Научная статья на тему 'Основные положения международных договоров об уголовной ответственности юридических лиц'

Основные положения международных договоров об уголовной ответственности юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
909
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / INTERNATIONAL TREATIES / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL PERSONS / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / LEGAL PERSON AS A SUBJECT OF CRIME / LEGAL PERSON AS A SUBJECT OF CRIMINAL LIABILITY / ВИНА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / GUILT OF LEGAL PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фёдоров Александр Вячеславович

В статье рассматриваются основные положения международных договоров, содержащих требования об установлении уголовной ответственности юридических лиц, в том числе по перечню преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, видам применяемых к ним наказаний (санкций), особенностям определения субъекта такого рода преступлений, объективной стороны преступлений юридических лиц и вины юридического лица

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC FRAMEWORKS OF INTERNATIONAL TREATIES ON CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL PERSONS

The article deals with the basic framework of international treaties that contain the requirements for establishing the criminal liability of legal persons, including the list of crimes for which the criminal liability of legal persons is provided, types of penalties (sanctions) applied to them, the peculiarities of the subject determining of such crimes, the objective side of crime and the guilt of legal person

Текст научной работы на тему «Основные положения международных договоров об уголовной ответственности юридических лиц»

УДК 340

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Фёдоров А.В.

В статье рассматриваются основные положения международных договоров, содержащих требования об установлении уголовной ответственности юридических лиц, в том числе по перечню преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, видам применяемых к ним наказаний (санкций), особенностям определения субъекта такого рода преступлений, объективной стороны преступлений юридических лиц и вины юридического лица

The article deals with the basic framework of international treaties that contain the requirements for establishing the criminal liability of legal persons, including the list of crimes for which the criminal liability of legal persons is provided, types of penalties (sanctions) applied to them, the peculiarities of the subject determining of such crimes, the objective side of crime and the guilt of legal person

Ключевые слова: международные договоры; уголовная ответственность юридических лиц; юридическое лицо как субъект преступления; юридическое

лицо как субъект уголовной ответственности; вина юридического лица

Keywords: international treaties; criminal liability of legal persons; legal person as a subject of crime; legal person as a subject of criminal liability; guilt of legal person

В последние годы международные акты об уголовной ответственности юридических лиц неоднократно становились предметом научного анализа1. При этом, обычно каждый из таких актов рассматривался в отдельности, иногда - во взаимосвязи с национальными законодательствами конкретных государств. В то же время не менее значимо рассмотрение содержащихся в международных актах положений об уголовной ответственности юридических лиц в их совокупности.

В настоящее время соответствующие положения содержатся во многих международных актах, в том числе таких, как2:

- Рекомендации № (88) 18 от 20 октября 1988 г. Комитета Министров стран - членов Совета Европы об ответственности предприятий - юридических

1 Голованова Н.А., Лафитский В.И., Цирина М.А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. В.И. Лафитский. М.: Статут, 2013. С. 12-57; Сидоренко Э.Л., Князев А.Д. Международно-правовые основы уголовной ответственности юридических лиц // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 3. С. 13-16.

2 Международные акты перечисляются в хронологическом порядке исходя из дат их принятия. Подробнее об этих актах см.: Фёдоров А.В. Международные договоры об установлении уголовной ответственности юридических лиц // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 2 (54). С. 112-124.

лиц за правонарушения, совершенные в ходе ведения ими хозяйственной деятельности3;

- Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.)4, ратифицированная Российской Федерацией в 1997 г.5;

- Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Стамбул, 21 ноября 1997 г.)6, к которой Российская Федерация присоединилась в 2012 г.7;

- Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного права ETS N 172 (Страсбург, 4 ноября 1998 г.)8;

- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.)9, ратифицированная Российской Федерацией в 2006 г.10;

- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1999 г.11, ратифицированная Российской Федерацией в 2002 г.12;

- Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.13, ратифицированная Российской Федерацией в 2004 г.14;

- Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS N 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.)15;

- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.)16, ратифицированная Российской Федерацией в 2006 г.17;

- Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма ETS N 196 (Варшава, 16 мая 2005 г.)18, ратифицированная Российской Федерацией в 2006 г.19;

3 Фёдоров А.В. Из истории введения уголовной ответственности юридических лиц: Рекомендации № (88) 18 от 20 октября 1988 г. об ответственности предприятий // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2015. № 1. С. 23-33.

4 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 6. Ст. 682.

5 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 45. Ст. 5138.

6 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 17. Ст. 1899.

7 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 6. С. 622.

8 Российская Федерация не является участницей этой конвенции.

9 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20. Ст. 2394.

10 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31. Ч. I. Ст. 3424.

11 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 12. Ст. 1059.

12 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28. Ст. 2792.

13 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 40. Ст. 3882.

14 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 18. Ст. 1684.

15 Российская Федерация не является участницей этой конвенции.

16 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780.

17 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12. Ст. 1231.

18 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20. Ст. 2393.

19 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 17. Ч. I. Ст. 1785.

- Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма ETS N 198 (Варшава, 16 мая 2005 г.), к которой Российская Федерация присоединилась в 2009 г., но еще её не ратифицировала20;

- Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (Екатеринбург, 16 июня 2009 г.)21, ратифицированная Российской Федерацией в 2010 г.22;

- Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (Лансароте, 25 октября 2007 г.)23, ратифицированная Российской Федерацией в 2013 г.24, и

- Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями25, подписанная от имени Российской Федерации 18 сентября 2014 г.26, но еще не ратифицированная, и ряд других международных актов27.

Содержательный анализ имеющихся международных актов позволяет сформулировать их основные положения, касающиеся уголовной ответственности юридических лиц.

1. В международных актах фиксируется, что юридические лица могут привлекаться к уголовной ответственности в случаях участия в совершении преступления или причастности к нему.

По указанному критерию международные договоры можно разделить на две группы.

1.1. К первой группе относятся международные акты, указывающие на то, что юридические лица могут участвовать в совершении преступления.

Например, ст. 10 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности предусматривает установление ответственности юридических лиц за участие в серьезных преступлениях и за преступления, признанные таковыми в соответствии со статьями 5, 6, 8 и 23 этой Конвенции.

20 Перевод Конвенции на русский язык размещен в Справочной правовой системе ГАРАНТ

21 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 11. Ст. 1274.

22 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 40. Ст. 4979.

23 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 7. Ст. 634.

24 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19. Ст. 2303.

25 Текст конвенции на русском языке опубликован вместе с постановлением Правительства Российской Федерации № 929 от 12.09.2014 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 15 сентября 2014 г.

26 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 38. Ст. 5061, Ст. 5085.

27 Например, положения, относящиеся к уголовной ответственности юридических лиц, содержатся в таких международных актах, как Конвенция о защите финансовых интересов Европейских Сообществ (ЕС), подписанная 26 июля 1995 г, Директиве 2001/97/ЕС 2001 г. о предупреждении использования финансовой системы для целей отмывания денег, Рамочном решении о борьбе с коррупцией в честном сектор от 22 июня 2003 г, принятом Советом ЕС. Об этих международных актах см.: Антонова Е.Ю. Концептуальные основы корпоративной (коллективной) уголовной ответственности. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2011. С. 286-288; Бирюков П.Н. Уголовная ответственность юридических лиц за преступления в сфере экономики (опыт иностранных государств). М.: Юрлитинформ, 2008. С. 4-5.

Об установлении ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми соответствующими международными договорами, также говорится и в некоторых других актах (ст. 26 Конвенции ООН против коррупции, ст. 10 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма).

В ст. 2 Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок28 указано на необходимость принятия мер, предусматривающих ответственность юридических лиц за подкуп иностранного должностного лица. Обычно это положение Конвенции трактуется как указание на ответственность юридических лиц за участие в указанном преступлении, но имеют место и другие трактовки, исходящие из того, что в данном случае говорится об установлении ответственности юридических лиц не за участие в преступлении, а непосредственно за совершение преступления соответствующим юридическим лицом.

В ст. VII Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении предусмотрено, что государство запрещает юридическим лицам проводить любую деятельность, запрещаемую государству-участнику по этой Конвенции, в том числе принимает уголовное законодательство в отношении такой деятельности.

Как представляется, в вышеназванных международных актах, независимо от того, идет ли речь об участии в совершении преступления или о совершении преступления, признается, что юридическое лицо может быть субъектом преступления и нести уголовную ответственность за содеянное29.

В то же время, из системного толкования приведенных выше положений конвенций в их взаимосвязи следует, что во всех предусмотренных ими случаях юридическое лицо участвует в преступлении, совершаемом физическим лицом. Само по себе как таковое без участия в этом физического лица или физических лиц юридическое лицо не сможет совершить преступление.

1.2. Ко второй группе относятся международные акты, в которых говорится об ответственности юридических лиц в связи с совершением уголовных правонарушений физическими лицами (в связи с совершением

28 Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография / Т.Я. Хабриева, А.В. Фёдоров, А.А. Каширкина и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой и А.В. Фёдорова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. 296 с.

29 На это указывают принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ (МПА СНГ) 28 ноября 2014 г (постановление № 41-18) Рекомендации по имплементации Конвенции 1993 года о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении в национальном законодательстве государств - участников СНГ , предусматривающие установление ответственности юридических лиц за совершение соответствующих преступлений. См.: Рекомендации по имплементации Конвенции 1993 года о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении в национальном законодательстве государств - участников СНГ. Приняты на сорок первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 41-18 от 28 ноября 2014 г.) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. 2015. № 62. Часть 2. С. 153-174.

уголовных правонарушений физическим лицом - ст. 18 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию либо за преступления, совершенные физическим лицом; - ст. 10 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма; ст. 12 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации; ст. 18 Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями; ст. 26 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений; ст. 5 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма). Так, например, ст. 9 Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства предусматривает принятие мер по созданию условий для применения уголовных санкций или мер воздействия к юридическим лицам, от имени которых преступление было совершено их органами или членами или иным представителем.

Кроме того, используется формулировка, указывающая на необходимость установления ответственности юридических лиц в случае их причастности к преступлениям, охватываемым международным договором (ст. 10 Конвенции ШОС против терроризма).

Во второй группе международных договоров юридическое лицо фактически рассматривается не как субъект преступления, а как субъект уголовной ответственности в случаях совершения соответствующих преступлений физическими лицами.

2. В международных актах отражаются основные положения, касающиеся уголовной ответственности юридических лиц.

К их числу можно отнести: фиксацию перечня преступлений, за совершение которых возможно установление уголовной ответственности юридических лиц; указание на конкретные обстоятельства, позволяющие считать юридическое лицо субъектом уголовной ответственности или определять, что преступление совершено юридическим лицом (при его участии); определение подходов к установлению вины юридического лица; перечень наказаний (санкций), которым смогут быть подвергнуты юридические лица; требование о применении в отношении юридических лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие санкций, включая денежные санкции; а также констатация того, что привлечение к ответственности юридического лица не должно наносить «ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступление».

В силу особой значимости для установления уголовной ответственности юридических лиц целесообразно содержательное рассмотрение указанных положений.

2.1. Международные договоры фиксируют круг (перечень) преступлений, за которые может наступать уголовная ответственность юридических лиц.

Число видов преступлений, за которые согласно международным договорам устанавливается уголовная ответственность юридических лиц, достаточно велико. Эти преступления группируются по следующим сферам регулирования соответствующих международных договоров:

- коррупционные преступления: дача взятки (активный подкуп) обещание или предложение взятки, в том числе подкуп иностранных должностных лиц (дача, предложение или обещание взятки иностранному должностному лицу); хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением (использование служебного положения в корыстных целях); незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе лицом, которое руководит работой организации частного сектора (ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности; ст.ст. 15-22 Конвенции ООН против коррупции, ст. 18 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию; ст. 2 Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок);

- отмывание доходов от преступлений (ст. 6 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, ст. 23 и ст. 24 Конвенции ООН против коррупции; ст. 18 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию; ст.ст. 9 и 10 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма; ст.ст. 16-18 Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями);

- воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 23 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности; ст. 25 Конвенции ООН против коррупции);

- участие в организованной преступной группе (ст. 5 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности);

- серьезные преступления30, к которым причастна организованная преступная группа (ст. 1 и ст. 10 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности);

- террористические преступления, включая террористический акт; публичное подстрекательство к совершению террористического преступления, (публичные призывы к терроризму или публичное оправдание терроризма);

30 Под серьезным преступлением в этой Конвенции понимается преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания.

вербовка террористов; подготовка террористов; участие в террористической организации; финансирование терроризма (ст. 5 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма; ст.ст. 5-7, 9, 10 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма; ст.ст. 9 и 10 Конвенции ШОС против терроризма);

- разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического оружия (ст. VII Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении);

- экологические преступления, в том числе незаконные слив, выброс или выпуск веществ, представляющих угрозу окружающей среде, или ионизирующего излучения в воздух, почву или воду; незаконные вывоз, обращение, хранение, транспортировка, экспорт или импорт опасных отходов, способных привести к смерти или серьезному вреду здоровья человека или способных оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, почву, воду, нанести серьезный вред жизни или здоровью животных или растений; незаконная деятельность производства, способного оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, почву, воду, нанести серьезный вред жизни или здоровью человека, животных или растений; незаконные производство, обращение, хранение, транспортировка, экспорт или импорт ядерных веществ или других вредных радиоактивных веществ, могущие нанести серьезный вред здоровью человека или качеству воздуха, почвы, воды, животных или растений (ст.ст. 2, 3 и 9 Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства);

- компьютерные преступления (преступления в сфере информационной безопасности), включая противозаконный доступ, неправомерный перехват, незаконное воздействие на данные и на функционирование системы, противозаконное использование устройств, подлог с использованием компьютерных технологий, мошенничество с использованием компьютерных технологий, компьютерные преступления, связанные с детской порнографией и нарушением авторского права и смежных прав (ст.ст. 2-10 и 12 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации);

- преступления, связанные с сексуальной эксплуатацией детей, включая сексуальные злоупотребления с лицом, не достигшим установленного законом возраста для занятия деятельностью сексуального характера; детскую проституцию и порнографию, в том числе участие ребенка в порнографических представлениях; совращение детей и домогательство в отношении детей с сексуальными целями (ст.ст. 18-24, 26 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений);

- преступления, связанные с манипулированием спортивными соревнованиями (ст.ст. 15, 17-18 Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями).

Фиксация перечней преступлений не означает, что национальный законодатель ограничен соответствующими актами. В них определен минимальный (обязательный) перечень преступлений, за которые, с учетом особенностей национальных правовых систем и принятых по международным договорам обязательств, устанавливается уголовная ответственность юридических лиц. Таким образом, международные договоры не ограничивают национального законодателя в установлении уголовной ответственности юридических лиц и за другие преступления, например, связанные с незаконным оборотом наркотиков31.

2.2. Международные акты, рассматривая юридическое лицо как субъект уголовной ответственности (субъект преступления), в ряде случаев определяют, какие виды юридических лиц не могут быть субъектами уголовной ответственности (субъектами преступления).

Доктринальные и законодательные подходы к определению юридических лиц в различных странах отличаются друг от друга. В ряде стран вообще нет законодательного понятия юридического лица. В связи с этим, например, УК КНР32 не использует понятие «юридическое лицо», а о субъекте ответственности говорит как об организации, учреждении, компании, предприятии, органе, общественной организации33. Согласно ст. 30 УК КНР, за деяния, совершенные компанией, предприятием, учреждением, органом или общественной организацией и рассматриваемые законом как корпоративное преступление, должна наступать уголовная ответственность.

Международные договоры, учитывая это обстоятельство, не дают определения юридического лица - субъекта уголовной ответственности (субъекта преступления), а отсылают к национальным законодательствам.

Например, в ст. 2 Конвенции ШОС против терроризма о юридическом лице говорится как об организации, которая создана и осуществляет деятельность в порядке, установленном национальным законодательством Сторон, а также указано, что юридическое лицо может быть признано террористической организацией, под которой в Конвенции понимается юридическое лицо, от имени, по указанию или в интересах которого осуществляется планирование, организация, подготовка и совершение хотя бы одного из преступлений, охватываемых этой Конвенцией.

31 Фёдоров А.В. Об уголовной ответственности юридических лиц за наркопреступления: зарубежный опыт и российские перспективы // Антинаркотическая безопасность. 2015. № 1 (4). С. 5-14; Фёдоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц за наркопреступления по законодательству Китайской Народной Республики // Наркоконтроль. 2015. № 1. С. 37-47.

32 Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под ред. и с предисл. проф. А.И. Коробеева, перевод с китайского проф. Хуан Даосю / А.И. Коробеев, Хуан Даосю. СПб: Издательство «Юридический центр», 2014.

33 Цзян Хуэйлинь. Уголовное законодательство Китая об ответственности юридических лиц за коррупцию и терроризм // Взаимодействие международного и сравнительного уголовного права: учеб. пособие / научн. ред. Н.Ф. Кузнецова; отв. ред. В.С. Комиссаров. М.: Издательский Дом «Городец», 2009. С. 253-254.

Отдельные международные договоры конкретизируют понятие юридического лица как субъекта уголовной ответственности. Так, при определении в ст. 10 Конвенции ШОС против терроризма положений относительно уголовной ответственности юридических лиц отмечается, что они распространяются на случаи причастности к преступлениям структурных подразделений (представительств, филиалов) иностранных юридических лиц, действующих на территории государства.

В то же время, учитывая практику многих стран, ограничивающих виды юридических лиц, признаваемых субъектами уголовной ответственности (субъектами преступлений), ряд международных договоров указывает на соответствующие ограничения. Так, в ст. 1 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию разъясняется, что для целей этой Конвенции понятие «юридическое лицо» означает любое образование, имеющее таковой статус в силу применимого национального права, за исключением государств или других публичных органов, действующих в осуществление государственных полномочий, а также межправительственных организаций.

Это положение согласуется с Рекомендациями № (88) 18, согласно которым ответственность устанавливается только для предприятий, являющихся корпоративными единицами, то есть признаваемыми юридическими лицами по законодательству стран - членов Совета Европы. При этом термин «предприятие» употребляется в значении, которое он имеет в законодательствах стран - членов Совета Европы, а также в международных договорах. Более того, обращается особое внимание на то, что ответственность распространяется только на предприятия, ведущие хозяйственную деятельность, и не распространяется на учреждения, осуществляющие правительственные функции или облеченные верховной (de jure imperii) властью.

2.3. Международные акты указывают на конкретные обстоятельства, позволяющие считать юридическое лицо субъектом уголовной ответственности или определять, что преступление совершено юридическим лицом (при его участии).

Как правило, уголовно наказуемые деяния юридических лиц определяются через деяния физических лиц. При этом в международных договорах разъясняется, что уголовные санкции применяются к юридическим лицам, от имени которых преступление было совершено их органами или членами или иным представителем (ст. 9 Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства).

Так, согласно имеющимся международным актам (ст. 18 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию; ст. 10 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма; ст. 12 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации; ст. 26 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений; ст. 18 Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (55) 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями), юридическое лицо признается субъектом уголовной ответственности (или субъектом преступления) в случаях, когда:

1) уголовное преступление совершено в его интересах каким-либо физическим лицом, действующим в своем личном качестве или в составе органа юридического лица и занимавшим руководящую должность в юридическом лице, в процессе:

- выполнения представительских функций от имени юридического лица (в том числе по доверенности);

- осуществления права на принятие решений от имени юридического

лица;

- осуществления контрольных функций в рамках юридического лица;

2) когда вследствие отсутствия руководства (надзора) или контроля со стороны вышеупомянутого физического лица появляется возможность совершения уголовных правонарушений в интересах соответствующего юридического лица физическим лицом, осуществляющим свои полномочия от его имени.

Рекомендации № (88) 18 акцентируют внимание на введение уголовной ответственности предприятий за правонарушения, совершенные в ходе их экономической деятельности. Указанные Рекомендации имеют приложение, в котором сформулированы принципы установления уголовной ответственности предприятий.

Одним из таких принципов определено положение, согласно которому на предприятия должна налагаться ответственность за преступления, совершенные ими в ходе ведения своей деятельности, включая случаи, когда преступление не связано с выполняемыми предприятием задачами, в том числе в случаях, когда предприятие используется как прикрытие для совершения противоправных действий. При этом предприятие должно нести ответственность независимо от того, было ли идентифицировано то физическое лицо, чьи действия или бездействие образуют состав преступления.

В то же время, согласно Рекомендациям № (88) 18, предприятие должно быть освобождено от ответственности в тех случаях, когда «управление» предприятия не было задействовано в правонарушении и предпринимало все необходимые меры для предотвращения его совершения.

2.4. Подходы международных правовых актов к определению вины юридического лица.

Из числа анализируемых международных актов лишь Рекомендации № (88) 18 содержат развернутое изложение подходов к определению вины юридических лиц при решении вопроса об их привлечении к уголовной ответственности.

В меморандуме с комментариями к Рекомендациям № (88) 18 обращается особое внимание на проблему, касающуюся установления вины

предприятия - юридического лица, а именно: каким образом вина (mens rea -виновная воля) или халатность может относиться к корпоративной единице?

При ответе на этот вопрос анализируется две группы стран - членов Совета Европы.

Отмечается, что в странах общего права данной проблемы по отношению к корпоративным единицам не существует: общим правилом является то, что корпоративная единица может нести уголовную ответственность так же как и физическое лицо. Данное правило основывается на теории о том, что директора или верхний эшелон управления корпорацией, с юридической точки зрения, и являются корпорацией: они, так сказать, alter ego (второе «я») корпорации, результатом чего является отнесение их вины на корпорацию, что делает ее ответственной за уголовные правонарушения.

В то же время в ряде европейских юридических систем понятие виновности включает элемент ответственности, которая в соответствии с классической уголовной теорией может относиться только к физическому лицу. По этому критерию выделяется вторая группа стран, не предусматривающих никакую или не предусматривающих «полную» уголовную ответственность для юридических лиц, придерживающихся традиционного правила, что только физические лица могут признаваться виновными в совершении правонарушений.

Применительно ко второй группе стран отмечаются наметившиеся тенденции к отходу от традиционной концепции вины и признанию возможности уголовной ответственности юридического лица. Указывается, что это стало возможным путем определения правонарушений, не требующих доказательства вины, или посредством дедуктивного вывода о вине корпорации исходя из вины конкретных индивидуумов, или посредством введения в законодательство положений о дополнительной ответственности предприятия.

Исходя из имеющихся концепций определения вины юридического лица34, можно констатировать, что в данном случае реализуется концепция «социальной» вины (ответственности юридических лиц за вину работника).

Рекомендации № (88) 18 поощряют данные тенденции, основанные на убеждении в том, что борьба с экономическими правонарушениями требует наложения ответственности на само предприятие, при котором ни одно правонарушение, совершенное в ходе выполнения предприятием своей деятельности, не должно остаться безнаказанным. При этом понимается, что предприятия должны пользоваться правами и гарантиями, эквивалентными тем, что предоставляются физическим лицам, обвиняемым в правонарушении.

34 О концепциях вины юридического лица см.: Панова И.В. Еще раз о тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2007. № 8. С. 1-30.

2.5. Международные акты содержат перечень наказаний (санкций), которым смогут быть подвергнуты юридические лица.

Рекомендации № (88) 18, предшествовавшие принятию анализируемых конвенций, включают в число санкций (мер), рекомендуемые при установлении ответственности юридических лиц:

- штраф и иные финансовые санкции;

- конфискацию собственности, которая использовалась при совершении преступления или приобретена в результате незаконной деятельности;

- введение запретов на определенные виды деятельности предприятия, например, запрет на ведение дел с государственными органами;

- лишение финансовых привилегий и субсидий;

- запрет на рекламу товаров или услуг;

- отзыв лицензии;

- снятие управляющих с занимаемых должностей;

- назначение судебными органами временного управления;

- закрытие предприятия;

- ликвидацию компании;

- взыскание компенсации и/или реституция в пользу потерпевшего;

- распоряжение о restituto in integrum (восстановление прежнего состояния).

Следует отметить, что две из перечисленных рекомендованных мер -снятие управляющих с занимаемых ими должностей и назначение временного управления - направлены скорее против правления предприятия, ответственного за правонарушение, нежели против самого предприятия, от имени которого было совершено правонарушение.

Рекомендованные меры не рассматриваются как взаимно исключающие друг друга, они могут применяться по отдельности и в сочетании с иными мерами.

Конвенционные меры практически исчерпываются вышеприведенным перечнем санкций. Например, ст. 2 Конвенции ШОС против терроризма предусматривает, что государства - её участники обеспечивают применение в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности за причастность к преступлениям, охватываемым этой Конвенцией, в частности, таких мер, как:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) конфискация имущества юридического лица;

4) приостановление деятельности юридического лица;

5) запрет на отдельные виды деятельности юридического лица;

6) ликвидация юридического лица.

Ст. 27 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений предусматривает применение

в отношении юридических лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, таких мер и санкций, как:

- денежные штрафы;

- лишение права на получение государственных льгот или помощи;

- временное или постоянное лишение права заниматься практической коммерческой деятельностью;

- помещение под судебный надзор;

- судебное постановление о ликвидации.

Рекомендации № (88) 18 указывают, что при выборе законодателем санкций, которые могут налагаться на предприятия, особое внимание следует обратить на цели, отличные от наказания, такие как предотвращение дальнейших правонарушений и возмещение ущерба, понесенного потерпевшими. То есть ретрибуция (возмездие) не должна обязательно быть основной целью. Особое внимание следует уделить другим целям, таким как предотвращение правонарушений в будущем и возмещение убытка, причиненного потерпевшим.

Как уже отмечалось, ряд международных договоров, рассматривающих юридических лиц как субъектов преступления (субъектов уголовной ответственности), допускает в случае совершения преступления применение к ним не только уголовно-правовых, но и иных мер.

2.6. Требования о применении в отношении юридических лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, эффективных, соразмерных (пропорциональных) и оказывающих сдерживающее воздействие (убедительных) мер наказания (санкций), включая денежные санкции.

Указанное требование содержат большинство из международных договоров, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц (ст. 10 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности; ст. 26 Конвенции ООН против коррупции; ст. 19 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию; ст. 5 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма; ст. 11 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма; ст. 27 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений; ст. 3 Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок; ст. 13 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации), отмечающих, в том числе, превентивный характер таких мер (ст. 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма).

При этом Рекомендации № (88) 18 обращают внимание на то, что при выборе санкций или мер, которые следует применить в каждом отдельном случае, особенно если они являются финансовыми, требуется учитывать экономическую выгоду, полученную предприятием от своей незаконной

деятельности. Согласно названным Рекомендациям, соответствующую выгоду следует рассчитать, а при невозможности точного расчета - оценить приблизительно, так как это необходимо для определения санкций, в первую очередь, штрафов и других финансовых санкций, ибо они должны устанавливаться не только с учетом серьезности правонарушения, но и размера полученной экономической выгоды.

Требования о применении в отношении юридических лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие санкций имеет важнейшее значение при толковании вопросов привлечения юридических лиц к уголовной ответственности.

2.7. Фиксация в международных договорах положения о том, что привлечение к ответственности юридического лица не должно наносить «ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступление».

В международных конвенциях обращается внимание на то, что привлечение к ответственности юридического лица не должно освобождать от уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступление. Например, ст. 10 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности предусматривает, что возложение на юридических лиц ответственности за участие в преступлении не наносит ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления, а Рекомендации № (88) 18 указывают, что привлечение предприятия к ответственности не должно освобождать от ответственности физических лиц, задействованных в преступлении. В частности, лица, выполняющие управленческие функции, должны отвечать за нарушение своих должностных обязанностей, которое приводит к совершению преступления юридическим лицом.

В данном случае речь идет о соотношении между ответственностью предприятия и физического лица, задействованного в правонарушении. Согласно Рекомендациям № (88) 18, если доказано, что определенное физическое лицо совершило преступление, то это лицо несет уголовную ответственность независимо от того, налагается ли в этом конкретном случае ответственность на предприятие или нет. Индивидуальная ответственность должна налагаться особенно на лиц, занимающих руководящие посты, таких как менеджеры, директора или управляющие: в частности, они должны нести ответственность за невыполнение контрольных функций, которое ведет к совершению преступления.

В свою очередь привлечение к уголовной ответственности физических лиц, участвовавших в совершении преступления, не освобождает от уголовной ответственности юридических лиц.

Более того, предприятие должно нести ответственность независимо от того, было ли идентифицировано то физическое лицо, чьи действия или бездействие образуют состав преступления.

Таковы основные положения международных актов, касающиеся уголовной ответственности юридических лиц.

Содержательный анализ международных договоров, указывающих уголовную ответственность юридических лиц в числе предусматриваемых ими мер противодействия отдельным видам преступности, показывает, что в них такая ответственность рассматривается фрагментарно, тогда как в условиях глобализации требуется более обстоятельный подход к фиксации и раскрытию института уголовной ответственности юридических лиц. Это необходимо для обеспечения должного отражения в национальных законодательствах положений международных актов об уголовной ответственности юридических лиц35, а также установления такой ответственности в тех странах, где она еще отсутствует36.

С учетом изложенного, представляется, что созрели предпосылки для подготовки новой - универсальной международной конвенции «Об уголовной ответственности юридических лиц».

Библиографический список

1. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография / Т.Я. Хабриева, А.В. Фёдоров, А.А. Каширкина и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой и А.В. Фёдорова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. 296 с.

2. Антонова Е.Ю. Концептуальные основы корпоративной (коллективной) уголовной ответственности. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2011. 421 с.

3. Бирюков П.Н. Уголовная ответственность юридических лиц за преступления в сфере экономики (опыт иностранных государств). М.: Юрлитинформ, 2008. 136 с.

4. Голованова Н.А., Лафитский В.И., Цирина М.А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. В.И. Лафитский. М.: Статут, 2013. 312 с.

5. Панова И.В. Еще раз о тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2007. № 8. С. 1-30.

6. Сидоренко Э.Л., Князев А.Д. Международно-правовые основы уголовной ответственности юридических лиц // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 3. С. 13-16.

7. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под ред. и с предисл. проф. А.И. Коро-беева, перевод с китайского проф. Хуан Даосю / А.И. Коробеев, Хуан Даосю. СПб.: Издательство «Юридический центр», 2014. 416 с.

8. Фёдоров А.В. Из истории введения уголовной ответственности юридических лиц: Рекомендации № (88) 18 от 20 октября 1988 г. об ответственности предприятий // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2015. № 1. С. 23-33.

35 Фёдоров А.В. О выполнении положений международных договоров об установлении уголовной ответственности юридических лиц // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2015. № 3. С. 17-22.

36 Фёдоров А.В. Перспективы введения уголовной ответственности юридических лиц Российской Федерации // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. № 5 (22). С. 172-187.

9. Фёдоров А.В. Международные договоры об установлении уголовной ответственности юридических лиц // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 2 (54). С. 112-124.

10. Фёдоров А.В. Об уголовной ответственности юридических лиц за наркопреступления: зарубежный опыт и российские перспективы // Антинаркотическая безопасность. 2015. № 1 (4). С. 5-14.

11. Фёдоров А.В. О выполнении положений международных договоров об установлении уголовной ответственности юридических лиц // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2015. № 3. С. 17-22.

12. Фёдоров А.В. Перспективы введения уголовной ответственности юридических лиц Российской Федерации // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. № 5 (22). С. 172-187.

13. Фёдоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц за наркопреступления по законодательству Китайской Народной Республики // Наркоконтроль. 2015. № 1. С. 37-47.

14. Цзян Хуэйлинь. Уголовное законодательство Китая об ответственности юридических лиц за коррупцию и терроризм // Взаимодействие международного и сравнительного уголовного права: учеб. пособие / научн. ред. Н.Ф. Кузнецова; отв. ред. В.С. Комиссаров. М.: Издательский Дом «Городец», 2009. С. 252-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.