УДК 159.9
Т. В. Ледовская
Основные подходы к исследованию проблемы индивидуальных различий
В статье анализируются основные подходы к изучению понятий «индивидуальность», «индивидуальные различия», «индивидуальные особенности», «индивидуально-типологические особенности». Выделены и раскрыты три направления в изучении проблемы индивидуальных различий.
Ключевые слова: индивидуальность, индивидуальные различия, индивидуальные особенности, индивидуально-типологические особенности.
T. V. Ledovskaya
Main Approaches to Research the Problem of Individual Distinctions
The article deals with explanation of terms «individuality», «individual differences», «individual features» «individually typological features». Three directions in studying the problem of individual differences are allocated and described.
Keywords, individuality, individual differences, individual features, individually-typological features.
Традиционно для обозначения особенностей человека в психологии чаще всего используются такие понятия, как «индивидуальные различия», «психологические особенности», «индивидуальные особенности», «индивидуально-психологические особенности», «типологические» или «индивидуально-типологические особенности». Одним из противоречий при формулировке каждого из указанных понятий является сложность определения компонентного состава той области, которую определяют данные понятия. Сложность связана, прежде всего, с тем, что зачастую не только единичные характеристики, но и целые их группы относятся как к одному, так и к другому понятию, что мешает определению уникальности каждого в отдельности понятия.
Анализ развития психологии индивидуальных различий и дифференциальной психологии позволил объединить все исследования, проводящиеся в русле этой проблемы, в три группы.
Первая группа исследований связана с изучением психофизиологических свойств как основы для различий, оказывающих наиболее сильное влияние на жизнь человека. К числу таких исследований относятся работы Г.Ю. Айзенка, Т. Рибо, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В. Д. Небыли-цына и др. Вторая группа - исследования, связанные с изучением психических свойств: работы В.В. Белоуса, Ф. Гальтона, Дж.П. Гилфорда, Э.А. Голубевой, Дж.М. Кеттела, Н.С. Лейтеса, Э. Мей-мана, Ч.Э. Спримена, Л. Терстоуна, В. Штерна и др. Третья группа - работы, объединяющие изуче-
ние психофизиологических и психических свойств (А. Бине, Э.А. Голубева, В.А. Москвин, В.М. Руса-лов и др.).
Психофизиологические особенности человека рассматривалась на теоретическом и эмпирическом уровне многими исследователями в контексте определения природы индивидуальных различий, классификаций людей по конкретным признакам, определения степени их влияния на умственное, интеллектуальное развитие человека. Можно отметить, что исследования психофизиологической обусловленности индивидуальных различий в зарубежной науке немногочисленны. Основное внимание этой проблеме уделяли отечественные авторы, с именем которых связано начало развития такой научной дисциплины, как «дифференциальная психофизиология».
Относительно влияния физических способностей учащихся на качество обучения А. Бине отмечал, что помимо общего физического состояния на качество обучения влияют зрение и слух учеников [4], в связи с этим ученый предлагал использовать результаты диагностики уровня развития этих двух показателей для адекватной организации учебного процесса.
Английский психолог Г. Айзенк почти сорок лет проводил исследования, направленные на выявление различий в поведении, наиболее тесно связанных с природными, психофизиологическими предпосылками. Сам исследователь называет эти особенности «биологическими измерениями личности» [Цит. по: 5, с. 190] и относит к
© Ледовская Т. В., 2013
ним такие характеристики, как экстраверсию-интроверсию и нейротизм. В свою очередь, Т. Рибо в исследованиях индивидуальности и индивидуальных различий стремился к поиску физиологических обоснований для объяснения психических процессов. Психические явления обусловливаются различными состояниями головного мозга [12].
В отечественной психологии В.М. Бехтерев ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Идея о роли индивидуально-психологических особенностей личности, с позиции В.М. Бехтерева, заключается в том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив [3].
И.П. Павлов предполагал, что индивидуальные различия в значительной степени связаны со скоростью образования условных рефлексов и проявляются в быстроте и интенсивности реакций на внешние раздражители и в легкости перехода от одного действия к другому. Интенсивность реакций свидетельствует о типе процессов возбуждения и торможения, соотношение этих процессов образует уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов, а способность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию свидетельствует о подвижности. На основании этих трех характеристик И.П. Павлов выделил четыре типа нервной деятельности, которые, по его предположению, в своих поведенческих проявлениях соответствуют четырем гиппократовским типам темперамента [Цит. по: 5, с. 178].
Также в отечественной психологии в контексте изучения основ индивидуальных различий и индивидуальности в целом основное внимание уделяется структуре психологических характеристик (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Б.М. Теп-лов).
В трудах Б.М. Теплова и его последователей (В.Д. Небылицын, В.М. Русалов и др.) индивидуальные различия, выявленные в дифференциальной психофизиологии, были связаны, с одной стороны, с работой мозга, с другой - с личностными проявлениями. Б.М. Теплов отмечал, что в индивидуальных различиях людей проявляется действие наиболее общих законов человеческого поведения, и, с другой стороны, «конкретное проявление любого общего закона психологии всегда включает в себя... фактор индивидуальности» [14, с. 110]. Понимая под индивидуально-психологическими особенностями «устойчивые свойства, которыми один человек отличается от
других», Б.М. Теплов непосредственную их основу видит в устойчивых системах условных рефлексов, вырабатывающихся в процессе жизненного воспитания [14].
Автор отмечает, что возможны два подхода в научной характеристике индивидуальных различий: количественный и группировка по типам. В первом подходе, который можно охарактеризовать как аналитический, количественной характеристикой отдельных свойств является рост, вес, быстрота, прочность запоминания, чувствительность каждого из анализаторов и др. Второй подход - синтетический, он предполагает группировку индивидуумов, деление их на типы, которые в своей основе могут иметь различные свойства: память (зрительная, слуховая, двигательная, наглядно-образная, словесноотвлечен-ная); типы строения тела (атлетический, астенический, пикнический) и др. [14]. Следуя первому подходу, в основу своей работы Б.М. Теплов кладет физиологические понятия о типологических свойствах нервной системы, открытых И.П. Павловым, ставя конечной целью слияние обоих подходов.
Свойства нервной системы, отмечал Б.М. Теплов, - это природные, врожденные особенности нервной системы. Они наиболее устойчивы, не изменяются в течение жизни человека, поэтому являются универсальными, базовыми и системообразующими чертами личности. Типологические свойства, согласно теории Б.М. Теплова, входят в состав природных основ развития способностей, в состав задатков, свойств нервной системы, они не определяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы, труднее - другие.
Б.Г. Ананьев, будучи руководителем одного из направлений исследования индивидуальных различий и инициатором комплексного исследования индивидуальности, считал, что для понимания структуры психических свойств необходима интеграция знаний о человеке, поэтому его работы посвящены теоретическому обоснованию «синтетического или комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности и необходимости исследования человека с точки зрения разных научных дисциплин» [Цит. по: 5, с. 133-134].
В основе подхода Б.Г. Ананьева лежало выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека. Соответственно этому он рассматривал в структуре психических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой -
свойства субъекта деятельности и свойства личности.
Индивидные или природные свойства человека образуются тремя группами первичных характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу, конституциональными характеристиками, (телосложение, биохимические свойства), во-вторых - нейродинамическими свойствами, в-третьих - билатеральными особенностями (симметрии организма). Именно эти характеристики образуют класс первичных свойств, которые он назвал индивидуально-типическими.
Б.Г. Ананьев считал, что генетически исходным является уровень индивидных, природно-биологических свойств человека, составляющий функциональную основу для развития психических функций, процессов, состояний и свойств личности. Половые, возрастные и индивидуально-типические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства - психофизиологические функции и структура органических потребностей. Ученый полагал, что «индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида» [1, с. 140].
Другой подход к исследованию индивидуальности представлен у В.С. Мерлина. Индивидуальность, по В.С. Мерлину, - это иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития материи - от физических, биохимических, физиологических, нейродинамических (свойств организма), психодинамических (свойств индивида), личностных свойств и т. д. вплоть до групповых и общественно-исторических [8]. Отдельно следует отметить, что в лаборатории В. С. Мерлина «не выявлено достоверных связей силы нервной системы с уровнем умственного развития по тесту Вексле-ра» [Цит. по: 6, с. 383]. Исследователь объясняет отсутствие такой связи тем, что «учащиеся с разными типологическими особенностями приспосабливаются к деятельности благодаря формированию стиля деятельности. Но дело не только в этом. Главная причина отсутствия искомой корреляции может состоять в отрицательной мотивации учащихся к учению» [Цит. по: 6, с. 383].
В.С. Мерлин определял эту концепцию как «интегральную теорию индивидуальности», подчеркивал, что понятие индивидуальности интег-
рирует в себе всю совокупность свойств человека [8]. «Интегральная индивидуальность - это не совокупность особых свойств, а отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемая как характеристики типичности человека. Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий интегральное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» [9, с. 19].
Таким образом, можно сказать, что первая группа исследований, связанная с изучением психофизиологических различий, во-первых, основывается на изучении свойств нервной системы; во-вторых, особенность работ этой области заключается в выделении разных уровней, иерархии индивидуальности, в которую включался уровень типологических особенностей.
Исследователи второго направления за основу берут разные психические свойства, процессы, состояния. Наиболее изучаемыми оказываются особенности интеллектуальные. Работы А. Бине и В. Анри также можно отнести ко второй группе исследований. «Индивидуальные особенности» человека понимаются ими как единичное, противопоставляются «общим особенностям» как общему и типичному для группы людей [10, с. 52]. В исследованиях А. Бине в основном уделяется внимание интеллектуальным и сложным индивидуально-психологическим различиям. В связи с этим и была выдвинута основа проблемы формирования интегральной индивидуальности как результата взаимодействия частных психических функций.
Научная деятельность Дж.М. Кеттела в Колумбийском университете была направлена на изучение индивидуальных особенностей личности, использование статистических методов в эмпирических исследованиях. Занимаясь проблемой измерения интеллектуальных особенностей, Дж.М. Кеттелл, воспринявший идеи Ф. Гальтона, пытаясь выстроить иерархические модели интеллекта, предложил свои тесты на его исследование.
Анализируя работы Л. Терстоуна, можно отметить, что в своих исследованиях индивидуальности автор уже обращается к более частному и конкретному ее проявлению - к индивидуальному интеллекту. Ученый пришел к заключению, что для его оценки нельзя использовать единственный показатель IQ.
Дж.П. Гилфорд в своей структурной модели интеллекта как одной из причин различий людей продолжает исследования Л. Терстоуна. Однако
Дж.П. Гилфорд отрицает наличие интеллекта или общей интеллектуальной способности как общего фактора в природе индивидуальных различий и предполагает, что существует сто двадцать узкоспециализированных независимых интеллектуальных способностей. Описывая не структуру интеллекта, а структуру интеллектуальной деятельности, Дж.П. Гилфорд выделил три критерия, на основании которых интеллектуальная деятельность разделяется на 3 вида: а) умственные операции; б) содержание интеллектуальной деятельности; в) вид конечного продукта интеллектуальной деятельности.
Отечественная психология индивидуальных различий, занимающаяся изучением психологических различий, связана с исследованиями А.Ф. Лазурского. Создавая научную теорию индивидуальных различий, он предлагал изучать характер, темперамент человека как черты индивидуальности. Основную цель индивидуальной психологии А.Ф. Лазурский видел в том, чтобы «построить человека из его наклонностей, а также составить целую, естественную классификацию характера» [7, с. 128].
Разрабатывая проблему личности, К.К. Платонов отмечал, что на все иерархические уровни человеческой психики «накладываются» два интегральные личностные образования - характер и способности [11].
Таким образом, зарубежные исследователи второго направления преимущественной детер-минантой индивидуальных различий людей считают интеллектуальные способности. Отечественные психологи основное внимание уделяют психологическим процессам и свойствам личности (характер, способности и др.).
Третьей группой исследований в психологии индивидуальных различий и дифференциальной психологии являются работы, которые сочетают в себе психофизиологические и психологические основы особенностей.
Идею функциональной целостности индивидуальности, развитую В. Штерном в 1900 г. в работе «О психологии индивидуальных различий, идеи к дифференциальной психологии» можно отнести к исследованиям третьего выделенного направления. В. Штерн отмечает, что объективное и полное исследование индивидуальных признаков и их интерпретация невозможно без учета общих закономерностей функционирования и развития психических функций. Ученый является создателем термина «дифференциальная психология». В работе «Дифференциальная психология» [15] дается подробное
объяснение данного понятия, приводятся основания для классификации людей по различным психологическим особенностям.
Анализируя работы отечественных психологов и соотнося работы В.М. Русалова с третьей группой исследований индивидуальных различий, отмечаем, что отличительной чертой его трудов является развитие концепции общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. Из всего спектра индивидуальных свойств человека основное внимание уделяется изучению формально-динамических характеристик, к которым относится темперамент. Системообразующую функцию индивидуальности ученый видит в формально-динамических свойствах, в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения человека.
В исследовании индивидуальности и индивидуально-типологических особенностей В.М. Ру-салов делал упор на познание и измерение индивидуальных вариаций характера, знаний, умений, способностей, смыслов, переживаний, мотивов, целей и других предположительно устойчивых внутренних содержательно-смысловых, или «личностных», структур индивидуальной психики человека [13].
По предположению В.М. Русалова, нейроди-намические показатели свидетельствуют о наиболее существенных особенностях деятельности мозга, и поэтому именно их надо исследовать при анализе взаимосвязей между психофизиологическими и психологическими характеристиками.
Работы Э.А. Голубевой раскрывают структуру индивидуальности через уровни организма и личности. К системообразующим свойствам она отнесла эмоциональность, активность, саморегуляцию. Центральной проблемой на начальном этапе ее исследований было изучение способностей и задатков, основой которого стала гипотеза Б.М. Теплова, согласно которой типологические свойства нервной системы входят в состав природных основ развития способностей, в состав задатков. Э.А. Голубева предложила схему, которая обобщает исследования по структуре индивидуальности и личности, в которой природное и социальное, организм и личность составляют единство.
В лаборатории Э. А. Голубевой удалось показать, что «успеваемость как по гуманитарному, так и по естественно-научному циклам дисциплин соотносится со свойствами силы, лабильности и активированности (принимаемой за баланс
нервных процессов). Лучшие баллы имели лица со слабой нервной системой, высокой лабильностью и высокой активированностью (преобладанием возбуждения)» [Цит. по: 6, с. 383-384].
На современном этапе развития дифференциальной психологии и психологии индивидуальных различий наибольшее значение имеют работы М.К. Акимовой, В.В. Белоуса, Т.Ф. Базыле-вич, М.С. Егоровой, Е.П. Ильина и др. Эти исследования направлены на обобщение накопленного в предыдущие годы эмпирического материала, а также разработку вопросов учета индивидуальных различий в учебной деятельности (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, Н.П. Локалова и др.).
Итак, проведенный теоретический анализ подходов к исследованию проблемы индивидуально-типологических особенностей показал, что исследование индивидуальных различий явилось предметом пристального внимания и разнообразных теоретических и практических исследований. В период становления и развития этих научных отраслей психологии определялся их понятийный аппарат, в частности характеризовались основные составляющие понятия «индивидуальность»; оформлялись ключевые направления практических исследований индивидуальных различий - психологических, психофизиологических и других свойств человека. В качестве ключевых оснований для дифференциации людей по характеру индивидуальных различий были выделены такие психические свойства, как характер, способности, мотивация и особенности интеллектуальной сферы; к основным психофизиологическим особенностям были отнесены свойства нервной системы, психодинамические свойства, билатеральные особенности и др.
Также большинство рассмотренных исследований внесло свой вклад в постановку и решение проблемы социального и биологического в психике человека. Так называемые «типологические свойства» человека, зачастую заменявшие понятие «психофизиологические свойства», были определены как врожденные, относительно устойчивые и наследуемые характеристики, позволяющие ученым разрабатывать различные типологии человека. На другом полюсе расположились свойства психологические, ключевое отличие которых от психофизиологических свойств состоит в их социальной природе, т. е. принципиальной независимости от врожденных характеристик человека.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] I Б. Г. Ананьев. - Л. , 19б9. - 107 с.
2. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология [Текст]. - Ч. 1 I В. М. Бехтерев. - Петроград : Изд-ское т-во «Колос», 1921. - 432 с.
3. Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека [Текст] I В. М. Бехтерев; под ред. А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 41б с.
4. Бине, А. Измерение умственных способностей [Текст] I пер. с фр. - СПб. : Союз, 199S. - 432 с.
5. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий [Текст] I М. С. Егорова. - М. : Планета детей, 1997. - 32S с.
6. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст] I Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. -701 с.
7. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [Текст] I А.Ф. Лазурский. - М. : Наука. 1995. - 271 с.
S. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] I В. С. Мерлин. - М. : Педагогика, 19S6. - 253 с.
9. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. труды [Текст] I В. С. Мерлин. - М. : Изд-во «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 199б. - 445 c.
10. Нижегородцева, Н. В. История и основные тенденции исследования индивидуальности в психологии конца XIX - начала XX вв. [Текст].
11. Платонов, К. К. Проблемы способностей [Текст] I К. К. Платонов. - М. : Наука, 1972. - 312 с.
12. Рибо, Т. Психология чувств [Текст] I Т. Рибо; пер. с франц. - Издание Ф. Павленкова, 1S9S. - 479 с.
13. Русалов, В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий [Текст] I В. М. Русалов. - М. : Наука, 1979. - 352 с.
14. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст] : в 2 т. Т.2. I Б. М. Теплов. - М. : Педагогика, 19S5. - 3б0 с.
15. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы [Текст] I В. Штерн пер. с нем. -М. : Наука, 199S. - 335 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Anan'yev, B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [Tekst] I B. G. Anan'yev. - L. , 19б9. - 107 s.
2. Bekhterev, V. M. Kollektivnaya refleksologiya [Tekst]. - CH. 1 I V. M. Bekhterev. - Petrograd : Izd-skoye t-vo «Kolos», 1921. - 432 s.
3. Bekhterev, V. M. Problemy razvitiya i vospitaniya cheloveka [Tekst] I V. M. Bekhterev; pod red. A. V. Brushlinskogo i V. A. Kol'tsovoy. - M. : Izd-vo «Institut prakticheskoy psikhologii», Voronezh : NPO «MODEK», 1997. - 41б s.
4. Bine, A. Izmereniye umstvennykh sposobnostey [Tekst] I per. s fr. - SPb. : Soyuz, 199S. - 432 s.
5. Yegorova, M. S. Psikhologiya individual'nykh razlichiy [Tekst] / M. S. Yegorova. - M. : Planeta detey, 1997. - 328 s.
6. Il'in, Ye. P. Psikhologiya individual'nykh razlichiy [Tekst] / Ye. P. Il'in. - SPb. : Piter, 2004. - 701 s.
7. Lazurskiy, A. F. Ocherk nauki o kharakterakh [Tekst] / A.F. Lazurskiy. - M. : Nauka. 1995. - 271 s.
8. Merlin, V. S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti [Tekst] / V. S. Merlin. - M. : Pedagogika, 1986. - 253 s.
9. Merlin, V. S. Psikhologiya individual'nosti: izbr. psikhol. trudy [Tekst] / V. S. Merlin. - M. : Izd-vo «In-t prakt. Psikhologii»; Voronezh : NPO «MODEK», 1996. -445 c.
10. Nizhegorodtseva, N. V. Istoriya i osnovnyye ten-dentsii issledovaniya individual'nosti v psikhologii kontsa XIX - nachala XX vv. [Tekst].
11. Platonov, K. K. Problemy sposobnostey [Tekst] / K. K. Platonov. - M. : Nauka, 1972. - 312 s.
12. Ribo, T. Psikhologiya chuvstv [Tekst] / T. Ribo; per. s frants. - Izdaniye F. Pavlenkova, 1898. - 479 s.
13. Rusalov, V. M. Biologicheskiye osnovy individu-al'no-psikhologicheskikh razlichiy [Tekst] / V. M. Rusalov. - M. : Nauka, 1979. - 352 s.
14. Teplov, B. M. Izbrannyye trudy [Tekst] : v 2 t. T.2. / B. M. Teplov. - M. : Pedagogika, 1985. - 360 s.
15. Shtern, V. Differentsial'naya psikhologiya i y eye metodicheskiye osnovy [Tekst] / V. Shtern per. s nem. -M. : Nauka, 1998. - 335 s.