WW
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
MAIN APPROACHES TO THE RECONSTRUCTION OF THE HISTORICAL
URBAN ENVIRONMENT
УДК 72.03
Горбунов А.Ю.
студент 4 курс, факультет «Архитектуры и Дизайна»
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Россия, г. Н. Новгород
Gorbunov A. Yu. gorbunov_af_96@mail.ru
Аннотация
В данной статье рассматриваются два основных подхода к реконструкции исторически сложившейся городской среды: контекстуализм и контрастное сочетание нового и старого. При этом приводятся удачные, по мнению автора, примеры реализации данных принципов в современной архитектуре.
Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона, воспроизведение исторических событий.
Annotation
This article discusses two main approaches to the reconstruction of the historical urban environment: contextualism and a contrasting combination of new and old. In the author's opinion, successful examples of implementation of these principles in modern architecture are given.
Historical reconstruction-recreation of the material and spiritual culture of a particular historical epoch and region, reproduction of historical events.
Ключевые слова: архитектура, историческая среда, реконструкция, контекстуализм, стилистическое решение.
Keywords: architecture, historical environment, reconstruction, contextualism, stylistic solution.
Реконструкция исторически сложившейся городской среды в наше время является очень важным инструментом в оформлении и преобразовании архитектурного облика города.
В различные исторические эпохи при разных условиях формировались уникальные архитектурные объекты, демонстрирующие своеобразие пластики фасадов, строительных и отделочных материалов, цветовой гаммы, соотношения масштабов зданий, их объёмов и габаритов.
По мнению автора статьи, острой проблемой застройки городской среды является необходимость гармоничного сочетания современной и исторической архитектуры.
Актуальность данной статьи обусловлена недостаточной освещённостью данной проблемы в современной учебной литературе. в необходимости разрешения
Проектируя современное здание в исторической застройке, необходимо грамотно и тактично вписывать объект, чтобы реализовать преемственность новой архитектуры. Это позволяет гармонично сочетать, подчёркивать и дополнять историческую архитектуру данного квартала. Новые постройки могут быть уместны, если они сочетаются с существующей архитектурой и вписываются по масштабу. Использование деталей и элементов сомасштабных окружению, а также имитация облицовочных материалов исторической эпохи, может удачно вписать новое строение среди сохранившихся памятников архитектуры. Важно также сохранить существующий облик старинных зданий, и, если необходимо - адаптировать их для актуальных потребностей города.
Как показывает практика реконструкции, для сохранения целостности исторической среды чаще всего используются следующие методы:
• консервация исторической застройки или её фрагментов;
• ревитализация застройки;
• адаптация застройки под актуальные функции и потребности горожан, которая, как показывает практика, является наиболее эффективным способом.
Исторические центры городов, как и в прежние эпохи, являются сосредоточением деловой активности населения, т.к. являются геометрическими центрами, в которые легче всего добраться большей части населения города и его окраин, с ростом этого населения нагрузка на исторические центры возрастает [2].
В связи с этим, актуальной задачей архитекторов при проектировании зданий в историческом центре города (в соответствии с законом об охране объектов культурного наследия) является, во-первых, сохранение морфотипной целостности среды, и во-вторых, внедрение в нее максимально уместных архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений [1].
Существует множество способов сочетания нового объекта с исторической застройкой: от тотального преобразования планировки и сноса существующей застройки с музеефикацией её отдельных фрагментов, до частичной и полной имитации исторических прототипов. При этом применяются два основных направления в решении данной проблемы.
Контекстуализм - это стилистическое направление в современной архитектуре, где новый объект вписывается в историческую застройку и впитывает в себя элементы окружающей застройки, адаптируясь под неё. В данном стиле используются принципы сомасштабности объёмов и масс, адаптированного колористического решения, пропорционирования, модульности, стилистической адаптации.
Характерным примером вписывания объекта в окружающую застройку является общественное здание в Нижнем Новгороде радом с авиационным техникумом на площади Горького ТМА Быкова. В этом объекте использованы принципы сомасштабности объёмов форм, имитации облицовочного материала по цвету, а также стилистическая и колористическая адаптация. Этот пример считается наиболее уместным, так как на первый взгляд это здание не воспринимается как современное и поддерживает общий облик застройки.
По мнению автора статьи, если современное здание в исторической застройке выглядит так, будто оно уже там существовало, то это можно считать высоким профессионализмом архитектора.
Безусловно, существуют множество различных подходов и решений обозначенной проблемы, зависящих от личного видения архитектора. Но, к сожалению, не всегда эти решения бывают удачными. Например, в некоторых случаях пространство может оказаться «обычным» и даже банальным, не привнося в сложившуюся эстетику новых граней, если использовать подход контекстуализма слишком буквально. И возникает желание «оживить» его, придав новому объекту некую контрастную форму, ноту индивидуальности, но тактично, не разрушая уже устоявшихся форм.
Второе направление - контрастное соединение нового и старого, когда объект отличается своими признаками от существующей застройки. Данный принцип реализуется за счёт использования новых материалов, архитектурных форм и объёмов, которые отличаются от существующей застройки. Разумеется, применение данного подхода требует от архитекторов тщательной продуманности и чувства меры. Не всегда он может быть уместен, так как многое зависит от конкретного пространства, духа времени, от менталитета горожан и т.д.
По мнению автора, ярким и уместным примером контрастного сочетания нового и старого является Кристалл Ли Чин, Королевский музей Онтарио в Торонто архитектора Д. Либескинда, так как он вносит новые
эмоции в восприятии пространства в сочетании с окружающей застройкой старого музея. Но в то же время выглядят спокойно и уверенно, благодаря своей необычной архитектуре кристалловидной формы и решениям цветовой гаммы отделочных материалов старой и новой постройки.
Среди методов реконструкции выделяют следующие: композиционные, морфологические, колористические, стилистические, декоративные, образно-символические, ассоциативные, типологические, а также и лендморфные (приемы адаптации к природной среде, ландшафту, когда здание повторяет форму и рельеф). Также при анализе произведений в истории архитектуры был выявлен и тектонический прием адаптации, который объединял здания, формирующие ансамбль в единую взаимосвязанную систему на основе подобной конструктивной системы.
Существует множество вариантов сочетания нового объекта и исторической застройки. Безусловно, архитектор должен проявлять комплексный подход в решении данной проблемы: использовать наиболее уместные композиционные приёмы сочетания архитектуры и взаимодействия нового со старым, учитывать множество условий данного места и его контекст, уважая архитектурное наследие исторических объектов.
Литература
1. Мильчик, М.И. Исторический город и современная архитектура / М.И. Мильчик. - Ленинград : Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1990. - 32 с.
2. Пруцын, О. И. Архитектурно-историческая среда / О. И. Пруцын, Б. Рымашевский, В. Борусевич / под ред. О. И. Пруцына. -Москва : Стройиздат, 1990. - 408 с.
3. Регамэ, С. К. Сочетание новой и сложившейся застройки при реконструкции городов / С. К. Регамэ, Д. В. Брунс, Г. Б. Омельяненко. -Москва : Стройиздат, 1988. - 142 с.
4. Щенков, А.С. Основы реконструкции исторических городов : учеб. пособие / А.С. Щенков. - Москва : Московский архитектур. ин-т (гос. академия), 2008. - 154 с.
Literature
1. Milchik, M. I. Historical city and modern architecture / M. I. Milchik. - Leningrad: leningr. org. o-VA "Znanie" RSFSR, 1990. - 32 p.
2. Prutsyn, O. I. Architectural and historical environment / O. I. Prutsyn, B. Rymashevsky, V. Borusevich / ed. - Moscow: stroizdat, 1990. - 408 p.
3. Regame, S. K. Combination of new and existing buildings in the reconstruction of cities / S. K. Regame, D. V. Bruns, G. B. Omelyanenko. -Moscow: stroizdat, 1988. - 142 p.
4. Schenkov, A. S. Fundamentals of reconstruction of historical cities: textbook. manual / A. S. Schenkov. Moscow: Moscow architectural Institute (state Academy), 2008, 154 p.