Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ В 1920–1930-Е ГГ.'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ В 1920–1930-Е ГГ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Карачай и Черкесия / среднее профессиональное образование / воспитательная работа / патриотизм / военно-спортивная подготовка / традиционные ценности / горско-мусульманская культура / трудовое воспитание / межнациональная толерантность / Karachay and Cherkessia / secondary vocational education / educational work / patriotism / military sports training / traditional values / highlanders Muslim culture / labor education / interethnic tolerance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х Х. -м Батчаева, М Х. Семенов

В статье отмечается, что воспитательная работа во всех образовательных учреждениях Карачая и Черкесии, в том числе и в сфере среднего профессионального уровня, велась в указанный период под контролем государства и имела ярко выраженный идеологический характер. В работе подчеркивается, что главной целью воспитания и обучения в училищах и техникумах было формирование преданного социалистической Родине молодого специалиста, обладающего набором морально-этических качеств, характерных для настоящего «строителя коммунизма». Те из качеств, которые соответствовали подобному статусу, также культивировались, другие же – подвергались забвению. Учитывая специфику полиэтничного региона, особое внимание педагогическими коллективами системы СПО придавалось формированию взаимного уважительного и толерантного отношения между представителями различных народов. В статье представлены приемы и методы, которые активно применялись в воспитательном процессе, позволяя достичь вышеуказанной цели. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что эта задача коллективами учреждений среднего профессионального образования региона была в целом выполнена на достаточно высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Х Х. -м Батчаева, М Х. Семенов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF UPBRINGING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN KARACHAY AND CIRCASSIA IN 1920s–30s.

The article notes that educational work in all educational institutions of Karachay and Cherkessia, including in the field of secondary professional level, was conducted during this period under the control of the state and had a pronounced ideological character. The work emphasizes that the main goal of education and training in colleges and technical schools was the formation of a young specialist devoted to the socialist Homeland, possessing a set of moral and ethical qualities characteristic of a real “builder of communism.” Those of the qualities that corresponded to such status were also cultivated, while others were forgotten. Taking into account the specifics of the multiethnic region, special attention was paid by the teaching staff of the vocational education system to the way to form mutual respectful and tolerant relations between representatives of different nations. The article presents techniques and methods that were actively used in the educational process, allowing to achieve the above goal. The presented material allows to conclude that this task was, in general, performed at a fairly high level by the collectives of secondary vocational education institutions in the region.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ В 1920–1930-Е ГГ.»

УДК 37.018

Batchaeva Kh.Kh.-M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Karachay-Cherkess State University n. a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia),

E-mail: halimat56@mail.ru

SemenovM.Kh., postgraduate, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev, (Karachaevsk, Russia), E-mail: sbatcha@mail.ru

THE MAIN DIRECTIONS OF UPBRINGING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN KARACHAY AND CIRCAS-SIA IN 1920s-30s. The article notes that educational work in all educational institutions of Karachay and Cherkessia, including in the field of secondary professional level, was conducted during this period under the control of the state and had a pronounced ideological character. The work emphasizes that the main goal of education and training in colleges and technical schools was the formation of a young specialist devoted to the socialist Homeland, possessing a set of moral and ethical qualities characteristic of a real "builder of communism." Those of the qualities that corresponded to such status were also cultivated, while others were forgotten. Taking into account the specifics of the multiethnic region, special attention was paid by the teaching staff of the vocational education system to the way to form mutual respectful and tolerant relations between representatives of different nations. The article presents techniques and methods that were actively used in the educational process, allowing to achieve the above goal. The presented material allows to conclude that this task was, in general, performed at a fairly high level by the collectives of secondary vocational education institutions in the region.

Key words: Karachay and Cherkessia, secondary vocational education, educational work, patriotism, military sports training, traditional values, highlanders Muslim culture, labor education, interethnic tolerance

Х.Х.-М. Батчаееа. д-р пед. наук, проф., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: halimat56@mail.ru

М.Х. Семенов, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: sbatcha@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ В 1920-1930-Е ГГ.

В статье отмечается, что воспитательная работа во всех образовательных учреждениях Карачая и Черкесии, в том числе и в сфере среднего профессионального уровня, велась в указанный период под контролем государства и имела ярко выраженный идеологический характер. В работе подчеркивается, что главной целью воспитания и обучения в училищах и техникумах было формирование преданного социалистической Родине молодого специалиста, обладающего набором морально-этических качеств, характерных для настоящего «строителя коммунизма». Те из качеств, которые соответствовали подобному статусу, также культивировались, другие же - подвергались забвению. Учитывая специфику полиэтничного региона, особое внимание педагогическими коллективами системы СПО придавалось формированию взаимного уважительного и толерантного отношения между представителями различных народов. В статье представлены приемы и методы, которые активно применялись в воспитательном процессе, позволяя достичь вышеуказанной цели. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что эта задача коллективами учреждений среднего профессионального образования региона была в целом выполнена на достаточно высоком уровне.

Ключевые слова: Карачай и Черкесия, среднее профессиональное образование, воспитательная работа, патриотизм, военно-спортивная подготовка, традиционные ценности, горско-мусульманская культура, трудовое воспитание, межнациональная толерантность

Возрождение России как мировой супердержавы невозможно без наличия высококвалифицированных специалистов в различных сферах, имеющих как высшее образование, так и среднее профессиональное (СПО). В последние годы руководством страны прилагаются заметные усилия по восстановлению системы СПО, во многом пришедшей в упадок в постсоветский период. Вместе с тем очевидно, что наряду с профессиональной подготовкой перед педагогическим коллективом учебного заведения стоит серьезная задача по воспитанию обучающихся в соответствии с нравственными и моральными устоями российского общества, традиционными для нашей страны ценностями. Уход из молодежной жизни комсомола и отсутствие альтернативных общественных организаций привел к значительному падению воспитательной работы. На современном этапе государством предпринимаются попытки по ее активизации на всех уровнях образовательной системы, в том числе и на среднем профессиональном.

И в этой связи обращение к историческому опыту, изучение основных направлений воспитательной работы в учреждениях СПО в период их становления и развития в регионе (1920-1930-е гг.) представляется актуальным и своевременным.

Целью исследования является анализ состояния воспитательной работы в учреждениях системы среднего профессионального образования Карачая и Черкесии в межвоенный период (1920-1930-е гг).

В качестве задач авторы определили для себя следующие: анализ имеющихся источников для выявления сведений по заданной тематике; определение основных направлений воспитательной работы в системе СПО региона; выявление в ней как общегосударственных тенденций, так и региональных особенностей.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что становление системы среднего профессионального образования в Карачае и Черкесии, образовательной и воспитательной работы в учреждениях, входящих в ее состав, не становилось предметом научного изучения и впервые подвергается анализу.

Теоретическая значимость исследования состоит во введении в научный оборот новых архивных документов и материалов, позволяющих обозначить позитивный опыт советской системы среднего профессионального образования, в частности в сфере воспитания. Наряду с этим проведенный анализ деятельности учебных заведений в данном направлении в значительной степени расширяет историко-педагогическое представление о развитии региональной системы образования.

Практическая значимость исследования обусловлена вероятностью применения в современных условиях методов и приемов воспитательной работы, имевших положительный резонанс в рассматриваемый период. Учитывая опре-

деленные социально-экономические и общественно-политические параллели, представляется, что подобный опыт будет весьма востребован в системе СПО региона. Представленный в статье фактологический материал может быть также использован педагогами и студентами в научной и учебной деятельности (при разработке спецкурсов, лекций, рефератов и т. п.).

Воспитание, как известно, является одним из фундаментальных направлений деятельности учебных заведений. Мы придерживаемся точки зрения известного ученого, автора ряда учебников по педагогике И.П. Подласого, который определял воспитание как «специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» [1, с. 7]. И хотя на современном этапе определение цели воспитания лишь в пользе общества представляется излишне категоричным (ведь личность сама по себе представляет ценность), тем не менее мы считаем, что формулировка И.П. Подласова наиболее точно определяет суть воспитания в контексте рассматриваемого исторического периода.

Многогранный и сложный процесс, воспитание, как известно, включает в себя целый ряд направлений. К числу основных среди них можно отнести нравственное, патриотическое, трудовое, воспитание здорового образа жизни эстетическое и т. д.

В советской образовательной системе, в том числе и в сегменте среднего профессионального образования, обязательным условием проведения любого вида воспитательной работы являлась его идеологическая выдержанность и соответствие установкам Коммунистической партии. Именно в подобном русле велась воспитательная работа в 1920-1930-е гг в учебных заведениях СПО Карачая и Черкесии, основные направления которой мы попытаемся осветить.

Важнейшим направлением в воспитательной работе в среде учащейся молодежи Карачая и Черкесии в рассматриваемый период является формирование патриотизма. Передовой отряд молодежи и юношества региона - студенты ссузов, которые олицетворяли собой будущих строителей коммунизма, подлинных патриотов Советского государства, беззаветно преданных социалистической родине. Именно в этом ракурсе рассматривалась их учебная и общественная деятельность, именно на это были направлены усилия педагогического коллектива и комсомольской организации учреждения. Активно применяя в своей работе литературу и материалы периодической печати, регулярно публикуя статьи патриотической тематики, преподаватели формировали у учащихся чувство любви к Родине, причем в большей степени к Родине большой -Советскому государству. В этой связи особая ответственность возлагалась на преподавателей общественных наук (истории, обществоведения), которые на

конкретных исторических примерах доказывали оправданность и естественность верности интересам страны, готовности к их защите любой ценой, в том числе ценой собственной жизни [2, л. 18].

Наряду со штатными педагогами в училища и техникумы с лекциями приглашались научные работники из Карачаевского и Черкесского научно-исследовательских институтов, преподаватели учительских институтов и Карачаево-Черкесского педагогического института [3].

Приводя учащимся примеры из дореволюционного прошлого, педагоги все же больше акцентировали внимание на событиях периода революции и Гражданской войны. Именно герои Красной армии (Буденный, Щорс, Фрунзе) выступали в качестве образцовой модели, которая служила примером для всех студентов Карачая и Черкесии, которыми стремились стать подлинными патриотами Советского государства. В 1930-е гг. акцент сместился на патриотизм, проявленный в труде, позволивший стране получить дополнительную продукцию и ускоривший ее развитие. Термины «ударники» и «стахановцы» (от фамилии А. Стаханова -шахтера-рекордсмена) стали активно применяться не только в ракурсе трудовых свершений, но и в отношении учебы и общественной деятельности. Именно труженики сельского хозяйства и работники промышленности, передовая интеллигенция стали жизненным ориентиром для всей молодежи, в особенности для той, которая получала образование в ссузах [4]. Сама возможность получения образования выше начального вполне справедливо подчеркивалась как одно из важнейших достижений советской власти в области культуры.

С начала 1930-х гг в среде учащейся молодежи с каждым годом все больше внимание стало уделяться военно-патриотическому воспитанию и военной подготовке. Организованные в первой половине 1920-х гг военно-оборонные организации («Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности» - «Доброхим», «Общество друзей воздушного флота» - «ОДВФ», «Военно-научное общество - «Общество содействия обороне» - ОСО) в январе 1927 г были объединены в «Союз обществ друзей обороны и авиационно-хи-мического строительства СССР», более известный под своим сокращенным названием «Осоавиахим» [5]. Уже в первые годы оборонные общества развернули свою деятельность в среде молодежи Карачаево-Черкесской АО. Были организована ячейка и в педагогическом техникуме, являвшемся единственным средним специальным учебным заведением в регионе на тот период [6, л. 43].

Рост сети среднего профессионального образования в 1930-е гг. и укрепление позиций оборонного общества позволили уже к середине десятилетия значительно расширить спектр направлений работы ячеек Осоавиахима в училищах и техникумах региона. В предвоенный период (1937-1941 гг.) оборонная работа и военно-патриотическое воспитание выходят на ведущие позиции в воспитательной работе всей системы среднего профессионального образования. Во всех училищах и техникумах были организованы различные военно-спортивные кружки, готовившие студентов к сдаче нормативов и получению соответствующих значков, таких как «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский всадник», «Готов к труду и обороне», «Противоздушная и химическая оборона», «Готов к санитарной обороне», каждый из которых делился на степени в зависимости от сложности выполняемых нормативов [7, л. 17].

Особой популярностью в 1930-е гг в Советском Союзе пользовался такой вид вооруженных сил, как авиация. Герои авиации - «сталинские соколы», как их именовали в печати, были кумирами всей советской молодежи, в том числе Ка-рачая и Черкесии. Во многом благодаря и инициативности в областных центрах (Микоян-Шахар и Ежово-Черкесск) были организованы аэроклубы, в которых записались сотни студентов и учащихся школ, рабочей и сельской молодежи. Во многих школах и во всех ссузах вузах региона были открыты и планерные кружки [8].

Военно-спортивная подготовка учащихся ссузов значительно упрощала и убыстряла процесс адаптации и военного обучения юношей, призванных в ряды РККА. Наряду с этим сугубо утилитарным фактором она способствовала формированию в молодежной среде готовности встать на защиту Родины, быть умелым и храбрым бойцом, с честью отстаивать ее интересы. В немалой степени этому способствовали и обострение международной обстановки в мире, вызванной нарастанием захватнических амбиций со стороны германского фашизма. Лейтмотивом того периода для абсолютного большинства студенческой молодежи Кара-чая и Черкесии было заглавие известной песни «Если завтра в поход...». В целом для учащихся учебных заведений региона был характерен высочайший уровень патриотизма, обусловленный как активно проводившейся воспитательной работой, так и государственной пропагандой, обозначавшей готовность сражаться за родину в числе важнейших качеств советской молодежи [9].

Важное место в работе педагогов в системе СПО Карачая и Черкесии отводилось трудовому воспитанию. Во многом его привитие облегчалось традиционно уважительным отношением к труду местного населения. Абсолютное большинство студентов были выходцами из крестьянских семей и с раннего детства привыкли трудиться (в основном в животноводстве). Трудолюбие, выступавшее как одно из важнейших черт идеального человека в представлениях горцев и русско-казачьего населения региона, в рассматриваемый период также было востребовано как неотъемлемое качество советского человека. Поэтому мероприятия, связанные с трудовым воспитанием, проходили в училищах и техникумах с успехом.

Учащиеся принимали активное участие в развитии сельского хозяйства, особенно в период колхозного строительства. Они регулярно направлялись на

помощь в колхозы и совхозы на период основных сельскохозяйственных кампаний растениеводства (весенний сев, прополка, уборка урожая, сенокос, борьба с вредителями) и животноводства (отправка скота на горные пастбища, содержание и уход за ним и т. д.) [10, л. 14]. Как отмечалось выше, стремление трудиться во благо Родины, желание брать пример с героев труда были в числе тех фундаментальных качеств, которыми должен был обладать каждый учащийся Карачая и Черкесии.

Важную роль в воспитательной работе педагогов техникумов и училищ региона играло и нравственное воспитание учащихся, сохранение морально-этических норм горского менталитета, а также традиционных этических норм русско-казачьего населения, которые, к сожалению, постепенно утрачивались. Революционные потрясения 1917-1922 гг, слом общественно-политического строя, массовые передвижения населения в ходе гражданской войны и дальнейшее переселение в ходе землеустройств способствовали размыванию и традиционно строгих нравственных норм горского населения (хотя и в гораздо меньшей степени).

В этих условиях педагогическими коллективами ссузов региона был взят курс на сохранение и развитие тех этических норм, которые соответствовали моральному облику нового, советского человека - строителя социалистического будущего. Учитывался при этом и этнический аспект. Те же из традиционных норм, которые, по мнению идеологов нового строя, затрудняли формирование граждан нового формата, решительно отвергались как «пережитки прошлого» [11].

Большое место в работе педагогов отводилось формированию уважительного отношения толерантности к учащимся иной национальности. Во многом это было обусловлено многонациональным составом обучающегося контингента.

Еще со второй половины XIX в. территория современной Карачаево-Черкесии была известна как самый полиэтничный регион на Северном Кавказе. Наряду с четырьмя коренными горскими народами (карачаевцы, адыги, абазины и ногайцы), а также русско-казачьим населением в регионе имелись 1-2 селения таких народов, как осетины, эстонцы, греки, армяне, горские евреи, украинцы. Кроме того, учитывая, что поступление в техникумы и училища Карачая и Чер-кесии для абитуриентов из других регионов не было ограничено, немалую часть студентов составляла молодежь как из соседних краев и областей, так и из весьма отдаленных.

Для подтверждения приведем данные по составу учащихся Карачаевского зооветеринарного техникума на конец 1930-х гг. В этот период в нем обучались в основном представители самой автономной области. Это карачаевцы из различных селений, абазины, осетины, а также уроженцы казачьих станиц. Наряду с этим немало было студентов из других регионов [12, л. 3-7]. Учитывая традиционные гендерные стереотипы местного населения (специальность зоотехника или ветеринара рассматривалась как мужская), горянок в числе учащихся техникума было всего две (карачаевка и абазинка). Большую часть же женского контингента составляли девушки из местных казачьих станиц и сел, а также из других регионов, в том числе из Украины и Центральной России [13, л. 4].

В учебных заведениях педагогического профиля процент местного населения был значительно выше, однако, учитывая национальный состав самого региона, полиэтничный состав учащихся сохранялся и в них [14].

При этом необходимо отметить, что для большинства горской молодежи, выросшей в практически мононациональных горских селениях и аулах, учеба в училище и техникуме стала первым опытом длительного общения с представителями другой национальности.

В сложившейся ситуации перед руководством и педагогами ссузов Карачая и Черкесии стояла весьма сложная задача воспитания уважительного отношения между студентами. Во многом она облегчалась сложившимися к этому времени традициями добрососедства и куначества, которые связывали народы как внутри региона, так и за его пределами. Причем, естественно, что подобные квазиродственные связи связывали в основном горские народы (черкесов и карачаевцев, абазин и ногайцев и т. п.). Однако немало было и случаев, когда побратимство связывало горцев с соседями не только другой национальности, но и иной веры (русские, осетины и абхазы-христиане). В целом для горско-мусульманской культуры народов Карачая и Черкесии был характерен высокий уровень этнической толерантности.

Важную роль в данном направлении играл и ориентир на интернационализм, который в коммунистической идеологии рассматривался как неотъемлемое качество советского человека. Если в первое десятилетие советской власти он оставался на периферии воспитательной работы, то к концу 1930-х гг в рамках формирования единого советского народа он стал преобладающим в работе педагогов профессионального образования.

Переходя непосредственно к методам практической работы в системе СПО по воспитанию межнационального согласия и взаимоуважения, следует отметить, что они были разнообразны.

Резонно полагая, что для улучшения взаимоотношения между студентами разных национальностей им необходимо легче понимать друг друга, было решено, чтобы представители всех национальностей изучали язык коренных этносов (в КАО - карачаевский, в Черкесии - абазинский, адыгский и ногайский - по желанию) [15, л. 21]. При этом русский язык и литература, естественно, выступали в числе ведущих предметов в первые годы обучения в любом из ссузов. В ходе обучения русскоязычных студентов местным языкам горцы оказывали помощь

товарищам, которые, в свою очередь, содействовали скорейшему овладению их русским языком.

Усвоение даже азов горских языков в значительной мере способствовало росту взаимопонимания, установлению дружеских связей, облегчало дальнейшую учебу и трудоустройство в регионе.

Вторым направлением было приобщение студентов разных национальностей к культурному наследию соседних народов в рамках художественной самодеятельности. В большинстве учебных заведений еще в начале 1930-х гг. были организованы танцевальные коллективы и драматические кружки, участниками которых были представители не только местных этносов, но и русские, горские евреи, армяне, осетины. Они, успешно овладев хореографическим и театральным искусством коренных народов, нередко занимали солирующие позиции в творческих коллективах и даже становились художественными руководителями ансамблей и кружков [16]. Студенты-горцы также успешно приобщались не только к богатой русской и мировой культурам, но и к ее региональным вариантам - казачьей, армянской или эстонской. Программа выступлений студенческих коллективов обычно состояла из горского танца, декламации стихотворений на родном и русском языках, казачьих песен, сценических постановок. При этом состав участников того или иного номера практически не менялся по национальному признаку [17]. Знакомство с обширным культурным наследием соседей, совместная творческая деятельность в значительной мере формировали уважительные отношения между студентами разных национальностей. Вместе с этим оно способствовало их эстетическому воспитанию.

Было бы неверным считать, что межнациональные отношения в студенческих коллективах Карачая и Черкесии были безоблачны. Бывали и случаи столкновения между учащимися на национальной почве, в основном между горцами и представителями русского населения. Во многом этому способствовало сохранявшееся у отдельных студентов пренебрежительное, шовинистическое отношение к местному населению, с одной стороны, и природная горячность горцев, с другой стороны. Объяснялись подобные настроения положением горцев Кавказа в Российской империи, которые в значительной степени были ограничены в своих правах. При этом казачество имело привилегированный экономический и общественный статус. Воспитывавшиеся в подобной ситуации поколения иногда продолжали по инерции стиль общения, характерный для предыдущей исторической эпохи.

В условиях новой, советской реальности подобный антагонизм в корне противоречил официальной идеологии, провозгласившей равенство всех народов Советского Союза. Поэтому с националистическими проявлениями в студенческой среде велась особая борьба. Учащиеся, высказавшие подобные мысли, подвергались общественному порицанию и мерам взыскания - от замечания до исключения. Наказывались и педагоги, допустившие подобную ситуацию. В архиве сохранились сведения о единичных подобных ситуациях и, как явствует из имеющихся документов, они разрешались весьма оперативно. Наряду с взысканиями в отношении инициаторов в студенческой среде проводилась массовая воспитательная работа (беседы, лекции), в ходе которой педагогам оказывали содействие комсомольские и партийные организации города или района [18, л. 85].

Библиографический список

В целом за два десятилетия советской власти педагогическим коллективам Карачая и Черкесии удалось сформировать в среде учащихся ссузов уважительное (толерантное) отношение к сокурсникам иноэтничного происхождения. В условиях многонационального региона, которыми изначально были обе области, это помогало объединению студентов для выполнения учебных и общественных задач. Интернационализм как одно из ведущих качеств представителя передовой советской молодежи окончательно закрепился в студенческой среде Карачая и Черкесии.

Важное место в нравственном воспитании отводилось и уважению к старшим, которое в традиционном обществе было возведено в абсолют. В училищах и техникумах проводились регулярно встречи молодежи, при необходимости - со старейшинами сел и аулов, молодежью оказывалась помощь одиноким и бездетным старикам. Вместе с тем подчеркнем еще раз, что в ходе воспитательной работы учащимся внушалась мысль о том, что уважение к старшим не должно мешать, выйти из повиновения им. Это касалось стремления к получению образования (за пределами родного села или региона), участия в общественно-политической жизни, работы в комсомольских и партийных ячейках [19]. Подобные мотивы, по мнению господствовавшей идеологии, позволяли молодежи отклонить авторитет старшего поколения и самостоятельно выстраивать жизненный путь.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать ряд выводов.

Прежде всего, отметим, что система образования в Советском государстве находилась под постоянным контролем Коммунистической партии, которая определяла основные цели и задачи обучения и воспитания. Именно в этом заданном партией русле проводилась воспитательная работа в 1920-1930-е гг в учебных заведениях среднего профессионального образования Карачая и Черкесии.

Основные направления в процессе воспитания в системе СПО были в целом идентичны общегосударственным, однако их проведение в жизнь имело свою региональную специфику, связанную с особенностью менталитета населения (горских народов и казачества). Во многом традиционные для региона нормы поведения и качества идеального человека становились основой для их углубления и развития уже в рамках новой, советской действительности. Это в значительной мере облегчало задачу, стоявшую перед педагогическими коллективами учреждений СПО, и позволяло им успешно вести воспитательную работу среди учащихся.

В числе ее основных направлений, получивших особое развитие в регионе в рассматриваемый период, можно отметить патриотическое (и ее подвид -военно-патриотическое), трудовое, нравственное воспитание. Именно опираясь на них, педагоги училищ и техникумов региона пытались сформировать из студентов подлинно советскую молодежь - образованную, патриотичную, верную идеалам партии и советской власти, трудолюбивую и обладающую лучшими нравственными качествами. И во многом им удалось достичь цели, воспитав поколение, на долю которого пришлись тяжелейшие испытания 1930-1940-х гг. (коллективизация и индустриализация, репрессии, Великая Отечественная война 1941-1945 гг и восстановление народного хозяйства, депортация карачаевского народа в Среднюю Азию). Со всеми этими испытаниями выпускники учреждений СПО Карачая и Черкесии справились достойно, внеся свою лепту в возрождение и развитие региона и страны в целом.

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. Процесс воспитания. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001; Кн. 2.

2. Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики (далее - ГА КЧР). Ф. Р-24. Оп. 1. Д. 37.

3. Дятлов Г Научная работа кафедры истории педагогического института. Красный Карачай. 1941; 5 января.

4. Хубиев А. Отличник. Красный Карачай. 1937; 7 сентября.

5. Касьян И.Н. Исторические аспекты создания и функционирования Осоавиахима в 20-30 годы ХХ столетия. Инновации в науке: сборник трудов научно-практической конференции. 2017; № 6: 23-28.

6. ГА КЧР. Ф. Р-288. Оп. 1. Д. 4.

7. ГА КЧР. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 12.

8. Хомяков А. В аэроклубе возобновляются занятия. Красная Черкесия. 1938; 6 февраля.

9. Вельский С. Осуществленная мечта летчика Абишева. Красная Черкесия. 1938; 6 сентября.

10. ГА КЧР. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 14.

11. Гармский И. Жажда учиться. Красный Карачай. 1936; 14 января.

12. ГА КЧР. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 26.

13. ГА КЧР. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 8.

14. Дворянкин Н. Кузница национальных кадров. Красный Карачай. 1937; 6 сентября

15. ГА КЧР Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 28.

16. Харибов Н., Лайпанов Х. Юные таланты - победители на краевых соревнованиях. Красный Карачай. 1936; 2 февраля.

17. Рыбаков С. Праздник в зоотехникуме. Красная Черкесия 1938; 1 мая.

18. Центр документации новейшей истории Государственного архива Карачаево-Черкесской Республики (далее - ЦДНИ ГА КЧР). Ф. П-45. Оп. 1. Д. 74.

19. Богатырева Л. В 18 лет. Красный Карачай. 1937; 6 сентября

References

1. Podlasyj I.P. Pedagogika: Novyj kurs: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij: v 2 kn. Process vospitaniya. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2001; Kn. 2.

2. Gosudarstvennyj arhiv Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki (dalee - GA KChR). F. R-24. Op. 1. D. 37.

3. Dyatlov G. Nauchnaya rabota kafedry istorii pedagogicheskogo instituta. Krasnyj Karachaj. 1941; 5 yanvarya.

4. Hubiev A. Otlichnik. Krasnyj Karachaj. 1937; 7 sentyabrya.

5. Kas'yan I.N. Istoricheskie aspekty sozdaniya i funkcionirovaniya Osoaviahima v 20-30 gody ХХ stoletiya. Innovacii v nauke: sbornik trudov nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017; № 6: 23-28.

6. GA KChR. F. R-288. Op. 1. D. 4.

7. GA KChR. F. R-400. Op. 1. D. 12.

8. Homyakov A. V a'eroklube vozobnovlyayutsya zanyatiya. Krasnaya Cherkesiya. 1938; 6 fevralya.

9. Vel'skij S. Osuschestvlennaya mechta letchika Abisheva. Krasnaya Cherkesiya. 1938; 6 sentyabrya.

10. GA KChR. F. R-400. Op. 1. D. 14.

11. Garmskij I. Zhazhda uchit'sya. Krasnyj Karachaj. 1936; 14 yanvarya.

12. GA KChR. F. R-400. Op. 1. D. 26.

13. GA KChR. F. R-400. Op. 1. D. 8.

14. Dvoryankin N. Kuznica nacional'nyh kadrov. Krasnyj Karachaj. 1937; 6 sentyabrya

15. GA KChR. F. R-400. Op. 1. D. 28.

16. Haribov N., Lajpanov H. Yunye talanty - pobediteli na kraevyh sorevnovaniyah. Krasnyj Karachaj. 1936; 2 fevralya.

17. Rybakov S. Prazdnik v zootehnikume. Krasnaya Cherkesiya 1938; 1 maya.

18. Centr dokumentacii novejshej istorii Gosudarstvennogo arhiva Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki (dalee - CDNI GA KChR). F. P-45. Op. 1. D. 74.

19. Bogatyreva L. V 18 let. Krasnyj Karachaj. 1937; 6 sentyabrya

Статья поступила в редакцию 21.05.24

УДК 378

Borzova T.A., Cand. of Culturology, senior lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia), E-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru

"PEDAGOGY OF SUCCESS" IN THE ASPECT OF THE CURRENT EDUCATIONAL PARADIGM. The article studies a philosophical and pedagogical analysis of the concept of "success" in the context of the modern educational paradigm. The author carries out a semantic and cultural analysis of this concept, revealing the ambiguity of its interpretations in modern society. Based on the ontoparadigmatic approach of I.A. Kolesnikova the research examines features of assessing the success of a teacher and student in various educational spaces - technocratic, humanitarian and traditional. From the standpoint of A. Adler's personal psychology, the productivity of pedagogy's orientation toward students' competitive achievements has been questioned. The author analyzes options for the practical implementation of the theoretical ideas of "pedagogy of success", identifies the characteristics of success associated with the moral orientation of the individual, and also provides various models of "success formulas" used by trainers, tutors, and coaches. Based on the ideas of modern generational theory, a transformation of the value systems of young people is noted, which is important for building effective strategies and tactics of educational work.

Key words: success, education, pedagogy, philosophical and pedagogical analysis, ontoparadigmatic approach, personal psychology, "pedagogy of success", value orientations of youth, lifelong education

Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, E-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«ПЕДАГОГИКА УСПЕХА»

В АСПЕКТЕ АКТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Предлагаемая научная статья посвящена философско-педагогическому анализу концепта «успех» в контексте современной образовательной парадигмы. Автор осуществляет семантический и культурологический анализы данного понятия, выявляя неоднозначность его трактовок в современном обществе. На основе онтопарадигмального подхода И.А. Колесниковой рассмотрены особенности оценки успешности преподавателя и учащегося в различных образовательных пространствах - технократическом, гуманитарном и традиционном. С позиций личностной психологии А. Адлера поставлена под сомнение продуктивность ориентации педагогики на соревновательные достижения обучающихся. Автор анализирует варианты практической реализации теоретических идей «педагогики успеха», выделяет характеристики успеха, связанные с морально-нравственной ориентацией личности, а также приводит различные модели «формул успеха», применяемых тренерами, тьюторами, коучами. На основе идей современной теории поколений отмечается трансформация ценностных установок молодежи, что имеет большое значение для построения эффективных стратегий и тактик воспитательной работы.

Ключевые слова: успех, образование, педагогика, философско-педагогический анализ, онтопарадигмальный подход, личностная психология, «педагогика успеха», ценностные ориентации молодежи, непрерывное образование

Актуальность данного исследования раскрывается в нескольких аспектах: в современной образовательной системе необходимо переосмыслить понятие «педагогики успеха», так как оно является многозначным и неоднозначно трактуется в современном обществе; чтобы выявить ценностные установки, влияющие на понимание феномена «педагогики успеха» в образовании, необходимо изучить специфику оценки успешности преподавателя и учащегося в различных образовательных пространствах (технократическом, гуманитарном, традиционном) с позиций онтопарадигмального подхода; необходимо критически переосмыслить педагогическую ориентацию на соревновательные достижения обучающихся с точки зрения личностной психологии, что будет способствовать поиску альтернативных моделей «педагогики успеха». Востребованность разработки практических вариантов реализации теоретических идей «педагогики успеха», учитывающих изменение ценностных ориентаций современной молодежи, имеет большое значение для построения эффективных стратегий воспитательной работы.

Цель данного исследования заключается в философско-педагогическом анализе категории «педагогика успеха» в контексте актуальной образовательной парадигмы.

Для достижения этой цели автором поставлены следующие задачи:

1. Осуществить семантический и культурологический анализы понятия «педагогика успеха», выявить неоднозначность его трактовок в современном обществе.

2. В контексте онтопарадигмального подхода И.А. Колесниковой проанализировать критерии оценки эффективности деятельности преподавателя и учащегося в различных образовательных средах: технократической, гуманитарной и традиционной. 3. С позиций личностной психологии А. Адлера проанализировать продуктивность педагогической ориентации на соревновательные достижения обучающихся. 4. Выявить варианты практической реализации теоретических идей «педагогики успеха», охарактеризовать типологию успеха, связанную с морально-нравственной ориентацией личности. 5. Определить влияние изменения ценностных ориентаций современной молодежи (в соответствии с теорией поколений) на построение эффективных стратегий и тактик воспитательной работы в системе образования.

Научная новизна представленного исследования заключается в следующем: впервые осуществлен комплексный философско-педагогический анализ концепта «педагогика успеха» на основе сочетания семантического, культурологического и онтопарадигмального подходов. Это позволило выявить многомерность и неоднозначность трактовок данного понятия в современном образовательном пространстве. Выделены характеристики успеха, связанные с морально-нравственной ориентацией личности, что расширяет типологию «формул успеха», применяемых в практике тренеров, тьюторов, коучей. Обоснована значимость учета трансформации ценностных ориента-ций современной молодежи (в рамках теории поколений) для построения эффективных стратегий и тактик воспитательной работы на разных ступенях образования.

Теоретическая значимость работы связана с углублением теоретического понимания феномена «педагогика успеха» в современном образовательном контексте; выявлением специфики оценки успешности учителя и ученика в различных образовательных пространствах, что расширяет представления о многомерности и вариативности трактовок успеха в педагогике; с созданием теоретических предпосылок для разработки альтернативных моделей «педагогики успеха»; развитием аксиологических оснований современной педагогической теории. Обоснование значимости учета трансформации ценностных ориентаций современной молодежи (в контексте теории поколений) для построения эффективных стратегий воспитательной работы расширяет теоретико-методологические основания педагогической науки.

Практическая значимость видится автором в том, что материалы исследования могут использоваться методистами и преподавателями при разработке образовательных программ, направленных на формирование у обучающихся целостного понимания феномена успеха; в практике профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров; при разработке альтернативных моделей «педагогики успеха», ориентированных на личностное развитие и самореализацию; тренерами, тьюторами, коучами при построении эффективных стратегий и технологий сопровождения личности в достижении успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.