УДК 796.093.414
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ НА ВСЕМИРНЫХ ЛЕТНИХ УНИВЕРСИАДАХ (1993-2015 гг.)
Л. С. Леонтьева, соискатель кафедры истории физической культуры, спорта и олимпийского образования,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва,
М. В. Коренева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Н. С. Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории физической культуры, спорта и олимпийского образования,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва.
Контактная информация для переписки: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, каб. № 236 (МБК), e-mail: [email protected]
Настоящее исследование посвящено актуальным вопросам, относящимся к развитию международного студенческого спорта на современном этапе (после распада СССР по настоящее время). В работе раскрыты основные показатели и итоги Всемирных летних Универсиад с 1993 по 2015 г., а также результаты выступления сборной Российской Федерации, начиная с дебюта в качестве самостоятельной команды на XVII Всемирной летней Универсиаде 1993 г., прошедшей в американском городе Буффало, до триумфа российских студентов на «домашней» XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г., состоявшейся в Казани, и успешного выступления нашей сборной на XXVШ Всемирной летней Универсиаде 2015 г. в городе Кванджу (Республика Корея).
В исследовании приведены статистические и аналитические данные, раскрывающие основные тенденции развития международного студенческого спорта: динамика географии и числа участников Всемирных летних Универсиад, изменение количества видов спорта, результаты выступлений российских студентов в разных видах спорта и другое.
В работе представлены таблицы, разработанные в результате проведенного исследования, по-
священные различным аспектам тематики научного поиска. В таблицах приведены данные, касающиеся основных показателей Всемирных летних Универсиад исследуемого периода: порядковый номер, год и место проведения, количество стран-участниц, количество видов спорта, по которым проводились состязания, количество участников, в том числе представителей нашей страны, количество завоеванных медалей студентами России, в том числе золотых, серебряных и бронзовых, место в неофициальном командном зачете команд Российской Федерации на Всемирных летних Универсиадах.
Для наиболее наглядного представления различных аспектов, касающихся результатов выступления российских спортсменов на Всемирных летних Универсиадах в работе представлены три рисунка, отражающие динамику изменения следующих показателей: количество российских спортсменов, место в неофициальном командном зачете по результатам выступления российских спортсменов, количество завоеванных медалей российскими спортсменами на Всемирных летних Универсиадах с 1993 до 2015 г.
Результаты проведенного исследования могут иметь широкое практическое применение в рам-
ках профилирующей дисциплины «История физической культуры и спорта», реализуемой в основных образовательных программ для бакалавриата вузов физической культуры и спорта, а также в качестве дополнения к спецкурсам и курсам по выбору историко-спортивной направленности.
Ключевые слова: международный студенческий спорт; Всемирные летние Универсиады; динамика показателей Всемирных летних Универсиад; студенческая команда России; основные показатели и результаты; итоги выступления российских студентов на Всемирных летних Универсиадах.
Международный студенческий спорт и Всемирные летние Универсиады, и получившие широкое международное признание в XX - начале XXI в., являются важным этапом развития международного спортивного и олимпийского движения как неотъемлемой составляющей истории физической культуры и спорта - профилирующего предмета в системе физкультурно-спортивного образования [1-4].
Для решения поставленных задач исследования были применены следующие методы: обзор литературных источников, систематизация, сопоставление, сравнение и т. д., методы анализа (индуктивный, дедуктивный).
Всемирные Универсиады, проводимые Международной федерацией студенческого спорта (НБЫ), всегда являлись главными студенческими соревнованиями. По зрелищности, значимости, популярности и масштабности эти международные комплексные спортивные мероприятия идут вслед за Олимпийскими играми. Историко-педагогические знания в области современного студенческого спорта обусловливают передачу всесторонних сведений об их истории и значении в развитии международного спорта как их неотъемлемой составляющей [1, 2].
Всемирные летние Универсиады на современном
этапе претерпели некоторые изменения, отражающие реалии, связанные с развитием общества, геополитическими условиями, в том числе с распадом СССР, а также дальнейшим расширением географии международного студенческого спорта [1, 2].
Как видно из таблицы 1, динамика изменения количества стран, участвующих во Всемирных летних Универсиадах, демонстрирует преимущественно стабильное поступательное развитие - от 118 стран в Буффало (США) до 137 в Кванджу (Республика Корея). Вместе с тем наблюдаются некоторые «скачки» и «спады» в показателях, что объясняется различными изменениями международного и национального характера, связанными в развитием многих сфер человеческой деятельности - экономической, политической, спортивной, в том числе студенческого спорта.
Количество видов спорта, представленных на Всемирных летних Универсиадах, увеличивалось почти в два раза - с 12-ти на соревнованиях в Буффало до 22 на Универсиаде в Кванджу. Наибольшее количество видов спорта, по которым были проведены состязания, было представлено в Казани в 2013 г. - 27. Это обусловлено многоуровневой системой развития спорта в РФ, реализуемой в рамках государственных программ развития физической культуры и спорта, а также растущей ролью России на международной спортивной арене [1, 2, 5].
Динамика изменения количества студентов -участников Универсиад, как показано в таблице 1, демонстрирует стабильный прирост. В 1993 г. на Всемирной летней Универсиаде в американском Буффало их насчитывалось 3582, а на последних прошедших соревнованиях студентов их было уже более семи тысяч. Незначительные отрицательные отклонения показателей участников Универсиад объясняются, в частности, географическими особенностями и климатическими условиями городов - организаторов соревнований [1, 4, 5].
Таблица 1
Основные показатели Всемирных летних Универсиад 1993-2015 гг.
Номер, год и место проведения Всемирной летней Универсиады Кол-во стран Кол-во видов спорта Кол-во участников всего Кол-во участников РФ
XVII, 1993 г. Буффало (США) 118 12 3582 80
XVIII, 1995 г. Фукуоке (Япония) 162 12 3949 185
XIX, 1997 г. Сицилия (Италия) 124 11 3496 147
XX, 1999 г. Пальма (Испания) 125 12 4076 209
XXI, 2001 г. Пекин (Китай) 165 13 6757 218
XXII, 2003 г. Тэгу (Южная Корея) 174 14 4179 254
XXIII, 2005 г. Измир (Турция) 172 15 9500 415
XXIV, 2007 г. Бангкок (Таиланд) 158 18 9006 502
XXV, 2009 г. Белград (Сербия) 145 15 8500 308
XXVI, 2011 г. Шэньчжэнь (Китай) 152 24 7865 457
XXVII, 2013 г. Казань (Россия) 162 27 7980 663
XXVIII, 2015 г. Кванджу (Р. Корея) 137 22 7391 460
количество спортсменов
Рис. 1 Количество российских спортсменов на Всемирных летних Универсиадах с 1993 по 2015 гг.
Количество участников - представителей Российской Федерации: 80 - в 1993 г. в Буффало и 460 - в корейском Кванджу, демонстрирует значительный прирост данного показателя. Это, безусловно, свидетельствует о существенном росте значения студенческого спорта в нашей стране: от нестабильного состояния спорта в «начале пути», когда наша страна стала принимать участие в этом спортивном движении в качестве нового независимого государства, до достижения статуса мирового лидера в международном студенческом спорте.
Наиболее наглядное отражение динамики показателя, рассмотренного выше, представлено на рисунке 1.
В таблице 2 представлены основные показатели и результаты выступлений сборной команды студентов Российской Федерации на Всемирных летних Универсиадах исследуемого периода. Рисунок 2 наглядно отражает место российских студентов в командном зачете по количеству завоеванных наград.
Таблица 2 и рисунок 2 демонстрируют стабильную положительную динамику результатов выступлений
Таблица 2
Итоги выступления российских спортсменов на Всемирных летних Универсиадах
с 1993 по 2015 гг.
Номер, год и место проведения Всемирных летних Универсиад Место в командном зачете Количество завоеванных медалей
Золото Серебро Бронза Всего
XVII, 1993 г. Буффало (США) 29 0 3 4 7
XVIII, 1995 г. Фукуока (Япония) 3 15 12 23 50
XIX, 1997 г. Сицилия (Италия) 4 10 14 10 34
XX, 1999 г. Пальма (Испания) 2 14 19 11 44
XXI, 2001 г. Пекин (Китай) 3 14 18 21 53
XXII, 2003 г. Тэгу (Южная Корея) 2 26 22 34 82
XXIII, 2005 г. Измир (Турция) 1 26 16 23 65
XXIV, 2007 г. Бангкок (Таиланд) 2 28 27 37 92
XXV, 2009 г. Белград (Сербия) 1 27 22 27 76
XXVI, 2011 г. Шэньчжэнь (Китай) 2 42 45 45 132
XXVII, 2013 г. Казань (Россия) 1 155 75 62 292
XXVIII, 2015 г. Кванджу (Р. Корея) 2 34 39 49 122
Итого медалей 391 312 346 1049
Рис. 2 Результаты выступления российских спортсменов на Всемирных летних Универсиадах с 1993 по 2015 г.
российских студентов на Всемирных летних Универсиадах [1-5].
Успех Российской Федерации, подтверждающий тенденцию увеличения данных показателей, объясняется государственной поддержкой российского спорта соответствующими федеральными программами на фоне роста авторитета российского спорта на международной арене.
Следует отметить, что первое участие команды студентов России на Универсиаде 1993 г. не было удачным. Россияне не завоевали ни одной золотой медали [1, 2].
Но уже следующий выход россиян на студенческие игры был ознаменован яркими победами. На Универсиаде в японском городе Фукуока в 1995 г. российские студенты завоевали 50 медалей, из которых 15 золотых. Наибольшее количество наград было завоевано в легкой атлетике и фехтовании.
В 1997 году на Универсиаде в Сицилии (Италия) команда России завоевала 34 медали, из которых 10 высшей пробы. И вновь наибольшее количество наград было завоевано в легкой атлетике.
Универсиада 1999 г. в Пальма де Мальорка стала для России наиболее удачной. Наши студенты-спортсмены заняли 2-е место в общем зачете, завоевав 44 медали, 14 из которых - золотые. Наибольшее количество медалей в копилку принесли пловцы и спортивные гимнасты.
В Пекине наши студенты-спортсмены завоевали 53 награды, из которых 14 высшей пробы. Отличились российские легкоатлеты, пловцы, фехтовальщики и гимнасты.
На Универсиаде в Тэгу (Южная Корея) в 2003 г. нашим спортсменам не было равных во многих дисциплинах. Из 82 наград 26 золотых, в том числе в легкой атлетике, фехтовании, художественной гимнастике, плавании и др.
Триумф российских студентов-спортсменов состоялся в турецком Измире в 2005 г. - впервые российская команда завоевала первое место по количеству золотых медалей. И вновь лидерами стали легкоатлеты, фехтовальщики и пловцы [1, 2].
2007 год - удачное выступление российских студентов, однако рост конкуренции на международной арене обуславливает следующие результаты: 2-е место в командном зачете, российские студенты завоевали 92 медали, 28 из которых высшей пробы: в легкой атлетике, фехтовании, плавании, стрельбе, спортивной и художественной гимнастике и др.
На Универсиаде 2009 г. вновь триумф - 76 медалей, 26 из которых золотые и первое общекомандное место. Наибольшее количество наград было завоевано в легкой атлетике и художественной гимнастике.
Всемирная летняя Универсиада 2011 г. в китайском городе Шэньчжэнь прошла в обстановке возросшей конкуренции. И это неудивительно, учитывая значительно выросший уровень китайского спорта. Сборная России выдержала конкуренцию, уступив лишь безусловным лидерам - хозяевам стартов, завоевав 132 медали, из которых 42 золотых, 45 серебряных и 45 бронзовых. Российские студенты победили на соревнованиях в легкой и тяжелой атлетике, фехтовании, стрельбе, велоспорте, гимнастике и др.
Всемирная летняя Универсиада в Казани 2013 г. стала ярким показателем признания успехов российского спорта на международной арене. Выбор Сочи столицей зимнего олимпийского спорта и проведение различного рода соревнований на территории нашей страны подтвердили высокий статус спортивной державы. Универсиада в Казани продемонстрировала рекордные показатели выступлений российских студентов - 292 медали, из которых 155 высшей пробы. Наши студенты стали чемпионами в боксе, борьбе, гребле,
Рис. 3 Количество завоеванных медалей российскими спортсменами на Всемирных летних Универсиадах с 1993 по 2015 г.
дзюдо, легкой атлетике, самбо и др. Следует отметить также, что россияне более 30-ти раз «обновили» рекорды Универсиад [1, 2, 4].
На XXVIII Всемирной летней Универсиаде в г. Кванджу (Республика Корея) команда России завоевала 122 награды, из которых 34 золотые, 39 серебряные и 49 бронзовые. Такие результаты позволили нашей команде подняться на вторую строчку в общекомандном зачете, уступив лишь команде Кореи. Следует отметить, что по общему количеству наград россияне опередили корейских спортсменов [5].
Российские студенты стали победителями и призерами в 18-ти видах спорта из 22-х, представленных на Универсиаде. Наиболее удачными стали выступления российских волейболистов, гандболистов, легкоатлетов, а также спортивных и художественных гимнастов.
Следует также отметить, что победителями Универ-сиады-2015 стал 91 российский студент, а призерами -252.
На рисунке 3 наглядно представлена динамика изменения количества завоеванных наград российскими студентами-спортсменами за исследуемый период [5].
Следует также отметить, что неоднократными победителями и призерами Всемирных летних Универсиад были известные российские спортсмены - олимпийские чемпионы и призеры: Наталья Садова, Павел Колобков, Амина Зарипова, Юлия Пахалина, Татьяна Лебедева, Ирина Чащина, Анна Чичерова и многие другие.
Всего на Всемирных летних Универсиадах с 1993 по 2015 г. студенты-спортсмены России выиграли 1049 медалей, из которых 391 золотая, 312 серебряных и 346 бронзовых наград [1-5].
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, можно констатировать стабильное поступательное развитие, неизменный рост конкуренции и популярности Всемирных летних Универсиад, а также успешное выступление российских студентов - мировых лидеров в международном студенческом движении.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Итоги выступления студенческой сборной команды России на XXVIII Всемирной летней Универсиаде в г. Кванджу (Республика Корея): [Электронный ресурс] иК1_ http://studsport.ru/arkhiv-novostej/331-itogi-vystupleniya-studencheskoj-sbornoj-komandy-rossii-na-xxviii-vsemirnoj-letnej-universiade-v-g-kvandzhu-respublika-koreya (дата обращения 17.04.2017).
2. Любимов А. В. Всемирные летние универсиады: история / А. В. Любимов, Б. А. Базунов; под общ. ред. О. В. Матыцина; РССС. - М.: Советский спорт, 2013. - 200 с.
3. Олимпийский бюллетень № 15 / сост. Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин, Н. С. Леонтьева, А. Ю. Никифорова, Л. С. Леонтьева. - М.: Олимпийская панорама, 2014. - 356 с.
4. Олимпийский бюллетень № 16 / сост. Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин, Н. С. Леонтьева, А. Ю. Никифорова, Л. С. Леонтьева. - М.: Человек, 2015. - 272 с.
5. Трескин А. В. История физической культуры и спорта: учебник / А. В. Трескин, Н. Ю. Мельникова; под ред. проф. Н. Ю. Мельниковой. - М.: Советский спорт, 2013. - 392 с.
MAIN RECORDS AND RESULTS OF THE PERFORMANCE OF RUSSIAN ATHLETES AT THE WORLD SUMMER UNIVERSIADES (FROM 1993 TO 2015)
L. Leontieva, Postgraduate student at the History of Physical Education, Sports and Olympic Education Department,
Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, M. Koreneva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Social and Cultural Services and Tourism Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
N. Leontieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the History of Physical
Education, Sports and Olympic Education Department,
Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow. Contact information for correspondence: 105122, Moscow, Sireneviy Bulvar, bld. 4, office № 236, e-mail: luba [email protected].
This study is devoted to the relevant issues related to the development of the international student sport at the present stage (after the dissolution of the USSR to the present time). The main records and results of the World Summer Universiades from 1993 to 2015 are presented in the work, as well as the results of the performance of the Russian national team, beginning with the debut as an independent team at the XVII World Summer Universiade of 1993, held in the American city of Buffalo, up to the triumph of Russian students at the «home» XXVII World Summer Universiade of 2013, held in Kazan and the successful performance of our team at the XXVIII World Summer Universiade of 2015 in the city of Gwangju (Republic of Korea).
The study shows statistical and analytical data, revealing the main trends in the development of the international student sport: dynamics of geography and number of participants at the World Summer Universiades, changes in the number of sports, the performances results of Russian students in different sports and others.
The paper presents tables, developed as a result of the study, devoted to the various aspects of the scientific research subject. The tables give data on the main recoreds of the World Summer Universiades of the under study period: serial number, year and place, number of participating countries, number of sports, on which the competitions were held, number of participants, including the representatives of our country, number of medals won by Russian students, including gold, silver and bronze, place of the Russian Federation in the unofficial team classification of teams at the World Summer Universiades.
For the most visual representation of various aspects, concerning the results of the performance of Russian athletes at the World Summer Universiades, three figures are presented in the work, reflecting the changes dynamics of the following indicators: number of Russian athletes, place
in the unofficial team classification according to the results of the performance of Russian athletes, number of medals won by Russian athletes at the World Summer Universia-des from 1993 to 2015.
The results of the conducted research have the possibility of wide practical application to the discipline «History of Physical Education and Sports», implemented within the framework of the basic educational programs for bachelors at physical education and sports institutions and as a supplement to special courses and courses on the choice of historical and sport direction.
Keywords: international student sport, World Summer Universiades, indicators dynamics of the World Summer Universiades, student team of Russia, main records and results, performance results of Russian students at the Summer Universiades.
References:
1. Itogi vystuplenija studencheskoj sbornoj komandy Ros-sii na XXVIII Vsemirnoj letnej universiade v g.Kvandzhu (Respublika Koreja): [Jelektronnyjresurs] URL http:// studsport.ru/arkhiv-novostej/331-itogi-vystupleniya-studencheskoj-sbornoj-komandy-rossii-na-xxviii-vsemi-rnoj-letnej-universiade-v-g-kvandzhu-respublika-kore-ya (data obrashhenija 17.04.2017).
2. Ljubimov A. V. Vsemirnye letnie universiady: istorija / A. V. Ljubimov, B. A. Bazunov; pod obshh. red. O. V. Maty-cina; RSSS. - M.: Sovetskij sport, 2013. - 200 s.
3. Olimpijskij bjulleten' № 15 / Sost. N. Ju. Mel'nikova, A. V. Treskin, N. S. Leont'eva, A. Ju. Nikiforova, L. S. Leont'eva.
- M.: «Olimpijskaja panorama», 2014. - 356 s.
4. Olimpijskij bjulleten' № 16 / Sost. N. Ju. Mel'nikova, A. V. Treskin, N. S. Leont'eva, A. Ju. Nikiforova, L. S. Leont'eva.
- M.: «Chelovek», 2015. - 272 s.
5. Treskin A. V. Istorija fizicheskoj kul'tury i sporta: ucheb-nik / A. V. Treskin, N. Ju. Mel'nikova pod red. prof. N. Ju. Mel'nikovoj. - M.: Sovetskij sport, 2013. - 392 s.