Научная статья на тему 'Основные положения и различия дистанционного и открытого обучения'

Основные положения и различия дистанционного и открытого обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
60
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ИННОВАЦИИ / КРИТЕРИИ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / DISTANCE LEARNING / OPEN LEARNING / FORM OF ORGANISATION OF EDUCATION / ADULT EDUCATION / INNOVATIONS / CRITERIA / TRAINING COURSE / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпагина Елена Владимировна

В статье рассмотрены различные подходы к толкованию терминов «дистанционное обучение» и «открытое обучение». Особое внимание уделено определению критериев открытого обучения с учётом различных точек зрения на данную форму организации обучения. Рассмотрена реализация критериев открытого обучения на примерах учебных курсов российских и зарубежных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental principles and differences of distance and open learning

Different approaches to the determination of the terms “distance learning” and “open learning” are dis-cussed in the article. A particular attention is given to the description of open education criteria considering different points of view on this form of organisation of education. The realisation of given criteria is considered using Russian and foreign training courses.

Текст научной работы на тему «Основные положения и различия дистанционного и открытого обучения»

УДК 371.66:004.3

Шпагина Елена Владимировна

Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко

shpagina.l.v@gmail.com

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РАЗЛИЧИЯ ДИСТАНЦИОННОГО И ОТКРЫТОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены различные подходы к толкованию терминов «дистанционное обучение» и «открытое обучение». Особое внимание уделено определению критериев открытого обучения с учётом различных точек зрения на данную форму организации обучения. Рассмотрена реализация критериев открытого обучения на примерах учебных курсов российских и зарубежных вузов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, открытое обучение, форма организации обучения, образование взрослых, инновации, критерии, учебный курс, индивидуальный подход.

""1 дистанционное обучение (ДО) занимает I I особую нишу в системе образования.

/ 1 Этому свидетельствует популярность данной формы обучения в высших учебных заведениях мира, повышенный спрос потребителей на образовательные услуги такого рода и работа учёных мира по совершенствованию системы ДО и разработке новых методик и подходов. Среди центров, аккумулирующих знания об организации и структурировании ДО в вузах как на уровне государства, так и в международном масштабе, можно отметить Совет по дистанционному образованию и обучению (Distance Education and Training Council, США), Национальный центр дистанционного обучения (Centre national d'enseignement à distance, Франция), Европейскую ассоциацию дистанционного обучения и образования (European Distance Learning and Education Association, Испания), Европейскую ассоциацию дистанционных университетов (European Association of Distance Teaching Universities, Нидерланды).

Внимание центров сосредоточено на построении новых дистанционных курсов, максимально удобных для слушателей с сохранением высокого процента эффективности и качества предлагаемых знаний. Особое значение имеют совершенствование системы обратной связи, разработка компьютерных программ, подготовка тьюторов - именно этим направлениям развития дистанционного обучения сегодня уделяется внимание ведущих исследователей (С. Уайт, М.Г. Мур и др.).

Современная тенденция в построении дистанционных курсов состоит в обеспечении открытости системы ДО. Это подразумевает наделение высшего образования такими характеристиками, как демократичность, доступность, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Долгое время любое образование на расстоянии считалось дистанционным. Но в 1995 году в статье Designing for Open Language Learning: Teaching Roles and Learning Strategies авторы К. Кандлин и Р. Бирнс (Candlin, C., Byrnes, R.) акцентировали внимание на различии понятий «дистанционное обучение» (ДО) и «открытое обучение» (ОО) [7, с. 36].

Проблеме открытого обучения также посвящены работы А.М. Аджины (Agina A.M.),

С. Уайт (White С.), А. Уайли (Wylie A.), Дж. Бат-чера (Butcher J.), Дж. Роуз-Адамса (Rose-Adams J.), А. Тейта (Tait A.) и др.

Цель открытого обучения - сделать обучение доступным и адаптивным к таким условиям, как уже полученное индивидуумом образование, график работы, психологические особенности и т.д. Студенты дистанционной формы обучения обязаны выполнить задания в срок, утверждённый организацией, но распорядок дня они регулируют самостоятельно в зависимости от своих повседневных условий и нужд.

Актуальными на сегодняшний день остаются вопросы обоснования различий между дистанционным и открытым обучением, а также анализ существующих примеров открытого образования.

Существуют несколько мнений относительно границы между данными понятиями, их основных характеристик и критериев. Большая часть проблемы состоит именно в толковании термина «открытое обучение». С одной стороны, открытое обучение воспринимается как разновидность дистанционного, с другой - как ответвление.

В 1960-х годах открытым обучением называлась организация учебной работы в начальной школе в Великобритании. Она подразумевала отказ от классно-урочной системы, свободный выбор ребёнком видов и способов учебной работы. Обучение происходило в просторном помещении, разделённом перегородками на несколько зон. Дети могли заниматься как группами, так и индивидуально. В задачи учителя входила помощь ученикам в самостоятельной работе с материалом. Среди достоинств этого подхода было привитие навыков самостоятельной работы, которые способствовали быстрой адаптации ребёнка в школе, открытое эмоциональное общение с учителями. Однако у некоторых детей отсутствие внимания со стороны взрослого вызывало чувство тревожности. В связи с этим ОО как форма организации обучения нашло немало противников среди родителей и учителей [2, с. 182-183].

Сегодня ОО рассматривается как форма обучения взрослых. По мнению К. Кандлина, Р. Бирнса и С. Уайт [7, с. 36-37], понятие «открытое обучение» постепенно отделяется от термина «дистан-

26

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Шпагина Е.В., 2016

ционное обучение», однако критерии различия остаются спорными среди педагогов. Так, К. Канд-лин и Р. Бирнс утверждают, что в основе ДО лежат принципы традиционного обучения, а применяемые подходы и приёмы были экспериментально проверены в условиях аудиторных занятий. В свою очередь, открытое обучение разрабатывает собственные технологии, предназначенные именно для обучения на расстоянии.

А.М. Аджина утверждает, что термины «дистанционное обучение» и «открытое обучение» часто используются как взаимозаменяемые. Разница всё же есть, и, по мнению автора, она состоит в целях данных форм обучения. Таким образом, задачей открытого обучения называется обеспечение доступности образования вне зависимости от вероисповедания, расы и других характеристик. Другими словами, ОО стирает психологические и культурные различия студентов. Дистанционное обучение призвано стирать географическое расстояние и часовые пояса между учащимся и тьютором [3]. Этого же мнения придерживается Ассоциация дистанционного обучения Великобритании и Открытый университет в Лондоне [6].

Большими возможностями наделяется открытое обучение в толковании С. Уайт и А. Уайли. С. Уайт приводит список критериев ОО, выделенных на основе курса в Сан-Диего [7]. Среди них:

1. Материалы курса адаптированы к интересам слушателя.

2. Курс включает видеоматериал, представленный 26 сериями по 30 минут, учебник и фотоматериалы.

3. Свободное и неформальное посещение центра. Так, слушатели курса могут приходить в центр, получать консультации инструктора. Проведение индивидуального занятия также возможно при небольшой загруженности центра. Атмосфера в кабинете неформальная: посетители могут приводить детей в случае, если их не с кем дома оставить, беседовать с другими учащимися.

4. Создание неформальных сообществ среди участников курса, в том числе с целью взаимопомощи.

А. Уайли [5] обращает внимание на большую вариативность и свободу, которую предлагает открытое обучение. Учёный выделяет восемь позиций «свободы»:

1. Кто? (Открытое обучение доступно всем желающим).

2. Почему? (Быстрая реакция на потребности учащегося).

3. Что именно? (Студент может обговорить содержание обучения и учебный план с тьютором и внести изменения).

4. Как? (Возможность выбрать учебные материалы).

5. Где? (Подготовка заданий может осуществляться дома, на работе, в центре).

6. Когда? (Гибкие условия для начала курса, конечных сроков выполнения заданий).

7. Насколько эффективно? (Слушатель курса участвует в оценивании выполненной работы).

8. Кто помогает? (Разные средства связи и помощи студентам).

Открытое обучение в первой версии - это форма обучения, доступная всем желающим вне зависимости от религии, нации, материальной обеспеченности и требующая индивидуального подхода и специально разработанных приёмов.

Вторая версия не противоречит первой. Как известно, с самых истоков обучение на расстоянии было нацелено на распространение образования среди населения, на предоставление возможности получить специальность людям, которым среднее или высшее образование было недоступно. Этот процесс происходил постепенно: сначала обучиться специальности можно было вне зависимости от слоя общества, в 1870-х годах образование стало доступным для женщин и представителей других наций. Сегодня дистанционное образование стало доступным. Его методы и подходы разнообразны, они тщательно оттачиваются, совершенствуются.

Сторонники второй версии уверены, что понятие «открытое обучение» должно быть шире. И в первую очередь оно должно охватывать новые аспекты ДО. Открытое образование призвано быть интересным слушателю и максимально отвечать его индивидуальным особенностям. Программа ОО разрабатывается с учётом нескольких вариантов одного задания. Они могут варьироваться в зависимости от психологических характеристик (зрительная, слуховая, моторная память), технических параметров компьютера, нагрузки и режима рабочего дня студента и т.д. Таким образом, вторая трактовка открытого обучения является расширением полномочий первого суждения.

Рассмотрим несколько примеров курсов, позиционирующихся как образцы открытого образования.

Курс OpenLearn [4], который является адаптированным фрагментом курса программы магистратуры H817 - Openness and innovation in elearning. Сроки обучающего курса составляет семь недель.

При этом организаторы отмечают, что слушатель курса будет обособлен от группы магистрантов, проходящих обучение данной дисциплине: он не зависит от сроков, его индивидуальный график не совпадает с общим. В связи с этим, слушатель открытого курса не может принимать участие в форумах и чатах.

В течение каждой недели студенты должны выполнить в среднем четыре задания: чтение учебного материала, просмотр видеолекций, выполнение заданий и ведение блога.

Как правило, задания выкладываются еженедельно, так как это предпочтительнее самими

студентами. Строгих сроков выполнения и порядка сдачи тем нет - студент может корректировать темп занятий под свои возможности. Тем не менее, оптимальное количество учебных часов в неделю составляет 16 часов. ОрепЬеагп разработан для магистрантов, аспирантов. Неофициальные учащиеся могут использовать лишь некоторые из заданий курса.

Таким образом, среди критериев, присущих открытому образованию, в данном курсе можно выделить:

1. Пройти курс обучения может любой желающий, вне зависимости от нации, религии или материального благополучия, однако для прохождения обучения знание английского языка обязательно. Материалы курса предоставлены бесплатно.

2. Относительно свободный график выполнения работ.

3. Относительная свобода в выборе порядка прохождения тем.

Ассоциация «Национальная платформа открытого образования», основанная 18 июня 2015 года [1], нацелена на создание широкого спектра курсов открытого образования. Особое внимание уделяется качеству преподавания дисциплин. Каждый вуз, являющийся членом ассоциации (МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО), может предложить курс по приоритетной дисциплине, подготовленный ведущими учёными. По окончании обучения студент получает зачёт или оценку, которая может быть перенесена в зачётную книжку по непосредственному месту обучения.

Работа в режиме открытого обучения протекает в следующем порядке. Еженедельно преподаватель публикует видеолекции и задания. В соответствии с условиями данной формы организации обучения, студент может вернуться к прошлым темам в любой момент прохождения курса. Также учащийся не обязуется выполнять все задания одной темы строго до момента выхода следующей. Единственный дедлайн - дата окончания курса, установленная преподавателем. Однако следует обратить внимание, что невыполнение заданий препятствует получению свидетельства.

Таким образом, из принципов открытого обучения, выделенных во втором определении данного термина, мы можем проследить:

1. Возможность выбора интересующей дисциплины, университета. Студент получает знания от ученых ведущих университетов.

2. Слушателем курса может быть любой желающий, вне зависимости от социального статуса, религии, гражданства, а также имеющегося уровня образования. Важное условие, которое следует обозначить в этом пункте, - хорошее знание русского языка, необходимое для понимания учебного материала. Весь курс рассчитан на программу

бакалавриата, однако учащиеся школ также могут быть допущены к прохождению обучения.

3. Относительно свободный порядок прохождения тем курса. Здесь следует отметить, что доступны лишь те материалы, которые уже были опубликованы в соответствии с графиком преподавателя.

4. Относительная свобода в сроках выполнения заданий курса. Все задания принимаются до утверждённой преподавателем даты.

Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что понятие «открытое обучение» ещё не получило однозначного толкования, но в научной литературе активно используется. Каждый автор привносит в термин свои критерии, но среди общих характеристик, которые не вызывают разногласий среди учёных, можно выделить:

1. Материалы курса доступны по цене или же бесплатны.

2. Свобода в выборе порядка изучения тем и выполнения заданий.

3. Уровень подготовки слушателя курса предпочтителен, но не обязателен.

Также отдельно следует обозначить критерии, которые открытое обучение приобрело от дистанционного:

1. Подготовка заданий может осуществляться дома, на работе и т.д.

2. Своевременная реакция тьютора на вопросы и проблемы студента.

3. Широкий спектр используемых технологий.

4. Разные средства связи и помощи студентам.

Среди критериев, которые предлагаются

А. Уайли, но не нашли воплощения в рассмотренных примерах, можно отметить внесение студентом с одобрения тьютора изменений в содержание обучения и учебный план, выбор учебных материалов учащимся и его участие в оценивании.

Таким образом, открытое обучение представляется одной из форм дистанционного. В первую очередь потому, что ОО базируется на технологии и методах ДО, одной из основополагающих целей которого - сделать образование более доступным. Открытое обучение имеет все характеристики для усиления эффекта от конечного результата - максимальная доступность образования для всех желающих. Однако следует учитывать решающую роль самостоятельности студента в условиях открытого обучения, от которой зависит успех.

В задачи тьютора входит разработать и предложить слушателю открытого курса несколько вариантов одного задания, стимулировать к заинтересованности и выполнению поставленных заданий, направлять и советовать.

Также следует отметить, что одним из отличий обучения на расстоянии от традиционного являются значительные затраты времени и сил на стадии подготовки курса и дальнейшее использование разработанных планов и учебных материалов. Од-

28

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

нако открытое обучение представляется ещё более сложной формой организации обучения в плане разработки курса: отсутствие вступительного контроля знаний требует подбор заданий разных уровней сложности, влияние студента на цели обучения - широкой вариативности учебного плана. Для ОО желательно, чтобы материалы были доступны в нескольких видах (электронном, визуальном, аудиальном и т.д.), на нескольких языках. Форма связи с тьютором и слушателем, форма поддержки и темп обучения также оговариваются участниками учебного процесса. Исходя из этого, можно заключить, что открытое обучение является более сложным в отношении материальных и людских ресурсов, но в тоже время - более близким к воплощению идеи индивидуального подхода в обучении.

Проблема различий, достоинств и недостатков дистанционного и открытого обучения достаточно значима и требует дальнейшего изучения, одним из направлений которого может стать сфера применения ДО и ОО.

Библиографический список

1. Официальный сайт проекта «Национальная платформа открытого образования». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npoed.ru/faq.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энциклопедия, 2002. - С. 182-183.

3. AginaA.M. An Analysis Research of the TeleTOP System Performance on Six Different Learning Environments. - 2003. - [Online]. - [Available on]: http://www.rikmin.nl/Papers/Adel/AginaThesis.htm

4. OpenLearn: The home of free learning from The Open University. Open Education. - [Online]. -[Available on]: http://www.open.edu/openlearn/ education/open-education/content-section-0

5. Tella S. An 'Uneasy Alliance' of Media Education and Multiculturalism, with a View to Foreign Language Learning Methodology. Media Education Centre. University of Helsinki. Department of Teacher Education. OLE Publications 4. - 1997. -Pp. 14-17.

6. UNESCO. Education and ICTs: Distance vs. Open Learning. - [Online]. - [Available on]: http://portal.unesco.org/education/en/ev.php-URL_ID=18650&URL_DO=DO_TOPIC&URL_ SECTION=201.html

7. White C. Language Learning in Distance Education. Cambridge, UK: Cambridge University Press. - 2003. - 258 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.