Научная статья на тему 'Основные положения и результаты нового экзамена на аттестат зрелости в Польше'

Основные положения и результаты нового экзамена на аттестат зрелости в Польше Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения и результаты нового экзамена на аттестат зрелости в Польше»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

З. КРУШЕВСКИЙ

Основные положения и результаты нового экзамена на аттестат зрелости в Польше

В Польше с 1999 года действует система образования 6+3+3 года обучения: начальная школа, гимназия, лицей. Должны исчезнуть техникумы (5 лет) и профессиональные лицеи (4 года), на их место приходят профильные лицеи, а также двухлетние школы после лицея. Двенадцатилетний цикл образования оканчивается экзаменом на аттестат зрелости, который оценивает внешняя комиссия. Результаты этого выпускного экзамена должны были учитываться при поступлении в вуз.

В конце 2002 года объявили отсрочку нового экзамена на аттестат зрелости на три года, принято решение приостановить ликвидацию техникумов. Год 2005 - это год, когда впервые вся молодежь в Польше сдавала выпускной экзамен.

Основным положением на аттестат зрелости является его объективность. Экзамены оценивают внешние экзаменационные комиссии, во главе которых стоит Центральная экзаменационная комиссия. Экзаменационные задания являются общими для всех сдающих. Результаты сопоставимы по всей стране. Прием в вузы будет опираться на результаты выпускного экзамена.

Оценки по новому экзамену на аттестат зрелости можно будет исправлять в следующем году. Новый экзамен на аттестат зрелости - это тоже проверка учителей и рейтинга школ, новый выпускной экзамен в своей основе несет решение одного очень важного вопроса - прекращение попыток коррупции в школах.

Выполнил ли новый экзамен основные задания? По словам профессора А. Налясков-ского (Жечпосполита №194 от 20-21.08.2005), «ни Министерство образования, ни Центральная экзаменационная комиссия не решались раньше прогнозировать результаты этого экзамена. А без сведения о предыдущих ожиданиях и надеждах трудно его оценить по категориям, поскольку он показывает истинный уровень образования выпускников».

Возникают вопросы: можно ли спрогнозировать результат экзамена и можно ли оп-

ределить уровень сложности тестов в масштабе всей страны?

В середине апреля 2005 года к новому экзамену на аттестат зрелости приступили около 317 тыс. польских учеников из 3910 школ. Экзамен начался с устного опроса, затем проходила письменная часть. Он в общей сложности продолжался четыре недели, и окончательные результаты стали известны в конце июня.

Ученики сдавали три обязательных экзамена: польский язык, иностранный язык и предмет по выбору. Экзамен можно было сдавать на базовом и углубленном уровне сложности (это имело значение для поступления в вуз). Для того, чтобы успешно сдать экзамен, нужно было получить минимум 30% от возможного результата.

Выпускной экзамен состоял из 11 иностранных языков и 37 стандартизированных тестов по разным предметам. Письменный экзамен начался с экзаменов по иностранным языкам. Самые популярные среди учеников иностранные языки - это английский и русский, также 362 ученика выбрали испанский язык, 269 - белорусский, 127 - украинский, 41 - литовский. Самым популярным предметом среди экзаменов по выбору была математика, затем география и биология. Немного меньше сторонников было у истории и обществоведения. Греческий язык и античную культуру сдавал лишь один ученик в Польше. Предметов по выбору, которые не пользовались популярностью среди учеников, было больше.

Выпускной экзамен выдержали 86,5% всех сдающих. Среди выпускников общеобразовательных лицеев процент успешно сдавших экзамен был выше, чем у выпускников профильных лицеев, соответственно 92,5% и 67.1%. Самые хорошие результаты на экзаменах получил ученики из Малопольского, Сленского и Мазовецкого воеводств. Мы объясняем это тем, что центральные города этих воеводств являются большими академическими центрами.

Низкие результаты западных и северных воеводств, таких как Поморского и Лю-буского, тоже понятны. Там у молодежи из бедных семей уже с самого начала обучения неравные условия. По мнению одного из директоров лицея (Жечпосполита от 2021.08.2005), не все можно оправдывать беднотой: «У нас самоуправленческие власти и ор-101

ганы, занимающиеся образованием, не заинтересованы в качестве обучения». Более повезло выпускникам из больших городов, чем из малых местностей.

Диаграмма отражает зависимость результатов экзаменов на аттестат зрелости по

предметам: польский язык, английский язык, математика, география и история, а также от размера населенного пункта в котором проживают и обучаются школьники.

ІГород свыше 100 тыс.чел

О Город от 100 до 20 тыс.чел

□ Город до 20 тыс.чел

□Деревня

Польский язык

Английский язык

Математика Гоеграфия Биология

История

Необходимо заметить, что ученики частных и государственных школ показали примерно равные результаты при сдаче выпускных экзаменов. В частных школах, по сравнению с государственными, немного лучше был результат по английскому языку, зато в государственных - по польскому.

Возникают вопросы: выполняет ли первый новый экзамен на аттестат зрелости надежды, связанные с ним? Каковы были расходы и какая польза от нового экзамена? Легче всего на данном этапе оцениваются финансовые расходы.

По данным министерства образования и спорта, денежные затраты на проведение экзамена составили около 60 миллионов злотых, примерно получается по 200 злотых на одного выпускника. Эта цифра не окончательная, так как она не включает в себя оплату за проверку работ и организационно - дидактические расходы школ.

Экзамен на аттестат зрелости длился очень долго - с 18 апреля до конца мая. За это время менялось расписание занятий, временно отменяли занятия в школах и т.д. Необходимо также отметить стрессовое состояние выпускников, которые ждали результаты выпускных экзаменов больше месяца. Когда результаты были готовы, выяснилось, что при проверке работ было допущено много ошибок и неточностей, недоразумения возникали и при оформлении печатных свидетельств о сдаче экзамена. Ученики, попавшие в такую

ситуацию, оказались в очень незавидном положении, так как не существовало системы исправления работ, также невозможно было подать апелляцию. Выпускникам оставалось только переписывать экзамен.

Субъективизм в проверке экзаменационных работ больше всего проявился при оценивании открытых вопросов, требующих личных высказываний ученика. Здесь часто наблюдалось, что за одинаковые по содержанию ответы разные проверяющие ставили разные отметки. Оценки тестов по математике были более объективными, но на оценки по истории и польскому языку влияли чувства экзаменаторов.

Благодаря новой системе экзаменов на аттестат зрелости все общеобразовательные школы Польши были обязаны принимать экзамен и выставлять оценки по одной централизованной системе. Это помогло избежать разобщенности и уравнивало шансы выпускников при окончании общеобразовательных школ. Иначе обстояло дело с зачислением в вузы. Высшие учебные заведения сами устанавливали критерии приема, в некоторые вузы абитуриентам было легче поступить по старой системе вступительных экзаменов, чем по новой системе централизованных школьных выпускных экзаменов.

Несомненно, новый экзамен оказался более объективным при оценке знаний выпускников. На карте Польши появились школы из малых местностей, ученики которых полу-

90

80

70

60

50

40

30

20

10

чили превосходные результаты, благодаря чему данный экзамен внес коррективы в рейтинги лучших школ страны. Это дает шанс на высшее образование молодежи, проживающей в районах, расположенных вдалеке от больших центров науки и культуры.

Очень сложно на сегодняшний день однозначно оценить ожидания, затраты и прибыль, связанные с новым выпускным экзаменом. Изучая опыт европейских стан по проведению единого аттестационного экзамена и сопоставляя его с полученными результатами в Польше, через несколько лет можно будет уже более объективно говорить о состоятельности реформ в польской системе образования.

Библиографический список

1. Чубай М. На 66 %. Варшава: Политика, 2005.

2. Налясковски А. Не знаю, неудача или успех // Жечпосполита. 2005. № 20. С. 10-29.

3. Шпарковска С. Провалились несколько процентов // Жечпосполита. 2005. № 20.

С. 30-45.

4. Отчет о выпускном экзамене: Окружная экзаменационная комиссия в Варшаве. Варшава, 2005.

Л.Н. ДАНИЛОВА

Реформы общего образования ГДР и ФРГ как основа последующего развития немецкой школы

После разгрома фашистских войск территория Германии с целью её демилитаризации, денационализации и демократизации была разделена странами-победителями на 4 оккупационных зоны. Осенью 1949 года было провозглашено создание двух государств -Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики - чьё суверенное существование длилось вплоть до 1990 года. В течение этого срока под влиянием оккупационных сил они приняли противоположные общественные системы: ФРГ вернулась к развитию капиталистической модели довоенной Германии, ГДР перешла к построению социализма. Рыночная экономика противопоставлялась плановому хозяйству, демократия - партократии, предоставление свобод - подавлению свободомыслия. Разница в общественном устройстве отражалась не только в политике и экономике стран. Раз-

личными стали и системы образования, в том числе школы. На сегодняшний день с момента воссоединения единства Германии минуло более 15 лет, но единство нации всё ещё не достигнуто, так как несколько поколений немцев воспитано в школах, где не просто отличались структура, срок обучения или учебные дисциплины, но и противоположными были сами системы норм, ценностей и традиций. Следствием различия школы ГДР и ФРГ стали коренные отличия менталитета их граждан.

Школы двух немецких государств неоднократно сравнивались учёными. Нам представляется неправомерной тотальная критика одной и восхваление другой из них. У обеих школ можно выделить достоинства и недостатки. Так, ГДР отличалась идеологическим давлением, недостаточным вниманием к самостоятельности и индивидуальности школьника, бюрократизмом и управлением сверху, пренебрежением отечественными педагогическими традициями. При этом здесь было то, чего не хватало ФРГ и до сих пор не хватает теперь уже объединённой Германии: равенство образовательных возможностей, отсутствие социально-экономической селекции в образовании, забота об одарённых и требующих специального внимания детях. Получилось, что отдельные признаки демократической педагогики были свойственны именно социалистическому государству.

С момента разделения на оккупационные зоны, три из которых вскоре образовали единое целое, образование в Германии строилось по-разному. В 1945 году советской военной администрацией в Берлине было создано Немецкое Народное правительство по вопросам образования, запретившее создание частных школ в советской зоне и в Восточном Берлине и провозгласившее «светскость школы». Религия как учебный предмет упразднялась. Из 28 тысяч учителей общеобразовательных школ в 1946 г. их осталось 8, поскольку педагогические кадры подвергались тщательной проверке. В ближайшие годы страна остро нуждалась в педагогах.

В 1946 г. школьная реформа началась с «Закона о демократизации немецкой школы». Социалистическая Германия ставила перед собой задачу «воспитывать молодёжь в духе дружественного существования народов, подлинной демократии и истинной гуманности», а школа была призвана дать «всем детям и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.