Научная статья на тему 'Основные особенности системы экономической безопасности отрасли автомобилестроения в современных условиях'

Основные особенности системы экономической безопасности отрасли автомобилестроения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1568
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВО / ECONOMIC SAFETY / MOTOR INDUSTRY / BRANCH / THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разгонов С. А.

В статье выявлены особенности процесса обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики в современных условиях, выявлены наиболее существенные индикаторы угроз экономической безопасности в российском автомобилестроении, а также рассмотрены приоритеты построения системы обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC FEATURES OF SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY OF BRANCH OF MOTOR INDUSTRY IN MODERN CONDITIONS

In article features of process of maintenance of economic safety of branch of national economy in modern conditions are revealed, the most essential indicators of threats of economic safety in the Russian motor industry are revealed, and also priorities of construction of system of maintenance of economic safety of branch of national economy are considered.

Текст научной работы на тему «Основные особенности системы экономической безопасности отрасли автомобилестроения в современных условиях»

поставщикам или вынуждено сокращать закупки важных для производства ресурсов, излишние остатки запасов, дебиторской задолженности. Общее количество кассовых остатков и денежных средств на банковских счетах, дебиторской задолженности и запасов за вычетом кредиторской задолженности называется чистым оборотным активом. Если его размер очень велик в сравнении с объемом продаж и к тому же продолжает расти, это верный признак того, что предприятие нерационально использует свои ресурсы.

Поглощения. Испытывая давление со стороны акционеров, требующих наращивания доходов, многие предприятия продолжают следовать стратегии роста через поглощение. Хорошие поглощение - это в основном те, которые относятся к сфере компетентности приобретающего предприятия и с которыми оно способно справиться лучше, чем предыдущие владельцы.

Управление персоналом. В условиях развитых рынков капитала, конечный ресурс - это достигнутая компетентность, то есть профессиональные навыки и умения, или, если называть вещи своими именами, - персонал. Усиление восприимчивости предприятий к запросам потребителей, ускоряющиеся темпы нововведений и более гибкие системы организации труда привели к тому, что навыки стали тем магическим ингредиентом, который отличает одно предприятие от другого. Проблема, с которой сталкивается каждое предприятие, заключается в том, как развивать эти навыки, а затем - что еще важнее - сохранить их. Множество исследований свидетельствуют о том, что степень лояльности работников к компаниям-ра-ботодателям за последнее время снизилась. Во многих отраслях переход из одной компании в другую стал для работника верным способом достижения личных целей - увеличение заработной платы и получение должностного роста.

Текучесть кадров - это выраженная в процентах доля работников, выбывших из организации в течение одного года по собственному желанию. Предприятие обладает набором кадровых рычагов для обеспечения политики управления человеческими ресурсами: изменение структуры и формы оплаты организации человеческих ресурсов; изменение политики оплаты и оценки результатов труда; политика управления карьерным ростом; стратегия профессиональной подготовки и внутреннего информационного обмены (делового общении); управление условиями труда.

Информационные технологии. Роль, которую информационные технологии играют в реорганизации бизнес-процессов, условно можно подразделить на две взаимодополняющие роли: коммуникационную и оперативную.

Коммуникационная - обмен информацией внутри предприятия, по электронной почте - это означает доступ к накопленным знаниям и интеллектуальным ресурсам в любом уголке организа-

ции и обмен ими. Обмен знаниями - процесс, имеющий горизонтальную направленность, и ему свойственно пересекать внутрикорпоративные границы. Коммуникационные сети позволяют предприятиям расширять свои границы, охватив клиентов и поставщиков, и это открывает новые границы для увеличения стоимости.

Оперативная - благодаря сетям проблемные команды практически могут состоять из людей, пространственно разобщенных и входящих в состав разных функциональных групп и подразделений компании. Втрое важное преимущество сетевых информационных систем состоит в том, что они содействуют интеграции внешней цепочки создания стоимости, связывая предприятие и с поставщиками, и с потребителями. Такая организационная работа снижает постоянные издержки. Отношения с органами власти. На мировом рынке основная конкурентная борьба не всегда разворачивается в стране базирования компании, и потому государственная политика может сыграть важнейшую роль в обеспечении конкурентных преимуществ одной компании перед другой.

Уязвимость предприятием перед неблагоприятным госрегу-лированием - какие неблагоприятные обстоятельства могут возникнуть, когда предприятие занимает монопольные позиции или когда на рынке в течение длительного времени держатся завышенные цены это может возникнуть, если значительная часть бизнеса компании зависит от изменения государственной политики. Достаточна ли компетентность компании при лоббировании своих интересов в органах власти - насколько удалось компании в прошлом пережить подобные неблагоприятные законы. Удачно ли отражало в судах предприятие атаки потребителей? Если не ждать радикальной смены правящей партии, хороший послужной список может служить надежным индикатором успешного решения компанией этих вопросов и в будущем. Сегментация бизнеса проясняет характер потребительского спроса и базовые навыки каждой единицы, необходимые для удовлетворения этого спроса. Анализ рынка вскрывает основные факторы, влияющие на рентабельность отрасли и «стандарты» конкуренции. Анализ сфер компетенции выявляет потенциальное влияние каждой функции на создание стоимости и определяет, обладает ли предприятие необходимой компетентностью, чтобы соответствовать требованиям рынка.

Такая модель предполагает, что эффективное антикризисное управление на предприятии возможно только тогда, когда есть соответствие между способностями предприятия, с одной стороны, и требованиями рынка - с другой. Определяя ключевые факторы стоимости предприятия и разрабатывая их стратегию на достижение соответствия - способности предприятия требованиям рынка, возможно создавать и прогнозировать стоимость предприятия.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Разгонов С.А., соискатель Московской академии экономики и права

В статье выявлены особенности процесса обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики в современных условиях, выявлены наиболее существенные индикаторы угроз экономической безопасности в российском автомобилестроении, а также рассмотрены приоритеты построения системы обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики.

Ключевые слова: экономическая безопасность, автомобилестроение, отрасль, государство

THE BASIC FEATURES OF SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY OF BRANCH OF MOTOR INDUSTRY IN MODERN CONDITIONS

Razgonov S., The applicant, Moscow Academy of Economics and Law

In article features of process of maintenance of economic safety of branch of national economy in modern conditions are revealed, the most essential indicators of threats of economic safety in the Russian motor industry are revealed, and also priorities of construction of system of maintenance of economic safety of branch of national economy are considered.

Keywords: economic safety, motor industry, branch, the state

Главной целью государства является своевременное реагирова- ного требования закономерно ставит задачу совершенствования синие на возникающие экономические угрозы и защита от них, в сро- стемы обеспечения экономической безопасности промышленных

ки, необходимые и достаточные для гарантированной защиты жиз- предприятий как основного звена обеспечения безопасности отрас-

ненно важных интересов общества и государства. Реализация дан- ли национальной экономики (Рисунок 1), исходя из новых полити-

Рис. 1. Слагаемые безопасности отрасли национальной экономики

ческих, идеологических, экономических, военных и других условии существования в России. Под обеспечением экономической безопасности, как важного вида обеспечения национальной безопасности (военная, идеологическая, информационная и др.) в современных условиях целесообразно понимать процесс защиты основных экономических интересов, организуемый и осуществляемый в рыночно-ориентированной экономической среде отрасли национальной экономики системой обеспечения экономической безопасности.

Цель системы достигается решением задач, которые формируются преимущественно факторами внешней среды и частично -внутренней (внутренние резервы отрасли по достижению цели). Данные задачи решаются функциями (полномочиями, заложенными потенциями), на основе которых формируются формы и методы работы. Цели, задачи и функции должны находиться между собой в гармонии, то есть обладать синергетическими свойствами, иначе система по достижению цели недееспособна (невозможна по созданию или в противном случае (если была создана и функционировала) обречена на прекращение своего существования (уничтожение)). Данная взаимосвязь организуется на принципиальной основе, которой все системообразующие элементы должны соответствовать.

В этих условиях Россия, а также сами отрасли и крупные отраслевые комплексы должны заботиться о своей экономической безопасности, что означает, прежде всего, иметь соответствующую систему обеспечения экономической безопасности, по численности и по возможностям адекватным не только сегодняшним требованиям, но и с учетом перспективной опасности. Основными задачами системы экономической безопасности в современных условиях являются:

• организация защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов отрасли и отражение экономической агрессии из внешней среды;

• сохранение имеющегося потенциала кадров и обеспечение их высокой квалификации и постоянной готовности к инновациям;

• сглаживание последствий экономической экспансии из-за рубежа;

• снижение негативного влияния конкурентов;

• завоевание, расширение и удержание зон экономического господства (создание и удержание зон «жизненно важных экономических интересов»).

Процесс обеспечения экономической безопасности отрасли происходит в строгом соответствии с вышеперечисленными факторами. Однако для практической организации рассматриваемого

процесса его следует проводить в соответствии с определенными принципами:

1. Оперативность оказания услуги по обеспечению экономической безопасности в нужное время и в определенном месте. Это один из важных принципов. Он означает, что главным в планировании процесса обеспечения экономической безопасности отрасли является принятие мер по удовлетворению возникающих потребностей адекватными ресурсами. Такое планирование требует от руководства четкой постановки задач своим планирующим органам, а также устойчивой связи с вышестоящими органами, осуществляющими этот процесс.

2. Простота - стремление избежать ненужных сложностей при подготовке и проведении процесса обеспечения. Организацию этого процесса можно упростить, если использовать уже наработанные, устойчивые связи.

3. Гибкость - адаптация процесса обеспечения экономической безопасности к изменяющимся условиям.

4. Эффективность - эффективное использование сил и средств. Выполнение любой задачи требует экономного расходования любых ресурсов. Этот принцип дает возможность проводить обеспечение экономической безопасности там, где оно наиболее необходимо исходя из ресурсного ограничения. Необходимо отметить, что гибкость и эффективность - взаимообуславливающие принципы.

5. Непрерывность - получение самой услуги по обеспечению экономической безопасности не должно прерываться. Только в этом случае каждый отдельный гражданин и государственный институт может выполнять возложенные на него обязанности и функциональное предназначение.

6. Устойчивость - способность органов обеспечения экономической безопасности осуществлять свои функции, несмотря на различного рода внешние воздействия.

7. Единство процесса при любом состоянии национальной экономики. Этот принцип предполагает, что процесс обеспечения экономической безопасности должен быть организован таким образом, чтобы он позволял без существенных организационных изменений отлаженных потоков своевременно и полно обеспечивать на конкретном рынке все находящиеся там разнородные объекты обеспечения в самых разнообразных условиях. Реализация требований этого принципа в условиях неопределенности в экономике страны выдвигает повышенные требования к проблеме совершенствования системы экономической безопасности на уровне отрасли.

Экономическая организация нынешнего российского общества такова, что низкая себестоимость сетевого продукта, сроки его ре-

ализации и эффективность предопределили неизбежность замены традиционной конкуренции товаров и валют на соперничество творческих возможностей. Например, в настоящее время практически весь вторичный рынок автомобилей является виртуальным. Заметим, что национальные, политические, экологические и другие виды безопасности здесь приобретают формы биоэнергетического взаимодействия или неприятия.

Для анализа угроз экономической безопасности автомобилестроения целесообразно использовать три этапа анализа. На первом этапе проводится анализ тех факторов внешней среды, которые могут представлять угрозы для развития автомобилестроения в целом. Для этого с учетом знаний о внешней среде формируется перечень факторов, влияющих на конкурентные позиции. Далее используются методики согласования экспертных оценок (чаще всего применяется «Дельфи-метод»). Это позволяет получить обобщенное мнение высококомпетентных экспертов, отраслевых специалстов относительно степени влияния внешних факторов на развитие отрасли в рассматриваемой внешней среде. По уровню вероятности возникновения все факторы разделены на 3 категории:

• с высокой вероятностью возникновения;

• со средней вероятностью возникновения;

• с низкой вероятностью возникновения.

По степени влияния на конкурентные позиции отрасли факторы разделены на три группы:

• с сильным влиянием;

• с умеренным влиянием;

• со слабым влиянием.

• Полученные результаты обобщаются и уточняются. После чего для каждого из факторов определяются возможные последствия его возникновения, а сами факторы классифицируются на возможности и угрозы внешней среды. Результат первого этапа анализа - матрица угроз отрасли. Отобранные в процессе анализа угрозы помещаются в ячейки матрицы угроз, в которой по вертикали отложены вероятность возникновения события, а по горизонтали - сила его влияния на конкурентные позиции отрасли. В целях исследования в качестве объекта анализа выступает автомобилестроительная отрасль Российской Федерации. В соответствии с выявленными угрозами внешней среды заполним матрицу угроз (Таблица 1).

На втором этапе анализа проводится исследование внутренней среды объекта анализа, которое позволяет идентифицировать слабые стороны отрасли. В перечень факторов для проведения анализа включают-

Таблица 1. Матрица угроз

Вероятность проявления Степень влияния

Сильная Средняя Слабая

Сильная Снижение покупательской способности населения (понижение спроса на автомобили). Повышение зависимости отечественного автопрома от иностранных комплектующих (российские и иностранные марки). Общее снижение количества выпускников профильных для отрасли автомобилестроения специальностей. Ввод новых экологических норм (Евро-4) Увеличение диспропорций региональных экономик в регионах, преимущественно зависящих от импорта автомобилей (разрушение ремонтной, дилерской сети и т.п.). Импорт устаревших технологий в области автомобилестроения / нарастание технологического разрыва Повышение налогов для организаций автомобилестроите льной отрасли (в гом числе налоги на развитие новых производств)

Средняя Отсутствие программы развития автомобилестроения с выделением приоритетных производственных ниш и направлений. Опережающее удешевление импорта. Понижение уровня государственной инвестиционной поддержки отечественного автомобилестроения. Ужесточение Закона «О совместных предприятиях» Отсутствие доверия к отечественному автомобилестроению (низкий имидж отечественного автопрома). Повышение цен на бензин. Повышение транспортных тарифов на доставку транспортных средств по территории РФ. Понижение инвестиционного рейтинга России

Слабая Переориентация населения на экологически чистый вид транспорта

Таблица 2. Матрица слабых сторон.

Влияние

Сильное Среднее Слабое

Низкая доля рынка основных производителей отечественных автотранспортных средств по сравнению с импортом. Высокая ресурсоемкость производства отечественных авто. Устаревшее производственное оборудование на заводах автопроизводителях (коэффициент обновления оборудования около 3%). Низкий уровень внедрения новых технологий, в том числе новых материалов. Низкий уровень автоматизации производства. Отсутствие собственной базы двигателестроения. Низкое качество комплектующих и запчастей (высокий брак). Нехватка персонала необходимой квалификации Низкий уровень выпуска на одного занятого в отрасли (низкая производительность). Узкий модельный ряд и слабое обновление модельного ряда (низкий уровень современных дизайнерских идей). Большие накладные расходы в цене одного отечественного автомобиля (необходимость включения непроизводительных затрат, например, зарплата избыточного персонала, расходы на содержание избыточных мощностей). Низкий уровень безопасности отечественных автомобилей. Высокая социальная зависимость от производителей отечественных авто (градообразующие заводы, пример АВТОВАЗ - Тольяти, КАМАЗ - Набережные Челны) Высокий уровень монополизации производства отечественных марок ВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ. Т ерриториальная локализация автопроизводителей (Питер, Поволжье, Москва, Калиниград)

Таблица 3. Матрица стратегических приоритетов.

Стратегические установки

Высшего приоритета Среднего приоритета Низшего приоритета

+3 +2 +1

Понижать затратоемкость отечественного производства автомобилей при заданном уровне качества (зарплата - автоматизация, налоги - господдержка, материалы -бережливое производство, качество обработки, качество входных комплектующих) (+3). Повышение доли отечественных автопроизводителей в общем объеме сбыта автотранспортных средств на российском рынке (+3). Повышение качества комплектующих (внедрение новых технологий производства комплектующих с высокими (мировыми) стандартами качества) открытие новых отечественных производств комплектующих, увеличение доли отечественных комплектующих в сборке автомобилей, производимых в России (+3). Создавать компании с совместным участием по производству и разработке автомобильных комплектующих (+3). Обновление производственных мощностей под внедряемые новые технологии производства (гос. инвестиционная поддержка) (+3). Внедрение новых технологий автомобилестроения с высоким уровнем автоматизации и низкой ресурсоемкостью производства (затраты на закупку и адаптацию или разработку новых технологий производства) (+3). Разработка и внедрение программ подготовки персонала необходимой квалификации для автомобилестроительной отрасли (+3). Проработка политики дифференциации модельного ряда по классам (ценовая диверсификация, основной акцент на авто эконом и среднего класса) (+3). Повышение качества двигателей под мировые экологические стандарты (развитие собственной базы двигателестроения, инновации и гос. инвестиции в этом направлении) (+3). Разработка налоговой, нормативной и инвестиционной государственной поддержки отечественного автомобилестроения (+3) Повышение качества и доступности запчастей, для автомобилей отечественного производства (+2). Расширение модельного ряда (дизайн, аэродинамика, эргономика) (+2). Повышение уровня безопасности автомобилей отечественного автомобильного производства до мировых стандартов (+2). Подготовка государственных программ развития автомобилестроительн ой отрасли на базе существующих производств, в случае необходимости закрытия градообразующих заводов продумать программы социальной реабилитации населения данных городов (+2). Разработка различных вариантов двигателей (объем, мощность, кол-во цилиндров, применяемые технологии сгорания и использования энергии топлива) (+2). Увеличение общих производственных мощностей российского автомобилестроения (+2) Подготовка дилерской сети для сбыта на зарубежных рынках (+1). Реклама достижений отечественного автопрома (РЯ-мероприятия, освещение в массмедиа и прессе, выставки, тест-драйвы и т.п.) (+1>. Развитие автотранспорт ных средств, работающих на альтернативны х источниках энергии (+1)

ся результаты бизнес-диагностики (изучение внутренней среды объекта анализа), а также результаты построения конкурентной карты (результаты сопоставления объекта анализа по набору определенных показателей с аналогичными объектами). Далее оценивается степень влияния каждого из факторов на изменение конкурентных позиций объекта анализа. В ходе оценки факторы делятся на 3 группы - с сильным, умеренным и слабым влиянием. Для каждого из факторов определяются его возможные последствия, а сами факторы классифицируются и разносятся на сильные и слабые стороны объекта анализа. Результатом второго этапа анализа является матрица слабых сторон. Слабые стороны размещаются в столбцах матрицы в зависимости от степени их влияния на изменения конкурентоспособности отрасли.

В результате анализа вырабатываются основные направления обеспечения экономической безопасности, которые могут быть разбиты по приоритетам на три группы. Полученные в результате анализа приоритетные направления обеспечения экономической безопасности отечественного автомобилестроения могут использоваться при разработке стратегии развития данной отрасли. Как видно из таблицы, государственная стратегия обеспечения экономической безопасности автомобилестроительной отрасли должна включать три неотъемлемые составляющие:

1. Инновационную стратегию развития отрасли.

2. Инвестиционную стратегию развития отрасли.

3. Государственную поддержку регламентируемых в вышеописанных стратегиях мероприятий.

По нашему мнению, наиболее важным элементом обеспечения экономической безопасности автомобилестроения является именно поддержка наиболее проблемных аспектов отрасли. Мы считаем, что этими проблемными аспектами являются: кадровое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, а также информационное обеспечение.

На третьем этапе анализа внешние угрозы сопоставляются с ограничениями отрасли. Это позволяет определить способность объекта анализа воспользоваться возможностями и минимизировать негативное воздействие внешних угроз. В ходе совместного анализа рассматривается сочетание выявленных групп факторов. Рассматриваются только значимые их сочетания, то есть те сочетания, которые могут оказать существенное влияние на изменение конкурентных позиций отрасли. Степень значимости каждого сочетания определяется как сумма баллов-факторов:

• угрозы оцениваются от -2 до +2 (как сумма возможностей проявления и степени влияния, где -1 - слабое влияние, низкая вероятность, +1 - сильное влияние, высокая вероятность);

• слабые стороны оцениваются от -1 до +1 (где -1 - слабое влияние, а +1 - сильное влияние).

Полученные в результате анализа приоритетные направления обеспечения экономической безопасности отечественного автомобилестроения могут использоваться при разработке стратегии развития данной отрасли. Как видно из таблицы, государственная стратегия обеспечения экономической безопасности автомобиле-

строительной отрасли должна включать три неотъемлемые составляющие:

1. Инновационную стратегию развития отрасли.

2. Инвестиционную стратегию развития отрасли.

3. Государственную поддержку регламентируемых в вышеописанных стратегиях мероприятий.

По нашему мнению, наиболее важным элементом обеспечения экономической безопасности автомобилестроения является именно поддержка наиболее проблемных аспектов отрасли. Мы считаем, что этими проблемными аспектами являются: кадровое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, а также информационное обеспечение.

Можно сформулировать следующие основные этапы анализа риска, обосновывающие формирование эффективного комплекса мер безопасности предприятия. В общем виде предлагаются следующие шаги по оценке риска, представляющие собой организационные процессы.

1. Выбор точки отсчета, описание границ, степени детализации и структуры стратегических и текущих целей по управлению риском для производственного предприятия.

2. Определение потенциальных угроз по ценностям, стоимо-

стным ресурсам и номенклатуре защищаемых процессов, связанных с уникальными цепочками и способами создания стоимости. Оценка должна включать не только стоимость замены ценности, но также последствия для предприятия раскрытия, искажения, разрушения или ее порчи.

3. Идентификация угроз и оценка потенциальной частоты их реализации.

4. Измерение риска и оценка потерь, ожидаемых в результате реализации угроз. Ожидаемые размеры потерь представляют собой некую функцию от степени адекватности методов защиты, применяемых в системе безопасности.

5. Определение меры остаточного риска, который будет существовать после того, как методы защиты будут выбраны и реализованы. В любом случае принятие решения об уровне приемлемости остаточного риска с одной стороны зависит от степени доступности ресурсов, призванных этот риск минимизировать, а с другой - от степени экономической целесообразности затрат недобросовестных конкурентов в сравнении с их потенциальными выгодами от подрыва жизнедеятельности предприятия.

6. Анализ экономической эффективности избираемых методов защиты, их реализация, мониторинг и необходимая корректировка.

РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

Филимонов А.А.

В статье описана методика расчета и оценки выполнения внутренних ключевых показателей эффективности энергетической компании, на примере Гидро-ОГК.

Ключевые слова: департамент; ключевой показатель эффективности; стратегия; энергетическая компания

CALCULATION AND ESTIMATION OF PERFORMANCE OF INTERNAL KEY INDICATORS OF EFFICIENCY OF THE POWER COMPANY

Filimonov A.

In article the design procedure and estimations ofperformance of internal key indicators of efficiency of the power company on an example of Gidro-OGK is described.

Keywords: department; a key indicator of efficiency; strategy; the power company

Расчет и оценка выполнения внутренних ключевых показателей эффективности энергетической компании может осуществляться через выполнение следующих шагов: расчёт сводного рейтинга высших менеджеров; расчет премиального вознаграждения^ о р я д о к сбора и подготовки информации; порядок расчета и оценки выполнения внутренних годовых КПЭ; сквозные ключевые показатели эффективности для высших менеджеров; расчет и оценка выполнения внутренних квартальных КПЭ. Рассмотрим более подробно.

Расчёт сводного рейтинга высших менеджеров

Рейтинг эффективности деятельности Высших менеджеров определяется ДФЭП.

Определение рейтинга Высших менеджеров Общества по итогам исполнения КПЭ за отчетный год производится путем ранжирования их сводных балльных оценок за выполнение КПЭ в данном году. Первую, наилучшую, позицию в рейтинге занимает Высший менеджер, имеющий максимальную сводную оценку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сводная годовая оценка Высшего менеджера (ПсвВМ) рассчитывается следующим образом:

П™ = ОДП + ПВМ + пВКВ + Пвкв )/4+0,67*П™,

где ПгаВМ - средняя по кварталу оценка Высшего менеджера Общества, рассчитанная за выполнение квартальных КПЭ в соответствующем квартале, балл;

ПодВМ - средняя по году оценка Высшего менеджера Общества, рассчитанная за выполнение годовых КПЭ, балл;

4 - количество кварталов в году, по итогам которых производится расчет среднего рейтинга Высшего менеджера (может быть меньше 4);

0,33 и 0,67 - удельные веса квартальных и годовой оценок, соответствующие их значимости в сводной оценке.

Значение сводной оценки не должно превышать 5 баллов.

Расчет средней оценки каждого Высшего менеджера за отчетный период осуществляется в квартальном и годовом разрезе следующим образом:

П =1П, / к ,

£ =1

где ПВМ - оценка Высшего менеджера Общества за отчетный период (средняя оценка за выполнение КПЭ, установленных для Высшего менеджера), балл;

п§ - оценка за выполнение #-го КПЭ Высшего менеджера, балл;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.