ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ФИРМЫ
Б.Ш. Шукуруллаев, студент Б.Б. Нуриддинов, студент Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10746
Аннотация. В статье рассмотрена краткая сущность основных подходов к моделированию бизнес-процессов фирмы. Основными мероприятиями в рамках реинжиниринга являются выделение бизнес-процессов, их описание и анализ с целью дальнейшего преобразования, именно это является актуальностью выбранной темы. Выводом научно-исследовательской работы является то, что, прежде чем начинается любое описание бизнес-процесса, его анализа и условий оптимизации, существует необходимость сначала сформировать конкретную цель. Методы, проведенного исследования, включают в себя метод системного анализа теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы (синтез, сравнение, обобщение).
Ключевые слова: реинжиниринг, бизнес-процесс, бизнес-моделирование, стандарты описания бизнес-процессов.
Главной целью мероприятий по выделению бизнес-процессов является получение общей картины функционирования организации. Такая картина должна отражать все задействованные ресурсы, выполняющиеся последовательности процедур, результаты выполнения этих процедур и т. д. [1].
Рассмотрим основные подходы к моделированию бизнес-процессов.
В настоящее время существует множество подходов или стандартов описания бизнес-процессов. Однако на самом деле классическая технология их описания состоит всего лишь из двух стандартов — DFD (DataFlowDiagram) и
WFD(WorkFlowDiagram) [2].
Первый стандарт - это диаграмма потоков данных. Она применяется при описании бизнес-процессов высокого уровня.
Второй стандарт - это диаграмма потоков работ. Она используется для определения бизнес-процессов нижнего уровня. Все остальные стандарты лишь дополняют уже вышеуказанные.
Суть построение диаграмм потоков данных (DFD) заключается в следующем. В диаграмме информационных потоков отражены работы. Они входят в состав описываемого бизнес-процесса. Кроме того, показаны «входы» и «выходы» каждой операции. Такие «входы» и «выходы» являются информационными или материальными потоками. Кроме того, «выход» одной операции, может быть «входом» для другой (Рисунок 1)[2].
Рис. 1. DFD диаграмма бизнес-процесса
Входы и выходы, которые были показаны при описании окружения бизнес-процесса, являются внешними. Внешние входы на DFD-схеме поступают извне от поставщика процесса, а внешние выходы уходят к клиенту процесса. При построении DFD-схемы бизнес-процесса их нужно перенести со схемы окружения процесса ОБО-диаграмму. Для окончательного описания бизнес-процесса остается описать только внутренние информационные и материальные потоки. Каждый из них является выходом одной из работ и в то же является входом для другой [3].
При построении DFD-схемы бизнес-процесса нужно помнить, что данная схема показывает материальные и информационные потоки, при этом, не отражая временной последовательности работ. В большинстве случаев временная последовательность работ совпадает с направлением движения потоков в бизнес-процессе.
Наглядным представлением бизнес-процессов предприятия является сеть процессов, которая представляет DFD-схему. Она построена на основе бизнес-процессов, составляющих дерево, и показывающая взаимодействие между различными процессами.
Для того, чтобы не загружать модель, связи подчинения и виды бизнес-процессов не показываются. Сеть процессов представляет более полное системное представление о функционировании предприятия, в отличии от дерева бизнес-процессов. Сеть процессов демонстрирует
элементы фирмы, а также взаимодействие между ними. Также сеть бизнес-процессов помогает провести мониторинг модели фирмы, показать насколько она целостна, насколько правильно выделены бизнес-процессы, а также показать каково ее внешнее окружение. При построении ОББ-схемы бизнес-процесса необходимо использовать «правило семи» [3].
Данное правило говорит о том, что необходимо подобрать такой уровень абстрагирования и детализации, для того, чтобы графическое отображение бизнес-процесса состояло в среднем из семи работ.
В результате большей конкретности и большого количества работ приведет к серьезной сложности в отображении схемы и понижению возможно проведения качественного исследования процесса фирмы.
В данном случае работы и операции будут слишком увеличены, что снизит возможность проведения качественного исследования анализа и совершенствования деятельности фирмы.
В случае если для достижения целей оптимизации бизнес-процесса требуется большая его детализация, то следует провести декомпозицию работ.
Рассмотрим второй стандарт WFD (Рисунок 2). При описании бизнес-процессов нижнего уровня используются процессные схемы диаграмм потоков данных — WFD (WorkFlowDiagram).
Рис. 2. WFD диаграмма бизнес-процесса
С помощью логических операторов, которые также называют блоками принятия решений, показывают альтернативы, которые происходят в процессе, т. е. показывается, в каких случаях процесс протекает по одной технологии, а в каких случаях по другой.
Процесс имеет определенное время начала и конца, это можно увидеть с помощью событий начала и окончания. Для жестко формализованных бизнес-процессов, например, таких как бюджетирование, в качестве событий может выступать время.
Элементы задержки применяются в случае, когда цель исследования и описания бизнес-процесса - это его временная оптимизация в дальнейшем. Существуют места, в которых существует разрыв во времени между последовательностью выполнения работ. В таком случае, следующая работа стартует через определенный промежуток времени и только в когда завершится предшествующий [1].
В итоге описание бизнес-процесса представляет собой иерархически упорядоченный набор DFD- и WFD-схем. В нем схемы верхнего уровня ссылаются на схемы нижнего уровня. При этом схемы DFD, используемые на более высоких уровнях, декомпозируются или ссылаются на схемы DFD и WFD. Схемы WFD, используемые на более низких уровнях декомпозируются или ссылаются только на схемы WFD.
Рассматривая стандарты бизнес-моделирования, необходимо остановиться на способах описания моделирования бизнес-процессов [1].
1. Текстовый способ - это текстовое описание бизнес-процесса. Является самым простым способом. У многих фирм существует свои документы, которые регламентируют деятельность. Определенная часть таких документов является процессными регламентами. Это и есть текстовое описание бизнес-процессов.
Для анализа и совершенствования деятельности фирмы такой способ обладает существенном недостатком. Рассмотреть системно бизнес-процесс, а также провести его анализ, практически невозможно.
В этой связи, использование текстового подхода при описании бизнес-процесса,
снижает производительность и качество решений по совершенствованию деятельности. Данное обстоятельство явно проявляется, когда решение принимается коллективно.
2. Табличный способ описания процесса в фирме является более конкретным. Кроме того, предполагает разделение процесса по ячейкам таблицы. Каждый столбец и строчка имеют свое значение.
3. Графический способ самый развитый на данный момент. Общепризнанный факт, что такой способ обладает эффективностью при решении задач по описанию и исследованию деятельности фирмы.
После того, как исследованы основные подходы и способы описания бизнес-процессов, следует остановится на подробном описании, анализе и оптимизации. Опираясь на практику осуществления таких проектов, можно сказать, что прежде, чем проводить детальное описание бизнес-процессов нужно описать и понять основные цели и критерии их усовершенствования.
На данной стадии это возможно сделать опираясь на показатели быстрого исследования деятельности фирмы. Такое исследование проводится, если есть какая-то проблема в бизнес-процессе.
Сначала необходимо осуществлять планирование целей и показателей совершенствования. Это нужно для роста эффективности самого проекта совершенствования бизнес-процессов.
На первой стадии любого проекта должна быть сформулирована цель, отвечающая всем smart-критериям. Одна из распространенных ошибок многих фирм -это начало описания бизнес-процессов без конкретной цели. В результате в процессе разработки детальных процессных схем возникают проблемные поля. С практической точки зрения, создание подобных проектов неэффективно. Не определив конкретную цель, описывать бизнес-процессы не имеет смысла. Часто это не дает никаких результатов, при этом отнимает большое количество различных ресурсов. И как результат - отказ от проведения подобных работ.
Кроме того, не имея изначально конкретной цели и критериев совершенствования бизнес-процесса нельзя выбрать оптимальный подход, методы описания, инструменты анализа и совершенствования.
Можно сделать вывод, что, прежде чем начинать описание бизнес-процессов, а
необходимо сначала сформулировать конкретную цель.
Цели и критерии оптимизации бизнес-процессов базируются на ключевых показателях процессов, определяющих эффективность и конкурентоспособность организации.
также их анализ и условия оптимизации,
Библиографический список
1. Золотухина Е.Б. Моделирование бизнес-процессов / Золотухина Е.Б., Красникова С.А., Вишня АС. - М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 79 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://znanium.com.
2. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Второе издание, переработанное и дополненное. Москва. «Финансы и статистика», 2008.
3. Яблочников Е.И., Молочник В.И., Фомина Ю.Н. Реинжиниринг бизнес-процессов проектирования и производства. Учебное пособие - СПб.: СПбГУИТМО, 2008.
THE MAIN APPROACHES TO MODELING BUSINESS PROCESSES
OF THE COMPANY
B.Sh. Shukurullaev, student B.B. Nuriddinov, student Far Eastern federal university (Russia, Vladivostok)
Abstract. The article describes the brief essence of the main approaches to modeling business processes of the company. The main activities in the framework of reengineering are the selection of business processes, their description and analysis with a view to further transformation, this is precisely the relevance of the chosen topic. The conclusion of the research work is that, before any description of the business process, its analysis and optimization conditions begins, there is a need to first form a specific goal. The methods of the study include the method of system analysis of theoretical and practical material, general scientific methods and techniques (synthesis, comparison, synthesis).
Keywords: reengineering, business process, business modeling, standards for describing business processes.