Научная статья на тему 'Основные ориентации образа (имиджа) патриота и их этнокультурная значимость'

Основные ориентации образа (имиджа) патриота и их этнокультурная значимость Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / "СЫН ОТЕЧЕСТВА" / ДОБРОДЕТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / ДОСТОИНСТВО / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭНТУЗИАЗМ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карнышев А. Д.

На основе содержательного анализа слов «имидж», «патриот» и связанных с ними терминов, рассматриваются 3 вида ориентаций, так или иначе в разных концепциях связанных с патриотизмом: 1) патриотизм это чувство сопричастности с родной землей, любви к отечеству; 2) патриотизм это ничего не значащее, абстрактное понятие, которое используется в зависимости от политических (идеологических) интересов; 3) придерживаюсь принципа «где хорошо, там и родина». В двух последних вариантах минимум позитивных чувств, а больше расчета и меркантильности. Приводятся данные авторского исследования, каким образом данные ориентации взаимосвязаны с характером этнокультурных контактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные ориентации образа (имиджа) патриота и их этнокультурная значимость»

Основные ориентации образа (имиджа) патриота и их этнокультурная значимость

п

с <

е 00

0

сч ^

01

Карнышев Александр Дмитриевич,

доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психолого-экономических и кросскультурных исследований, Институт социальных наук Иркутского государственного университета, [email protected]

На основе содержательного анализа слов «имидж», «патриот» и связанных с ними терминов, рассматриваются 3 вида ориентаций, так или иначе в разных концепциях связанных с патриотизмом: 1) - патриотизм это чувство сопричастности с родной землей, любви к отечеству; 2) - патриотизм - это ничего не значащее, абстрактное понятие, которое используется в зависимости от политических (идеологических) интересов; 3) - придерживаюсь принципа «где хорошо, там и родина». В двух последних вариантах минимум позитивных чувств, а больше расчета и меркантильности. Приводятся данные авторского исследования, каким образом данные ориентации взаимосвязаны с характером этнокультурных контактов.

Ключевые слова. Имидж, «сын отечества», добродетель, социальный стереотип, достоинство, идентичность, энтузиазм, межэтнические контакты, межкультурная компетентность.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ «Экономический патриотизм как объект междисциплинарного исследования в психологии и ресурсы его формирования у городской и сельской молодежи (на примере населения Восточной Сибири)» (2018-2020 гг.)

В иностранных словарях понятие «имидж» рассматривается как представление, чаще целенаправленно создаваемое, о чьем-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе [6, с. 278]. Имидж-образ может касаться самых разных «субъектов» и «объектов», особенно одушевленных. На наш взгляд, не представляет исключения и понятие «патриот». Как сказано в словаре М. Фасмера, Петр Великий «привез» в Россию французское patriote с его четким толкованием - «сын отечества». Скорее всего, царю импонировало то, в какой мере жители данной страны возвышали качества человека, любящего свою родину, и уничижали тех, кто был этому противником. Об этом достаточно хорошо говорят строки из стихотворения поэта XV века Франсуа Вийона. Стих, кстати, назван весьма колоритно: «Баллада против врагов Франции»:

Не может быть, чтоб доблестью блистал

Тот, кто на Францию хоть мыслью посягнёт.

С современных позиций можно говорить, что в приведенных словах есть своя целенаправленность: одновременно «обрисовывался» не только образ патриота, но и «облик» его антипода.

Французские просветители XVIII в. - Монтескьё, Вольтер, Руссо, Дидро и др. - предполагали, что любовь к отечеству, причем на эмоциональной основе, должна быть присуща любому человеку независимо от его сословного статуса. Первый из перечисленных авторов писал: «В республике добродетель есть простая вещь: это - любовь к республике, это - чувство, а не ряд сведений. Оно столь же доступно последнему человеку в государстве, как и тому, который занимает в нем первое место» [8, с. 196]. При этом зачастую в пример ставились отношения к родине в Риме. В работе «Размышления о причинах величия и падения римлян» Монтескьё утверждал: «Любовь к отечеству была господствующей страстью, которая, выходя за обыкновенные рамки пороков и добродетелей, повиновалась только себе самой и не считалась ни с гражданином, ни с другом, ни с благодетелем, ни с отцом; добродетель как бы забывала себя для того, чтобы превзойти самоё себя» [там же, с. 97-98].

Как уже говорилось, в отечественной литературе имидж обычно понимается как искусственно сформированный образ чего-либо - человека, ор-

ганизации, мероприятия, товара. В определенной мере, имидж близок психологическому термину «социальный стереотип», т.е. упрощенный схематизированный образ объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Имидж - это всегда отображение какого-то объекта в его главных, характерных, бросающихся в глаза чертах. Особенностью стереотипа можно считать то, что он формируется обычно стихийно, а имидж целенаправленно. Кроме того, в отличие от стереотипа имидж, хотя и упрощенный, но одновременно емкий, основательный образ, обычно опирающийся на живые примеры или/и вызывающий яркий эмоциональный отклик. Мастерство может состоять и в том, что создается отталкивающий образ антипода, к примеру, патриота (у Вийона: «не может доблестью блистать»).

Авторы монографии по психологии политического лидерства соглашаются с английским толкованием понятия «имидж» в преломлении к человеку, как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью». Они считают, что существуют три группы составляющих данного феномена: персональные характеристики; социальные характеристики и символическая нагрузка. Для нашей работы более значимой является третья составляющая имиджа - символическая нагрузка: она становится знаком определенных идеологий, олицетворением курса действий и т.п. [4, с.117-118]. Именно символическая нагрузка на слово патриот, порой чрезмерная, обусловливает многие противоречия в его восприятии, и мы постараемся это показать чуть дальше.

Отражая первые шаги формирования образа патриота, отметим, что появление термина в России не могло не вызвать размышлений ученых мужей, хотя эти размышления были достаточно редки в 18-м веке. В частности, А.Радищев, считавший, что далеко не все в России достойны величественного наименования сына Отечества - патриота, написал в 1789 году статью «Беседа о том, что есть сын Отечества». В ней он определил основные черты, которые характеризуют человека именно такого предназначения (назовем это по-современному имиджем). Первой из них он назвал то, что патриот «любит честь, без которой он как без души». Честь никак не может сочетаться с унижением, порабощением, насилием, лишением средств и способов наслаждения покоем и удовольствием. Вторая черта, по Радищеву, - это благонравие. В следовании ей патриот не страшится пожертвовать жизнью для процветания родины, а в своем служении ей стремится соблюдать законы естественные и отечественные и борется со всем, что может «запятнать чистоту и ослабить благонамеренность оных». В третьем «верном знаке» сын отечества отличается своим благородством, т.е. воспитанием в себе желания и умения беспрерывного благотворения роду человеческому,

а преимущественно своим соотечественникам, «воздавая каждому по достоинству» [2, с.380].

Таким образом, А. Радищев выдвинул «концепцию», ставящую во главу угла сугубо положительные, нравственно ориентированные характеристики патриота, и других толкований слова он не представлял. Но современная практика показывает необходимость коррекции такого рода подходов. С одной стороны, сегодня «сосуществуют» совершенно разные оценки сути патриотизма (а значит и его «носителей») - от самых позитивных до самых негативных (типа патриот -последнее прибежище подлеца). С другой стороны, нельзя не отметить уровневый характер объектов преданности, привязанности патриота (от любви к малой родине до патриота земли - terra patria), и каждый раз в их «образах» будут свои нюансы. Г. Тард отмечал в этом плане следующее: «Гордость своею кровью и своим домом, гордость своим культом, своим ремеслом и своим отечеством отлично уживаются в одном и том же сердце, но при том условии, чтобы одна из них давала тон остальным, и, смотря по характеру этого основного фона, глубоко меняется и гармония целого. Рост государств и их централизация, по счастью, в результате подчинили общинную гордость патриотической...» [12, с.368].

Все рассмотренные выше обстоятельства побуждают нас более детально остановиться, как минимум, на трех вариантах ориентаций патриота и, соответственно, особенностей формирования его имиджа.

Первая, наиболее связанная с традиционной, формулировка - патриотизм это чувство сопричастности с родной землей, готовность ради неё и её жителей на определенные жертвы. Главное в отношении патриота к названным реалиям - это позитивные эмоции, страсть, позволяющие многократно усиливать свою энергию, направленную на объект патриотизма. По аналогии можно обратиться к понятию энтузиазм -французское enthousiasme, греческое -enthousiasmos, что переводится как «божественное вдохновение», а в житейской практике часто означает «душевный подъём». Понятно, что в таком состоянии человек, группа и социум в целом способны не только на военный подвиг, но и на более высокую социальную отдачу, повышенную производительность труда или на успешное преодоление трудностей, а значит, энтузиазм может быть слагаемым экономического патриотизма.

Говоря о чувствах и о повышении энергии человека, важно помнить, что на них может влиять такое личное качество, как отождествление себя с какой-то общностью. Оно проявляется опять-таки повышенным уровнем синергии (социальной отдачи), в разных формах меценатства и спонсорства граждан, а также в разного рода «пожертвованиях» в адрес организаций, с которыми установились чувства сопринадлежности, привязанности. Нобелевский лауреат по экономике Д. Акер-лоф и его коллега Р. Крэнтон в книге «Экономика идентичности», говоря про возможные финансо-

в У X

ДА

>

Ï3 0-X

т гп А о n m т;

о

m о т; О

О

З

Д О -о О ГО 0-Я

вые вливания в учебные заведения, утверждают: «Экономика идентичности... точно предсказала бы, за редким исключением, что выпускники колледжей США выделяли бы деньги своим альма-матер. Бравурные песни, футбольные игры и другие ритуалы колледжа закрепляют эту ассоциацию выпускников со своим учебным заведением» [1, с.155]. Или, например, в Японии экономический патриотизм является следствием кадровой политики руководства корпораций, такой как «пожизненный наем», делающей сотрудников организации благодарными членами большой семьи.

Рассматривая некоторые особенности ситуаций, в которых формируется, так сказать, конкретный имидж, в качестве аксиомы надо признать, что повышение напряженности в международных отношениях всегда подогревало патриотизм. В трудное время индивидуалистические и сословные стремления к богатству и комфорту становились менее востребованными на фоне народных несчастий. В. Иванов писал во время Первой мировой войны в 1916 году: «До войны слова «патриотизм у нас недолюбливали, а годину войны полюбили. Прежде оно звучало как-то слишком эпично; мы боялись его отзвуков: «самодовольство, довольство, благополучие», -ибо не довольства, ни благополучия в нас не было. Ныне же оно приобрело трагический смысл, - и вот его уже не стыдятся» [3, с. 374]. Вполне понятно, какую роль сыграл патриотизм в годы Великой Отечественной войны, и насколько востребованы были образы и реальные дела патриотов на фронте и в тылу.

Но проявления патриотизма в те времена были связаны не только с военными проблемами. Кратко освещая ориентиры воспитания советского периода нельзя не вспомнить о молодежных организациях, в частности, о пионерах и комсомольцах. Такого рода организации выросли на основе скаутского движения, которое зародилось за рубежом еще в начале 20-го века и охватило многие страны. После «крушения» системы детских и молодежных организаций в постсоветское время данное движение пришло в Россию и сегодня достаточно известно. Так вот, в материалах для скаутов можно найти немало разъяснений о сути любви к Родине и о конкретных действиях, с помощью которых можно не только формировать, но и проявлять эту любовь. Попробуем обратиться к некоторым из патриотических ориентиров, из зарубежной книги о скаутах. «Я люблю свою родину» - так может сказать человек, который хорошо изучил местность, где он живет, окрестности, город, село.

Каждый скаут хорошо знает историю своего „ края, своего государства, так как вершилась она с волею судьбы, которая может казаться со сторо-© ны плохой или хорошей.

«Т Да, есть печальные и страшные страницы, о есть счастливые и радостные времена, но мы не ^ выбирали, где родиться. Мы должны познать 2 историю страны, где родились, чтобы иметь свое

собственное представление о прошлом, настоящем и будущем.

Ты гражданин своей Родины, ты принадлежишь этому сообществу сегодня, и сегодня уже ты должен внести определенный прогрессивный вклад в развитие общества на местном, национальном и международном уровне» [см. 11]. В детских движениях 20-го века сочетались ориентиры патриотического воспитания с идеями межэтнического и международного сотрудничества, что представлялось одним из условий выживания народов Земли.

Вторая ориентация взглядов по отношению к патриотизму так или иначе связана с отрицанием или умалением значения слова, и обобщенно выражена в позиции - патриотизм - это ничего не значащее, абстрактное понятие, или (чаще) необходимый кому-то идеологический штамп. Такая ориентация сформировалась ближе к середине 19-го века. В то время в России стала появляться и укрепляться категория людей, сделавших основой своего мировоззрения радикальную критику российской действительности, нередко переходящую даже в пренебрежение к собственной стране. Одним из таких представителей был известный деятель России П. Чаадаев, весьма скептически относящийся к возможностям познания, понимания и признания наукой и зарубежным общественным мнением самобытных черт народов своей страны. Русский поэт Н. Языков так писал о нем:

Вполне чужда тебе Россия

Твоя родимая страна.

Её предания святые

Ты ненавидишь все сполна.

Между тем, нельзя не признать факта некоторого преувеличения «ненавистничества» П.Чаадаева к России и её истории. Он часто апеллировал к «негативному патриотизму», заключавшемуся в том, что благо родины усматривалось в органической переделке самобытной жизни по образцу европейско-католических традиций и достижений [см., 14, с.12]. Да и обстоятельства были на его стороне: во времена Чаадаева ходило понимание о некоторых градациях патриотизма: есть патриотизм обычный, есть квасной, а есть и сивушный патриотизм. О последнем писатель Салтыков-Щедрин говорил, что в нем «путают Отечество и Ваше превосходительство». Это подтверждает возможность политической подоплеки термина.

Настрой некоторых особо рьяных «хулителей» родины побуждал национально ориентированную общественность, прежде всего педагогическую, с тревогой относиться к реализуемым в стране политико-воспитательным целям. В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» К. Ушинский давал четкое различие в формировании образа гражданина своей страны на Западе и в России: «человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, гео-

графией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится». Ушинский предлагает конкретные пути преодоления данного недостатка в организации образования: «нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству; а мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять ее не затем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей родины» [13, с. 56,58]. Н. В. Шелгунов почти в то же время приводил в качестве примера следующий опыт: «Английские и американские заведения имеют так называемый «дух»; это традиционная наследственная, нравственная сила, которая отпечатывает людей в известную патриотическую форму, и создает из молодого американца будущего чистокровного «Янки», а из молодого англичанина - «Джона Буля» [15, с. 50-51].

В советское время «классовый», т. е. политический ориентир образования не мог не повлиять на цели и задачи формирования настоящего представителя страны советов. Первый нарком просвещения страны А. Луначарский в докладе «Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства», прозвучавшем на съезде профсоюза работников СССР, отметил: «с точки зрения развития революции, которой нужны совершенно преданные специалисты, их легче всего почерпать из рабочей среды и мы должны позаботиться о пролетаризации высшей школы. А из этого надо делать выводы: под пролетаризацией средней и высшей школы надо понимать повышение процентного отношения пролетариата и снижение всех прочих» [7, с. 214-215]. В целом ориентированные на мировую победу пролетариата коммунисты после Октября, особенно в 20-х годах 20-го века были против воспитания патриотов. Тот же Луначарский в статье «Философия школы и революция» (1923 г.) поддерживал педагога Ферстера, который считал, что «великим фирмам», будь то государства («великая Германия», «великая Россия») или производственные корпорации обязательно нужен патриотизм, являющийся чувством, которое делает человека преданным фирме, дающей прибыли только немногим капиталистам и крупным чиновникам, которое делает его готовым поступиться личными интересами, семьёй здоровьем, жизнью. «Патриотическое воспитание» в этом отношении имеет особое античеловеческое направление. ...Потому что тут «патриотизм» - муштра своих подданных независимо от их веры и национальности в угоду поддержания определенной разбойничьей фирмы, набравшей народу, сколько могла» [там же, с.127]. Как уже говорилось, крушение интернациональной идеологии и события Великой Отечественной войны изменили такого рода уста-

новки: патриотизм стал весьма и весьма востребованным феноменом.

Здесь можно обратиться третьей ориентации содержания образа патриота - не столько политической, сколько экономической, даже прагматической. Речь идет о существующем принципе «где хорошо, там и родина». Сушество людей такого типа ориентации связано с давним понятием «космополит» в положительном и отрицательном контексте. Чтобы не быть голословными приведем трактовку данного понятия из «Настольного энциклопедического словаря» 1899 года издания. «Космополит, человек дорожащий всеобщими интересами человечества более, чем выгодами своей родины, разделяющий радости и печали всех народов, гражданин вселенной; в отрицательном смысле, человек, не знающий родной страны, для которого отечество там, где ему лично хорошо (ubi bene, ibi patria)» [т. 9, с. 2335]. В отличие от первых двух ориентаций патриотизма в негативном варианте превалирует не групповая (общинная, этническая, сословная), а сугубо индивидуальная, во многом эгоистическая направленность, часто демонстрирующая меркантильные черты её носителей.

Отмеченные противоречия в смысле слова космополит в прошлом сегодня отражаются в его более частом использовании именно в отрицательном плане. Нельзя не отметить определенную трансформацию патриотизма в данном отношении в так называемом монетарном обществе, где с детских лет критерием значимости человека называют его денежные доходы. С приходом буржуазного строя, значительно раньше в Европу, а затем и в Россию, ориентиры формирования патриота не могли не подвергнуться «коммерческой» коррекции. Талантливый австрийский педагог Ф. Ферстер говорил, что надо воспитывать ребенка в духе патриотизма, в духе самоотверженности, в духе социального единства, в духе коллективизма, конечно патриотического, и одновременно спрашивал себя, как же это сделать в буржуазной школе?» [см. 7, с.127]. Сегодняшняя ориентация на ценности рыночной экономики не может не подогревать соответствующие чувства и действия.

В нашей статье хотелось бы целенаправленно обратить внимание на такую особенность образа патриота, как отношение к межэтническим контактам. Крушение коммунистической и социалистической идеологии, развал СССР на несколько национальных государств, каждое из которых стремилось придерживаться «своего» патриотизма (яркий пример - Украина), - все это в последнее десятилетие ХХ века значительно изменило отношение к ранее широко распространенной терминологии дружбы разных народов. Неоднозначно стало восприниматься данные понятия и в России. С подачи некоторых политиков постсоветского периода «патриотизм» и связанные с ним межкультурные термины оказались не только размытыми, но и нередко наполненными негативным смыслом. В таких условиях, особенно в многонациональной стране, важен анализ этнопсихо-

в У X

ДА

>

0-X

т гп А о п m т;

о

m о т; О

О

З

Д О -о О ГО 0-Я

логических факторов, влияющих и на патриотизм, и на межэтническое согласие. Многие годы с перестроечных времен развитие межнациональных отношений осуществлялось по «наклонной», что вызывало кризисы национальной идентичности и гордости за свою родину. В частности, считалось, что для межэтнических контактов такая характеристика человека, как любовь к своей земле - патриотизм - чаще выступает в качестве некоего барьера для эффективных межнациональных контактов. Патриоты, будто бы, по своей сути обязательно противопоставляют людей друг другу. Наши исследования среди студентов показали, что данная тенденция чаще всего зависит от патриотических ориента-ций, которые мы рассмотрели выше (см., к примеру, 5; 10).

Обратимся непосредственно к данным о взаимосвязи выделенных нами патриотических ориентаций на отношение их «носителей» к контактам с представителями других культур. В таблице слева покажем варианты ответов о характере межнациональных контактов, а справа в трех колонках продемонстрируем ответы в зависимости от патриотических ориентаций: они представлены римскими цифрами: I - патриотизм это чувство сопричастности с родной землей, любви к отечеству; II - патриотизм -это ничего не значащее, абстрактное понятие; III - придерживаюсь принципа «где хорошо, там и родина» (см. табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязи патриотических ориентаций с отношением к контактам с представителями других культур_

№ п/п Отношение к контактам с представителями других культур Отве-тыв среднем по опросу Ответы в зависимости от патриотических ориентаций

I II III

1 Положительно, у меня много знакомых других национальностей 47,3 56,1* 39,3* 24,2**

2 Я не против таких контактов, но мне сложно общаться с людьми других национальностей 26,2 23,5 33,0* 24,2

3 У меня мало опыта и желания общения с представителями других национальностей 13,2 8,7* 16,1 30,3**

4 Предпочитаю общаться с людьми своей национальности и культуры 10,4 9,2 8,9 21,2**

5 Другое 2,0 1,5 2,7 0,0

Примечание: p<0,05*; p<0,01**

Заметные и статистически значимые различия ответов у респондентов с разными патриотическими ориентациями, с одной стороны, демонстрируют достижение целей нашей статьи. С « другой стороны, важно отметить, что выявлен-< ные различия в оценках контактов с представи-~ телями других национальностей вряд ли можно £ считать «натянутыми». Человек, любящий свою ^ родину и верящий в нее, стремится обратить в & свою веру «других», видит в них интересных и

полноправных партнеров. А это вызывает адекватную реакцию других. Люди же, не ценящие родной земли, индифферентно относящиеся к ней и в контактах с «другими» не отличаются оригинальностью и искренностью. Соответственно, им приходится прикрывать свою некомпетентность отсутствием опыта и желания общаться. Стоит подчеркнуть, что результаты, приведенные в таблице, на наш взгляд, корреллируют с изменениями современных этносоциальных и педагогических ориентиров образования и воспитания, в высокой степени нацеленных на формирование межнационального согласия. Но этнопсихологические и кросскультурные исследования такого рода только начинают распространяться, и окончательные выводы можно будет делать на основе соответствующих результатов.

Литература

1. Акерлоф Д., Крэнтон Р. «Экономика идентичности». - М.: Карьера Пресс, 2011. - 224 с.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М.: Педагогика, 1985. - 480с.

3. Иванов В.И. Родное и вселенское. - М: Республика, 1994. - 428 с.

4. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / Отв.ред. Е.В.Егорова-Гантман. -М.: «Никколо Макиавелли», 1994. - 264 с.

5. Карнышев А.Д., Иванова Е. А., Карнышева О. А. Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этнопсихологические аспекты. - М.: Изд-во ИП РАН, 2017. 480с.

6. Крысин Л. П.Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. - М.: Эксмо, 2011. -864 с.

7. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976. - 640 с.

8. Монтексье Ш. Избранные произведения. -М.: Госполитиздат, 1955. - 799 с.

9. Настольный энциклопедический словарь: в 8-ми тт. - М.: Товарищество А. Гранат и К. - 1899 -1900 гг.

10. Проблемы и ресурсы психологии патриотизма и межнационального согласия: монография. / науч.ред. А.Д.Карнышев. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. - 427 с.

11. Скаутинг. Книга для скаута. - Irving, Texas, 1993. - 176 с.

12. Тард Г. Социальная логика. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996 г. - 500 с.

13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 557с.

14. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М.: Современник, 1988. - 367 с.

15. Шелгунов Н.В. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 403 с.

16. Политические учения XX-XXI вв. / Егоров В.Г., Абрамов А.В., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Березкина О.С., Вититнев С.Ф., Козьякова Н.С., Лавренов С.Я., Синчук Ю.В., Федорченко С.Н. Москва, 2015.

The main orientation of the image (image) of the patriot and

their significance ethno-cultural Karnyshev A.D.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of social Sciences of ISU

On the basis of a meaningful analysis of the words "image", "pa-triot"and related terms are considered 3 types of orientations, one way or another in different concepts related to patriotism: 1) - patriotism is a sense of belonging to his native land, love for the Fatherland; 2) - patriotism - is nothing meaningful, abstract concept; 3) - adhere to the principle of" where is good, there and the Motherland." In the last two versions, a minimum of positive feelings, and more calculation and commercialism. The article presents the data of the author's research on how these orientations are interrelated with the nature of ethno-cultural contacts. Keywords: Image, "son of the Fatherland", virtue, social stereotype, dignity, identity, enthusiasm, interethnic contacts, intercultural competence. References

1. Akerlof D., Cranton R. "Economics of Identity". - M .: Career

Press, 2011. - 224 p.

2. Anthology of pedagogical thought of Russia of the XVIII centu-

ry. - M .: Pedagogy, 1985. - 480s.

3. Ivanov V.I. Native and universal. - M: Republic, 1994. - 428 p.

4. Image leader. Psychological manual for politicians / Ed. EV

Egorova-Gantman. - M .: "Niccolo Machiavelli", 1994. - 264 p.

5. Karnyshev A.D., Ivanova E.A., Karnysheva O.A. The Nature of

Economic Patriotism and Civic Cooperation: Ethno-Psychological Aspects. - M .: Publishing House of IP RAS, 2017. 480s.

6. Krysin L.P. Illustrated Dictionary of Foreign Words. - M .: Eksmo,

2011. - 864 p.

7. Lunacharsky A.V. About upbringing and education. - M .: Peda-

gogy, 1976. - 640 p.

8. Montexier S. Selected Works. - M .: Gospolitizdat, 1955. - 799 p.

9. Desktop encyclopedic dictionary: in 8 vols. - M .: Partnership A.

Granat and K. - 1899 - 1900

10. Problems and resources of the psychology of patriotism and interethnic harmony: a monograph. / scientific. A.D. Karnyshev.

- Irkutsk: Publishing House of ISU, 2015. - 427 p.

11. Scouting. Book for scout. - Irving, Texas, 1993. - 176 p.

12. Tarde G. Social logic. - SPb .: Sots.-psikhol. Center, 1996 - 500 p.

13. Ushinsky K.D. Selected pedagogical works. - M .: Education, 1968. - 557s.

14. Chaadaev P.Ya. Articles and letters. - M .: Sovremennik, 1988.

- 367 p.

15. Shelgunov N.V. Selected pedagogical works. - M .: Publishing house of the APS of the RSFSR, 1954. - 403 p.

16. Political teachings of the XX-XXI centuries. / Egorov V.G., Abramov A.V., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Berezkina O.S., Vititnev S.F., Kozyakova N.S., Lavrenov S.Ya., Sinchuk Yu.V., Fedorchenko S.N. Moscow, 2015.

©

y

X

>

m

X

H

A

^

tr

X

T

m

A

o

Zl

m

T;

H

T

n

o

s

X

s

-C

m

o

T;

O

o

3

G

O

O

DO

Ö"

^

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.