И.В. ФИРСОВ,
ученый секретарь, член-корреспондент Секции геополитики и безопасности РАЕН,
кандидат юридических наук (Российская Академия естественных наук)
I.V. FIRSOV,
corresponding member of RANS scientific Secretary of Section of
geopolitics and security of the RANS candidate of legal Sciences
УДК 355
Основные подходы к организации стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
The main approaches to strategic planning in the system of economic security of the Russian Federation
В статье рассматриваются пути формирования системы стратегического планирования, осуществляемого в целях обеспечения экономической безопасности, предлагается перечень документов стратегического прогнозирования и программно-целевого планирования, определяются полномочия государственных органов, входящих в систему обеспечения экономической безопасности по стратегическому планированию.
Стратегическое планирование, документ государственного стратегического планирования, государственное прогнозирование, система обеспечения экономической безопасности.
The article discusses the ways of forming the system of strategic planning in order to ensure economic security, a suggested list of documents of strategic forecasting and program-target planning, specifies the powers of state bodies included in the system of economic security, on strategic planning.
Strategic planning, the document of the state strategic planning, state forecasting, the system of economic security.
Поиск путей наиболее результативного противодействия негативным (в том числе криминальным) проявлениям в российской экономике в условиях продолжающихся кризисных явлений по-прежнему остается важной задачей системы обеспечения экономической безопасности. Под указанной системой, по нашему мнению, с позиций системного подхода необходимо понимать целостную, упорядоченную совокупность государственных органов, находящихся в определенном порядке (организации), связях и отношениях с имеющимися у них силами и средствами, предназначенную для выявления внутренних и внешних вызовов, рисков и угроз экономике России, выработки действенного комплексного механизма их ней-
трализации, включающего, с одной стороны, создание условий для придания устойчивости российского национального хозяйства, стабильности его развития, с другой — противодействие негативным (криминальным, теневым и др.) проявлениям в экономической сфере [4].
Одними из ключевых функций механизмов управления в системе обеспечения экономической безопасности, от которых зависит эффективность принимаемых в системе решений и реализуемых мер обеспечения безопасности экономической сферы Российской Федерации, являются прогнозирование и планирование. Отметим, что Россия располагает значительным историческим опытом государственного планирования развития народного хозяйства [4].
57
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О О
м
<
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
58
Однако планирование в краткосрочной перспективе становится все более и более контрпродуктивным в силу смены технологических укладов, глобализации экономических процессов, усиления влияний транснациональных корпораций на внутренний рынок государства и все возрастающую конкуренцию, в процессе которой учитывается не только цена и качество продукции, но и другие факторы. Поэтому на смену краткосрочному планированию приходит долгосрочное или стратегическое.
Стратегия — это деятельность, направленная на получение планируемого результата с учетом перспективы долговременного развития. Она определяет правила принятия дальнейших решений на основе получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды [6]. Начальной задачей стратегирования является корректное построение «стратегического пространства», поскольку Стратегия требует от ее объекта наличия соответствующей позиции, т. е. «встроенности» в систему глобальных экономических отношений [5].
Одним из важнейших вопросов методологии стратегического планирования является урегулирование целей, задач, форм и методов ее осуществления. В настоящее время вопросы стратегического планирования предполагается урегулировать путем принятия Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» [1], который в дальнейшем должен определить правовые основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны [2, 3].
Несмотря на то что основанное на нормативной базе государственное стратегическое планирование нашло свое реальное воплощение в практической деятельности органов государственной власти (например, в реализации Концепции долгосрочного экономического развития Российской Федерации до 2020 года и др.), остается актуальной разработка и регламентация целей, задач, форм и содержания стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности, так как вопросы обеспечения макроэкономической стабильности, в совокупности с вопросами противодействия экономической преступности, являются необъемлемой частью общегосударственного регулирования экономической сферы России.
Стратегическое планирование в сфере обеспечения экономической безопасности, целевым предназначением которого является
определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей обеспечения наиболее оптимального состояния экономической безопасности Российской Федерации, должно осуществляться государственными органами — элементами системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Для достижения цели такого стратегического планирования должен быть реализован комплекс следующих задач:
— определение основных параметров устойчивого состояния российского национального хозяйства, финансовой системы Российской Федерации, условий, тенденций, ограничений и выявление возможностей развития российской экономики;
— определение приоритетов экономической (финансовой, бюджетно-фискальной, денежно-кредитной, банковской) политики для целей обеспечения устойчивости национального хозяйства, стабильности развития российской экономики, эффективности противодействия криминальным и иным противоправным проявлениям в сфере экономики;
— выбор путей и способов достижения целей и задач укрепления (достижения необходимого состояния) экономической безопасности Российской Федерации;
— формирование комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и задач укрепления (достижение необходимого состояния) экономической безопасности Российской Федерации;
— определение ресурсов, необходимых для достижения целей и задач укрепления (достижение необходимого состояния) экономической безопасности Российской Федерации, условий и факторов, обеспечивающих наибольшую эффективность их использования;
— координация действий, направленных на достижение целей и задач укрепления (достижения необходимого состояния) экономической безопасности Российской Федерации между федеральным, региональным и местным уровнями системы обеспечения экономической безопасности, включая мероприятия, предусмотренные документами стратегического планирования в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
— организация мониторинга реализации документов стратегического планирования в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
— научно-техническая, информационная, ресурсная и кадровая поддержка стратегиче-
ского планирования в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Одним из важных принципиальных положений стратегического планирования экономической безопасности является то, что все принимаемые решения в сфере стратегического планирования должны иметь системный характер и согласовываться с мерами по обеспечению экономической безопасности. Иными словами, стратегическое планирование по обеспечению экономической безопасности должно осуществляться последовательно. Система такого стратегического планирования имеет свой элементный состав и структуру, где элементами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, другие государственные органы, входящие в систему обеспечения экономической безопасности и реализующие соответствующие механизмы управления.
Иерархическая структура системы стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный.
Высшие полномочия по стратегическому планированию в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации имеет глава государства — Президент Российской Федерации. В его полномочия входит следующее:
— определение (уточнение) стратегических национальных приоритетов, стратегических целей в сфере обеспечения (укрепления) экономической безопасности Российской Федерации, направлений реализации стратегических целей и важнейших задач, подлежащих решению на федеральном уровне;
— определение целей и задач функционирования системы стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
— утверждение, принятие решений о корректировке, определение порядка разработки и корректировки документов стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности.
К первому уровню относятся государственные органы, в компетенцию которых входит решение вопросов стратегического планирования при осуществлении обеспечения макроэкономической стабильности государства (Минфин России, Минэкономразвития России и др.), противодействия криминальным и иным негативным проявлениям в экономической сфере России (МВД России, ФСБ России и др.). Региональный уровень включает в себя террито-
риальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации целей и задач стратегического планирования. На местном уровне на органы местного самоуправления, отдельные территориальные подразделения государственных органов, входящих в систему, возлагаются отдельные полномочия по предоставлению информации, стратегическому планированию в сфере обеспечения экономической безопасности муниципальных образований.
Необходимость иерархического существования системы стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности обусловлена тем, что управление в ней связано с переработкой и использованием больших объемов информации, касающихся состояния российской экономики в условиях глобализации под воздействием макро- и ме-зоэкономических показателей, под влиянием внешних, внутренних угроз и других взаимосвязанных факторов, требующих принятия корректирующих решений. Учитывая наличие трех уровней иерархии системы, отметим, что на низшем уровне используется детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования всей системы обеспечения экономической безопасности, на среднем — обобщенные сведения, характеризующие условия деятельности всей системы. Здесь же принимаются решения относительно низшего уровня системы. Высший уровень — приоритетный, сюда поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и здесь принимаются решения относительно системы в целом.
Деятельность государственных органов — элементов системы обеспечения экономической безопасности в рамках стратегического планирования — включает государственное прогнозирование, с помощью которого должны определяться стратегические направления и возможные результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, параметры данного развития, достижение которых обеспечивает реализацию задач обеспечения экономической безопасности. На основе государственного прогнозирования проводится государственное программирование обеспечения экономической безопасности, в рамках которого формируются цели долгосрочного (стратегического) обеспечения экономической безопасности, а также приоритеты экономической (финансовой, бюджетно-фискальной, денежно-кредитной, банковской и др.) по-
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
59
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О О
м
<
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
60
литики с учетом требований по обеспечению необходимого состояния экономической безопасности, формируется комплекс мероприятий, направленных на достижение таких целей и приоритетов.
Результирующей формой осуществления стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности является подготовка и утверждение документа стратегического планирования, под которым понимается документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая уполномоченными государственными органами и иными участниками государственного стратегического планирования в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, в целях обеспечения процесса стратегического планирования экономической безопасности. Объединенные по стратегическим целям, задачам, срокам и источникам ресурсного обеспечения, они образуют систему документов стратегического планирования экономической безопасности.
В рамках прогнозирования в сфере обеспечения экономической безопасности может быть разработан Стратегический прогноз состояния обеспеченности экономической безопасности Российской Федерации, который должен включать оценки возможных глобальных вызовов российской экономике, с учетом оценки конкурентных позиций Российской Федерации в мировом сообществе; поэтапные спрогнозированные оценки стратегических рисков стабильному состоянию и развитию национального хозяйства, включая возможное новое их проявление в бюджетно-налоговом, финансово-банковском, производственно-промышленном, аграрном, транспортном, внешнеэкономическом и других секторах экономики в связи со сменой вектора экономического развития России; поэтапные спрогнозированные оценки вероятного состояния предпринимательского сектора экономики Российской Федерации с учетом результатов применения государственных регулирующих мер; прогнозы вероятного состояния обеспеченности финансовой, продовольственной, энергетической, транспортной, промышленной, внешнеэкономической безопасности; оценки военно-экономического потенциала Российской Федерации и обеспеченности военно-экономической безопасности страны; оценки текущего комплексного состояния обеспеченности региональной экономической безопасности, включая влияние негативных тенденций (опасностей) экономического характера на динамику криминальных проявлений в конкретном секторе экономики России; иные положения, определенные Президентом Российской Федерации.
В рамках программно-целевого планирования на основе данного Стратегического прогноза может разрабатываться Государственная программа, которая включает систему мероприятий и средств обеспечения экономической безопасности, осуществляемых государственными органами. Особое внимание, по нашему мнению, должно быть уделено проведению совместных мероприятий как внутри каждой подсистемы (макроэкономической стабильности и противодействия экономической преступности), так и мероприятиям между указанными подсистемами.
Одним из путей совершенствования деятельности системы обеспечения экономической безопасности по осуществлению стратегического планирования является формирование межведомственной комплексной интегрированной подсистемы мониторинга, основным назначением которой будет являться сбор, обработка и анализ информации, на основе которых возможно прогнозирование динамики всех экономических процессов и явлений, что способно повлиять на выбор элементов системы обеспечения экономической безопасности, применяемых форм, методов и средств ее обеспечения в рамках внешнего (функционального) управления, в частности, и по вопросам стратегического планирования, а также на состав, структуру системы обеспечения экономической безопасности, выбор методов управления в ходе реализации внутрисистемного (внутриорганизационного, линейного) управления. В частности, на такую подсистему могут быть возложены следующие задачи: сбор, обработка и анализ информации, прогнозирование на их основе макроэкономической ситуации, состояния экономики на региональном и местном уровне для осуществления своевременного, оперативного государственного вмешательства в соответствующие отрасли экономики для недопущения негативных рыночных процессов и явлений, обеспечения стабильности российского хозяйственного механизма, устойчивости развития экономики России; выявление связи процессов и явлений, протекающих во всех отраслях экономики России, с результатами государственной управленческой (регулирующей) деятельности органов государственной власти, связанной с переводом российской экономики на инновационный путь развития и модернизацию, а также с негативными экономическими явлениями (преступления и правонарушения) в экономической сфере, решением задач по их выявлению и противодействию; сбор, обработка и анализ информации для изучения и прогнозирования криминогенной составляющей.
Список литературы:
1. О государственном стратегическом плани- 4. ровании: проект Федерального закона РФ
№ 143912-6 // СПС Гарант. 5.
2. О государственном стратегическом планировании: пояснительная записка к проекту Федерального закона РФ № 143912-6 // СПС Гарант.
3. О проекте Федерального закона № 143912-6 6. «О государственном стратегическом планировании»: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 ноября 2012 г. № 1229-6 ГД // СПС Консуль-тантПлюс.
Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. М., 2011. Кузнецова Е.И. Методология формирования экономической стратегии государства: экономическая безопасность и конкурентоспособность: автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2010.
Ресурсосбережение. Термины и определения. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52104—2003: постановление Госстандарта РФ от 3 июля 2003 г. № 235-ст // СПС Гарант.
E-mail: [email protected]
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
61