ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО КУРСА ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К ЕСТЕСТВЕННЫМ ЗДОРОВЫМ РОДАМ «РАСКРЫТИЕ ЦВЕТКА»
Козина Ж.Л.
Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды
(Автор благодарит В.Ю. Козина за оказанную помощь в разработке программы «Раскрытие цветка» и Н.А. Коломиец за демонстрацию упражнений, показанных на видеограммах)
Аннотация. В статье представлена авторская программа подготовки беременных к естественным здоровым родам, которая называется «Раскрытие цветка». Основу программы составляет динамическая гимнастика в стихах для беременных. Все детали движений плавно перетекают из одного в другое, в результате чего гимнастика напоминает танец. Каждое упражнение содержит элементы спонтанных естественных движений роженицы на схватках, потугах и при выходе ребенка Практика гимнастики для беременных «Раскрытие цветка» помогает активизировать способности к естественному выполнению на родах специфических движений, которые ускоряют и значительно облегчают роды.
Ключевые слова: гимнастика, беременность, роды, подготовка беременных, естественные роды, болевые ощущения, программа подготовки к родам, физическая подготовка к родам.
Анотація. Козіна Ж.Л. Основні положення авторського курсу підготовки вагітних до природних здорових пологів "Розкриття квітки”. У статті представлена авторська програма підготовки вагітних до природних здорових пологів, що називається "Розкриття квітки". Основу програми становить динамічна гімнастика у віршах для вагітних. Всі деталі рухів плавно перетікають із одного в інше, у результаті чого гімнастика нагадує танець. Кожна вправа містить елементи спонтанних природних рухів породіллі на схватках, потугах і при виході дитини. Практика гімнастики для вагітних "Розкриття квітки" допомагає активізувати здатності до природного виконання на родах специфічних рухів які прискорюють і значно полегшують пологи.
Ключові слова: гімнастика, вагітність, пологи, підготовка вагітних, природні пологи, болючі відчуття, програма підготовки до пологів, фізична підготовка до пологів.
Annotation. Kozina Zh.L. The substantive provisions of author course of preparation of pregnant to natural healthy births «Opening of flower». In the article the author program of preparation of pregnant is presented to natural healthy births, which is named «Opening of flower». Program basis is made by a dynamic gymnastics in verses for pregnant. All of details of motions fluently pass from one in other, as a result a gymnastics reminds dance. Every exercise contains the elements of spontaneous natural motions of woman giving birth on fights, on making a great effort and on leaving of child. Practice of gymnastics for «Opening of flower» helps to activate pregnant a capacity for natural implementation on births of specific motions which accelerate and considerably facilitate births.
Keywords: gymnastics, pregnancy, births, preparation of pregnant, natural births, pain feelings, program of preparation to births, physical preparation to births.
Введение.
Самый загадочный и неповторимый мир - это мир женщины, ожидающей ребенка Какой он, этот малыш? Каким он будет; когда родится, когда подрастет? Какова его внутренняя жизнь, что за душа спрятана там, в этой маленькой Вселенной, которая проявляется через толчки маленькими ручками и ножками растущего человечка? Мы можем лишь догадываться обо всем этом, но так хочется, чтобы он был здоров и счастлив уже сейчас, чтобы ему было хорошо, и, конечно же, чтобы он благополучно появился на свет.
В Природе появление на свет новых организмов не сопровождается сложностями в отличие от человека: опыление цветов и вылет семян, прорастание растений, метание икры, откладывание яиц, роды у млекопитающих - все эти процессы естественны и гармоничны, отработаны Природой за миллиарды лет эволюции [4,9,11,12].
Единственное существо на Земле, у которого роды ассоциируются с кошмаром - это человек. При этом, чем более цивилизованы люди, тем тяжелей проходят у них роды. По мнению ряда авторов [4,12,13,14], это происходит по нескольким причинам:
1 .Большой объём головки ребёнка по сравнению с объёмом малого таза женщины;
2. С повышением степени цивилизованности людей растёт гиподинамия (недостаток двигательной активности), которая приводит к ослаблению мышц, в том числе и тех, которые участвуют в родовой деятельности;
3. Увеличение объёма коры головного мозга, оказывающей тормозящее действие на древние подсознательные структуры центральной нервной системы, обеспечивающие родовую деятельность.
Таким образом, сочетание низкой активности нервных центров, обеспечивающих родовую деятельность, слабости мышц и необходимости выполнения организмом серьёзной работы по проталкиванию ребёнка создаёт сложности для родоразрешения в современном обществе. Поэтому с каждым годом снижается количество
женщин, способных самостоятельно рожать (без применения хирургического вмешательства, искусственной стимуляции и т.д.), а роды для большинства женщин превращаются в кошмар [17].
Положение усугубляется психологическим запугиванием беременных со стороны медицинских работников, окружения, противоестественным ведением родов в большинстве роддомов (положение роженицы лёжа на спине, неблагоприятный психологический климат в больнице, необоснованные применения хирургических и медикаментозных средств) [4,9,11,12,13,14].
В результате нормальные естественные роды становятся для большинства женщин недостижимой мечтой, а дети рождаются всё более слабыми. Поэтому разработка программ подготовки к естественным здоровым родам является актуальной проблемой современного общества.
Исследование проведено согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Г осударственного комитета Украины по вопросам физической культутри и спорта на 2006-2010 г. по теме 2.4.1.4.3 п «Психологические, педагогические и медико-биодлогические средства восстановления работоспособности в спортивных играх».
Формулирование целей работы.
Цель работы - осветить основные положения авторской программы подготовки беременных к естественным здоровым родам.
Методы исследования: анализ литературных данных, ресурсов Интернет, анализ эмпирического опыта акушеров и помощников на родах, в том числе - автора.
Результаты исследования.
Как показывает анализ статистических данных [13,17], традиционная медицина идёт по пути развития медикаментозных и хирургических средств, что наряду с положительными моментами имеет существенный недостаток: усугубляетсятенденция к потере способности женщин к самостоятельным родам.
Основа жизни - движение, поэтому оно нужно беременным в первую очередь. Именно двигательная активность способствует правильному формированию ребенка, готовит организм ребенка и матери к предстоящим родам [1,3,5,9,14,15]. Роды - это очень интенсивная работа мышц, вначале только гладких мышечных волокон, которые не управляются сознанием, а потом - и других, скелетных, которые подвластны сознанию [16,17]. Поэтому мышцы, участвующие в родовой деятельности, а также сердечно-сосудистая система у будущихмам должны быть развиты очень хорошо.
В этой связи единственно правильный и естественный путь в данной ситуации - это повышение уровня физической и психологической подготовленности к родам и активизация психофизиологических механизмов упр авления родовой деятельностью [1,3,5,14,15].
Частично на решение этой задачи направлена традиционная система лечебной физической культуры (ЛФК) для беременных. Однако она имеет ряд недостатков. Прежде всего, название «лечебная» подразумевает наличие больного. Беременность и роды - это не болезнь, а, наоборот, высшее проявление торжества жизни и здоровья [4,9,11,12].
Из названия «лечебная физкультура) очень часто следуют и упражнения, которые целесообразны для больных людей, но реально не готовят к такому серьёзному испытанию, как роды, а лишь создают видимость деятельности, отбирая у беременной драгоценное время. Поэтому не случайно то, что беременные неохотно посещают подобные занятия в женских консультациях справедливо мотивируя это тем, что там «всё равно ни к чему не готовят».
Второй недостаток традиционной ЛФК для беременных - полное отсутствие индивидуального подхода Периоды ЛФК разбиты на триместры, в которых существуют полные запреты на многие упражнения, хотя то, что одна беременная может сделать на последних месяцах срока, другая не сделает и на первых.
Поэтому нельзя ко всем подходить одинаково. И традиционная ЛФК, хотя и является шагом вперёд по сравнению с полным отказом от занятий, всё-таки вместо тренировочного эффекта, реально готовящего организм к родам, превращается в потакание беременной собственным слабостям.
В последнее время в обществе появилась тенденция к возрождению естественных родов, появились в связи с этим и новые комплексы физических упражнений, включающие, в основном, упражнения на гибкость, заимствованные из европейской гимнастики и индийской йоги [13,14]. Это, безусловно, очередной шаг вперёд, однако предлагаемые комплексы затрагивают лишь аспект развития эластичности тканей и никак не влияют на развитие силы мышц, координированности и способности к управлению движениями, а также не затрагивается развитие общей выносливости и раскрепощение подсознательных механизмов управления родовой деятельностью.
По своей сути возникающие методики не являются системой, а представляют собой лишь отдельные упражнения, которые, в целом, также не решают задачи подготовки к естественным родам, предполагая обязательное наличие акушера или врача на родах.
В связи с возникшей необходимостью возрождения естественных родов и отсутствием эффективной системы подготовки беременных к естественным родам была создана авторская программа подготовки беременных под названием «Раскрытие цветка».
Программа построена аналогично программам подготовки спортсменов к соревнованиям, поскольку и роды, и спортивные соревнования имеют в своей основе физическую нагрузку и направлены на максимальную реализацию физических и психофизических возможностей.
В этом отношении роды гораздо более нагрузочны, требуют большего физического и психологического напряжения по сравнению со спортивными соревнованиями, к тому же цель родов гораздо более ответственна: дать жизнь новому человеку и сохранить здоровье матери. При этом трудно даже себе представить, чтобы тренер допустил к соревнованиям совершенно неподготовленного человека.
Что будет, например, если заставить бежать марафонскую дистанцию человека, никогда не занимавшегося физическими упражнениями? Наверняка, он быстро сойдёт с дистанции. А если его ещё и «накачать» стимуляторами и при этом постоянно гнать? Наверняка, у него нарушатся все функции в организме, или он упадёт замертво из-за накопления в крови продуктов метаболизма.
И в то же время считается совершенно нормальным, что женщина, организм которой не готов к перенесению родов, под воздействием стимуляторов должна родить, и при этом и с ней и с ребёнком должно быть всё в порядке. Конечно, бывают случаи, что, действительно, всё проходит благополучно: резервы организма большие. Но это уже становится редкостью: гипоксия новорождённого ребёнка - это прямое следствие недостаточности кровообращения в матке и плаценте, избытка продуктов метаболизма в крови, возникающие связи с недостаточностью функциональных возможностей организма для обеспечения родовой деятельности.
В связи с вышеизложенными положениями, авторская программа подготовки беременных к естественным родам построена аналогично программам подготовки спортсменов к соревнованиям. Она содержит следующие компоненты:
1. Физическую подготовку,
2.Психологическую подготовку,
3. Т ехническую подготовку.
Физическая подготовка, аналогично таковой в спорте, делится на общую и специальную.
Под общей физической подготовкой подразумевается уровень развития основных физических качеств у женщины ещё до беременности. Закономерно, что у женщин, ранее занимавшихся физической культурой и спортом, уровень общей физической подготовки выше.
Но, как и в спорте, одной лишь физической подготовки недостаточно. В этом ответ на вопрос, почему многие спортсменки тяжело рожают. Общая физическая подготовка позволяет организму осуществлять сильные схватки и потуги, однако тугая шейка матки у спортсменок в связи с хорошим общим развитием мышечносвязочного аппарата раскрывается медленно.
Поэтому, необходима ещё и специальная физическая подготовка, обеспечивающая пластичность и эластичность связок и тканей малого таза и, соответственно, шейки матки и промежности.
В связи с этим, разработанная программа включает как общую физическую подготовку, так и специальную.
Специальная физическая подготовка включает упражнения, направленные на укрепление мышц малого таза, на развитие способности мышц, связок и тканей к растяжению, на повышение способности организма выполнять движения целостно, «всем телом», и, самое главное, на пробуждение подсознательных механизмов управления родовой деятельностью, на возрождение, активизацию «памяти клеток» о гармоничных родах, присущих всем живым организмам на Земле.
Центральное место в специальной физической подготовке к родам занимает гимнастика «Раскрытие цветка». Данное название означает в широком смысле раскрытие клеточной памяти, раскрытие утраченной способности к нормальным родам, а также - раскрытие творческих и физических способностей как матери, так и будущегоребёнка. Ведь известно [1,2,3,12], что беременная и ребёнок - это единый организм и любые занятия беременной - это занятия и её ребёнка.
В узком смысле «раскрытие цветка» означает плавное, безболезненное раскрытие родовых путей, аналогично раскрытию лепестков цветов и рождение ребёнка, который также является цветком нашей жизни.
Разработанная гимнастика основана на следующих принципах [8,10,15]:
1. Движение выполняется сразу «всем телом», т.е. в каждом движении последовательно участвуют все части тела до кончиков пальцев по принципу динамической волны. Траектории движения при этом привязаны к так называемым «силовым линиям» или «кругам» энергетического поля человека.
Понятие «силовые линии» введено восточной медициной, основанной на знаниях о движении энергии по меридианам, которые проходят как внутри тела, так и вне его, образуя так называемую энергетическую сферу человека У прощённо, энергетическая сфера подобна силовым линиям магнитного поля, расположенных в виде кругов вокруг магнита и проходящих также через полюса внутри магнита.
Все физиологические процессы в организме также протекают по кругу:
обратная связь в работе ЦНС, рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо, большой и малый круги кровообращения и др. Кроме того, биомеханические
локомоции также совершаются в основном по кругам через основные плоскости (горизонтальную, вертикальную, саггитальную).
Высокотехничные движения спортсменов также имеют в своей основе круговые движения [6,7]. Аналогично высокотехничным движениям спортсменов, родовой процесс также должен быть высокотехничным на всех уровнях: молекулярном биомеханическом, физиологическом. Поэтому в основу данного комплекса положены движения по кругам, проходящим через «основные плоскости» тела человека Такая форма движений наиболее биомеханически и энергетически рациональна и вызывает минимум утомления.
2.Гимнастика построена как танец, в котором одно движение плавно вытекает из другого, что также способствует их экономичности и пластичности.
3.Каждому упражнению комплекса соответствует строчка стихотворения о природе, что задаёт образ аналогичного движения у животных, растений или природных явлений. Это направлено на активизацию «клеточной памяти» о гармоничных процессах и нормальных родах, поскольку в природе процесс родов за миллионы лет эволюции «отработан» исключительно хорошо.
Человеку необходимо активизировать в себе эти механизмы Естественно, что кору больших полушарий, тормозящую подкорковые структуры родовой деятельности, «выключать») не следует, но есть смысл через кору больших полушарий активизировать процессы, управляющие родовой деятельностью. Одна из наиболее простых возможностей реализации данных положений состоит в активизации природных образов одновременно с выполнением соответствующих упражнений.
Предлагаемый комплекс упражнений прост в усвоении, содержит необходимый набор движений для развития физических качеств и способностей, необходимых для родовой деятельности.
«Р АСКРЫТИЕ ЦВЕТКА»
ГИМНА СТИКА ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ
1.Камыш склонился над водой
2.Трава согнулась над землей
3. Спиною кошка потянулась
4.Хвостом пушистым обмахнулась
5.В воде русалка появилась
6.Большая лилия раскрылась
7. Волна по морю прокатилась
8.Красиво ива наклонилась
9. Олень рогами поводил
10.Медведь башкою покрутил
11.Привстал на лапах крокодил
12.Хвостом огромным поводил
13.Как щупальца в волнах прибоя Т анцуют водоросли стоя
14.Ракушка створками раскрылась
15.Улитка вышла погулять
16.Березка тихо распрямилась
17.И закачалася опять
18. Т юлени плавают на спинах
19. А бабочка подружку ждет 20.Червяк копается в глубинах
21.И на охоту тигр идет
22.Медведь уходит за малиной
23.Волк пробегает по тропе
24. Орёл летает над долиной
25. Лягушка прыгает в траве
26. Среди камней ползет змея
27. Любить природу будуя.
Описание и иллюстрация упражнений
1. Камыш склонился над водой (рис. 1): и.п. сомкнутая стойка, ладони сомкнуты перед грудью, 1 -подняться на носки, потянуться, 2 - опуститься на колени, руку поставить ладонями на пол, сесть на пятки и дотронуться лбом пола между ладонями, 3 - и.п.
Это упражнение похоже на телодвижения буддистов которые молятся, однако не имеет ничего общего с религиозным ритуалом Это упражнение нормализует все системы энергообеспечения организма.
Рис. 1. Камыш склонился над водой
2. Трава согнулась над землей: (рис. 2) и.п.. - сед на пятках, наклониться к полу и вернуться в и.п. используя принцип волны.
Это упражнение включает принцип волны, оно распределяет кровоток равномерно по всему телу, так же служит и для расслабления позвоночника Является незаменимым при лечении остеохондрозов и радикулитов.
Рис. 2.Трава согнулась над землей
3. Спиною кошка потянулась (рис. 3): и.п. коленно-ладонная стойка, потянуться вперёд и назад, как волна. Это упражнение распределяет кровоснабжение равномерно по телу, предотвращает и исправляет нарушения осанки, остеохондрозы, радикулиты. Надо как на можно глубже войти в образ мягкой и гибкой кошки, которая потягивается.
Рис. 3. Спиною кошка потянулась
Хвостом пушистым обмахнулась
Хвостом пушистым обмахнулась: и.п. - коленно-ладонная стойка Подтянуть одно колено к груди, наклонить голову вниз, затем выпрямить согнутую ногу назад и вверх, прогнувшись. Это упражнение укрепляет
мышцы таза, спины, промежности.
4. В воде русалка появилась (рис. 4): и.п. стойка ноги врозь, попеременное вращение плечами
назад.
Рис. 4. В воде русалка появилась
1. Большая лилия раскрылась (рис. 5) - и.п. руки перед собой плечи сведены, 1- наклон назад, прогнуться руки в сторону; 2 - и.п.
Рис. 5. Большая лилия раскрылась
2. Волна по морю прокатилась (рис. 6): и.п. - одна нога вперёд. Сделать плавное волнообразное движение вперёд туловищем и руками. То же в другую сторону.
Рис. 6. Волна по морю прокатилась
3. Красиво ива наклонилась (рис. 7): и.п. - о.с. Наклоны туловища вперёд (обхватить колени руками), назад, в стороны. При этом одна рука поднимается вверх, другая опускается вниз за спину. Круговые вращения туловищем Это упражнение укрепляет поясничный отдел позвоночника Образ ивы помогает развивать гибкость и найти свой ключ к гармонии тела и души.
Рис. 7. Красиво ива наклонилась
4. Олень рогами поводил (рис. 8): и.п. - стойка ноги врозь, ладони в замке на лбу. Выполнить наклоны головы вперёд с сопротивлением на ладони.
И.п. - стойка ноги врозь, руки в замке на затылке. То же наклоны назад.
И.п. - то же, ладонь одной руки с одноименной стороны над ухом То же наклоны вбок. Повторить в другую сторону.
Это упражнение укрепляет мышцы шеи и предотвращает развитие шейного остеохондроза, создаёт образ величия и силы.
И! 111 Ш Ш
Рис. 8. Олень рогами поводил
5. Медведь башкою покрутил (рис. 9): и.п. - стойка ноги врозь - выполнить наклоны вправо влево к плечам, расслабляя шею («покивать» головой).
И.п. - стойка ноги врозь. Выполнить повороты головы вправо влево, расслабив шею.
И.п. - стойка ноги врозь. Круговые движения головой.
Это упражнение улучшаеткровообратцение и подвижность в шейном отделе.
Рис. 9. Медведь башкою покрутил
Привстал на лапах крокодил (рис. 10): и.п. - упор лёжа сгибание разгибание рук в упоре лёжа (отжимание от пола), если тяжело, тогда выполнять это упражнение из положения - коленноладонная стойка. Это упражнение укрепляет мышцы рук, груди, плечевого пояса и спины.
Рис. 10. Привстал на лапах крокодил
7. Хвостом огромным поводил (рис. 11): и.п. - коленно-ладонная стойка. Круговые движение ног в тазобедренных суставах. Махи ногами назад.
Это упражнение укрепляет мышцы таза спины промежности способствует улучшению подвижности в тазобедренных суставах.
Рис. 11. Хвостом огромным поводил
8. Как щупальца в волнах прибоя танцуют водоросли стоя (рис. 12): и.п. - стойка ноги врозь. Круговые движения в тазобедренном суставе Поочередные движения в тазобедренных суставах вперёд назад (выполнять как удары в восточных единоборствах), поочередное отведение ног в стороны. Выполнять как удары в восточных единоборствах Это упражнения способствует развитию подвижности крестца.
Рис. 12. Как щупальца в волнах прибоя Т анцуют водоросли стоя
9. Ракушка створками закрылась (рис. 13): и.п. лёжа на спине - одновременное поднимание и опускание туловища и ног, руки вперёд или за головой. Также это упражнение выполнить в статическом режиме. Руки держать прямые параллельно полу, ладони у колен. Упражнение лучше делать на задержке дыхания.
Это упражнение укрепляет мышцы живота и спины для родов, оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действия, способствует пищеварению.
Рис. 13. Ракушка створками закрылась 10. Улитка вышла погулять (рис. 14): и.п. - лёжа на спине - закинуть ноги за голову Потянуться Упражнение стимулирует кровообращение шейного отдела позвоночника и улучшает функцию щитовидной железы.
Рис. 14. Улитка вышла погулять
11. Берёзка тихо распрямилась (рис. 15): и.п. лёжа на спине - поднять ноги вверх и таз вверх как можно выше. Руки поставить под поясницу или закинуть за голову. Темп медленный, тело стоит вертикально, спина прямая, на полу только плечевые суставы, задняя поверхность шеи и затылок, задняя поверхность рук до локтей.
Это упражнение улучшает равновесие, укрепляет мышцы спины, улучшает кровообращение щитовидной, вилочковой железы и гипофиза. Также это упражнение если его выполнять с первых месяцев беременности (до
2 месяцев), способствует правильному расположению плаценты в матке, уменьшает риск предлежание плаценты. На более поздних сроках способствует правильно положению плода (вниз головой). В случае, если ягодичное предлежание, также следует делать это упражнение, чтобы ребёнок перевернулся
12. И закачалась вдруг опять (рис. 16): и.п. - стоя на лопатках, лечь на спину, ноги согнуть, потом снова выйти в «берёзку».
Это упражнение способствует укреплению мышц спины.
Рис. 16. Березка тихо распрямилась И закачалась вдруг опять
13. Тюлени плавают на спинах (рис. 17): и.п. лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах Поднимание и опускание таза.
Это упражнение способствует улучшению кровообращения в области таза. Разгружает мышцы спины.
Рис. 17.Тюлени плавают на спинах
14. А бабочка подружку ждёт (рис. 18): и.п. сидя, стопы вместе, подтянуть их промежности. Стараться положить колена на пол. Позвоночник держать прямо. Можно положить предплечья на бёдра и голени и, наклоняясь вперёд давить на ноги вниз. Т акже можно, чтобы кто-то давил на колени сверху, но очень медленно и осторожно. Можно выполнять это упражнение, сидя у стены. Очень важно, чтобы пятки были ближе к промежности, тогда тянуться связки в пояснице и спине. Это упражнение растягивает связки и мышцы, которые участвуют в родовой деятельности, что значительно облегчает и обезболивает роды, способствует предотвращению разрывов промежности.
Рис. 18. А бабочка подружку ждет
15. Червяк копается в глубинах (рис. 19): и.п. - сидя но полу, ноги разведены в стороны как можно шире - наклоны вперёд к полу, стараться коснуться лбом пола, колени не сгибать, затем к каждой ноге.
Выполнять то же из и.п. одна нога согнута в колене и лежит на полу пяткой к промежности, и нога согнута наружу, пятку стараться привести к бедру. Выполнить наклоны из и.п. ноги вместе. Выполнить сед, ноги согнуты в коленях наружу, пятки приведены к бёдрам.
Это упражнение усиливает кровообращению в матке, растягивает мышцы промежности, действует общеукрепляюще, развивает гибкость в тазобедренных суставах, повышает эластичность мышц ног. Образ червяка способствуетрасслаблению мышц.
Рис. 19.Червяк копается в глубинах
16. И на охоту тигр идёт (рис. 20): ходьба по полу, имитируя ходьбу тигра. Согнутые ноги проносить близко друг к другу. Руками изображать движение передних лап.
Рис. 20. И на охоту тигр идет 21. Медведьуходит за малиной (рис. 21): ходьба по кругу, имитируя ходьбу медведя. Корпус слегка наклонён, носки развёрнуты во внутрь, ноги согнуты и ставятся широко.
22. Волк пробегает по тропе (рис. 22): Бег в лёгком темпе по кругу, имитируя волчью рысь.
Рис. 22.Волк пробегает по тропе 23. Орёл летает над долиной (рис. 23). Имитировать полёт орла, выполнять широкие взмахи руками, двигаясь по кругу Можно сочетать с глубоким дыханием.
Рис. 21. Медведь уходит за малиной
Упражнения 21, 22, 23, 24 требуют как можно большего слияния с образами животных. За счёт этого улучшаются функции отделов головного мозга, которые не задействованы в повседневной жизни. Усиливается интуиция и чуткость.
Рис. 23. Орёл летает над долиной
24. Лягушка прыгает в траве (рис. 24): из и.п. - широкая стойка ноги врозь выполнять приседы, широко разводя колени в стороны. У пражнение выполнять в движении. Т акже выполнять приседы, скользя спиной вдоль стены.
Это упражнение действует общеукрепляюще, растягивает мышцы промежности, тренирует мышцы ног, которые непосредственно участвуют в родовой деятельности. Создаёт яркий образ взрывной энергии жабы, которая скачет, что помогает в тяжёлые минуты жизни.
Рис. 24. Лягушка прыгает в траве 25. Среди камней ползёт змея (рис. 25): и.п. - сед на правую ногу, перенос массы тела с одной ноги на другую.
Опираясь руками на пол, развести ноги как можно шире. Стараться аккуратно сделать поперечный шпагат и продольный в одну и другую сторону
Это упражнение влияет на органы малого таза, растягивает мышцы промежности и ног, способствует гибкости тела и характера
Рис. 25. Среди камней ползет змея 26. Любить природу буду я (рис. 26): Вернуться в положение стоя и постоять 0,5-1 минуту, стараясь почувствовать сразу всю природу. Это упражнение упорядочивает и успокаивает все функции организма, способствует активации высоких чувств. Способствует расширению границ восприятия
и будит любовь ко всему живому.
Рис. 26. Любить природу будуя.
Помимо выполнения гимнастики для беременных «Раскрытие цветка» при подготовке к родам, необходимо развивать общую выносливость, потому что это основное средство для укрепления сердечнососудистой системы. А на родах сердечно-сосудистая система подвергается большим нагрузкам.
Для этого беременным необходимо гулять на свежем воздухе 2 часа в день (можно больше). Это не означает ходьбу по магазинам, путь с работы и на работу и т.д.: необходимо выделить себе время специально для прогулок!
Хорошим средством подготовки к родам является плавание. Если беременная не умеет плавать, то можно просто учиться держаться на воде, посещать занятия по аква-аэробике.
Если у беременной есть любимые физические упражнения (например, она уже много лет занимается каким-либо видом спорта), то можно эти упражнения применять в качестве индивидуальной программы подготовки к родам. Естественно, их следует выполнять в несколько меньшем объеме, чем до беременности.
При выполнении упражнений беременной следует руководствоватьсясвоим самочувствием Это лучший индикатор того, что и сколько необходимо делать, т.е. правильной дозировки нагрузки. Традиционно считается, что при беременности нельзя бегать, прыгать, кататься на велосипеде. Но в тоже время известно много случаев, когда баскетболистки до шестого месяца беременности продолжали выступать на соревнованиях и при этом с их беременностью все было в порядке. То же касается и езды на велосипеде, и остальных видов физических упражнений. Все дело в самочувствии и физической подготовке беременной.
Выводы:
1. Анализ статистических данных показал, что современная медицина идёт по пути развития медикаментозных и хирургических средств, что наряду с положительными моментами имеет существенный недостаток: усугубляетсятенденция к потере способности женщин к самостоятельным родам.
2. Повышение уровня физической и психологической подготовленности к родам и активизация психофизиологических механизмов управления родовой деятельностью является необходимым условием обеспечения естественных здоровых родов.
3. Авторская программа подготовки беременных под названием «Раскрытие цветка» построена аналогично программам подготовки спортсменов к соревнованиям, поскольку и роды, и спортивные
соревнования имеют в своей основе физическую нагрузку и направлены на максимальную реализацию
физических и психофизических возможностей.
Перспективы дальнейших исследований: предполагается дальнейшее развитие программы подготовки
беременных к естественным здоровым родам и научное обоснование ее эффективности.
Литература:
1. Aквагимнастика как метод профилактики гипоксии плода I Кривоногова Т.С., Тютева Е.Ю., Евтушенко
И.Д. и др. II Вопросы курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры - 2003. - N 4. - С. 23-25.
2. Верич Г.Е., Гусев Т.П. Влияние комплексной программы физической реабилитации на состояния плода у
беременных с артериальной гипертензией II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Збірник наукових праць за ред. Єрмакова С.С., Харьков, XДAДAМ (ХХПІ), 2005. - №18. С. 92-95.
3. ГолубеваГ.Н. Влияние двигательной активности беременной женщины и плода на уровень зрелости новорожденного II Т еория и практика физ. культуры - 2001. - N 2. - С. 25-26.
4. Дик Рид. Роды без страха. - Спб: Питер Пресс, 1996.
5. Дифайор Д. Гимнастика для беременных. - М.; СПб.: Диля, 2004.
6. Ермаков С.С. Моделирование системы основных технических приемов игры в волейбол I Ермаков С.С., Кошевой С.В. II Физическое совершенствование учащейся молодежи и повышение ее работоспособности: Межвуз сб. науч. тр. - Харьков, 1989. - Вып. 11. - С. 46-48.
7. Ермаков С.С. Модели рабочих поз спортсмена как фактор эффективности выполнения двигательных действий = Models of working postures of the sportsman as effiency factor of performance of motorial actions I Ермаков С.С. II Физическое воспитание студентов творческих специальностей I ХХПИ. - Харьков, 2001. - N
4. - С. 16-22.
8. Козина Ж.Л. Новая оригинальная методика детской гимнастики в стихах “Маленькие волшебники” II Всеукраїнська науково-практична конференція для студентів та аспірантів фізкультурних навчальних закладів “Фізична культура спорт та здоров’я” ”. - Харків, 2000. - С. 21.
9. Козина Ж.Л., Козін В.Ю. Рождение ребенка (Методика физической и психологической подготовки беременных к естественным родам). - Харьков, 1998. - 64 с.,70 ил.
10. Козина Ж. Л., Козін В.Ю. Маленькие волшебники. Веселая детская гимнастика в стихах I Учебное пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских дошкольных учреждений, методистов по ЛФК. Харків, ХДПУ, 2000. - 72 с., іл.
11. Козина Ж.Л., Козин В.Ю., Коломиец H.A. Эффективность применения комплексной программы физической и психологической подготовки беременных к естественным родам II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Збірник наукових праць за ред. Єрмакова С.С., Харьков, XДAДAМ (ХХПІ), 2005. - №18. С. 54-65.
12. Оден М. Возрожденные роды. Пер.с.фр. Е. Холтубейпод ред. И.Ивановой. Оформление A. Соловьева -Днепропетровск: Клуб Родительской Культуры« Дельта». - 1998. - 152 с: фото.
13. http:IImaterinstvo.org
14. http:IIsargunas.ruIindexI0-2
15. http:IIrodydoma.com.ua
16. www .babies.kiev .ua
17. www. akusherstvo.ru
Поступила в редакцию 18.01.2008г.