Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ 3D ПАНОРАМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЗЛОВ СВЯЗИ ПУНКТОВ УПРАВЛЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ 3D ПАНОРАМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЗЛОВ СВЯЗИ ПУНКТОВ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — В.Г. Иванов, Д.В. Петрунин, К.А. Хвостова

В статье рассматриваются положения по применению технологий виртуальных интерактивных 3D панорам при изучении узлов связи пунктов управления. Рассмотрены возможности применения данных технологий в ходе проведения занятий, которые позволят создать виртуальный тренажер по изучения узлов связи и комплексов связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — В.Г. Иванов, Д.В. Петрунин, К.А. Хвостова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ 3D ПАНОРАМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЗЛОВ СВЯЗИ ПУНКТОВ УПРАВЛЕНИЯ»

В.Г. Иванов

кандидат военных наук, Военная академия связи

Д.В. Петрунин

Военная академия связи

К.А. Хвостова

Военная академия связи

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗБ ПАНОРАМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЗЛОВ СВЯЗИ ПУНКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматриваются положения по применению технологий виртуальных интерактивных ЗБ панорам при изучении узлов связи пунктов управления. Рассмотрены возможности применения данных технологий в ходе проведения занятий, которые позволят создать виртуальный тренажер по изучения узлов связи и комплексов связи.

В настоящее время идёт активное поступлением новейших средств связи в части связи, для повышения качества их изучения необходимо использовать новейшие технологии, которые позволят повысить восприятие учебного материала. К таким технологиям можно отнести технологий виртуальных интерактивных туров. ЗБ панорамы и технологии их изготовления только начинают развиваться, хотя плоская панорамная фотография существует уже более 150 лет. Это объясняется тем, что ранее процесс создания таких фотографий был относительно трудоёмким. С появлением цифровой фотографии развитие ЗБ панорам получило новый импульс для развития, а обработка отснятого материала стала намного проще. Но настоящей причиной столь активного развития является значительно возросшая производительность современных компьютеров, что позволяет выполнять сложные математические расчёты в реальном времени. Панорама позволяет представить человеку окружающее пространство точно так же, как если бы он находился в месте съёмки панорамы — он может вращаться относительно точки съёмки в любую сторону и рассматривать любой участок панорамы, увеличивая его (вплоть до

гигапиксельныхразрешений High Definition, HD панорамы) [1]. Современный уровень развития Web-технологий позволил значительно расширить возможности панорам, добавив при этом возможность внедрения в них интерактивных эффектов.

Интерактивные эффекты позволяют создавать целые информационные системы внутри одной панорамы, включающих в себя видеоматериал, анимацию, звук, информационные окна и меню, а также различные специальные эффекты. В свою очередь, виртуальный ЗБтур — это набор таких панорам, перемещение между которыми происходит посредством специальных участков на панораме.

Достаточно только щёлкнуть мышью по такой точке или области и возникнет эффект перемещения на другую панораму. Всё это создаёт уникальные возможности по созданию виртуальных туров по известным местам, музеям и галереям с полным погружением в виртуальную реальность.

Виртуальные туры и сферические 3D панорамы, в которых используется 360°х180° панорамная проекция и интерактивное управление, являются современной и эффекти-

ТЕХНИКА СРЕДСТВ СВЯЗИ, № 1 (141), 2018

вной формой презентации пространства. Для просмотра ЗБ панорам и виртуальных туров не требуется высокой скорости для передачи данных, что позволяет размещать и активно продвигать их в сети. Для более удобной навигации можно перейти в режим полноэкранного просмотра.

В отличие от обычной видеосъёмки, обучаемый, просматривающий изображение, не зависит от того, куда направлял камеру оператор, оно находится полностью под его контролем. ЗБ панорама может дополняться любым текстом, звуковым сопровождением, видео роликом, всплывающими картинками и т.п.

Всего одним кликом на указателе в ЗБ панораме пользователь совершает настоящее путешествие, перемещаясь от одной панорамы кдругой (например, боевые посты стационарного узла связи, полевые аппаратные связи). Для более удобной ориентации виртуальные туры могут сопровождаться интерактивной картой имеющей "радар", который показывает текущее местоположение, положение камеры, а также угол зрения.

Виртуальные туры и ЗБ-панорамы могут стать крайне полезны для проведения занятий, которые идут в ногу со временем, не отстающих

от прогресса и стремящихся вести обучение наиболее современным способом. Сфера применения виртуальных туров и ЗБ панорам в образовании очень широка.

Модель интерактивной ЗБ панорамы представлена на рис. 1. которая показывает взаимосвязь программного комплекса для разработки ЗБ панорам и процесса изучения дисциплины.

Просматривая ЗБ панораму, слушатель или курсант может получить гораздо больший объем визуальной информации, чем рассматривая обычную фотографию или презентацию. Виртуальные панорамы имеют настолько высокой способностью отражать реальность, что могут практически заменить физическое посещение объекта, будь то стационарный или полевой узел связи. Обучаемый имеет возможность изучить материал в наглядном и удобном виде самостоятельно, не выходя из класса, в удобное время.

Несколько сферических панорам, которые объединены со схемой-картой в виртуальную презентацию, могут отлично показать планировку элементов узла связи и аппаратных связи, объем помещений (аппаратной) и, помогая создать представление об объекте .

Рис. 1. Обобщенная модель функционирования интерактивной ЗБ панорамы

Виртуальные туры помогают создать иллюзию присутствия обучаемого на объектах узлов связи, с использованием механизмов интеграции изучить состав его элементов и даже необходимых типов аппаратуры. При использовании АавЬ-модулей перейди к непосредственной настройки аппаратуры на виртуальном стенде.

Виртуальная панорама позволит отлично демонстрировать состав, размещение аппаратуры аппаратной или боевого поста. Даже с небольшим размером.

Панорамная ЗБ фотография и виртуальный туры обладают множеством преимуществ перед другими способами представления. Главными преимуществамиявляются—фотореалистичность, интерактивность, наглядность. Данное сочетание выгодно отличает виртуальные туры от других средств визуализации.

Даже современная фотография с использованием новейшей техники не может обеспечить интерактивности, инедаётполностью погрузиться в получаемое изображение. Виртуальная панорама к тому же позволяет в одно изображение поместить весь объем пространства, показать взаимное расположение предметов, лучше передать перспективу. Изображение можно рассматривать под любым угодно углом и сколько угодно времени.

Виртуальный тур, созданный основе панорамных фотографий интерактивен - даёт возможность нелинейного просмотра, переходя от из одного помещения в любое другое. Данное качество особенно ценно для создания Web-презентаций, где есть возможность показать все и просмотреть только то, что необходимо. Компьютерные ЗБ-модели, которые созданы посредством Зётах, АгСоп и других программ предназначенных для архитектурного

проектирования, по сравнению с виртуальными турами и панорамными фотографиями обладают гораздо меньшей фотореалистичностью.

Готовый виртуальный тур для изучения узлов связи пунктов управления может представлять собой:

— исполняемый файл Windows, для просмотра на компьютере с диска или flash-карточки;

— готовый к публикации на сайте модуль, который можно включить в любой сайт для просмотра;

— виртуальный тур можно оптимизировать и настроить для демонстрации на планшетных компьютерах.

Заключение

Используемое программное обеспечение для демонстрации тура на сайте или локальном ресурсе ВВУЗа подобрано таким образом, чтобы экономить амортизацию внешних носителей при просмотре панорам за счёт создания многослойной — «шахматной» системы загрузки изображений.

При просмотре панорамы загружается лишь та область, которая используется в данный момент, что экономит интернет трафик и позволяет уменьшить место для хранения и воспроизведения виртуальных туров.

В виртуальном туре возможна демонстрация фотографий, видеороликов, вывод текстовой информации, логика действий и запрограммированные последовательности показа, что незаменимо для презентаций.

Предлагаемая технология позволяет погружать обучаемых в виртуальное пространство узла связи пункта управления или его элемент. Даёт возможность усилить восприятие учебного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Панорамный мир. 2010. URL: http://panoworld. narod.

2. Дорофеев С.Ю., Тюгаев Д.Н. Создание аппаратно-программного комплекса для изготовления

виртуальных туров на основе интерактивных ЗБпанорам // Инновационные технологии кафедры КСУП: Научно- практическая конференция. - Томск, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.