Научная статья на тему 'Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразования в процессе'

Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразования в процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ГЕРМЕНЕВТИКА / СМЫСЛ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ануфриева Дина Юрьевна

В статье раскрывается значение смысловой сферы личности в процессе обучения с позиции герменевтического подхода, что позволяет интегрировать педагогическое и философское знание и выработать общие подходы к пониманию вопросов, связанных с процессами образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразования в процессе»

УДК 13+37.0

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Д. Ю. Ануфриева

Новосибирский государственный педагогический университет

dinaanufrieva@rambler.ru

В статье раскрывается значение смысловой сферы личности в процессе обучения с позиции герменевтического подхода, что позволяет интегрировать педагогическое и философское знание и выработать общие подходы к пониманию вопросов, связанных с процессами образования.

Ключевые слова: обучение, герменевтика, смысл, смыслообразование, личностный смысл.

Ключевые направления развития современного образования определяют необходимость развивать у обучающихся смысловые компетентности.

В проведенных исследованиях по проблеме развития личностных смыслов делается вывод, что процесс обучения станет значимым для личностного становления учащегося, если он будет организован как процесс открытия и реализации им собственных смыслов. Должны быть созданы специальные условия, при которых обучающийся сможет самостоятельно вести поиск смыслов, заключенных в содержании образования через принятие на себя роли интерпретатора, возможности выразить личностное отношение к изучаемому материалу, личностно включиться в интерпретацию учебного процесса.

Понятие смысла имеет многозначное значение в философии и психологии. В герменевтике назначение смысла заключается в фиксировании соответствия частей целому, он позволяет личности удерживать, осознавать и принимать событие в ракурсе целого.

Э. Гуссерль подчеркивал, что всякое смысловое событие осознается двупланово — ценностно и постигающе, как с позиции нахождения своего (тождества), так и с позиции установления другого, отличного в тождественном. Феноменальное взаимодействие Я и Своего-другого рождает смысл, а он уже раскладывается на два момента, как встреча своего со своим, что позволяет устанавливать ценностный горизонт содержания и опознание другого, где преодолевается инаковость между Я и Другим1.

Смысловое постижение или понимание Другого позволяет преодолеть состояние отчужденности и формирует общность, в которой преодолевается простое приспособление. Для преодоления чуждости недостаточно проявлять способность к переживанию, эмпатии, сочувствию, ставить себя на место другого. Внутреннее сближение с Другим возможно прежде всего на уровне понимания его смыслового значения.

1 Гуссерль Э. Картезианские размышления /

Э. Гуссерль. - СПб.: Наука, 2006. - С. 85.

В герменевтике утверждается идея о том, что постичь другой объект возможно, если в нем содержится смысл. П. Рикер полагал, что постижение смысла чужого, Другого возможно только в отношении того, что он сообщает, полного понимания никогда невозможно достичь2. Понимание индивидуальности труднодостижимо, Другой может пониматься лишь в той своей части, которая имеет универсальный и общезначимый характер, считали М. Бахтин, В. Гумбольдт, В. Введенский и др.

В герменевтике смыслообразование имеет понимающе-истолковывающий, т.е. активно рефлексивный характер. Смысл сводится к его истолковывающему восстановлению из того состояния внешнего выражения, в котором он обретается в форме языка или в форме текста. Можно выделить два подхода к постижению смысла: первый — через интерпретацию (классическая филологическая и искусствоведческая герменевтика) и вторая — через бытийную включенность в мир, язык, текст.

Современные философы герменевтики (Т. Абель, Г. Парре) указывают на наличие смысловых форм, всегда стоящих над непосредственным истолкованием как смыс-лообразованием, т.е. сам смысл пребывает где-то выше понимания, интерпретации и прочих действий.

Смысл следует из личного опыта. «Все относящееся к миру, все пространственно-временное бытие значимо и существует для меня благодаря тому, что я познаю его в опыте, воспринимаю, вспоминаю его, думаю о нем, оцениваю его, желаю и т.д. Из этого получается смысл. Это получает

2 Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: московские лекции и интервью / П. Рикер. — М.,

1995. - С. 56.

смысл только из моего опыта, из моих мыслей, оценок, представлений, действий»3.

Постижение смысла должно ориентироваться на те ценности, которые вписывают личность в ее жизненную структуру, в те социально-исторические отношения, за пределы которых невозможно выйти. Основополагающей ценностью для человека является его полнота жизни, богатство той действительности, которая его окружает, которую он чувствует и переживает.

Обретение смысла предполагает проявление творческих способностей, так как требует от личности умений понимать, интерпретировать, осмысливать, рефлексировать и др.

Смысл формируется во взаимодействии переживания и чего-либо, выполняющего символическую функцию. Постижение смысла требует переживания субъекта, при переживании смысла субъект «включается в бытие, усваивает его, соединяется с миром в процессе языковой интеракции, вступает в коммуникативный акт со смыслами, этот процесс требует духовного единения, слияния «жизненных миров» субъекта и объекта не абстрактно, а в «жизненном акте». Смысл выполняет функцию предметного содержания переживания, «необходимого ядра», вокруг которого синтезируется

4

переживание» .

Основные характеристики переживаемых смыслов связаны с их потенциальной неисчерпаемостью, возможностью вступать в разнообразные функциональные отношения с другими смыслами, порождая новые смыслы, отдельные аспекты переживаний также могут получать новые символические воплощения, вступать в новые отношения.

3 Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. - СПб.: Наука, 2006. - С. 287.

4 Там же, с. 312.

Смысл переосмысливается в процессе рефлексии. П. Рикер полагал, что рефлексия представляет собой акт возвращения к себе, посредством которого субъект заново постигает с «интеллектуальной ясностью и моральной ответственностью объединяющий принцип тех операций, в которых он рассредоточивается и забывает о себе как о субъекте. Я совпадает с самим собой, что делает самосознание несомненным и более фундаментальным знанием»5. Х.-Г. Гада-мер считал, что мышления и рефлексии недостаточно для появления нового смысла, необходимы действия, субъекту важно понять конкретную ситуацию, определить в ней смысл и действовать в соответствии с ним. Цели не известны заранее, они осмысливаются в последовательных актах применения смысла. В таком процессе возникает согласованность с самим собой6.

Наличие смысла является необходимым условием успешной деятельности личности. Чтобы деятельность вообще могла состояться как самобытный процесс, у нее должна быть единая смысловая точка отчета.

Действие отличается от проявления воли своей вписанностью в ход вещей. Действовать означает приводить в движение систему, исходя из ее начального состояния.

Действия и операции, реализуемые субъектом в процессе деятельности, должны быть гибкими, изменчивыми и подвижными, чтобы быть в единстве с меняющейся реальностью.

В философии герменевтики выделяется три способа постижения смысла. Первый

5 Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: московские лекции и интервью / П. Рикер. — М.,

1995. — С. 217.

6 Вебер М. Избранное. Образ общества; пер. с

нем. М. И. Левина. — М. : Юрист, 1994. — 702 с.

способ заключается в том, что смысл возникает в ходе непосредственного языкового общения между людьми и постичь смысл возможно только в том случае, если собеседники располагают примерно одинаковыми семантическими полями значений тех слов, которыми они обмениваются в ходе общения. Второй способ связан с переводом с одной знаковой системы в другую (образная — символическая, символическая — знаковая, вербальная — символическая), которая является необходимым элементом в усвоении любых видов содержания. Основная трудность перевода состоит в том, чтобы найти адекватные средства для выражения смысла другого на понятном языке. Третий способ относится к постижению смысла произведений художественной литературы и искусства. Этот тип достигается субъективными и психологическими приемами вживания в возможные чувства, мысли и мотивы автора произведения, перевоплощения в него. Отсутствие смысла как центра кругового развития не позволяет формировать систему, с изменением смысла меняется вся система.

В философии герменевтики утверждается идея о том, что смысл можно постичь в процессе интерпретации.

В герменевтике сложилось два способа интерпретации: объективный способ, когда мнение интерпретатора не учитывается, главное — понять смысл чужого (В. Дильтей, Э.Д. Хирш, Ф. Шлейермахер) и субъективный, требующий учета мнения интерпретатора (Х.-Г. Гадамер, П. Рикер). Поэтому и задачи интерпретации могут быть различны, при объективном подходе толкователь должен понять авторскую концепцию, сформулировать авторское намерение, субъективный подход предполагает формирование личного мнения интерпретатора.

При объективном способе интерпретация состоит в расшифровке смыслов, скрытых в тексте. Расшифровать смысл, значит увидеть все богатство возможных смыслов. Интерпретировать значит идти от явного смысла к смыслу скрытому, глубинному. Для этого необходимо преодолеть отчужденность читателя от чуждого ему текста. Читатель должен поставить текст на один уровень с собой, включить смысл этого текста в свое понимание. В процессе интерпретации конструируемый мир событий, соприкасаясь с реальным внутренним миром читателя, изменяет его .

В процессе интерпретации необходимо учитывать мнение интерпретатора, оно не является предвзятым, поскольку нельзя понять событие, не проявив к нему личного отношения. Интерпретировать это значит понять суть проблемы, ее смысл и лишь во вторую очередь - выделить и понять чужое мнение в качестве такового. Интерпретация предполагает взаимосвязь текста и мнения толкователя. Х.-Г. Гадамер вводит понятие пред-мнения - насколько смысл текста соответствует собственному мнению и ожиданиям читателя. Требуется открытость к мнению другого, или текста. Открытость предполагает, что интерпретатор приводит чужое мнение в соответствие с целостностью собственных мнений или наоборот7.

Таким образом, если ранняя герменевтика указывала на необходимость при интерпретации сочетать аналитический, рациональный подход с вживанием, вчу-ствованием, то поздняя обосновывает возможность существования множественности интерпретаций, которые могут привести к конфликту между ними. При

7 Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. - 336 с.

постижении смысла текста становится важным и необходимым понимание социального, субъективного аспекта, интерпретации мнения читателя, его позиции, мнения.

В герменевтике существует понятие глубинной интерпретации, которое означает соотнесение текста с окружающей действительностью, а не только понимание того, что хотел выразить автор. Назначение, смысл текста состоит в том, чтобы служить отправной точкой нового видения мира, новой ориентации в нем. С помощью структурного анализа автор движется к интерпретации глубинных содержаний, поэтому при чтении текста необходима личностная вовлеченность интерпретатора.

Некоторые ученые смысл рассматривают как ответ на поставленный вопрос. Понять некоторое высказывание - значит выяснить тот исходный вопрос, на который оно отвечает.

Х.-Г. Гадамер описывал вопросно-ответную процедуру интерпретации через герменевтический круг: текст задает вопрос интерпретатору и понять вопрос, правильно ответить на него значит понять смысл текста. «Исполнение завершается в создании новой жизненной позиции, в новом самопонимании читателя («понять себя значит понять себя до текста и получить от текста условия иного Я»), и в последующей деятельности, в которой и реализуется произведение - оно возвращается в жизнь. Но возвращается произведение не в ту точку, где оно началось, а в другую, смещенную по отношению к исходной благодаря приобретению читателем нового опыта и приведения его в действие»8.

8 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы фи-

лософской герменевтики. - М., 1988. - С. 34.

Ж. Делез полагал, что смысл не существует «вне выражающего его предложения. Смысл не сливается полностью с предложением, ибо в нем есть нечто «объективное», что выражается в глагольной форме»9.

Изложенные подходы к герменевтической концепции смыслообразования позволяют сформулировать основные способы конструирования технологий обучения, направленных на постижение смысла.

Смысловые интерпретационные технологии позволяют учащимся рефлексировать учебную ситуацию как значимую и ценную для собственного развития, проживать реальность, актуализируют сформированный личный опыт, создают условия для его переосмысления, объективации нового смысла.

К смысловым интерпретационным технологиям можно отнести: феноменологические технологии, технологию определения скрытого смысла, технологию интерпретации педагогического события (научного текста, художественного произведения), нарративного сообщения, технологию установления смысла, технологию смыслового объяснения и др.

Так, объяснение как интерпретация необходима для проникновения в смысловой мир авторов текстов и источников.

Объяснение состоит из двух процессов: объяснить событие — это значит показать, что оно предсказуемо, и для того, чтобы понять предсказуемость события, необходимо показать, что событие может быть отнесено к определенной категории причинных законов. Объяснение, таким образом, дает понимание, почему произошло именно это событие, а не другое и также показывает, почему это событие обязательно должно было случиться.

9 Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез. — М.: Академия, 1995. — С. 36-37.

Также объяснение предполагает определение мотивации поступков человека, так как деятельность человека всегда определяется побудительными причинами, понять которые и необходимо интерпретатору.

М. Вебер понимает объяснение исходя из теории мотивации, так как в его предпосылках имеется указание на мотивы и цели, определяющие действия людей. М. Вебер полагал, что изучение мотивации поведения личности, ее ценностных ориентаций должно быть в основе социального познания10.

В научной литературе выделяются следующие виды объяснения, которые можно использовать в системе обучения:

— структурно-функциональное объяснение представляет собой выявление структуры и функции события, явления;

— генетическое объяснение можно использовать при анализе происхождения социальных явлений;

— модельное объяснение заключается в выяснении причинно-следственных связей явления, ситуации методом построения аналогий;

Учащиеся готовят устные выступления по теме занятия по следующей схеме:

— сформулировать цель своего выступления, основную идею;

— подобрать посылки, раскрывающие проблему выступления;

— привести аргументы «за» или «против»;

— подобрать текстовые фрагменты произведений, примеры из своей практики, подтверждающие или опровергающие излагаемое суждение;

— сформулировать риторический вопрос как возврат к основной идее своего выступления.

10 Вебер М. Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994. — 702 с.

Смысловая сфера играет приоритетную, системообразующую роль в процессе понимания и осмысления учебного материала. Личностные смыслы порождаются в процессе учебной деятельности и отражают особенности, условия этой деятельности. В процессе постижения личностных смыслов учебной деятельности происходит качественное изменение ученика как субъекта процесса обучения.

Литература

Бахтин М. М. Человек в мире слова / М.М. Бахтин. - М. : РОУ, 1995. - 140 с.

Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер ; пер. с нем. М. И. Левина. - М. : Юрист, 1994. - 702 с.

Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. - М. : Искусство, 1991. - 336 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер;

Общая ред. и вст. ст. Б. Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988. - 700 с.

Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. - СПб. : Наука, 2006. - 315 с.

Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез ; пер. с фр. Я. И. Свирский. - М.: Академия, 1995. -298 с.

Дильтей В. Собрание сочинений в 6 т. -Т. 4: Герменевтика и теория литературы / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. - 531 с.

Дильтей В. Описательная психология / В. Дильтей ; пер. с нем. ; под ред. Г. Г. Шпета. -СПб. : Алетейя, 1996. - 160 с.

Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: московские лекции и интервью / П. Рикер. Рос. акад. наук, инст. философии. - М.: АО КАМ1, изд. Центр «Академия», 1995. - 159 с.

Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер; пер. с фр. И.С. Вдовина. - М. : Канон-Пресс-Центр; Куч-ково поле, 2002. - 622 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.