Научная статья на тему 'Основные парадигмы развития российского общества за последние 150 лет (по материалам периодической печати)'

Основные парадигмы развития российского общества за последние 150 лет (по материалам периодической печати) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ / RUSSIA / THE PRESS / THE DEVELOPMENT PARADIGM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шпаковская Светлана Вячеславовна

Статья посвящена изучению вопроса изменения российского общества за последние 150 лет с точки зрения основных парадигм его развития, дебатировавшихся в периодической печати России за этот период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PARADIGM OF RUSSIAN SOCIETY IN THE LAST 150 YEARS (IN THE PERIODICAL PRESS)

This paper studies the question of how much has changed Russian society over the past 150 years in terms of the basic paradigms of development was debated in the press Russia over this period.

Текст научной работы на тему «Основные парадигмы развития российского общества за последние 150 лет (по материалам периодической печати)»

УДК 930.2

ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 150 ЛЕТ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)

С. В. Шпаковская

BASIC PARADIGM OF RUSSIAN SOCIETY IN THE LAST 150 YEARS (IN THE PERIODICAL PRESS)

S. V. Shpakovskaya

Аннотация. Статья посвящена изучению вопроса изменения российского общества за последние 150 лет с точки зрения основных парадигм его развития, дебатировавшихся в периодической печати России за этот период времени.

Ключевые слова: Россия, периодическая печать, парадигмы развития.

Abstract. This paper studies the question of how much has changed Russian society over the past 150 years in terms of the basic paradigms of development was debated in the press Russia over this period.

Key words: Russia, the press, the development paradigm.

Печально, но факт, причем исследованиями это доказывается, что Россия на протяжении последних 150 лет, несмотря на все революции, кровь и страдания, неизменно осуществляет всего лишь одну, можно сказать, ставшую для нее традиционной, модель исторического развития. Мы стали страной, где, несмотря на все перемены, «ничего не меняется», так как все основные парадигмы социального развития остаются неизменными.

Легче сказать, нежели сделать!

Вот, например, что российский журнал «Нива» писал в статье «Десятилетие государственной Думы» в №17 за 1916 г.: «Россия и ее избранники еще не составляют чего-то единого и нераздельного, что в них она до сих пор еще не нашла своего внутреннего облика... духовного «я», не обрела высшего органа национальной воли и мысли, каким для каждого народа служит его парламент.

В чем причина столь странного явления? Она лежит очень глубоко, в самых недрах нашего культурно-общественного строя. При разной культурности низших и высших слоев населения достичь единства. идеалов довольно трудно. Легче назваться конституционным или парламентским государством, чем действительно стать таковым»[1].

Тут даже и комментировать нечего. Откройте любой журнал по социально-политической проблематике, загляните в Интернет, и вы найдете там все то же самое и теми самыми словами. Разница лишь в том, что наша Дума уже немного старше!

«Вождизм» матроса Блюдникова

Ну, кто из нас сегодня, да и в советские времена не слышал от иных кликуш, что нам, мол, хорошего вождя не хватает. Сталина, например, и все

будет хорошо! Но... о «хороших вождях» у нас мечтали и ранее, причем те же самые крестьяне. И не когда-нибудь, а в революцию 1905-1906 гг.! Так, осенью 1906 г. газета «Харьковские ведомости» напечатала письмо крестьянина К. Блюдникова, бывшего матроса броненосца «Ретвизан», жившего в селе Беленькое Изюмского уезда: «Во-первых, братья-крестьяне, меньше б вы пили, так были бы в 10 раз богаче. Тяжелым трудом приобретены имения у дворян. И что же? Крестьяне идут все это разорить и по-христиански ли это?!

Я, будучи во флоте, везде был, и нигде не видал, чтобы правительство давало землю... Цените же это и стойте грудью за своего царя и наследника. Государь - наш Верховный Вождь». Вождизм по-прежнему у нас процветает, а один из опросов общественного мнения недавно показал, что лишь 3 % россиян реально нужна демократия [2].

Как стреляли, так и стреляют!

Сегодня мы постоянно встречаем шокирующие нас сообщения о том, что милиционер открыл стрельбу в супермаркете, другой кого-то застрелил, а потом покончил с собой, и почему-то удивляемся, что вот до чего дошло дело! Но так было и раньше! Например, 4 января 1918 г. пензенская газета «Наш путь» сообщала, что младший помощник начальника 3-го милиционного участка Панарин 30 декабря, напившись, открыл стрельбы из нагана вдоль и поперек улицы Рождественской, подвергая жизнь прохожих смертельной опасности. На улице Московской его задержала толпа и доставила в участок №2, где на него составили протокол! Так что, для нашей российской милиции стрелять по людям, напившись, - это давняя традиция, и, надо полагать, случалось такое не только у нас в Пензе! [3].

Судьба «трехоконных флигелей»

Интересно, что все реформы по ослаблению государственного гнета в нашей стране тоже, в общем-то, начинались всегда одинаково! Вот, например, что подметил врач Диатропов в своей заметке, опубликованной в газете «Пензенские губернские вести» в 1863 г., т.е. спустя всего два года после отмены крепостного права: «В своей городской прогулке вы замечаете, что во многих трехоконных флигелях (трехоконный флигель тех лет - это стандартная трехоконная городская усадьба) среднее окно переделывается в дверь, над которой уже готова белая надпись на красном фоне: «Распивочно и на вынос»[4]. И после 1991 г. разве не с того же началось опять? Вот только вместо трехоконных флигелей сейчас используются квартиры на первых этажах многоэтажных зданий, где открываются конторы, парикмахерские, но чаще закусочные, бары и пивные!

Три самые «убогие» профессии России, это...

Военные, учителя и врачи, причем так было всегда! Еще в 1812 г. офицеры в русской армии получали так мало, что едва сводили концы с концами. Позднее им запрещали жениться, не получив звания капитана, потому что на меньшее жалование содержать жену они не могли! О тяготах этих профессий писали Бунин и Куприн. Ну, а уж газеты и журналы тех лет сообщали об их тяжкой доле постоянно. Иных учителей крестьяне и вовсе почитали за дармоедов и не желали их содержать. Во всяком случае, крестьяне села Тархова

Пензенской губернии в 1918 г., по сообщениям из газет, мечтали, во-первых, хоть о плохоньком царе; во-вторых, разогнать всех служащих земской волостной управы; ну, а еще - школу закрыть, а близлежащий лес уничтожить!

Преступник каждый третий

Сегодня СМИ очень любят писать о «криминализации нашего общества», что она, мол, у нас постоянно растет. Но как же тогда быть с данными о том, что в 1914 г. криминальный опыт приобретал каждый третий живший тогда в стране человек?! При этом темпы роста преступности в 10 раз опережали темпы роста населения страны, и это данные отнюдь не большевистских историков, а архива тогдашнего МВД!

Растет у нас детская проституция? Ну, так ведь это тоже уже было! К началу Первой мировой войны на долю детской проституции приходилось 23 % от общего числа имевшихся тогда проституток! Был в России в 1914 г. введен и «сухой закон», да только он также постоянно нарушался. Например, в 1917 г. шинкарю в средней полосе России надо было привести пуд муки и гарнец картошки, из чего тот делал восемь бутылок водки, причем себе за работу он брал три. Цена бутылки при этом составляла от 3 до 7 рублей.

Проблема патриотического воспитания в прошлом и теперь

У нас многие сегодня печалятся, «что молодежь не та, что раньше», но тут бы им и вспомнить дагестанскую пословицу, что там, где нет хорошей молодежи, не было хороших стариков! Но эта проблема существовала и 100 лет назад. Вот что писала, например, по этому поводу газета «Пензенские губернские вести» № 6 за 1910 г.: «В каталоге (имеется в виду каталог детской литературы издания М. О. Вольфа) насчитывается 114 страниц и более 1000 заглавий, и что же мы там видим?! Масса книг из жизни западноевропейских (так в тексте) народов, американцев, азиатов, романы Ж. Верна, Купера, Мариета, Майн-Рида и почти ничего о русском народе... Книги Чар-ской, когда горцы борются за свободу, - это можно. А вот когда Русь борется с татарщиной - это вредно! От этого засилья иностранщины ребенок становится иностранцем в душе, и нет ничего удивительного, что наши дети растут врагами своей родины» [5]. Ну, словно из выступлений некоторых членов нашей Госдумы, вот только написано это было значительно раньше. Да, конечно, сегодня наши дети, увы, книг почти не читают, но сам вектор их интересов практически изменения не претерпел.

Но кое-что существенно изменилось!

Впрочем, есть сфера, в которой изменения коснулись самого менталитета народной массы! Так, все исследователи российского общества в начале ХХ века единодушно отмечали у русских проституток чисто национальное отсутствие понимания своего занятия как профессии, что в итоге и становилось причиной их трагедии. Не так было с путанами из-за рубежа, которые специально(!) ездили в Россию на заработки. Потом они возвращались назад, выходили замуж и дальше вели спокойную и праведную жизнь. Наши же злоупотребляли спиртным, денег не откладывали и потому постепенно опускались все ниже, в итоге умирали от чахотки и пьянства под забором. Теперь, «по счастью», и у нас на это глядят точно также, хотя ко всем прочим болезням добавился еще и СПИД!

Так что, изменить Россию сегодня - это значит изменить все эти три

парадигмы общественного развития, причем самым «необратимым образом».

С военных, вроде бы, уже начали... Теперь дело - изменить заработную плату всех остальных!!!

Список литературы

1. Десятилетие Государственной Думы // Нива. - 1916. - № 17. - С. 296.

2. Пензенские губернские вести. - 1906, 21 сентября. - № 211. - С. 1-2.

3. Наш путь. - 1918, 4 января. - С. 3.

4. Пензенские губернские ведомости. - 1864, 29 января. - № 5.

5. Зоткина, Н. А. Феномен девиантного поведения в повседневной жизни российского общества на рубеже Х1Х - ХХ вв.: преступность, пьянство, проституция (на материалах Пензенской губернии) : дис. ... канд. ист. наук / Зоткина Н. А. ; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2002. -С. 114, 235.

Шпаковская Светлана Вячеславовна кандидат исторических наук, доцент, кафедра коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет E-mail: svetashpak1@mail.ru

Shpakovskaya Svetlana Vyacheslavovna Candidate of historical sciences, associate professor, sub-department of communication management,

Penza State University

УДК 930.2 Шпаковская, С. В.

Основные парадигмы развития российскго общества за последние 150 лет (по материалам периодической печати) / С. В. Шпаковская // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 1 (5). - С. 248-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.