Научная статья на тему 'Основные подходы к формированию системы управления инвестированием инноваций в образовании'

Основные подходы к формированию системы управления инвестированием инноваций в образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIONS / INVESTMENTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебуркаева Ольга Сергеевна

Обосновывается актуальность проблемы инвестирования и формирования системы управления инвестированием инноваций в образовании. Рассматриваются теоретические аспекты по формированию системы управления инвестированием инноваций в образовании. Приводится определение понятия системы управления инвестированием инноваций в образовании. Предлагаются методические аспекты по разработке системы управления инвестированием инноваций в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgency of a problem of investment and formation of a control system by investment of innovations in education is described. Theoretical aspects of formation of a control system by investment of innovations in education are considered. Definition of concept of a control system by investment of innovations in education is resulted. Methodical aspects on system engineering of management by investment of innovations in education are offered.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к формированию системы управления инвестированием инноваций в образовании»

УДК 330.322:316.3

О.С. Чебуркаева ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Обосновывается актуальность проблемы инвестирования и формирования системы управления инвестированием инноваций в образовании. Рассматриваются теоретические аспекты по формированию системы управления инвестированием инноваций в образовании. Приводится определение понятия системы управления инвестированием инноваций в образовании. Предлагаются методические аспекты по разработке системы управления инвестированием инноваций в образовании.

Инновации, инвестирование, образование.

O.S. Cheburkayeva CONTROL SYSTEM FORMATION BASIC APPROACHES BY INNOVATION INVESTMENT INTO EDUCATION

The urgency of a problem of investment and formation of a control system by investment of innovations in education is described. Theoretical aspects of formation of a control system by investment of innovations in education are considered. Definition of concept of a control system by investment of innovations in education is resulted. Methodical aspects on system engineering of management by investment of innovations in education are offered.

Innovations, investments, education.

В условиях формирования инновационной экономики и инновационного общества большое распространение получили технические, организационные, управленческие инновации. Но наряду с этим необходимо отметить, что в стратегиях развития на ближайшее десятилетие повышается значение инноваций нетехнического характера, а именно социальных инноваций. Это связано с тем фактором, что реализация потенциала технических инноваций не возможна в полной мере без решения существующих задач и проблем социального характера, которые замедляют процессы развития и внедрения инноваций. Такие изменения в стратегических направлениях развития экономики привели к повышению роли и значения социальных инвестиций, ориентированных на решение социальных проблем современного общества.

В сложившихся условиях наиболее важную роль, на наш взгляд, играет такой вид социальной инновации как инновации в системе образования. Инновационное развитие затрагивает практически все уровни образовательной системы. Но внедрение инновационных разработок нуждается в инвестировании.

На данном этапе инвестирование учреждений системы образования происходит без отлаженной системы управления инвестированием, потому не удается привлечь дополнительные объемы инвестиционных средств, в том числе от инвесторов, представляющих реальный сектор экономики. Средства, вкладываемые в развитие системы образования, расходуются нерационально, поскольку направляются не на ее развитие в целом, а распределяются лишь среди отдельно взятых ее секторов.

Вышесказанное позволяет сформулировать следующую научную проблему:

- необходимость разработки системы управления инвестированием инноваций в образовании, в том числе образовательных микроэкономических систем, способствующей привлечению инвестиционных средств, контроля над ними, их эффективному использованию, внедрению инноваций, повышению эффективности образования всех потенциальных потребителей образовательной услуги, как для них самих, так и для инвесторов и для страны в целом.

Система управления инвестированием образовательных микроэкономических систем инновационного типа представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем и элементов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие участников инвестиционного процесса, действующих последовательно и согласованно, на процесс вложения инвестиционных средств в создание образовательной микроэкономической системы инновационного типа и направленных на эффективную реализацию инвестиционного проекта.

Поскольку инвестиционный процесс создания инновационных форм образования характеризуется наличием взаимодействующих участников и, как следствие, сопровождается возникновением разнообразных экономических явлений, то целесообразно использование системы управления.

Система управления инвестированием инноваций в образовании предполагает взаимодействие между: экономическими системами, предприятиями-инвесторами, органами власти, непосредственными потребителями результатов инвестиционного проекта создания инноваций в образовании.

Эффективность системы управления инвестированием должна зависеть от различных факторов. Во-первых, от характера, видов и способов воздействия участников инвестиционного проекта на экономический процесс инвестирования, цели предприятий-инвесторов, их инвестиционного потенциала, эффективности принимаемых решений. Во-вторых, от количества участников, вовлеченных в инвестиционный процесс, согласованности их действий, своевременного принятия решений, тщательной подготовки и контроля за исполнением проекта.

Любой процесс инвестирования должен исходить из ряда положений, подтверждающих необходимость вложения средств. Во всех отраслях инвестирование должно базироваться на каких-либо основополагающих началах. Поэтому при разработке системы управления в любой сфере общественной жизни необходимо руководствоваться определенными идеями и правилами, которые будут способствовать привлечению инвестиционных средств и формированию эффективного инвестирования. Именно с этой целью формируются основополагающие принципы инвестирования.

Так, при формировании эффективных инвестиций в создание инноваций в образовании, а также при разработке системы управления инвестированием инноваций в образовании, в том числе образовательных микроэкономических систем инновационного типа, необходимо выработать ряд принципов, которые способствовали бы привлечению не только инвестиционных и финансовых средств государства, но и средств предприятий реального сектора экономики, крупных нефтяных и газовых компаний, предприятий машиностроительного и автомобилестроительного комплекса, общественных организаций, а также частных лиц, в том числе благотворительных организаций, спонсоров. При этом социально ответственное инвестирование не должно возникнуть как принудительное, а предприятия и другие организации должны осознать значимость такого инвестирования не только для развития общества,

но и для улучшения собственного положения, укрепления своих позиций и выхода на ступень соответствия международным стандартам.

Таким образом, система управления инвестированием должна строиться, на наш взгляд, на следующих принципах: организационно-экономических; теоретико-

методологических; правовых.

При разработке методических подходов применительно к системе управления инвестированием образовательных учреждений инновационного типа, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие составляющие требования:

- определить и обосновать цели и задачи разрабатываемых методических подходов;

- определить принципы, назначение и область применения методических подходов;

- определить функциональные составляющие методических подходов;

- определить наличие и состав участников инвестиционного процесса;

- определить состав и наличие источников инвестиционных средств;

- определить стадии осуществления инвестиционного процесса по достижению поставленных целей и задач;

- выбрать и проанализировать модель достижения результатов инвестиционного процесса (моделирование инвестиционного процесса);

- определить критерии отбора инвесторов;

- определить область и направления принятия решений;

- определить критерии управления инвестиционным процессом;

- определить показатели эффективности системы управления инвестированием;

- учесть факторы возникновения рисков при реализации системы управления инвестированием.

Кроме того, при разработке методических подходов применительно к оценке эффективности системы управления инвестированием инноваций в образовании необходимо учитывать также и особенности данной системы и ее составляющих. Потому, на наш взгляд, необходимо, чтобы такие методические подходы были привязаны к непосредственной области их применения и опирались на следующие критерии:

а) в качестве основной цели необходимо обозначить наиболее полное удовлетворение потребностей в получении образования;

б) направленность реализации системы управления инвестированием на получение не только социального, но и экономического эффекта;

в) контроль над целенаправленным взаимодействием субъектов и объектов инвестиционного процесса;

г) многоуровневое и всестороннее управление инвестиционным процессом;

д) учет интересов инвесторов при реализации системы управления инвестированием;

е) глубокий анализ принимаемых решений и поэтапный анализ результатов инвестиционного процесса;

ж) ориентация на получение разносторонних положительных результатов.

Инвестирование инноваций в образовании, так же как и инвестирование других видов

деятельности, заключается в обеспечении необходимыми ресурсами непосредственно самого объекта инвестиционной деятельности. При этом необходимо решить следующие вопросы:

- определить потребность в инвестиционных средствах;

- определить субъекты инвестиционной деятельности;

- определить источники инвестиционных потоков;

- разработать и выбрать методику инвестирования;

- выполнять управление инвестиционной деятельностью;

- обеспечить нормативно-правовое, законодательное и административное регулирование и поддержку инвестиционного процесса;

- осуществлять контроль за внедрением системы управления инвестированием инноваций в образовании;

- оценить внешние и внутренние условия осуществления инвестиционного процесса.

С точки зрения автора, формирование и реализация системы управления инвестированием инноваций в образовании является эффективным средством при осуществлении процесса ее инвестирования.

Таким образом, при разработке системы управления инвестированием инноваций в образовании необходимо учитывать все компоненты, обусловливающие наиболее рациональное и эффективное использование инвестиционных средств в системе образования. Подобная система, на наш взгляд, способна привлечь источники инвестиций в систему образования, обеспечить контроль над их рациональным использованием и распределением, что в конечном итоге обеспечит развитие системы образования страны.

Разработка методических подходов к формированию системы управления инвестированием инноваций в образовании будет способствовать наиболее полному учету компонентов структуры системы управления инвестированием и упростит оценку ее эффективности.

Чебуркаева Ольга Сергеевна - Cheburkayeva Olga Sergeevna -

ассистент кафедры Junior teaching and research staff member

«Экономическая теория и учения» of the Department of «Economic Theory

Саратовского государственного and Doctrine»

технического университета of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 12.06.09, принята к опубликованию 17.07.09

Экономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.