правительства и является должником казначейства. По размерам своей коммерческой деятельности Государственный банк превышал любой российский коммерческий банк — явление, специфически свойственное русской капиталистической кредитной системе. При общей дороговизне кредита в России, по сравнению с более богатыми капиталистическими странами, ставки Государственного банка были ниже ставок частных банков, что обусловливало его большую конкурентоспособность.

Если до середины XIX в. основной формой частного предпринимательства, дававшего быстрый оборот финансовых средств и приводившего к стремительному росту богатства отдельных лиц, были винные откупа и военные заказы, то, как указывают В. В. Иванов и Б. И. Соколов [4, с. 485], в 1860-е гг. начинается бурное промышленное и железнодорожное строительство, порождавшее крупные

финансовые состояния. Это качественным образом повлияло на организацию частного банковского капитала. Динамика спроса и предложения кредитных ресурсов начинает формировать ставку процента и предопределять ее конкретную величину.

Указанные выше обстоятельства обусловливают появление частных кредитных учреждений.

Реально первое специализированное частное кредитное учреждение в России — Санкт-Петербургское общество взаимного кредита—было образовано только через несколько лет после отмены крепостного права, в марте 1864 г., а 1 ноября того же года организовано в виде акционерного общества. Первый частный коммерческий банк начал проводить операции в 1865 г., а первый акционерный коммерческий банк в Москве — Московский купеческий банк — основан текстильщиками-фабрикантами в 1866 г.

Как показывают проведенные исследования, к 1872 г. банковская система России включала:

• Государственный банк;

• общественные городские и земельные банки;

• частные банки долгосрочного кредитования (под залог недвижимости с круговой порукой и акционерные; под залог городской недвижимости — городские кредитные общества), а также краткосрочного кредитования (акционерные коммерческие банки; общества взаимного кредита, появившиеся в 1863 г.; сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита, возникшие в 1870 г.).

На 1 января 1898 г. в стране с населением 144 млн чел. действовало:

• 5 правительственных кредитных учреждений (Государственный банк; два ипотечных банка: Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк; две ссудные казны (кассы) — Московская и Петербургская);

• 511 кредитных неправительственных учреждений (39 акционерных коммерческих банков (на 1 января 1899 г. — 41); 10 акционерных земельных банков; 8 сословных банков; 239 городских общественных банков (37 в губернских городах, 202 в уездных городах и посадах); 4 сельских общественных банка; 10 ссудных общественных банков; 99 обществ взаимного кредита; 10 сословных и взаимных земельных обществ; 18 городских кредитных обществ; 10 акционерных ломбардов; 57 городских ломбардов; 7 городских сберегательных касс);

• 1 647 учреждений мелкого кредита (на 1 января 1897 г.: 664 ссудо-сберегательных товарищес-

тва (организовывались в виде банкирских и торговых домов, банкирских контор, меняльных лавок; многие из них были семейными предприятиями); 408 сельских банков; 575 вспомогательных касс) [11]. Таким образом, в конце XIX в. всего числилось 2 615 негосударственных учреждений (включая филиалы), из них 723 банка. Решающая роль в объемах кредитования принадлежала банкам, государственным и акционерным. Но, как отмечают В. В. Иванов и Б. И. Соколов. [4, с 486], частные банки не смогли привлечь население — самого массового вкладчика.

В последующие 15 лет страна пережила ряд тяжелейших экономических и политических потрясений. Тем не менее товарное производство развивалось, шла индустриализация страны, возросла товарность аграрного сектора. Правительство стало реализовывать значительные по масштабам военные программы. Все это потребовало мобилизации финансовых средств для последующего коммерческого кредитования.

К 1914 г. произошло существенное изменение сети всех видов банков и их филиалов, занимавшихся коммерческим кредитованием (табл. 1).

Как следует из анализа трудов Кауфмана, Дито-вича, Лупандина [12, 13, 14], к 1890-м гг. в Российской империи сформировалась целостная система законодательного регламентирования денежного обращения, кредита и банков. Но деятельность частных банкирских домов и контор, меняльных лавок рассматривалась в качестве частного торгового промысла, вследствие чего они не подпадали под действие принятых законов о банках. Это свидетельствует о том, что в данный период развития национальной банковской системы не в полном объеме реализовы-вался принцип адекватного правового сопровождения, но в полной мере получили закрепление и реа-лизовывались принципы срочности, возвратности, обеспеченности выдаваемых кредитов.

Для получения кредита необходима положительная репутация. Банки в указанный период в целях снижения кредитных и процентных рисков начинают исследовать кредитоспособность заемщиков, а также требовать дополнительных гарантий от клиентов. В качестве таких гарантий могли выступать: детальное ознакомление с экономическим состоянием дел заемщика; предоставление права контроля в процессе использования ссуды; проведение всех операций только через данный банк и закрытие счетов в иных банках; оформление договора таким образом, что в случае невозврата кредита банк становится собственником объекта кредитования

Таблица 2

Таблица 1

Учреждения коммерческого кредитования в Российской империи

Кредитные Год Число Число Суммы балан- Удельный

учреждения (на 01.01.) учреждений филиалов сов (млн руб.) вес, % к итогу

Государственный банк 1900 1 122 1 594,0 46,7

1914 1 146 4 624,0 37,8

Акционерные коммерческие банки 1900 42 274 1 423,9 41,7

1914 50 778 6 284,6 51,4

Общества взаимного кредита 1900 117 - 248,2 7,3

1914 1 108 - 1 059,7 8,7

Городские общественные банки 1900 241 - 145,1 4,3

1914 319 - 261,3 2,1

Итого 1900 821 396 3 411,2 100,0

1914 2 402 924 12 229,6 100,0

Источник: Россия. 1913 год. - СПб.: 1991. С. 159.

Аспекты и принципы деятельности национальной банковской системы в период с 1860 по 1917 г

Основной тип заемщика Аспекты и принципы деятельности Государственная политика Характеристика законодательной базы

Помещики Дворяне Предприятия Не в полной мере реализован принцип независимости Государственного банка Не полностью разграничены полномочия между Государственным Банком, муниципальными и частными банками Получил развитие принцип заинтересованности клиентов Прослеживается эволюционность и адекватность развития экономической среде Ослабление кредитования по знакомству Разработка критериев кредитоспособности Руководство при кредитовании принципами возвратности, срочности, платности, обеспеченности Для получения кредита необходима положительная репутация и кредитная история Способность получать доход Концентрация эмиссионного дела в руках Государственного банка Наличие законодательства, регламентирующего деятельность банков, но отсутствуют законодательства, регламентирующие деятельность не банковских кредитных организаций

и др. Таким образом получает развитие принцип осуществления кредитного процесса.

Основные аспекты и принципы деятельности национальной банковской системы в период с 1860 по 1917 г. представлены в табл. 2

Как следует из проведенных исследований, в период с 1860 по 1917 г., под воздействием политических и экономических причин получают дальнейшее развитие принципы формирования и функционирования национальной банковской системы России. Однако они не обрели черты завершенности, присущие сформировавшимся экономическим отношениям, так как в стране не сложилась целостная капиталистическая система хозяйства.

С началом первой мировой войны происходит закат российской банковской системы, а в 1917 г. — полная ее реорганизация. Начался следующий этап развития банковской системы России.

Литература

1. Полное собрание законов Российской империи. № 35847.

2. Фетисов Г. Г. Устойчивость банковской системы и методология ее оценки. — М.: Экономика, 2003. — 264 с.

3. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. — М.: Спартак, 2002. Кн. 1. — 347 с.

4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проект, 2003. — 432 с.

5. СелишевА. С.Деньги. Кредит. Банки. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.

6. Андрюшин С. А.. Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития. — М.: 1998. — 491 с.

7. Бернадцкий М. В. Русский государственный банк как учреждение эмиссионное. — СПб.: 1911. — 145 с.

8. Бимман А. Б. История банков. Историческое развитие банков в России и за границей с древних времен до наших дней. — СПб.:1914. — 243 с.

9. Варшавский Л. М. Банки и банковские конторы Российской империи. Т. 1-2.: Одесса, 1896. — 185 с.

10. Морозан В. В. История банковского дела в России: теория и практика. — М.: 1996. — 189 с.

11. Россия. 1913 год. — СПб.: 1991. — 311 с.

12. Дитович, Учебники торгового права. — 624 с.

13. Кауфман, Теория и практика банковского дела, 1873 — 1877. — 285 с.

14. Лупандин, Городские общественные банки (Вопросы права, 1912, № 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.