Научная статья на тему 'Основные параметры и механизмы кардиогемодинамики у детей из неблагополучных семей в состоянии относительного покоя и при функциональных нагрузочных пробах'

Основные параметры и механизмы кардиогемодинамики у детей из неблагополучных семей в состоянии относительного покоя и при функциональных нагрузочных пробах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЛОСТАЗ / АЛЛОСТАТИЧЕСКИЙ ГРУЗ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / КАРДИОГЕМОДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ненашева А.В., Аминов А.С.

В работе изложены результаты исследования, цель которого разработка и оценка эффективности комплексных реабилитационных мероприятий на основании механизмов формирования аллостазиса и аллостатического груза у детей из социально неблагополучных семей. Социальная адаптация, педагогическая и медицинская реабилитация детей из неблагополучных семей будут успешны в том случае, если будут опираться на физиологические представления развития детей, понятие проблемы аллостаза и аллостатического груза. Чрезвычайно важно выяснить особенности аллостаза сердечно-сосудистой системы у детей из социально неблагополучных семей и на основе различий относительно группы сравнения (дети из социально благополучных семей) признаки аллостатического груза. На основе полученных данных нами была разработана авторская программа «Оздоровление детей социально-реабилитационного центра».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ненашева А.В., Аминов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные параметры и механизмы кардиогемодинамики у детей из неблагополучных семей в состоянии относительного покоя и при функциональных нагрузочных пробах»

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И МЕХАНИЗМЫ КАРДИОГЕМОДИНАМИКИ У ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В СОСТОЯНИИ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОКОЯ И ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗОЧНЫХ ПРОБАХ

УДК/UDC 796.01:612

Поступила в редакцию 30.04.2015 г.

Доктор биологических наук, доцент А.В. Ненашева1

Кандидат биологических наук, доцент А.С. Аминов1

1 Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск

BASIC PARAMETERS AND MECHANISMS OF CARDIOVASCULAR HEMODYNAMICS IN CHILDREN FROM DISADVANTAGED FAMILIES AT RELATIVE REST IN FUNCTIONAL STRESS TESTS

Dr.Biol., Associate Professor A.V. Nenasheva1 Ph.D., Associate Professor A.S. Aminov1

1 Institute of Sport, Tourism and Service, South Ural State University, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: isaeva-susu@yandex.ru

Аннотация

В работе изложены результаты исследования, цель которого - разработка и оценка эффективности комплексных реабилитационных мероприятий на основании механизмов формирования аллостазиса и аллостатического груза у детей из социально неблагополучных семей. Социальная адаптация, педагогическая и медицинская реабилитация детей из неблагополучных семей будут успешны в том случае, если будут опираться на физиологические представления развития детей, понятие проблемы аллостаза и аллостатического груза. Чрезвычайно важно выяснить особенности аллостаза сердечно-сосудистой системы у детей из социально неблагополучных семей и на основе различий относительно группы сравнения (дети из социально благополучных семей) - признаки аллостатического груза. На основе полученных данных нами была разработана авторская программа «Оздоровление детей социально-реабилитационного центра».

Ключевые слова: аллостаз, аллостатический груз, функциональные пробы, кардиогемодинамика.

Annotation

The paper contains the findings of the study, aimed at the development and assessment of efficiency of the comprehensive rehabilitation measures based on the mechanisms of formation of allostasys and allostatic load in children from disadvantaged families.

Social adaptation, pedagogical and medical rehabilitation of children from disadvantaged families will be successful in that case if they are based on the physiological ideas of development of children, on the concept of the problem of allostasis and allostatic load. It is extremely important to clarify the features of allostasis of the cardiovascular system of children from disadvantaged families and signs of allostatic load - on the basis of differences from the control group (children from advantaged families). Based on the findings, the researchers developed the author's program «Improvement of health of children of social rehabilitation center».

Keywords: allostasis, allostatic load, function tests, cardiovascular hemodynamics.

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Введение. Одной из проблем возрастной физиологии, психологии, медицины, коррекционной педагогики является проблема социальной и биологической реабилитации воспитанников специальных учреждений, так как данная категория детей имеет право на полное государственное обеспечение [3]. Современное сиротство как социальная проблема должно быть объектом междисциплинарного медико-психолого-педагогического исследования и воздействия, выдвигающего задачи социальной реабилитации детей, коррекции и компенсации отклонений в развитии [1, 3].

Приспособление организма ребенка к неблагополучной среде обитания в современном представлении развития проблем стресса и адаптации может рассматриваться с позиции теории аллостазиса (allostasis), что буквально означает достижение стабильности через изменение [10, 11]. По В. S. McEwen, понятия «аллостазис» и «хронический стресс» не являются идентичными. Аллостаз - иное состояние организма, которое формируется при многократном, перманентном воздействии стрессовых факторов как недра-

матического характера, так и угрожающих благополучию и даже жизни человека. Постоянство внутренней среды организма при аллостазе обеспечивается установлением динамического равновесия гомеостатических образований на новом уровне, требующем напряжения многих приспособительных механизмов. Через аллостазис автономная нервная, сердечно-сосудистая, метаболическая и иммунная системы защищают организм, отвечая на внутренний и наружный стресс. Ценой этого приспособления к стрессу является аллостатическая нагрузка. Концепция аллостатической нагрузки (allostatic load) относится к последствиям постоянной или повторяющейся активации медиаторов аллостазиса (гормонов стресса), неэффективным действиям аллостатической системы. Повышенное содержание стрессовых гормонов через неделю, месяц или год может привести к накоплению аллостатического груза и к патофизиологическим последствиям [4-9].

Цель исследования - на основании механизмов формирования аллостазиса и аллостатического груза у детей из соци-

36

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2015 Август | August

ально неблагополучных семей разработать и оценить эффективность комплексных реабилитационных мероприятий.

Методика и организация исследования. За период 2010-2014 гг. обследовано 664 ребенка в возрасте 6-14 лет г. Челябинска, в том числе из социально-реабилитационного центра (СРЦ) для несовершеннолетних - 327; муниципальных образовательных учреждений (МОУ) № 118, 45 - 337. Обследовали детей при поступлении в СРЦ с учетом адаптационного периода. Для регистрации показателей центральной и периферической гемодинамики нами использована биоимпедансная тетраполярная реополиграфия на базе компьютерной системы «Кентавр 11РС» фирмы «Микролюкс» [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Обобщенные результаты по отклонению показателей кардиоге-модинамики у детей из социально неблагополучных семей относительно детей из благополучных семей представлены на рис. 1, 2. Негативная социальная среда уже в возрасте 6-10 лет формирует аллостаз системы гемодинамики Особенность аллостатического проявления деятельности сердца у детей 6-10 лет СРЦ заключается в высокой сократимости миокарда по сравнению с детьми из благополучных семей, которая позволяет сохранить нормальную фракцию выброса (ФВ) при сниженных показателях УО, Рш. Высокое АД сохраняет доставку кислорода - ЭО2 I. Негативная социальная среда уже в возрасте 6-10 лет формирует аллостаз системы гемодинамики. Это относительно высокое АД и тенденция к ухудшению деятельности сердечнососудистой системы (ССС), что подтверждается Р1 и С1. Изменения кардиогемодинамики у данной категории детей многоплановы, разнообразны и зависимы от вида нагрузок. В целом гемодинамические сдвиги можно охарактеризовать как компенсаторно-адаптивные, так как при всех нагрузочных пробах сохраняются три важных показателя: МОК, сатурация и доставка кислорода (Бр02, РО21). Наибольшим воздействием в этом возрасте обладает ортопро-ба, проявляющаяся низкими показателями УО и АППК. Это отражает хорошо отлаженную систему объемной регуляции у детей СРЦ в возрасте 6-10 лет. Наиболее адаптивный ответ вызывает холодовая проба. Общим проявлением в ответ на нагрузочные пробы служит активное изменение тонуса сосудов, пульсации АПА, АППК; сократимости миокарда. Направленность данных изменений определяется видом функциональной нагрузки.

В 11-12 лет у детей из неблагополучных семей продолжается формирование аллостаза. Эффект функциональных нагрузок в большей степени реализуется за счет изменения характеристик деятельности сердца, в отличие от девочек из благополучных семей, у которых основа адаптации - реактивные изменения на уровне сосудов. Наиболее лабильными показателями у девочек СРЦ являются ЧСС и ФВ, характер АПА и АППК. Признаками аллостатического груза у мальчиков СРЦ - повышенное САД и ДАД, ЧСС, снижение Р1. Гемодинамические изменения нельзя оценить положительно, так как изначально и при всех функциональных нагрузках сохраняется большая разница (в 1,5-2 раза ниже) в показателе ЭО2 I.

У мальчиков в возрасте 13-14 лет в покое уменьшились межгрупповые отличия в деятельности сердца, в большей степени зарегистрированные на уровне сосудистых гемо-динамических проявлений. Все функциональные нагрузки вызывали неоднозначные и более значительные изменения гемодинамики на уровне сосудов у детей СРЦ. Общим для детей СРЦ является снижение АПА, Бр02и неизменно низкая ЭО2 I. Наиболее частыми проявлениями у мальчиков СРЦ в ответ на функциональные нагрузки выступают повышение Р1, кроме умственной нагрузки, при которой этот показатель

13-14 лет, М

13-14 лет, Д

11-12 лет, М

11-12 лет, Д

6-10 лет, М

-26,0 -20,2

УО Fw Hi

-10.5 +11.6 ^g-

+11.7 +13,8

САД ДАД АПА

100% Q - <

ЧСС - частота сердечных сокращений, уд/мин; МОК - минутный объем кровообращения, л/мин; УО - ударный объем, мл; Рш - диастоли-ческая волна наполнения сердца, мОм; Н1 - Хитер-индекс, мОм/мс; ФВ - фракция выброса, %; САД и ДАД - систолическое и диастоли-ческое артериальное давление, мм рт. ст.; АПА - амплитуда пульсации аорты, мОм; АППК - амплитуда пульсации пальца кисти, мОм.

Рис. 1. Отклонение показателей кардиогемодинамики у детей из социально неблагополучных семей, %

13-14 лет, М

100%

13-14 лет.Д .

11-12лет,М

-11,4 -46,2 -1 -38,8 100%

-47,9 -1 -41,42 100%

-15,33 -40

11-12лет, Д L

100%

100%

Бр02 0021

С1 - сердечный индекс, л/мин/м2; Р1 - интегральный индекс состояния сердечно-сосудистой системы, ед.; вр02 - сатурация (процент насыщения кислородом гемоглобина артериальной крови); РО21 -индекс доставки О2 мл/мин/м2.

Рис. 2. Отклонение интегральных показателей кардиогемодинамики у детей из социально неблагополучных семей, %

снижается; повышение САД или ДАД. В целом с возрастом у детей СРЦ возрастают дезадаптивные реакции ССС на функциональные нагрузочные пробы, что является отражением кумулятивного эффекта аллостатического груза. Наибольшие дезадаптивные проявления вызывают пробы с умственной и физической нагрузкой.

Вывод. Для детей из социально неблагополучных семей характерно формирование аллостаза, проявлением которого является установление динамического равновесия ведущих гемодинамических параметров на новом физиологическом уровне. Гемодинамическое обеспечение организма детей в покое и при функциональных нагрузках достигается увеличением количественного представительства регуляторных механизмов.

Литература

1. Аминов А.С. Мониторинг состояния здоровья и физического развития подростков 12-15 лет в различных условиях проживания / А.С. Аминов, А.В. Ненашева, Е.В. Задорина, Э. Баймухаметова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». -2013. - Т. 13. - № 4. - С. 48-53.

2. Астахов A.A. Физиологические основы биоимпедансного

№ 8 • 2015 Август | August http://www.teoriya.ru 37

мониторинга гемодинамики в анестезиологии (с помощью системы «Кентавр»): В 2 т. / A.A. Астахов. - Челябинск, 1996.

3. Кучма В.Р. Современные медико-социальные проблемы детей-сирот / В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина // Гигиена и санитария. -2003. - № 5. - С. 39-42.

References

1. Aminov, A.S. Monitoring sostoyaniya zdorov'ya i fizicheskogo razvitiya роСгой^ 12-15 let v razlichnykh usloviyakh ргс^матуа (Monitoring of health апС phyвical Сevelopment of teenagers адеС 12-15 уеагв in different conСitionв of гeвiСence) / A.S. Aminov, A.V. Nenasheva, E.V. ZaСorina, E. Baymukhametova // Vestnik Yuzhno-ига1'вкодо goвuСaгвtvennogo universiteta. Seгiya «Obrazovanie, zCravookhranenie, fizicheвkaya kul'tura». - 2013. - V. 13. - № 4. - P. 48-53.

2. Astakhov, A.A. Fiziologicheвkie osnovy Ыо^реСапвподо monitoгinga gemoСinamiki v anesteziologii (в pomoвhch'yu sistemy «Kentavr»): V 2 t. (Physiological basics of Ыо^реСапсе monitoring of hemodinamics in anaesthesiology (using "Kentavr" system): In 2) / A.A. Astakhov. -Chelyabinsk, 1996.

3. Kuchma, V.R. Sovremennye meCiko-sotsial'nye ртЬ^у detey-sirot (Modern medical and social ртЫе^^ of офЬшпв) / V.R. Kuchma, O.Yu. Milushkina // Gigiena i sanitariya. - 2003. - № 5. - P. 39-42.

4. Carlson, E.D. Chamberlain, R.M. Allostatic load and health ^враййев:

10

11

a theoretical orientation / E.D. Carlson // Res Nurs Health. - 2005. -V. 28, N 4. - P. 306-315.

Clark, M.S. Environmental stress, psychological stress and allostasis load / M.S. Clark, M.L. Bond, J.R. Hecker // Psychol Health Med. -2007. - V. 12, N 1. - P. 18-30.

Day, T.A. Defining stress as a prelude to mapping its neurocireuitry: no help from allostasis / T.A. Day // Prog neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. - 2005. - V. 29, N 8. - P. 1195-1200. Goldstein, D.S. Allostasis, homeostats and the nature of stress / D.S. Goldstein, Mc Ewen B.S. // Stress. - 2002. - V. 5, N 1. - P. 55-58. Johnston-Brooks, C.H. Chronic stress and illness in children: the role of allostasis load / C.H. Johnston-Brooks, M.A. Lewis, G.W. Evans, C.K. Whalen // Psychosom Med. - 1998. - V. 60(5). - P. 597-603.

Korte, S.M. The Darwinian concept of stress: benefits of allostasis and costs of allostatic load and the trade-offs in health and disease / S.M. Korte, J.M. Koolhaas, J.C. Wingfield, Mc Ewen B.S. // Neurosci Biobehav Rev. - 2005. - V. 29, N 1. - P. 3-38. McEwen, B.S. Stress: hormonal and neural aspects / B.S. Mc Ewen, S. Lupien // in book: Encyclopedia of the human brain. Ed.-in-cnief. V.S. Ramachandran. - 2002. - Academic Press. - V. 4. - P. 463-474.

McEwen, B.S. The concept of allostasis in biology and biomedicine / B.S. Mc Ewen // Norm Behav. - 2003. - V.43, N 1. - P. 2-15.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

I—

УДК/UDC 796.077

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕМ К УЧАСТИЮ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ГТО

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Л.А. Парфенова1, А.М. Гурьянов2

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск 2 Ульяновский государственный университет, Ульяновск

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО (ВФСК ГТО), анкетирование, участие, стимулирующие меры, тьютор.

Введение. Повсеместное внедрение ВФСК ГТО в образовательные организации в конце 2015 г предполагает всестороннюю компетентность инструкторско-преподавательской когорты в вопросах организации подготовки своих воспитанников к участию в этом важном физкультурно-спортивном проекте.

Цель исследования - разработать методико-практичес-кие рекомендации для работников образовательных организаций в условиях реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса на основе социологического анализа состояния соответствующей информированности учителей физической культуры Ульяновской области.

Методы и результаты исследования. Была разработана анкета, содержащая комплекс несложных вопросов по нескольким блокам: исторические аспекты советского Комплекса ГТО (годы существования, количество ступеней, этапы совершенствования), основное содержание документов, регламентирующих внедрение современного ВФСК ГТО (этапы внедрения, количество ступеней, возрастные рамки, содержание нормативно-тестирующей части Комплекса и т. д.), мотивационно-ценностные предпосылки участия школьников и самих учителей в сдаче нормативов (намерение и желание учащихся, педагогов, причины нежелания и т. п.), целесообразность и эффективность стимулирующих мер, предполагаемых для участников (направленность и необходимость преференций).

В исследовании приняли участие 32 слушателя курсов повышения квалификации (учителя физической культуры школ Ульяновской области). Возраст респондентов -от 26 до 53 лет, стаж работы - от 5 до 30 лет.

В результате обработки ответов педагогов мы выяснили, что только 9,4 % (3 человека) помнят исторические

вехи старого Комплекса ГТО, в современном нормативно-документальном обеспечении современного ВФСК ГТО уверенно ориентируется только один слушатель, который на момент исследования (апрель 2015 г.) параллельно проходит в РУДН обучение по программе подготовки тьюторов. Самыми информативными и показательными стали результаты мотивационно-ценностного блока, отражающие отношение учителей к данному проекту. Большинство из опрошенных (81,3 %, 26 человек) понимают важность и своевременность возрождения Комплекса ГТО в России, но осуществлять подготовку и обеспечивать участие своих учеников все как один (100 %) готовы лишь за дополнительное материальное поощрение. При этом лично участвовать предполагают только 14 человек (43,8 %) из 32 и только при условии обеспечения стимулирующих мер (премии, дополнительные дни к отпуску). Остальные 18 респондентов не планируют сдавать нормы ГТО.

Заключение. Полученная картина обусловила адресную разработку (Министерству образования Ульяновской области) комплекса методико-практических рекомендаций для формирования профессиональных компетенций работников региональных образовательных организаций в условиях внедрения и реализации ВФСК ГТО.

Опубликовано при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-16-73005 а (р) «Спортивно-культурное наследие как фактор повышения уровня физкультурного образования школьников Ульяновской области, имеющих отклонения в состоянии здоровья».

Использованная литература

1. Постановление Правительства от 11.06.2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html

Информация для связи с автором: laraparf@mail.ru

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2015 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.