Секция механики
роликами или шариками, дробеструйный наклеп и др.). Упрочненный слой препятствует росту существующих и возникновению новых усталостных трещин, нейтрализует вредное влияние наружных дефектов и шероховатости поверхности. Исследования деталей с упрочненным слоем после испытаний на усталость показали, что усталостные трещины чаще зарождаются не в упрочненном слое детали, а в глуби. , более неблагоприятных условиях нагружения, а с учетом геометрии и концентра, . , интенсивность усталостного разрушения материала зависит от условий обработки поверхностного слоя детали.
Предлагаемые пути повышения эффективности обработки деталей из высокопластичных материалов прошли апробацию на ряде машиностроительных предприятий страны и рекомендуются для широкого внедрения в современное произ-.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бутенко В.К, Дуров Д.С. Совершенствование процессов обработки авиационных материалов. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 127 с.
2. Бут енко В.И. Электронно-дислокационные представления о процессах резания металлов и сплавов. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 211 с.
3. Мат алии А.А. Технология машиностроения / Учебник для машиностроительных вузов. - J1.: Машиностроение, 1985. - 496 с.
4. Бутенко В.И. Нелинейность процессов при обработке металлов резанием. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. - 224 с.
5. . ., . ., . . .
2201865, кл. B24D5/14,7/14. Заявл. 30.11.2000. Опубл. 10.04.2003. Бюл. № 10.
6. . ., . ., . .
// . .
, 2005, 9. - . 240.
7. . ., . ., . . . 2258585, .
B23G5/04. Заявл. 13.05.2004. Опубл. 20.08.2005. Бюл. № 23.
8. . ., . ., . . -ной резьбы. Патент РФ № 2231429, кл. B23G1/00. Заявл. 15.01.2003. Опубл. 27.06.2004. Бюл. № 18.
9. . . . - .: ,
2000. - 308 с.
УДК 620.178.3
АД. Захарченко
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ МАСШТАБНОГО
ЭФФЕКТА
Усталость металлов представляется как сложное явление с многообразием действующих факторов: свойств структуры металлов, условий нагружения, влияния размеров и геометрии образцов, условий зарождения и распространения усталостной трещины и др.
В работе рассматриваются технологические причины проявления масштабного эффекта в снижении пределов выносливости материала с увеличением разме-
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
ров образцов или деталей. К таким причинам по исследованиям специалистов относятся:
♦ различное качество металла у заготовок разных размеров;
♦ различный характер и зона разруш ения в зависимости от вида деформации (растяжение, сжатие, изгиб, кручение);
♦ неоднородное распределение напряжений по сечению образца при различном сочетании форм сечений;
♦ при обработке резанием воз никают остаточные напряжения, проявляющиеся у заготовок разных размеров различным образом;
♦ влиянием на процесс разруше ния суммарной упругой энергии, накопленной в заготовках;
♦
.
Для количественной оценки масштабного фактора в настоящее время используются статистические теории Н.Н. Афанасьева, В.В. Болотина, С.В. Серенсена, .. . .. -ра образца или детали в виде
СУа\ > 1,
где а-1 - предел усталости при изгибе лабораторного образца;
С - постоянный коэффициент;
У - ;
п - коэффициент, зависящий от свойств материала.
Влияние размеров на предел выносливости детали учитывается коэффициен-, -делу выносливости эталонного образца
р = а~1(> • р = Т~к) а-1о Т-1о
УДК 512:681.3*5:621.01
В.И. Косов, Т.А. Рыбинская, Р.Г. Шаповалов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ АЛГЕБРЫ ПРИ ОЦЕНКЕ ТОЧНОСТИ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН
В задачах синтеза механизмов определяются параметры механизмов, удовлетворяющие заданным законам движения, отдельным динамическим характеристикам и выбранной структуре. Спроектированные кинематические схемы механизмов можно назвать теоретическими схемами или теоретическими механизмами, так как при подборе параметров в теоретических схемах механизмов принималось, что все элементы кинематических пар являются геометрически точно выполненными, отсутствуют зазоры в кинематических парах, размеры всех звеньев не отклоняются от спроектированных, оси кинематических пар расположены так, как это предусмотрено структурой механизмов.
В реально построенных механизмах действительные его параметры могут отличаться от теоретических вследствие неточности изготовления звеньев и элементов кинематических пар, неточности монтажа механизмов, износа элементов ки-