Научная статья на тему 'Основные научные, организационные и практические проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних (по материалам круглого стола)'

Основные научные, организационные и практические проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних (по материалам круглого стола) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
594
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные научные, организационные и практические проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних (по материалам круглого стола)»

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Основные научные, организационные и практические проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних (по материалам круглого стола)

The basic scientific, organization and practical problems of the protection of property rights of minors on the materials on the round table

Тарасова Анна Евгеньевна, Tarasova Anna Evgenyevna,

кандидат юридических наук, candidate of jurisprudence, доцент кафедры гражданского и associate professor of the civil and enterprise law

предпринимательского права of The South Russian Institute

Южно-Российского института of Russian Presidential Academy

управления - филиала of National Economy

РАНХиГС при Президенте РФ and Public Administration

Имущественные права несовершеннолетних стали предметом обсуждения 29 сентября 2014 г. в Южно-Российском институте управления - филиале РАНХиГС при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, где прошел научно-практический круглый стол.

В его работе приняли участие:

1) профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений: Южно-Российского института управления - филиала и Ставропольского филиала РАНХиГС при Президенте РФ; Южного федерального университета; Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Алтайского государственного университета; Саратовской государственной юридической академии; Светлоградского филиала Института Дружбы народов Кавказа;

2) представители правозащитных организаций;

3) адвокаты и частнопрактикующие юристы;

4) представители аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области;

5) представители Ростовского областного суда (судья судебной коллегии по гражданским делам);

6) представители Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (начальник и специалисты отдела социально-

правовой поддержки детства и координации деятельности органов опеки и попечительства);

7) прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Ростовской области;

8) представители Управления сберегательных продуктов и социальных программ Департамента розничных нетранзакционных продуктов ОАО «Сбербанк России»;

9) органы опеки и попечительства муниципальных образований Ростовской области;

10) представители Ростовской-на-Дону городской Думы;

11) делегация студентов и магистрантов Южного федерального университета;

12) делегация студентов и магистрантов ЮРИФ РАНХиГС при Президенте РФ.

В ходе выступлений и обсуждений были рассмотрены:

- проблемы правового статуса несовершеннолетних в РФ, соотношение прав детей и прав родителей;

- вопросы реализация и защиты жилищных прав детей, являющихся членами семьи собственника жилого помещения, при расторжении брака между родителями, при отсутствии между родителями зарегистрированных отношений, при отчуждении родителями жилых помещений, в которых

проживают несовершеннолетние дети, при приобретении жилых помещений с использованием кредитных средств под залог жилой недвижимости;

- проблемы реализации и совершенствования законодательства в области жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

- проблемы использования материнского капитала для улучшения жилищных условий семьи, а также осуществления контроля органами опеки и попечительства, Пенсионным фондом РФ целевого расходования средств материнского капитала и соблюдения прав детей;

- вопросы реализации несовершеннолетними гражданами права на труд и на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

- пробелы и несправедливость норм гражданского законодательства в части наследственных прав детей;

- сложности в реализации новелл гражданского законодательства об открытии и ведении номинальных счетов, бенефициарами по которым выступают несовершеннолетние и на которые должны зачисляться суммы алиментов, пенсий, пособий и иных средств на содержание детей;

- проблемы реализации новых положений о недействительных сделках ГК РФ при совершении с имуществом несовершеннолетних сделок без предварительных разрешений органов опеки и попечительства либо в нарушение предусмотренных в таких разрешениях обязательных указаний органов опеки и попечительства;

- проблемы совершенствования механизмов защиты и правоприменительной практики при конкуренции интересов не владеющего собственника и добросовестного приобретателя в случаях, когда затрагиваются права несовершеннолетних;

- вопросы развития гражданского процессуального законодательства и практики его применения для защиты прав и интересов несовершеннолетних, в частности, когда суды обязаны учитывать интересы детей, и когда несовершеннолетним необходимо предоставить право самостоятельной защиты по искам для реализации предусмотренных материальным правом возможностей;

- проблемы реализации обязанности законных представителей содержать своих детей и подопечных несовершеннолетних, выявление пределов алиментной обязанности родителей с учетом норм

семейного, гражданского и жилищного законодательства.

По результатам круглого стола, выступлений и тезисов участников состоявшейся дискуссии выработаны следующие предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, а также выявлены проблемы для дальнейших научных исследований.

1. Обеспечить согласованное регулирование прав ребенка, закрепляемых в различных нормативных правовых актах, сформировать единое понимание содержания указанных прав, устранив противоречия нормативной регламентации механизмов реализации отдельных прав (жилищных и семейных, имущественных и неимущественных).

2. Последовательно реализовывать в законодательстве подход, согласно которому осуществление и защита имущественных прав детей невозможна в отрыве (изолированно) от неимущественных прав детей и без учета прав членов семьи, прежде всего родителей.

3. Провести анализ соотношения правового статуса ребенка в общем правовом статусе прав человека и гражданина, закрепляемого Конституцией РФ и международными правовыми актами с целью определения достаточности закрепления прав ребенка, определения баланса прав и обязанностей детей и родителей, обязанностей общества и государства в решении проблем детства и поддержки семьи.

4. Для становления несовершеннолетних, как участников имущественных правоотношений необходимо признавать не только права несовершеннолетних, но необходимость наделения детей определенными обязанностями, которые в силу возраста детей должны быть в первую очередь неимущественного характера, в частности, обязанность учитывать мнение родителей (что согласуется с механизмом совершения сделок от имени малолетних их родителями, получения обязательного согласия родителей на сделки несовершеннолетних, достигших 14 летнего возраста); обязанность учиться, которая прямо не вытекает для несовершеннолетних любого возраста из закона; обязанность участвовать в обще полезных мероприятиях, выполнять обще полезные функции, сочетаемые с возрастом детей.

5. Повышение воспитательной составляющей образования, поскольку понимание образования как услуги гражданско-правового характера переводит весь процесс образования в плоскость имуществен-

ных отношений, а воспитательная и неимущественная составляющая образования утрачивают свое значение, формируют пассивное и исключительно потребительское отношение обучающихся к процессу образования (оказания услуги).

6. Опасения вызывает ликвидация детских домов и социозащитных интернатных организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей без одновременного формирования программ, обеспечивающих социальное устройство и социальную полезность тех детей, которые не будут устроены в семьи, определены в иные формы устройства для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Предусмотреть на уровне федерального законодательства единый перечень документов, необходимых для включения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в региональный список нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также установить единый порядок включения детей, лиц в такой список. Поскольку согласно ФЗ от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» эти вопросы регулируются по-разному на уровне законодательства субъектов РФ, при смене ребенком места жительства, переезде в другой субъект РФ приходится с учетом правил этого субъекта РФ заново формировать учетное дело и требовать дополнительные документы, которые в ином субъект по месту первичного учета не предоставлялись. Сбор новых документов занимает дополнительное время, дело учтенного несовершеннолетнего оказывается не полностью сформированным по нормам субъекта РФ, в который переехал льготник. Это влечет отсрочки в предоставлении жилья сиротам, дополнительные организационные сложности для льготника и его законных представителей, нарушает системность работы органов учета. При этом отсутствует предусмотренный в законодательстве механизм межсубъектного взаимодействия по вопросам формирования учетных дел и передачи информации из региональных списков по нуждающимся в жилье сиротам в случае смены льготниками места жительства.

8. Необходимо законодательно установить либо разъяснить на уровне ВС РФ единообразный подход в определении предельного возраста лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые имели право на жилищное

обеспечение по законодательству РФ, не реализовали его, но которым согласно п. 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ жилые помещения должны быть предоставлены несмотря на отсутствие указанных лиц на учете до 1.01.2013 г. В правоприменительной практике органы власти субъектов РФ по-разному толкуют положения п. 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ в новой редакции, действующей с 1.01.2013 г., неодинаково рассчитывая период возникновения и действия для лица из числа сирот права на жилищное обеспечение. В основном по взрослым, достигшим 23 лет, лицам из числа сирот, права восстанавливаются в судебном порядке, что усложняет процедуру реализации права, увеличивает бюджетные расходы. Льготник обращается в уполномоченный орган, получает отказ во включении в Список и в предоставлении жилого помещения, затем обращается в прокуратуру, в суд. В последующем с решением суда возвращается в уполномоченный орган для включения в список и/ или предоставления жилого помещения. Уточнение положений о предельном возрасте позволит сократить весь процесс восстановления права льготника и обеспечит его включение в Список при первичном обращении.

9. Предусмотреть в законодательстве механизм компенсации из бюджетов субъектов РФ стоимости найма временного жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если уполномоченные органы не предоставляют им своевременно жилые помещения по наступлении 18летнего возраста. Этот вопрос неодинаково регулируется и решается на уровне субъектов РФ.

10. Необходимо в кратчайший срок обеспечить отдельное финансирование, в т. ч. за счет дополнительного выделения бюджетных средств федерального и региональных бюджетов, ликвидации жилищной задолженности перед лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая вновь выявленных по ФЗ № 15-ФЗ льготников, перед которыми обязанность по жилищному обеспечению не была в свое время выполнена. Как правило, интересы лиц, у которых уже возникло по возрасту право на жилищное обеспечение, защищают в судебном порядке органы прокуратуры. Из льготников, у которых имеются решения судов о предоставлении жилых помещений,

уполномоченные органы формируют отдельные списки, включая при этом данных лиц и в общий список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Для жилищного обеспечения лиц, в отношении которых уже сформировалась задолженность по предоставлению жилых помещений, на уровне субъектов РФ пытаются изыскивать дополнительное финансирование, что законодательно не регламентировано, поскольку действует общий порядок для всех детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Однако судебные решения оказываются более приоритетными перед административными решениями о включении в Список и о предоставлении жилых помещений в плановом порядке по мере наступления у детей оснований, что не позволяет обеспечивать плановое предоставление жилых помещений с оказанием социального сопровождения 18летним подросткам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и постоянно формируется новая задолженность. При этом цели реализации нового ФЗ № 15-ФЗ о немедленном жилищном обеспечении сирот и их социальном сопровождении не достигаются. За неисполнение судебных решений в отношении взрослых льготников уполномоченные органы власти привлекаются к штрафам, что также влечет дополнительные бюджетные расходы, но эти расходы в виде штрафов идут не на приобретение жилых помещений.

11. Рассмотреть вопрос о введении более гибкого механизма по сроку договора найма специализированного жилого помещения для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Новый ФЗ № 15-ФЗ о внесении изменений в ФЗ № 159-ФЗ и в ЖК РФ ввел 5-летний срок договора специализированного найма жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам, лицам из их числа. Указанный срок договора является императивно установленным и не подлежит изменению сторонами. В то же время, в случаях, когда уполномоченные органы власти несвоевременно предоставляют жилые помещения, договоры найма заключаются уже со взрослыми лицами из числа сирот, достигшими 23 лет, социализировавшимися в обществе, предлагается разрешить заключать договоры специализированного найма на срок менее 5 лет либо предоставлять жилые помещения сразу по договору социального найма в исключительных случаях при установлении социализации таких лиц. Рекомендовано продумать соответствующий механизм сокращения срока договора найма специали-

зированного жилого помещения в исключительных случаях.

12. Законодательно закрепить обязанность обеспечивать лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по норме предоставления из расчета на самого льготника и его несовершеннолетних детей в случае, если жилое помещение не было предоставлено льготнику своевременно, по достижении им 18-летнего возраста. Обеспечение жилым помещением взрослого лица из числа детей-сирот, ожидавшего жилого помещения в течение нескольких лет, приводит к нарушению не только права указанного льготника, но прав его несовершеннолетних детей, которые в силу ст. 20 ГК РФ обязаны проживать вместе с родителем, но соответствующая норма площади жилого помещения на них не рассчитывается. При этом использовать иные государственные гарантии (например, средства материнского капитала) для улучшения жилищных условий в течение 5 лет действия договора специализированного найма льготник не может, поскольку правовой режим специализированного найма не допускает отчуждения жилого помещения и распоряжения им, в т. ч. в целях улучшения жилищных условий льготника и членов его семьи.

13. Необходимо в ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ уточнить положение о сроке предоставления жилого помещения, закрепив немедленное предоставление жилых помещений лицам по достижении ими 18летнего возраста, если иное не предусмотрено законом. Закрепление обязанности уполномоченных органов предоставить жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по достижении ими 18 лет, трактуется правоприменительными органами достаточно абстрактно, достижение лицом 20-летнего возраста также рассматривается как наступление срока для предоставления жилого помещения. При расчете в течение какого требуемого периода по наступлении 18 лет льготнику должно быть предоставлено жилое помещение правоприменительные органы ссылаются на неопределенность законодательства. Верховный суд РФ в судебных актах по некоторым делам неоднократно отмечал, что новое положение ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ должно применяться, как закрепляющее обязанность предоставить жилое помещение льготнику немедленно по достижении им возраста 18 лет. При этом сохраняется практика ожидания предоставления жилья лицами из числа сирот, достигшими 18-летнего возраста, в Списках на предо-

ставление жилья, сроки ожидания составляют от 3-5 лет и более по некоторым субъектам РФ, в ряде муниципальных образований жилье специализированного жилищного фонда для детей-сирот не строится.

14. Предусмотреть на уровне федерального закона, в ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, обязанность органа опеки и попечительства самостоятельно включать в Список нуждающихся в предоставлении жилья детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в случае бездействия законных представителей в силу их возраста, состояния здоровья, сложностей в сборе и представлении документов и по иным причинам, когда права ребенка не соблюдаются. Указанное положение предусматривается в некоторых субъектах РФ на уровне региональных нормативных правовых актов. Однако в силу возраста и особого социального статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть закреплен единый механизм защиты их прав на уровне федерального закона в виде содействия органа опеки и попечительства во включении ребенка в Список нуждающихся в жилье.

15. Требуется исключить из положения о невозможности проживания в жилом помещении по основанию проживания в жилом помещении родителей, лишенных родительских прав, такое обязательное условие как наличие вступившего в законную силу решения суда о невозможности принудительного обмена данного жилого помещения. Указанное условие является невыполнимым применительно к жилым помещениям, находящимся в собственности льготника и его родителя, поскольку законодательство РФ не предусматривает возможность обмена собственного жилого помещения. Согласно ст. 72 ЖК РФ обмен жилого помещения предусмотрен для жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма. Указанное условие невыполнимо и для нанимаемых жилых помещений, в которых проживают лишенные родительских прав родители льготника. Какие лица, в каком порядке и в какие сроки должны заниматься принудительным обменом указанных жилых помещений, проживать в которых не могут дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, законодательно не предусматривается, что не позволяет норму пп. 1 п. 4 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ применять в интересах детей-сирот. Как правило, отсутствуют варианты обмена жилых помещений, однако возможности по доказыванию отсутствия вариантов

ограничены. Не ясен процессуальный порядок признания невозможности принудительного обмена жилого помещения, что лишает детей-сирот права на судебную защиту в случаях сохранения прав на такие жилые помещения, занимаемые родителями, лишенными родительских прав.

16. Необходимо законодательно дополнить пп. 1 п. 4 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ аналогичным обстоятельством невозможности проживания детей-сирот в жилых помещениях, если в них проживают не только родители, лишенные родительских прав, но и усыновители, при отмене усыновления в отношении нуждающихся в предоставлении жилья льготников. В настоящее время такую аналогию применяют только некоторые судебные органы по спорам о предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей и усыновителей при отмене усыновления.

17. Пересмотреть редакцию ч. 2 ст. 91 ЖК РФ о выселении родителей, лишенных родительских прав, если их проживание совместно с детьми признано в судебном порядке невозможным. Данная норма не применяется на практике, потому что, как правило, дети изымаются от родителей и передаются в интернатные организации. Кроме того, положения ч. 2 ст. 91 ЖК РФ не согласуются с нормой пп.1 п.4 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ о принудительном обмене жилых помещений, которая также не применяется на практике для защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

18. Необходимо законодательно установить механизм ответственности публичных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований) за неисполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

19. В связи с тем, что не уменьшается число исков о выселении несовершеннолетних членов семьи собственника из жилого помещения при прекращении семейных отношений между родителями, тем более, когда между родителями брак не был зарегистрирован, предлагается законодательно закрепить механизм обеспечения родителем-собственником своих детей жилым помещением и права пользования таким жилым помещением за вторым родителем, если это необходимо в интересах несовершеннолетнего. Предусмотренная в ст. 31 ЖК РФ возможность обязать собственника, выполняющего алиментные обязательства, обеспечить бывшего члена своей семьи жилым помещением на практике

не работает, поскольку дети не становятся бывшими членами семьи собственника, не регламентированы порядок предоставления им жилого помещения, условия возникновения у ребенка права на жилое помещение, возможность проживания в нем второго родителя.

20. Рекомендуется внести изменения в п. 4 ст. 292 ГК РФ и ввести обязательное предварительное разрешение органов опеки и попечительства для сделок по отчуждению собственниками жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние граждане, независимо от наличия или отсутствия у них попечения родителей. Условием отчуждения жилого помещения должно выступать обеспечение ребенка правом пользования иным жилым помещением без ухудшения условий проживания.

21. Внести в нормы ГК РФ, СК РФ положения об обязательном контроле органов опеки и попечительства за расходованием средств материнского капитала, включая обязательное оформление в общую долевую собственность родителей и детей приобретаемого на средства материнского капитала жилого помещения с выделением определенных долей в праве на жилое помещение несовершеннолетних. Отсутствие такого контроля приводит к нарушению прав детей, а также дестабилизирует гражданский оборот, поскольку сделки по отчуждению жилых помещений, ранее приобретенных с использованием средств материнского капитала, но без учета доли несовершеннолетних, часто оспариваются, затрагивая интересы множества участников, в т.ч. добросовестных.

22. Установить обязательный контроль Пенсионного фонда РФ за целевым расходованием средств материнского капитала.

23. Продумать и законодательно ввести особой порядок обращения взыскания на жилое помещение, находящееся в залоге у кредитной организации и приобретенное на смешанные средства: кредит и материнский капитал. Необходимо исключить из обращения взыскания доли в праве на жилое помещение, приобретенные на средства материнского капитала, либо закрепить механизм компенсации кредитной организацией данных средств семье при обращении взыскания на жилое помещение.

24. Необходимо законодательно установить определенную квоту формирования специализированного маневренного жилищного фонда в РФ и в субъектах РФ для переселения в него семей, имеющих несовершеннолетних детей, при обращении

взыскании на жилое помещение, приобретенное на кредитные средства. Такой фонд фактически отсутствует и поэтому право на переселение в указанные жилые помещения семей, имеющих несовершеннолетних детей, не реализуется.

25. Внести изменения в КоАП, установив административную ответственность для родителей, законных представителей несовершеннолетних за неосуществление регистрации детей по месту жительства.

26. На уровне органов опеки и попечительства, Пенсионного фонда, органов социальной защиты требуются разъяснения по вопросам разработки и применения номинального счета для реализации новых положений п. 1 ст. 37 ГК РФ, вступивших в силу с 1.07.2014 г. Указанные разъяснения необходимы для установления особенностей совершения операций с номинальными счетами, открытия и закрытия таких счетов с учетом предусмотренных законодательством форм устройства, которые могут быть избраны ребенку; вида выплат (алименты, пенсии, пособия, средства возмещения вреда здоровью); особенностей уплаты алиментов одним из родителей в случае раздельного проживания с ребенком (ст. 60 СК РФ); особенностей содержания детей в интернатных организациях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 84 СК РФ); необходимости разделения средств на содержание детей и иных выплат (доходов) несовершеннолетних. Выявлен ряд вопросов с номинальными счетами, которые требуют законодательного решения. Среди них: четкое установление вида выплат, которые должны зачисляться на номинальные счета несовершеннолетних с учетом действия пенсионного законодательства, специальных положений о содержании детей в организациях для детей-сирот; определение порядка контроля за целевым зачислением средств и установления обязанности банка контролировать зачисление на номинальные счета только целевых выплат; предоставление органам опеки и попечительства доступа к сведениям по номинальным счетам для осуществления контроля за соблюдением законными представителями прав несовершеннолетних на получение и обеспечение содержания; расторжения и прекращения договора при прекращении (изменении) правовой связи между законным представителем (владельцем счета) и подопечным (бенефициаром).

27. Необходимо законодательно закрепить возраст, с наступлением которого гражданин может начать заниматься индивидуальной предприниматель-

ской деятельностью, в частности, рассматривался вопрос об установлении возраста начала предпринимательской деятельности с 18 лет независимо от достижения гражданином полной дееспособности ранее этого возраста по иным основаниям, либо об установлении особенностей статуса несовершеннолетних индивидуальных предпринимателей.

28. Необходимо предусмотреть эффективный механизм, способствующий исполнению родителями алиментных обязательств по содержанию своих детей. Применение ответственности к родителям за невыполнение алиментных обязанностей не должно приводить к еще большей невозможности исполнения указанных обязанностей либо освобождать родителей от этой обязанности.

29. Необходимо последовательно закрепить и раскрыть содержание алиментной обязанности родителей и иных законных представителей в отношении детей и подопечных граждан, включая нормы СК РФ, ГК РФ, ЖК РФ (обязанность содержать детей, обязанность обеспечивать жилым помещением и т.п.).

30. Необходимо устранить противоречие в положениях ГК РФ, предусматривающих составы недействительных сделок, определив специальную норму о недействительных сделках, совершенных без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В настоящее время имеется противоречие между положениями п. 1 ст. 168, п. 2 ст. 168 ГК РФ, ст. 173.1, ст. 174.1 ГК РФ.

31. Необходимо установить порядок и пределы осуществления правомочий родителей в управлении имуществом ребенка в случае спора между родителями, при расторжении брака родителей, при проживании ребенка только с одним из родителей.

32. ФЗ «Об опеке и попечительстве» в качестве одной из задач ставит перед опекуном (попечителем), а, следовательно, и родителем, извлечение доходов из имущества, принадлежащего подопечному, исполнение которой осуществляется за счет его имущества. При этом закон не указывает, на какие цели (например, содержание, воспитание, образование) должен направляться доход, полученный от использования собственного имущества ребенка, и должен ли он идти на удовлетворение потребностей только самого ребенка, или может быть использован для всей семьи в целом, с учетом интересов ребенка. Указанные уточнения необходимы и для реализации новых положений о номинальном счете для зачисления и расходования средств на содержание

ребенка без предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

33. Обсуждался вопрос возможности и целесообразности внесения изменений в гражданское законодательство в части закрепления права детей, достигший 14 летнего возраста, завещать имущество, распоряжение которым дети могут осуществлять самостоятельно, без разрешения родителей, усыновителей, попечителя согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ (заработок, стипендия и иные доходы).

34. Внести изменения в ГК РФ, разрешив наследовать несовершеннолетним детям по праву представления после недостойных наследников, поскольку ответственность несовершеннолетних детей-наследников за вину своих родителей, являющихся недостойными наследниками не является справедливым положением, отвечающим особенностям статуса несовершеннолетних детей. По действующему ГК РФ, если внук наследодателя является потомком недостойного наследника (в соответствии с п.1 ст.1117 ГК РФ), то призываться к наследованию по праву представления он не может (п.3 ст.1146 ГК РФ). Такое положение нельзя признать правильным, поскольку в этом случае дети становятся ответственными за действия своих родителей.

35. Установить на уровне закона или в разъяснениях Верховного суда РФ более четкое и единообразное правило о том, что несовершеннолетний возраст наследника на момент открытия наследства следует признавать уважительной причиной для восстановления в судебном порядке срока для принятия наследства в соответствии с п.1 ст.1155 ГК РФ, при пропуске этого срока законными представителями ребенка (бездействии законных представителей).

36. Необходимо законодательно ограничить право судов уменьшать обязательную долю несовершеннолетних в наследстве. Действующим ГК РФ предусматривается возможность в судебном порядке уменьшить размер обязательной доли или отказать в её присуждении (п.4 ст.1149 ГК РФ), что делает положение несовершеннолетних «обязательных» наследников более уязвимым.

37. Целесообразным закрепить в ст. 39 СК РФ норму, обязывающую суд рассмотреть в каждом конкретном деле интересы несовершеннолетних при разделе имущества супругов. Необходимо законодательно или в соответствующих разъяснения ВС РФ определить обязанность суда мотивировать не только учет интересов несовершеннолетних, но

ности гражданина (ст.21, 26, 28 ГК РФ), а также положений части четвертой ГК РФ. Так, несовер-

и отказ от их учета при наличии соответствующих заявлений. Без соответствующего уточнения ст. 39 СК РФ применяется крайне редко, и суды опасаются отступать от равенства долей при разводе супругов и разделе имущества в пользу детей. В то время как часто необходимое отступление от равенства долей супругов при разделе имущества обеспечивало бы не только имущественные права детей, но и неимущественные, в частности сохранение ребенку определенной обстановки, среды обитания, условий жизнедеятельности, личного пространства.

38. Необходимо в ГПК РФ последовательно закрепить процессуальные механизмы защиты имущественных прав несовершеннолетних с правом ребенка, достигшего 14 летнего возраста выступать истцом в суде при защите тех видов прав, материально-правовое закрепление которых содержится в ГК РФ, ЖК РФ, иных законах. В противном случае предоставленные нормами материального права правовые возможности оказываются не подкреплены соответствующими процессуальными средствами защиты, без чего полноценная реализация субъективных гражданских прав невозможна.

39. Нормы ГК РФ в части защиты авторских прав несовершеннолетних требуют дальнейшего совершенствования. Действующее законодательство не устанавливает специальных норм об авторских правах малолетних и несовершеннолетних, регулирование соответствующих правоотношений осуществляется при помощи общих норм ГК РФ о правоспособности (ст.18 ГК РФ) и дееспособ-

шеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять права автора (ст. 26 ГК РФ). Однако несовершеннолетний не обладает достаточной юридической зрелостью для самостоятельного участия в подобных обязательствах, конструкции договоров по распоряжению исключительным правом на произведение, договора о передаче полномочий организации по управлению правами на коллективной основе, стороной которого может выступать несовершеннолетний автор, достаточно сложны. Несовершеннолетнему сложно разобраться в регистрационных процедурах и необходимости защиты таких объектов авторских прав, как программы для ЭВМ, которые желательно регистрировать, что существенно повышает уровень защиты авторских прав на программный продукт. Поэтому самостоятельность несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, в осуществлении прав авторов без контроля со стороны родителей, усыновителей, попечителя и иных механизмов защиты, как в случае совершения иных сделок, не относится к продуманным положениям ГК РФ с учетом развития институтов интеллектуальной собственности в части четвертой ГК РФ и развитием оборота исключительных прав.

Указанные предложения нашли подтверждение в тезисах участников научно-практического круглого стола и серии статей, которые публикуются ниже.

О нравственных и правовых основах статуса несовершеннолетних - будущего России About the moral-legal and legal basic of the status оf minors - the future of russia

Шапсугов Дамир Юсуфович

доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права и государства ЮРИУ-филиала РАНХиГС при Президенте РФ

Мы являемся свидетелями серьезных деформаций, связанных с тем, как понимались раньше и как трактуются и реализуются теперь традиционные отношения между несовершеннолетними и совершеннолетними в современном российском обществе. Эти деформации имеют очень глубокие

Shapsugov Damir Yusufovich

doctor of jurisprudence, honored lawyer of the Russian Federation, professor, head of the department of the theory and history of the right and state of The South-Russian Institute of Management -branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration

исторические корни. Давайте посмотрим на то, кого воспитывали в Российской империи. В Российской империи воспитывали в первую очередь подданных, которые не рассматривались как творческие личности, они рассматривались как люди, которые по остроумному замечанию Гоббса, особой цепью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.