Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ АНТИКРИЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ АНТИКРИЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / КРИЗИС / ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асеева Ю.О.

В данной статье определена сущность антикризисного управления, рассмотрены основные подходы к разработке антикризисных стратегий. Обоснована важность идентификации кризисных явлений в целях предупреждения его негативных последствий кризиса для предприятий. Определена основная задача антикризисного управления. Отмечена необходимость внедрения в деятельности предприятий малого и среднего бизнеса превентивного антикризисного управления при наличии неблагоприятных тенденций в экономической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ АНТИКРИЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

УДК 338.2

Ю. О. Асеева

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ АНТИКРИЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

В данной статье определена сущность антикризисного управления, рассмотрены основные подходы к разработке антикризисных стратегий. Обоснована важность идентификации кризисных явлений в целях предупреждения его негативных последствий кризиса для предприятий. Определена основная задача антикризисного управления. Отмечена необходимость внедрения в деятельности предприятий малого и среднего бизнеса превентивного антикризисного управления при наличии неблагоприятных тенденций в экономической среде.

Ключевые слова: антикризисное управление, инструменты антикризисного управления, стратегия антикризисного управления, кризис, тактическое планирование, предприятие, малый и средний бизнес.

Роль эффективных инструментов антикризисного управления усиливается в периоды обострения экономических, политических и социальных кризисов. Особую актуальность в этих условиях приобретают вопросы, связанные с прогнозированием, идентификацией и оценкой кризиса, определению глубины, скорости развертывания и возможных последствий для бизнеса.

Снижение эффективности деятельности предприятий в условиях экономической нестабильности и глобальных перемен, связанных с развитием цифровых технологий, требует пересмотра подходов к антикризисному управлению. Обоснование выбора инструментов антикризисного управления в этих условиях выступает насущной проблемой, решение которой позволит предприятиям удерживать рыночную стойкость и обеспечивать повышение эффективности деятельности.

Антикризисное управление направлено на стабилизацию деятельности предприятия с использованием всех внутренних ресурсов предприятия - финансовых, материальных, человеческих, производственных.

Антикризисное управление является составляющей частью управления экономической безопасностью предприятия и заключается в предвидении возможности наступления кризисной ситуации, реализуется через подготовку и внедрение соответствующих управленческих решений, взятие на себя ответственности и контроля за реализацией запланированных мероприятий, быстром реагировании на кризисную ситуацию для вывода предприятия из кризисного состояния [1].

Качество реагирования на кризисные явления определяет возможности предприятия по достижению заложенных в стратегии целей и поддержанию эффективности его деятельности на установленном уровне. Таким образом, способность организации эффективно реагировать на кризисную ситуацию обеспечивает ее жизнеспособность и устойчивость в условиях турбулентных изменений внешней среды. Целями антикризисного управления выступают:

1) финансовая стабилизация предприятия;

2) локализация кризисных явлений;

3) недопущение банкротства предприятия;

4) выведение предприятия из состояния юридического банкротства;

5) предотвращение повторения кризиса [2].

Вопросы антикризисного управления в научной литературе рассматриваются как на макроуровне, так и на уровне отдельных отраслей и предприятий. Специфические черты антикризисного управления определяют подходы, принципы, методы и инструменты антикризисного управления на различных уровнях исследования кризисных явлений. Антикризисное управление должно основываться на ранней диагностике кризисных явлений и разработке антикризисных мер как инструментария предотвращения банкротства [3]. Особую важность приобретают мероприятия по ранней диагностике кризисных явлений на предприятиях, включая предприятия малого и среднего бизнеса.

© Асеева Ю.О., 2020.

Научный руководитель: Голикова Галина Викторовна - доктор экономических наук, профессор, Воронежский государственный университет, Россия.

Вестник магистратуры. 2020. № 4-3 (103)

ISSN 2223-4047

Несмотря на различие подходов, механизмов и инструментов антикризисного менеджмента основной целью антикризисного управления является защита предприятий от наступления негативных последствий кризиса.

При реактивном антикризисном управлении действия менеджмента направлены на ликвидацию последствий кризиса, на определение процедур, которые будут способствовать выведению предприятия из кризисного состояния. В основном это инструменты финансового оздоровления предприятия, инструменты, способствующие восстановлению финансового состояния, ликвидности, платежеспособности предприятия. Такие инструменты направлены на реализацию тактических управленческих решений. Выполнение задач при реактивном антикризисном управлении является часто требует принятия решений в условиях ограниченного времени и ресурсов, высокой степени ответственности лица, принимающего решения. Необходимость принятия решения в таких условиях может стать причиной неправильной оценки сложившейся ситуации и привести к необоснованному решению [4].

В тоже время, антикризисное управление, основанное на результатах прогнозирования, дает возможность применить превентивные меры до момента появления угрозы функционированию предприятия

[5].

В основу превентивного антикризисного управления заложено использования средств и методов раннего выявления изменений внутренней и внешней среды разрабатываются и реализуются управленческие решения в плановом порядке и на постоянной основе во всех сферах деятельности предприятия.

Одним из основных условий эффективного антикризисного управления является способность предприятия выполнять свои основные функции во время кризиса, даже в уменьшенных масштабах, и способность к восстановлению деятельности до уровня докризисного состояния в короткие сроки.

Превентивное управление в отличие от традиционного (реактивного) антикризисного управления, содержит управленческие действия, направленные на обеспечение эффективного функционирования предприятия, мониторинг и предотвращение возникновения кризисных явлений, контроль за отклонениями фактических значений заданных параметров от целевых ориентиров [2].

Учитывая это, антикризисная стратегия является наиболее эффективным инструментом антикризисного управления. Предупредительное (превентивное) антикризисное управление является результатом реализации антикризисной стратегии. Антикризисная стратегия определяет поведение предприятия в условиях непрогнозируемых изменений внешней среды и определяет направления и параметры деятельности предприятия.

Исходя из характеристик антикризисной стратегии ее реализация может быть ориентирована на достижение следующих целей:

- поддержание объемов производства и реализации продукции, достаточных для поддержания рыночной устойчивости предприятия;

- поддержание активов предприятия на уровне достаточной ликвидности, что достигается оптимизацией структуры пассивов и активов баланса;

- восстановление достаточного уровня платежеспособности за счет оптимизации источников финансирования деятельности предприятия;

- поддержание определенного уровня эффективности деятельности предприятия.

Антикризисная стратегия предусматривает реализацию комплекса запланированных мероприятий

антикризисного управления. Эффективное антикризисное управление предусматривает использование тактических мер, которые в большей степени соответствуют конкретной ситуации, сложившейся на предприятии: объекту кризиса, характеру кризиса, глубине проявления кризиса, ресурсам, которые могут быть привлечены для вывода предприятия из кризиса.

Неоднозначность антикризисного стратегического управления связана с существованием различных видов кризисов на предприятия и их природой, что определяет возможность использования различных методов и инструментов антикризисного управления предприятием.

Обобщение инструментов антикризисного управления в зависимости от типа антикризисного управления представлены в табл. 1.

Таблица 1

Инструменты антикризисного управления_

Диагностика кризиса Тип антикризисного управления Цель антикризисного управления Инструменты антикризисного управления

Поздняя Реактивное Вывод предприятия из кризиса Тактические контроль, аутсорсинг, бенчмаркинг, аудит бизнес-процессов

Ранняя Превентивное Предупреждение наступления кризиса Стратегические интеграция, реструктуризация, реинжиниринг, диверсификация, санация

Применение инструментов антикризисного управления может кардинально изменить существующую ситуацию на предприятии и обеспечить восстановление устойчивости предприятия как финансовой, так и коммерческой.

Основными ошибками при антикризисном управлении являются отсутствие мониторинга кризисных ситуаций на большинстве предприятий и отсутствие антикризисных стратегий, позволяющих осуществлять превентивное антикризисное управление.

Таким образом, одной из основных задач антикризисного управления является предупреждение кризиса, а одним из наиболее эффективных инструментов превентивного антикризисного управления выступает разработка и реализация антикризисной стратегии.

Библиографический список

1.Тигоева К.А. Типы и этапы антикризисных стратегий организации. Студенческий. 2019. № 1-4 (45). С. 17-19.

2.Грицева Е.В. Антикризисные маркетинговые стратегии предприятия. Студенческий. 2019. № 5-1 (49). С. 4144.

3.Рыдзывыло Д.Г. Антикризисные стратегии. В книге: Информация и общество сборник тезисов научных статей III студенческой научно-практической конференции. 2019. С. 77-81.

4.Шуклина Д.А. Антикризисная стратегия: особенности разработки и реализации. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики: менеджмент и маркетинг. Сборник статей Межвузовской научно-практической конференции. 2020. С. 153-158.

5.Корень В.А. Управление персоналом как часть антикризисной стратегии предприятия. В сборнике: Общественные и экономические науки. Сборник статей по материалам XXIV студенческой международной научно-практической конференции. 2020. С. 23-27.

АСЕЕВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА - магистрант, Воронежский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.