Научная статья на тему 'Модельная структура и содержание комплексного морского плана на примере Калининградской области'

Модельная структура и содержание комплексного морского плана на примере Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
404
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МОРСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ / МОРСКАЯ АКВАТОРИЯ / SPATIAL PLANNING / MARINE PLANNING / TERRITORY / OFFSHORE AREA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мякиненков Валерий Михайлович, Спирин Павел Павлович, Вязилова Юлия Семеновна

Изложены результаты научноисследовательской работы по обоснованию методологии построения модельной структуры морского плана на примере акватории Балтийского моря, примыкающей к Калининградской области, выполненной в 2012-2013 гг. по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации.В основу методологии этой работы положены имеющиеся правовые акты в области использования морского пространства, природопользования, а также опыт зарубежных стран по морскому планированию. Поскольку морское планирование тесно связано с территориальным планированием в работе было уделено внимание вопросам их стыковки для целей разработки морских планов. Выявлена необходимость проведения законотворческой работы по адаптации морского планирования в действующую правовую систему, регулирующую полномочия органов власти различных территориальных уровней в области стратегического планирования.Структура, содержание морского плана и методические подходы к обоснованию планируемых мероприятий основаны на действующих нормативноправовых документах, литературных и картографических материалах применительно к объекту исследования. Основным результатом исследования стало установление акваториальных функциональных зон федерального, регионального и местного значения. Научная ценность работы связана с дальнейшим развитием методологии стратегического планирования в части планирования развития морского пространства. Практическая значимость определяется обоснованием правового и методического инструментария для морского пространственного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мякиненков Валерий Михайлович, Спирин Павел Павлович, Вязилова Юлия Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model Structure and Content of a Comprehensive Maritime Plan: the Case of Kaliningrad

The need for maritime spatial planning is articulated in the Strategy for Marine Development of the Russian Federation until 2030. However, Russian legislation contains no provisions regulating this field.This article presents the results of a study aimed to devise a methodology for developing the model structure of a maritime plan for the Baltic Sea.The study methodology is based on current regulations on marine use and nature management as well as international maritime planning practices. Since marine planning is closely connected with spatial planning, the study pays special attention to their convergence in developing maritime plans. The authors stress the need for legislative efforts aimed at integrating marine planning in the current legal framework for the regional authorities of different territorial levels.The structure and contents of the maritime plan and the methodological framework for suggested measures are based on relevant regulations, publications, and maps. The main result of the study is the identification of functional offshore areas of federal, regional, and local significance.The research significance of this study is associated with the further development of strategic planning, namely, marine planning. Its practical significance is in devising the legal and methodological framework for marine spatial planning.

Текст научной работы на тему «Модельная структура и содержание комплексного морского плана на примере Калининградской области»

УДК 502/504

МОДЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО МОРСКОГО ПЛАНА НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В. М. Мякиненков

**

П. П. Спирин

Ю. С. Вязилова

* Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9.

** ОАО «ОМСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ» 197342, Россия, Санкт-Петербург, Торжковская ул., 5.

Поступила в редакцию 14.04.2015 г.

doi: 10.5922/2074-9848-2015-3-5

© Мякиненков В. М., Спирин П. П., Вязилова Ю. С., 2015

Балтийский регион. 2015. № 3 (25). С. 76—89.

Изложены результаты научно-исследовательской работы по обоснованию методологии построения модельной структуры морского плана на примере акватории Балтийского моря, примыкающей к Калининградской области, выполненной в 2012—2013 гг. по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации.

В основу методологии этой работы положены имеющиеся правовые акты в области использования морского пространства, природопользования, а также опыт зарубежных стран по морскому планированию. Поскольку морское планирование тесно связано с территориальным планированием в работе было уделено внимание вопросам их стыковки для целей разработки морских планов. Выявлена необходимость проведения законотворческой работы по адаптации морского планирования в действующую правовую систему, регулирующую полномочия органов власти различных территориальных уровней в области стратегического планирования.

Структура, содержание морского плана и методические подходы к обоснованию планируемых мероприятий основаны на действующих нормативно-правовых документах, литературных и картографических материалах применительно к объекту исследования. Основным результатом исследования стало установление акваториальных функциональных зон федерального, регионального и местного значения.

Научная ценность работы связана с дальнейшим развитием методологии стратегического планирования в части планирования развития морского пространства. Практическая значимость определяется обоснованием правового и методического инструментария для морского пространственного планирования.

Ключевые слова: территориальное планирование, морское планирование, территория, морская акватория

В Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г. поставлена задача развития интегрального межотраслевого управления на всех территориальных уровнях. При этом морепользова-ние рассматривается как целостный объект управления, направленного на преодоление конфликтности между видами пользования и сохранение морской среды. Для реализации этой задачи необходимо разработать схемы морского пространственного (акваториального) планирования (далее — морское планирование, морской план) [1; 2].

Очевидно, что в соответствии с новым законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» морское планирование должно быть скоординировано с территориальным планированием. По крайней мере, в части решения вопросов развития прибрежных акваторий и приморских территорий. За последние 10 лет в России накоплен значительный опыт по разработке и реализации документов территориального планирования. Действует законодательная база, имеется методика их разработки [3].

Поскольку функция планирования выступает полномочием органов власти и результатом планирования стала подготовка проекта нормативного правового акта, то первым шагом по реализации поставленной в Стратегии задачи является подготовка правового инструментария морского планирования. Однако в имеющихся публикациях не ставится задача разработки правовой базы этого вида деятельности [4—6]. Постановка задач, требования и последовательность разработки планируемых мероприятий, порядок согласования и утверждения документов морского планирования должны основываться на правовых положениях, определяющих полномочия и функции органов власти, заказывающих и утверждающих эти документы.

Для реализации этих задач в 2012—2013 гг. рядом организаций по заказу Минэконом развития Российской Федерации была выполнена научно-исследовательская работа по обоснованию правового инструментария морского планирования и модельной структуры морского плана на примере акватории Балтийского моря, примыкающей к Калининградской области при участии авторов настоящей статьи [9; 10].

Работа выполнялась на основе учета опыта территориального планирования, использования действующей правовой базы в области морского права и рационального природопользования [1; 2; 4; 6], а также зарубежного опыта по морскому планированию. В частности был проанализирован опыт Германии [14; 15], где территориальное и морское планирование осуществляется единым государственным органом.

Основные проблемы разработки законодательной базы

Разработка правового инструментария морского планирования осложняется рядом недостатков и противоречий в существующей правовой базе. Ниже сформулированы главные из них.

Реализация Стратегии развития морской деятельности осуществляется в рамках государственных программ, включающих целевые программы и подпрограммы, которые, в свою очередь, могут содержать ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти. Однако в законе «О стратегическом планиро-

вании» не обозначено место морского планирования в системе документов стратегического планирования.

Неясен вопрос о видах деятельности, учитываемых при морском планировании. В Стратегии развития морской деятельности названы девять видов морской деятельности: морские и смешанные перевозки, промышленное рыболовство, освоение морских минеральных и энергетических ресурсов, управление морским природопользованием, морские научные исследования, военно-морская деятельность, защита и охрана государственной границы на море и морского пограничного пространства, морских ресурсов, находящихся под юрисдикцией РФ, судостроение, обеспечение безопасности морской деятельности. Морское планирование входит в состав управления морским природопользованием. При этом некоторые виды морской деятельности могут осуществляться на суше, например судостроение. Большая часть видов морской деятельности ориентирована на решение федеральных задач в соответствии с полномочиями Российской Федерации.

В то же время Водный кодекс Российской Федерации предусматривает около 30 видов водопользования, включая морепользование, которые регулируются на федеральном, региональном и местном уровнях власти путем разработки соответствующих нормативно-правовых актов. В Водном кодексе, как и в других законах, отсутствует понятие «морское планирование».

Проблема учета всех видов пользования в морском планировании трудно решаема в связи с разделением полномочий различных уровней власти по отдельным видам деятельность. Более того, например, схемы территориального планирования Российской Федерации разрабатываются применительно к размещению объектов одной отрасли (по заказу конкретного министерства). Разработка комплексных схем охраны природы и рационального природопользования по существующему законодательству не предусмотрена, хотя они выполнялись в советское время.

Направления совершенствования правовой и методической базы

Целью морского планирования должно стать планирование взаимоувязанных мероприятий в части комплексного природопользования на морском пространстве. Планируемые мероприятия отображаются на схеме (морском плане). Указанная схема и прилагаемые к ней основные положения (текстовая часть) составляют основу проекта нормативного правового акта, после утверждения которого разрабатывается программа реализации утвержденных в этом документе мероприятий. Поэтому необходимо учитывать все виды пользования, а не только включаемые в морскую деятельность.

В связи с вышесказанным необходима работа по встраиванию морского планирования в существующую правовую систему. Основными направлениями этой работы являются:

1. В области экологического законодательства: учет в отдельных законах экологического характера морского планирования как важного инструмента экологического развития.

2. В области законодательства о стратегическом планировании: определение места документов по морскому планированию в общей системе документов стратегического планирования с указанием требования комплексного планирования развития приморских территорий и прибрежных акваторий.

3. В области законодательства о разделении полномочий органов государственного и муниципального управления различных территориальных уровней: конкретизация полномочий органов государственной власти Российской федерации, органов государственной власти приморских субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию использования морского пространства и прибрежных территорий; создание структур управления субъектами морского планирования.

4. Особо важное значение имеет координация морского планирования с видами градостроительной деятельности, которые регулируются Градостроительным кодексом.

Прежде всего необходима стыковка документов территориального планирования в соответствии с действующей редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации и новых документов комплексного морского планирования. Вопросы, требующие совместных решений и регулирования в документах территориального и морского планирования:

— предотвращение возможного загрязнения морской акватории вследствие загрязненного стока рек;

— организация особо охраняемых природных территорий, включающих морскую составляющую или расположенных во внутренних водах или территориальном море; особо охраняемых водных объектов. Вопросы установления и соблюдения особых режимов охраны и защиты с ограничением некоторых видов хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на территорию и акваторию;

— развитие транспортной сети и размещение портовых сооружений, включая логистические центры на побережье;

— строительство линейных объектов в морской акватории (транзитных или тупиковых) и выхода их на побережье;

— вопросы создания земельных участков на искусственно созданных островах;

—развитие марикультуры и размещение перерабатывающих производств;

— рекреационное использование прибрежного морского пространства и побережья и др.

Разумеется, существуют и другие вопросы, требующие правового регулирования.

Модельный план морской акватории

С учетом приведенных выше положений был разработан модельный план российского сектора юго-восточной части Балтийского моря, примыкающей к Калининградской области. Поскольку остаются нерешенными многие правовые и методические вопросы морского планирования основное внимание было уделено функциональному зонированию морской акватории.

В основу решения задачи разработки модельного плана положены документы международного морского права, нормативно — правовые акты Российской Федерации и Калининградской области, фондовые и архивные материалы, литературные источники [11—13].

Работа по модельному проекту функционального зонирования Балтийского моря выполнена с применением геоинформационных технологий в программе MapInfo, масштаб 1:100 000. В электронную версию проекта включены соответствующие картографические слои и семантические базы данных. Картографические материалы обеспечивают систематизацию и наглядное представление тематической информации на единой топографической основе.

Состав информационного обеспечения формируется на основе географической модели акватории и включает пять блоков: природно-ре-сурсный, природоохранный, экологический; социально-экономический, историко-культурный, нормативно-правовой.

Алгоритм решения данной задачи содержал последовательное выполнение следующих этапов:

— анализ и комплексная оценка современного использования акватории по виду и характеру морской деятельности, пространственной ее локализации;

— установление ограничений, определенных международными и федеральными законами по видам использования акватории, интенсивности деятельности, характеру воздействия на природную морскую среду;

— выработка приоритетов видов использования акватории исходя из принципа предусмотрительности и минимизации негативного воздействия на природную морскую среду;

— установление границ функциональных зон как по горизонтали, так и по вертикали с учетом требований охраны окружающей морской среды и выбранных приоритетов по видам использования.

Источники исходных данных для подготовки проекта документа морского планирования включают информационные ресурсы органов государственной власти, отраслевые базы данных, а также другие источники (табл. 1).

Таблица 1

Основные источники исходных данных для подготовки документов морского планирования

Источник информации Обладатель (или разработчик информации) Информационный ресурс Доступность информации

Федеральная государственная информационная система территориального планирования ФГИС ТП Министерство экономического развития Российской Федерации Обеспечивается доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам Доступ к ин-формацион-ным ресурсам открыт

Продолжение табл. 1

Источник информации Обладатель (или разработчик информации) Информационный ресурс Доступность информации

Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане ЕСИМО ФЦП Минтранс Российской Федерации, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Научно -исследовательские организации База данных с графическими материалами, текстовым описанием характеристик морей, морских портов, международных транспортных коридоров Доступ к информационным ресурсам открытый

Статистические сборники, на-учно-техниче-ские отчеты ведомственных организаций, стратегии и программы социально -экономического развития Роскомстат, отраслевые организации; научно-исследовательские институты Данные, необходимые для оценки социально-экономического потенциала (реестр предприятий и их дислокация, характеристика производственных объектов прибрежной зоны, численность населения в населенных пунктах приморской территории и др.) Доступ к ресурсам преимущественно платный, доступ к ведомственным базам данных труднодоступен

Мониторинг состояния морской среды СЗ УГМС Рогидроме-та; Территориальные управления по гидрометеорологии и контролю природной среды; Федеральное агентство по рыболовству; научно- исследовательские организации Показатели мониторинга загрязняющих веществ в воде и донных осадках, химических, гидрофизических, биологических исследований Доступ к информационным ресурсам ограничен

Мониторинг состояния морских биологических ресурсов Федеральное агентство по рыболовству, территориальные агентства, научно-исследовательские организации В настоящее время база данных не сформирована, имеются лишь результаты локальных исследований —

Реестр и карты особо охраняемых природных территорий Правовые и законодательные акты Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Территориальные комитеты по природопользованию Базовые данные по охраняемым объектам и их пространственному расположению Доступ к информационным ресурсам открытый

Электронные географические тематические атласы — Систематическое собрание карт, выполненных по единой программе Доступ к информационным ресурсам открытый

Окончание табл. 1

Источник информации Обладатель (или разработчик информации) Информационный ресурс Доступность информации

Атлас использования прибрежных акваторий российской части Ю-В Балтики Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Тематические карты Доступ к информационным ресурсам открытый

BSPA HELCOM Map and data Service — Экологическая сеть Балтийского моря, международные транспортные коридоры Доступ к информационным ресурсам открытый

Следует отметить, что накопленные информационные ресурсы различных организаций и отраслевых ведомств в Российской Федерации в силу своей разрозненности и разнотипности чаще всего бывают труднодоступны для проектировщиков, в связи с чем необходим механизм, обеспечивающий всем заинтересованным сторонам доступ к информации.

Ниже перечислены основные особенности данного модельного плана.

1. В модельном проекте морском плане рассмотрены следующие категории морских пространств: исключительная экономическая зона, территориальное море Российской Федерации, внутренние морские воды (российские части акваторий Вислинского и Куршского заливов). Около 50 % рассматриваемой акватории входит в состав исключительной экономической зоны, что требует регулирования морских видов деятельности на федеральном (национальном) уровне с учетом норм международного морского права.

2. Анализ современного использования и ограничений по использованию акватории позволяет сделать следующие общие выводы:

а) планировочный каркас акватории российской части Юго-Восточной Балтики определяется основными международными судоходными путями и постоянен в пространстве. Зоны судоходства федерального и международного значения — приоритетные зоны, являющиеся ограничением для всех остальных видов морской деятельности;

б) зоны военно-морской деятельности локализуются на отдельных участках акватории и относятся к запретным районам;

в) при совмещении нескольких видов морской деятельности и водопользования возможны конфликты, приводящие к серьезному экономическому и экологическому ущербам (уничтожение нерестилищ при размещении объектов капитального строительства в прибрежной зоне), ухудшение качества воды, нарушение рельефа дна, размыв берегов при осуществлении строительных работ и др.);

г) в зонах подводного трубопроводного транспорта и кабелей возможно осуществление других видов деятельности на поверхности морской акватории и водной толщи, не затрагивающие дна водоема;

д) акватория прибрежной зоны испытывает высокую антропогенную нагрузку (деятельность морского порта, нефтедобывающего предприятия и др.), что приводит к снижению рекреационной ценности как самой акватории, так и приморских территорий Калининградской области;

ж) существующие особо охраняемые природные территории (акватории) не формируют природоохранную сеть, что требует создания новых природоохранных объектов, включающих экологически ценные участки акваторий (места нереста ценных промысловых видов рыб, места миграционных стоянок водоплавающих птиц, места концентрации ценных видов животного мира);

з) для обеспечения сохранности морских биологических ресурсов и охраны водной среды от загрязнения необходимо обеспечение оптимального соотношения зон активных видов водопользования и зон «покоя», то есть с минимальными антропогенными нагрузками;

и) зонирование акваторий осуществлялось в границах:

— для федерального уровня — в границах акватории территориального моря и внутренних морских вод Балтийского моря и в границах исключительной экономической зоны Российской Федерации;

— для субъектов Российской Федерации — в пределах морских границ Российской Федерации;

— для муниципальных образований (районов, городских округов и поселений) — в границах зон прибрежного плавания и хозяйственных интересов в области морепользования физических и юридических лиц, зарегистрированных в данном муниципальном образовании (рис.).

Предложения по функциональному зонированию сделаны на основе комплексного анализа современного использования акватории Балтийского моря, программных отраслевых документов, определяющих основные направления развития различных видов морской деятельности, оценки экологического состояния и проблемных ситуаций, возникающих при наложении нескольких видов морской деятельности на одном участке морской акватории [1; 8; 11; 12].

В основу механизма выделения границ функциональных зон взяты градостроительные принципы территориального планирования. Выделяется три уровня управления морепользованием: федеральный, региональный, муниципальный (табл. 2). Зоны хозяйственного и иного использования распределяются по принципу приоритетности для каждого из уровней.

В проекте модельного морского плана в исключительной экономической зоне предложено также выделение трансграничных зон защиты и сохранения морской среды от загрязнения, регламенты использования которых должны учитывать международный опыт морского планирования в области сохранения биоразнообразия [14; 15].

Функциональное зонирование стало главной составной частью морского плана. Остальные его разделы могут быть конкретизированы после разработки соответствующего правового инструментария.

------- Государственная граница Российской Федерации

------- граница Калининградской области

граница муниципальных образований Калининградской об граница исключительной экономической зоны граница прилежащей зоны

граница территориального моря Российской Федерации Акватория Балтийского моря транспортная инфраструктура

I судоходный путь | | акватория морского порта

граница внешнего рейда портов Балтийск и Пионерский ЙНиаИ территория морского порта

■ морские порты I • | якорные стоянки

автоматизированный радиотехнический пост СУДС маяки

инженерная инфраструктура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

------- нефтепровод

---- подводный кабель

подводный кабель, недействующий

* нефтеотборный пункт

♦ нефтедобывающая платформа производственная инфраструктура

судостроительные и судоремонтные заводы

^ гт о т мппгтгп ппптя

Прибрежные территории Калининградской области

территория населённых пунктов транспортная инфраструктура

железные дороги автомобильные дороги

_ Федеральные

региональные

инженерная инфраструктура

нефтепровод

размещение ветряной электростанции (пос. Куликово)

Рис. Схема современного инфраструктурного обустройства акватории Балтийского моря и прибрежной территории Калининградской области

Таблица 2

Классификация функциональных зон морской акватории Балтийского моря

Категории морских акваторий Юго-Восточной Балтики Функциональные зоны

Федеральный уровень

Исключительная экономическая зона Зона обеспечения национальной безопасности; Зона судоходства; Зона подводных кабелей и трубопроводов; Зона промыслового рыболовства; Зона охраняемых морских комплексов и охраны мест обитания ценных видов рыб, птиц, морских животных; Трансграничные зоны защиты и сохранения морской среды от загрязнения, сохранения водных биоресурсов

Территориальное море Зона судоходства; Зона подводных кабелей и трубопроводов; Зона особо охраняемых природных территорий федерального значения; Зона военно-морской деятельности; Зона добычи углеводородных ресурсов

Внутренние морские воды и прибрежные территории Акватории и территории морских портов и подходные каналы; Зона курортов федерального значения; Зона размещения объектов береговой инфраструктуры трубопроводного транспорта

Региональный уровень

Территориальное море Зона особо охраняемых природных территорий регионального значения; Зона защиты и сохранения морской среды от загрязнения; Зона прибрежного рыболовства; Зона рекреационного использования (яхтинг, рекреация на островах и в береговой зоне); Зона ведение аквакультуры; Зона размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры регионального значения

Внутренние морские воды и береговая зона Зона охраняемых природных территорий регионального значения; Зоны нереста промысловых видов рыб; Зона рекреационного использования; Зона ведения аквакультуры; Зона любительского и спортивного рыболовства; Зона размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; Зона добычи распространенных полезных ископаемых

Муниципальный уровень

Внутренние морские воды, береговая зона Рекреационные зоны местного значения; Зоны строительства на намывных территориях; Зона строительства гидротехнических сооружений; Зона берегоукрепления; Зона добычи строительных материалов; Зона стоянок маломерных судов; Другие зоны в соответствии с полномочиями муниципальных образований

Выводы

1. Морское пространственное планирование стало новым видом стратегического планирования. Основной его результат — стратегический план использования морского пространства в виде функционального зонирования морской акватории. После законодательного утверждения Схемы морского планирования требуется разработка программы реализации в виде конкретных мероприятий в рамках полномочий соответствующего органа власти. Однако для этого требуется значительная работа по совершенствованию действующей правовой базы.

2. Анализ условий практической реализации идеологии морского пространственного планирования показал необходимость стыковки документов территориального планирования и морского планирования, особенно в части рационального природопользования, а также внесение изменений и дополнений в другие правовые акты с учетом специфики морского планирования.

3. Были обозначены основные методические подходы к разработке таких документов и приложен модельный план на примере акватории юго-восточной части Балтийского моря, представленный на рисунке.

4. Предложенный проект методологии построения комплексного морского плана может быть использован при формировании научно-методической базы комплексного морского планирования акваторий Российской Федерации и по мере его применения в реальной практике будет совершенствоваться.

Список литературы

1. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 2205-ФЗ.

2. Зеньков А. Ф., Исмаилов А. И. О морской доктрине Российской Федерации до 2030 года и концепции федерального закона о государственном управлении морской деятельностью // Навигация и гидрография. 2013. № 35. С. 8—17

3. Варгина Т. В., Мякиненков В.М. Градостроительный кодекс РФ // Управление развитием территорий. 2008. № 1. С.17—20.

4. Митягин С. Д. Морское планирование — новое направление пространственной организации Российской Федерации // Вестник Зодчий 21 век. 2012. № 4(45). С 4—7.

5. Митягин С. Д. Сегодня и завтра морского пространственного планирования // Там же. 2014 № 1(50). С. 38—45.

6. Покровский И. Ф., Овлащенко А. В. Морское пространственное планирование и методология КУПЗ: Нуждается ли в них Россия (к обсуждению проекта стратегии развития морской деятельности до 2020 года и на более отдаленную перспективу) // Юридический мир. 2010. № 2. С. 31—37.

7. Гогоберидзе Г. Г. Балтийское море: приморские регионы и их морехозяй-ственный потенциал // Экономические стратегии. 2009. Т. 11. № 8. С. 150—155.

8. Гогоберидзе Г. Г., Домнина А. Ю. Возможные конфликты между видами морской деятельности в акваториях российской части юго-восточной Балтики и разработка рекомендаций по их предотвращению // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2010. № 12. С. 132—151.

9.Мякиненков В. М. Вопросы функциональной совместимости территориального и морского планирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7 «Геология, география». 2013. № 3. С. 153—160.

10.Мякиненков В. М. Основные подходы к формированию инструментария и методические особенности морского пространственного планирования // Балтийский регион. 2013. № 1. С. 41—53.

11. Мосин О. В. Основные экологические проблемы Балтийского моря и пути их решения // Балтийский регион. 2011. № 1. С. 41—53.

12. Клемешев А. П., Федоров Г. М. О совершенствовании управления развитием Калининградской области // Региональное сотрудничество. 2004. С. 5—20.

13. Каленченко М. М. Проблемы организации территориальных мер охраны морской среды в пределах юрисдикции РФ // Актуальные проблемы юридических наук : сб. статей III Всероссийской науч.-практ. конференции. Пенза, 2007. С. 146—149.

14.Morf A. BaltSeaPlan Report 7 — Strategies with relevance for Swedish maritime space. Gothenburg, 2012.

15. Jacek Zaucha. The key to governing the fragile Baltic See. Maritime Spatial Planning in Baltic Region and Way Forward. Riga, 2014, C. 73—86.

Об авторах

Валерий Михайлович Мякиненков, кандидат географических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия.

E-mail: [email protected]

Павел Павлович Спирин, кандидат географических наук, доцент, директор по научной работе, руководитель научно-проектного центра развития территорий и морского планирования, ОАО «ОМСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ», Россия.

E-mail: [email protected]

Юлия Семеновна Вязилова нач. группы территориального планирования научно-проектного центра развития территорий и морского планирования, ОАО «ОМСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ», Россия.

E-mail: [email protected]

MODEL STRUCTURE AND CONTENT OF A COMPREHENSIVE MARITIME PLAN: THE CASE OF KALININGRAD

V. Myakinenkov*, P. Spirin**, Yu. Vyazilova**

Saint Petersburg State University 7—9 Universitetskaya nab., Saint Petersburg, 199034 Russia "OMSKNEFTEHIMPROEKT 5 Torzhkovskaya st, Saint Petersburg, 197342 Russia

Submitted on April 14, 2015

The need for maritime spatial planning is articulated in the Strategy for Marine Development of the Russian Federation until 2030. However, Russian legislation contains no provisions regulating this field.

3K0H0MHK0-re0rpa^HqecKHe acneKTH pa3BHTHa perHOHOB C3®0

This article presents the results of a study aimed to devise a methodology for developing the model structure of a maritime plan for the Baltic Sea.

The study methodology is based on current regulations on marine use and nature management as well as international maritime planning practices. Since marine planning is closely connected with spatial planning, the study pays special attention to their convergence in developing maritime plans. The authors stress the need for legislative efforts aimed at integrating marine planning in the current legal framework for the regional authorities of different territorial levels.

The structure and contents of the maritime plan and the methodological framework for suggested measures are based on relevant regulations, publications, and maps. The main result of the study is the identification of functional offshore areas of federal, regional, and local significance.

The research significance of this study is associated with the further development of strategic planning, namely, marine planning. Its practical significance is in devising the legal and methodological framework for marine spatial planning.

Key words: spatial planning, marine planning, territory, offshore area.

References

1. Strategija razvitija morskoj dejatel'nosti Rossijskoj Federacii do 2030 goda, utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 8 dekabrja 2010 goda № 2205-FZ [The development strategy of maritime activities of the Russian Federation until 2030 approved by the Federal Government of December 8, 2010 № 2205-FL], 2010, Moscow.

2.Zenkov, A. F., Ismailov, A. I. 2013, O morskoj doktrine Rossijskoj Federacii do 2030 goda i koncepcii federal'nogo zakona o gosudarstvennom upravlenii morskoj dejatel'nost'ju [About the Marine Doctrine of the Russian Federation until 2030 and the concept of the federal law on public administration maritime activities], Navigacija i gidrografija [Navigation and Hydrography], no. 35, p. 8—17.

3. Vargina, T. V., Myakinenkov, V. M. 2008, Gradostroitel'nyj kodeks RF [Town Planning Code of the Russian Federation], Upravlenie razvitiem territorij [Governance of territories], no. 1, p.17—20.

4.Mityagin, S. D. 2012, Morskoe planirovanie — novoe napravlenie pros-transtvennoj organizacii Rossijskoj Federacii [Marine planning — a new direction of the spatial organization of the Russian Federation], Vestnik Zodchij 21 vek [Architect Herald 21st Century], no. 4(45), p. 4—7.

5.Mityagin, S. D. 2014, Segodnja i zavtra morskogo prostranstvennogo planiro-vanija [Today and tomorrow, marine spatial planning], Vestnik Zodchij 21 vek [Architect Herald 21st Century], no. 1(50), p. 38—45.

6.Pokrovsky, I. F., Ovlaschenko, A. V. 2010, Morskoe prostranstvennoe planirovanie i metodologija KUPZ: Nuzhdaetsja li v nih Rossija (k obsuzhdeniju proekta strategii razvitija morskoj dejatel'nosti do 2020 goda i na bolee otdaljonnuju per-spektivu) [Marine spatial planning and ICZM methodology: Does Russia in them (to the discussion of the draft strategy of development of maritime activities to 2020 and to a more distant prospect)], Juridicheskij mir [Legal World], no. 2, p. 31—37.

7. Ghoghoberidze, G. G. 2009, Baltijskoe more: primorskie regiony i ih more-hozjajstvennyj potential [Baltic Sea: coastal regions and marine economic potential], Jekonomicheskie strategii [Economic strategies], Vol. 11, no. 8, p. 150—155.

8. Ghoghoberidze, G. G., Domnina, A. Yu. 2010, Vozmozhnye konflikty mez-hdu vidami morskoj dejatel'nosti v akvatorijah rossijskoj chasti jugo-vostochnoj Bal-tiki i razrabotka rekomendacij po ih predotvrashheniju [Possible conflicts between

the types of maritime activities in waters of the Russian part of the south-east of the Baltic Sea and the development of recommendations for their prevention], Uchjonye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta [Scientists note by the Russian State Hydrometeorological University], no. 12. p. 132—151.

9. Myakinenkov, V. M. 2013, Voprosy funkcional'noj sovmestimosti territori-al'nogo i morskogo planirovanija [Interoperability issues of territorial and maritime planning], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser.7 Geologija, geografja [Bulletin of St. Petersburg State University. Ser.7 Geology, Geography], no. 3, p. 153—160.

10. Myakinenkov, V. M. 2013, Key Strategies of Development of Research Tools and Methods for Marine Spatial Planning, Balt. Reg., no. 1, p. 71—81. DOI: 10.5922/2079-8555-2013-1-7.

11.Mosin, O. V. 2011, The main environmental problems of the Baltic Sea and the ways to solve them, Balt. Reg., no. 1, p. 35—47. DOI: 10.5922/2079-85552011-1-5.

12. Klemeshev, A. P., Fedorov, G. M. 2004, O sovershenstvovanii upravlenija razvitiem Kaliningradskoj oblasti [On improving the management of development of the Kaliningrad region], Regional'noe sotrudnichestvo [Regional cooperation], p. 5—20.

13. Kalenchenko, M. M. 2007, Problemy organizacii territorial'nyh mer ohrany morskoj sredy v predelah jurisdikcii RF [Problems of organization of territorial measures to protect the marine environment within the jurisdiction of the Russian Federation]. In: Baranova, N. B., Fedoseyeva, L. V. (eds.), Aktual'nye problemy juridicheskih nauk [Actual problems of jurisprudence], a collection of articles III All-Russian scientific-practical conference, Penza, September 2007, Penza, p. 146—149.

14. Morf, A. 2012, BaltSeaPlan Report 7 — Strategies with relevance for Swedish maritime space, Gothenburg.

15. Zaucha, Ja. 2014, The key to governing the fragile Baltic See. Maritime Spatial Planning in Baltic Region and Way Forward, VASAB, Riga, p. 73—86.

About the authors

Dr Valerii Myakinenkov, Associate Professor, Saint Petersburg State University, Russia.

E-mail: [email protected]

Dr Pavel Spirin, Associate Professor, Director for Research, Head of the R&D Centre for Territorial Development and Spatial Planning, OmskNefteKhimProekt, Russia.

E-mail: [email protected]

Julia Vyazilova, Head of the Territorial Planning Unit, R&D Centre for Territorial Development and Spatial Planning, OmskNefteKhimProekt, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.