УДК 37
Тарасюк Ольга Вениаминовна
Доктор педагогических наук, Международный институт «ИНФО-Рутения» Международной академии наук Сан-Марино, профессор кафедры материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург
Копылов Сергей Николаевич
Преподаватель факультета среднего профессионального образования (колледж) Уральского государственного лесотехнического университета, [email protected], Екатеринбург
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Tarasiuk Olga Veniaminovna
Doctor of Education ofInternational Institute of «INFO - Ruthenium» ofInternational Academy of Sciences of San-Marino, professor of materials control technology in engineering and methods ofprofessional training science of Autonomous federal state institution of higher education «Russian state vocational pedagogical university», Yekaterinburg
Kopilov Sergey Nikolayevich
The faculty of a secondary professional education (college) of the Ural State Forestry Université, teacher, [email protected], Yekaterinburg
THE BASIC APPROACHES TO DESIGNING OF COMPETENCE - ORIENTED CONTENT OF GENERAL DISCIPLINES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE COLLEGE STUDENTS
В современных условиях знания, умения, трудовые навыки, компетенции, инициатива, ценностно-мотивационная сфера работников любого предприятия становится наиболее важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом.
В современных условиях развития экономики в России автомобильный транспорт является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы в обеспечении экономического роста и социального развития страны. Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики, связывая все экономические и административные
районы Российской Федерации в единое целое, удовлетворяя потребности жителей в передвижении, обеспечивая неуклонный рост товарооборота, расширяя и усиливая связи между всеми отраслями экономики страны. Кроме того, автомобильный транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства.
В соответствии с этими обстоятельствами, в современных условиях в отрасли «Транспорт» создаются сложные технические объекты, используются передовые достижения науки, реализуются технологии, способствующие повышению уровня экологичности, безопасности, комфортности транспортных средств. Таким образом, дальнейшее развитие автомобильного транспорта требует подготовки квалифицированных кадров, владеющих современными прогрессивными методами организации, планирования и выполнения технического обслуживания и ремонта. Другими словами, сегодня работодатель требует подготовку специалистов XXI века с высоким уровнем профессиональной компетентности, включающей владения организационной, управленческой и воспитательной работы в коллективе, осознанием ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, имеющих устойчивую гражданскую позицию, сформированное научное мировоззрение, высокий уровень профессиональной и общей культуры. Это приводит к совершенствованию содержания подготовки специалистов автомобильного профиля.
Перед учреждениями профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов в системе среднего профессионального образования (СПО) для автотранспортных предприятий, поставлена цель перехода к подготовке специалистов нового поколения, способных создавать конкурентоспособную продукцию и оказывать услуги на основе моделирования, оптимизации и сокращения сроков выполнения производственных заданий.
Одним из путей достижения этой цели является проектирование компетентностно-ориентированного содержания подготовки специалистов среднего звена в целом и совершенствование содержания общепрофессиональных дисциплин, в частности.
Концепция модернизации российского образования, учитывая запросы рынка труда, ставит задачу повышения качества подготовки специалиста на основе внедрения компетентностного подхода к обучению [2], в том числе и в системе среднего профессионального образования.
Несмотря на различные аспекты компетентностно-ориентированного подхода к обучению, рассмотреные в работах Э. Ф. Зеера, Дж. Равена, Г. К. Селевко, В. С. Шишова, А. В. Хуторского, М. А. Холодной, Б. Д. Эль-конина, и др. основным объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде наряду с профессиональной направленностью и профессиональной гибкостью является профессиональная компетентность [4; 6; 7].
Профессиональная компетентность означает теоретическую и практическую готовность человека к профессиональной деятельности. Существуют
разные подходы к пониманию содержания профессиональной компетентности. В трактовках некоторых авторов понятие «профессиональная компетентность» коррелирует с понятиями «профессионализм» (В. В. Косарев, А. И. Пискунов) и «готовность к профессиональной деятельности» (Н. Н. Лобанов, А. И. Панарин, В. А. Сластенин).
Профессиональная компетентность техника автотранспортного предприятия подразумевает обладание умением перестраиваться с одного объекта или вида профессиональной деятельности на другие, т. е. обладать качествами профессиональной мобильности, способностями к критическому, абстрактному мышлению, творческому подходу к решению профессиональных задач. Таким образом, в современных условиях знания, умения, трудовые навыки, компетенции, инициатива, ценностно-мотивационная сфера работников автотранспортного предприятия становится наиболее важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом.
В настоящее время вводятся в действие Федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней профессионального образования, проектирование содержания которых осуществлялось на основе реализации ком-петентностного подхода. Компетентностный подход предполагает: целостный образ профессиональной деятельности; нормы профессиональной деятельности; открытый разнообразный диапазон стратегий и приемов профессионального развития, основанного на развитии профессиональных компетенций; ориентацию на профессиональную культуру как условие формирования профессиональных компетенций; высокий креативный потенциал, ориентацию на творческую профессиональную деятельность; высокую значимость общих компетенций специалиста в сфере профессиональной деятельности [10]. Компетентностный подход открывает новые возможности для понимания профессионального развития будущего специалиста через развитие его профессионального мышления. Одним из важнейших является вопрос о многообразии видов и типов мышления, осуществляется ориентация на развивающийся эвристический потенциал, ценности личности в профессиональной деятельности. В рамках компетентно стного подхода понимание мышления позволяет выйти к его системным, интегративным характеристикам, которые находят отражение в различных подходах к типологии мышления вообще и мышления профессионального. Данный подход создает методологические предпосылки для понимания и определения особенностей профессионального мышления [13].
В соответствии с ФГОС СПО, понятие «компетентность» - это умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности, понятие «компетенция»
- это круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы, а понятие «профессиональная компетентность - это способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации [12].
В педагогической науке «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий [4; 7].
Переход на компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить между требованиями к его качеству, предъявляемым государством, обществом, работодателями, а также формирующимися рынками труда, и его актуальными образовательными результатами [8].
Для проектирования компетентностно-ориентированного содержания подготовки специалиста, в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», необходимо выделить основные объекты и виды его профессиональной деятельности [11]. Так, для техника по данной специальности ведущими являются следующие объекты профессиональной деятельности: автотранспортные средства; техническая документация; технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; первичные трудовые коллективы. Основные виды профессиональной деятельности техника - это техническое обслуживание и ремонт автотранспорта; организационные работы; первичных трудовых коллективов; выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (Таблица 1).
Таблица 1 - Структура и содержание профессиональных компетенций для проектирования компетентностно-ориентированного содержания дисциплины «Материаловедение» специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Профессиональные компетенции техника специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1 2
ПК. 1. Проводить выбор металлов в зависимости от марки ПК. 2. Работать с электротехническими и электроизоляционными материалами
Знать: Уметь: Опыт: Знать: Уметь: Опыт:
Виды; свойства; об- Расшифро- Уметь давать Виды про- Опреде- Уметь да-
ласть применения вывать мар- рекомен- водниковых; лять вид вать реко-
металлов и сплавов. ки металлов дации по полупрово- и область мендации
Маркировку метал- и сплавов. исполь- дниковых применения по исполь-
лов и сплавов Определять зованию и непрово- электротех- зованию
вид металла металлов и дниковых нических и электротех-
и сплава в сплавов в материалов; электроизо- нических и
зависимости зависимости маркировку ляционных электроизо-
от марки от марки электротехнических и электроизоляционных материалов материалов ляционных материалов
Продолжение таблицы
1 2
ПК. 3. Выполнять термическую обработку деталей ПК. 4. Выполнять химикотермическую обработку деталей
Знать: Виды термической обработки;условия проведения термической обработки; режимы термической обработки Уметь: Определять вид термической обработки в зависимости от условий работы деталей; выбирать температуры термической обработки в зависимости от условий работы деталей Опыт: Проводить термическую обработку в зависимости от условий работы деталей Знать: Виды химико- термической обработки; условия проведения химико- термической обработки; режимы химико- термической обработки. Уметь: Определять вид химикотермической обработки в зависимости от условий работы деталей; выбирать температуры химико-термической обработки в зависимости от условий работы деталей Опыт: Проводить химикотермическую обработку в зависимости от условий работы деталей
ПК. 5. Защищать металл от коррозии ПК. 6. Знать способы получения деталей
Знать: Виды коррозии Уметь: Выбирать вид антикоррозионной обработки металла в зависимости от условий работы деталей Опыт: Проводить антикорро- зионную обработку металлов Знать: Особенности получения деталей литьем; особенности получения деталей штамповкой, ковкой, прессованием, волочением и прокатом Уметь: Определять способ получения деталей в зависимости от условий работы деталей. Опыт: Давать рекомендации по использованию деталей в зависимости от способа получения
ПК. 7. Выполнять сварку и резку металла ПК. 8. Выполнять пайку металла
Знать: Виды; условия и особенности проведения сварки и резки металла Уметь: Выбирать вид сварки; температурный режим проведения сварки и резки металлов Опыт: Проводить сварные работы с черными и цветными металлами и сплавами Знать: Виды; условия и особенности проведения пайки; материалы при пайке Уметь: Выбирать вид пайки в зависимости от материала деталей; инструмент пайки Опыт: Выполнять пайку деталей
ПК. 9. Выполнять работы слесарным инструментом
Знать: Виды слесарных работ; инструмент Уметь: Выбирать вид слесарной обработки деталей Опыт: Проводить и выполнять слесарные работы
Окончание таблицы
1 2
ПК. 10. Применение топлив в зависимости от марки автомобиля ПК. 11. Применение моторных масел в зависимости от марки автомобиля
Знать: Вид топлив; характеристики топлив; маркировка топлив Уметь: Определять область применения топлив в зависимости от марки Опыт: Давать рекомендации по использованию топлив в зависимости от марки Знать: Виды моторных масел; характеристики моторных масел; маркировку моторных масел Уметь: Определять область применения моторных масел в зависимости от марки Опыт: Давать рекомендации по использованию моторных масел в зависимости от марки
ПК. 12. Применение трансмиссионных и гидравлических масел в зависимости от марки автомобиля ПК. 13. Применение специальных жидкостей в зависимости от марки автомобиля
Знать: Виды трансмиссионных и гидравлических масел; характеристики и маркировку трансмиссионных и гидравлических масел Уметь: Определять область применения трансмиссионных и гидравлических масел в зависимости от марки Опыт: Давать рекомендации по использованию трансмиссионных и гидравлических масел в зависимости от марки Знать: Виды специальных жидкостей; характеристики и маркировку специальных жидкостей Уметь: Определять область применения специальных жидкостей в зависимости от марки Опыт: Давать рекомендации по использованию специальных жидкостей в зависимости от марки
Особенностью ФГОС СПО является перечень общих и профессиональных компетенций, распределенных по видам профессиональной деятельности и формирующихся не только при изучении студентами профессиональных дисциплин, но и общепрофессиональных дисциплин [12].
В связи с этим, компетентностно-ориентированное содержание общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение», следует понимать как базу развития тех знаний, умений и опыта, которые присущи определенным профессиональным компетенциям.
Анализ нормативных документов, отражающих структурнофункциональную деятельность, современные требования к подготовке техника, требований работодателей позволили определиться с профессиональными компетенциями техника по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», которые должны быть сформированы в процессе изучения дисциплины «Материаловедение». Результаты этой работы представлены на рисунке 1. Структура и содержание профессиональных компетенций для проектирования компетентностно-ориентированного содержания дисциплины «Материаловедение».
Таким образом, проектирование компетентностно-ориентированного содержания общепрофессиональных дисциплин, одной из которых является дисциплина «Материаловедение», позволяет создать основу для дальнейшего формирования профессиональных компетенций выпускника.
В ходе проектирования компетентностно-ориентированного содержания дисциплины «Материаловедение» мы учитывали, что каждый раздел направлен на формирование определенной компетенции. Основными разделами и темами этой дисциплины, на наш взгляд, могут быть следующие (таблица 2):
Таблица 2 - Основные разделы и темы дисциплины «Материаловедение» и компетенции
Профессиональная компетенция Разделы дисциплины «Материаловедение»
ПК. 1. Проводить выбор металлов в зависимости от хмарки Углеродистые и легированные стали. Цветные металлы и сплавы
ПК. 2. Работать с электротехническими и электроизоляционными материалами Неметаллические конструкционные материалы
ПК. 3. Выполнять термическую обработку деталей Технология термической обработки стали
ПК. 4. Выполнять химико-термическую обработку деталей Химико-термическая обработка стали
ПК. 5. Защищать металл от коррозии Основы теории коррозии и защита металлов от коррозии
ПК. 6. Знать способы получения деталей Технология получения деталей
ПК. 7. Выполнять сварку и резку металла Сварка и резка металлов
ПК. 8. Выполнять пайку металла Паяние металлов
ПК. 9. Выполнять работы слесарным инструментов Основные сведения о резание металлов
ПК. 10. Применение топлив в зависимости от марки автомобиля Автомобильные топлива
ПК. 11. Применение моторных масел в зависимости от марки автомобиля Масла для двигателей
ПК. 12. Применение трансмиссионных и гидравлических масел в зависимости от марки автомобиля Масла для трансмиссии. Гидравлические масла
ПК. 13. Применение специальных жидкостей в зависимости от марки автомобиля Автомобильные специальные жидкости
Для реализации компетентностно-ориентированного содержания дисциплины необходимы соответствующие методы, формы и средства. В. А. Болотов и В. В. Сериков перечисляют специфические методы подготовки компетентных специалистов: задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы [3].
Реализация компетентностно-ориентированного содержания дисциплины «Материаловедение» предусматривает проектирование технологии обучения, основанной на концепции компетентностно-ориентированного
обучения и предусматривающей использование алгоритмов решения задач по всем разделам дисциплины; метод аналогий; применение технических диктантов и коллоквиумов; профессионально ориентированных задач и т.д.
Все эти методы обучения, используемые на практических занятиях, призваны формировать именно профессиональные компетенции студента специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», а не отдельные знания и умения в процессе изучения общепрофессиональной дисциплины «Материаловедение».
Таким образом, проектирование компетентностно-ориентированного содержания общепрофессиональных дисциплин для формирования профессиональных компетенций техника специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» наиболее эффективно, если:
- определены виды профессиональной деятельности;
- определен состав соответствующих им профессиональных компетенций специалиста;
- определены структурные составляющие, выделенных профессиональных компетенций;
- выявлены уровни и критерии сформированности профессиональных компетенций специалиста;
- установлены и использованы междисциплинарные связи с дисциплинами других циклов;
- разработана технология реализации компетентностно-ориентированного содержания, способствующая формированию профессиональных компетенций специалиста.
Библиографический список
1. Байденко, В. И. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования [Текст] / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: научно-методический сборник, 2002. - С. 14-19.
2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие [Текст]: документы международных форумов и мнения европейских экспертов / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М.: 2002. - 408 с.
3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, Е. Г. Сериков // Педагогика, 2003. - № 10.
4. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /
В. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 139-146.
5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников но специальности 1705 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовый уровень среднего профессионального образования) [Текст]. Введенный в действие с 01. 09. 2002 г. М.: ИПР СПО. 2002. - 40 с.
6. Цветкова, С. Е. Компетентностный подход к профессионально-иноязычной подготовке студентов - будущих экономистов [Текст] / С. Е. Цветкова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 55-63.
7. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст]: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; Московский психолого-социальный институт. - М.: 2005. - 216 с.
8. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. -№3.- С. 61-77.
9. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе; парадоксы, наследия, векторы развития [Текст]: учебное пособие /А. М. Новиков. М.: Эвгес, 2000. — 272 с.
10. Тарасюк, О. В., Федулова, М. А. Специальная компетенция будущих педагогов профессионального обучения специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве» // Образование и наука: известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - №3 (15). -
С. 32-41.
11. Тарасюк, О. В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / О. В. Тарасюк, С. Н. Копылов // Среднее профессиональное образование; ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. - 2009. -№ 12-С. 9-12.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» [Текст]. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2010. № 184. 2010. - 43 с.
13. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учеб. пособие/ В.Д. Шадриков; Издательская корпорация. Изд. 2-е нерераб. и доп.
- М.: «Логос», 1996. - 320 с.