Научная статья на тему 'Основные подходы к определению понятия «Художественная деятельность»'

Основные подходы к определению понятия «Художественная деятельность» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2722
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амиржанова Айна Шугаевна

В данной статье анализируется значение творческих видов деятельности человека, подробно рассматривается понятия «художественное творчество», «художественная деятельность», «искусство», «художественный образ» в педагогическом, философском и психологическом аспектах. Указанные понятия рассматриваются в работах классических и современных ученых философов и педагогов В. П. Большакова, Л. Переверзева, Л. С. Выготского, Ю. Б. Юсова, а также в трудах Аристотеля и Платона. Проведена работа по систематизации имеющегося материала, выделены наиболее ценные для темы точки зрения, классификации и определения понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principal approaches to concept definition of «creative art work»

The meaning of creative kinds of human activity is analyzed in the current article; the definitions of «art creativity», «creative art work», «art», and «image» are dealt with in more detail in pedagogical, philosophical and psychological aspects. Mentioned above definitions are examined in papers of such classical and modern philosophers and pedagogues as Bolshakov V.P, Pereverzev L., Vygotsky L.S., Iusov Iu.B. and also in papers of Aristotle and Plato. It has been carried out the arrangement of available material, picked out the most valuable for the theme aspects, classifications and definitions

Текст научной работы на тему «Основные подходы к определению понятия «Художественная деятельность»»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

ческая задача заключается в том, чтобы рассчитать все возможные ходы противника и на каждый его ход найти правильную игру.

Д.Пойа считал, что процесс решения задач направлен на формирование прогностических умений. Автор, подчеркивая роль предвидения, пишет: «как только мы начинаем серьезно заниматься какой-нибудь задачей, нас что-то побуждает заглядывать вперед, мы пытаемся предвидеть, что будет дальше» [2, с. 287].

Средствами решения стратегической задачи выступают действия входящие в состав прогнозирования. В задаче изначально известны цель и условия, накладываемые на процесс достижения цели (правила преобразования ситуации, которые регламентируют перемещение элементов) — значит, есть возможность получить текущую и опережающую информацию. Необходимо установить, какие действия надо совершить, чтобы достигнуть цели, — значит, получить знания о будущем. Отличительной чертой стратегической задачи является то, что результат ее решения и форма его выражения представляет собой гипотезу. Следовательно, решение стратегических задач — это деятельность по выдвижению и обоснованию различных гипотез в соответствии с поставленной целью.

Задача. В куче находятся 17 камешков. Двое играют в такую игру. Они по очереди берут камни из кучи: либо 1, либо 2, либо 3 камня. Выигрывает забравший последний камень из кучи. Кто выиграет: начинающий или второй?

Рассмотрим пример решения задачи с поиском стратегий и его соответствие действиям, входящим в состав прогнозирования (табл. 2).

Библиографический список

1. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. — СПб: Речь, 2003. — 352 с.

2. Пойа, Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. — М. : Наука, 1970. — 452 с.

ОДОЕВЦЕВА Ирина Геннадьевна, аспирант кафедры «Теория и методика обучения математике».

Статья поступила в редакцию 28.12.07 г. © И. Г. Одоевцева

УДК 707 А. Ш. АМИРЖАНОВА

Омский государственный педагогический университет

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В данной статье анализируется значение творческих видов деятельности человека, подробно рассматривается понятия «художественное творчество», «художественная деятельность», «искусство», «художественный образ» в педагогическом, философском и психологическом аспектах.

Указанные понятия рассматриваются в работах классических и современных ученых философов и педагогов — В. П. Большакова, Л. Переверзева, Л. С. Выготского, Ю. Б. Юсова, а также в трудах Аристотеля и Платона.

Проведена работа по систематизации имеющегося материала, выделены наиболее ценные для темы точки зрения, классификации и определения понятий.

Одним из востребованных на рынке труда направлений продолжает оставаться группа творческих видов деятельности: художественной, музыкальной, дизайнерской и др.

В педагогическом аспекте сегодня художественное творчество является составной частью системы эстетического и художественного воспитания, средством развития творческой личности. Искусство участвует в реализации ценностно-ориентационной и творческой функции воспитания, формирует художественно-эстетические потребности индивида. Удовлетворение художественных потребностей, доставляющее людям высокое духовное наслаждение, достигается благодаря художественной деятельности посредством декоративно-прикладного искусства, создающего художественные произведения предметного мира.

Изучению художественной деятельности, выявлению ее специфики посвящены многие исследования философов, социологов, психологов и педагогов [1—4]. Следует отметить, что в этих исследованиях понятие художественной деятельности трактуется по-разному. Наиболее адекватным представляется определение художественной деятельности, ее роли в развитии личности как «общественно выработанного способа индивидуального «жизнеприятия», постижения мира посредством переживания и самочувствия, которые выражают духовное присутствие личности в воссозданных культурных формах этого мира» [5].

По мнению современного исследователя В. П. Большакова [6], понятие «художественная деятельность» включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные ценности), художественное восприятие явлений действительности и про-

изведений искусства. В таком употреблении, по нашему мнению, понятие «художественная деятельность» во многом совпадает с понятием «искусство». Правда, термин «искусство» иногда употребляют в более узких значениях: как только совокупность художественных произведений (исключая процессы их создания и восприятия), или как только специфическое мастерство высокого уровня (не включая тогда его результаты).

При более широком понимании, как отмечает

В. П. Большаков, «искусство — это особая сфера человеческой деятельности, целенаправленная, осознанная в своем значении специализированная художественная активность (художественное творчество) и ее результаты (художественные произведения, произведения искусства), их функционирование и восприятие» [6, с. 34].

По мнению В. П. Большакова [6], художественная деятельность и искусство, как ее специализированное выражение, — возможны потому, что существуют эстетические отношения и эстетические ценности. Эстетическое отношение необходимо присутствует и в художественном замысле, и в художественном творчестве, и в художественном восприятии. Если произведение не порождает эстетического отношения, то оно не является художественным произведением, или не выступает в этом качестве для данного человека.

Согласно В. П. Большакову [6], художественная деятельность — это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей. Эта деятельность прямо направлена на «обработку», оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека, и на самого человека. В художественной деятельности и ее результатах ярче, непосредственнее, чем в чем либо другом, выявляется поэтому культура эпохи, периода, страны, этноса.

Эстетическое отношение — это и средство, и цель конкретной художественной деятельности. Но, конечно, оно не единственное средство и не единственная цель.

Только в простейших случаях (орнамент, элементарная украшенность какой-нибудь вещи) эстетическое и художественное практически совпадают. То есть в этих случаях художественная деятельность и направлена на создание эстетической ценности, эстетического отношения. И если последнее возникает, цель достигнута. В других случаях развитое профессиональное искусство, используя особенности эстетических отношений, решает гораздо более сложные задачи [5].

Согласимся с мнением Л. Переверзева [7], который считает, что определить понятие художественной деятельности значительно труднее. Оно включает, с одной стороны, все виды так называемых изящных искусств (поэзию, музыку, драму, живопись и скульптуру), имеющих самодовлеющую ценность, а с другой — прикладные искусства, задача которых состоит в том, чтобы придавать эстетическую ценность разного рода материальным объектам, имеющим известное утилитарное (вне-художественное) назначение.

Действительно, по нашему мнению, между «чистым» и «прикладным» искусством располагается широкая промежуточная полоса, куда попадают архитектура, искусство цирка, художественное оформление спектаклей, графика плакатов и рекламы и мно-

гое другое. В какой-то мере к художественной деятельности примыкает искусство (в смысле особого индивидуального умения) портняжного и парикмахерского дела, кулинария и парфюмерия. Границы между видами искусства еще менее отчетливы и постоянны, чем между чистой и прикладной наукой и техникой; вместе с тем само их родство далеко не всегда представляется самоочевидным.

По мнению Л. Переверзева, продукты художественной деятельности при всем различии их материального субстрата обладают «свойством оказывать при известных условиях направленный эстетический эффект, и достижение этого эффекта с помощью особых средств выражения составляет главную задачу художественной деятельности» [7, с. 24].

Таким образом, художественная деятельность является особым видом человеческой деятельности, в которой творчество является ее основой, поскольку:

— продуктом художественной деятельности, ее материализованной формой является произведение художественного творчества, синоним которого — искусство;

— процесс создания, а также процесс художественного восприятия является творческим процессом;

— в процессе художественной деятельности развиваются и формируются творческие способности человека;

— художественная деятельность основана на принципах творческой деятельности;

— художественная деятельность, как и творческая деятельность, полифункциональна.

Хочется отметить, что художественная деятельность в нашем представлении является особым видом именно творческой деятельности человека.

С. С. Гольдендрихт [8] и А. М. Коршунов [9] отмечают, что творчество выступает как процесс саморазвития сущностных сил и способностей человека в ходе преобразования и познания действительности. Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразуя себя, т.е. осуществляет творческое саморазвитие.

Л. С. Выготский, придерживаясь позиции, согласно которой результатом репродуктивного мышления является воспроизводство имеющихся знаний, а результатом продуктивного творческого мышления----

открытие чего-то нового, определяет творчество как: «Деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это создание творческой деятельности какой-нибудь вещью мира, или известного построения ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [10, с. 31].

Я. А. Пономарев, характеризуя творчество, считает, что нельзя сводить творчество лишь к деятельности человека. По его мнению, это всеобщий атрибут материи, «творчество свойственно как живой, так и не живой природе, а также человеку и обществу» [11, с. 57].

В исследованиях В. А. Крутецкого творчество предстает как специфический вид деятельности человека, требующий от него высшей степени развития творческих способностей, которые проявляются только в этих видах деятельности. К ним относит художественные, технические и другие творческие способности [12].

Для нашего исследования наибольшую значимость имеют работы Б. П. Юсова, который рассматривает творчество в связи с особенностью художественной деятельности, основой которой является воображение. Смысл его рассуждений по поводу творчества сводится к следующему: «Творчество и вообра-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008

жение тесно связаны друг с другом. Воображение — это вектор будущего, устремления к новому, а творчество — это раскрытие нового, его выражение по-новому или самостоятельно взглянуть на мир ( в новой форме для данного конкретного индивида), т.е. предполагает некоторый шаг в неведомое, в форме мысли, замысла или продукта — творческого мышления и творческой деятельности» [13, с. 123].

По мнению В. П. Зинченко, творчество предполагает не повторение и запоминание существующего, а «порождение образа», позволяющего взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны, продвижения вперед в сравнении с тем, что было прежде, придать сущему новый вид, «порядок» [14, с. 127].

Современные зарубежные ученые Дж. Гильфорд, Д. Т. Нуренберг и др. рассматривают творчество как процесс, «логически развитых идей и осмысления образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое» [15]. На подобной позиции стоит Д. Шоу [16] и другие авторы.

Философия и эстетика рассматривают художественно-творческую деятельность в трех основных аспектах: подражание природе; самовыражение творца; знаково-символическая концепция. Рассмотрим более подробно вышеозначенные подходы.

Для Платона [17] художественно-творческая деятельность — это подражание миру чувственных вещей. У Аристотеля [18] художественно творческая деятельность также основана на подражательной способности. Подражательная способность у Аристотеля — это познавательная способность. Знание рождается из той же потребности, что и художественно-творческая деятельность. Но художественнотворческая деятельность как мимезис включает также элементы удовольствия, которые основываются на радости узнавания. Предметом подражания служит не просто конкретная вещь, а «прекрасное бытие», отражаемое мерой, числом, пропорциями, существующее «само по себе», вне отношения к другому. Художественное произведение, как конкретный продукт художественно-творческой деятельности, есть целевая оформленность вещи, ее целостность как спектр возможностей, ее смысловая выявленность. Еще Аристотель отмечал, что процесс создания художественного произведения носит интеллектуальный характер, он лишен платоновского экстатизма, подчинен определенным нормам. Аристотель в своей «Поэтике» изложил начало нормативной теории искусства, он вводит в искусство нормы, каноны, правила.

По мнению М. С. Кагана [4], понимание специфики художественно-творческой деятельности заключается как способ познания реальности или как воплощения идеала, как отражения действительности или как самовыражение художника, как связи человека с богом или как связи человека с человеком, как игра или как формотворчество.

Иначе говоря, понимание специфики художественно-творческой деятельности лежит в структуре человеческой психики, которая оказалась способной на ранних этапах истории к художественно-образному воссозданию реальности. Эстетика назвала эту способность человеческой психики образным мышлением, творческой фантазией, эмоциональным самовыражением, особого рода игрой, т.е. художественно-образным отражением объективной реальности, ее «духовно-практическим освоением» (К. Маркс) [4, с. 247].

М. С. Каган определяет художественность как духовно-материальную сущность. Художественность—

это именно такое специфическое свойство искусства, которое не сводимо ни к содержащейся в нем познавательной информации, ни к заключенной в нем системе оценок, ни к конструктивной «сделанности» произведения или к его коммуникативным качествам. Художественность есть качество интегративное, в оценке которого учитывается все перечисленные выше моменты, но не в виде их простого суммирования, не путем механического сложения или вычитания, а их соотнесением как разных граней одного целого, которое рассматривается как целое.

Художественно-творческая деятельность объединяет все виды человеческой деятельности, в ней скрещиваются и соединяются воедино энергии познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и деятельности общения. В понимании специфики и сущности художественно-творческой деятельности проблема художественного образа всегда имела огромное значение. Однако философская трактовка образа не равнозначна его эстетическому пониманию. Поэтому между философским и эстетическим обоснованием художественного образа необходимы разграничения. Для теории отражения образ равнозначен копии, как бы духовному фотоснимку действительности. В философской системе образ выявляет вторичность сознания, отражения в нем окружающего нас мира. С точки зрения гносеологии, образами являются любые проявления психологической жизни — ощущения, представления, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Поскольку художественный образ является специфической формой отражения действительности, для его философской характеристики это определения — субъективная жизнь объективного мира. Но для теории художественного образа это решение имеет значение особого положения эстетического содержания понятия «образ», который относится к философскому как специфический и универсальный [4].

М. С. Каган подчеркивает, что художественный образ — это не просто гносеологическая, но и эстетическая категория, поскольку речь идет о выявлении особенности искусства как художественно-образного отображения действительности [4].

Проблема художественного образа в работах исследователей получает разную трактовку. Одни исследователи считают, что именно художественный образ позволяет выявить специфику искусства (А. В. Гулы-га [19], Н. И. Киященко [20], Н. Л. Лейзеров [21] и др.).

Н. И. Киященко, подчеркивая значимость художественного образа, пишет: «Только художественный образ как особый способ отражения жизни в искусстве поможет нам определить специфику последнего» [20, с. 22]. Другие исследователи подчеркивают значимость художественного образа как основного структурообразующего элемента художественнотворческой деятельности (А. Я. Зись [22], М. С. Каган [4], А. Л. Казин [23] и др.).

В эстетико-культурологической концепции М. С. Кагана художественный образ признается наиболее точным определением структуры искусства, потому что он «порождается слиянием воспроизведения реальности, выражениями чувств и мыслей художника, конструированием особого рода материально-духовных продуктов, игры, используемых для этого особых форм, превращения этих форм в язык, на котором художник общается с людьми» [4, с. 67].

Художественный образ в искусстве получает двойственную конкретизацию — как художественных, так и воплощенных в материализованную форму. При этом первое говорит об особенностях духов-

ного содержания художественного образа, а второе — о материализации этой духовности. Таким образом, художественный образ — это основа и специфика искусства, присущая всем его видам и формам.

Г. Гегель, рассматривая художественный образ с точки зрения его отношения к творческому субъекту, подчеркивал продуктивно-созидательные возможности художника. Выделяя искусство среди других видов сознания и деятельности, он акцентировал внимание на чувственно-понятийной стороне художественного образа. Образ по Гегелю «...находится между непосредственной чувствительностью и представляет в одной и той же целостности как понятие предмета, так и его форму». Отсюда следует, что ... «искусство изображает истинное, всеобщее, или идею в форме чувственного существования образа» [24].

А. Я. Зись подчеркивает единство эмоционального и рационального, заключенное в художественном образе: «Эмоциональное и рациональное, чувствования и умозаключения в образе нерасторжимы, мысль выражается через эмоцию, чувство несет мысль» [22, с. 49].

Подводя итог, отметим, что художественная деятельность основана на достижениях науки, промышленной техники и технологии и требует пристального внимания к новациям, к оценкам возможностей их использования для создания новых или совершенствования существующих вещей, их утилитарных качеств; на знаниях и оценках изменяющихся утилитарных потребностей общества, различных демографических групп и существующего комплекта утилитарных вещей, его соответствия этим потребностям; на знаниях и оценках спроса населения и его тенденций, состояний рынка и соотношений между спросом и предложением, его тенденций; на знаниях и оценках реального состояния соответствующих отраслей промышленности, отдельных предприятий и цехов, возможностей производства на них вещей данного типа. Овладение этим комплексом знаний — преимущественно репродуктивный процесс.

Таким образом, сущность специфики художественной деятельности, выражающаяся именно в художественно-образном освоении действительности, позволяет понять единство познания, творчества, отражения и самовыражения в процессе художественнотворческой деятельности.

Библиографический список

1. Благонадежина, Л. В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие /Л.В. Благонадежина // Вопросы психологии. - 1968. - № 4. - С. 96- 104.

2. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков // М., 1982.

3. Иванов В. П. Человеческая деятельность / В.П. Иванов // Познание. Искусство. — Киев, 1977.

4. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М.С. Каган // М., 1974. - С.67-247.

5. Иванов, В. П. Человеческая деятельность /В.П. Иванов // Познание. Искусство. Киев, 1977. — С. 214.

6. Большаков, В.П. Культура как форма человечности / В.П. Большаков // учебное пособие — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.

7. Переверзев, Л. Научно-техническое и художественное начало в дизайне / Л. Переверзев // «Вопросы технической эстетики», выпуск 2, «Дизайн как предмет научных и социальнофилософских исследований» — М., 1970.

8. Гольдендрихт, С.С. О природе эстетического творчества / С.С. Гольдендрихт // — М., 1977.

9. Коршунов, А.М. Познание и деятельность / А.М. Коршунов // — М. Политиздат, 1984.

10. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский // — Л., 1968. — С. 31.

11. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев // — М., 1960. — С. 57.

12. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий // — М., 1999. — С.61.

13. Юсов, Б.П. Пространство культуры и духовное развитие ребенка / Б.П. Юсов // Учитель — создатель культуры и здоровья общества : 3-я Конф. Ассоциации творческих учителей России. 2 ноября 1998 г. — С. 123.

14. Зинченко, В.П. Психология восприятия / В.П. Зинченко // — М.: МГУ, 1973. — С. 127.

15. Гильфорд, Дж. Личность / Дж. Гильфорд // - М.: Нуренберг , 1990.

16. Шоу, Д. Курс живописи (сер. «Шаг за шагом») / Д. Шоу. — М., 2003.

17. Аристотель. Поэтика. М.: Гослитиздат, 1957 — С. 56.

18. Античные мысли об искусстве // Сб.: М, 1937

19. Гулыга, А.В. Принципы эстетики / А.В. Гулыга. —М., 1987.

20. Киященко, Н.Н. Эстетика, жизнь и искусство / Н.Н. Ки-ященко // Итоги VIII Международной эстетической конференции. — М., 1977.

21. Лейзеров, Н.Л. Образность в искусстве / Н.Л. Лейзе-ров // — М., 1974.

22. Зись, А.Я. В поисках художественного смысла / А.Я. Зись // — М., 1991.

23. Казин, А.Л. Художественный образ и реальность / А.Л. Ка-зин // — Л., 1985.

24.Гулыга, А.В. Гегель / А.В. Гулыга // — М., 1970. — С. 112.

АМИРЖАНОВА Аина Шугаевна, соискатель по кафедре декоративно-прикладного искусства.

Статья поступила в редакцию 21.04.08 г.

© А. Ш. Амиржанова

Книжная полка

ББК 74.58/Ч-49

Чернявский, Д. И. Менеджмент контроля знаний студентов в высшем учебном заведении [Текст]: монография / Чернявский Д. И. ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 77 с. : табл. — Библиогр.: с. 70. — ISBN 5-8149-0511-5.

В монографии рассматриваются технические, математические, управленческие и психологические аспекты проведения тестирования студентов при промежуточном и итоговом контроле их знаний. Даются рекомендации по использованию научных принципов и методов разработки способов автоматизированного контроля знаний студентов. Пособие предназначено студентам очной, очно-заочной, заочной и дистанционной форм обучения, а также аспирантам, преподавателям вузов и другим практическим работникам образования.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.