УДК 330.4
Основные показатели уровня жизни и доходов населения Республики
Дагестан
З.И. Мустафаева
Дагестанский государственный университет
Проблема уровня жизни населения неразрывно связана с материальной обеспеченностью народа. Для анализа уровня жизни населения в рамках Республики Дагестан применяются временные и групповые аналитические показатели. Временные сопоставления особенно важны в сегодняшних условиях для оценки реальных социально-экономических последствий проводимых реформ, вариантов экономического курса, степени социальной напряженности в обществе.
Доходы - ресурсы в денежном и натуральном выражении, которые могут быть использованы на удовлетворение личных потребностей, налоговые и другие платежи, сбережения... В настоящее время доходы населения - это один из важнейших показателей, характеризующих материальное благосостояние народа. Денежный доход населения формируется из таких источников, как заработная плата работников, работающих по найму и другие соответствующие поступления от работодателей, чистый доход от собственности и предпринимательской деятельности. Так, в составе денежных доходов домохозяйств также учитываются пенсии, пособия и другие социальные трансферты, а также денежные средства, поступившие от продажи сельскохозяйственных продуктов, кормов, скота и другие денежные поступления. Следует отличать доход от богатства. Богатство представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Оно состоит из материальных объектов - дома, земля, автомобили, мебель, книги и т. д., а также финансовых средств - наличных денег, сберегательных счетов в банках, облигаций, акций. Под залог богатства (а не дохода) можно получить кредиты в банке; богатство служит источником дохода.
Анализ источников получения доходов и их соотношения свидетельствует о продолжении процесса социального расслоения общества РД в 2007 г. В общей сумме доходов большую часть занимает доля доходов от предпринимательской деятельности и собственности, составляющая 23,9 %, что меньше в сравнении с 2006 годом на 2,5 % - их в основном получает наиболее богатая прослойка населения. При этом увеличилась доля оплаты труда с 13,3 % в 2006 г. до 13,8 % в 2007г. и уменьшилась доля социальных трансфертов с 10,4 % до 10,1 % соответственно, причем выплаты получает основная часть населения. О том же свидетельствует и анализ изменения оплаты труда в различных сферах занятости. В отраслях с высокой оплатой труда за 2007 г. среднемесячная заработная плата в сравнении со средней несколько возросла. В 2007 г. численность населения, имеющая среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, уменьшилась на 7 %. Но все-таки за чертой бедности проживает почти седьмая часть населения. По-
мимо традиционно малообеспеченных групп населения - неработающих пенсионеров, многодетных и неполных семей, учащихся, инвалидов - эту группу все в большей мере формируют работники с заработной платой ниже прожиточного минимума (более 1/3 работающих в 2007 г.) и безработные. Средняя пенсия в 2007 г. в реальном выражении увеличилась на 15,4%, тогда как в 2006 г., в сравнении с 2005 годом она уменьшилась, и составила в среднем за год лишь 97 % прожиточного минимума, что определило нищенское существование большинства пенсионеров.
Официальная статистика не показывает действительной картины распределения доходов. По общему мнению экспертов, нет точных данных о реальных доходах наиболее богатых и наиболее бедных доходных групп. Часть лиц, относящихся к категории, получающих низкие доходы, имеет дополнительные нерегистрируемые заработки. В первую очередь, это относится к неработающим женщинам и "молодым" пенсионерам, проживающим в городах. В сельской местности такие возможности намного меньше, и существенные дополнительные доходы могут быть получены лишь за счет приусадебных участков. Несмотря на отсутствие исчерпывающей достоверной статистической информации, можно утверждать, что наиболее богатый слой (2-3 % населения) - это в основном люди, участвующие в организации посредническо-перекупочной, финансово-кредитной деятельности и криминальной сфере, а также руководство некоторых предприятий. Самые низкие доходы - у неработающих пенсионеров.
Интересный прием анализа доходов населения с точки зрения их дифференциации, состоит в расчете так называемых накопленных (кумулятивных) частот (долей) и построении кумулятивных кривых - кривых Лоренца. Рассмотрим дифференциацию населения Республики Дагестан по средней начисленной заработной плате работников предприятий и организаций по видам экономической деятельности за 2006 и 2007 годы. Исходные данные разбиты на 8 интервалов по средней начисленной заработной плате. Расчетные данные приведены в таблице № 1.
Наибольшая средняя заработная плата зафиксирована в финансовой деятельности (14472,5 руб. в 2007 г.), а наименьшая в сельском хозяйстве (1520,6 руб. в 2007 г.). Из таблицы видно, что среднюю начисленную заработную плату в интервале от 3140 до 4759 руб. получает наибольшая доля населения - это в основном работники образования и оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и бытовых изделий. Графическим изображением и измерением неравенства средней начисленной заработной платы по видам экономической деятельности является кривая Лоренца.
Кривая Лоренца распределения средней начисленной заработной
платы по видам экономической деятельности в 2006 и 2007 гг.
2006год
0 10 20 30 40 - реальное распред-е дох-в -кривая абс-го рав-ва
70 80 90 100 % населения
0 10 20 30 40
— реальное распред-е дох-в
— кривая абс - го рав-ва
60 70 80 90 1 00 % населения
Таблица № 1. Группы населения по средней начисленной заработной плате работников предприятий и организаций по видам экономической
деятельности
и
50
60
50
№ интер-вала Интервал средней заработной платы (руб.) Число работников (тыс. ч.) Середина интервалов средней заработной платы (руб.) Суммарная средняя заработная плата (тыс. руб.) Доля работников (%) Доля средней заработной платы в суммарной (%)
2006 год
1 809-2126 283,2 1467 415546,4 32,0 13
2 2126-3443 184,2 2784 512845,0 20,7 16
3 3443-4759 240,3 4101 985476,3 27,0 30
4 4759-6079 35,0 5418 189625,6 4,0 6
5 6076-7393 82,7 6735 556961,8 9,0 17
6 7393-8710 2,4 8051 19323,7 0,3 1
7 8710-10027 53,6 9368 502147,6 6,0 15
8 10027-11500 5,5 10763 59198,8 1,0 2
I 886,9 3241125 100,0 100
2007 год
1 1520-3140 266,7 2330 621436,0 30,0 14,0
2 3140-4759 327,9 3949 1294904,0 36,0 30,0
3 4759-6378 137,9 5568 767836,8 15,0 17,6
4 6378-7997 3,5 7187 251547,0 3,8 5,8
5 7997-9616 7,7 8806 678065,5 8,4 15,5
6 9616-11235 1,9 10425 19807,6 0,2 0,4
7 11235-12854 54,4 12044 655194,9 6,0 15,0
8 12854-15000 5,6 13927 77989,8 0,6 1,7
I 906,4 4366782 100,0 100,0
Коэффициент концентрации доходов Лоренца (Ь) и коэффициент концентрации доходов Джини (индекс Джини - Q) характеризуют степень неравенства в распределении доходов населения:
Е\Уг -
К 1 Ч п п
Ь = —--; д = 1 - х1ситу1 хгуг ,
2 1 =1 1=1 где х{ - доля населения, имеющего доход не выше максимального уровня в
1-й группе; у1 - доля доходов 1-й группы в общей сумме доходов населения;
ситу{ - кумулятивная доля дохода.
Коэффициент концентрации доходов Джини показывает распределение всех доходов населения между его отдельными группами. Так, при расчетах получены следующие значения: Ь2006 = 0, 24; Q2006 = 0, 27; Ь2007 = 0,22; Q2007 = 0, 11, констатирующее то, что неравенство в распределении заработной платы уменьшилось по двум коэффициентам. Такое снижение может быть результатом социальной политики государства, повышения заработной платы определенным категориям работников, налогообложения и иных проводимых мер. Также кривая Лоренца наглядно демонстрирует процесс выравнивания доходов через проведение мер налоговой и социальной политики. Так, с более высоких доходов при прогрессивном налогообложении взимается более высокий налог, а такие правительственные программы, как социальное страхование, выплата различных пособий, продовольственная помощь увеличивают доходы относительно бедных слоев населения. Чтобы эффективно реагировать на рост неравенства в распределении доходов (в нашем случае заработной платы), экономическая и социальная политика должна опираться на адекватное представление о формировании этого неравенства: какие группы населения в результате изменения доходов вносят наибольший вклад в изменение неравенства. Например, рост неравенства вследствие роста доходов высококвалифицированных и высокооплачиваемых групп населения за счет увеличения отдачи от вложений в человеческий капитал может быть расценен как позитивная тенденция. В то же время одновременное увеличение вклада в изменение неравенства мало- и высоко-обеспеченных людей свидетельствует об углублении социального расслоения, что ведет к усилению социальной напряженности, препятствуя экономическому росту, что подтверждается как отечественными, так и зарубежными исследователями [2].
Для оценки уровня жизни населения определяется соотношение средних показателей денежных доходов, оплаты труда, пенсии к средней величине прожиточного минимума:
к = . к = от.. к =
_ к° ПМ' Кот ПМ' кП ПМ '
где В - среднедушевые денежные доходы населения; ОТ - средняя оплата труда; П - средний размер назначенных пенсий; ПМ - прожиточный минимум.
Расчетные значения этих показателей для Республики Дагестан равны:
2006 г.: КБ = 2,5; КОТ = 1,8; КП = 0,9;
2007 г.: КБ = 2,7; КОТ = 1,9; КП = 1,02.
Сравнивая эти коэффициенты, можно увидеть незначительное увеличение доходов в 2007 году, особенно пенсий, поскольку в 2007 г. величина пенсий превысила прожиточный минимум - на 2% , тогда как в 2006 году величина средней пенсии была ниже величины прожиточного минимума -на 10 %. Население, имеющие денежный доход ниже величины прожиточного минимума, относится к бедному населению. В составе бедного населения также выделяют нищих. Международная организация труда рекомендует к нищим относить людей, чей совокупный доход в 2 раза меньше прожиточного минимума. Прожиточный минимум, как граница бедности, имеет определенный недостаток: состав потребительской корзины формируется недостаточно объективно. Для характеристики бедности применяют показатель - коэффициент (уровень) бедности (ёб), определяющий удельный вес бедного (малоимущего) населения во всем населении:
й б = ^, б 5
где 8 б, 8 - численность соответственно бедного и всего населения.
Для Республики Дагестан получены следующие значения коэффициента:
2006 г.: й б = 0,14, или 14 %;
2007 г.: й б = 0,13, или 13 %.
Таким образом, достаточное число людей живут за чертой бедности. Причем уменьшение числа людей живущих за чертой бедности незначительное, всего лишь 1 %. Кроме того, анализ уровня бедности проводится по социально-экономическим и демографическим группам домохозяйств и в территориальном разрезе - выявляются «зоны бедности», т. е. территории, где уровень бедности выше среднего по региону (или выше установленного предельного показателя).
Для обобщенной характеристики уровня жизни нужен интегральный показатель. В настоящее время в качестве такого интегрального показателя стал применяться показатель «индекс развития человеческого потенциала» или индекс человеческого развития (ИРЧП). При расчете ИРЧП учитывается средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образования населения и реальный среднедушевой валовой внутренний продукт, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности национальной валюты.
3
I = ^^ , чр■ 3
где Iчр - индекс развития человеческого потенциала; 11 - индекс продолжительности жизни; 12 - индекс уровня образования; 13 - индекс реального среднедушевого валового внутреннего продукта.
Индекс потенциала общества отражает уровень образования населения и состояние науки в стране. Его снижение может быть результатом сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения [3]. Индекс продолжительности жизни и образования определяются по формуле:
X _x
j i факт i min
j1,2 = , X — X
i max i min
где xmin, xmax - соответственно, фактическое, минимальное и максимальное
значение показателя.
В настоящее время стандартными являются: максимальная продолжительность жизни - 85 лет, минимальная - 25 лет; максимальный уровень образования - 100 %, минимальный - 0 %; максимальный среднедушевой реальный валовой внутренний продукт - 40000 долларов США и минимальный - 100 долларов США с учетом паритета покупательной способности национальной валюты [4] .
Индекс среднедушевого валового внутреннего продукта рассчитывается по формуле:
j = lQ§ X3факт _ l0§ X3min 3 l0§ X3 max _ l0§ X3 min '
Он отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем выше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных регионах превосходит капитал воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства [3]. Величина ИРЧП изменяется от 0 до 1; чем больше значение, тем выше развитие человеческого потенциала. Высокий уровень развития человеческого потенциала имеют страны при значениях ИРЧП равных 0,800 и выше; средний уровень развития - при значениях ИРЧП от 0,500 до 0,799; низкий уровень развития - при значениях ИРЧП менее 0,500. Так, за период рыночных реформ в России индекс интеллектуального потенциала общества снизился с 0,71 в 1989 до 0,47 в 1997г. Это произошло в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения[6]. Для Республики Дагестан получены следующие значения индексов: индекс продолжительности жизни Jx = 0,13; индекс уровня образования J2 = 0,38; индекс среднедушевого валового внутреннего продукта J3 = 0,29 (индексы рассчитаны в соответствии с данными переписи населения 2002 г.). По величине этих показателей можно сказать, что продолжительность жизни, образование и среднедушевой валовой внутренний продукт находятся на низком уровне, и, требуются определенные меры для их повышения. Это в основном меры социального характера: создание рынка труда с соответствующей оплатой, улучшение уровня образования и т. д. Для Дагестана получено значение ИРЧП ~ 0,26, что говорит о низком уровне потенциала.
При разработке политики доходов и расходов необходимо учитывать два варианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся в нашей стране форм социальной защиты населения, основанных на социальной справедливости, коллективистских отношениях, равном доступе к образованию, здравоохранению, заботе государства о гражданах с момента их рождения и до глубокой старости. Второй вариант основан на сочетании накопительного и распределительного принципов, дифференциации социальной защиты богатых и бедных [3].
Литература
1. Шевяков А.Ю., Кирута А.Я. Измерение экономического неравенства и бедности (теория индексов). - М.: Межведомственный центр социально-экономических измерений, 1999. - 50 с.
2. П. Савченко, Федорова М., Шелкова Е. Российский экономический журнал. 2000. № 7. - С. 66-74.
3. Кузнецова Е.В., Дмитриева Е.Д. Индекс развития человеческого потенциала и другие показатели социально-экономического развития России и отдельных зарубежных стран // Вопросы статистки. 2000. № 3. - С. 14-18.
4. Кутенков Р.П., Бурмистрова И.К. Новые подходы к анализу результатов обследования бюджетов семей // Вопросы статистики. 2000. № 3.
5. Социально положение и уровень жизни населения Дагестана: Статистический сборник. - Махачкала: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РД, 2006, 2007. - 309 с.