Научная статья на тему 'Основные подходы к исследованию адаптивности личности'

Основные подходы к исследованию адаптивности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1289
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИЯ / SOCIAL ADAPTABILITY / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION / SYSTEM / INFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовцева М. В., Машанов А. А.

Обосновывается деятельностная природа социальной адаптивности с использованием системного, социо-культурного и информационного аспектов ее аспектов. Показывается значимость социальной адаптивности в разрешении некоторых противоречий между человеком и социальной средой в процессе социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ростовцева М. В., Машанов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO PERSONALITY ADAPTABILITY RESEARCH

Social adaptability pragmatic nature is substantiated by means of the systemic, social and cultural and information aspects of its aspects. The significance of social adaptability in settling some arguments between a man and a social environment in the socialization process is shown.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к исследованию адаптивности личности»

УДК 101.9 М.В. Ростовцева, А.А. Машанов

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Обосновывается деятельностная природа социальной адаптивности с использованием системного, социо-культурного и информационного аспектов ее аспектов. Показывается значимость социальной адаптивности в разрешении некоторых противоречий между человеком и социальной средой в процессе социализации.

Ключевые слова: социальная адаптивность, социальная деятельность, социокультурная адаптация, система, информация.

M.V. Rostovtseva, A.A. Mashanov BASIC APPROACHES TO PERSONALITY ADAPTABILITY RESEARCH

Social adaptability pragmatic nature is substantiated by means of the systemic, social and cultural and information aspects of its aspects. The significance of social adaptability in settling some arguments between a man and a social environment in the socialization process is shown.

Key words: social adaptability, social activity, social and cultural adaptation, system, information.

В постоянно меняющихся условиях жизни российского общества интерес исследователей к проблемам адаптации человека усиливается. Адаптация - это сложная, междисциплинарная категория, находящаяся на стыке изучения разных дисциплин: философии, психологии, социологии, биологии и т.д., что в свою очередь порождает массу видов определений и значений адаптации. Адаптация человека к обществу -это, прежде всего, социальная адаптация, под которой понимается процесс активного приспособления человека к существованию в меняющейся социальной среде, а также результат этого процесса - самоизмене-ние, развитие, самоактуализация и самореализация человека. В ходе социальной адаптации как процесса между человеком и социальной средой (обществом) устанавливаются различные отношения (сотрудничества, компромисса, конфликта), важнейшим из которых является отношение противоречия (конфликта), поскольку только оно приводит к изменению, к развитию личности, ее самореализации. В данной работе под отношением, которое позволяет разрешать противоречия между личностью и обществом в процессе социальной адаптации, в результате чего достигается ее успешность, будет пониматься адаптивность.

Данное положение можно обосновать с точки зрения деятельностного подхода, с опорой на концепции М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкого, О.К. Тихомирова и др.

Единственной возможностью понять особенность человеческого существования, специфику его адаптационных механизмов и их отличие от других живых существ является попытка рассмотреть человека как существо, способное иначе, чем животные, относиться к природе, обществу, к самому себе. Такой подход основан на философской категории «предметная деятельность» и рассматривает человека как сознательно моделирующего и сознательно реализующего свое собственное будущее.

Принципиально важным положением для понимания сущности адаптационных процессов личности является отличие характера жизнедеятельности человека от жизнедеятельности других живых существ. Активность биологических систем поддерживает их динамическое равновесие через приспособление к внешней среде. Животные в своей жизнедеятельности (за некоторыми исключениями вроде строительства норы, гнезда и т.п.) лишь пользуются готовыми продуктами природы, ею же и воспроизводимыми, их активность носит адаптивный характер. Человек также поддерживает свое биологическое существование, используя физиологические силы, способы и функции как основные формы жизненной активности. Человек не просто пассивно приспосабливается к окружающей среде, а сознательно ее моделирует в соответствие со своими

потребностями и целями. Именно поэтому деятельность человека можно характеризовать как синтез адаптивных и адаптирующих начал, т.е. как приспособительно-приспосабливающую активность, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создает и постоянно воссоздает так называемую вторую природу, искусственную среду обитания, человеческий мир. Тем самым он реализует свои природные потенции и родовую сущность [1, с. 49].

Исходя из этого, можно выделить два важных аспекта процесса адаптации человека в обществе. Во-первых, в основе этого процесса лежат деятельные отношения субъектов (личности и общества), во-вторых, успешность адаптации, ее результат, будет в значительной степени определяться соответствием цели и направлениям деятельности человека как реалиям окружающей его среды, ее особенностям, так и индивидуальным характеристикам и ресурсам самого человека. К последним относятся, прежде всего, осознание человеком своих собственных приоритетных потребностей и целей деятельности, их адекватность групповым целями, представлениям о допустимых и приемлемых способах достижения этих целей. В этом случае человек может стать полноправным членом данной социальной среды и в то же время реализовать себя в ней как личность.

В ходе социальной адаптации между личностью и обществом возникают различные отношения. Среди них можно выделить собственно «общественные» отношения, возникающие в процессе совместной трудовой, профессиональной или любой другой деятельности. Они выражаются в конкретной форме осуществления человеком своей деятельности, проявляются вовне - в действиях и поступках людей, и опосредуются конкретно-историческим уровнем развития данного социума, материально-исторической практикой людей. Другой вид отношений - психологическое отношение, которое субъект обычно формирует, обращаясь к механизмам своего внутреннего мира. Такие отношения в значительной мере субъективны, индивидуализированы, составить их можно по любому поводу. Практическое отношение общественного взаимодействия часто имеет в качестве одной из предпосылок своего возникновения именно такое внутреннее, психологическое отношение, но первое не всегда оказывается тождественным второму, как не всегда совпадает то, что человек может (хочет) сделать с тем, что он в действительности делает [2, с. 121-128]. Но так или иначе, внутреннее отношение всегда определенным образом сказывается на конкретной форме осуществления человеком своей деятельности. Оно формируется в различных видах человеческой деятельности и проявляется в определенных чувствах, эмоциях, взглядах, суждениях, оценках; в творческой активности.

В этой связи следует отметить, что, попадая в новую социальную среду (школа, вуз, профессиональный коллектив и т.д.), сталкиваясь с какой-либо новой или изменившейся социальной ситуацией, у человека актуализируются механизмы социальной адаптации. В процессе приспособления, познания новых социальных условий жизнедеятельности у него складываются неосознанные первоначальные оценки этой ситуации, которые через эмоционально-оценочно-деятельностные проявления постепенно осознаются и развиваются в устойчивые ценностные ориентиры личности, сказывающиеся на дальнейшей деятельности человека. В этом контексте в современной литературе выделяют пять основных стратегий взаимодействия человека -совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми (обществом), проявляющимися в той или иной социальной ситуации: сотрудничество, компромисс, конфликт, приспособление, избегание [3, с. 24-30].

Для компромисса характерно стремление субъектов отношения идти на взаимные уступки в ущерб некоторым собственным интересам; сотрудничество предполагает нахождение альтернативы, полностью соответствующей интересам обеих сторон (встречается довольно редко); в ситуации конфликта каждая из взаимодействующих сторон стремится добиться своих интересов и целей. Стратегии конфликта, сотрудничества и компромисса относятся к активным стратегиям, которые направлены на удовлетворение личностью своих потребностей. Индивидуумы с менее активной социальной позицией выбирают стратегии приспособления (жертвование своими интересами ради интересов другой стороны) или избегания (отсутствие как стремление к удовлетворению интересов другой стороны отношения, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей) [4, с. 30-31].

Каждое из этих отношений заключает в себе противоречие как отношение противоположностей, обуславливающих, предполагающих и, в то же время, отрицающих друг друга. Наиболее важным из этих отношений является отношение конфликта, поскольку оно предполагает наиболее полную самореализацию, са-мостановление, самоактуализацию личности на основе ее стремления к преобразованию, изменению социальной среды в соответствие со своими потребностями и интересами. В ситуации конфликта человек сталкивается с особенностями, нормами, ценностями социальной среды, которые могут не совпадать с его личностными предпочтениями, представлениями и ценностями. В этом случае индивид пытается достичь определенного баланса с обществом, ищет такие способы социальной адаптации, которые позволили бы ему

найти тот вариант жизнедеятельности, который способствует как нахождению своего места в этом обществе, так и процессу самореализации человека. Общество, в свою очередь, должно создавать условия для успешной социальной адаптации человека, его самостановления в нем. Именно такое отношение между личностью и социальной средой, направленное на разрешение противоречий, возникающих в процессе их жизнедеятельности, может быть названо социальной адаптивностью. Его специфичность состоит в том, что результатом такого отношения являются внутренние и внешние преобразования как личности, так и социальной среды в соответствие с реалиями времени, но самое главное, оно предполагает развитие, саморазвитие, самореализацию личности в данном обществе, т.е. успешную социальную адаптацию, высокую личностную адаптированность.

Социальная адаптивность - это деятельностное отношение. Оно формируется, реализуется и развивается в процессе социальной деятельности и, соответственно, в процессе социальной адаптации личности, которые включают несколько аспектов, специфично характеризующих эти процессы. Среди наиболее известных из них можно выделить: системный, культурологический и информационный [5, с. 12-13].

Системный подход позволил преодолеть свойственное прежнему времени искусственное разделение видов и уровней адаптации и высказать предположение о механизмах их взаимосвязи, предложить комплексные критерии успешной социальной адаптации. Социальная система с точки зрения данного подхода понимается как сверхсложная, адаптивная система, способная гибко реагировать на внутренние и внешние факторы, которые могут нарушить устойчивость ее существования или погубить.

Сохранение обществом высокой адаптивной способности, обеспечение его целостности может осуществляться на двух уровнях: индивидуальном и общественном. С одной стороны, каждый человек, включенный в социально-деятельную систему, независимо от того, основной или не основной деятельностью он занимается, должен иметь представление о целесообразности существующего устройства общества и распределения ролей в нем. Это достигается, преимущественно, за счет интеллектуальной деятельности. Общество, со своей стороны, вырабатывает свое самосознание при помощи идеологий, которые истолковывают его как единую систему взаимодействия людей, единое общество, определяют цели этого общества и т.д.

В процессе приспособления общества к природной и иной социальной реальности возникают противоречия внешнего характера. При этом очень важна степень открытости социальных систем - стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, напротив, стремление самозамыкаться, отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество) [6, с. 165-166]. Источником внутренних противоречий являются новые нормы и правила, которые, постепенно накапливаясь, могут привести к качественным изменениям всей системы общественных отношений (так происходит при общественной революции). Отклонения от принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить новые средства для поддержания равновесия и стабильности внутри нее.

Таким образом, социальная система приспосабливается не столько к спонтанно изменяющимся условиям среды (такие ситуации менее интересны и относительно тривиальны), сколько к собственным растущим возможностям и последствиям человеческой деятельности. Представляется важным сделать акцент на имманентном характере противоречий между обществом и индивидами, временная стабилизация отношений между которыми обеспечивается, прежде всего, балансом параметров развития социума и систематически нарушается активностью, как самого общества, так и его «содержательного наполнения» - более или менее автономных личностей.

Общество, являясь открытой, самоуправляемой, целеустремленной адаптивной системой, строит свое взаимодействие с другими системами на основе принципа прямой и обратной связи. Человек, с точки зрения взаимодействия с окружающей средой, также является открытой системой, для которой адаптационная деятельность является структурообразующей. Для физического существования человеку необходима адаптация к внешней среде, обеспечение защиты от ее неблагоприятных воздействий. С другой стороны, само общество, социальная среда, с ее особенностями, целями, определяющими специфику всех связей и отношений, порождаемых общественной деятельностью, является той адаптационной зоной, к которой человек не просто приспосабливается в данный период развития общества. Он как сознательное, разумное и деятельное существо вызывает нарушения относительно стабильного функционирования общества, стремясь адаптировать социальную среду под свои потребности и цели. Это обуславливает возникновение внутренних противоречий в системе «личность-общество». На основе принципа обратной связи социум будет реагировать на «возмущающую активность» личности, создавая механизмы ее оптимизации. То есть, между личностью и социальной средой будет формироваться специфическое отношение, разрешающее противоречие между целями, потребностями личности и целями функционирования данного общества, и которое определяется как социальная адаптивность.

Таким образом, условием, обуславливающим формирование социальной адаптивности как отношения между личностью и обществом, будет являться возникающее в процессе социальной адаптации диалектическое противоречие между целями, интересами, особенностями личности и целевыми установками общества. Социальная адаптивность как целенаправленно формирующееся отношение будет направлена на разрешение этого противоречия.

Второй подход к анализу социальной деятельности и социальной адаптации личности - культурологический, который имеет свое значение в аксиологическом аспекте, поскольку именно ценности выступают одной из базовых составляющих исследований отношений между личностью и обществом. Для аксио-культурного анализа социальной адаптации личности были приняты во внимание работы А. Ахиезера, М.С. Кагана, Т.Г. Стефаненко и др.

Переживание и погружение в культурную реальность и ее ценности составляют внутреннее содержание жизни каждого человека и общества в целом. Практически все вокруг оказывается в разной степени вовлеченным в область жизненной активности человека, а значит, и в ценностные отношения, определяемые спецификой ценностного сознания, содержание которого составляет система понятий и категорий, представлений о ценностях.

Активное стремление преодолеть все возникающие проблемы, достичь в новых условиях комфортного существования и должной самореализации сопровождается социокультурной трансформацией личностью продуктов культурной среды на уровне конструирования человеком собственного индивидуального адаптивного пространства в рамках построения соответствующих отношений с обществом. Это лежит в основе социокультурной адаптации, а также процесса инкультурации, определяющего усвоение индивидом определенной системы культурных ценностей и норм [7, с. 78]. При этом социокультурная адаптация, как правило, начинается с этапа аккультурации, т.е. совмещения прежних стереотипов сознания и поведения с процессом освоения новых, а затем может привести и к ассимиляции, т.е. утрате прежних культурных паттернов (ценностей, образцов, норм) и полному переходу на новые [8, с. 24-30]. В случае успешной социокультурной адаптации человек достигает соответствия (совместимости) с новой средой, принимая ее ценности, традиции, нормы и стандарты поведения как свои собственные и действуя в соответствии с ними (то есть, интернализируя их).

В этом аспекте, по нашему мнению, общественные ценности есть цель адаптации личности, успешность которой достигается через процессы интериоризации, осознания, принятия этих ценностей, в ходе которых они из внешнего фактора превращаются во внутренние ценности человека. Это может быть достигнуто за счет формирования специфического отношения - социальной адаптивности, разрешающего указанное противоречие между личностью и обществом, которое предполагает усвоение человеком ценностей социальной среды. В результате такого отношения будут производиться и воспроизводиться нормы поведения, деятельности, общения людей, которые будут являться эффективным адаптивным инструментом, обеспечивающим саморазвитие конкретной личности и общественной жизни в целом.

Третий аспект социальной деятельности и процесса социальной адаптации - информационный.

Любая самоуправляемая система строит свои отношения со средой, другими системами и подсистемами на основе активного отображения значимых для ее выживания информационных параметров внешней среды. С информационной точки зрения процесс адаптации социальной системы понимается как повышение степени ее организованности [9, с. 36-37].

С точки зрения информационного подхода любые образующиеся в процессе жизнедеятельности человека информационно-когнитивные конструкты могут интерпретироваться как эффективное средство и условие его адаптации. Информационный компонент социальной адаптации личности можно рассматривать как единство процессов практического преобразования предметного мира, коммуникации и познания. Специфика информационного взаимодействия личности и общества определяется как субъективными, личностнозначимыми факторами, определяющими коммуникативные и познавательные возможности личности, так и объективными социально-информационными формами, каналами, средствами воздействия на человека.

Проблемы социальной адаптации личности в данном аспекте актуализируют задачу поиска адекватных методов конструирования информационных моделей с целью построения непротиворечивых адаптивных стратегий (схем), адекватных непрерывным изменениям социальной ситуации [9, с. 78-79]. Поэтому успешность социальной адаптации личности определяется эффективностью информационного взаимодействия в процессе непрерывного обеспечения, поддержания социумом состояния непротиворечивости этих адаптивных стратегий. Реализация данного обстоятельства затрудняется быстро растущим количеством информации вследствие объективных процессов компьютеризации и информатизации, порождающих противоречивость, неоднозначность, несоответствие информации реальности, вследствие манипуляций обще-

ства индивидуальным сознанием. Это приводит к информационной дезориентации личности, когнитивному диссонансу. Возникает противоречие между потребностями личности в получении адаптивно-ценной информации и недостаточно развитыми общественными информационными каналами, которые предоставляли бы качественную, богатую смысловым содержанием информацию. Процесс разрешения данного противоречия предполагает целенаправленное формирование оптимального характера информационного отношения - социальной адаптивности, которое позволяло бы человеку вырабатывать адекватные данной ситуации адаптивные стратегии усвоения информации. При таком акценте сама информация будет иметь адаптивную ценность, как для личности, так и для социума, обладать целесообразностью и продуктивностью, с точки зрения ее содержания, которое определяет динамику развития личности и общества.

Каждый из описанных выше аспектов - системный, культурологический, информационный - это аспекты социальной деятельности и, соответственно, социальной адаптации личности. Именно в процессе деятельности осуществляется развитие тех ресурсов личности, которые отвечают за ее успешную социальную адаптацию. Однако только в отношении конфликта (противоречия) с обществом, когда особенности, потребности, интересы личности вступают в противоречие с особенностями данной социальной среды, и когда усилия обеих сторон отношения направлены на разрешение данного противоречия, возможно формирование и развитие «наиболее ценных» способностей и возможностей личности в освоении им окружающей действительности. В качестве такого отношения выступает социальная адаптивность. Социальная адаптивность - это не свойство, не качество личности, а проявляющееся в конкретной деятельности отношение, разрешающее противоречия между личностью и обществом и приводящее к развитию «нужных» для успешной социализации человека свойств [10, с. 77-79]. В частности, социальная адаптивность позволяет решать системопорождающее противоречие между потребностями, целями человека и целями функционирования данного общества; является фактором, благодаря которому объективно существующие культурные явления общественной жизни превращаются в формы активного отношения человека к своему внешнему и внутреннему миру; обеспечивает выработку адаптивных информационных стратегий и схем поведения соответствующих данной социальной ситуации.

Литература

1. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. - Саратов: Просвещение, 1974. - 214 с.

2. Гиндев П. Философия и социальное познание. - М.: Наука, 1977. - 161 с.

3. Корнелиус, Х., Фейри Ш. Выиграть может каждый. - М.: Академия, 2002. - 248 с.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди...Люди, которые играют в игры. - СПб., 1995. - 112 с.

5. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, 2002. - 275 с.

6. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества. - М.: Мысль, 1988. - 415 с.

7. Смолина Т.Л. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий // Психология человека:

интегративный подход: сб. ст. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. - С. 162-167.

8. Южанин М.А. Социокультурная адаптация в межэтнических взаимодействиях // Ломоносов - 2004: сб. ст.: в 3-х т. - М., 2004. - Т.1. - С.24-39.

9. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. СПбГУ. - 2005. - Вып. 3. - №20. -С. 47-59.

10. Ростовцева М.В. Адаптивность как отношение личности и общества: социально-философский аспект: дис. .канд. филос. наук. - Красноярск, 2010. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.