МБЛН 01? СОММиШСЛТКЖ Б((ШРМБШ: Iss. 1 (141). 2018
К.Е.Легков
Врио начальника кафедры технологий и средств технического обеспечения и эксплуатации АСУ (войсками) Военно-космической академии имениА.Ф. Можайского, кандидаттехническихнаук
А.Б.Зверев ЗАО нпц ИРС
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Анализ существующей технической основы системы управления показывает, что на сегодняшний день она не в полной мере удовлетворяетпредъявляемымкнейтребованиям по обеспечению единого централизованного руководства всеми разновидовыми и разноведомственными силами, в мирное время (в том числе, при проведении специальных операцийидействияхвчрезвычайных ситуациях) а также при переводе сил с мирного на военное положение, в военное время. Основные недостатки: существующие автоматизированные системы (АС) и автоматизированные системы управления (АСУ) разновидовыхиразноведомственных сил специального назначения ориентированы на поддержку управления только силами, в интересах которых они функционируют. Используют ресурсы связи монопольно в интересах каждого из обеспечиваемых органов управления;
существующие и создаваемые АС и АСУ, как правило, не поддерживают информационно-технического сопряжения между собой и с комплексами средств автоматизации (КСА) высшего звена управления (ВЗУ);
не обеспечивается быстрая реконфигурация технической основы системы управления в соответствии с изменениями в организационно-штатной структуре органов управления в мирное
и военное время, особенно в оперативном звене управления. Это существенно усложняет развертывание системы управления силами и увеличивает время ее перевода с мирного на военное положение в условиях резкого обострения обстановки или внезапной агрессии противника;
в штабах и на пунктах управления не обеспечиваются автоматизированные сбор, обобщение, распределение и своевременное доведение данных обстановки;
возможности автоматизированного информационного взаимодействия между органами управления формирований различной ведомственной принадлежности в ходе принятия (уточнения) решения, определения и постановки задач силам, разработки документов не обеспечивают своевременное принятие эффективных решений;
средства автоматизации (системы, комплексы) управления силами специального назначения используются разрозненно и информационное взаимодействие между ними практически отсутствует;
управление частями и подразделениями осуществляется, какправило, без использования автоматизированных средств обмена информацией с использованием неавтоматизированных средств управления;
доведение приказов (команд, сигналов) боевого управления с вышестоящих пунктов
управления до нижестоящих осуществляется неавтоматизированным способом;
автоматизированный обмен информацией между средствами разведки, управления и поражения оперативного и тактического звеньев практически отсутствует, что ориентировочно на 25—30 % снижает степень реализации боевых возможностей сил специального назначения;
инфокоммуникационное взаимодействие не унифицировано не только в масштабах сил специального назначения, но зачастую даже в пределах одного звена управления.
Как составная часть технической основы системы управления система связи сил специального назначения не соответствует современным условиям и сдерживает внедрение современных инфокоммуникационных технологий.
С другой стороны, каждая существующая АС и АСУ, как правило, имеет свою систему обмена данными и использует выделенные ресурсы связи только в собственных интересах. Продолжение такой политики приведет к тому, что переход на высокоскоростные цифровые каналы связи не даст существенного приращения в эффективности использования ресурсов связи и, соответственно, повышении эффективности системы управления, а также не обеспечит совокупное снижение стоимости аренды канальных ресурсов.
В ожидаемых условиях ведения боевых действий устойчивость существующей системы связи является недостаточной, что обусловлено:
низкой помехозащищенностью радиоканалов различных диапазонов в условиях радиоэлектронного поражения;
жестким закреплением каналов за направлениями связи;
высокой подверженностью кабельных линий связи поражающим факторам ядерного оружия (особенно электромагнитное излучение);
невозможностью организации обходных направлений с помощью сохранившихся после воздействия узлов и каналов связи, а также использования связных ресурсов узлов связи в интересах смежных пунктов управления.
Оценки устойчивости системы связи и предложения по способам ее повышения при переходе на цифровые коммуникационные технологии, в том числе на аренду виртуальных каналов у операторов связи ЕСЭ РФ, отсутствуют.
В настоящее время фактически отсутствует единый взгляд на облик (архитектуру) технической основы системы управления и ее элементов. Более того, руководящие нормативные документы, определяющие требования к перспективным средствам управления, в значительной степени противоречивы. Отсутствуют документы, регламентирующие оперативное и функциональное взаимодействие различных АС и АСУ в различных условиях обстановки.
Таким образом, техническая основа системы управления не в полной мере соответствует предъявляемым кней современным требованиям по тактико-техническим (включая вероятностно-временные) характеристикам, в том числе по возможностям интеграции процессов управления силами специального назначения, пропускной способности, разведзащищенности, устойчивости и мобильности, возможностям информационного взаимодействия. Она не обеспечивает не только эффективную поддержку совместного применения разновидовых и разнородных сил и средств в совместных операциях, но и осуществление повседневной деятельности.
В значительной степени такое состояние технической основы системы управления обусловлено ориентацией на устаревшие технологии и подходы в области инфокоммуникационных технологий.
Традиционный подход к построению технической основы системы управления (СУ) на базе АС и АСУ различного назначения ориентирован на создание автономных «островков автоматизации», автоматизирующих ограниченный набор регламентированных процессов (функций) управления на основе использования жестко детерминированных алгоритмов обработки данных, при этом:
под каждую АСУ, как правило, создается собственная система обмена данными, основанная на специализированных протоколах обмена;
каждая АСУ имеет собственные частные решения по информационному взаимодействию внутри АСУ;
каждая АСУ оперирует собственными структурами данных, жестко завязанными на приложения конкретной АСУ;
собственные решения по обмену данными и информационному взаимодействию, а также
МБЛН 01? соммишслткж Б(.)иГ1]Е>:М/1:БТ«ГТ. Iss. 1 (141). 2018
собственные данные делают практически невозможным полноценное взаимодействие между различными АСУ.
АСУ охватывают некоторые процессы управления в одной из областей деятельности по нескольким уровням управления. В предельном случае для полной связности N систем необходимо специфицировать и реализовать N * (К — 1)/2 шлюзов (рис.1). Таким образом, мы имеем квадратичный рост сложности АСУ сил специального назначения при включении в ее состав новых систем. Полная связность, во многих случаях, является избыточной, но это ненамного упрощает задачу.
Фактически, должностные лица органов управления становятся заложниками таких систем, они не имеют доступа к первичным данным и зачастую не могут организовать информационное взаимодействие и совместное использование информации от различных систем. Это связано с тем, что архитектура АСУ разрабатывается на принципе автономности, что создает барьеры на пути информационных потоков, связанных с взаимодействием
должностных лиц — пользователей различных систем, как в повседневной деятельности, так и при ведении боевых действий. В частности, «стволовая» архитектура АСУ делает практически невозможным полноценное горизонтальное взаимодействие.
Данные, циркулирующие в АСУ, предназначены для органов управления определенного звена и определенного круга должностных лиц (ДЛ), а также решения задач по предназначению конкретной АСУ. Очевидно, что при таком подходе, на фоне дублирования информации в различных АСУ, порождаются информационные, организационные, функциональные и технические барьеры, которые препятствуют эффективному использованию совокупности АСУ в интересах повышения эффективности СУ в целом.
Таким образом, техническая основа СУ, построенная на основе АСУ, не может обеспечить полносвязное взаимодействие на всех уровнях управления, гибко подстраиваться под изменения структуры сил специального назначения, а тем более под структуру разновидовых группировок, не может охватить все разнообразие задач
Рис. 1 Модель взаимодействия на базе АСУ
подготовки и применения сил в различных условиях обстановки.
Развитие инфокоммуникационных технологий формирует новые информационные возможности и концепции их применения, при этом изменяется также и природа самих технологий и возрастает скорость самих изменений. Природа изменений, в сочетании с высокой скоростью изменений и очень высокой ценой ошибок, затрагивающих вопросы обороноспособности, создает комплекс сложных проблем, связанный с применением «разрушительных новшеств». Это значит, что их применение может быть малоэффективным, если оно не сопровождается одновременными изменениями в доктрине, концепциях ведения боевых действий и управления силами, подготовки и обучения личного состава.
Тем не менее, традиционный подход к построению технической основы СУ фактически исчерпал возможности повышения эффективности системы управления. Сохранение этого подхода, при одновременном качественном росте объемов информации, делает практически недостижимым обеспечение «прозрачности» информационного взаимодействия между всеми ДЛ и/или приложениями различных АСУ.
АСУ, обеспечивая существенное повышение эффективности некоторых процессов управления, не могут интегрально существенно улучшить эффективность системы управления в целом, а поэтому в будущем традиционная архитектура АСУ должна применяться только для автоматизации наиболее критичных, жестко определенных процессов и процессов реального времени. Это не означает, что не должны разрабатываться функциональные системы, реализующие широкий спектр информационных и расчетных задач, но они должны применяться в архитектуре, отличной от архитектуры традиционных АСУ, и должны работать не с собственными информационными ресурсами, а с информационными ресурсами, доступными во всей системе управления.
Таким образом, дальнейшее повышение эффективности системы управления может быть обеспечено не в рамках продолжения создания традиционных АСУ и постоянных совещаний по вопросам информационно-технического сопряжения, а в рамках изменения подхода к автоматизации и информации.
Вторая существенная проблема связана с невозможностью, в рамках существующей архитектуры технической основы СУ, адекватно использовать ресурсы связи. Необходимо создать сетевую инфраструктуру, которая обеспечит:
эффективное использование всехдоступных ресурсов связи;
быструю адаптацию в условияхразрушающих воздействий, компенсируя низкую устойчивость системы связи;
необходимый уровень защиты информации при передаче ее по любым каналам связи и транспортным сетям;
предоставление всем системам возможности использования унифицированного набора сетевых услуг;
возможность единого адресования объектов и субъектов в масштабах.
Силы специального назначения для достижения превосходства в принятии эффективных решений должны иметь быстрый доступ к релевантной, точной и своевременной информации, возможность автоматизированной выработки и распространения знаний в устойчивом инфоко-ммуникационном окружении в условиях быстроменяющейся обстановки. В этом плане создание инфокоммуникационной системы специального назначения (далее — ИКС СН) предполагает собой создание робастного (устойчивого) инфо-коммуникационного окружения (сетео-риентированного окружения (СО), обеспечивающего приемлемую скорость доступа к релевантной, своевременной информации, и в создании фундамента для обеспечения возможностей автоматизированной выработки и распространения знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Легков К.Е. Применение сетеориентированных информационных услуг при проведении операций и ведении боевых действий //Сборник трудов военно-научной конференции BKA им.А.Ф.Можайского. — 2013. —С.16—21.
2. Легков К.Е. Цели и задачи создания инфокоммуникационной системы военного назначения // Актуальные проблемы информационного обеспечения деятельности Войск воздушно-космической обороны. — 2013. — №1 — С.22—30.