Научная статья на тему 'Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе'

Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2967
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИДЕАЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНЦЕПЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ / ATTITUDE / MORAL ATTITUDE / VALUES TEACHING TECHNIQUES / IDEAL / MORAL ORIENTATIONS / PERSONALITY ORIENTATION / EDUCATIONAL PROCESS / CONCEPT / CONTENTS / PRINCIPLES / VALUES TEACHING TECHNIQUES AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабурова И. В.

Рассмотрены основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе. На их основе сформулированы ведущие идеи, раскрыто содержание компонентов концепции: целевого, содержательного, деятельного и результативного. Воспитание ценностных отношений школьников определено как процесс, в котором в соответствии с общественно значимыми целями и с учетом индивидуальных потребностей воспитанников педагог оказывает им содействие в формировании системы отношений к важнейшим объектам мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principal regulations of conception of axiological attitude of schoolchildren..1

The author studies principal regulations of conception of moral teaching at schools. Based on the conception the author defines priority ideas, contents for conception components such as target component, activity component and result component. Teaching of values is determined as a process where a teacher assists to build a system of attitude and views on the most important objects and notions of the universe taking into account social demands and individual pupil capacities.

Текст научной работы на тему «Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе»

УДК 37.01 И.В. Бабурова

основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе

Рассмотрены основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе. На их основе сформулированы ведущие идеи, раскрыто содержание компонентов концепции: целевого, содержательного, деятельного и результативного. Воспитание ценностных отношений школьников определено как процесс, в котором в соответствии с общественно значимыми целями и с учетом индивидуальных потребностей воспитанников педагог оказывает им содействие в формировании системы отношений к важнейшим объектам мира.

Ключевые слова: отношение, ценностное отношение, воспитание ценностных отношений, идеал, ценностные ориентации, направленность личности, образовательный процесс, концепция, содержание, принципы, методы воспитания ценностных отношений школьников.

Формулирование целей воспитания в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения позволяет заключить, что приоритетными являются задачи по воспитанию у школьников системы ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания и результатам образовательной деятельности [1]. Реализация выдвигаемых обществом целей в воспитании ценностных отношений школьников неразрывно связана с потребностями самих воспитанников, что обусловлено сущностью такого личностного образования, как ценностное отношение. Данное отношение в нашем понимании - это связь человека с миром, при которой он активно проявляет себя в качестве субъекта, избирательно и осознанно определяет значение для себя различных объектов действительности, руководствуясь бескорыстным душевным стремлением, собственными представлениями о значимом в жизни, а не соображениями пользы, выгоды или жизненной необходимости. Навязать воспитаннику ценности помимо его воли невозможно. Данное обстоятельство делает воспитание ценностных отношений школьников крайне сложным процессом.

Методологическую основу разрабатываемой концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе составляют учение о диалектике, экзистенциализм, аксиология (философский уровень); системный и синергетический подходы (общенаучный уровень); личностный, деятельностный и отношенческий подходы (конкретно-методологический уровень). Сочетание обозначенных подходов определяется особенностями изучаемого процесса, способностью конкретных подходов взаимозамещать и взаимодополнять друг друга. В связи с обозначенными подходами воспитание ценностных отношений школьников определяется как процесс, в котором в соответствии с намеченными

БАБУРОВА Ирина Васильевна - к.п.н., доцент Смоленского государственного университета.

E-mail: [email protected]

обществом целями и с учетом индивидуальных потребностей воспитанников педагог оказывает содействие последним в выработке собственной системы ценностных отношений к важнейшим объектам мира.

Движущей силой рассматриваемого процесса в современных условиях являются противоречия между тенденциями социокультурного развития, связанными с прагматизацией и коммерциализацией общего контекста жизнедеятельности и ожиданием от образовательного процесса эффективного решения задач по воспитанию у школьников ценностного отношения к миру, бескорыстного по своей сути; между стихийными влияниями на формирующуюся систему ценностных отношений и целенаправленными усилиями педагогов в образовательном процессе; между стремлением реализовать поставленные задачи и неразработанностью методов воспитания ценностных отношений школьников и др. Особенность данного процесса, как и процесса воспитания в целом, состоит в многофакторности, длительности, отсроченности результатов, динамичности.

Основные концептуальные идеи, лежащие в основе разрабатываемой теории воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе, следующие:

• Образовательный процесс в школе содействует становлению у школьников отношений различного вида -познавательных, прагматических, витальных, ценностных. Необходимость воспитания ценностных отношений связана с потребностью человека в осмыслении жизни, выработке авторской системы ценностей, выступающей регулятором поведения личности, потребностью не только иметь, но и быть.

• К одному и тому же объекту мира человек может проявлять в зависимости от ситуации различного вида отношения. Одной из важнейших педагогических задач является содействие становлению у школьников умения отнестись к определенным объектам мира не только познавательно, витально или прагматично, но и ценностно. Перечень этих объектов для педагогики во многом традиционен: человек, природа, жизнь, Родина,

труд, образование, семья и некоторые другие. В современных условиях есть необходимость уточнить «набор ценностей», являющихся приоритетными при организации воспитания в рамках образовательного процесса. Учитывая современную социокультурную ситуацию, в данный набор ценностей должен быть включен такой объект, как «человечество».

• Факторами, детерминирующими воспитание ценностных отношений школьников, являются: социальные факторы - аксиосфера эпохи и общества, города (поселка), социальной и этнической группы, семьи и ближайшего окружения ребенка (школы, класса и др.), личности педагога; деятельностные факторы - целенаправленная деятельность педагогов и собственная ценностноориентационная деятельность воспитанников, результатом которой является уровень осмысленности жизни, интернальность, характер «Я-концепции» и др.; природные факторы - пол, возраст, состояние здоровья. Под аксиосферой понимается «мир ценностей», в который «погружены» члены той или иной общности, группы и который они сами созидают в ходе своей жизнедеятельности.

• Психологическими механизмами становления отношений (в том числе ценностных) являются механизмы идентификации, эмпатии, субъектификации, рефлексии.

• Формирование отношений личности связано первоначально с подражанием тем образцам (моделям) отношений, которые проявляют люди из ближайшего окружения ребенка и которые усваиваются им при чтении книг, просмотре телевизионных передач и т.п. В связи с этим воспитание ценностных отношений школьников (как педагогически организованный процесс) неизбежно осложнено наличием в сознании воспитанников множества моделей отношений, часть из которых не соответствует общественным ожиданиям и педагогическим целям. В современной социокультурной ситуации педагогу приходится во многом противодействовать массированному влиянию социума при воспитании ценностных отношений школьников. Развитие «параллельной школы», в качестве которой в современном мире выступает телевидение (а в перспективе и Интернет) обусловливает необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс такого направления, как медиаобразование.

• Воспитание ценностных отношений возможно только в процессе общения и диалога смыслов. В связи с этим необходима педагогически продуманная организация «обмена ценностями» с реальными и вымышленными, близкими и далекими для воспитанников людьми. В педагогических целях акцент должен быть поставлен на организацию мысленного или реального диалога с теми, кто является авторитетом для всего человечества, чьи системы ценностей вызывают уважение и признание прогрессивного человечества.

• Эффективность воспитания ценностных отношений школьников связана с вовлечением учащихся в раз-

нообразную деятельность «на благо других» и развитием бескорыстных мотивов участия в ней, что детерминировано такой сущностной характеристикой ценностного отношения, как бескорыстие.

• Результативность воспитания ценностных отношений школьников зависит от уровня духовного развития педагога. В силу того, что педагог является для школьников носителем и выразителем ценностей государства, мир его ценностей (аксиосфера) во многом определяет характер ценностных отношений воспитанников. В современных условиях прагматизации и коммерциализации социокультурного контекста, небывалого распространения в сфере образования коррупции усиливается роль личного примера педагога в воспитании ценностных отношений школьников.

• Результаты воспитания ценностных отношений школьников по объективным причинам не могут быть быстрыми. В данном случае педагог работает на перспективу, помня о том, что в процессе жизни постоянно происходит «переоценка ценностей», связанная с возрастными изменениями, важными жизненными событиями и обстоятельствами. Результаты деятельности педагога по воспитанию ценностных отношений школьников носят отсроченный характер, что необходимо учитывать при организации диагностики уровня воспитанности ценностных отношений школьников.

Цель воспитания ценностных отношений - способствовать развитию духовного мира личности, который представляет собой совокупность ценностных отношений, выработанных субъектом в процессе жизнедеятельности; побуждать воспитанников к поискам смысла жизни, который не может быть задан личности извне, но может быть самостоятельно найден субъектом в результате собственных духовных усилий.

В процессе воспитания ценностных отношений школьников в качестве регулятивов деятельности педагога должны выступать такие принципы, как гуманистическая направленность, уважение к личности и требовательность к ней, учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников, включение школьников в значимую деятельность, воспитание в коллективе, опора на положительное в человеке и другие, не менее важные принципы, обоснованные отечественными педагогами. В деятельности педагогов, связанной с влиянием на ценностную сферу школьников, актуальны такие принципы воспитания, как принцип наглядности в воспитании и принцип диалогичности. Кроме того, с учетом природы ценностных отношений считаем необходимым выдвижение такого принципа, как ориентация воспитанников на самоограничения в процессе реализации идеалов и ценностей.

Наглядность в педагогике традиционно связывается в большей мере с процессом обучения. Крайне редко в педагогической литературе говорится о наглядности в воспитании. Вместе с тем воспитание у школьников си-

стемы ценностных отношений невозможно, если педагоги не предоставят школьникам в сензитивный период образцы отношений человека к миру, себе, труду, природе и т.д., с которыми была бы возможна идентификация и которые способствовали бы формированию идеалов у юношества. Образцы поведения окружающих формируют у ребенка образы возможных отношений, которые обладают ярко выраженным свойством наглядности в том смысле, что обладают высокой степенью доступности и понятности для познающего субьекта. Принцип наглядности в воспитании предполагает создание у воспитанников наглядных представлений (в виде психических образов) о социально желательных отношениях (к людям, обществу, природе, труду, самим себе и т.д.) с целью воспитания у них системы гуманистических ценностей.

В последние десятилетия наблюдается солидарность ученых и педагогов-практиков в том, что диалог становится значимым основанием при организации процесса воспитания. В ходе диалога, как отмечал М.М. Бахтин, автор (в нашем случае - педагог) должен чувствовать «рядом с собой и перед собой равноправные чужие сознания», которые «нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи, - с ними можно только диалогически общаться» [2, с. 116]. К настоящему времени принцип диалогичности прочно утвердился в педагогике. Он означает, что воспитателю необходимо помнить о том, что выработка личностью собственной системы ценностных отношений и поиски смысла жизни не могут состояться вне общения, вне диалога, содержанием которого должно быть совместное освоение и продуцирование гуманистических ценностей. Следовательно, необходимо придавать взаимодействию с воспитанниками диалогический характер, учить школьников вести диалог

На уровне воспитательной деятельности педагога считаем необходимым выдвижение принципа ориентации воспитанников на самоограничения, что обусловлено выявленными в философии закономерностями процесса становления ценностных отношений личности, именно той, что достижение идеала, а соответственно и формирование ценностей, неизбежно сопряжено с определенными жертвами [3]. Учитывая данную закономерность, которая отчетливо прослеживается в жизни любого человека, стремящегося в практической деятельности реализовать свои идеальные представления, но которая не находит своего отражения в педагогической теории, считаем необходимым обозначить данное положение в качестве одного из важных ориентиров для всех педагогов.

Согласно принципу ориентации школьников на самоограничения, педагог, осуществляющий воспитательную работу, должен постоянно обращать внимание своих воспитанников на те ограничения (по сути дела, ценностные выборы), которые добровольно, по личной инициативе накладывают на себя окружающие их люди (родители,

бабушки и дедушки, знакомые взрослые и сверстники, спортсмены, ученые и т.д.) в процессе достижения жизненных целей; акцентировать внимание учеников на том, какой ценой достигается реализация ценностей; предоставлять необходимую для размышлений информацию; в ходе диалогического общения, на примере ярких образов побуждать учеников к рефлексии и выработке индивидуальной системы ценностей.

Самоограничения напрямую связаны с усилиями, которые человеку необходимо совершить во имя чего-то. Значение усилий в жизни человека убедительно раскрывают психологи А.Ш. Тхостов и К.Г. Сурнов [4]. Они утверждают, что постоянное усилие имеет принципиальное значение не только в генетическом плане для формирования высших форм психической деятельности, но и для нормального функционирования человека; избыточное облегчение усилий (особенно в эпоху развития технологий удовлетворения потребностей, которые направлены на экономию усилия) превращается в тормоз развития человека. Выдвижение принципа ориентации школьников на самоограничения, естественно, вызывает вопрос о допустимой мере самоограничений (жертв). Решение вопроса о допустимости самоограничений, а также об их разумных пределах требует широкого профессионального обсуждения.

Следующим компонентом рассматриваемого процесса является его содержание. Нами принята точка зрения

Н.Д. Никандрова о том, что основу воспитательной работы педагога должны составлять «относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые представляют собой обобщенные цели социализации и воспитания» [5, с. 31] при соблюдении принципа комбинаторности [6]. При таком решении у каждой личности остается право на собственную авторскую систему ценностных отношений, но появляется возможность сотрудничать, вести диалог и находить точки соприкосновения с людьми различных мировоззрений.

Отбор важнейших ценностей и решение вопроса об их иерархии представляет собой довольно сложную задачу. Для религиозного сознания эта задача решается путем утверждения единой и неделимой ценности - Бога

- и рассмотрением всех других ценностей как ступеней восхождения к высшей ценности. Для нерелигиозного сознания задача усложняется и предусматривает несколько подходов к обозначению «ведущих» ценностей. С позиций природоцентристского подхода такой ценностью провозглашается Природа, способная породить самого Человека. С позиций антропоцентризма высшей ценностью в мире является Человек. Педагогическая мысль в нашей стране с конца ХХ века исходит именно из этой посылки.

Проблема синтеза личных и социальных ценностей является чрезвычайно важной и для человечества в целом, и для России, и для каждого отдельного человека. Научные дискуссии последних лет дают возможность

предположить, что новый этап развития цивилизации будет связан с утверждением, наряду с ценностью Человека, ценности Человечества. М.С. Каган пишет: «Реальным носителем высших ценностей культуры является Человечество, Род людской. Его мельчайшей частицей является личность - не суверенная уже потому, что Ему, Человечеству, она обязана своим существованием, потому что Его история даровала ей ее духовные богатства, потому что вне Его развития немыслимо само ее бытие» [7, с. 192]. Учитывая решения вопроса об обозначении воспитательных ценностей, предложенные авторитетными отечественными специалистами, мы считаем, что приоритетными объектами, по отношению к которым педагогу необходимо воспитывать ценностное отношение, являются человечество и человек, природа и жизнь, труд и профессия, Родина и семья.

Поиск оптимальных методов воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе осложнен тем, что, с одной стороны, ценностные отношения личности являются тем регулятором поведения, который «вырабатывает» сама личность, выбор того, что значимо для человека, есть свободный выбор, а, с другой стороны, организованная система воспитания обязывает педагога направить выбор учащихся в определенное русло (русло общечеловеческих ценностей). Данную ситуацию Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов обозначили вопросами: «Как управлять, не управляя? Как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие?» [8, с. 354]. Психологи также размышляют над проблемой допустимости психологического вмешательства в ценностно-нравственное и смысловое развитие личности. Так, например, Н.С. Пряжников приходит к выводу, что «главный смысл подлинно гуманного образования должен состоять в том, чтобы давать человеку простор для самоопределения, и главное, - формировать у него потребность в поиске именно своего идеала» [9, с. 129]. Воспитание ценностных отношений личности требует иной системы работы, чем на уроке при развитии познавательного отношения к миру, однако специалисты в области логики признают, что до настоящего времени проблема аргументации ценностей не разработана.

В воспитании ценностных отношений школьников должен быть в полной мере использован весь комплекс разработанных педагогами методов и форм воспитания, что позволит эффективно решать поставленные педагогические задачи. Основными «инструментами» деятельности педагогов, воспитывающих у школьников умение устанавливать с миром ценностные отношения, являются пример (предъявление образца отношения), методы формирования опыта поведения и деятельности, создание воспитательных ситуаций, дискуссии. Особая роль в рассматриваемом процессе принадлежит методам включения школьников в практическую деятельность.

В воспитании ценностного отношения к объекту мира принципиально значимым является включение их не просто в деятельность, но в деятельность бескорыстную, поскольку одной из сущностных характеристик ценностного отношения является бескорыстие. Данный вывод, полученный теоретическим путем, нашел экспериментальное подтверждение как в нашем исследовании, так и в исследовании РС. Гарифуллиной [10], доказавшей, что участие воспитанников в благотворительной социальнокультурной деятельности оказывает значимое влияние на характер формирующихся ценностных ориентаций участников этой деятельности.

Рассмотрение результативного компонента рассматриваемого процесса предусматривает решение вопроса о критериях и показателях воспитанности системы ценностных отношений. Проведенный теоретический анализ позволяет обозначить три основных критерия. Мы исходили из идеи о том, что необходимым и достаточным является формирование каждого из трех компонентов ценностного отношения: когнитивного, эмоциональнооценочного и поведенческого. Первый критерий представляет собой степень развития ценностного сознания личности (показателями выступают: осознанность, диф-ференцированность и устойчивость системы ценностных отношений личности; характер идеалов школьников и соответственно приоритетных жизненных ценностей; степень развития рефлексии и потребности в осмыслении жизни). Второй критерий указывает на характер конкретных проявлений ценностного отношения к объекту мира (в качестве показателей выступают: добровольность, свобода выбора и мера бескорыстия при деятельностном проявлении отношения). Третий критерий связан с эмоциональным состоянием, сопровождающим реализацию отношения (показателем выступает преобладающее настроение до, во время и после реализации отношения).

Рассмотрев основные компоненты процесса воспитания ценностных отношений школьников, мы сформулировали основные закономерности данного процесса, одна часть из которых отражает общие закономерности воспитания, другая - специфику рассматриваемого процесса. Конкретизация общих закономерностей воспитания ценностных отношений школьников выглядит следующим образом: результаты данного процесса зависят от характера формируемых идеалов (персонифицированных, собирательных, программных) школьников; от усваиваемых ими в процессе жизнедеятельности моделей ценностного выбора (родителей, педагогов, окружающих людей, телегероев и др.); от вовлечения школьников в диалог смыслов, позволяющий обогатить ограниченный ценностный опыт личности; от вовлеченности их в бескорыстную деятельность на благо других; от усилий самих воспитанников по реализации идеалов и способности к самоограничениям в этом процессе.

Л и т е р а т у р а

1. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 9-28.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.

- 320 с.

3. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. - Калининград, 1999.

- 704 с.

4. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6. - С. 16-24.

5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000. - 303 с.

6. Розов Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире : Автореф. дис. д-ра филос. наук. - Новосибирск, 1993. - 44 с.

7. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.

- 205 с.

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Трансдисциплинарность синергетики: следствия для образования // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М., 2003. - С. 341-357.

9. Пряжников Н.С. S Ф $ или Личность в эпоху продажности. - М., Воронеж, 2000. - 224 с.

10. Гарифуллина Р.С. Этический идеал как ценностнонормативная основа духовно-нравственного воспитания // Альма -матер. - 2006. - № 6. - С. 35-40.

I.V. Baburova

The principal regulations of conception of axiological attitude of schoolchildren

The author studies principal regulations of conception of moral teaching at schools. Based on the conception the author defines priority ideas, contents for conception components such as target component, activity component and result component. Teaching of values is determined as a process where a teacher assists to build a system of attitude and views on the most important objects and notions of the universe taking into account social demands and individual pupil capacities.

Key-words: attitude, moral attitude, values teaching techniques, ideal, moral orientations, personality orientation, educational process, concept, contents, principles, values teaching techniques at school

УДК 373.1(-17) В.П. Марфусалова

проблема сохранения родного языка в регионах севера в условиях многоязычия

Определены условия и способы качественного изучения родного языка малочисленных этносов с учетом особенностей контактирующих языков в полилингвистической среде. Представленная технология обучения направлена на формирование ценностного отношения к изучаемому языку и способствует эффективности его усвоения.

Ключевые слова: родной язык, многоязычие, модель, общение, методика, технология, интеграция, интенсивное обучение, учебный способствует эффективности его усвоения.

Родной язык лежит в основе существования любого народа. В языке сохраняются его многовековая история, духовная и материальная культура.

Языковой фон социального окружения человека может привести к тому, что доминирующий язык может постепенно вытеснить язык этнической принадлежности. Хотя по этнокультурной значимости ни один другой язык не может заменить родной язык, если даже в ходе речевой коммуникации её участники переходят с одного

МАРФУСАЛОВА Венера Петровна - к.п.н., доцент ПИ ЯГУ

E-mail: [email protected]

языка на другой, с другого на третий и т. д. Сохранение родного языка является одной из основных социальнопедагогических задач в региональной образовательной системе России. В России языковое многообразие регулируется Законом «О языках народов Российской Федерации». Также приняты документы по сохранению языков коренных народов Севера.

В то же время необходимо признать, что в условиях глобализации общественной жизни во всем мире изменение формы языковой коммуникации и распространение двуязычия и многоязычия являются объективными и прогрессивными факторами. Многоязычие - это социокультурное явление, продиктованное реальными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.