Научная статья на тему 'Основные особенности оценки износа бывших в употреблении машин'

Основные особенности оценки износа бывших в употреблении машин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ ОБМЕН / ИЗНОС / ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / КОМПЕНСИРУЮЩИЕ ЗАТРАТЫ / ВЫРАВНИВАЮЩИЕ НАЧИСЛЕНИЯ / АМОРТИЗАЦИОННЫЕ НАЧИСЛЕНИЯ / EQUIVALENT EXCHANGE / WEAR / SALVAGE VALUE / COMPENSATING EXPENSES / COMPENSATION CHARGES / DEPRECIATION CHARGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыха Екатерина Фёдоровна

Изложен методический подход к оценке износа, показана его зависимость от компенсирующих затрат на поддержание машин в работоспособном состоянии. Проведенные расчеты устанавливают закономерность изменения износа и реальной остаточной стоимости машин в любой период полного жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FEATURES OF USED MACHINERY WEAR ASSESSMENT

The paper outlines a methodical approach to wear assessment and proves its dependence on compensating costs of maintaining machinery in working order. The calculations performed allow to determine a pattern of relationship between the wear and the machinery real residual value in any period of its full life cycle.

Текст научной работы на тему «Основные особенности оценки износа бывших в употреблении машин»

производства, а также выделяемых коллективным хозяйством кормов должно разрешаться только по прямому назначению.

В животноводческих отраслях кооперирование коллективного и личного хозяйства проявляется прежде всего в организации воспроизводства поголовья скота и птицы, обеспечении скота кормами, организации летнего содержания скота, в реализации животноводческой продукции, произведенной в личном хозяйстве, а также оказании сельхозпредприятиями помощи населению в строительстве надворных хозяйственных построек для ведения личного подсобного хозяйства.

Врастениеводческих отраслях кооперирование сельхозпредприятий с личными подсобными хозяйствами осуществляется при производстве и распределении кормов, выделении гражданам семян, удобрений, производственном обслуживании личных хозяйств, в реализации продукции растениеводства и т. д.

Одной из причин, сдерживающих увеличение поголовья скота и птицы, а также производство продукции животноводства, является недостаточная обеспеченность кормами скота и птицы, находящихся в личной собственности колхозников, рабочих, служащих и других граждан. Мало уделяется внимания разработке и выпуску современных малогабаритных тракторов, доильных установок, транспортеров и других средств малой механизации.

При заключении типовых договоров на выращивание и закупку скота и птицы и закупку излишков молока у населения следует предусматривать такие экономические взаимоотношения с личными подсобными хозяйствами граждан, которые бы наиболее полно отвечали интересам обеих сторон. Личные подсобные хозяйства могут успешно раз-

виваться лишь на базе и при помощи коллективных сельхозпредприятий. Поэтому укрепление их экономики является главным условием увеличения производства сельскохозяйственной продукции в индивидуальном секторе.

Представленный макет договора конкретизируется в зависимости от цели кооперации и особенностей ее формы. Отдельные товаропроизводители сельскохозяйственной продукции широко используют на практике различные типовые формы, которые упрощают процесс составления конкретного договора и позволяют заключать их руководителям и главам личных подсобных хозяйств, не имеющим специального образования и стажа работы, ориентироваться в системе юридических отношений, но их слабая сторона часто заключается в отсутствии принципиальных моментов.

Кооперация с ЛПХ поможет, с одной стороны, экономическому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий, с другой — повысит экономический уровень жизни селян, что является главной государственной задачей на современном этапе.

Осуществив организацию кооперации с ЛПХ, следующим этапом кооперативного развития для сельскохозяйственных предприятий может быть межхозяйственная кооперация на уровне сельскохозяйственных предприятий, определяющая более высокую степень организации производства и хозяйствования в отрасли сельского хозяйства.

Список литературы

1. Экономика предприятия: учебник. — 5-е изд. / Под ред. В.М. Семёнова. — СПб.: Питер, 2008. — С. 6.

2. Черняков, Б.А. Опыт в США в развитии сельских районов / Б.А. Черняков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2001. — № 11. — С. 13-17.

УДК 338.5:631.3-044.952 Е.Ф. Малыха

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ИЗНОСА БЫВШИХ В УПОТРЕБЛЕНИИ МАШИН

Технический сервис во всем его проявлении при восстановлении работоспособности современных средств производства раскрывает закономерности износа машин, дает основание для формирования обобщающих выводов по изменению стоимостной оценки машин по мере наращивания их износа.

При рассмотрении этих вопросов за основополагающие установки приняты изложенные в рабо-

34

тах академика ВАСХНИЛ А.И. Селиванова положения о необходимом характере износа, его суммировании, определяющим изменение годности машины [1] и академика РАСХН Ю.А. Конкина — об оценке износа из условия равноэффективного использования машины в течение всего срока службы одним или меняющимися собственника-ми-пользователями [2].

Обзор специальной литературы, трудов ученых, действующих нормативных актов, анализ статистических данных и результатов практической деятельности предприятий агропромышленного комплекса показал, что проблемы формирования материально-технической базы агропромышленного комплекса, становления технического сервиса и взаимоотношений партнеров по использованию и обслуживанию технических средств производства стали актуальными. Развитие материальнотехнической базы, усложнение конструкций машин, углубляющаяся специализация в производстве сельскохозяйственной техники и в сфере ее материально-технического обслуживания обусловливают необходимость дальнейшего изучения этих процессов, также остаются недостаточно изученными проблемы взаимоотношения партнеров технического сервиса, не определены пути их решения. Это касается вопросов экономической оценки машин, находящихся в использовании. Не сформирована методика экономической оценки ремонтного фонда при агрегатном ремонте, не отлажен механизм взаимоотношения партнеров рынка подержанной техники, в направлении обоснования теоретических позиций обеспечения эквивалентного обмена. Отсутствие такой методики и использование для определения износа машин норм амортизации не позволяет осуществлять взаимоза-интересованность партнеров рынка подержанной техники, лизинга, технического сервиса и в других операциях обмена результатами деятельности.

Проблема взаимоотношения партнеров по техническому сервису является частью общих проблем отношений собственности в реально складывающихся условиях производственной деятельности на стадии обмена. В рыночной экономике к обмену результатами труда обособленных товаропроизводителей предъявляются соответствующие требования, вытекающие из теоретических основ обменной деятельности. Главное требование — это эквивалентность обмена. На современной стадии развития товарно-денежных отношений, когда деньги являются общепринятым эквивалентом в расчетах, товар оценивается в деньгах, учитывающих все многообразие свойств обмениваемого продукта.

Машина, другие средства производства в процессе использования изнашиваются физически и морально. Физический износ снижает качество машины постепенно. Это снижение можно охарактеризовать изменением параметров технико-экономической характеристики машины. Критерием качества машины как средства производства служит величина приведенных затрат на единицу услуг или продукции.

Постоянное снижение качества, потеря годности может быть выражена экономическими пока-

зателями, характеризующими нарастающий износ по мере увеличения срока службы машины. Сопоставление издержек машиноиспользования новой машины в первые годы использования с издержками года, на который определяется относительный уровень потери качества, может быть выражено формулой:

к _ Прт - П р1 от п >

рт

где Кот — показатель относительного уровня качества; Прт, Пр1 — издержки машиноиспользования на начальный и конечный период.

Стремление Кот к нулю свидетельствует о стабильном уровне качества, однако Кот не определяет абсолютную оценку качества. Малые значения этого коэффициента свидетельствуют лишь о том, что качество машины незначительно зависит от времени использования. Малая величина этого коэффициента может характеризовать высокую надежность новой техники. Но и машины со значительным физическим износом, величина которого стабилизировалась (например, в диапазоне на 95...97 %), также имеют приближающийся к нулю показатель Кот.

Поэтому для оценки реальной величины потери машиной потребительной стоимости и стоимости необходимы иные методические подходы. В их основе должны лежать:

• закономерности, отражающие реальный физический износ;

• достоверный способ оценки величины износа стоимостными показателями;

• критериальная проверка правильности стоимостной оценки износа и остаточной стоимости машины как средства производства, обеспечивающая эквивалентный обмен в условиях рыночной экономики.

В технической литературе принято отображать протекание обобщенного износа теоретической кривой (рисунок) [1].

Такая закономерность износа присуща сопряженным деталям, узлам и машине в целом. Она может быть принята в качестве модели для формирования методики стоимостной оценки износа совокупности конструктивных и неконструктивных элементов узла, детали или машины.

Продолжительность использования такой машины Т распределяют на десять равных периодов времени или наработки, например 10 лет. Ордината Рк1 показывает величину компенсирующих расходов от начала эксплуатации машины до завершения периода 1. Ордината Рк5 отражает величину ежегодных компенсирующих расходов пятого года использования; ордината Рк10 отражает компенсирующие расходы последнего 10-го года использования машины. Примем величину этой ординаты за одну тысячу условных денежных единиц (у.д.е.).

Т, лет

Принципиальный методический подход к экономической оценке износа по типовой кривой

По рисунку путем измерения ординат определяют их величины в денежных единицах и записывают в таблицу; далее проводят соответствующие расчеты износа и остаточной стоимости машины.

Суммарный физический износ может быть с достаточной для практических расчетов точностью оценен величиной затрат на его компенсацию, восстановление утраченной годности. Компенсирующие затраты преуменьшают величину реального износа. Они не учитывают, что есть детали, которые частично износились, но продолжают использоваться.

Ординаты Рк до пересечения с кривой износа отражают затраты средств на компенсацию износа. Эти затраты растут с увеличением продолжительности использования машины. Их конкретная величина зависит от конструктивных особенностей машины, принятой системы технического обслуживания, специфики использования и других факторов.

Предвидя возрастающие расходы на компенсацию образовавшегося износа, расчетливый потребитель будет стремиться продать такую машину. Другой расчетливый потребитель, выступая в роли покупателя, мог бы купить такую машину, но при условии, что первый ее собственник и пользователь возьмет на себя часть предстоящих возрастающих затрат на обслуживание и ремонт машины.

Рассматриваемый вариант перераспределения компенсирующих затрат возможен лишь теоретически. Рыночная экономика решает такие задачи прагматично из условия «товар-деньги», т. е.

оплата должна быть произведена в условленное время и соответствовать качеству товара. Эта задача может быть решена из условия: общие годовые издержки производства у первого потребителя должны быть такими же, как и у второго. Как показано на рисунке, у второго потребителя максимальные издержки на компенсацию износа в последнем году использования машины составляют одну тысячу денежных единиц. Такие же равновеликие издержки необходимо обеспечить любым другим пользователям машины независимо от срока службы и величины реального износа.

Теоретически это возможно, сделав равновеликими годовые или погектарные издержки путем добавления к компенсирующим затратам соответствующей суммы «выравнивающих» начислений. Источником этих начислений может быть первоначальная цена машины. Выравнивающими начислениями (ординаты Рвыр над кривой износа) повышают годовые издержки первых лет использования, делают их равными издержкам последнего года использования машины. Рассмотренный методический подход можно и необходимо применять при выравнивании растущих издержек, связанных со снижением топливной экономичности машины, изменением оплаты труда, эффективностью капитала при использовании стареющих менее производительных машин.

В рассмотренном примере вычислен износ машины исходя из условия, что выравнивающие начисления равны первоначальной стоимости (цене) машины. В теоретическом плане такое допущение вполне оправданно. Оно соответствует главному

Оценка износа машин

Год использования Компенсирующие затраты Выравнивающие начисления Износ, % Износ нарастающим итогом, %

1 510 490 19,6 19,6

2 620 380 15,2 34,8

3 660 340 13,6 48,4

4 690 310 12,4 60,8

5 720 280 11,2 72,0

6 750 250 10,0 82,0

7 790 210 8,4 90,4

8 840 160 6,4 96,8

9 920 80 3,2 100,0

10 1000 0 0 -

Итого 7500 2500 100 -

ресурсосберегающему требованию использования машины в течение экономически целесообразного срока, что обеспечивает наименьший расход ресурсов на единицу выработки.

Изложенный методический подход приемлем для любого другого срока меньшего или большего, чем оптимальный срок службы машины. Износ подсчитывается так же, но при этом общие издержки эксплуатации будут выше, чем при оптимальной продолжительности использования машины.

Рыночная экономика с особой значимостью предопределила актуальность проблемы оценки износа технических средств производства. Реальная оценка, адекватно соответствующая меняющимся по мере использования машин показателям их качества, крайне необходима в практической деятельности предприятий. Экономически самостоятельные хозяйствующие субъекты осуществляя с парт-

нерами связи обмена нуждаются в объективной оценке качества производимой продукции, услуг (восстановленный трактор) реализации излишних технических средств производства (рынок подержанной техники) в расчете по лизингу, инвентаризации и др.

Проблема оценки средств производства является частью общей проблемы движения капитала, но изначально она проявляется в изучении закономерностей износа конкретных технических средств производства.

Список литературы

1. Селиванов, А.И. Основы теории старения машин / А.И. Селиванов. — М.: Машиностроение, 1964. — 404 с.

2. Проблемы экономики технического сервиса на предприятиях АПК / Под ред. Ю.А. Конкина. — М.: КолосС, 2006. — 368 с.

УДК 339:63-021.66 И.В. Саттарова

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТРУКТУР СБЫТА

Деятельность личных, фермерских и коллективных хозяйств в настоящее время сдерживается отсутствием гарантированной системы закупок сельскохозяйственной продукции. Ранее действующая в стране централизованная плановая система закупок разрушена. Мелкие товаропроизводители остались в одиночестве, им все труднее реализовывать свою продукцию. Особенно это трудно фермерам и собственникам личного хозяйства, так как их объем реализации небольшой. Ранее расчет за поставленную продукцию производился своевременно по государственным закупочным ценам, которые обеспечивали хозяйствам прибыль. Между товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями или заготовительной организацией ежегодно заключались договоры на поставку продукции.

В систему товарного рынка в сельском хозяйстве входит рынок продовольственных товаров. Его функционирование осуществляется по двум каналам: государственный заказ и прямой спрос. При государственном заказе осуществляются вертикальные связи между товаропроизводителями и государственными органами, происходит централизованное формирование объемов закупок основных видов сельскохозяйственной продукции в целях

создания гарантированного продовольственного рынка страны (федерального и регионального).

Прямой спрос основан на горизонтальных связях между относительно обособленными товаропроизводителями, а также между товаропроизводителями и потребителями. Здесь не предполагается централизованное регулирование отношений купли-продажи. Форма реализации продукции через каналы прямого спроса разнообразны: это реализация предприятиям и организациям, на колхозном рынке и потребительской кооперации. Перестроечные процессы затронули и потребительскую кооперацию. Следствием этого явилось разрушение договорной системы закупок сельскохозяйственной продукции из-за финансовых трудностей.

Сейчас сельскохозяйственную продукцию скупают перекупщики (мелкие и крупные) по ценам меньшим, чем если бы закупка производилась государственными закупочными организациями. Цены сейчас устанавливает перекупщик, а не рынок. Поэтому крупные хозяйства, находящиеся на расстоянии 200-300 км от областного центра, вынуждены реализовывать свою продукцию на рынках областного центра через собственные магазины (например, магазины Александро-Невского молочного завода, Кораблинского молочного завода и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.