Основные подходы и методы, используемые для оценки коммерческого потенциала
инновационных проектов The main approaches and methods used for assessment of commercial potential of
innovative projects
Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15098 Скоробогатов Михаил Владимирович,
кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Ивлев Илья Юрьевич, магистрант 2 года обучения, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Skorobogatov M.V., [email protected]
Ivlev I.Y., [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается основные подходы для оценки коммерческого потенциала инновационных проектов (ИП), используемые в Российской и зарубежной практике. Проведен анализ основных методик и методов проведения экспертизы. Особое внимание уделено изучению методике оценки инновационных проектов, использующейся Фондом содействия инновациям для выбора проектов, которым необходима грантовая поддержка. Выделены основные проблемы и ограничения применения существующих методик и технологий, сформулированы требования для улучшения современных подходов.
Summary. In article is considered the main approaches for assessment of commercial potential of the innovative projects (IP) used in the Russian and foreign practice. The analysis of the main techniques and methods of conducting examination is carried out. Special attention is paid to
studying a technique of assessment of innovative projects which is used Fund of assistance to innovations for the choice of projects for which grant support is necessary. The main problems and restrictions of application of the existing techniques and technologies are allocated, requirements for improvement of modern approaches are formulated.
Ключевые слова: инновационный проект (ИП), коммерческий потенциал, экспертные оценки инноваций, Фонд содействию инноваций (ФСИ), Технология конкурса «УМНИК», STAR, BSC, IRI, NPV, IRR, PP, PI.
Key words: innovative project (IP), commercial potential, expert estimates of innovations, foundation for assistance to small innovative enterprises (FASIE), Technology of a competition "U.M.N.I.K.", STAR, BSC, IRI, NPV, of IRR, PP, PI.
В современном мире, в эпоху глобализации, создавать малый и/или средний бизнес, работающий на традиционных рынках по классической схеме, становиться практически нерентабельно. В данных условиях, для обеспечения конкурентных преимуществ, каждый успешный бизнес-проект должен быть инновационным. Для детального понимания этой особенности введем понятие «инновация». Будем его рассматривать как процесс, или как результат процесса, в котором:
- Используются результаты интеллектуальной деятельности, с правовой охраной;
- Выпускаемая продукция обладает патентной защитой;
- Качество продукции конкурентно на международном рынке;
- Достигается высокая экономическая эффективность.
Инновационный проект (ИП) - комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
Коммерческий потенциал ИП - совокупная способность инновационного бизнес-плана генерировать денежные потоки, учитывая личные способности и уровень заинтересованности участников проекта. Он объединяет в себе техническую экспертизу, оценку компетенций команды и рыночные перспективы реализации. В научной литературе выделяют 3 основных подхода при оценке коммерческого потенциала [1]:
1. Затратный подход - основан на суммировании всех фактических затрат на разработку и доведение объекта до возможности коммерческого использования, и достижение определенного экономического эффекта;
2. Доходный подход - основан на расчете всех возможных дополнительных доходов от использования интеллектуального продукта;
3. Сравнительный подход - базируется на сравнении стоимости «инновации» со стоимостью сопоставимого по полезности объекта.
На практике, обычно, при оценивании ИП используют комплексный подход, данный процесс нашел отражение в составлении бизнес-плана (далее - БП), позволяя составить более детальное представление о различном позиционировании инновации на рынке. Основные методы, используемые для оценки инноваций:
- анализ внешней среды - сбор всей информации, непосредственно влияющей на коммерциализуемость инновации;
- функциональный анализ - рассмотрение инновации как системы элементов, предназначенных для выполнения определенных функций;
- прогнозирование и другие статистические методы - отслеживание и прогнозирование потенциальных изменений на рынке (в основе метода - экстраполяция - т.е. проецирование прошлого на будущее);
- экспертная оценка - основана на применении различных групповых методов («Дельфи», «Мозговой штурм») экспертной комиссией;
- метод сценариев - составление различных путей(сценариев) развития инновационного проекта;
- учетные показатели (окупаемость (ROI), срок окупаемости (PP), рентабельность (ARR);
- динамические показатели (чистая текущая стоимость (NPV), дисконтированный срок окупаемости (DPP), рентабельность инвестиций (PI), внутренняя норма доходности (IRR)[2].
Следует понимать, что вышеперечисленны обобщенные методы, на которых базируется разработка и оценка БП, применяемая на различных стадиях бизнес планирования.
На практике, для оценки коммерческого потенциала ИП, используются различные методики, в зависимости от характера по отношения к проекту и поставленных перед экспертизой целей, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренняя оценка проводится с непосредственным участием разработчиков проекта, основная цель -собственная проверка потенциала ИП. Внешняя инициируется по потребности возможного инвестора (частного, государственного), основной целью проведения данной экспертизы является сторонняя проверка ИП, для принятия решения об участии в проекте. В таблице 1 продемонстрирована классификация основных видов методик для оценки коммерческого потенциала.
Таблица 1
Классификация методик экспертизы коммерческого потенциала
инновационных проектов, по отношению к организации процедуры оценки
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА ВНУТРЕННЯЯ
Конкурсная 3 аинт ерес ов анным По заказу Самостоятельная
методика инвестором оценка
Основная цель
Отбор ИП для Оценка проекта для Проведение Оценка
финансовой и принятия решения экспертизы ИП эффективности для
прочей поддержки инвестора о о участии для оценки и принятия
(Гранты, призы. получения сооственного
акселерация и пр.) рекомендации решения о реализации
В Наиболее распространенные на практике виды
Конктрсы: Экономические: четные н динамические показатели
«УМНИК.», На основе теории нечетких множеств
Вектор, Зворыкннская Метод реальных опционов STAR {Strategic technology ass earn eiit review)
премия. Программы: BSC (Balanced Scorecard) IRI (Industrial Research Institute Technique)
фонд «Сколково». ФРИИ: ФСИ) Прочие частные (как правило являются коммерческой тайной)
Сильные стороны
+ высокие шансы - возможность + упор на анализ - отсутствие
привлечения получить сильных сторон и ограничении
финансирования неооходимые возможностей - минимальные
- низкая стоимость инвестиции - постановка затраты ресурсов
привлеченных - проводится сооственных
средств потенциальным инвестором целей процедуры оценки
Слабые стороны
- длинные сроки - низкие шансы - высокая - трудоемкость
проведения пронтн первичный стоимость услуги разраоотки
- точные результаты отоор - сложность методики
экспертизы - проводится, как организации - сложность
закрытые данные правило: для проектов раооты организации
на поздних стадиях экспертной комиссии раооты экспертной комиссии
Следует отметить, что все методики основаны на экспертных методах оценки, соответственно выбору экспертов и построению работы комиссии должно уделяется особое внимание.
Внешние методики экспертизы ИП инициируются и проводятся потенциальными инвесторами, в их роли могут выступать - бизнес-ангелы, технологические брокеры венчурные фонды, организаторы конкурсов инновационных проектов и прочие подобные организации. Внутренние методики экспертизы оценки инициируются непосредственно разработчиками проекта для собственной проверки эффективности и реализуемости
инновационного проекта. Данная оценка производится путем составления бизнес-плана инновационного проекта на стадии его разработки, позволяющая получить подробную информацию о текущем состоянии и перспективах.
Конкурсные методики оценки ИП получили широкое распространение в Российской экономике. В утвержденной правительством РФ программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» [4], в паспорте подпрограммы 5 "Стимулирование инноваций", общий объем бюджетных ассигнований за 2017 составил - 6 302 781,2 тыс. руб., для сравнения, размер финансирования конкурса «У.М.Н.И.К.» Фонда содействию инноваций, за аналогичный период составил 625 000 тыс.руб.[5]. Общее количество поддержанных проектов - 1245. Конкурсные методики по программам поддержки ИП, таких как фонда «Сколково», Фонда развитию интернет инициатив (ФРИИ), Фонда содействию инновация (ФСИ) рассчитаны на проекты, находящиеся на более поздних стадиях реализации и не только на оценку, но и на дальнейшее развитие и сопровождение проекта (бизнес-акселерация).
Наиболее широко распространенные оценки ИП проводимые заинтересованным инвестором, по заказу или реализуемые самостоятельно, в РФ на практике производятся на базе методики бизнес-планирования. За основу в Российской научной литературе и инвестиционной практике используются «методические рекомендации по оценке эффективности инноваций на этапе проекта»[6], в которых необходим расчет основных экономических показателей (NPV, PP, PI, IRR). Популярные в зарубежной литературе методы оценки инноваций такие как, STAR, BSC, IRI, не учитывают данные показатели, что не позволяет им полноценно использоваться Российских реалиях[7].
Согласно данным за 2017 год в РФ, общий размер венчурных инвестиций на ранних стадиях проекта составил 2 311 390 тыс.руб., при среднем размере 43 728 тыс.руб.[8]. Данные статистики об объемах и структуре государственного и венчурного финансирования свидетельствуют о более высоких шансах получения инвестиций, путем успешного прохождения оценки ИП на основе конкурсных методик.
В качестве объекта для дальнейшего анализа, в данной статье была выбрана методика оценки инновационных проектов, используемая Фондом содействия инновациям при проведении конкурса «У.М.Н.И.К.». Направления поддержки проектов:
- Н1. Цифровые технологии;
- Н2. Медицина и технологии здоровьесбережения;
- Н3. Новые материалы и химические технологии;
- Н4. Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии;
- Н5. Биотехнологии;
- Н6. Ресурсосберегающая энергетика.
Данное мероприятие успешно реализуется фондом с 2013 года, за это время была проведена экспертиза >130 000 заявок и поддержано >17 000 инновационных проектов. Стоит отметить, что конкурс рассчитан на молодых ученых в возрасте от 18 до 30 лет включительно. Целями программы являются: поддержка молодых ученых, стремящихся реализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности. Основные результаты провдения программы в 2017 году представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные результаты и показатели проведения конкурса «УМНИК» 2017г
Наименование показателя Значение
Рази ер гранта: тыс. руб. 500
Кол-во заявок 10430
Прошли заочную экспертизу 4 250
Допущено к финальному отбору 3 731
Поддержано прсекюЕ 1 250
Кол-во зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности 1 820
Число этапов экспертизы
Наибольшая доля поддержанных проектов по тематическим направлениям, от их общего кол-ва, % [Нб. Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии) 30:8
Открытые юридические лица (победителями прошлых лет) 55
В 2017 году впервые была проведена заочная экспертиза заявок, представляющая собой повторную экспертизу по научной новизне, выполненную экспертами из другого региона. Всего приняло участие 10 480 человек, из которых 4 250 смогли успешной пройти первую процедуру из них 3 731 участник был допущены к финальному отбору. В итоге 1250 проектов получили гранты на поддержку проекта в размере 500 тыс. руб.
Проведение конкурса «У.М.Н.И.К.» состоит из 4 основных этапов представленных на рисунке 1. Начиная с подачи заявки, все этапы непосредственно связаны с работой сайта фонда - www.fasie.ru. Процедура оценки проводится аккредитованными экспертами, которые получают электронный доступ к заявкам участников и системе выставления баллов. На 3 этапе, в отличии от 2, в полуфинальном и финальном отборе эксперты выставляют оценки на сайте только после очной защиты заявки (презентации проекта). Заключительный этап подразумевает заключение договора и финансирование. Далее в таблице 3 проведем анализ сильных и слабых сторон методики «У.М.Н.И.К.»
Таблица 3
Сильные и слабые стороны методики оценки ИП для конкурса «У.М.Н.И.К.»
Сильные стороны Слабые стороны
Государственная поддержка (финансирование, подбор экспертов); - Автоматизация процессов (изучение заявок и оценка проектов с помощью сайта] Большая база экспертов (зарегистрированных на сайте); - Стандартизированная процедура (проводится более чем в 70 субъектах РФ). - Широкий ряд ограничении (условия, сроки проведения н пр.); - Эксперты выбираются по каждому нз б направлений (при этом нх оценки имеют повышенной значимости по своему направлению); - Длительность объявления результатов (обусловлено спецификой работы фонда, в т.ч. согласованием с органами исполнительной власти); - Твердые условия освоения денежных средств (е случае непредвиденных обстоятельств невозможно пересмотреть проект).
Исходя из анализа методики конкурса «У.М.Н.И.К.», можно сделать выводы, что она удовлетворяет потребностям оценки ИП на территории Российской Федерации, учитывая его инновационную направленность (проектируется интеллектуальная собственность, рассчитываются риски и инвестиционные показатели (NPV,PP,IRR)). Также из сильных сторон следует отметить высокую степень автоматизации процедуры оценки за счет использования сайта.
Подводя общий итог, следует отметить, что на сегодняшний момент в руках потенциальных инвесторов и разработчиков ИП существует достаточное количество инструментов для оценки коммерческого потенциала инноваций, в основе большинства из которых лежат экспертные методы. Но также следует отметить, что основные методики проводятся в закрытом режиме и имеют длинные сроки проведения в следствии трудоемкости процедуры или обусловленные сложным согласованием мероприятий. В следствии данных факторов возникает потребность в ускоренной технологии оценки ИП.
На основе проведенного в статье анализа, можно сформулировать требования к необходимой методике:
- применяться для проведения внешней и внутренней оценки,
- использовать интернет ресурсы для упрощения работы экспертной комиссии (в т.ч. предусматривать возможность защиты проектов через интернет с помощью видеоконференции)
- учитывать показатели ИП, рекомендованные для инвестиционных проектов в РФ.
Список литературы
1. Тихонов Н.А. Оценка коммерческого потенциала инноваций // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 26. С. 42-47.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике"» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года
3. Лифшиц А.С. Оценка производственного и коммерческого потенциалов промышленного предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. №3. С. 115-123.
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 19.09.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
5. Отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за 2017 год (доступ - http://fasie.ru/reports)
6. Методические рекомендации по оценке эффективности инноваций на этапе проекта // Национальное объединение проектировщиков. Москва - 2014 г. (доступ -http://archiv.nop.ru/upload/iblock/892/fini.pdf)
7. Chavan M. The balanced scorecard. - A new challenge Journal of Management Development, May. 2009. C. 393-406. •
8. Прямые и венчурные инвестиции - Обзор рынка 2017 год // Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ) (доступ - http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA-yearbook-2017-Russian-PE-and-VC-market-review-ru.pdf )