Научная статья на тему 'Основные положения объединенной организации витязей и дружинниц РСХД. Подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарии У. А. Гутнер'

Основные положения объединенной организации витязей и дружинниц РСХД. Подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарии У. А. Гутнер Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русское студенческое христианское движение / христианская педагогика / религиозное воспитание / педагогика / «Витязи» / «Девичья дружина» / Russian Student Christian Movement / Christian pedagogy / religious education / pedagogy / “Vityazi” / “Gerls’ druzhina”

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Гутнер Ульяна Александровна

Деятельность РСХД, председателем которого с 1923 по 1962 г. был выдающийся педагог и религиозный мыслитель профессор В. В. Зеньковский, была направлена на воцерковление молодого поколения эмигрантов. Первоначальные формы религиозной работы с молодежью в РСХД со временем дополнились работой с детьми и юношеством. Наиболее распространенными стали дружины «Витязей» и дружинниц, объединивших в отряды мальчиков от 7 до 18 лет и в аналогичные отряды — девочек. В 1934–1935 г. дружина «Витязи» и «Девичья дружина» РСХД объединились, был разработан единый устав — «Положения объединенной организации-братства», предлагаемый к публикации. Интересна и важна предыстория этого документа в связи с деятельностью РСХД и его идеями. В центре внимания — понимание национального вопроса руководителями РСХД и его воплощение в воспитании детей и юношества. В «Положениях» изложены главные принципы, цель и заветы, положенные в основу организации-братства; условия приема новых членов и обещания, даваемые при вступлении в братство; также в документе описываются внутренние устройство и порядок организации, включающие структуру, программы, порядок избрания руководителей и старших, отличительные знаки руководителей разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main provisions of the united organization of knights and women warriors of the RSCM Preparation of the text for publication, introductory article and comments by U. A. Gutner

The activities of the RSCM, which was chaired by Professor V. V. Zenkovsky, an outstanding teacher and religious thinker, were aimed at churching the younger generation of emigrants. The initial forms of religious work with youth in the RSHD were eventually supplemented by work with children and youth. The most widespread were the “vityazi” and “druzhinitsa” squads, which united boys and girls from 7 to 18 years old in similar squads. In 1934–1935, the “Vityazi” squad and the “Gerls’ druzhina” of the RSCM merged, and a single charter “Provisions of the United Fraternity Organization” was developed and proposed for publication. The background of this document in relation to the activities of the RSHD and its ideas is interesting and important. The focus is on the understanding of the national question by the leaders of the RSCM and its embodiment in the education of children and youth. The “Provisions” set out the main principles, purpose and covenants that form the basis of the fraternity organization; the conditions for admission of new members and pledges made upon joining the brotherhood; the document also describes the internal structure and procedure of the organization, including its structure, programs, the procedure for electing leaders and seniors, and the distinctive signs of various levels of leadership.

Текст научной работы на тему «Основные положения объединенной организации витязей и дружинниц РСХД. Подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарии У. А. Гутнер»

Научная статья УДК 271-4

https://doi.org/10.25803/26587599_2024_49_217

Основные положения объединенной организации витязей и дружинниц РСХД

Подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарии У. Л. Гутнер

Ульяна Александровна Гутнер

Независимый исследователь, Москва, Россия, goutner@yandex.ru

аннотация: Деятельность РСХД, председателем которого с 1923 по 1962 г. был выдающийся педагог и религиозный мыслитель профессор В. В. Зеньков-ский, была направлена на воцерковление молодого поколения эмигрантов. Первоначальные формы религиозной работы с молодежью в РСХД со временем дополнились работой с детьми и юношеством. Наиболее распространенными стали дружины «Витязей» и дружинниц, объединивших в отряды мальчиков от 7 до 18 лет и в аналогичные отряды — девочек. В 1934-1935 г. дружина «Витязи» и «Девичья дружина» РСХД объединились, был разработан единый устав — «Положения объединенной организации-братства», предлагаемый к публикации. Интересна и важна предыстория этого документа в связи с деятельностью РСХД и его идеями. В центре внимания — понимание национального вопроса руководителями РСХД и его воплощение в воспитании детей и юношества. В «Положениях» изложены главные принципы, цель и заветы, положенные в основу организации-братства; условия приема новых членов и обещания, даваемые при вступлении в братство; также в документе описываются внутренние устройство и порядок организации, включающие структуру, программы, порядок избрания руководителей и старших, отличительные знаки руководителей разного уровня.

ключевые слова: Русское студенческое христианское движение, христианская педагогика, религиозное воспитание, педагогика, «Витязи», «Девичья дружина»

© Гутнер У. А., 2024

для цитирования: Основные положения объединенной организации витязей и дружинниц РСХД / Подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарии У. А. Гутнер // Вестник Свято-Филаретовского института. 2024. Т. 16. Вып. 1 (№ 49). С. 217-231. https://doi.org/10.25803/26587599_2024_49_217.

The main provisions of the united organization of knights and women warriors of the RSCM

Preparation of the text for publication, introductory article and comments by U. A. Gutner

Ulyana A. Gutner

Independent scholar, Moscow, Russia, goutner@yandex.ru

abstract: The activities of the RSCM, which was chaired by Professor V. V. Zen-kovsky, an outstanding teacher and religious thinker, were aimed at churching the younger generation of emigrants. The initial forms of religious work with youth in the RSHD were eventually supplemented by work with children and youth. The most widespread were the "vityazi" and "druzhinitsa" squads, which united boys and girls from 7 to 18 years old in similar squads. In 1934-1935, the "Vityazi" squad and the "Gerls' druzhina" of the RSCM merged, and a single charter "Provisions of the United Fraternity Organization" was developed and proposed for publication. The background of this document in relation to the activities of the RSHD and its ideas is interesting and important. The focus is on the understanding of the national question by the leaders of the RSCM and its embodiment in the education of children and youth. The "Provisions" set out the main principles, purpose and covenants that form the basis of the fraternity organization; the conditions for admission of new members and pledges made upon joining the brotherhood; the document also describes the internal structure and procedure of the organization, including its structure, programs, the procedure for electing leaders and seniors, and the distinctive signs of various levels of leadership.

keywords: Russian Student Christian Movement, Christian pedagogy, religious education, pedagogy, "Vityazi", "Gerls' druzhina"

for citation: "The main provisions of the united organization of knights and women warriors of the RSCM. Preparation of the text for publication, introductory article and comments by U. A. Gutner". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, v. 16, iss. 1, n. 49, 2024, pp. 217231. https://doi.org/10.25803/26587599_2024_49_217.

О национально-религиозном воспитании в РСХД

Русское студенческое христианское движение (РСХД) 1 зародилось в 1923 г. как объединение христианских студенческих кружков и продолжает действовать до сих пор. Среди основных форм деятельности современного РСХД — летние лагеря для детей и юношества, которые берут свое начало от лагерей дружины мальчиков-витязей.

Идейными руководителями Движения были представители духовной и интеллектуальной элиты русской эмиграции — религиозные мыслители, профессора: прот. Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Г. П. Федотов и, конечно же, бессменный председатель Движения — В. В. Зеньковский. Представители религиозно-философского возрождения заложили в основу РСХД идеи, которые разрабатывались ими еще в дореволюционной России. В течение первого десятилетия своего существования Движение интенсивно развивалось и расширяло масштабы своей деятельности. Во всех странах и регионах Европы, в которых оказались русские эмигранты — в Чехословакии, Югославии, Франции, Германии, Англии, Прибалтике, — создавались кружки, ежегодно проводились общие и местные съезды, организовывались поездки секретарей и лекторов 2. В 1925 г. было начато издание журнала «Вестник РСХД», который играл важную роль в жизни Движения.

Председателем РСХД был профессор В. В. Зеньковский. В первую очередь он был человеком науки, философом, преподавателем Свято-Сергиевского института 3; его труд «История русской философии» до сих пор является одним из лучших трудов по истории русской философской мысли 4. В то же время Зеньковский был выдающимся психологом и педагогом, который обладал редким даром—умением совмещать практическую деятельность педагога с теоретическим ее осмыслением и обобщением; лучшее тому доказательство — руководство педагогическими проектами и научные труды по религиозной педагогике [Зеньковский 1996; Зеньковский 2003; Зеньковский 1960; Зеньковский 1918], не утратившие свою актуальность до нынешнего времени. Вся деятель-

1. РСХД существовало в дореволюционной

России, но на других основаниях — как интеркон-

фессиональная, а не православная организация.

Официальное название «Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом» оно получило в 1924 г.

2. Подробнее о деятельности РСХД см.: [Гутнер].

3. Подробнее о жизни и трудах В. В. Зеньковского см.: [Ермишин].

4. См., напр.: [Сербиненко].

ность Зеньковского — и научная, и практическая — строилась на его православной вере, все имело христианскую основу. В 1942 г. Василий Васильевич принял священный сан. Основным «методом» своей религиозно-педагогической практики В. В. Зеньков-ский считал формирование духовной среды, которая могла бы помочь юношам и девушкам свободно выбирать христианство. Именно такую среду и формировало РСХД.

В РСХД постоянно шел поиск новых форм и методов религиозно-педагогической работы: к первоначальным формам — студенческим христианским кружкам и съездам — позже были добавлены детско-юношеские программы. Содержание всех программ соответствовало главным идеям РСХД — в них были заложены основы воцерковления: научение основам православной веры, тесно связанной с памятью о России и с идеей служения Богу и Родине.

В Движении разрабатывались принципиально новые для православной церкви формы работы с детьми — воскресные школы, юношеские клубы, в частности, было создано Содружество при храме Введения, которым руководил духовник Движения прот. Сергий Четвериков. Кроме этого, проводились успешные попытки применить распространенные в то время формы работы с детьми и юношеством — отряды, собранные в дружины, военно-спортивные занятия, лагеря 5. Такой формой, адаптированной для задач РСХД, стали дружины «Витязей» и «Девичьи дружины».

История «Витязей» началась в 1926 г., когда бывший участник Белого Движения Н. Ф. Федоров 6 организовал в РСХД в Париже несколько кружков мальчиков, а в следующем 1927 г. они объединились в дружину «Витязи». Также была создана «Девичья дружина» — для девочек. В 1928-1930 гг. были организованы отряды витязей в Чехии (Брно, Прага), Болгарии, Польше, Латвии, Эстонии, а также скаутов по той же программе в Германии (Берлин) 7. За несколько лет дружина «Витязей» существенно выросла: если в 1928 г. в парижской дружине было 70 членов, то в 1932 г. их стало уже около 110, а в 1933 г. — 210 8. В Латвии к 1934 г. «Витязи» и «Девичья дружина» вместе включали около 130 человек, ими

5. В значительной части эти формы работы были заимствованы у скаутов.

6. Н. Ф. Федоров, согласно базе данных № 2

«Участники Белого движения в России», составлен-

ной С. В. Волковым, не был офицером. Зачисленный в Северо-Западную армию с 1919 г., он служил

вольноопределяющимся в саперной команде Та-лабского полка, был контужен. Вольноопределяющийся — это только кандидат на офицерский чин.

7. См. подробнее: [Жизнь Движения. № 6-7; У таллинских].

8. См. подробнее: [Жизнь Движения. № 4].

руководили Б. В. Плюханов и М. И. Миезис [Плюханов, 173, 191]. Большую часть «руководителей-витязей» (12 из 17) составляли подросшие члены кружка, большинство старших руководителей входило в Движение [Жизнь Движения. № 4, 28].

Однако в 1934 г. Федоров вышел из РСХД и организовал «Национальную организацию витязей» (НОВ), за Федоровым ушла значительная часть мальчиков. В РСХД осталась часть бывших витязей (их называли «движенцы»). Получили развитие другие формы работы, самыми распространенными из них были летние лагеря, которые постепенно становились основной формой работы с детьми и юношеством в РСХД. В 1934-1935 гг. произошла реорганизация РСХД, в результате которой витязи и дружинницы были объединены в одну организацию; соответственно, был разработан уставной документ — «Основные положения витязей и дружинниц».

Такова внешняя канва событий, предшествовавших появлению публикуемого документа. Уход Федорова из РСХД не был случайностью. По мнению Зеньковского, Федоров был склонен к правым политическим взглядам и стремился к сотрудничеству с некоторыми лицами и организациями правых эмигрантских кругов, что противоречило принципу аполитичности РСХД. Эти взгляды Федоров транслировал своим воспитанникам, увлеченным политическими проблемами, и находил у них отклик. Зень-ковский видел причину этого увлечение политикой в разном духовном и жизненном опыте старшего и младшего поколений эмигрантской молодежи:

По существу же главное и действительно серьезное затруднение для витязей в вопросе их вступления в Движение лежало в различной (это было очень глубоко и серьезно) духовной установке витязей и Движения. Витязи (говорю, конечно, о старшей группе) принадлежали уже к тому поколению, которое вырастало в эмиграции. Хотя витязи наши искренне и глубоко жили идеей России, но они сами не пережили трагедии России, как их переживало первое поколение движенцев, — поэтому в самих себе, в своей духовной глубине они не имели трагического опыта, то есть не имели той огненной закалки, которой так была отмечена душа старших движенцев [Зеньковский 2014, 202].

Вопрос о реорганизации работы с подростками и исключении Федорова из штата сотрудников РСХД поднимался с 1931 г. [Зеньковский 2014, 201]. Однако некоторые обстоятельства не позво-

ляли осуществить намерение. Основным препятствием было то, что на место руководителя «Витязей» не было подходящих кандидатов. Кроме того, Федоров получал большую поддержку со стороны американского куратора ИМКА МакНотена [Зеньковский 2014, 199].

Основная причина конфликта Федорова и руководителей РСХД была в принципиальном различии в понимании целей и задач воспитания молодежи. Федоров, обладая несомненным организаторским талантом, не понимал целей РСХД, и, по словам Зеньковского, несмотря на усилия руководителей РСХД, так и не принял их. Конфликт обострился, когда на общем съезде РСХД в 1933 г. было принято решение о том, что «Витязи и Дружинницы» как организация входят в Движение. Это означало, что «Витязи и Дружинницы» не были самостоятельной организацией, они были частью Движения — именно это положение и было зафиксировано в первом пункте публикуемых «Положений»: «Объединенная организация Витязей и Дружинниц РСХД является органической частью Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом». В соответствии с этим положением руководители должны были полностью разделять принципы РСХД и воспитывать подростков в духе Движения.

Главной целью РСХД было воцерковление молодежи, в основе которого лежали идеи «оцерковления жизни и культуры», творческого преображения культуры через возрастание духовной жизни и воцерковление личности. В каждом номере журнала Движения «Вестник РСХД» на первой странице было написано:

Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом имеет своею основною целью объединение верующей молодежи для служения православной церкви и привлечение к вере во Христа неверующих. Оно стремится помочь своим членам выработать христианское мировоззрение и ставит своею задачей подготовлять защитников церкви и веры, способных вести борьбу с современным атеизмом и материализмом.

РСХД ставило невероятно высокую задачу — воспитать молодое поколение православной церковной интеллигенции, духовную элиту — для возвращения в Россию и ее возрождения [Гут-нер, 138-140].

Задачам воцерковления было призвано служить и национально-патриотическое воспитание (именно в этом вопросе заключалось основное расхождение Федорова с идеями РСХД). Пункт 2 в

«Положениях» гласил: «Организация ставит себе целью объединение русского юношества и его воспитание в духе Православной церкви и в любви к родине». Эту формулировку — воспитание подрастающего поколения «в духе Православной церкви и любви к родине» — можно было понимать по-разному. В «Национальной организации витязей» главная цель была сформулирована схожим образом: «воспитание русских детей и молодежи под девизом „За Русь, за веру", для служения Православной Церкви и России» 9. Обращенность к России, особенно к ее истории, у НОВ была патриотической, а в центре внимания находились военные традиции.

Понимание любви к родине 10 осмыслялось РСХД в духе воцер-ковления жизни, как обновление и возрождение христианских начал в русском народе. В «Задачах РСХД», расширенных и дополненных в редакции 1933 г. [Гутнер, 387-388], говорилось о том, что служение русскому народу состоит в том, чтобы содействовать его нравственному возрождению и религиозному воодушевлению. РСХД, видя в большевизме и его атеистической сущности мировое зло, исповедовало убеждение в том, что «исцеление от отравы, внесенной атеистическим коммунизмом в народную душу, невозможно без религиозного обновления и преображения» п. Задачей РСХД было «всемерно утверждать и конкретно осуществлять переустройство всей жизни на началах христианства» 12. Однако, утверждая ценность национального начала и всей вытекающей из него и созданной его «творческим гением» культуры — духовной, государственной и социальной, — руководители Движения осознавали опасность подмены евангельской истины национальной идеей.

Зеньковский, размышляя о национальном вопросе с точки зрения христианства, полагал, что на национальном бытии лежит крест — аналогично тому, как вследствие первородного греха некий крест лежит на личности:

9. См.подробнее на сайте организации: ИнрБ:// vitiaz.org/ (дата обращения: 22.11.2023).

10. Особое внимание Движения к национальному

вопросу было привлечено в 1933-1934 гг. в связи с

полемикой, инициированной открытым письмом Бердяева в адрес общего съезда (см.: [Бердяев]). На общем съезде РСХД в 1933 г. были приняты новые

формулировки задач РСХД [Об отношении]. Кроме того, малым советом РСХД были разработаны дополнительные документы «Задачи РСХД» (см.: [Гутнер, 387-388]).

11. См.: [Резолюция].

12. См.: [Резолюция].

Как личность, только осознав свой крест, впервые открывает свой путь, так и нации — и каждая отдельно, и все вместе взятые — находят подлинный свой путь, когда уясняют крест, лежащий на нации, такая нация есть сложная, синтетическая личность, единое бытие [Зеньковский 2008, 320].

Глубокая, подлинная любовь к своей нации, видение ее в Христовом свете, помогает осознать священное начало в своей нации, открыть радость и творческий смысл национального «эроса»: «Христианство утверждает высшую ценность национальности, видя в ней не просто исторический факт — случайный и поверхностный — но бытие, призванное к вечности, свыше данное нам, таящее в себе ту самую силу органического объединения, которая в полноте и силе раскрывается лишь в Церкви» [Зеньковский 2008, 323]. С другой стороны, любовь к нации открывает и греховное начало в национальном единстве — рядом с добром растет и зло, и это зло требует покаяния, очищения и преображения в Церкви. Более того, Зеньковский считает необходимым, любя свой народ, иметь мужество видеть все темное, что есть в нем, и нести этот общий крест; нужно «молиться о народе, скорбеть о его грехах, сознавать свою вину в этих грехах — каяться в них (курсив В. В. Зеньковского. — У. Г.)» [Зеньковский 2008, 323-324].

Зеньковский видел разницу между молодежью русской эмиграции 1920-х годов и пришедшей ей на смену молодежью 1930-х: «Витязи были, так сказать, „патриотичнее", то есть больше связаны с мыслью о восстановлении мощной, великой России — но никакого личного „перелома", никакого сознания, что все виноваты в трагедии России, они не имели...» [Зеньковский2014, 202].

Национальное воспитание РСХД, понимаемое таким образом, входило в комплекс «воцерковления всех сфер жизни» и ставило (сверх)задачу не только и не столько национально-патриотического воспитания, но в первую очередь воспитания нового поколения православной интеллигенции. В этом РСХД существенно отличалось от других детско-юношеских эмигрантских организаций, при том что внешние формы и атрибутика были схожи с НОВ и с распространенными в то время скаутами.

Публикуемый документ хранится в архиве РСХД в Париже (Архив РСХД (Париж). Кор. 1. Папка 1.2) и представляет собой два машинописных листа. Язык оригинала — русский. В документе сохранены лексические и стилистические особенности исходного текста.

Основные положения объединенной организации витязей и дружинниц РСХД

1. Объединенная организация Витязей и Дружинниц РСХД является органической частью Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом [1].

2. Организация ставит себе целью объединение русского юношества и его воспитание в духе Православной церкви и в любви к родине [2].

3. Организация в целом вверяет себя небесному покровительству св. благ. Вел. Кн. Александра Невского и Покрова Пресвятые Богородицы. Отдельные дружины и отряды могут избирать себе и других православных святых как предмет почитания и примера. Общие праздники Организации — 30 августа и 1 октября стар. стиля.

4. Знак Объединенной Организации представляет из себя белый крест на синем квадрате с красным ободком [3].

5. Объединенная организация Витязей и Дружинниц включает:

а) Братство [4] Витязей и Дружинниц (в миграции), состоящее из дружин витязей и девичьих дружин.

б) Автономные организации витязей и дружинниц в странах с русским национальным меньшинством [5].

6. а) Девиз братства витязей и дружинниц: «За Русь, за Веру».

Б) Знак Объед<иненной> Орг<анизации> с вышитым под ним девизом и нашитой над ним углом кверху русской национальной лентой носится витязями и дружинницами братства на левом предплечье после принятия обещания в качестве отличительного знака [6].

В) В основе братства лежат следующие заветы: 1. Люби Бога и будь верен Православной церкви; 2. Помни Россию и служи ей верой и правдой; 3. Храни верность братству витязей и дружинниц; 4. Достигай цели путями честными и прямыми. Г) Перед окончательным вступлением в братство новичок дает обещание по нижеследующей формуле: «Перед лицом принявшей меня дружины и ее знаменем обещаю хранить веру православную, служить России верой и правдой и следовать заветам братства» [7].

Д) Автономные организации Витязей и дружинниц вырабатывают для себя особые заветы и формулы обещания.

7. Основной единицей Организации является кружок (звено или патруль) численностью от 6 до 15 человек [8]. 2-3 кружка составляют отряд, два и более отрядов составляют дружину. Дружины, отдельные отряды и отдельные кружки, объединенные под общим начальством, образуют отдел витязей и дружинниц данного города, страны или района. Прим.: Начальник отдельного отряда пользуется всеми правами начальника дружины и носит наружные отличия по должности последнего.

8. К даче обещания на звание витязя или дружинницы (6 пункты «в» и «г») допускаются мальчики и девочки, достигшие 12-летнего возраста по удостоверению начальника дружины и ее духовного руководителя. Мальчики и девочки младше 12 лет именуются дозорными и младшими дружинницами и принимаются в организацию на основании «Положения о дозорниках». Витязи и дружинницы, достигшие 18 -летнего возраста и не имеющие руководительского звания, именуются старшими витязями и старшими дружинницами.

9. Во главе Объединенной организации Витязей и Дружинниц стоит начальник Организации, он же Старший Витязь Братства Витязей и Дружинниц (миграции), избираемый соответствующим органом РСХД из числа кандидатов, предложенных начальниками дружин.

10. Начальник Объединенной организации В<итязей> и Д<ружинниц> входит в состав центрального органа РСХД. Прим. 1: Если в Секретариате РСХД будет платная должность по работе с юношеством, то ее занимает начальник Объединенной организации В<итязей> и Д<ружинниц>, в противном случае он входит в состав Малого Совета РСХД. Прим. 2: В случае возникновения и достаточного разрастания иных форм юношеской работы РСХД, положение о вхождении начальника Объединенной Организации В<итязей> и Д<ружинниц> в центральный орган РСХД подлежит пересмотру.

11. На начальнике Организации и старшем витязе Братства лежат следующие обязанности: а) Заботиться о связи между отдельными частями Организации для обмена опытом. б) Принимать меры к установлению возможного внутреннего и внешнего единства Организации. в) Помогать отдельным частям Организации в их местной работе. г) Заботиться об установлении личного контакта между отдельными частями Организации посредством личных посещений, обмена руководителями, а также витязями и дружинницами в лагерях.

12. а) Начальники местных дружин и отделов Братства В<итязей> и Д<ружинниц> избираются руководителями дружин в согласии с местным Движением (РСХД) [9] и утверждаются старшим витязем братства. б) В автономных организациях В<итязей> и Д<ружинниц> порядок назначения начальников дружин и отделов устанавливается ими самими в согласии с местным Движением (РСХД).

13. Начальники дружин назначают витязей и дружинниц исполняющими обязанности руководителей самостоятельно и предоставляют таковых к производству в руководительские звания старшему витязю Братства или начальнику автономной организации. По проведении производства приказом звание действительно на всю Организацию.

14. Руководительские звания разделяются на нижеследующие степени и имеют соответствующие наружные отличия, состоящие из звездочек и тесьмы шириною в 4 мм цвета руководительского галстука. Тесьма нашивается вдоль погона посередине, звездочки носятся на погонах в следующем порядке: одна звездочка — на тесьме, две звездочки по сторонам тесьмы, три звездочки — треуголь-

ником, верхний конец которого находится на тесьме. 1-ое звание — вожатый (начинающий руководитель) — одна звездочка; 2-ое звание — младший руководитель (руководитель кружка, помощник начальника отряда) — две звездочки; 3-е звание — старший руководитель (начальник отряда) — три звездочки. Начальники дружин и старше, сохраняя звание старшего руководителя, имеют наружные отличия соответственно фактически занимаемой должности: 1. Начальник дружины — одна звездочка при тесьме; 2. Начальник автономной организации и начальник отдела — две звездочки при тесьме; 3. Начальник организации и старший витязь Братства В<итязей> и Д<ружинниц> — три звездочки при тесьме. Прим. 1: а) Наибольшее число старших руководителей в дружине равняется числу отрядов с прибавлением двух. Число младших руководителей соответствует числу кружков с прибавлением двух, число вожатых неограниченно. Адъютант дружины может быть вожатым, младшим или старшим руководителем. Начальники дружин и выше не входят в вышеназванные числа. Б) старшины кружков (патрульные и звеновожатые) имеют три нашивки на рукаве или на кармане (цвет нашивок и их расположение определяются местным уставом), помощник старшины две нашивки и казначей одну. Прим. 2: В случае, если по местным условиям введение вышеупомянутых наружных отличий не представляется возможным, дружины вырабатывают свои отличия и представляют их на утверждение начальника Организации.

15. а) Дружины и отдельные отряды имеют свои знамена по рисункам, утверждаемым начальником автономной организации или старшим Витязем Братства по принадлежности [10].

б) Вновь формируемые дружины и отдельные отряды одновременно с вручением им знамени получают грамоту на таковое от начальника Объединенной Организации.

в) Стягом всей Организации почитается знамя первой по старшинству формирования дружины.

16. Дружины и отдельные отряды ведут свою работу по программам, составленным самостоятельно в согласии с местным Движением (РСХД) [11].

17. В развитие настоящих основных положений дружины и отдельные отряды составляют свои уставы в согласии с местным Движением. Где такового нет, уставы утверждаются старшим витязем Братства или начальником автономной организации по принадлежности.

18. В случае расформирования дружины или отдельного отряда знамя передается в распоряжение старшего витязя Братства или начальника автономной организации по принадлежности для хранения по их усмотрению [12].

Настоящие Основные Положения обсуждены на совещании начальников отделов

и дружин, имевшем место в Париже 5-го июня 1935 года, и утверждены приказом

по организации Витязей РСХД от 7-го июня 1935 года за номером 15-м.

Комментарии

1. Это положение имело принципиальное значение: руководители «Витязей» должны были разделять принципы и основные идеи РСХД, дружины «Витязей» и «Дружинниц» существовали не при РСХД, а были непосредственно связаны с ним, чаще всего именно из витязей и дружинниц пополнялись ряды Движения.

2. Подробнее см. программы религиозно-национального воспитания для русских мальчиков: [Бахрушин].

3. Значок (квадрат сине-красного поля с белым крестом), который означал готовность «витязя» освятить всю свою жизнь верой в Бога, а сочетание всех цветов символизировало верность России.

4. Не случайно витязи и дружинницы именовались «братством». В РСХД братство рассматривалось как форма церковной жизни в православной церкви. См.: [Гутнер, 185-189].

5. Отряды витязей и дружинниц были созданы и широко распространены в Латвии и Эстонии в 1930-х годах, см.: [Плюханов, 117-119].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Подобная атрибутика (флаги, значок, нашивки на рукава и т. д.) была свойственна многим юношеским организациям того времени — скаутам, соколам и другим. См.: [Национальная организация].

7. Можно сравнить с клятвой скаутов: «Даю торжественное обещание и скрепляю его своим словом, что буду: исполнять свой долг пред Богом, Россией, Родителями и Начальниками, оказывать добрые услуги людям, знать Законы разведчиков и им повиноваться». См.: [Национальная организация, 40].

8. Кружок объединял мальчиков или девочек (не более 15 человек), во главе кружка стоял руководитель. Из членов выбирались старшина, казначей и т. д., постепенно руководитель передавал им административное управление кружком. Руководитель осуществлял проведение программы, в том числе приглашал докладчиков-специалистов по отдельным темам.

9. С 1933 г. руководителем «Витязей» был выбран В. Слепян [Зень-ковский 2014, 201-202].

10. Например, знаменем дружины «Витязей» в Риге было белое шелковое полотнище с изображением иконы Александра Невского, вышитого девушками Единения [Плюханов, 231].

11. Программа «Витязей» включала следующие разделы: физическое воспитание, интеллектуальное воспитание, родиноведение, закон Божий, нравственное воспитание. Подробнее можно ознакомиться: [Бахрушин].

12. Ср. у Плюханова: в 1935 г. в Риге было закрыто отделение РСХД — Единение, и правлением было принято решение увезти из Латвии и передать в парижский храм РСХД знамя дружины «Витязей» [Плюханов, 231].

Источники

1. Бахрушин = Бахрушин Г. Религиозно-национальное воспитание для русских мальчиков // Вестник РСХД. 1928. № 4. С. 28-31; № 5. С. 29-31; № 6. С. 28.

2. Бердяев = Бердяев Н. А. Об идеологическом кризисе Движения : Письмо VII Общему съезду РСХД // Вестник РСХД. 1933. № 9-10. С. 29-32.

3. Жизнь Движения. № 4 = Жизнь Движения // Вестник РСХД. 1932. № 4. С. 28-30.

4. Жизнь Движения. № 6-7 = Жизнь Движения // Вестник РСХД. 1932. № 6-7. С. 27-30.

5. Зеньковский 2014 = Зеньковский В. В. Мое участие в Русском студенческом христианском движении // Он же. Из моей жизни : Воспоминания. Москва : Дом русского зарубежья им. А. Солженицына : Книжница, 2014. С. 38-238.

6. Национальная организация = Национальная организация русских разведчиков (Харбин). Инструкция начальникам отрядов. Харбин : [б. и.], 1938. 92 с.

7. Об отношении = Об отношении религиозной и социальной работы Движения // Вестник РСХД. 1933. № 9-10. С. 33-35.

8. Плюханов = Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии : Материалы к истории Русского Студенческого Христианского Движения. [Париж] : УМСД-РгеББ, 1993. 312 с.

9. Резолюция = Резолюция Малого Совета РСХД от 6 июля 1933 г. // Архив Дома Русского Зарубежья им. А. И. Солженицына в Москве (Цифровые копии материалов американского архива Пола Андерсона (фото документов на CD-носителях). Ф. 313. Оп. 1. (Архив Пола Андерсона: Illinois University of Urbana — Shampaign Archives (IUUArchives). F. 15/35/54 Paul B. Anderson Papers. Box 22. Folder RSCM. 1924-1935).

10. У таллинских = У таллинских витязей и дружинниц // Вестник РСХД. 1934. № 7-8. С. 24-30.

Литература / References

1. Гутнер = Гутнер У. А. Русское студенческое христианское движение: истоки, возникновение и деятельность в 1923-1939 годах. Москва : Свято-Филаретовский институт, 2023. 431 с.

Gutner U.A. (2023). Russian student Christian movement: origins, emergence and activity in 1923-1939. Moscow : St. Philaret Institute Publ. (in Russian).

2. Ермишин = Ермишин О. Т. Василий Зеньковский. Санкт-Петербург : Наука, 2017. 250 с.

Ermishin O. T. (2017). Vasily Zenkovsky. St. Petersburg : Nauka Publ. (in Russian).

3. Зеньковский 1918 = Зеньковский В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути. Москва : Моск. просвет. комиссия, 1918. 91 с.

Zenkovsky V. V. (1918). Social education, its tasks and ways. Moscow : Mosk. lumen commission Publ. (in Russian).

4. Зеньковский 1925 = Зеньковский В. В. Курс общей психологии. Прага : [б. и.], 1925. 212 с.

Zenkovsky V. V. (1925). Course of general psychology. Prague (in Russian).

5. Зеньковский 1929 = Зеньковский В. В. О национальном воспитании // Бюллетень Религиозно-педагогического кабинета №8. Вестник РСХД. 1929. № 12. С. 1-2.

Zenkovsky V. V. (1929). "On national education". Bulletin of the Religious and Pedagogical Cabinet n. 8, Bulletin of the RSHD, n. 12, pp. 1-2 (in Russian).

6. Зеньковский 1960 = Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX в. Париж : [б. и.], 1960. 55 с.

Zenkovsky V. V. (1960). Russian pedagogy in the 20th century. Paris (in Russian).

7. Зеньковский 1996 = Зеньковский В. В. Педагогика. Париж; Москва : Свято-Сергиевский православный институт, 1996. 154 с.

Zenkovsky V. V. (1996). Pedagogy. Paris; Moscow : St. Sergius Orthodox Institute Publ. (in Russian).

8. Зеньковский 2001 = Зеньковский В. В. История русской философии. Москва : Академический проект : Раритет, 2001. 880 с.

Zenkovsky V. V. (2001). History of Russian philosophy. Moscow : Academic project : Raritet Publ. (in Russian).

9. Зеньковский 2003 = Зеньковский В. В. Педагогические сочинения / Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. Саранск : Красный Октябрь, 2003. 808 с.

Zenkovsky V. V. (2003). Pedagogical works. Saransk : Krasny Oktyabr Publ. (in Russian).

10. Зеньковский 2008 = Зеньковский В. В. О национальном воспитании // Он же. Собрание сочинений. Т. 2. Москва : Русский путь, 2008. С. 319-324.

Zenkovsky V. V. (2008). "On national education", in Idem. Collected Works, v. 2. Moscow : Russian way Publ. (in Russian).

11. Сербиненко = Сербиненко В. В. Василий Васильевич Зеньковский // В. В. Зеньковский. История русской философии. Москва : Акад. проект, 2011. С. 5-12.

Serbinenko V. V. (2011). "Vasily Vasilyevich Zenkovsky", in V. V. Zenkovsky. History of Russian philosophy. Moscow : Acad. Project Publ., pp. 5-12 (in Russian).

Информация об авторе

У. А. Гутнер, независимый исследователь.

Information about the author U. A. Gutner, Independent scholar.

Статья поступила в редакцию 27.11.2022; одобрена после рецензирования 03.01.2024; принята к публикации 06.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.