УДК 911.8
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОРСКОГО
ПРОСТРАНСТВЕННОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
В. М. Мякиненков*
* Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9.
Поступила в редакцию 2.12.2012 г. doi: 10.5922/2074-9848-2013-1-7 © Мякиненков В. М., 2013
Отмечается, что морское пространственное планирование получило широкое применение в ведущих морских странах, однако в России оно не применяется и отсутствует соответствующая нормативная база. Территориальное планирование имеет сходные с морским планированием черты — инструментарий, принципы и методы деятельности. Но различаются характеристики объекта планирования, принципы установления границ территории и морской акватории, полномочия органов власти по их развитию. Показано, что в ряде законов Российской Федерации морское пространство, его части и виды морепользования (водопользования) и их регламентация нашли отражение, однако целостный механизм морского планирования на законодательном уровне еще не сформирован. В «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года» поставлена задача создания инструментария морского пространственного планирования. Рассмотрены некоторые направления разработки инструментария морского планирования — оценка применимости в данной сфере существующей правовой базы в области водных отношений, развития территории и стратегического планирования, а также возможное распределение полномочий органов власти различных уровней в этом новом виде управленческой деятельности.
Ключевые слова: территориальное планирование, морское планирование, стратегическое социально-экономическое планирование, территория, морская акватория
Морское пространственное планирование уже получило признание на уровне мирового сообщества [13; 21] и достаточно широкое распространение в ряде европейских стран (Германии
[16], Финляндии [17], Швеции [16], Польше [19]). В частности, по акватории Балтийского моря уже разрабатываются морские планы [18; 20; 22]. В нашей стране морское планирование (как вид управленческой деятельности) не применяется, хотя уже реализуется федеральная целевая программа «Мировой океан» [8]. Вместе с тем очевидно, что зарубежный инструментарий морского планирования (система нормативных и методических документов) ввиду различий в государственном устройстве, структуре и полномочиях органов власти не может быть в полной мере применим в условиях нашей страны.
Отдельные виды морской деятельности имеют достаточную правовую регламентацию [1; 4]. Однако задача развития морского пространственного планирования впервые была обозначена в «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года». В приложении № 4 к этому документу «Перспективные пути развития основных видов морской деятельности Российской Федерации» в составе одного из видов морской деятельности («Управление морским природопользованием») предусмотрено «использование и развитие инструментария морского пространственного планирования». Это направление в Стратегии рассматривается как составная часть более общей задачи — «введение и развитие интегрального межотраслевого управления на всех уровнях, рассматривающего морепользование как целостный объект управления и направленного на преодоление конфликтности между видами пользования и сохранения морской среды».
В ряде законов Российской Федерации морское пространство, его части и виды морепользования (водопользования) и их регламентация нашли отражение. Однако целостный механизм морского планирования на законодательном уровне не сформирован.
Попытаемся сформулировать некоторые направления и подходы к разработке инструментария морского планирования в рамках действующих нормативных документов и системы управления. Указанные направления и подходы сформулированы в научно-исследовательской работе, выполненной в рамках реализации Федеральной целевой программы «Мировой океан».
По нашему мнению, создание такого инструментария должно идти по следующим направлениям.
1. На основе анализа действующей нормативной базы в области планирования, а также в смежных с морским планированием областях деятельности необходимо распределение полномочий органов власти различных территориальных уровней по решению вопросов морского планирования.
2. С учетом акцента в морском планировании на комплексное управление природопользованием необходим широкий (общегеографический) поход к содержанию соответствующего инструментария с оп-
~ «Р
ределением его места и особенностей в общей системе природопользования [11].
Инструментарий морского планирования должен быть дифференцирован по уровням разработки документов в соответствии с основными действующими полномочиями органов власти (табл. 1).
При определении подходов к формированию инструментария морского планирования необходимо учитывать:
— место видов морской деятельности в общей системе водопользования на морском пространстве;
— географическую привязку видов морской деятельности к отдельным частям акватории и береговой зоны;
— функциональное зонирование морского пространства и особенности определения местоположения создаваемых на нем (планируемых) объектов и зон.
Ниже указанные особенности рассмотрены более подробно.
1. Большинство видов морской деятельности входит в общую систему водопользования, которая регулируется Водным кодексом Российской Федерации. Некоторые же виды (например, судостроение) почти не связаны с использованием морской природной среды, хотя могут оказывать на нее негативное воздействие.
Особую социальную значимость имеет увязка морской деятельности с водопользованием населения для личных и бытовых нужд. В этой связи большое значение имеет предусмотренное Водным кодексом выделение обособленных и совместных видов водопользования. К обособленным видам, например, относятся военно-морская деятельность, охрана границ, товарное рыболовство. В случае совместного водопользования особенно актуальны вопросы правового регулирования деятельности в определенной акватории и предотвращения негативного воздействия на морскую среду.
С регулированием использования морского пространства также связано требование заключения договора водопользования (Водный кодекс, ст. 11), что необходимо при большинстве его видов. Однако, например, морское судоходство, плавание маломерных судов, воспроизводство водных биологических ресурсов, рыболовство, товарное рыболовство, охота, проведение дноуглубительных работ в акватории морского порта не требуют заключения такого договора.
2. Указанные правовые аспекты морских видов деятельности и других видов морского водопользования во многом связаны с их пространственной локализацией. Назовем ее особенности:
— по горизонтали морского пространства такая локализация приурочена к собственно морской акватории, береговой зоне, островам на морской акватории;
— по вертикали морское пространство может быть условно разделено на водную поверхность, водную толщу и морское дно.
102
Таблица 1
Основные уровни, задачи и примерное содержание документов морского планирования
Уровень разработки документов Задачи и результаты разработки Основное содержание документов
1. Концептуальный уровень управления морским природопользованием Комплексная увязка на межведомственной основе всех видов морепользования (водопользования) с учетом других видов природопользования в пределах бассейновых округов (бассейновый подход) 1. Рекомендации по комплексному (взаимоувязанному) использованию водных объектов. 2. Зонирование бассейновых округов по видам водопользования
2. Правоустанавливающий уровень 1. Дополнения основополагающих нормативноправовых документов (Водного, Градостроительного, Земельного кодексов и др.) и отраслевых нормативно-правовых документов (по отдельным видам морской деятельности). 2. Дополнения правил по отдельным видам водопользования на морском пространстве 1. Правовые нормы и правила регулирования использования морского пространства, учитывающие рекомендации на концептуальном уровне и увязывающие различные виды морепользования и использования территории
3. Прогнозный (программный) уровень 1. Целевые государственные программы по использованию морского пространства. 2. Комплексные программы социально-экономического развития, увязывающие задачи развития территории и прилегающей морской акватории. 3 Программы по использованию и охране водных объектов субъектов Российской Федерации 1. Программные мероприятия по решению отдельных задач государственного значения. 2. Мероприятия по взаимоувязанному развитию различных видов деятельности на территории и акватории, включая создание объектов регионального значения. 3. Мероприятия по комплексному использованию отдельных видов водных объектов (включая морскую акваторию) в границах субъекта Российской Федерации
01
4. Плановый уровень Пути реализации программных мероприятий через обоснование их привязки к отдельным частям морской акватории, включая размещение объектов федерального, регионального и местного значения, а также обоснование дальнейших (изыскательских, проектных) работ 1. Обоснование пространственной локализации отдельных видов водопользования (включая морехозяйственную деятельность). 2. Пространственная увязка видов деятельности по использованию территории и морской акватории. 3. Разработка программы реализации решений по морскому планированию
5. Информационный уровень 1. Гидрографическое и водохозяйственное районирование. 2. Ведение государственного водного реестра. 3. Дополнения федеральной государственной информационной системы территориального планирования и информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в части информации, используемой для морского планирования Исходная информация о состоянии, видах использования водных объектов и территории, влияющих на решения в области морского планирования
Некоторые виды морской деятельности осуществляются во многих зонах (по горизонтали и по вертикали). Другие виды — в одной или нескольких зонах. Указанные особенности определяют степень техногенного воздействия отдельных видов деятельности на другие виды морского природопользования и на состояние морской окружающей среды, а также взаимосвязь с территориальным планированием.
3. Основным результатом морского планирования является установление функциональных зон и определение местоположения создаваемых на акватории объектов для реализации полномочий органов федеральной, региональной и местной власти.
Организация большинства видов морской деятельности связана с установлением на морском пространстве конкретных зон (с более или менее четкими границами), в пределах которых осуществляются определенные этапы и виды той или иной деятельности:
— морские и смешанные перевозки, развитие портов;
— военно-морская деятельность;
— охрана границ;
— рыболовство и рыборазведение;
— разведка и добыча полезных ископаемых.
В связи с этим морское планирование особенно актуально для тех морских акваторий, где интенсивно развиваются все указанные виды деятельности (например в акватории Балтийского моря), либо где предполагается их развитие в ближайшей перспективе (Арктическая зона) [7; 8; 12]. Одновременно в морском планировании необходимо учитывать, что другие виды водопользования на морском пространстве также требуют выделения здесь определенных зон, в пределах которых устанавливаются требования и ограничения. Часть этих видов водопользовании регулируется Водным кодексом и отраслевыми федеральными законами. В то же время муниципальные органы устанавливают правила использования водных объектов (включая море) для личных и бытовых целей, а также ограничения их использования.
Правовой инструментарий морского планирования должен включать и требования к обоснованию местоположения вновь создаваемых на морской акватории объектов (зон). Эти объекты разделяются соответственно полномочиям органов государственной и муниципальной власти, а также по их пространственному расположению в тех или иных функциональных зонах (зонах локализации). Самая общая их классификация должна учитывать особенности размещения этих зон:
— одновременно на территории (береговой зоне) и акватории;
— только на акватории.
Создание объектов одновременно на территории и акватории должно быть синхронизировано (взаимоувязано) с предлагаемым их место-
~ «Р
положением в соответствующих документах территориального планирования и градостроительного зонирования. При этом необходимо учитывать отдельные требования к объектам капитального строительства (линейным и нелинейным), к планируемым территориям и зонам. Объекты, создаваемые на акватории, часто имеют временный характер (плавучие платформы и т. п.). При этом они, как правило, связаны с определенной функциональной зоной (например, зоной добычи полезных ископаемых). Однако в любом случае расположение вновь создаваемых объектов должно учитывать требования и ограничения, соответствующие режиму использования той функциональной зоны, где они размещаются.
Размещение объектов, создаваемых только в береговой зоне, должно учитывать положения соответствующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
Обобщая вышесказанное, отметим, что инструментарий морского планирования должен учитывать следующее.
1. Сложившуюся систему управления природопользованием (включая водопользование на морском пространстве), в том числе интересы населения (представителем которого выступают органы местного самоуправления).
2. Полномочия и функции органов государственного и муниципального управления различных территориальных уровней, на которые возложены полномочия в области планирования.
Инструментарий морского планирования должен учитывать специфику функциональных зон, характеризуемую преимущественным видом использования и системой ограничений, обеспечивающей увязку различных видов использования морского пространства и охрану морской среды.
Большинство видов деятельности регулируется законами и постановлениями государственных органов власти и правовыми актами органов местного самоуправления. Среди них определяющее значение имеет Водный кодекс Российской Федерации, регулирующий водные отношения и отдельные виды водопользования. Поэтому в первую очередь необходимо дополнение и конкретизация его положений применительно к видам морской деятельности. В действующей редакции Водного кодекса практически не отражена специфика морей и их частей как особого вида водного объекта. Не обозначены полномочия органов власти в отношении регулирования использования морского пространства и его частей, не ставится вопрос о необходимости морского планирования. В связи с этим предлагаются следующие направления совершенствования Водного кодекса.
• Ведущим принципом водного законодательства является регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход) (ст. 3, ч. 1, п. 9). Однако в развитие этого принципа предусмотрена разработка, утверждение и реализация схемы комплексного использования и охраны водных объектов только части бассейнового округа (речного бассейна). Бассейновые советы разрабатывают рекомендации в границах бассейновых округов как основной единицы управления в области использования и охраны водных объектов. Но на практике они могут быть реализованы только в указанных схемах (на части бассейнового округа). Таким образом, в связи с тем, что в бассейновые советы входит широкий круг лиц (включая представителей органов власти и общественных организаций), необходимо возложить на этот орган разработку рекомендаций по всем видам водопользования (включая отдельные виды морской деятельности). Указанные рекомендации должны найти практическое применение при разработке инструментария в области морского планирования.
В гл. 4 «Управление в области использования и охраны водных объектов» необходимо включить статью по морскому планированию, которое должно найти отражение и в других статьях Водного кодекса, связанных с управлением, регулированием видов водопользования и охраной водных объектов.
• Морское планирование должно быть взаимоувязано с территориальным планированием, которое регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации [5]. Возможные направления совершенствования Градостроительного кодекса в части его увязки с морским планированием могут быть следующими.
1. Поскольку основной задачей территориального планирования является обоснование размещения объектов федерального, регионального и местного значения, то в случае нахождения этих объектов одновременно на территории и акватории требования и подходы к обоснованию их размещения должны быть отражены в Градостроительном кодексе (и одновременно в Водном кодексе). Это касается и проведения любых строительных работ на морской акватории (так как строительная деятельность регулируется Градостроительным кодексом). Следует также учитывать, что некоторые виды морской деятельности осуществляются только на территории (береговой зоны) — судостроение, развитие портов[2; 8; 9]. Их специфика также требует отражения в Градостроительном кодексе.
2. Другая важная задача территориального планирования — определение границ функциональных зон — также должна быть взаимоувязана с установлением функциональных зон на морской акватории, особенно в случае однотипности таких зон (например, особо охраняемые
- «р
территории и водные объекты). Необходимо учитывать взаимные требования и ограничения к определению границ разнотипных территориальных и акваториальных зон.
Правового разрешения требует вопрос о том, что в соответствии с Градостроительным кодексом функциональные зоны устанавливаются только в генеральных планах поселений, а в случае морского планирования необходимо установление аналогичных зон на акваториях, выходящих за границы отдельных муниципальных образований (городских и сельских поселений).
Кроме того, существует несоответствие круга решаемых задач и полномочий органов власти в области землепользования и водопользования. Градостроительным кодексом предусмотрена разработка правил землепользования и застройки, посредством которых муниципальные органы городских и сельских поселений регулируют все виды землепользования в пределах своих границ. А в области водопользования для муниципальных районов разрабатываются правила использования водных объектов для личных и бытовых целей.
3. Вопросы территориального и морского планирования должны быть увязаны с правовой и методической базой в области стратегического планирования. В настоящее же время морское планирование в этой базе не отражено. Аналогично территориальному планированию морское необходимо трактовать как «пространственную проекцию» реализации документов стратегического планирования на морском пространстве. Предусмотренные законодательством о стратегическом планировании документы (стратегии, прогнозы, программы) должны относиться как к территории Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, так и к морской акватории, входящей в состав соответствующих административно-территориальных единиц [3; 6; 10]. Цели и задачи их социально-экономического развития могут быть реализованы с учетом эффективного комплексного использования морского пространства, охраны морской среды. Размещение предусмотренных в этих документах объектов федерального, регионального и местного значения, финансирование создания которых намечается за счет государственных и муниципальных средств, должно быть обосновано и в документах морского планирования.
4. Для повышения эффективности управления природоохранной деятельностью органами государственной власти должны получить более четкое отражение вопросы управления морским природопользованием в программных документах, разрабатываемых органами власти субъектов Российской Федерации:
— программах по охране окружающей среды;
— программах по использованию и охране водных объектов или их частей.
Такого рода программные документы должны, с одной стороны, опираться на документы стратегического социально-экономического планирования, а с другой — учитывать упомянутые выше рекомендации и концепции по использованию водных объектов в рамках бассейновых округов.
5. Выше было отмечено, что морское планирование должно учитывать задачи сбалансированного природопользования в составе не только видов морской деятельности, но и видов морского природопользования (водопользования). В связи с этим целесообразно дополнить соответствующие федеральные законы, правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, регулирующие такие виды водопользования в части их координации с отдельными видами морской деятельности (в рамках единой системы морского планирования). В Водном кодексе (гл. 5) выделены виды водопользования (в том числе морской акватории), регулируемые федеральными законами в следующих областях:
— рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов;
— охрана окружающей среды (в части сброса сточных вод, производства электроэнергии);
— охрана природных лечебных ресурсов, развитие лечебных оздоровительных местностей и курортов;
— охота и сохранение охотничьих ресурсов;
— недропользование (разведка и добыча полезных ископаемых);
— водный транспорт;
— использование водных объектов для взлета и посадки воздушных судов.
На уровне субъектов Российской Федерации устанавливается порядок использования водных объектов в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Вопросы использования водных объектов (включая море) для отдыха, спорта и туризма, а также для личных и бытовых целей регулируется правилами использования водных объектов, разрабатываемыми и утверждаемыми органами местного самоуправления муниципального района, городского округа. Создание объектов капитального строительства в этих областях, а также пляжей регулируется Градостроительным кодексом.
С учетом рассмотренных выше подходов к морскому планированию и рекомендаций по совершенствованию законодательной и нормативной базы предлагается следующая система полномочий органов управления в области разработки правоустанавливающих и программных документов, учитывающих задачи морского планирования (табл. 2).
01
Таблица 2
Система полномочий органов управления в области разработки правоустанавливающих и программных документов,
учитывающих задачи морского планирования
Органы управления Основные полномочия, относящиеся к задачам морского планирования
I. Федеральный уровень
1. Бассейновые советы 1. Разработка рекомендаций по регулированию водопользования на водных объектах по бассейновым округам. 2. Разработка и утверждение схемы комплексного использования и охраны водных объектов (в пределах всего бассейнового округа, включая морское пространство)
2. Министерство природных ресурсов 1. Гидрографическое и водохозяйственное районирование бассейновых округов. 2. Ведение водного реестра. 3. Дополнение схемы территориального планирования в области развития особо охраняемых природных территорий (в части их создания на морской акватории). 4. Дополнение Водного кодекса в части регулирования водопользования отдельными видами морской деятельности и заключение договоров водопользования, учитывающих результаты морского планирования
3. Министерство по чрезвычайным ситуациям 1. Разработка мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на морском пространстве.
4. Министерство экономического развития 1. Разработка и реализация целевых программ в области использования и охраны Мирового океана. 2. Разработка рекомендаций по дополнению документов стратегического планирования в части планирования использования морского пространства (в том числе стратегий, программ социально-экономического развития)
II
Окончание табл. 2
Органы управления Основные полномочия, относящиеся к задачам морского планирования
5. Министерство регионального развития 1. Дополнение Г радостроительного кодекса Российской Федерации в части обоснования планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения, взаимосвязанных с объектами, создаваемыми на акватории в рамках морского планирования. 2. Уточнение порядка ведения строительных работ на морской акватории. 3. Дополнение федеральной информационной системы территориального планирования (в части ее увязки с результатами морского планирования и с водным реестром)
6. Другие федеральные министерства и ведомства (участвующие в использовании морского пространства) 1. Дополнение схемы территориального планирования в области обороны, безопасности, транспорта, энергетики, связи, развития инфраструктуры естественных монополий в части создания объектов капитального строительства на морской акватории. 2. Разработка дополнений в основные законы, регулирующие их деятельность, в части задач и результатов морского планирования
II. Региональный уровень
1. Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации 1. Разработка программы по использованию и охране водных объектов (включая морское пространство) в увязке с программами охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации. 2. Разработка документов стратегического планирования, учитывающих комплексное развитие береговой зоны и морской акватории. 3. Дополнение схем территориального планирования в части их увязки с документами морского планирования. 4. Разработка правил охраны жизни людей на водных объектах. 5. Разработка правил плавания на маломерных судах. 6. Установление порядка использования водных объектов в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
11
Ш. Местный (муниципальный) уровень
1. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. 1. Дополнения в документы стратегического планирования в части развития береговой зоны и морской акватории. 2. Разработка правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых целей
2. Органы местного самоуправления городского округа, городского и сельского поселения 1. Дополнения в генеральные планы в части функционального зонирования и размещения объектов местного значения на морской акватории. 2. Дополнение правил землепользования и застройки в части видов деятельности, осуществляемых на территории и на морской акватории. 3. Разработка постановлений об ограничениях использования водных объектов
Рассмотренные выше подходы связаны только с некоторыми направлениями разработки инструментария морского планирования — оценкой применимости для морского планирования существующей правовой базы в области водных отношений, развития территории и стратегического планирования, а также с возможным распределением полномочий органов власти различных уровней в этом новом виде управленческой деятельности.
Список литературы
1. Батурова Г. В. Перспективы повышения конкурентоспособности морехозяйственного комплекса в условиях развития мирохозяйственных связей : дис. ... экон. наук. М., 2011.
2. Батурова Г. В. Региональные морехозяйственные кластеры как основа социально-экономического развития приморских территорий // Стратегическое планирование в регионах и городах России : доклады участников IX общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» / под ред. Б. С. Жихаревича. СПб., 2011. С. 115—119.
3. Белоусов А. Р. Сценарии социально-экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. C. 3—52.
4. Войтоловский Г. К. Динамика развития. М., 2005. (Сер. Теория и практика морской деятельности; вып. 5).
5. Варгина Т. В., Мякиненков В.М. Градостроительный кодекс РФ // Управление развитием территорий. 2008. № 1. С. 17—20.
6. Коновалов А. М., Батурова Г. В. Целевое программирование развития российской морской деятельности // Морская политика России. 2008. 7 июня.
7. Коновалов А.М. Транспортная инфраструктура российской Арктики: проблемы и пути их решения // Евроатлантическое пространство безопасности / под ред. А. А. Дынкина, И. С. Иванова. М., 2011.
8. Коновалов А.М., Федоренко Н.М., Батурова Г. В. Рейтингование федеральных целевых программ // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2008. № 10. С. 32—45.
9. Коновалов А. М. Приморские территории — особый плацдарм // Морская политика России. 2011. Март-апрель.
10. Прогнозирование будущего: новая парадигма / под ред. Г. Г. Фетисова,
B. М. Бондаренко. М., 2008.
11. Студенецкий С. А. Рациональное и эффективное использование океанических биоресурсов как народно-хозяйственная задача // Биологические ресурсы Мирового океана. М., 1979.
12. Konovalov A. Transportation Network in the Arctic Zone of the Russian Federation // The Arctic: A Space of Cooperation and Common Security. M., 2010.
C. 24—25.
13. Study on the economic effects for Maritime Spatial Planning // Report of Directorate-General for Maritime Affaires and Fisheries. 2010. April.
~ «Р
14. The role of maritime clusters to enhance the strength and development of maritime sectors. Overview of the applied research methodology // Commissioned by the European Commission (DG MARE). 2008. November .
15. Backer H., FriasM. Planning the Bothnian sea. Helsinki, 2012.
16. Nolte N., Toben S., Lamp J. BaltSeaPlan Report 2 // Strategies with relevance for German maritime space. Hamburg, 2012.
17. Morf'A. BaltSeaPlan Report 7 — Strategies with relevance for Swedish maritime space. Gothenburg, 2012.
18. Gee K., Kannen A., Heinrichs B. BaltSeaPlan Report 8 // Towards a common spatial vision: Implications of the international and national policy context for Baltic Sea space and MSP. Geesthacht, 2011.
19. Zaucha J., Matczak M. BaltSeaPlan Report 10 // Developing a Pilot Maritime Spatial Plan for the Southern Middle Bank. Gdansk, 2011.
20. Kappeler B., Toben S., Chmura G. et al. BaltSeaPlan Report 9 // Developing a Pilot MSOP for the Pomeranian Bight and Arkona Basin. Hamburg, 2012.
21. UNESCO initiative on marine spatial planning. URL: http://www.unesco-ioc-marinesp. be/msp_around_the_world.
22. Project BaltSeaPlan. URL: http://www. baltseaplan.eu/index. php/Reports-and-Publications;809/1.
Об авторе
Мякиненков Валерий Михайлович, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, Санкт-Петербургский государственный университет.
E-mail: [email protected]
KEY STRATEGIES OF DEVELOPMENT OF RESEARCH TOOLS AND METHODS FOR MARINE SPATIAL PLANNING
V. M. Myakinenkov
Saint Petersburg State University 7—9, Universitetskaya nab., Saint Petersburg, 199034, Russia
Received on December 2, 2012
Marine spatial planning has been widely applied in the leading maritime countries. However, it is not so common in Russia, where the corresponding legislative framework is absent. Spatial planning has common features with marine planning, especially when it comes to the tools, principles, and methods. The difference lies in the characteristics of the planning object, the principles of delineating the borders
of territories and water areas and the authorities of governing bodies. Marine space, its parts, and sea (water) use types and regulation are covered by a number of laws of the Russian Federation. However, an integral mechanism of marine planning has not been developed at the legislative level. The Strategy for the Development of Maritime Activities until 2030 sets the task of developing the tools of marine spatial planning. This article considers certain lines of development of marine planning tools: the assessment of applicability of the existing legal framework in the field of water relations; development of territory and strategic planning; and possible distribution of authority of different governing bodies in this new field of administrative activity.
Key words: spatial planning, marine planning, strategic socioeconomic planning, territory, water area.
References
1. Baturova, G. V. 2011, Perspektivy povyshenija konkurentosposobnosti more-hozjajstvennogo kompleksa v uslovijah razvitija mirohozjajstvennyh svjazej [Prospects of improving the competitiveness of the complex marine economic development in world economic relations], Dissertation for the degree of candidate of economic sciences, Moscow, Sovet po izucheniju proizvoditel'nyh sil (SOPS).
2. Baturova, G. V. 2011, Regional'nye morehozjajstvennye klastery kak osnova social'no-jekonomicheskogo razvitija primorskih territory [Regional marine economic clusters as a basis of socio-economic development of coastal areas]. In: Zhy-harevych, B. S. (ed.). Strategicheskoe planirovanie v regionah i gorodah Rossii. Doklady uchastnikov IX Obshherossijskogo foruma «Strategicheskoe planirovanie v regionah i gorodah Rossii» [Strategic planning in the regions and cities of Russia. Reports the IX All-Russian Forum "Strategic planning in the regions and cities of Russia"], St. Petersburg, Leont'evskij centr, p. 115—119.
3. Belousov, A. R. 2006, Scenarii social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossii na pjatnadcatiletnjuju perspektivu [Scenarios of socio-economic development of Russia for fifteen years perspective], Problemyprognozirovanija [Problems of forecasting], no. 1, p. 3—52.
4. Voitolovsky, G. K. 2005, Dinamika razvitija [The dynamics of the development], Moscow, SOPS.
5. Vargina, T. V., Myakinenkov, V. M. 2008, Gradostroitel'nyj kodeks RF [Town Planning Code], Upravlenie razvitiem territorij [Managing the development of territories], no. 1, p. 17—20.
6. Konovalov, A. M., Baturova, G. V. 2008, Celevoe programmirovanie razvitija rossijskoj morskoj dejatel'nosti [Targeted programming for the Russian maritime activities], Morskaja politika Rossii [Russian Maritime Policy], June. 7. Konovalov, A. M. 2011, Transportnaja infrastruktura rossijskoj Arktiki: problemy i puti ih re-shenija [Transport infrastructure in the Russian Arctic: Challenges and Solutions]. In: Dynkin, A. A. Ivanov, I. S. Evroatlanticheskoe prostranstvo bezopasnosti [Euro-Atlantic security], Moscow, LENAND.
7. Konovalov, A. M. 2011, Transportnaja infrastruktura rossijskoj Arktiki: problemy i puti ih reshenija [Transport infrastructure in the Russian Arctic: Challenges
and Solutions]. In: Dynkin, A. A. Ivanov, I. S. Evroatlanticheskoe prostranstvo be-zopasnosti [Euro-Atlantic security], Moscow, LENAND.
8. Konovalov, A. M. Fedorenko, N. M., Baturova, G. V. 2008, Rejtingovanie federal'nyh celevyh programm [Ratings of federal programs], Federativnye otnosh-enija i regional'naja social'no-jekonomicheskaja politika [Federal relations and regional socio-economic policy], no. 10, p. 32—45.
9. Konovalov, A. M. 2011, Primorskie territorii — osobyj placdarm [Coastal territory — a special foothold], Morskaja politika Rossii [Russian Maritime Policy], March-April.
10. Fetisov, G. G., Bondarenko, V. M. (eds.). 2008, Prognozirovanie budush-hego: novaja paradigma [Forecasting the Future: A New Paradigm], Moscow, Economica.
11. Studenetsky, S. A. 1979, Racional'noe i jeffektivnoe ispol'zovanie okeani-cheskih bioresursov kak narodnohozjajstvennaja zadacha [Rational and efficient use of ocean biological resources as economic problems], Moscow, Nauka.
12. Konovalov, A. 2010, Transportation Network in the Arctic Zone of the Russian Federation. In: Zagorsky, A. V. (ed.), The Arctic: A Space of Cooperation and Common Security, Moscow, IMEMO RAN, p. 24—25.
13. Study on the economic effects for Maritime Spatial Planning, 2010, Report of Directorate-General for Maritime Affaires and Fisheries, April.
14. The role of maritime clusters to enhance the strength and development of maritime sectors, 2008, Overview of the applied research methodology, Commissioned by the European Commission (DG MARE), November. 16. Backer, H., Frias, M. (eds.). 2012.
15. Planning the Bothnian sea — key findings of the Plan Bothnia project, Helsinki.
16. Nolte, N., Toben, S., Lamp, J. 2012, BaltSeaPlan Report 2 — Strategies with relevance for German maritime space, Hamburg.
17. Morf, A. 2012, BaltSeaPlan Report 7 — Strategies with relevance for Swedish maritime space, Gothenburg.
18. Gee, K., Kannen, A., Heinrichs, B. 2011, BaltSeaPlan Report 8 — Towards a common spatial vision: Implications of the international and national policy context for Baltic Sea space and MSP, Geesthacht.
19. Zaucha, Ja., Matczak, M. 2011, BaltSeaPlan Report 10 — Developing a Pilot Maritime Spatial Plan for the Southern Middle Bank, Gdansk.
20. Kappeler, B., Toben, S. 2012, Grazyna Chmura, Stanislaw Walkowicz, Nico Nolte, Petra Schmidt, Jochen Lamp, Cordula Goke5 and Christian Mohn BaltSeaPlan Report 9 — Developing a Pilot MSOP for the Pomeranian Bight and Arkona Basin, Hamburg.
21. UNESCO initiative on marine spatial planning, available at: http://www. unesco-ioc-marinesp. be/msp_around_the_world (accessed 17 October 2012).
22. Project BaltSeaPlan, available at: http://www.baltseaplan.eu/index. php/Reports-and-Publications;809/1 (accessed 21 October 2012).
About the author
Dr Valery Myakinenkov, Associate Professor, Department of Economic and Social Geography, Saint Petersburg State University.
E-mail: [email protected]