ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Ольга Владимировна Горобцова
ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия», 630108, г.
Новосибирск, ул. Плахотного, 10, директор Центра маркетинговых коммуникаций и развития дополнительного профессионального образования тел. (383) 343-25-21, e-mail: [email protected]
Рассматриваются основные подходы к формированию и содержанию образовательных программ, которые ориентированы на использование геоинформации при развитии информационного общества на основе требований к специалистам со стороны реального сектора экономики.
Ключевые слова: образовательная программа, информационное общество,
геоинформация, реальный сектор экономики.
BASIC APPROACHES TO GIS EDUCATIONAL PROGRAMS CONTENTS
Olga V. Gorobtsova
Director of the Center of Marketing Communications and Development of Additional Vocational Training, Siberian State Academy of Geodesy, 10, Plakhotnogo Str., Novosibirsk, 630108, Russia, phone: (383) 343-25-21, e-mail: [email protected]
Summary: Basic approaches of formation and content of educational programs focusing geoinformation usage when developing information society on the basis of real sector of economy requirements to experts are considered.
Key words: educational program, information society, geoinformation, real sector of economy.
В современную эпоху глобализации во многих странах мира благодаря IT-технологиям реализуются проекты, способствующие формированию новых моделей для эффективного управления территориями и государствами. Это «Цифровой мир», «Цифровой город», «Электронное государство» [1].
В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы реализуется целый ряд подобных проектов - это «Электронная Россия», «Электронное правительство», «Электронный документооборот». Все это стало возможным благодаря переходу к инновационной экономике. Сложная демографическая ситуация по-новому ставит задачу о смене парадигмы и выборе приоритетов кадровой политики на ближайшую и долгосрочную перспективу, ориентированную, прежде всего на снижение доли неквалифицированного труда и повышение его производительности, формирование творческого мышления и развитие частного и государственного партнерства. Решение этой задачи во многом зависит от правильного использования кадрового потенциала, навыков, умений, академической и
профессиональной мобильности человека на каждом уровне учебной и трудовой деятельности, качества и эффективности профессионального образования, его интеграции с наукой, производством и социальной сферой. Для этого требуется комплексная система мер, в том числе и формирование новых образовательных программ, освоение которых позволит раскрыть новые возможности перед обществом для реализации профессиональной деятельности в смежных отраслях жизнедеятельности.
Учебно-образовательные программы по геоинформационной тематике должны не только формировать необходимые базовые знания по основам 1Т-технологий, по защите данных, но и давать новейшие специализированные знания в предметной области. Обучающиеся в настоящее время должны получить необходимые навыки по созданию трехмерных моделей объектов и территорий с применением технологий наземного лазерного сканирования, а также необходимые основы для получения фрагментов планов и других данных о территориях РФ с помощью геоинформационных систем и геосервисов в Интернете (например, с помощью геопортала). Это шаг в современный новый мир, где каждый объект имеет точные пространственные координаты, необходимые для определения геометрических параметров и социальноэкономических и технических характеристик. Именно геопорталы расширяют возможности познания мира современным обществом, а 1Т-технологии позволяют сделать этот мир реальным.
Важным этапом образовательного процесса является необходимость формирования корпоративной культуры, умение работать в команде. С этой целью в программе должны быть предусмотрены мастер-классы.
Образовательные программы должны быть ориентированы на формирование у обучающихся новых знаний и представлений о развитии и функционировании общества, формирование инновационной культуры и современного мышления для реализации человеческого потенциала с использованием новых возможностей компьютерных технологий в интеграции с геоинформационными системами и новейших средств получения геопространственных данных об окружающем нас пространстве.
Фундаментальные основы построения учебно-образовательной программы должны базироваться на теоретических знаниях современного общества в области компьютерных технологий, геоинформационных систем и их возможностей для формирования новых моделей развития общества и использовании новейших технологий для познания окружающего мира.
Построение таких фундаментальных основ позволит формировать у обучающихся современное инновационное мышление о новых моделях и направлениях развития общества.
Проблема создания новой модели развития современного общества включает множество аспектов, таких, как характер производства и потребление, численность населения, социальное неравенство, выбросы в атмосферу парниковых газов, сохранение лесного покрова планеты и биоразнообразия, сокращение военных расходов и многое другое. В рамках решения этих глобальных задач формируется новое направление - геоинформационное
обеспечение территорий на федеральном, региональном, районном и муниципальном уровнях. Разрабатываются системы ведения земельного, лесного, градостроительного и других кадастров. На основе пространственной информации создаются системы управления промышленными предприятиями и транспортом, а также навигационные системы. Пространственная информация становится основой для формирования новой модели общества на основе компьютерных и ГИС-технологий.
Научно-технический прогресс и переориентация экономики и общества в условиях века информатизации обуславливают новые требования к геоинформационному обеспечению территорий с включением в их арсенал современных измерительных систем, таких, как наземные лазерные сканеры.
В настоящее время на базе и в развитии этих процессов наблюдается появление новых возможностей обеспечения потребителей пространственной информацией о территориях, анализа этой информации, а также новых технологий ее использования и доставки, связанных, в том числе, с интернет -технологиями.
Реализация новых целей и функций геоинформационного обеспечения требует новых методов и подходов к использованию современных достижений научно-технического прогресса.
Геоинформационное обеспечение представляет собой на современном этапе новый, развивающийся на основе компьютерных и геоинформационных технологий, вид деятельности по удовлетворению экономических и общественных потребностей в многоаспектной пространственной информации о территориях и их производных, путем сбора пространственных данных, формирования геоинформации, ее интеграции в единое геоинформационное пространство, мониторинга, моделирования территории, пространственного анализа, подготовки пространственных решений, визуализации с применением компьютерных технологий и распространения [2].
Методологический аппарат геоинформационных технологий прямо или опосредованно связан с различными областями прикладной математики (вычислительной геометрии, аналитической и дифференциальной геометрии, откуда заимствованы алгоритмические решения многих аналитических операций геоинформационных технологий), с машинной графикой, распознаванием образов, анализом сцен, цифровой фильтрацией и автоматической классификацией в блоке обработки цифровых изображений растровых ГИС. Развитие геоинформатики, как профессиональной производственной деятельности, привело к диверсификации единой прежде специальности «геоинформатика» с выделением отдельных профессий и специализаций: ГИС-менеджеров, занимающихся управлением ГИС, ГИС-разработчиков (системных аналитиков, программистов, проектировщиков) и ГИС-пользователей. Современная геоинформатика представляет собой научную дисциплину, которая изучает пространственные свойства геопространства и составляющих его пространственных предметов методом геоинформационного моделирования. Геоинформатика начинается с моделирования
пространственных предметов с использованием геоинформации, полученной
специалистами разных наук и отраслей народного хозяйства одного и того же геопространства. В геоинформационных моделях пространственных предметов моделируются только их пространственные свойства. Все прочие свойства используются для разграничения предметов по их типам, то есть для их классификации, не моделируются и имеют справочное значение.
С прикладной точки зрения, геоинформатика - это современный мощный инструмент межотраслевого исследования пространственных свойств геопространства. При этом потребитель, специалист-отраслевик, предоставляет свою геоинформацию и ставит условия задачи: какие пространственные предметы и каких отраслей надо исследовать на пространственное расположение, какие модели необходимо представлять. Анализ и интерпретацию результатов геоинформационной обработки осуществляют с помощью компьютерных технологий с применением современных многофункциональных ГИС-программ. Визуализация территории с помощью компьютера возможна на основе цифрового картографического изображения, получаемого по результатам натурных измерений территории с помощью современных автоматизированных методов, к которым относится технология наземного лазерного сканирования. Фундаментальные основы этого молодого направления базируются на измерениях с высокой скоростью расстояний от сканера до точек объекта и регистрации соответствующих направлений и формированием облака точек, позволяющего в дальнейшем после обработки формировать реальные метрические трехмерные модели окружающего пространства. Достоинством этих моделей является наличие большого объема избыточных измерений, которые позволяют манипулировать параметрами точности. А это, в свою очередь, является важной основой для построения точной модели геопространства той или иной территории. Сегодня становится совершенно очевидным, что геопространственные данные являются интегральной основой функционирования различных отраслей народного хозяйства, они являются остовом для построения различных тематических моделей.
В настоящее время в Сибирской государственной геодезической академии реализуется целый комплекс образовательных программ в рамках курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, которые содержат различные разделы геоинформационного образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карпик А.П., Лисицкий Д.В. Электронное геопространство - сущность и концептуальные основы // Геодезия и картография. - № 5. - 2009. - С. 41-44.
2. Карпик А.П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий: монография. - Новосибирск: СГГА, 2004. - 260 с.
© О.В. Горобцова, 2012