Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
800
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ИСТЕЦ / ОТВЕТЧИК / РОСПОТРЕБНАДЗОР / ЗАКОН / СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиахметова И.Р., Жемалетдинов Р.М.

В настоящей статье изучаются некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел по защите прав потребителей. В ходе исследования мы пришли к выводу, что важной задачей государства является создание и обеспечение высокого уровня защиты прав потребителей, выступающих наиболее уязвимыми субъектами в гражданских правоотношениях. Однозначность толкования норм права, правильность их применения и обширная судебная практика способствует тому, что данная система выполняет свою непосредственную функцию - защищать права потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES OF THE CONSIDERATION OF CONSUMER PROTECTION CASES

This article examines some procedural features of the consideration of consumer protection cases. In the course of the study, we came to the conclusion that an important task of the state is to create and ensure a high level of protection of the rights of consumers who are the most vulnerable subjects in civil legal relations. The unambiguity of the interpretation of the norms of law, the correctness of their application and extensive judicial practice contributes to the fact that this system performs its direct function - to protect the rights of the consumer.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И.Р. Галиахметова, студент Р.М. Жемалетдинов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-3-109-111

Аннотация. В настоящей статье изучаются некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел по защите прав потребителей. В ходе исследования мы пришли к выводу, что важной задачей государства является создание и обеспечение высокого уровня защиты прав потребителей, выступающих наиболее уязвимыми субъектами в гражданских правоотношениях. Однозначность толкования норм права, правильность их применения и обширная судебная практика способствует тому, что данная система выполняет свою непосредственную функцию - защищать права потребителя.

Ключевые слова: защита прав потребителей, истец, ответчик, Роспотребнадзор, закон, суд.

Защита прав потребителей является одним из значимых социально-экономических направлений в деятельности государства. Система законодательства в сфере защиты прав потребителей определяет права потребителей, обеспечение которых гарантируется действием различных государственных механизмов. Любой пострадавший потребитель имеет право на возмещение материального ущерба, причиненного некачественным товаром (услугой) или несоблюдением обязательств продавцом (изготовителем, исполнителем), а также на возмещение морального вреда [1].

В соответствии с общим правилом предъявления иска Закон устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель имеет право обратиться в суд в том числе и по своему месту жительства, вне зависимости от адреса местонахождения ответчика. Однако в силу законодательной новеллы части 4 статьи 30 ГПК РФ, иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, подаются по адресу ответчика. Кроме этого, в законодательстве определяется круг лиц, которые участвуют в делах о защите прав потребителей.

Ими выступают:

- Роспотребназдор;

- адвокаты;

- уполномоченные организации;

- граждане, допущенные судом к представительству;

- представители общественных организаций;

- эксперты;

- специалисты

- и другие.

Вышеперечисленные лица выступают либо в интересах потребителя, либо для создания гарантий объективного и независимого судебного рассмотрения и разрешения дела по существу.

В делах по защите прав потребителей принимают участие следующие стороны -истец (покупатель) и ответчик (продавец, производитель), а также их представители. Также в системе гражданского законодательства определено, что в процессе по делам о защите нарушенных прав потребителей предусматривается участие лиц, содействующих правосудию (например, свидетелей, экспертов и др.), но их участие не обязательно и определяется обстоятельствами конкретного дела.

При предъявлении требований потребителю следует доказать фактическое приобретения им товара в соответствующем торговом месте и подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара. Он же должен подтвердить документально сумму ущерба, причиненного вследствие

эксплуатации товара ненадлежащего качества. Среди прочих в систему доказательной базы включается наличие гарантийного срока, факт отказа руководителем или должностным лицом произвести указанные выше действия и др. На продавца товара, если он хочет быть освобожденным от ответственности, законодатель возложил обязанность доказать соответствие товара техническим требованиям, неправильную эксплуатацию потребителем товара и его умышленные действия, приведшие к возникновению вреда. В связи с этим именно на продавца возлагается обязанность провести за свой счет экспертизу качества товара. То есть мы видим законодательное распределение бремени доказывания между сторонами, дающее преимущество и льготы потребителю, который еще и освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Следует отметить, что на практике потребитель чаще обращается сначала к продавцу, изготовителю с обоснованным требованием. Вместе с тем, по некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 5 и ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о защите прав потребителей подсудны судам общей юрисдикции. Также стоит отметить, что при рассмотрении дел о защите прав потребителей, несмотря на правовую норму, закрепленную в ст. 29 ГПК РФ, иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту [2, 3]:

- нахождения организации;

- а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

Это сделано законодателем, первоочередно, для удобства истца, в связи с тем, что обычно юридический или фактический адрес продавца или производителя-ответчика может находиться весьма далеко от места жительства или пребывания истца-потребителя, в связи с чем послед-

ний нередко не будет иметь возможности присутствовать в судебном заседании и реализовать свое право на защиту нарушенных потребительских прав в полной мере. Тем более, в век развитых цифровых технологий и развития онлайн (интернет)-магазинов данная норма является просто необходимой.

Другой, не менее значимой особенностью является следующее. Поскольку у истца имеется выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, то суд не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, даже если истец-потребитель согласился подписать договор, содержащий условие о договорной подсудности спора по месту нахождения продавца товара. Все условия соглашений, умаляющие и ограничивающие права потребителей по сравнению с установленными законодательством, являются ничтожными. Однако, в данном случае законодатель выделил исключение, а именно это касается исков, вытекающих из перевозки груза, перевозки пассажиров, багажа или груза, или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом. Данные исковые заявления рассматриваются по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Есть еще одна процессуальная особенность. В случае, если истцом было подано исковое заявление, которое содержит в себе требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, то суд не имеет право выносить определение о возврате такого искового заявления. Важно отметить, что обманутый потребитель может защищать свои права не только лично или через представителя, но и с помощью общественных организаций, выступающих в интересах потребителя. В силу устоявшей-

ся практики, в случае выигрыша в споре они забирают себе сумму, присужденную в качестве штрафа за неисполнение в добровольном порядке обоснованных требований потребителя.

Государство обеспечивает защиту прав потребителей не только в законодательном плане, но и в лице Роспотребнадзора и органов местного самоуправления. Данные государственные и муниципальные инстанции пользуются процессуальными правами и обязанностями истца непосредственно после возбуждения гражданского дела. Еще одной процессуальной и не менее важной особенностью является ни-

чтожность условия об обязательном досудебном урегулировании претензий в договоре с потребителем. Данный факт позволяет облегчить потребителям обращение в суд.

Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать, что важной задачей государства является создание и обеспечение высокого уровня защиты прав потребителей. Однозначность толкования норм права, правильность их применения и обширная судебная практика способствует тому, что данная система выполняет свою непосредственную функцию - защищать права потребителя.

Библиографический список

1. О защите прав потребителей: Закон №2300 - от 07.02.1992 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 138-Ф3 от 14 ноября 2002 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ №51 от 30.11.1994 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

THE MAIN FEATURES OF THE CONSIDERATION OF CONSUMER PROTECTION

CASES

I.R. Galiakhmetova, Student

R.M. Zhemaletdinov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article examines some procedural features of the consideration of consumer protection cases. In the course of the study, we came to the conclusion that an important task of the state is to create and ensure a high level ofprotection of the rights of consumers who are the most vulnerable subjects in civil legal relations. The unambiguity of the interpretation of the norms of law, the correctness of their application and extensive judicial practice contributes to the fact that this system performs its direct function - to protect the rights of the consumer. Keywords: consumer protection, plaintiff, defendant, Rospotrebnadzor, law, court.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.