Научная статья на тему 'Основные понятия медиаобразования'

Основные понятия медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / медиапродукция / медиатекст / репортаж / критическое мышление / аналитический инструмент / media education / media production / media text / report / critical thinking / analytical instrument медиабілім / медиаөндіріс / медиамәтін / репортаж / сыни ойлау / аналитикалық құрал.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Ануарбекова А.А.

В данной статье приводятся основные понятия медиаобразования, необходимые для изучения ключевых проблем формирования медиакомпетентности педагога и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic concepts of media education Медиабілімнің негізгі ұғымдары

The article deals with the basic notions of media education which are necessary for studying the main problems of the teacher and student`s media competence formation. Бұл мақалада оқытушы мен студенттердің медиа құзыреттілігін қалыптастырудың негізгі мәселелерін зерттеуге қажетті медиабілім берудің негізгі тұжырымдамалары берілген.

Текст научной работы на тему «Основные понятия медиаобразования»

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37:002 ГРНТИ 14.01.29

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Андатпа

Б^л ма^алада о^ытушы мен студенттердщ медиа к¥зыретттгш калыптастырудын, не-пзп мэселелерiн зерттеуге кажетп медиа-бiлiм берудщ негiзгi т^жырымдамалары берiлген.

Аннотация

В данной статье приводятся основные понятия медиаобразования, необходимые для изучения ключевых проблем формирования медиакомпетентности педагога и обучающихся.

Abstract

The article deals with the basic notions of media education which are necessary for studying the main problems of the teacher and student's media competence formation.

Современное образование характеризуется широчайшим применением медиапродукции.

Медиатекст - интегративный многоуровневый знак, объединяющий в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные) и демонстрирующий принципиальную открытость текста на содержательно-смысловом, композиционно-структурном и знаковом уровнях.

Репортаж - один из самых распространенных жанров в современных СМИ. Повышение интерактивности журналистских материалов позволяет максимально погрузить аудиторию

Ануарбекова А.А.,

магистр Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск

Нег1зг! свздер: медиабы1м, медиа-внд1р1с, медиамэтт, репортаж, сыни ойлау, аналитикалыц ц^рал.

Ключевые слова: медиаобразова-ние, медиапродукция, медиатекст, репортаж, критическое мышление, аналитический инструмент.

Keywords: media education, media production, media text, report, critical thinking, analytical instrument

s

к <

m О

го £

iA О

w

4 iA О

О!

С w s

U

W

¡г1

5

[-4

о

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

в описываемое явление.

Понятие репортажа наиболее полно определил Б. Н. Лозовский, назвав его «информационным жанром, предполагающим описание события, при котором автор выступает в роли наблюдателя или участника».

Во времена древности и средневековья данный жанр в современном понимании развит не был. Лишь время конца XVIII века можно отметить как начало развития репортажа в Англии. Именно тогда корреспонденты газет стали допускаться на заседания парламента и публиковать записи об этом в СМИ. Главный технический фактор развития репортажа - появление телеграфа, а главный социальный - различные общественные катаклизмы (Французская революция, война за независимость, Гражданская война в США).

В России репортаж зарождался значительно медленнее, но в 1866 году было создано Российское телеграфное агентство, которое дало толчок к развитию жанра. А расцвет пришелся на рубеж Х1Х-ХХ веков, наиболее знаковые имена - Гиляровский, Кольцов, Рейснер, именно они стали авторами теории репортажа с его признаками и характеристиками. После революции в России появляется фоторепортаж, к 30-м годам - радио-, а к 50-м - телерепортаж.

А. В. Колесниченко делит репортажи на две группы: событийные и тематические. Событийные рассказывают о мероприятиях, происшествиях. Внутри вида есть подвиды: репортаж с необычной точкой для наблюдения, «после события», о псевдособытии (например, с пресс-конференции властных структур), репортаж-новость, репортаж-комментарий. Тематические направлены на описание какого-то явления. Подвиды - трендовый, ознакомление с темой, смена профессии, по следам трагедии, специальный, путешествие, экспери-

мент.

М. Н. Ким выделяет несколько видов репортажа:

• событийный,

• аналитический,

• познавательно-тематический.

Событийный может делиться на криминальный, производственный, военный, спортивный, светский. К последнему виду относят специальный репортаж, расследование, комментарий.

В стиле текстов данного жанра информация соединяется с описанием. Первый компонент содержит необходимые для понимания сведения. Второй помогает погрузить читателя, сделать его участником описываемого события. В описательной части сочетаются сцены (различные интересные ситуации), детали (особенности, которые помогают раскрытию персонажа или события), цитаты (речь героев, являющаяся яркой характеристикой).

В языке такого материала большое количество глаголов, причастий, наречий, прилагательных. Также в репортаже допустимо местоимение «я» (которое не стоит использовать, например, в заметке, зарисовке или статье).

Главные особенности жанра «репортаж» - это:

• динамичность - он длится во времени и пространстве, причем это время представляет интерес для аудитории;

• наглядность - детали, ситуации, реплики, яркие герои создают красноречивую, образную картину;

• документальность - несмотря на большое влияние образной составляющей, вымысел недопустим;

• образная аналитичность - через яркие образы исследуется явление, его причины и следствия;

• эмоциональность - передаются эмоции, настроение;

• активная роль автора - событие или

явление показывается через восприятие журналиста;

• прерывистое восприятие времени - связано с динамичностью: нужно показывать наиболее интересные моменты явления.

Содержание принципов медиаобразования и форм их реализации нами представлено в виде таблицы:

Принцип медиаобразования Содержание

1 медиаобразование - это серьезная и важная область, связанная с большинством социальных структур демократического общества;

2 центральная концепция медиаобразования -переосмысление/ репрезентация. Медиа не отражают реальность, а переосмысляют/представляют ее, используя систему знаков и символов. Без этого принципа медиаобразование невозможно;

3 медиаобразование - это процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Но учащиеся для медиаобразования - приоритетная аудитория;

4 цели медиаобразования заключаются не только в воспитании критического мышления, но и в развитии критической автономии;

5 медиаобразование - исследовательский процесс;

6 медиаобразование - актуально и своевременно, оно воплощает выражение «здесь и теперь» в широком идеологическом и историческом контексте;

7 ключевые понятия медиаобразования - в большей степени аналитические инструменты, чем альтернативное содержание;

8 содержание в медиаобразовании означает развитие вариативных аналитических инструментов;

9 эффективность медиаобразования может быть оценена двумя критериями: способностью учащихся применить свое критическое мышление в новых ситуациях и количеством обязательств и мотиваций, выраженных ими по отношению к медиа;

10 в идеале оценка медиаобразования учащихся - это их самооценка;

11 медиаобразование пытается изменить отношения между учителем и учащимися, давая им возможность для размышления и диалога;

12 медиаобразование - это, скорее, диалог чем дискуссия;

К С ер О

го £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

3

м

и ©

О и о

4 ^

©

п

13 медиаобразование в основном активно и призвано развить более открытых и демократичных педагогов. Короче, медиаобразование - это множество новых путей деятельности и применение их в новых областях;

14 медиаобразование направлено на совместное, преимущественно групповое, обучение;

15 медиаобразование состоит из «практической критики» и «критической критики»;

16 медиаобразование вбирает в себя отношения между родителями, профессионалами в области медиа и педагогами;

17 медиаобразование связано с принципом продолжающихся изменений;

18 медиаобразование - особая область. Существующие знания не просто передаются учителями или «открываются» учениками. Это предмет критического исследования и диалога, в ходе которых новые знания активно приобретаются педагогами и учащимися.

Таким образом, при изучении понятийно-терминологического поля медиаобразо-вания необходимо обратить внимание на тот факт, что, хотя многие ученые, в зависимости от поддерживаемой ими концепции, предлагают свои формулировки, можно утверждать, что за последние десятилетия сложилась определенная система основных

^ терминов, которыми оперирует данная отрасль знания.

s

3 ЛИТЕРАТУРА:

о

^ 1. Афанасьева О.Ю., Федорова М.Г. Основы медиакомпетентности. - Южно-Ураль-

р !

g ский научный центр РАО, г. Челябинск, 2021, 39 с.

3 2. Жилавская И. В., Зубрицкая Д. А. История развития медиаобразования : учебное w пособие. М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 120 с. о 3. Кириллова Н. Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модерен низации: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. -s 110 с.

s ственная организация «Информация для всех», 2015. - 450 с.

§ 5. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ООО

s

W

U ©

О

и

о -

©

4. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: Межрегиональная обще-

«ЦВВР», 2001. - 708 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.