Ю. В. Печатнова, Г. Е. Решетников, Д. А. Стаценко
45
Печатнова Ю. В., Решетников Г. Е., Стаценко Д. А. Основные правовые системы стран мира: становление и тенденции развития // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). C. 45-48.
Pechatnova Yu. V., Reshetnikov G. E., Statsenko D. A. The main legal systems of the countries of the world: formation and development trends. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2019. No. 3 (84). Рр. 45-48. (In Russ.)
УДК 340.5
Ю. В. Печатнова, Г. Е. Решетников, Д. А. Стаценко
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН МИРА: СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Печатнова Юлия Вадимовна — магистрант юридического института.
E-mail: jp_0 70 7@mail. ru
Решетников Глеб Евгеньевич — магистрант юридического института.
E-mail: nataparina19 70@yandex. ru
Стаценко Дарья Алексеевна — магистрант юридического института.
E-mail: dariastatsenko01 @gmail. com
В качестве основных правовых систем мира ученые-юристы традиционно выделяют романо-германскую и англосаксонскую правовые системы, определяющие магистральные пути мирового правового развития. В статье анализируются становление указанных правовых систем и степень влияния на них интеграционных тенденций. Авторами сделан вывод о том, что в условиях глобализации постепенно стираются грани между правовыми системами стран мира и наблюдается их стремительная конвергенция.
Ключевые слова: правовая система, романо-германская система, англо-саксонская система, глобализация, тенденции развития.
Yu. V. Pechatnova, G. E. Reshetnikov, D. A. Statsenko
Altai State University, Barnaul, Russia
BASIC LEGAL SYSTEMS OF THE COUNTRIES OF THE WORLD: FORMATION AND DEVELOPMENT TRENDS
Pechatnova Yulia V. — Master Student at the Law Institute.
E-mail: jp_0 70 7@mail. ru
Reshetnikov Gleb E. — Master Student at the Law Institute.
E-mail: nataparina19 70@yandex. ru
Statsenko Daria A. — Master Student at the Law Institute.
E-mail: dariastatsenko01 @gmail. com
As the main legal systems of the world, legal scientists traditionally underline the Romano-German and Anglo-Saxon legal systems that determine the main paths of the world legal development. The article analyzes the formation of these legal systems and the degree of influence the integration trends on them. The authors concluded that in the context of globalization, the boundaries between the legal systems of the countries all over the world are gradually blurring and their rapid convergence is observed.
Keywords: legal system, Romano-German system, Anglo-Saxon system, globalization, development trends.
© Печатнова Ю. В., Решетников Г. Е., Стаценко Д. А., 2019
К. Цвайгерт и Х. Кётц в качестве факторов, определяющих стиль правового мышления в рамках конкретных теорий правовых семей, называют историческое происхождение, господствующую доктрину юридической мысли, своеобразие правовых институтов, источников и методов их толкования [6, с. 109]. Французский юрист, один из самых популярных специалистов в области сравнительного правоведения и юридической географии мира? Рене Давид классифицировал правовые системы по двум критериям: юридико-технические (структура права и источники права) и идеологические. На базе указанных критериев ученый выделяет два генеральных юридических типа — романо-германское право и общее, прецедентное право, в качестве особого типа рассматриваются религиозные, социалистические правовые семьи, а также правовые семьи обычного права [4, с. 429].
Романо-германская правовая система сложилась на основе рецепции римского права в XП-XVI веках и получила распространение в континентальной Европе. Основные черты этой системы заключаются в том, что основным источником права служат нормативные правовые акты, представляющие собой иерархическую структуру, зачастую кодифицированного характера, во главе с конституцией, обладающей высшим юридическим авторитетом.
Англосаксонская правовая система предлагает своеобразное понимание норм права, которые неотделимы от судебной практики, поэтому носят казуистический характер; специфична структура права: а) прецедентное право; б) право справедливости [4, с. 430].
Таким образом, романо-германская и англосаксонская правовые системы — главные ареалы права, определяющие магистральные пути современного мирового правового развития.
В литературе обращается внимание на то, что в условиях глобализации наблюдается частичная унификация культур, цивилизаций [3], и в этом контексте, на наш взгляд, можно говорить и о частичной унификации правовых систем. Вместе с тем следует отметить, что история знает диаметрально противоположные примеры того, как в одних случаях некоторые развитые государства оказались способными утвердить свою правовую систему в менее развитых странах, а в других такого не произошло, несмотря на предпринятые усилия.
Так, Индия к началу английской колонизации представляла собой страну с высокой культурой и исправно работающей самобытной юридической системой — своеобразным индуистским правом. По завершении Ост-Индской компании индийские суды принимали решения в соответствии с английским правом. При этом следует заметить, что деколонизация не вернула Индию к первозданному правопорядку. Индуистское право, впитав в себя нормы и традиции английского права, продолжило свое существование в формате англо-индуистской правовой системы. Следовательно, при всей незыблемости определенной юридической системы в данной социальной общности, ее глубоко национальном характере ее начала довольно быстро (по историческим меркам) могут быть заменены рецепированным правом другого государства.
Диаметрально противоположным примером является колонизация Северной Америки, в ходе которой некоторые территории были первоначально освоены переселенцами из Франции, утвердившими здесь, соответственно, постулаты романского права. Впоследствии данные территории перешли под юрисдикцию Англии, однако до сегодняшнего дня в штате Луизиана США и канадской провинции Квебек продолжает действовать модернизированное право романского типа [1, с. 428].
В этой связи можно констатировать, что органическая способность права настраиваться на передовой опыт и прогрессивные формы управления сложными
Ю. В. Печатнова, Г. Е. Решетников, Д. А. Стаценко
47
процессами является довольно сильной и практически реализуемой (как было показано на примере Индии). В то же время сила права срабатывает не всегда. Для этого нужны предпосылки экономического, культурного и духовно-интеллектуального характера. Например, наряду с впечатляющим опытом Индии имеется опыт английских колоний в Африке, где настойчивые усилия по внедрению общего английского права не увенчались успехом, деколонизация ознаменовалась возобновлением обычного права, а сегодня продолжается процесс формирования своеобразного ново-африканского права без отсылок к английской правовой системе.
Итак, наиболее отчетливо конвергенция правовых систем стала проявляться с конца XVIII века. Смена политико-правовых ориентиров, вызванных Французской революцией, наиболее детально проанализирована И. Валлерстайном, который усматривает в ней связующее звено для построения целостной мировой системы [2, с. 134]. Так, в период Французской революции закон как основной источник права приобретает существенное значение не только в публичном, но и в частном праве. Благодаря кодификации правового материала и накопленной судебной практике старого режима стало возможным найти золотую середину между пропагандистской силой идеи революции и прочностью правовых учреждений предшествующего государства.
В связи с отмеченными весьма очевидными достоинствами позитивного права сложился и утвердился в условиях современной цивилизации культ закона, включающий требование незыблемости принципа законности и веру в примат закона.
На волне указанных тенденций в странах общего права при несомненном его приоритете законы как источники права фактически стали занимать всё более видное место в правовой жизни. Так, например, неоднократно предпринимаются попытки кодификации правового материала в странах англосаксонской правовой системы.
В то же время, несмотря на распространение официальной позиции о необходимости «диктатуры закона», есть симптомы, свидетельствующие о скромных подходах к возвышению правосозидательной деятельности суда в странах романо-германского типа. Например, диспозитивные положения законодательных актов России и Германии позволяют судам развивать прецедентное регулирование.
Таким образом, можно сделать вывод о взаимопроникновении канонов романо-германской и англосаксонской семей на современном этапе. Первая учится пользоваться судебным прецедентом, вторая предпринимает попытки кодификации. Такое сближение передовых идей позволяет говорить о правовой конвергенции и усилении позиций международного права.
Весьма отчетливо эта обусловленность в развитии права от глубинных процессов развития общества может быть прослежена в сфере публичного права. Аналогичные процессы происходят и в сфере частного права, причем здесь отмечается поразительное явление, получившее название «презумпция идентичности», которое подразумевает, что при всем многообразии правовых средств одни и те же юридические проблемы одинаково или в значительной мере сходно решаются во всех развитых правовых системах мира [6, с. 60].
Безусловно, правовая наука в каждой стране имеет свои национальные черты. Вдохновляющий революционный романтизм французского законодательства, ученая мудрость германского правоведения, нацеленность скандинавских юристов на деловой реализм суровой жизни, традиционализм русских правоведов — всё это отзвуки реалий конкретной страны. Концепция конвергенции не означает унификацию, она лишь подразумевает концентрацию передовых идей и положительного опыта в качестве ориентира для всего международного сообщества.
Обособленное развитие конкретных групп государств предопределило становление различных правовых систем. Однако стремительное развитие и повсеместное распространение капиталистических отношений повлекло за собой масштабные глобализационные процессы, следствием которых стала унификация различных областей общественной жизни.
В литературе отмечается, что универсализм представляет собой положительную норму современности, определяющую некоторые стандарты, соответствие которым шлифует и совершенствует социальные системы [5, с. 81]. Право по своей природе — это системное социальное явление. Более того, право — это не механизм, не конгломерат отдельных структур, не агрегат рационально соединенных элементов, приводимый в движение конструктором или инженером (законодателем или правоприменителем), но открытая динамическая система, обладающая качествами единства и целостности, активно взаимодействующая со средой, социальной и природной.
Поэтому, как только правовая материя обретает собственное бытие, возникает острая необходимость постижения его общих черт, смысла и назначения.
В этой связи национальная ограниченность правовых знаний пределами конкретной страны, их замкнутость на сугубо национальном позитивистском материале является губительной для правоведения как науки [1, с. 539].
Таким образом, жизненно важным для современной юриспруденции является интенсивное развитие сравнительного правоведения и углубление на этой основе общей теории права, которая в перспективе призвана стать всеобщей, наднациональной теорией правоведения. Это не только новое прочтение основных «узловых пунктов», через которые проходит широкий общенаучный подход к праву как социальному феномену, но и существенное продвижение вперед, выход на принципиально новые идеи.
При этом взаимопроникновение правовых систем не следует смешивать с тотальной унификацией, утратой национальной правовой уникальности и поглощением одной системы другой.
Феномен правовой конвергенции — взаимное обогащение права в различных ареалах, другими словами, развитие правовых систем идет хотя и с различными вариациями, но в одном направлении.
Таким образом, основной тенденцией развития правовых систем на современном этапе является конвергенция, главной целью которой становится совершенствование правового регулирования в мировых масштабах и поиск золотой середины в процессе решения юридических казусов.
Библиографический список
1. Алексеев С. С. Собр. соч.: в 10 т. Т. 5. Линия права. Отдельные проблемы концепции. М.: Статут, 2010. 549 с.
2. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение / пер. с англ. Н. Тюкиной. М.: Территория будущего, 2006. 248 с.
3. Полетаева М. А. Глобализация как культурная проблема: анализ западного научного дискурса (И. Валлерстайн и С. Хантигтон) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 11 (644). С. 56-71.
4. Теория государства и права: учебник для вузов / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. М. Ко-рельский [и др.]; под ред. С. С. Алексеева. М.: Норма, 2005. 496 с.
5. Филипенко Е. В. Культурная идентичность сообществ с позиций мир-системного анализа И. Валлерстайна // Пространство и Время. 2015. № 1-2 (19-20). С. 79-83.
6. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2 т. Т. 1. М.: Междунар. отношения, 2000. 480 с.