Научная статья на тему 'Основные показатели системы национальных счетов на 2014 г. И на плановый период 2015 и 2016 гг'

Основные показатели системы национальных счетов на 2014 г. И на плановый период 2015 и 2016 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1380
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные показатели системы национальных счетов на 2014 г. И на плановый период 2015 и 2016 гг»

46 (184) - 2013

Аналитический обзор

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ

НАЦИОНАЛЬНЫХ СчЕТОВ НА 2014 г.

«-»__ _ ,

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 гг.*

Прогноз основных показателей консолидированной таблицы национальных счетов (сводного финансового баланса) очерчивает возможные изменения макроэкономических пропорций воспроизводства и финансирования национального хозяйства Российской Федерации на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. При реализации базового сценария развития, положенного в основу проекта федерального бюджета, формирование ресурсов валового располагаемого дохода и их использование в институциональных секторах и экономике в целом будут характеризоваться следующими ключевыми параметрами.

Формирование, распределение и использование валового располагаемого дохода

Валовой располагаемый доход российской экономики с 65,3 трлн руб. (96,6 % ВВП) в 2013 г. вырастет до 84,1 трлн руб. (96,8 % ВВП) в 2016 г. Основой этого увеличения станет рост ВВП, который в номинальном выражении возрастет соответственно с 67 588 до 86 837млрд руб. при среднегодовой динамике физического объема в 3,1 %. Одновременно с ростом ВВП увеличению объема располагаемого дохода будут способствовать снижающийся отрицательный баланс доходов от собственности и оплаты труда (с 3,1 % ВВП в 2013 г. до 2,9 % ВВП в 2016 г.) при стабильном значении отрицательного сальдо текущих трансфертов в 0,3 % ВВП в 2013-2016 гг. (табл. 1).

* Публикуется по данным Министерства экономического развития Российской Федерации «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130924_5.

Уменьшение чистого потока инвестиционных доходов из России в зарубежные страны (при ослаблении номинального курса национальной валюты) станет следствием замедления прироста выплат доходов по иностранным инвестициям, несмотря на увеличение чистого притока иностранного капитала в российскую экономику. Если в 2013 г. чистый вывоз капитала частным сектором оценивается в 70 млрд долл. США, то в 2014 г. он снизится до 25 млрд долл. В последующем ожидается кардинальное изменение направления потока и 2016 г. его ввоз оценивается в 20 млрд долл.

Растущий располагаемый доход позволит нарастить расходы на конечное потребление в 2016 г. до 70,7 % ВВП против 69,5 % ВВП в 2013 г. При этом валовое накопление должно соответственно возрасти до 27,2 % ВВП против 26,1 % ВВП. В то же время внутренних ресурсов будет недостаточно для обеспечения прогнозируемых объемов потребления и накопления, поэтому взаимоотношения страны с внешним миром в среднесрочной перспективе при принятых сценарных условиях должны будут претерпеть кардинальные изменения. Если в 2013 г. профицит чистых поставок товаров и услуг российской экономикой остальному миру оценивается в 113 млрд долл. (5,5 % ВВП), то к 2016 г. активное сальдо может снизиться до 77 млрд долл. (3,1 % ВВП) за счет резкого наращивания импорта. В этом случае счет текущих операций станет отрицательным, несмотря на предполагаемое ослабление курса рубля. Как следствие, российская экономика станет заимствовать у остального мира. Так, если в 2013 г. размер чистого кредитования оценивается в 1,0 % ВВП, то начиная с 2015 г., объем чистого заимствования, последовательно нарастая, может достичь - 1,0 % ВВП в 2016 г.

Основным фактором формирования позиции чистого заемщика станет нехватка внутренних

Таблица 1

Ресурсы и их использование в целом по национальному хозяйству России в 2013-2016 гг. (к произведенному ВВП), %

Показатель Код 2013 2014 2015 2016

I. Ресурсы

Валовой располагаемый доход В. 6 96,6 96,7 96,7 96,8

Валовой внутренний продукт В. 1 100 100 100 100

Чистые доходы от собственности и оплаты труда - -3,1 -3,0 -3,0 -2,9

Чистые текущие трансферты - -0,3 -0,3 -0,3 -0,3

II. Использование

Расходы на конечное потребление Р. 3 69,5 70,2 70,6 70,7

III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала

Валовое сбережение В. 8 27,1 26,5 26,1 26,1

Чистые капитальные трансферты - 0,0 0,0 0,0 0,0

IV. Изменение в активах

Валовое накопление Р. 5 26,1 26,2 26,7 27,2

Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)* В. 9 1,0 0,3 -0,6 -1,0

Справочно

Сальдо внешних операций с товарами и услугами В. 11 5,3 4,6 3,7 3,1

* Включая статистическое расхождение.

ресурсов для финансирования растущих объемов потребления и накопления. Это приведет к существенному изменению структуры финансовых потоков между остальным миром и российской экономикой и ее внутренними секторами. При сокращении сектора государственного управления, несмотря на наращивание домашними хозяйствами и финансовыми корпорациями чистого кредитования, для обеспечения запланированных параметров экономического роста нефинансовым корпорациям потребуется увеличить привлечение заемных ресурсов, в том числе и иностранных. Притоку валютно-финансовых средств из-за рубежа будет способствовать хотя и незначительное, но превышение роста российской экономики над динамикой развитых стран.

Сектор нефинансовых корпораций

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение уровня ресурсов у нефинансовых корпораций, несмотря на небольшое снижение в относительном выражении их основной составляющей - валовой прибыли, с 18,4 % ВВП в 2013 г. до 18,3 % ВВП в 2016 г. Увеличение располагаемых доходов будет происходить вследствие уменьшения пассива операций с доходами от собственности. Отрицательное сальдо уменьшится, поскольку выплаты нефинансовых корпораций, в том числе и процентные платежи за границу, будут снижаться относительно ВВП, а получаемые ими доходы -

расти. Так, в 2016 г. пассивный баланс потока доходов от собственности нефинансовых корпораций во взаимоотношениях с остальными секторами оценивается в 5,4 % ВВП против 6,2 % в 2013 г. Однако увеличится пассив операций по текущим трансфертам. Он может возрасти с 2,7 % ВВП в 2013 г. до 3,1 % ВВП в 2016 г.

Уменьшение отчислений в пользу других секторов приведет к увеличению валового располагаемого дохода нефинансовых корпораций и, соответственно, сбережения нефинансовых корпораций с 9,5 % ВВП в 2013 г. до 9,8 % ВВП в 2016 г. Для увеличения объема валового накопления с 19,8 % ВВП в 2013 г. до 21,2 % ВВП в 2016 г. нефинансовым предприятиям потребуется нарастить чистое заимствование соответственно с 9,7 до 10,7 % ВВП.

Основной объем заимствований нефинансовые корпорации в 2013-2016 гг. привлекут у финансовых корпораций, размер которого может увеличиться с 4,0 % ВВП в 2013 г. до 4,2 % ВВП в 2016 г. Домашние хозяйства уменьшат их кредитование с 4,2 % ВВП в 2013 г. до 3,7 % ВВП в 2016 г. Снизится и вклад государственного управления в финансирование нефинансовых корпораций - оно уменьшит их кредитование с 2,6 % ВВП в 2013 г. до 1,1 % ВВП в 2016 г. Прогнозируется, что нефинансовые корпорации в 2016 г. вывезут за рубеж средства в размере 0,1 % ВВП. Таким образом, они существенно снизят кредитование остального мира, тогда как в 2013 г. оно оценивается в размере 2,3 % ВВП и 1,3 % ВВП и 0,4 % ВВП, ожидаемых в 2014 и 2015 гг. (табл. 2).

Аналитический обзор

46 (184) - 2013

Таблица 2

Ресурсы и их использование по сектору нефинансовых корпораций в 2013-2016 гг. (к произведенному ВВП), %

Показатель Код 2013 2014 2015 2016

I. Ресурсы

Валовой располагаемый доход В. 6 9,5 9,2 9,1 9,8

Валовая прибыль В. 1 18,4 18,0 17,7 18,3

Чистые доходы от собственности - -6,2 -5,8 -5,6 -5,4

Чистые текущие трансферты - -2,7 -2,9 -3,0 -3,1

II. Использование

Расходы на конечное потребление Р. 3 - - - -

III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала

Валовое сбережение В. 8 9,5 9,2 9,1 9,8

Чистые капитальные трансферты - 0,7 0,7 0,7 0,7

IV. Изменение в активах

Валовое накопление Р. 5 19,8 19,9 20,2 21,2

Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов К. 2 0,1 0,1 0,1 0,1

Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) В. 9 -9,7 -10,0 -10,5 -10,7

V. Изменения в обязательствах и финансовых активах

Финансовые корпорации S. 12 -4,0 -3,8 -3,4 -4,2

Государственное управление S. 13 -2,6 -2,3 -2,4 -1,1

Домашние хозяйства S. 14 -4,2 -3,7 -4,0 -3,7

Остальной мир S. 2 2,3 1,3 0,4 0,1

Чистые ошибки и пропуски - -1,1 -1,4 -1,1 -1,1

Сектор домашних хозяйств

Оплата труда наемных работников - основной источник доходов домашних хозяйств - в структуре формирования ВВП по доходам к 2016 г. в относительном выражении незначительно возрастет до 51,4 % ВВП против 51,1 % ВВП в 2013 г. Высокая динамика фонда оплаты труда, характерная для посткризисных лет (в 2010-2013 гг. его среднегодовой темп составил 11,6 %), сменится замедлением среднегодового роста до 8,6 % в год. В прогнозный период страховые взносы учтены в условиях действующего законодательства исходя из базового тарифа отчислений в государственные внебюджетные фонды в 30 % и тарифа 10 % с сумм выплат, превышающий предельную величину базы для начислений страховых взносов.

Относительная величина чистых доходов от собственности, полученных домашними хозяйствами, уменьшится, составив 1,8 % ВВП в 2016 г. (против 2,3 % ВВП в 2013 г.). Это станет следствием различий в динамике прироста активов и обязательств населения в прогнозный период.

В результате относительная величина валового располагаемого дохода домашних хозяйств уменьшится с 59,0 % ВВП в 2013 г. до 58,9 % ВВП в 2016 г. Относительно низкие темпы роста доходов и стремление

повысить уровень потребления приведут к снижению нормы сбережения домашних хозяйств с 15,4 % от объема их валового располагаемого дохода в 2013 г. до 14,5 % к 2016 г. Соответственно увеличится доля располагаемого дохода, направляемого на потребление (с 84,6 % в 2013 г. до 85,5 % в 2016 г.), что приведет к повышению расходов на конечное потребление домашних хозяйств в общих ресурсах экономики с 50 % ВВП в 2013 г. до 50,4 % ВВП в 2016 г. Уровень сбережений домашних хозяйств сократится, и к 2016 г. составит 8,5 % ВВП против 9,1 % ВВП в 2013 г. Ожидается, что относительная величина валового накопления домашних хозяйств почти не изменится - 4,8 % ВВП к 2016 г. против 4,7 % ВВП в 2013 г.

В среднесрочной перспективе домашние хозяйства останутся кредиторами остальных секторов экономики, при снижении валового сбережения и почти неизменном валовом накоплении - относительная величина объема их свободных финансовых ресурсов будет сокращаться. Так, если в 2013 г. уровень чистого кредитования домашними хозяйствами остальных секторов оценивается в 5,9 % ВВП, то к 2016 г. прогнозируется его уменьшение до 5,1 % ВВП. Основной объем кредитования придется на сектор нефинансовых корпораций. При уменьшении общей величины свободных ресурсов у населения и увеличения объемов заимствований у банков показа-

тель кредитования домашними хозяйствами сектора финансовых корпораций уменьшится с 1,4 % ВВП в 2013 г. до 1,2 % ВВП в 2016 г. (табл. 3).

Сектор государственного управления

В среднесрочной перспективе уровень валового располагаемого дохода сектора государственного управления снизится и в 2014-2016 гг., по прогнозной оценке, составит 23,8-24,2 % ВВП против 24,4 % ВВП в 2013 г. Во-первых, это будет обусловлено ожидаемым снижением относительной величины чистых налогов на производство и импорт, включающей НДС, акцизы, таможенные пошлины, НДПИ и платежи за пользование природными ресурсами. Она снизится до 18,3 % ВВП в 2016 г. против 18,8 % ВВП в 2013 г. (табл. 4), что главным образом связано с более низким уровнем мировых цен на нефть в прогнозный период (100-101 долл. /барр. в 2014-2016 гг. против 107 долл. /барр. в 2013 г.).

Во-вторых, сохранится тенденция нарастания отрицательного баланса между отчислением на социальное страхование и выплатам по социальным пособиям, который увеличится с 2,5 % ВВП в 2013 г. до 3,2 % ВВП в 2016 г.

Исходя из проекта основных направлений бюджетной политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг., относительная величина расходов феде-

рального бюджета будет сокращаться. Несмотря на снижение бюджетных назначений, расходы сектора государственного управления на конечное потребление в 2014-2016 гг. увеличатся до 19,4-19,9 % ВВП против ожидаемых 19,1 % ВВП в 2013 г. Это будет вызвано изменением структуры расходов и их наращиванием в пользу национальной обороны и национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

При принятом сценарии увеличения расходов на конечное потребление и снижении величины располагаемого дохода уровень сбережения государства сократится с 5,3 % ВВП в 2013 г. до 3,9 % ВВП в 2016 г.

Основными заемщиками сектора в прогнозный период 2014-2016 гг. будут нефинансовые корпорации (размер их кредитования составит 1,7-2,3 % ВВП), при этом финансовые корпорации и остальной мир будут кредиторами сектора государственного управления (величина кредитования оценивается в 0,5-1,0 и 0,4 % ВВП соответственно).

Сбережение и инвестиции

Формирование валового сбережения национальной экономики в прогнозный период при принятых сценарных условиях будет характеризоваться нисходящим трендом его относительного уровня в

Таблица 3

Ресурсы и их использование по сектору домашних хозяйств в 2013-2016 гг.

(к произведенному ВВП), %о

Показатель Код 2013 2014 2015 2016

I. Ресурсы

Валовой располагаемый доход В. 6 59,0 59,1 59,1 58,9

Оплата труда наемных работников D. 1 51,1 51,5 51,5 51,4

Валовой смешанный доход В. 2g + В. 3g 8,6 8,7 8,7 8,7

Сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в России нерезидентам - -0,6 -0,6 -0,7 -0,7

Чистые доходы от собственности - 2,3 2,0 1,9 1,8

Чистые текущие трансферты - -2,4 -2,5 -2,3 -2,3

II. Использование

Расходы на конечное потребление Р. 3 50,0 50,4 50,4 50,4

III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала

Валовое сбережение В. 8 9,1 8,8 8,9 8,5

Чистые капитальные трансферты - 1,5 1,4 1,4 1,4

IV. Изменение в активах

Валовое накопление Р. 5 4,7 4,7 4,8 4,8

Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) В. 9 5,9 5,6 5,5 5,1

V. Изменения в обязательствах и финансовых активах

Нефинансовые корпорации S. 11 4,2 3,6 4,0 3,7

Финансовые корпорации S. 12 1,4 1,4 1,3 1,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остальной мир S. 2 0,3 0,5 0,3 0,2

Аналитический обзор

46 (184) - 2013

Таблица 4

Ресурсы и их использование по сектору «государственное управление» в 2013-2016 гг.,

(к произведенному ВВП), %

Показатель Код 2013 2014 2015 2016

I. Ресурсы

Валовой располагаемый доход В. 6 24,4 24,2 24,2 23,8

Чистые налоги на производство и импорт D. 2+D. 3 18,8 18,5 18,7 18,3

Валовая прибыль экономики В. 2g 0,5 0,5 0,5 0,4

Чистые доходы от собственности D. 4 0,4 0,4 0,4 0,4

Чистые текущие трансферты - 4,6 4,8 4,5 4,6

II. Использование

Расходы на конечное потребление Р. 3 19,1 19,4 19,8 19,9

III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала

Валовое сбережение В. 8 5,3 4,8 4,4 3,9

Чистые капитальные трансферты D. 9 -2,2 -2,1 -2,2 -2,1

IV. Изменение в активах

Валовое накопление Р. 5 1,3 1,3 1,3 1,0

Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов К. 2 -0,1 -0,1 -0,1 0,0

Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) В. 9 1,8 1,4 1,0 0,9

V. Изменения в обязательствах и финансовых активах

Нефинансовые корпорации S. 11 2,6 2,3 2,4 1,7

Финансовые корпорации S. 12 -0,5 -0,5 -1,0 -0,5

Остальной мир S. 2 -0,3 -0,4 -0,4 -0,4

2013-2015 гг. и последующей стабилизацией в 2016 г. Замедление номинального роста сбережения приведет к его снижению с 27,1 % ВВП в 2013 г. до 26,1 % ВВП в 2015-2016 г. (табл. 5). Несмотря на формирование понижательного тренда, сбережение в экономике останется на достаточно высоком уровне.

Ситуация в секторах в прогнозный период будет характеризоваться разнонаправленными изменениями. Относительный уровень сбережений в секторе государственного управления последовательно снизится, в то время как в секторе финансовых корпораций - возрастет, а в секторах нефинансовых корпораций и домашних хозяйств будет снижаться вплоть до 2016 г., после чего начнет расти.

Межсекторные пропорции сберегаемых ресурсов также изменятся. Так, удельный вес сбережений сектора государственного управления в общем объеме сбережений снизится с 19,5 % в 2013 г. до 12,7 % в 2016 г. В остальных секторах возможен повышательный тренд. Доля нефинансовых корпораций возрастет с 34,9 до 37,4 %, финансовых корпораций - с 11,5 до 14,3 %, домашних хозяйств - с 33,6 до 35,2 %.

Инвестиционная активность в среднесрочной перспективе возрастет. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление, могут возрасти с 26,1 % ВВП в 2013 г. до 27,2 % ВВП в 2016 г. Это станет возможным при повышении степени использования внутренних ресурсов. В этом случае в 2016 г.

на финансирование валового накопления должно быть направлено 89,7 % внутреннего сбережения, в то время как в 2013 г. на эти цели использовалось только 82,5 %.

В секторальном разрезе основной вклад в восстановление инвестиционной активности внесут нефинансовые корпорации при поддержке домашних хозяйств. Относительный уровень валового накопления нефинансовых корпораций вырастет к 2016 г. до 21,3 % ВВП по сравнению с 19,9 % ВВП в 2013 г. Норма накопления домашних хозяйств в течение 2013-2016 гг. стабилизируется на уровне 4,7-4,8 % ВВП. Рост приобретения недвижимости населением возможен лишь в случае существенного наращивания предложения и улучшения ситуации в жилищном строительстве. Удельный вес инвестиционных расходов финансовых корпораций не превысит 0,4 % ВВП.

Валовое накопление сектора государственного управления при планируемых параметрах инвестиционных расходов бюджетной системы в 2013-2015 гг. в относительном выражении останется на стабильном уровне - 1,2 % ВВП, а в 2016 г. -снизится до 0,9 % ВВП вследствие снижения номинального уровня капитальных расходов бюджетной системы. При этом значительные объемы капитальных трансфертов, передаваемых из бюджета нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам,

Таблица 5

Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала (к произведенному ВВП), %

Показатель Код 2013 2014 2015 2016

Валовое сбережение В. 8^ 27,1 26,5 26,1 26,1

Нефинансовые корпорации S. 11 9,4 9,3 9,1 10,0

Финансовые корпорации S. 12 3,1 3,5 3,6 3,7

Государственное управление S. 13 5,3 4,8 4,4 3,9

Домашние хозяйства S. 14 9,1 8,8 8,9 8,5

НКООДХ* S. 15 0,13 0,14 0,14 0,10

Капитальные трансферты (чистые) D. 9 0,0 0,0 0,0 0,0

Валовое накопление** Р. 5 + К. 2 26,1 26,2 26,7 27,2

Нефинансовые корпорации S. 11 19,9 19,9 20,3 21,3

Финансовые корпорации S. 12 0,3 0,4 0,4 0,2

Государственное управление S. 13 1,2 1,2 1,2 0,9

Домашние хозяйства S. 14 4,7 4,7 4,8 4,8

НКООДХ S. 15 0,03 0,03 0,03 0,03

Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-) *** В. 9 1,0 0,3 -0,6 -1,0

Нефинансовые корпорации S. 11 -9,7 -10,0 -10,5 -10,6

Финансовые корпорации S. 12 2,8 3,1 3,3 3,5

Государственное управление S. 13 1,9 1,5 1,0 0,9

Домашние хозяйства S. 14 5,9 5,6 5,5 5,1

НКООДХ S. 15 0,11 0,11 0,11 0,07

Справочно

Использование внутренних сбережений на накопление - 82,5 84,9 87,9 89,7

основного капитала, %

* Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. ** С учетом чистого приобретения непроизведенных нефинансовых активов. *** Включая статистическое расхождение.

будут способствовать повышению и поддержанию инвестиционной активности не только в этих секторах, но и в целом в экономике.

В распределении накапливаемых ресурсов качественных изменений не произойдет. Сектор нефинансовых корпораций продолжит обеспечивать 76-78 % всех инвестиционных расходов экономики. Доля сектора домашних хозяйств стабилизируется на уровне 18 %, а доля государства не превысит 5 % от общего объема накопления, при этом возможно формирование ее понижательного тренда.

Опережающая потребность в масштабном финансировании инвестиционных программ по сравнению с ростом внутренних сбережений приведет к необходимости заимствования недостающих ресурсов из-за рубежа.

К 2016 г. национальная экономика последовательно увеличит объемы чистого заимствования у остального мира до 1,0 % ВВП, в то время как в 2013-2014 гг., как и во все предыдущие годы, она еще останется его кредитором в размере 1,0-0,3 % ВВП соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.