УДК 656.1
Е. Ф. Чубенко1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Спрос на грузовые автомобильные перевозки определяется динамикой производства в стране. С другой стороны, развитие экономики вызывает рост перевозок. Большое значение для современного развития транспортных перевозок имеют планирование, учет и анализ работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта. В данной статье рассмотрены развитие системы показателей АТ и их использование, непосредственно влияющее на качество транспортного процесса. Основное внимание уделено расчетным зависимостям для определения режимов работы подвижного состава на линии во времени.
Ключевые слова: грузовой автомобильный транспорт, подвижной состав, парк подвижного состава, коэффициент выпуска подвижного состава, коэффициент технической готовности.
Автомобильным транспортом (АТ) в России перевозится около 80% общего объема грузов. Хотя в общем грузообороте всех видов транспорта доля АТ составляет несколько процентов. Основная сфера деятельности АТ - доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта.
Возможности перевозочных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе.
Транспорт является частью производительных сил общества и представляет собой самостоятельную отрасль материального производства. Продукция транспорта выражается в перемещении вещественного продукта других отраслей.
Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта применяется система показателей, которая характеризует степень его использования: во времени (дни, автомо-биле-дни эксплуатации, коэффициент выпуска подвижного состава, время на маршруте и в наряде, время простоя под погрузкой-разгрузкой и коэф-
1 © Елена Филипповна Чубенко, канд. техн. наук, доцент кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей Института информатики, инноваций и бизнес-систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: [email protected].
фициент использования рабочего времени); по скоростным свойствам (техническая и эксплуатационная скорость движения); по пробегу (коэффициенты использования пробега за различные периоды времени работы на линии); по грузоподъёмности (коэффициенты использования грузоподъемности - статический и динамический). Кроме того, применяется ряд учетных показателей, отражающих результаты работы подвижного состава (средняя длина ездки и расстояние перевозки груза, число ездок, пробег с грузом, среднесуточный и общий пробег, производительность подвижного состава, объем перевозок и грузооборот).
Парк подвижного состава - это все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы) автомобильного транспортного предприятия. Списочный (инвентарный) парк подвижного состава - парк, числящийся на балансе автомобильного транспортного предприятия в данный момент времени ]. По своему техническому состоянию он подразделяется на парк, готовый к эксплуатации (Ат]), и парк, находящийся в ТО и ремонтах (Ар)
А = А.,+ А„ (1)
Часть Ащ- используется на перевозках - Аэ], а другая часть находится в простое - Ащ, т.е. в соответствии с формулой (1):
Ат] = Аэ]+ Ап]] (2)
Ас] = Аэ] + Ап] +Ар]. (3)
Каждая і-тая единица парка подвижного состава в течение Дкі календарных дней находится в эксплуатации дней Дэи в ТО и ремонтах - Дрі дней и в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные и праздничные дни, отсутствие материалов и т.п.) - Дпі дней:
Дкі = Дэ, + Дрі +Дпі. (4)
Для определения времени эксплуатации, ремонта или простоя парка подвижного состава используют показатель - автомобиле-дни, суммарное количество которых целесообразно вычислять по зависимости:
АД = І Д = І А]= ±АД, (5)
і=1 ]=1 к=1
где АД - суммарное число автомобиле-дней парка автомобилей в рассматриваемом состоянии; Ді - число дней нахождения в рассматриваемом состоянии на АТП і-го автомобиля за календарный период Д; А - число автомобилей за период Д (равно сумме их числа на начало календарного периода и числа поступивших за этот период или сумме их числа на конец периода и числа списанных); А] - число автомобилей в рассматриваемом состоянии на АТП в ]-е сутки; Д - продолжительность календарного периода, сут.; АДк - суммарное число автомобиле-дней к-й группы автомобилей (например, одной грузоподъемности); п - число групп автомобилей.
- 78 -
Следовательно, списочное число автомобиле-дней за календарный период Д возможно определить по формулам [1]:
АДк = І Ді = І Ас, = І АДкк (6)
і=1 ,=1 к=1
АД к = АДэ + АДр + АДп (7)
где АДэ, АДр, АДп - соответственно автомобиле-дни эксплуатации, ТО и ремонта, а также простоя, которые рассчитываются по формуле (5).
Режим работы подвижного состава на линии во времени определяется: в течение года - числом дней работы парка, в течение суток -
продолжительностью рабочей смены и числом смен. Число дней работы
парка за рассматриваемый период года определяется по зависимости:
Дг = Д - Дн, (8)
где Д- фонд времени, дней, т.е. длительность календарного периода; Д, -число нормированных дней простоя.
Режим работы подвижного состава зависит от назначения АТП и режима работы обслуживаемых предприятий и организаций.
Время работы за календарный период характеризуется числом дней (для одной единицы) или автомобиле-дней (для парка) эксплуатации подвижного состава на линии. В течение рабочего дня каждый автомобиль (автопоезд) определенный период находится в наряде, т. е. выполняет перевозку груза, работая на линии.
Использование подвижного состава за определённый период по календарному времени, кроме абсолютных показателей - автомобиле-дней эксплуатации, характеризуется также коэффициентом выпуска подвижного состава:
для одного автомобиля за Д календарных дней
= Д (9)
для парка за один рабочий день
а . = Аэ-
А,,
для парка за Д календарных дней
(10)
ав
АД, = АД к - (АДр + АДп) = АД,
АДк АДк АДэ + АДр + АДп (11)
Техническое состояние парка подвижного состава характеризуется коэффициентом технической готовности, который может быть определен [2]: для одного автомобиля за Д календарных дней
Д Д
а __ г! тг _ г! т
тг
Д Дтг + Д
(12)
Рг
для парка за один рабочий день А А
т] т]
А А + А
с] т] р] ,
для парка за Д календарных дней
АДт АДт
а = ■
т
(13)
(14)
АДк АДт + АДр .
Коэффициент выпуска подвижного состава определяется уровнем коэффициента технической готовности
ав = ^т
ат • Дт • Ки_ (15)
(15)
Д,
где Ки - коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей в рабочие дни парка по различным эксплуатационным и организационным причинам (Ки =0,93—0,97).
Значение Ки по конкретному АТП определяется по формуле
К = ав •Д , ч
“ Д ■ а (16)
т т
где ав и ат - реально сложившиеся на АТП значения коэффициентов.
1. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса. М.: Академический проект, 2005. - С. 46.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие для
вузов. М.: Академия, 2004. - С. 116.